Речевое дерево "АБВГДэйка"
методическая разработка

Мараханова  Галина Юрьевна

Увеличение числа дошкольников с ТНР заставляет искать способы осознанного  вовлечения детей в процесс коррекции нарушений, что способствует более динамичной коррекции, и тем самым осуществить благополучную подготовку к обучению грамоте и письму.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Речевое дерево АБВГДэйка330.74 КБ

Предварительный просмотр:

                                   «Речевое дерево АБВГДэйка»

     Увеличение числа дошкольников с ТНР заставляет искать способы осознанного  вовлечения детей в процесс коррекции нарушений, что способствует более динамичной коррекции, и тем самым осуществить благополучную подготовку к обучению грамоте и письму.

        Многофункциональное  дидактическое пособие «Речевое дерево АБВГДэйка»  используется в работе с детьми   4-7 лет. Это пособие реализует принципы развивающего обучения и воспитания в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Назначение:  данное пособие - это своеобразный «сборник» дидактических игр и игровых упражнений, которые можно включить практически в любой вид деятельности для эффективной работы по исправлению речевых отклонений у детей с ТНР, позволяет повысить интерес детей, активизировать их деятельность.

Цель: коррекция речи, стимулировать у детей развитие  познавательных процессов, формировать интерес к решению проблемных ситуаций, способствовать достижению планируемых результатов освоения образовательной программы через интеграцию образовательных областей

 Задачи:

-     Обучение грамоте;

-     Формировать грамматический строй речи;

-    Автоматизация поставленных звуков;

-    Формировать навыки составления описательных рассказов, сказок,

обыгрывания различных сюжетов;

-    Расширять и уточнять представления об окружающем мире;

-    Формировать элементарные математические представления;

-     Развивать познавательные процессы; умственные способности, зрительное и эстетическое восприятие, сообразительность; мелкую моторику рук;

   Данное пособие представляет собой  нарисованное дерево, на котором «растут» буквы. Для работы изготовляются картинки-пособия из плотного картона: буквы, «звуковые гусенички», овощи, фрукты, растения, птицы, виды транспорта и т.д.  В это дидактическое пособие можно включить все  лексические темы, которые осваивают дети. Но приоритетное направление пособия - обучение грамоте.      

   Дидактическое пособие «Речевое дерево «АБВГДэйка» удобно и многофункционально, учитель-логопед и ребенок могут легко и быстро прикрепить к нему любую картинку с помощью магнитной ленты.

Варианты игр:

Игра-конструктор «Звуковые гусенички»:  В набор входят весёлые звуковые гусенички, которые состоят из кругов разных цветов:

  • синий – обозначает твёрдый согласный звук,
  • зелёный – мягкий согласный звук,
  • красный – гласный звук.

Для речевых занятий можно использовать следующие варианты игр:

  • «Какой звук?» - взрослый называет звук, малыш определяет его на слух;
  • «Составь слово» - ребёнок составляет из ковролиновых кругов-фишек слово, которое взрослый показал ему на картинке;
  • «Сколько слогов в слове?» - с помощью звуковой гусеницы ребенок учится делить слова на слоги и считать их;
  • «Кто быстрее?» - дети одновременно составляют одно и то же слово из ковролиновых фишек.

Дифференциация звуков: Например: свистящих-шипящих, звонких-глухих, мягких-твердых при развешивании картинок.

Выделение звуков в слове. В начале, середине, конце. Например: гласных и согласных, звонких и глухих при развешивании картинок.

Части речи. Что или кто висит на «дереве»? Какой предмет висит на дереве?

Классификация предметов. Ориентируясь на предметы на дереве, можно обсуждать такие вопросы, как «Живое-неживое; Что съедобно и несъедобно; и т.д.»

Обобщающие понятия. Овощи-фрукты; Обувь- одежда; Сад-огород; Домашние – дикие животные и т.д.

Формирование счетных навыков. Сколько птичек сидит на дереве? Сколько справа? Сколько слева? Где больше и кого больше?

Сколько слогов в слове.   Учить определять количество слогов в слове:  на самой верхней веточке хотят жить или поселиться слова, в которых один слог, на средней – слова, в которых два слога, а на самой нижней – по три слога.

Звук потерялся или найди звук» Научить детей находить заданный звук в слове (гласный или согласный) и определять место звука в слове. Дети произносят вслух название картинки, находят нужную и нанизывают их на веточки.

Например: звук С   оса, лиса, коса, санки

C:\Users\марьинский\Desktop\ВСЕ С РАБОЧЕГО\Мараханова Г.Ю\ДЕРЕВО АБВГДейка фото\DSC01255.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме:"Пословицы и поговорки, как жанр фольклора. Роль пословиц и поговорок в речевом развитии детей"

Тема моей работы звучит так: «Пословицы и поговорки, как жанр фольклора. Роль пословиц и поговорок в речевом развитии детей».Цель:1. Кратко передать некоторые теоретические данные о пословицах и...

Речевая культура делового человека

В данном докладе определены основные требования к деловой речи: правильность, точность, ясность, краткость. Данная работа будет интересна и полезна как учащимся, так и преподавателям....

Совершенствование речевой деятельности младших школьников в период обучения грамоте

Правильно организованная работа на уроках русского языка может дать прекрасную возможность для развития личности младшего школьника, его мышления и речи, восприятия и памяти, способностей и талантов. ...

Формы речевого этикета в английском языке и проблемы его применения в быту и профессиональной деятельности

Английский речевой этикет - это совокупность специальных слов и выражений, придающих вежливую форму английской речи, а также правила, согласно которым эти слова и выражения употребляются на практике в...

Речевые и внеречевые средства общения

В статье речь пойдет о вербальных и невербальных средствах общения....

Психолого-педагогические условия успешного речевого развития

Проблема paзвития  речи    остается  одной  из  актуальных  в  теории  и  практике психологии, играет значительную роль в   социализаци...

Практическая работа по теме:"Речевые ошибки и их исправление"

Практическая работа по теме:"Речевые ошибки и их исправление" предназначен для текущего контроля знаний студентов различных специальностей по дисциплинам: "Русский язык и культура речи", "Создание и р...