Речевое дерево "АБВГДэйка"
методическая разработка
Увеличение числа дошкольников с ТНР заставляет искать способы осознанного вовлечения детей в процесс коррекции нарушений, что способствует более динамичной коррекции, и тем самым осуществить благополучную подготовку к обучению грамоте и письму.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Речевое дерево АБВГДэйка | 330.74 КБ |
Предварительный просмотр:
«Речевое дерево АБВГДэйка»
Увеличение числа дошкольников с ТНР заставляет искать способы осознанного вовлечения детей в процесс коррекции нарушений, что способствует более динамичной коррекции, и тем самым осуществить благополучную подготовку к обучению грамоте и письму.
Многофункциональное дидактическое пособие «Речевое дерево АБВГДэйка» используется в работе с детьми 4-7 лет. Это пособие реализует принципы развивающего обучения и воспитания в соответствии с требованиями ФГОС ДО.
Назначение: данное пособие - это своеобразный «сборник» дидактических игр и игровых упражнений, которые можно включить практически в любой вид деятельности для эффективной работы по исправлению речевых отклонений у детей с ТНР, позволяет повысить интерес детей, активизировать их деятельность.
Цель: коррекция речи, стимулировать у детей развитие познавательных процессов, формировать интерес к решению проблемных ситуаций, способствовать достижению планируемых результатов освоения образовательной программы через интеграцию образовательных областей
Задачи:
- Обучение грамоте;
- Формировать грамматический строй речи;
- Автоматизация поставленных звуков;
- Формировать навыки составления описательных рассказов, сказок,
обыгрывания различных сюжетов;
- Расширять и уточнять представления об окружающем мире;
- Формировать элементарные математические представления;
- Развивать познавательные процессы; умственные способности, зрительное и эстетическое восприятие, сообразительность; мелкую моторику рук;
Данное пособие представляет собой нарисованное дерево, на котором «растут» буквы. Для работы изготовляются картинки-пособия из плотного картона: буквы, «звуковые гусенички», овощи, фрукты, растения, птицы, виды транспорта и т.д. В это дидактическое пособие можно включить все лексические темы, которые осваивают дети. Но приоритетное направление пособия - обучение грамоте.
Дидактическое пособие «Речевое дерево «АБВГДэйка» удобно и многофункционально, учитель-логопед и ребенок могут легко и быстро прикрепить к нему любую картинку с помощью магнитной ленты.
Варианты игр:
Игра-конструктор «Звуковые гусенички»: В набор входят весёлые звуковые гусенички, которые состоят из кругов разных цветов:
- синий – обозначает твёрдый согласный звук,
- зелёный – мягкий согласный звук,
- красный – гласный звук.
Для речевых занятий можно использовать следующие варианты игр:
- «Какой звук?» - взрослый называет звук, малыш определяет его на слух;
- «Составь слово» - ребёнок составляет из ковролиновых кругов-фишек слово, которое взрослый показал ему на картинке;
- «Сколько слогов в слове?» - с помощью звуковой гусеницы ребенок учится делить слова на слоги и считать их;
- «Кто быстрее?» - дети одновременно составляют одно и то же слово из ковролиновых фишек.
Дифференциация звуков: Например: свистящих-шипящих, звонких-глухих, мягких-твердых при развешивании картинок.
Выделение звуков в слове. В начале, середине, конце. Например: гласных и согласных, звонких и глухих при развешивании картинок.
Части речи. Что или кто висит на «дереве»? Какой предмет висит на дереве?
Классификация предметов. Ориентируясь на предметы на дереве, можно обсуждать такие вопросы, как «Живое-неживое; Что съедобно и несъедобно; и т.д.»
Обобщающие понятия. Овощи-фрукты; Обувь- одежда; Сад-огород; Домашние – дикие животные и т.д.
Формирование счетных навыков. Сколько птичек сидит на дереве? Сколько справа? Сколько слева? Где больше и кого больше?
Сколько слогов в слове. Учить определять количество слогов в слове: на самой верхней веточке хотят жить или поселиться слова, в которых один слог, на средней – слова, в которых два слога, а на самой нижней – по три слога.
Звук потерялся или найди звук» Научить детей находить заданный звук в слове (гласный или согласный) и определять место звука в слове. Дети произносят вслух название картинки, находят нужную и нанизывают их на веточки.
Например: звук С оса, лиса, коса, санки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме:"Пословицы и поговорки, как жанр фольклора. Роль пословиц и поговорок в речевом развитии детей"
Тема моей работы звучит так: «Пословицы и поговорки, как жанр фольклора. Роль пословиц и поговорок в речевом развитии детей».Цель:1. Кратко передать некоторые теоретические данные о пословицах и...
Речевая культура делового человека
В данном докладе определены основные требования к деловой речи: правильность, точность, ясность, краткость. Данная работа будет интересна и полезна как учащимся, так и преподавателям....
Совершенствование речевой деятельности младших школьников в период обучения грамоте
Правильно организованная работа на уроках русского языка может дать прекрасную возможность для развития личности младшего школьника, его мышления и речи, восприятия и памяти, способностей и талантов. ...
Формы речевого этикета в английском языке и проблемы его применения в быту и профессиональной деятельности
Английский речевой этикет - это совокупность специальных слов и выражений, придающих вежливую форму английской речи, а также правила, согласно которым эти слова и выражения употребляются на практике в...
Речевые и внеречевые средства общения
В статье речь пойдет о вербальных и невербальных средствах общения....
Психолого-педагогические условия успешного речевого развития
Проблема paзвития речи остается одной из актуальных в теории и практике психологии, играет значительную роль в социализаци...
Практическая работа по теме:"Речевые ошибки и их исправление"
Практическая работа по теме:"Речевые ошибки и их исправление" предназначен для текущего контроля знаний студентов различных специальностей по дисциплинам: "Русский язык и культура речи", "Создание и р...