Из опыта работы преподавателя химии ГБПОУ «Профессиональный лицей №4» Цамалаидзе Ирины Викторовны
статья
Данная работа предназначена для преподавателей среднего профес сионального образования при изучении химии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iz_opyta_raboty.docx | 22.66 КБ |
Предварительный просмотр:
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
преподавателя химии
ГБПОУ «Профессиональный лицей №4»
Цамалаидзе Ирины Викторовны
г.Владикавказ,2019
Преподавание курса химии в лицее осуществляется с ярко выраженной профессиональной направленностью, а также межпредметными связями с другими общеобразовательными и специальными дисциплинами. Мною разработана программа по химии, согласно которой, предмет изучается профилированно, в которой учитывается роль предмета в профессии портного. Данная программа содержит все компоненты общеобразовательной школы и соответствует уровню требований, обеспечивающему среднее образование учащихся. В программе учитывается специфика преподавания химии, которая заключается в подборе профессионально значимого материала, сочетающегося с курсом химии средней школы.
В курсе химии наиболее взаимосвязанными с дисциплинами профессионально-технического цикла являются темы: «Природные источники углеводородов», «Многоатомные спирты», «Альдегиды», «Крахмал», «Целлюлоза», «Анилин», «Белки», «Высокомолекулярные соединения», «Натуральные и синтетические волокна». По темам подобран и используется материал с профессионально значимым содержанием. На уроках более глубоко изучается технология получения искусственных и синтетических волокон, заслушиваются сообщения и доклады учащихся. Эти уроки, не отступая от требований программы, имеют профессиональную и природоохранную направленность.
Самостоятельная деятельность учащихся на уроках и в процессе внеклассной работы является необходимым и неотъемлемым элементом учебно-воспитательного процесса, без которого невозможно ни усвоение знаний, ни приобретение практических умений, ни развитие умственных способностей.
В начале своей педагогической деятельности я обратила внимание на то, что у учащихся не сформированы умения выполнять самостоятельные работы. Учащиеся действуют методом «проб и ошибок», не сознавая тех способов работы, той их логической последовательности, которые должны привести к положительным результатам. Вследствие этого выполнение самостоятельной работы затягивается и обучение становиться более трудным. Поэтому, на своих уроках, я стараюсь формировать у учащихся следующие умения: выделять главное в тексте, составлять простой и развернутый план, составлять конспект, переводить текс в таблицы и схемы, работать с несколькими источниками, слушать изложение преподавателя, пользоваться справочной литературой, работать с периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, решать задачи.
На уроках я стараюсь устанавливать атмосферу свободного делового общения между мною и учащимися, одинаковой заинтересованности в качестве общей работы.
Особое место на уроке я отвожу работе с книгой. Ведь учебник является для учащихся первой научной книгой, поэтому именно с него нужно начинать обучение основным приемам самостоятельной работы.
Беседы с учащимися показывают, что для многих из них изучение, вернее незнание химического языка затрудняет учение, снижает интерес к химии; наличие уравнений химических реакций часто является тормозом в усвоении учебного материала. Это в большей степени относится к учащимся, имеющим проблемы в знаниях и умениях за курс неполной средней школы.
Формирование умений самостоятельной работы учащихся на уроках химии способствует активизации мыслительной деятельности, выбору наиболее рационального и необходимого из предложенного, что дает положительный результат при изучении предмета и сдачи экзамена.
Химия - наука экспериментальная, и на уроках широко используется химический эксперимент в виде демонстраций, лабораторных и практических работ. Главная цель лабораторных работ - изучение нового материала, практических занятий - формирование практических навыков. Формирование практических умений и навыков - процесс сложный. Учащиеся от урока к уроку должны переходить от низшего к более высокому уровню сформированности практических умений. Для успешного формирования практических умений у учащихся необходимо, чтобы они совершали действия совершенно осмысленно, а не механически, понимая, для чего выполняется химический эксперимент, какие необходимо соблюдать при этом условия и даже предвидеть результаты опыта, так как умение - это всегда деятельность, в основе которой лежит знание правильного выполнения и порядка осуществления составляющих умение действий. Еще Д.И. Менделеев говорил о большом значении химического эксперимента, который прививает человеку «дух пытливости» и приучает к упорному труду.
Главная функция учителя - это не передача знаний, а создание определенного эмоционального отношения к этим знаниям, которое обеспечит их активное восприятие и усвоение. Можно предположить такую схему воспитания у учащихся увлечения учебным предметом: от любопытства к удивлению, от них к прочному знанию и научному поиску. В своей педагогической деятельности я стараюсь так организовать преподавание, чтобы поддержать у учащихся стремление узнать новое, испытать чувство радости от процесса познания.
К знаниям нужно идти через интерес, поэтому в своей работе я практикую такие формы и методы преподавания, как дидактические игры, семинары, разного рода соревнования, викторины. Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения на уроках, справедливо усматривает в них возможность эффективной организации взаимодействия педагога и учащегося, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса. В процессе игры у учащегося вырабатывается привычка сосредоточиться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, учащиеся не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные, отстающие учащиеся включаются в игру с огромным интересом, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Считаю, что игра развивает самоуправление и самооценку учащихся.
Свои уроки я стараюсь строить свободно, творчески, добиваться усвоения учащимися новых знаний на уроке и, тем самым, исключать перегрузку учащихся дома.
Особое место при изучении химии я отвожу экологическому образованию. Стараюсь прививать у учащихся бережное отношение к природе, рациональное использование ее богатств. Особенно ярко данный аспект освещают такие темы как: «Природные источники углеводородов», «Металлы», «Спирты», «Фенолы», «Анилин», «Целлюлоза» и т.д. По возможности, связываю изучаемый материал с региональным компонентом. Например, при изучении темы «Природные источники углеводородов» обращаю внимание на месторождения нефти в регионе и республике; темы: «Металлы» - месторождения цветных металлов в республике деятельность заводов «Электроцинк», «Победит».
Текущий контроль знаний осуществляется на всех занятиях путем устного или письменного опроса, выполнения самостоятельных и контрольных работ. Также использую в своей работе тестовый, разноуровневый контроль знаний, что обеспечивает рациональное использование времени на уроке и охватывает всех учащихся. В своей работе применяю также уроки-зачеты.
Один из путей качества обучения является связь учебной и внеклассной работы по химии, что способствует развитию у учащихся самостоятельности, творчества, ответственности за порученное дело, подготавливает их к будущей трудовой деятельности. Внеклассная работа - это процесс сотрудничества и содружества учителя и ученика, которая позволяет раскрыть учащихся, выявить таланты. В связи с этим ежегодно провожу недели химии, в которых учащиеся активно участвуют. В рамках недели проводятся: химические КВН, конкурс плакатов, стенгазет, докладов, рефератов; викторины; тематические классные часы и т.д. Такая форма работы повышает у учащихся интерес к химии и способствует развитию интеллектуального уровня.
В.А.Сухомлинский писал о гармонии в педагогическом труде трех понятий - «надо», «трудно» и «прекрасно». Но трудное становится легче, когда понятно во имя чего оно - это трудное - делается.
Я знаю, ради чего я работаю, и каждый мой день - доказательство этого. Моим профессиональным девизом являются слова А. Дистервега: «Плохой учитель преподносит истину, а хороший учит ее находить».
Я стараюсь быть хорошим учителем. Это так захватывающе интересно, увлекательно - провести учеников по пути узнавания истины, чтобы они почувствовали себя первооткрывателями.
Я хочу быть другом своим ученикам. Пусть они всегда чувствуют мою поддержку и понимание, смогут всегда доверить мне свои сомнения и тревоги, знают, что рядом с ними человек, на которого можно надеяться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы преподавателя информатики и ИКТ
Информатика и информационные технологии занимают особое положение в современном информационном мире. Процесс информатизации общества становится все более динамичным и выдвигает новые требования к восп...
Из опыта работы преподавателя Шершневой М.А.
Формирование профессиональных компетентций через систему дуального обучения...
«Из опыта работы преподавателей общеобразовательных дисциплин по развитию мотивации студентов и успешному освоению вы-бранной профессии/ специальности»
«Из опыта работы преподавателей общеобразовательных дисциплин по развитию мотивации студентов и успешному освоению выбранной профессии/ специальности»...
Самостоятельная работа слушателей в Ессентукском филиале СтГМУ. Обобщение опыта работы преподавателя Смирновой В.А.
Самостоятельная работа слушателей является неотъемлемой частью обучения при повышении фельдшерами-лаборантами своих профессиональных знаний и умений в специализированных учебных заведениях....
Обобщение опыта работы учебной фирмы ГБПОУ "НГК"
Представлен анализ работы учебной фирмы, созданной на базе специальности Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), который позволит преподавателям использовать данный опыт работы в своей про...
Современные педагогические методы и технологии в среднем профессиональном образовании: (из опыта работы преподавателя истории)
В стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа инф...
КЕЙС-МЕТОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ: ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)
Кейс-метод представляет собой технику активного обучения, заключающуюся в использовании конкретных учебных ситуаций при организации процесса обучения, нацеленную на формулирование проблемы и поиск вар...