Детский праздник как один из факторов развития дошкольника
статья
Предварительный просмотр:
Детский праздник как один из факторов развития дошкольника
Т.В.Уварина, методист
Праздники - одни из самых радостных и удивительных событий в жизни людей. Их любят все жители Земли: от младенца до старика, и женщины и мужчины.
В данной статье предполагается осветить некоторые психологические вопросы организации и проведения праздников для дошкольников.
Известно, что в дошкольном возрасте большое значение для развития ребенка играют взаимоотношения его со сверстниками. Именно организованный детский праздник позволяет ребенку почувствовать себя членом группы сверстников. Впервые у дошкольника появляется чувство гордости не только за себя, свой успех, а гордость за других детей, с которыми он связан по сценарию праздника. У ребенка начинает формироваться расширенное представление о такой структуре сознания как «Мы», в которое теперь уже включены не только самые близкие и родные для него люди, но и сверстники. Стоит заметить, что праздник объединяет и родителей детей. В этом мероприятии взрослые понимают, что от их вклада зависит общий успех мероприятия. Это подталкивает к раскрытию родительского творческого потенциала.
Праздник, включающий в себя подготовку и проведение самого мероприятия, дарит ребёнку богатый материал для детского воображения, которое формируется и начинает активно функционировать у ребёнка дошкольного возраста. В структуре психических функций дошкольников центральное место занимает память, а именно развивается целенаправленное запоминание. Вот почему для детей дошкольников так полезно участие в праздниках, где они разучивают стихи, песни. Это благотворно сказывается на развитии речи. Ребенок раскрывает для себя неведомые ему ранее свойства речи для передачи различных эмоциональных состояний с помощью не только самих слов, но и при помощи тона, ритма и др.
Участие ребенка в празднике позволяет расширить область его познавательных интересов. Прежде всего, это знакомство малышей с национальными традициями и обычаями. Это значительно расширяет кругозор ребенка и позволяет ему на многие современные события взглянуть иначе. Любые знания дают возможность ребенку чувствовать себя более уверенно и поэтому влияют на его самоощущение.
Содержание любого праздника доводится до сознания ребёнка, главным образом, при подготовке к нему. Праздник – это уже результат, кульминация долгой и кропотливой совместной работы детей, педагога и родителей. Все накопленные ребенком к этому времени умения и навыки при подготовке к празднику становятся задействованными и дают возможность принять дошкольнику активное участие в выступлениях.
Безусловно, важное значение в проведении праздников у дошкольников отводится заинтересованным взрослым. Мы имеем в виду педагогов и родителей. Главная задача и педагогов и родителей - создание соответствующего эмоционального настроя у детей на конкретный праздник. Положительные эмоции – необходимая составляющая полноценного развития ребёнка. Педагогу необходимо заинтересовать ребёнка, а иногда и самого родителя в участии в празднике, познакомив детей с историей возникновения праздника, его особенностями, смыслом. В задачи педагогов входит грамотно организовать процесс подготовки к празднику: продумать тему, форму программы, подобрать музыкально-литературный материал, уделить внимание сюрпризным моментам и художественному оформлению, раздать роли в соответствии с личностными особенностями детей. Очень важно не оставить без внимания условия учреждения, возрастной состав детей, чтобы вся организация праздника отвечала интересам, потребностям детей и каждый из ребят получил удовольствие от посильного участия в празднике. Праздник является для ребёнка источником новых впечатлений, стимулом для его дальнейшего развития именно поэтому важно как можно внимательнее отнестись к его подготовке и проведению. Результат участия в празднике непременно окажет влияние на самооценку ребенка. Вот почему педагог дожжен в союзе психологом заранее обсудить распределение ролей и сценарий, чтобы каждый дошкольник мог раскрыть свой личностный потенциал. Это позволит ребенку расширить представление о пределах своих возможностей и не бояться в будущем брать для выполнения более сложные задания. В ходе праздника повышается самооценка ребёнка, и в том числе его оценка в глазах других детей. Это очень важно, чтобы ребёнок дошкольник чувствовал себя комфортно в дошкольном учреждении, особенно если ему до этого было сложно приспособиться к детскому коллективу.
Кроме благотворного влияния на становление личности ребёнка, праздник очень полезен и для родителей Наблюдение за своим ребенком в кругу сверстников подталкивает родителей к некоторым выводам, касающимся уровня развития и воспитания ребенка. В дальнейшем отмеченные в ребенка «недостатки» родители стремятся скорректировать с помощью психолога и изменения своего родительского поведения.
Вот некоторые аспекты, которые, на наш взгляд должны учитываться педагогами, родителями и другими специалистами при подготовке к празднику для дошкольников.
- Праздник- это долгожданное удовольствие для детей, он способствует формированию нравственных и художественно-эстетических чувств ребёнка
- Дети в ходе праздника должны быть самыми активными участниками всех действий
- Желательно предусмотреть призы, которые должны быть для детей приятной неожиданностью.
- Произведения, которые предлагаются детям для заучивания, должны отвечать их возрастным особенностям (то, что способен выучить старший дошкольник не всегда по силам младшему)
- Чтобы формировать эстетическое восприятие дошкольника желательно, чтобы произведения были высокохудожественными, не содержали сленговых или «взрослых» выражений.
- Роль подражания в становлении личности ребёнка велика. Дети копируют даже неуловимые особенности поведения взрослых, жесты, эмоции и чувства, именно поэтому стоит обращать внимание взрослым на себя самих.
- Начинать подготовку празднику следует заранее, за 5-6 недель до намеченной даты
- Важно, чтобы ребятам на празднике было весело и интересно
- Стоит помнить о нравственной составляющей детских сценариев. Нравственное воспитание определяет, каким именно из ребенка вырастет взрослый – душевный, отзывчивый, уважающий точку зрения собеседника. Герои детского представления учат малышей сопереживать, ценить прекрасное, наслаждаться красотой, радоваться за других. Слова мамы или папы, говорящих о моделях поведения, ребенок часто пропускает мимо ушей. Услышать же о добре, правде, справедливости, дружбе из уст сказочных героев – это совсем другое дело.
- В детские сценарии необходимо включать подвижные игры для развития ловкости, силы, смекалки, быстроты реакции и координации движений.
- Материал лучше распределить так, чтобы активная деятельность и пассивная деятельность (отдых) сменяли друг друга. Например, после подвижных игр можно показать выступление взрослого персонажа, чтобы дети посидели на стульчиках и отдохнули
- Праздник должен быть проведён в хорошем темпе, растянутость выступлений, большое их количество, паузы, утомляют ребят, избежать этого позволит активное участие взрослых и длительность мероприятия не более часа-полутора
- Во время подготовки, проведения и по завершению праздника родителям и педагогам необходимо похвалить детей, тем самым повысив их самооценку.
Для праздника характерно веселье, добрый настрой, проявление искренней любовь ко всем присутствующим. Необходимо стремится к тому, чтобы праздник пробудил теплоту в нежных детских сердцах. Пусть с самого раннего детства ребенок будет безгранично счастлив и пронесет это ощущение через всю жизнь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профессиональная ориентация как один из факторов формирования мотивации в обучении иностранным языкам
Мотивация играет значительную роль в обучении иностранным языкам в профессиональной школе. Особая роль отводится внутренней и внешней мотивации в обучении. Она повышает роль иностранного языка в форми...
Профессиональная ориентация как один из факторов формирования мотивации в обучении иностранным языкам
Иностранный язык играет важную роль в формировании конкурентоспособной личности на рывнке труда. Мотивация выступает как один из факторов в обучении иностранным языкам....
Профессиональная ориентация как один из факторов формирования мотивации в обучении иностранным языкам
Иностранный язык играет важную роль в формировании конкурентоспособной личности на рывнке труда. Мотивация выступает как один из факторов в обучении иностранным языкам....
«Общепедагогическая подготовка работников образования – как один из факторов повышения качества образования. Какие технологии используются в работе».
О применениии ИКТ- технологий в музыкальной школе....
Взаимодействие детского сада и семьи в вопросах социально-коммуникативного развития дошкольников
Проблема социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста все чаще обсуждается педагогами, психологами, социологами и является одной из наиболее актуальных проблем современных научно-пра...
ЗНАЧЕНИЕ ДЕТСКОЙ КНИГЕ В РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКА
Художественная литература, словарный запас детей, духовное оющение родителей и детей через книги....
«Детский театр как фактор социокультурного развития дошкольников»
Научить ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародить стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе....