Программа дополнительного образования по предмету:"Макраме"для слушателей
рабочая программа

Плаксина Валентина Васильевна

Программа дополнительного образования по предмету:" Макраме" для слушателей отделения слепоглухих на 40 и 60 учебных часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_slepogluhih_na_40_i_60_chasov.docx28.22 КБ

Предварительный просмотр:

Частное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Центр реабилитации слепых» ВОС

           Принято                                                                                                        Утверждаю

На заседании педагогического совета                                                         Ген. директор ЦРС ВОС

Протокол № 1 от 14.08.2018 г.                                                                     __________ Степанов С. И.

                                                                                                                        «____»  ___________  2018 г.

Дополнительная общеобразовательная программа

(общеразвивающая для взрослых)

по предмету: «Макраме»

 

Направленность программы: социально-педагогическая

Категория обучающихся: взрослые инвалиды по зрению и слуху

срок реализации программы: 2,5 месяца

                                                                        Составитель: преподаватель

                                                                        высшей категории

                                                                        Плаксина В.В.

                                                                         

                                                           

Волоколамск

2018 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Узелковое плетение служит людям на протяжении многих веков. Оно прочно вошло в быт человека, став любимым занятием.

     Занятие макраме способствует развитию усидчивости, аккуратности, даёт возможность для проявления творческой индивидуальности и фантазии.  Увлечение плетением наполняет жизнь слепоглухих новыми интересами и повышает их жизненный тонус.

     Программа по предмету «Макраме» предусматривает плетение разнообразных изделий, условно разделяемых на плоские и объемные, и включает в себя 6 разделов. Выбор изделия зависит от способностей и желания слепоглухих учащихся.

     В данной программе особое место уделено тем изделиям, которые являются самыми популярными у слушателей. Это – кашпо, панно, карманы, игрушки-сувениры, плетёные сумки, вазы.

     С самого начала обучения необходимо систематически обращать внимание слушателей на соблюдение правил безопасности при работе с шилом, булавками, ножницами. В процессе занятий слепоглухие разных категорий знакомятся с выполнением основных узлов и приёмов макраме.

Овладев теоретическими и практическими знаниями, умениями и навыками узелкового плетения, инвалид по зрению и слуху сможет творчески реализовать свои возможности на практике.

     В связи с тем, что каждый слушатель имеет свои психофизиологические особенности (время и степень потери зрения и слуха, особенности сохранных анализаторов, общее состояние здоровья, возраст), то при обучении слепоглухих разных категорий применяется индивидуальный подход. Объём и последовательность изучаемых тем можно изменять, соблюдая принцип «от простого к сложному».

Цель программы:

    - сформировать у инвалидов по зрению и слуху представление о макраме как об одном из видов декоративно-прикладного искусства;

    - раскрыть потенциальные возможности слушателей, развить их индивидуальные способности, активизировать творческое мышление для самореализации в обществе, наполнить их жизнь новым смыслом.

Основные задачи обучения:

    - овладение знаниями, умениями, навыками узелкового плетения;

     - развитие устойчивого интереса к предмету;

    - формирование трудолюбия, терпения, усидчивости, активного отношения к труду;

    - выработка у слушателей уверенности в своих силах;

    - освоение техники плетения узлов, узоров, технологии плетения различных изделий;

     - овладение навыками оформления плетеных изделий.

Основной формой обучения плетению являются индивидуальные занятия по учебному расписанию. Успешное усвоение программы предполагает закрепление знаний и умений на факультативных занятиях и при выполнении домашних заданий в свободное от занятий время.

Преподаватель применяет различные методы обучения в зависимости от категории слепоглухих слушателей и с каждым работает индивидуально. Методы показа должны быть наиболее рациональными для усвоения приёмов плетения без зрительного контроля. Только после того, как слушатель четко научится выполнять показанный ему приём плетения, преподаватель переходит к показу другого приёма.

Учитывая, что у слушателей, как правило, имеются сопутствующие заболевания, в поурочном планировании отводится время на физкультминутки с целью снятия усталости.

   

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

     В результате обучения по программе дополнительного образования «Макраме» слушатели

 должны знать:

     - историю макраме;

     - технику безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;

     - материалы и приспособления в плетении;

     - свойства нитей;

     -  значения слов «кашпо», «панно» и их назначение;

     - основные понятия в макраме (основа, рабочая нить);

     - приёмы крепления нитей на основу;

     - понятие «цепочка», «шнур»;

     - виды узлов: вспомогательные и основные;

     - приёмы начала и окончания изделия.

должны уметь:

     - производить расчёт длины нитей и пользоваться ножницами при подготовке нитей к работе;

     - пользоваться крючком для вязания;

     - перематывать нити из мотков в клубки;

     - распознавать нити по качеству, диаметру (толщине), крутке;

     - пользоваться брайлевской лентой и линейкой;

     - пришивать укороченную или оборвавшуюся нить, верёвку;

     - различать основные понятия «основы», «рабочих нитей», виды «основ»;

     -  считать число узлов по «перемычке» слева;

     - различать виды узлов, знать их особенности;

     - навешивать нити на основу различными способами;

     - выполнять вспомогательные, основные узлы макраме;

     - выполнять простейшие цепочки и шнуры макраме;

     - выполнять различные виды кистей, бахромы

     - выполнять приёмы плетения.

Учебно-тематический план

п/п

Название темы

Количество часов

ВСЕГО

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

1.

Введение. Учебная экскурсия: «История развития макраме». Инструктаж по технике безопасности.

2

1

1

2.

Инструменты и материалы.

2

1

1

3.

Техника плетения узлов.

8

2

6

4.

Техника плетения узоров.

8

2

6

5.

Приемы плетения изделий.

4

1

3

6.

Плетение изделий.

16

2

14

Итого:

40

9

31

Примечание:

1.Программа рассчитана на 40 часов.

2.Часть теоретических вопросов изучается в процессе практической работы.

3.Так как в Центре обучаются инвалиды по зрению с различной степенью скомпенсированности дефекта, прохождение всех тем с каждым слушателем не обязательно.

4.Те разделы программы, которыми слушатели владеют на момент поступления для обучения, после проверки из учебного плана могут быть исключены.

СОДЕРЖАНИЕ   ПРОГРАММЫ

I.  Введение. Инструктаж по технике безопасности. История развития макраме.

    Введение. История макраме. Экскурсия по кабинету. Демонстрация изделий макраме. Техника безопасности и санитарно-гигиенические требования. Пожарная безопасность.

II. Инструменты и материалы.

    Инструменты и приспособления: подушка для плетения, булавки с наконечниками, вязальный крючок, ножницы, брайлевская линейка.

Дополнения к плетению: планки, кольца, каркасы, бусы, шары и др.

Материалы: нити и верёвки (хлопчатобумажные, синтетические, бумажный шпагат).

III. Техника плетения узлов.

    Приёмы крепления нити на основу – лицевой, изнаночный, расширенный. Вспомогательные узлы из одной нити: простой (левый, правый), «капуцин», «восьмёрка», «серёжка». Узлы на двух нитях. Понятие основы и рабочей нити. Расход нити. Петельный узел, узел «фриволите». Репсовый узел. Брида. Горизонтальная брида. Плоские узлы (узел «ягодка»). Одинарный, двойной плоский узел. Цепочки из плоских узлов.

IV. Техника плетения узоров.

     Узор «сетка-шахматка» из двойных плоских узлов (ДПУ). Сетка «прямое полотно», сетка «на уголок» и сетка «от уголка». «Сетка-шахматка» из цепочек «змеек», из узлов «ягодка».

V. Приёмы плетения изделий.

     Оплетение колец. Закрепление бусин, шаров с отверстием по середине. Плетение бахромы: в начале изделия, в конце изделия. Кисти, оформление кистей. Советы и секреты в плетении.

VI. Плетение изделий.

    Плетение панно: форма, фактура, назначение. Виды панно. Расчёт количества и длины нитей. Плетение кашпо. Виды кашпо. Декоративные элементы (кольца, бусины, планки). Плетение учебного кашпо. Сочетание кашпо с панно. Назначение кашпо, форма. Расчёт количества и длины нитей. Плетение сосудов (ваз, игрушек). Идея, замысел изделия. Виды, форма, условия выбора нитей. Игрушки (плоские, объёмные). Плетение сумок. Виды сумок. Форма, фактура, назначение. Расчёт количества и длины нитей.

    Примечание. Выбор и количество выполненных изделий зависит от способностей и желания слушателей.

СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ

1. Головань Т.Е. Плетение стильных вещей – Ростов – на – Дону: Феникс, 2004 г.

2. Кузьмина М. Азбука плетения – Москва, изд. Лёгкая промышленность и бытовое обслуживание, 2000 г.

3. Макраме – Москва, ПК «Алтай», 2004 г.

4. Рябинина Г.В. Объёмное макраме – Москва, 2004 г.

5. Соколовская М.М. Знакомьтесь с макраме – Москва, Просвещение, 2009 г.

Частное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

«Центр реабилитации слепых» ВОС

           Принято:                                                                                                        Утверждаю

На заседании педагогического совета                                                         Ген. директор ЦРС ВОС

Протокол № 1 от 14.08.2018 г.                                                                     __________ Степанов С. И.

                                                                                                                        «____»  ___________  2018 г.

Дополнительная общеобразовательная программа

(общеразвивающая для взрослых)

по предмету: «Макраме»

 

Направленность программы: социально-педагогическая

Категория обучающихся: взрослые инвалиды по зрению и слуху

срок реализации программы: 2,5 месяца

                                                                        Составитель: преподаватель

                                                                        высшей категории

                                                                        Плаксина В.В.

                                                                         

                                                           

Волоколамск

2018 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Узелковое плетение служит людям на протяжении многих веков. Оно прочно вошло в быт человека, став любимым занятием.

     Занятие макраме способствует развитию усидчивости, аккуратности, даёт возможность для проявления творческой индивидуальности и фантазии.  Увлечение плетением наполняет жизнь слепоглухих новыми интересами и повышает их жизненный тонус.

     Программа по предмету «Макраме» предусматривает плетение разнообразных изделий, условно разделяемых на плоские и объемные, и включает в себя 6 разделов. Выбор изделия зависит от способностей и желания слепоглухих учащихся.

     В данной программе особое место уделено тем изделиям, которые являются самыми популярными у слушателей. Это – кашпо, панно, карманы, игрушки-сувениры, плетёные сумки, вазы.

     С самого начала обучения необходимо систематически обращать внимание слушателей на соблюдение правил безопасности при работе с шилом, булавками, ножницами. В процессе занятий слепоглухие разных категорий знакомятся с выполнением основных узлов и приёмов макраме.

Овладев теоретическими и практическими знаниями, умениями и навыками узелкового плетения, инвалид по зрению и слуху сможет творчески реализовать свои возможности на практике.

     В связи с тем, что каждый слушатель имеет свои психофизиологические особенности (время и степень потери зрения и слуха, особенности сохранных анализаторов, общее состояние здоровья, возраст), то при обучении слепоглухих разных категорий применяется индивидуальный подход. Объём и последовательность изучаемых тем можно изменять, соблюдая принцип «от простого к сложному».

Цель программы:

    - сформировать у инвалидов по зрению и слуху представление о макраме как об одном из видов декоративно-прикладного искусства;

    - раскрыть потенциальные возможности слушателей, развить их индивидуальные способности, активизировать творческое мышление для самореализации в обществе, наполнить их жизнь новым смыслом.

Основные задачи обучения:

    - овладение знаниями, умениями, навыками узелкового плетения;

     - развитие устойчивого интереса к предмету;

    - формирование трудолюбия, терпения, усидчивости, активного отношения к труду;

    - выработка у слушателей уверенности в своих силах;

    - освоение техники плетения узлов, узоров, технологии плетения различных изделий;

     - овладение навыками оформления плетеных изделий.

Основной формой обучения плетению являются индивидуальные занятия по учебному расписанию. Успешное усвоение программы предполагает закрепление знаний и умений на факультативных занятиях и при выполнении домашних заданий в свободное от занятий время.

Преподаватель применяет различные методы обучения в зависимости от категории слепоглухих слушателей и с каждым работает индивидуально. Методы показа должны быть наиболее рациональными для усвоения приёмов плетения без зрительного контроля. Только после того, как слушатель четко научится выполнять показанный ему приём плетения, преподаватель переходит к показу другого приёма.

Учитывая, что у слушателей, как правило, имеются сопутствующие заболевания, в поурочном планировании отводится время на физкультминутки с целью снятия усталости.

   

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

     В результате обучения по программе дополнительного образования «Макраме» слушатели

 должны знать:

     - историю макраме;

     - технику безопасности при работе с режущими и колющими инструментами;

     - материалы и приспособления в плетении;

     - свойства нитей;

     -  значения слов «кашпо», «панно» и их назначение;

     - основные понятия в макраме (основа, рабочая нить);

     - приёмы крепления нитей на основу;

     - понятие «цепочка», «шнур»;

     - виды узлов: вспомогательные и основные;

     - приёмы начала и окончания изделия.

должны уметь:

     - производить расчёт длины нитей и пользоваться ножницами при подготовке нитей к работе;

     - пользоваться крючком для вязания;

     - перематывать нити из мотков в клубки;

     - распознавать нити по качеству, диаметру (толщине), крутке;

     - пользоваться брайлевской лентой и линейкой;

     - пришивать укороченную или оборвавшуюся нить, верёвку;

     - различать основные понятия «основы», «рабочих нитей», виды «основ»;

     -  считать число узлов по «перемычке» слева;

     - различать виды узлов, знать их особенности;

     - навешивать нити на основу различными способами;

     - выполнять вспомогательные, основные узлы макраме;

     - выполнять простейшие цепочки и шнуры макраме;

     - выполнять различные виды кистей, бахромы

     - выполнять приёмы плетения.

Учебно-тематический план

п/п

Название темы

Количество часов

ВСЕГО

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

1.

Введение. Учебная экскурсия: «История развития макраме». Инструктаж по технике безопасности.

2

1

1

2.

Инструменты и материалы.

2

1

1

3.

Техника плетения узлов.

10

2

8

4.

Техника плетения узоров.

10

2

8

5.

Приемы плетения изделий.

14

2

12

6.

Плетение изделий.

22

2

20

Итого:

60

10

50

Примечание:

1.Программа рассчитана на 60 часов.

2.Часть теоретических вопросов изучается в процессе практической работы.

3.Так как в Центре обучаются инвалиды по зрению с различной степенью скомпенсированности дефекта, прохождение всех тем с каждым слушателем не обязательно.

4.Те разделы программы, которыми слушатели владеют на момент поступления для обучения, после проверки из учебного плана могут быть исключены.

СОДЕРЖАНИЕ   ПРОГРАММЫ

I.  Введение. Инструктаж по технике безопасности. История развития макраме.

    Введение. История макраме. Экскурсия по кабинету. Демонстрация изделий макраме. Техника безопасности и санитарно-гигиенические требования. Пожарная безопасность.

II. Инструменты и материалы.

    Инструменты и приспособления: подушка для плетения, булавки с наконечниками, вязальный крючок, ножницы, брайлевская линейка.

Дополнения к плетению: планки, кольца, каркасы, бусы, шары и др.

Материалы: нити и верёвки (хлопчатобумажные, синтетические, бумажный шпагат).

III. Техника плетения узлов.

    Приёмы крепления нити на основу – лицевой, изнаночный, расширенный. Вспомогательные узлы из одной нити: простой (левый, правый), «капуцин», «восьмёрка», «серёжка». Узлы на двух нитях. Понятие основы и рабочей нити. Расход нити. Петельный узел, узел «фриволите». Репсовый узел. Брида. Горизонтальная брида. Диагональная и вертикальная брида. Плоские узлы (узел «ягодка»). Одинарный, двойной плоский узел. Цепочки из плоских узлов.

IV. Техника плетения узоров.

     Узор «сетка-шахматка» из двойных плоских узлов (ДПУ). Сетка «прямое полотно», сетка «на уголок» и сетка «от уголка». «Сетка-шахматка» из цепочек «змеек», из узлов «ягодка». Узоры из брид.

V. Приёмы плетения изделий.

     Оплетение колец. Закрепление бусин, шаров с отверстием по середине. Плетение бахромы: в начале изделия, в конце изделия. Кисти, оформление кистей. Советы и секреты в плетении. Плетение от угла. Плетение в круге.

VI. Плетение изделий.

    Плетение панно: форма, фактура, назначение. Виды панно. Расчёт количества и длины нитей. Плетение кашпо. Виды кашпо. Декоративные элементы (кольца, бусины, планки). Плетение учебного кашпо. Сочетание кашпо с панно. Назначение кашпо, форма. Расчёт количества и длины нитей. Плетение сосудов (ваз, игрушек). Идея, замысел изделия. Виды, форма, условия выбора нитей. Игрушки (плоские, объёмные). Плетение сумок. Виды сумок. Форма, фактура, назначение. Расчёт количества и длины нитей.

    Примечание. Выбор и количество выполненных изделий зависит от способностей и желания слушателей.

СПИСОК   ЛИТЕРАТУРЫ

1. Головань Т.Е. Плетение стильных вещей – Ростов – на – Дону: Феникс, 2004 г.

2. Кузьмина М. Азбука плетения – Москва, изд. Лёгкая промышленность и бытовое обслуживание, 2000 г.

3. Макраме – Москва, ПК «Алтай», 2004 г.

4. Рябинина Г.В. Объёмное макраме – Москва, 2004 г.

5. Соколовская М.М. Знакомьтесь с макраме – Москва, Просвещение, 2009 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Здоровье моей семьи" ЦДЮТТ

Программа "Здоровье моей семьи"  разработана для дополнительного образования .Срок обучения 2 года (280 часов). Возраст обучающихся 12-16 лет. Программа модифицированая....

Рабочая (модифицированная) программа дополнительного образования детей по предмету "Музыкальный инструмент фортепиано" для учащихся подготовительных отделений ДМШ, ДШИ

Отсутствие министерской учебной программы по предмету "Музыкальный инструмент Фортепиано" для учащихся подготовительных отделений ДМШ и ДШИ, заставляет преподавателей данного курса составлять свои раб...

"Детская хореографическая миниатюра в школе". Программа дополнительного образования.

Данная программа адресована отделениям дополнительного образования  в  современой школе .Во все времена танцу  отводилась определённая роль в образовании подрастающего поколения. ...

Программа дополнительных курсов по предмету «Деловой английский язык». 36 часов.

Данная программа по предмету английский язык предназначена для студентов, имеющих основное общее образование и рассчитана на 36 часов. Программа носит коммуникативно-ориентированный и профессионально ...

Программа дополнительных курсов по предмету «Английский язык». 24 часа

Данная программа по предмету английский язык предназначена для абитуриентов, имеющих основное общее образование и рассчитана на 24 часа. Программа носит коммуникативно-ориентированный и профессиональн...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И ВЗРОСЛЫХ Дополнительная общеразвивающая программа Секция «Баскетбол» для обучающихся 16 – 20 лет срок реализации: 1 год

Направленность программы дополнительного образования (далее – программа) – спортивная.  Секция «Баскетбол» (далее – кружок) в АУ «Сургутский политехнический ко...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗРАБОТКЕ И ОФОРМЛЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Размещенная методическая разработка "Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительной общеобразовательной программы" будет полезна студентам,педагогам и спецалистам в обла...