Для классного педагога и саморазвития
учебно-методическое пособие

Федорова Вера Михайловна

Предварительный просмотр:

Гормональная буря и психологические особенности подросткового возраста

Почему подростку так нелегко с самим собой?

- начало функционирования половых желёз, появление вторичных половых признаков;

- у девочек половое созревание начинается на два года раньше и длится 3—4 года, у мальчиков 4—5 лет;

- период роста сексуальности и гиперсексуальности у мальчиков;

- гормональная перестройка: у девочек рост количества эстрогенов, у мальчиков — тестостерона. У представителей обоих полов наблюдается рост уровня надпочечниковых андрогенов, вызывающий развитие вторичных половых признаков;

- новая «химическая среда» организма вызывает резкие перепады настроения (эмоциональные качели);

- высокие темпы роста, сравнимые только с фетальным (внутриутробным) периодом и возрастом от 0 до2-х лет;

- рост скелета идёт быстрее, чем развитие мышечной ткани, отсюда нескладность, непропорциональность, угловатость фигуры;

- у девочек увеличивается масса жировой ткани на 10—20%, что субъективно переживается очень тяжело;

- у мальчиков увеличивается количество мышечной ткани: число мышечных клеток у мальчиков превышает соответствующее число у девочек в 4 раза;

- увеличение объёма лёгких и глубины дыхания с целью обеспечения растущего организма кислородом;

- увеличение объёма сердца в 2 раза за пубертатный период;

- значительные колебания артериального давления, нередко в сторону повышения, частые головные боли, вегетососудистая дистония.

- гиперфункция гипотоламо-гипофизарной и эндокринной системы.

- нестабильность эмоций.

- поллюции у мальчиков и месячные у девочек подчас вызывают реакцию физиологического отторжения

- собственного тела;

- темпы развития сальных желёз (прыщи на лице, повышенная потливость, сальные волосы);

 

Является ли подросток жертвой бушующих гормонов?

— Да. Грейс Крайг приводит следующие общие эмоциональные проявления гормонального криза:

- частая смена настроения:

- депрессия;

- неусидчивость и плохая концентрация внимания;

- раздражительность;

- импульсивность;

- тревога;

- агрессия и проблемное поведение.

— Нет. На состояние подростка оказывает влияние масса других факторов.

- отношения в семье;

- статус в подростковой среде;

- уровень академических успехов;

- способность построить долгосрочную перспективу и т. д.

 

Каковы психологические особенности подросткового возраста?

1. Подросток — уже не ребёнок, но ещё и не взрослый. Эта промежуточная позиция доставляет массу неприятностей. Иногда дверь в мир взрослых захлопывается перед носом самими же значимыми взрослыми, с мотивировкой «ты ещё слишком мал», «нос не дорос». Они, чаще всего родители, оказываются не готовыми к новому статусу ребёнка в семье и социуме.

2. Внутренний кризис самооценки подростка возникает в связи с расширением и ростом возможностей и сохранением детско-школьного статуса.

3. Кризис 13 лет очень часто сравнивают с кризисом 3-х лет, только направлен он не на освоение пространства и предметные действия, а на освоение социального пространства, пространства человеческих взаимоотношений.

4. В психологической литературе этот этап называют этапом «второй перерезки пуповины». Ребёнок отделяется от родителей и уходит в свой мир — мир сверстников.

5. Противоречие подросткового возраста заключается в том, что ребёнок стремится получить статус взрослых и взрослые возможности, но в сочетании с избеганием взрослой ответственности.

6. Подросток зачастую отказывается принимать оценки и жизненный опыт родителей, даже если понимает их правоту. Ему хочется получить свой собственный уникальный и неповторимый опыт, сделать свои ошибки и учиться именно на них.

7. Для данного возраста характерно стремление к признанию собственных заслуг в своей значимой подростковой среде.

8. Подросток испытывает внутренний конфликт: желанное прощание с детством и его безмятежностью и тяжесть расставания с отсутствием ответственности. Возникающие взрослые экзистенциальные и мировоззренческие вопросы создают ощущение глобальной неразрешимости. Подросток свято верит в уникальность собственных проблем и переживаний, что порождает чувство одиночества и подавленности;

9. Борясь с собственным одиночеством, и осознавая сложность проблем, подросток начинает искать себе подобных. Так образуются молодёжные тусовки и формируется подростковая субкультура в противовес миру взрослых.

10. В молодёжной среде у подростка формируется «мы-концепция». С одной стороны, это именно то, что сплачивает группу: общие цели, интересы, задачи. С другой стороны, мир вокруг распадается на «своих» и «чужих», причём взаимоотношения между этими группами порой резко антагонистичны.

11. Формирование «Мы-концепции у подростка является мостиком к возникновению в жизни подростка референтной группы или групп. (Группа, ценности которой подросток принимает и разделяет, мнение которой является для него значимым, называется референтной группой)

12. Учебная деятельность и школа перестаёт быть главной и самой важной задачей. Ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение со сверстниками.

13. В подростковом возрасте происходит снижение продуктивности умственной деятельности в связи с тем, что конкретное мышление сменяется логическим.

14. Именно новым для подростка механизмом логического мышления и объясняется рост критичности. Он уже не принимает постулаты взрослых на веру, он требует доказательств и обоснований.

15. Рост критичности подчас ведёт к полному негативизму. Чаще же всего этот негативизм распространяется только на конфликтные, стрессовые и эмоционально напряжённые для подростка ситуации. Лишь у 20% подростков полностью отсутствуют кризисные проявления негативизма. (Подробнее об этой группе детей можно прочитать в разделе «жизнестойкие дети»).

16. Для подросткового возраста характерна направленность поиска на собственную личность, самоисследование и самоанализ. Подросток пытается высказаться, пусть даже самому себе (дневники).

17. В этот период происходит рост самосознания, как внутренне освоенный опыт социальных отношений, позволяющий глубже понять других и себя.

18. Начало взрослости осуществляется по внешнему механизму (механизму подражания). Я буду КАК взрослый — игра — копирование внешних качеств, стиля, привычек, манеры поведения, то есть внешней атрибутики взрослости. В этом смысле особенную значимость приобретает та личность, которая будет являться этим идеалом. Хочу успокоить родителей: это почти всегда будут НЕ они, а другой значимый взрослый.

19. Подросток стремится следовать за модой и идеалами, принятыми в молодёжной субкультуре: вес, рост, гора мышц и т. д. Огромное влияние на их формирование оказывают средства массовой информации.

20. Ребёнок подражает взрослым стереотипам сексуальности по форме, а не по сути, поэтому так популярна среди девочек литература, типа «Искусство соблазнять» или «Как стать роковой женщиной». Образец для подражания связан для девочек с системой ценностей, сформировавшейся в семье. Это не обязательно «роковая красотка», это может быть и стиль «бизнес вумэн», максимально приближающийся к мужскому стереотипу. Она всегда выглядит О. К., сногсшибательна, ей нет дела до «этих глупостей».

21. Мужским идеалом чаще всего становится супергерой проповедующий культ силы, выносливости, смелости, ценности настоящей дружбы, то есть герой современного боевика.

22. Неверно было бы полагать, что «Я-идеальное» формируется ТОЛЬКО по внешнему механизму. Это — лишь начальная точка отсчёта. Дальше следует овладение взрослыми умениями и навыками, заботой о ближних, а, самое главное, мерой своей посильной ОТВЕТСТВЕННОСТИ за происходящее в семье и вокруг, за себя и свои поступки.

23. Если значимый взрослый расценивает подростка, как своего главного помощника, это неизбежно повышает уровень самооценки.

24. Уровень знаний для многих подростков становится фактором жизненной успешности. Происходит специализация знаний с целью построения дальнейшей, непременно успешной» карьеры. Учёба впервые превращается не в учёбу для оценки, а в учёбу, как самообразование и стимул к саморазвитию, т. е. приобретает личностный смысл и личностную ценность.

25. Если такой путь постижения новых знаний, умений и навыков поддерживается значимыми взрослыми, иногда с помощью конкурентной борьбы, то перспектива роста «Я-идеального» многократно усиливается.

Источник: http://www.narkotiki.ru/teenpsych_5404.html



Предварительный просмотр:

«Десять заповедей для родителей»

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не «наш», «свой» ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.

Корчак Я.



Предварительный просмотр:

Диагностика уровня эмоционального выгорания (В.В. Бойко)

Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений, по каждому выскажите свое мнение. Если вы согласны с утверждением, поставьте около соответствующего ему номера в бланке для ответов знак «+» («да»), если не согласны - то знак «-» («нет»).

Текст опросника.

  1. Я сегодня доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры.
  2. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место).
  3. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее «свернуть» дело.
  4. Моя работа притупляет эмоции.
  5. Я откровенно устал от проблем, с которыми приходится иметь дело на работе.
  6. Работа приносит мне все меньше удовлетворения.
  7. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность.
  8. Из-за усталости или напряжения, я уделяю своим делам меньше внимания, чем
    положено.
  9. Я спокойно воспринимаю претензии ко мне начальства и коллег по работе.
  10. Общение с коллегами по работе побуждает меня сторониться людей.
  11. Мне все труднее устанавливать и поддерживать контакты с коллегами.
  12. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной.
  13. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы.
  14. Я очень переживаю за свою работу.
  15. Коллегам по работе я уделяю внимание больше, чем получаю от них.
  16. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям.
  17. Последнее время меня преследуют неудачи на работе.
  18. Я обычно проявляю интерес к коллегам и помимо того, что касается дела.
  19. Я иногда ловлю себя на мысли, что работаю автоматически, без души.
  20. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого.
  21. Успехи в работе вдохновляют меня.
  22. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется почти безвыходной.
  23. Я часто работаю через силу.
  24. В работе с людьми я руководствуюсь принципом: не трать нервы, береги здоровье.
  25. Иногда я иду на работу с тяжелым чувством: как все надоело, никого не видеть и не
    слышать.
  26. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, который я
    затрачиваю.
  27. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив.
  28. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий деть кончился.
  29. Работая с людьми, я обычно как бы ставлю экран, защищающий от чужих страданий
    и отрицательных эмоций.
  30. Моя работа меня очень разочаровала.
  31. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу
    обстоятельств.
  32. Моя карьера сложилась удачно.
  33. Если представляется возможность, я уделяю работе меньше внимания, но так, чтобы этого никто не заметил.
  34. Ко всему, что происходит на работе, я утратил интерес.
  35. Моя работа  плохо  на  меня повлияла - обозлила,  притупила эмоции,  сделала
    нервным.

Обработка данных.

Признаки, включенные в тот или иной симптом «выгорания», имеют разное значение при определении его тяжести. Поэтому в процессе разработки теста наибольшую оценку -10 баллов - получили от компетентных судей те признаки, которые наиболее показательны для симптома.

Ключ.

Знак перед номером означает ответ «да» или «нет»; в скобках указаны баллы, проставляемые за этот ответ.
В соответствии с «ключом» определяется сумма баллов для каждого симптома «выгорания», а затем - сумма по всем симптомам, т.е. итоговый показатель.

Симптом «Неудовлетворенность собой»:
-1(3), +6(2), + 11(2), -16(10), -21(5), +26(5), +31(3).
Симптом «загнанность в клетку»:
+2(10), +7(5), +12(2), +17(2), +22(5), +27(1), -32(5).
Симптом «Редукция профессиональных обязанностей»:
+3(5), +8(5), +13(2), -18(2), +26(3), +28(3), +33(10).
Симптом «Эмоциональная отстраненность»:
+4(2), +9(3), -14(2), +19(3), +24(5), + 29(5), +34(10).
Симптом «Личностная отстраненность»:
+5(5), +10(3), +15(3), +20(2), +25(5), +30(2), +35,(10)
Выводы: сумма баллов по каждому симптому интерпретируется так:

9 и менее - несложившийся симптом;
10-15 баллов - складывающийся симптом;
16 и более - сложившийся симптом;
Соответственно сумма баллов по всем симптомам;
равная 45 и менее, свидетельствует об отсутствии «выгорания»;
50-75 - о начинающемся «выгорании»;;
80 и более - об имеющемся «выгорании».



Предварительный просмотр:

        Если тебе плохо на душе…         

Иногда бывают ситуации, когда кажется, что всё в жизни плохо, что не везет, никто не понимает, что я никому не нужен ни дома, ни в школе…

Первым делом останови поток мрачных мыслей фразой:
“Я могу разорвать этот замкнутый круг!” и улыбнись.

• Помни, безвыходных ситуаций не бывает! 
Просто ты пока не видишь выход. Прояви гибкость, помечтай, как бы ты хотел изменить ситуацию. Постарайся получше и четче представить себе ту жизнь, которой ты хотел бы жить. Попробуй ответить на вопрос: что нужно сделать, чтобы жизнь изменилась?

Помни, ты не один в этом мире.
Если ты не видишь выхода из ситуации сам, обратись со своими сомнениями к тому человеку, которому доверяешь. Здорово, если это твои родители, но это может быть и друг или подруга, родственник или учитель, психолог и социальный педагог.

Помни, что каждому человеку даны природой очень многие таланты. 
Попробуй открыть их в себе. Помни, что очень многому можешь научиться, если захочешь! Обратись к психологу, он может помочь тебе в этом.

Есть  хорошее стихотворение у  Игоря Тютюкина, которое называется  «ПРОСТОЙ СПОСОБ»

Способ есть простой счастливей быть.

И быстрей найти проблем решенье.

ЕСЛИ ЖИЗНЬ НЕ МОЖЕШЬ ИЗМЕНИТЬ,

ИЗМЕНИ СВОЁ К НЕЙ ОТНОШЕНЬЕ.



Предварительный просмотр:

Тест «Какой вы родитель?»

Кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Именно поэтому мы предлагаем вам данный мини-тест.
Отметьте те фразы, которые вы часто употребляете в общении со своими  детьми.

Сколько раз тебе повторять!                    (2)
Посоветуй мне, пожалуйста.                     (1)
Не знаю, что бы я без тебя делал(а)!      (2)
И в кого ты только уродился!                    (2)
Какие у тебя замечательные друзья!       (1)
Ну, на кого ты похож(а)!                          (2)
Я в твое время!                                         (2)
Ты моя опора и помощник(ца)!               (1)
Ну что за друзья у тебя!                            (2)
О чем ты только думаешь!                        (2)
Какая ты у меня умница!                           (1)
А ты как считаешь, сынок (доченька)?    (1)
У всех дети как дети, а ты?                       (2)
Какой ты у меня сообразительный(ая)!  (1)

Теперь подсчитайте общее количество баллов и найдите ответ.  Конечно, вы понимаете, что наш мини-тест лишь намек на действительное положение дел, ведь то, какой же вы родитель, не знает никто лучше вас самих.

7-8 баллов. Вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности!

9-10 баллов. Вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.

11-12 баллов. Вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви, развитие вашего ребенка зависит от случая в большей степени, чем от вас.

13-14 баллов. Вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушивайтесь к его словам!

Совет:  Мы не хозяева жизни своих детей. Мы не можем знать их судьбы. Мы не до конца знаем, что хорошо, а что плохо для их будущего. Поэтому будем осторожнее во всех решениях, которые могут повлиять на путь ребенка.



Предварительный просмотр:

Методика определения уровня депрессии (В.А.Жмуров)

Цель: выявление тяжести депрессивного состояния (тоскливой или меланхолической депрессии) на момент обследования.

Инструкция. Прочитайте внимательно каждую группу высказываний (всего их 44). Подберите вариант ответа, подходящий для вас, — 0, 1, 2 или 3. Пометьте выбранный ответ галочкой справа.

Текст опросника

1. Мое настроение сейчас не более подавленное (печальное), чем обычно.
1. Пожалуй, оно более подавленное (печальное), чем обычно.
2. Да, оно более подавленное (печальное), чем обычно.
3. Мое настроение намного более подавленное (печальное), чем обычно.

2. Я чувствую, что у меня нет тоскливого (траурного) настроения.
1. У меня иногда бывает такое настроение.
2. У меня часто бывает такое настроение.
3. Такое настроение бывает у меня постоянно.

3. Я не чувствую себя так, будто я остался(лась) без чего-то очень важного для меня.
1. У меня иногда бывает такое чувство.
2. У меня часто бывает такое чувство.
3. Я постоянно чувствую себя так, будто я остался(лась) без чего-то очень важного для меня.

4. У меня не бывает чувства, будто моя жизнь зашла в тупик.
1. У меня иногда бывает такое чувство.
2. У меня часто бывает такое чувство.
3. Я постоянно чувствую себя так, будто моя жизнь зашла в тупик.

5. У меня не бывает чувства, будто я состарился(лась).
1. У меня иногда бывает такое чувство.
2. У меня часто бывает такое чувство.
3. Я постоянно чувствую, будто я состарился(лась).

6. У меня не бывает состояний, когда на душе тяжело.
1. У меня иногда бывает такое состояние.
2. У меня часто бывает такое состояние.
3. Я постоянно нахожусь в таком состоянии.

7. Я спокоен за свое будущее, как обычно.
1. Пожалуй, будущее беспокоит меня несколько больше, чем обычно.
2. Будущее беспокоит меня значительно больше, чем обычно.
3. Будущее беспокоит меня намного больше, чем обычно.

8. В своем прошлом я вижу плохого не больше, чем обычно.
1. В своем прошлом я вижу плохого несколько больше, чем обычно.
2. В своем прошлом я вижу плохого значительно больше, чем обычно.
3. В своем прошлом я вижу намного больше плохого, чем обычно.

9. Надежд на лучшее у меня не меньше, чем обычно.
1. Таких надежд у меня несколько меньше, чем обычно.
2. Таких надежд у меня значительно меньше, чем обычно.
3. Надежд на лучшее у меня намного меньше, чем обычно.

10. Я боязлив(а) не более обычного.
1. Я боязлив(а) несколько более обычного
2. Я боязлив(а) значительно более обычного.
3. Я боязлив(а) намного более обычного.
11. Хорошее меня радует, как и прежде.
1. Я чувствую, что оно радует меня несколько меньше прежнего.
2. Оно радует меня значительно меньше прежнего.
3. Я чувствую, что оно радует меня намного меньше прежнего.

12. У меня нет чувства, что моя жизнь бессмысленна.
1. У меня иногда бывает такое чувство.
2. У меня часто бывает такое чувство.
3. Я постоянно чувствую себя так, будто моя жизнь бессмысленна.

13. Я обидчив(а) не больше, чем обычно.
1. Пожалуй, я несколько более обидчив(а), чем обычно.
2. Я обидчив(а) значительно больше, чем обычно.
3. Я обидчив(а) намного больше, чем обычно.

14. Я получаю удовольствие от приятного, как и раньше.
1. Я получаю такого удовольствия несколько меньше, чем раньше.
2. Я получаю такого удовольствия значительно меньше, чем раньше.
3. Я не получаю теперь удовольствие от приятного.

15. Обычно я не чувствую вины, если нет на это причины.
1. Иногда я чувствую себя так, будто в чем-то виноват(а).
2. Я часто чувствую себя так, будто в чем-то виноват(а).
3. Я постоянно чувствую себя так, будто в чем-то виноват(а).

16. Если что-то у меня не так, я виню себя не больше обычного.
1. Я виню себя за это несколько больше обычного.
2. Я виню себя за это значительно больше обычного.
3. Если что-то у меня не так, я виню себя намного больше обычного.

17. Обычно у меня не бывает ненависти к себе.
1. Иногда бывает, что я ненавижу себя.
2. Часто бывает так, что я себя ненавижу.
3. Я постоянно чувствую, что ненавижу себя.

18. У меня не бывает чувства, будто я погряз(ла) в грехах.
1. У меня иногда теперь бывает это чувство.
2. У меня часто бывает теперь это чувство.
3. Это чувство у меня теперь не проходит.

19. Я виню себя за проступки других не больше обычного.
1. Я виню себя за них несколько больше обычного.
2. Я виню себя за них значительно больше обычного.
3. За проступки других я виню себя намного больше обычного.

20. Состояния, когда все кажется бессмысленным, у меня обычно не бывает.
1. Иногда у меня бывает такое состояние.
2. У меня часто бывает теперь такое состояние.
3. Это состояние у меня теперь не проходит.

21. Чувства, что я заслужил(а) кару, у меня не бывает.
1. Теперь иногда бывает.
2. Оно часто бывает у меня.
3. Это чувство у меня теперь практически не проходит.

22. Я вижу в себе не меньше хорошего, чем прежде.
1. Я вижу в себе несколько меньше хорошего, чем прежде.
2. Я вижу в себе значительно меньше хорошего, чем прежде.
3. Я вижу в себе намного меньше хорошего, чем прежде.

23. Обычно я думаю, что во мне плохого не больше, чем у других.
1. Иногда я думаю, что во мне плохого больше, чем у других.
2. Я часто так думаю.
3. Я постоянно думаю, что плохого во мне больше, чем у других.

24. Желания умереть у меня не бывает.
1. Это желание у меня иногда бывает.
2. Это желание у меня бывает теперь часто.
3. Это теперь постоянное мое желание.

25. Я не плачу.
1. Я иногда плачу.
2. Я плачу часто.
3. Я хочу плакать, но слез у меня уже нет.

26. Я не чувствую, что я раздражителен(на).
1. Я раздражителен(на) несколько больше обычного.
2. Я раздражителен(на) значительно больше обычного.
3. Я раздражителен(на) намного больше обычного.

27. У меня не бывает состояний, когда я не чувствую своих эмоций.
1. Иногда у меня бывает такое состояние.
2. У меня часто бывает такое состояние.
3. Это состояние у меня теперь не проходит.

28. Моя умственная активность никак не изменилась.
1. Я чувствую теперь какую-то неясность в своих мыслях.
2. Я чувствую теперь, что я сильно отупел(а), (в голове мало мыслей).
3. Я совсем ни о чем теперь не думаю (голова пустая).

29. Я не потерял(а) интерес к другим людям.
1. Я чувствую, что прежний интерес к людям несколько уменьшился.
2. Я чувствую, что мой интерес к людям намного уменьшился.
3. У меня совсем пропал интерес к людям (я никого не хочу видеть).

30. Я принимаю решения, как и обычно.
1. Мне труднее принимать решения, чем обычно.
2. Мне намного труднее принимать решения, чем обычно.
3. Я уже не могу сам(а) принять никаких решений.

31. Я не менее привлекателен(на), чем обычно.
1. Пожалуй, я несколько менее привлекателен(на), чем обычно.
2. Я значительно менее привлекателен(на), чем обычно.
3. Я чувствую, что я выгляжу просто безобразно.

32. Я могу работать, как и обычно.
1. Мне несколько труднее работать, чем обычно.
2. Мне значительно труднее работать, чем обычно.
3. Я совсем не могу теперь работать (все валится из рук).

33. Я сплю не хуже, чем обычно.
1. Я сплю несколько хуже, чем обычно.
2. Я сплю значительно хуже, чем обычно.
3. Теперь я почти совсем не сплю.

34. Я устаю не больше, чем обычно.
1. Я устаю несколько больше, чем обычно.
2. Я устаю значительно больше, чем обычно.
3. У меня уже нет никаких сил что-то делать.

35. Мой аппетит не хуже обычного.
1. Мой аппетит несколько хуже обычного.
2. Мой аппетит значительно хуже обычного.
3. Аппетита у меня теперь совсем нет.

36. Мой вес остается неизменным.
1. Я немного похудел(а) в последнее время.
2. Я заметно похудел(а) в последнее время.
3. В последнее время я очень похудел(а).

37. Я дорожу своим здоровьем, как и обычно.
1. Я дорожу своим здоровьем меньше, чем обычно.
2. Я дорожу своим здоровьем значительно меньше, чем обычно.
3. Я совсем не дорожу теперь своим здоровьем.

38. Я интересуюсь сексом, как и прежде.
1. Я несколько меньше интересуюсь сексом, чем прежде.
2. Я интересуюсь сексом значительно меньше, чем прежде.
3. Я полностью потерял(а) интерес к сексу.

39. Я не чувствую, что мое Я как-то изменилось.
1. Теперь я чувствую, что мое Я несколько изменилось.
2. Теперь я чувствую, что мое Я значительно изменилось.
3. Мое Я так изменилось, что теперь я не узнаю себя сам(а).

40. Я чувствую боль, как и обычно.
1. Я чувствую боль сильнее, чем обычно.
2. Я чувствую боль слабее, чем обычно.
3. Я почти не чувствую теперь боли.

41. Некоторые расстройства (сухость во рту, сердцебиение, запоры, удушье) у меня бывают не чаще, чем обычно.
1. Эти расстройства бывают у меня несколько чаще обычного.
2. Некоторые из этих расстройств бывают у меня значительно чаще обычного.
3. Эти расстройства бывают у меня намного чаще обычного.

42. Утром мое настроение обычно не хуже, чем к ночи.
1. Утром оно у меня несколько хуже, чем к ночи.
2. Утром оно у меня значительно хуже, чем к ночи.
3. Утром мое настроение намного хуже, чем к ночи.

43. У меня не бывает спадов настроения весной (осенью).
1. Такое однажды со мной было.
2. Со мной такое было два или три раза.
3. Со мной было такое много раз.

44. Плохое настроение у меня бывает, но это длится недолго.
1. Подавленное настроение у меня может длиться по неделе, до месяца.
2. Подавленное настроение у меня может длиться месяцами.
3. Подавленное настроение у меня может длиться до года и больше.

 

Определяется сумма отмеченных номеров ответов (они одновременно являются баллами):

1–9 — депрессия отсутствует либо незначительна;

10–24 — депрессия минимальна;

25–44 — легкая депрессия;

45–67 — умеренная депрессия;

68–87 — выраженная депрессия;

88 и более — глубокая депрессия.



Предварительный просмотр:

Опросник Басса-Дарки

Инструкция. Перед вами - ряд утверждений. Поставьте слово «да» рядом с тем утверждением, с которым согласны, и «нет» - рядом с утверждением, с которым не согласны.

  1. Временами  я не могу справиться с желанием причинить вред другим.
  2. Иногда я сплетничаю о людях, которых не люблю.
  3. Я легко раздражаюсь, но быстро успокаиваюсь.
  4. Если меня не попросят по-хорошему, я не выполню просьбы.
  5. Я не всегда получаю то, что мне положено.
  6. Я знаю, что люди говорят обо мне за моей спиной.
  7. Если я одобряю поведение друзей, то даю им это почувствовать.
  8. Если мне случилось обмануть кого-нибудь, я испытывал мучительные угрызения совести.
  9. Мне кажется, что я способен ударить человека.
  10. Я никогда не раздражаюсь настолько, чтобы кидаться предметами.
  11. Я всегда снисходителен к чужим недостаткам.
  12. Если мне не нравится установленное правило, мне хочется нарушить его.
  13. Другие умеют (лучше, чем я) почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами.
  14. Я держусь настороженно с людьми, которые относятся ко мне несколько более дружественно, чем я ожидал.
  15. Я часто бываю, не согласен с людьми.
  16. Иногда мне на ум приходят мысли, которых я стыжусь.
  17. Если кто-нибудь первым ударит меня, я не отвечу.
  18. Когда я раздражаюсь, я хлопаю дверьми.
  19. Я гораздо более раздражителен, чем кажется окружающим.
  20. Если кто-нибудь корчит из себя начальника, я всегда поступаю ему наперекор.
  21. Меня немного огорчает моя судьба.
  22. Я думаю, что многие люди не любят меня.
  23. Я не могу удержаться от спора, если люди не согласны со мной.
  24. Люди, увиливающие от работы, должны испытывать чувство вины.
  25. Тот, кто оскорбляет меня или мою семью, напрашивается на драку.
  26. Я не способен на грубые шутки.
  27. Меня охватывает ярость, когда надо мной насмехаются.
  28. Когда люди строят из себя начальников, я делаю все, чтобы они не зазнавались.
  29. Почти каждую неделю я вижу кого-нибудь, кто мне не нравится.
  30. Довольно многие люди завидуют мне.
  31. Я требую, чтобы люди уважали мои права.
  32. Меня угнетает то, что я мало делаю для своих родителей.
  33. Люди, которые постоянно изводят вас, стоят того, чтобы их щелкнули по носу.
  34. От злости я иногда бываю мрачным.
  35. Если ко мне относятся хуже, чем я того заслуживаю, я не расстраиваюсь.
  36. Если кто-то выводит меня из себя, я не обращаю на него внимания.
  37. Хотя и не показываю этого, иногда меня гложет зависть.
  38. Иногда мне кажется, что надо мной смеются.
  39. Даже если я злюсь, я не прибегаю к «сильным» выражениям.
  40. Мне хочется, чтобы мои ошибки были прощены.
  41. Я редко даю сдачи, даже если кто-нибудь ударит меня.
  42. Когда получается не, по-моему, я иногда обижаюсь.
  43. Иногда люди раздражают меня просто своим присутствием.
  44. Нет людей, которых бы я по-настоящему ненавидел.
  45. Мой принцип: «никогда не доверяй чужакам».
  46. Если кто-нибудь раздражает меня, я готов сказать все, что я о нем думаю.
  47. Я делаю много того, о чем впоследствии сожалею,
  48. Если я разозлюсь, я могу ударить кого-нибудь.
  49. С десяти лет я никогда бурно не проявлял своего гнева.
  50. Я часто чувствую себя как пороховая бочка, готовая взорваться.
  51. Если бы все знали, что я чувствую, меня бы считали человеком, с которым нелегко ладить.
  52. Я всегда думаю о том, какие тайные причины заставляют людей делать что-то приятное для меня.
  53. Когда на меня кричат, я начинаю кричать в ответ.
  54. Неудачи огорчают меня.
  55. Я дерусь не реже и не чаще, чем другие.
  56. Я могу вспомнить случаи, когда я был настолько зол, что хватал попавшуюся мне под руку вещь и ломал ее.
  57. Иногда я чувствую, что готов первым начать драку.
  58. Иногда я чувствую, что жизнь поступает со мной не справедливо.
  59. Раньше я думал, что большинство людей говорит правду, но теперь я в это не верю.
  60. Я ругаюсь со злости.
  61. Когда я поступаю неправильно, меня мучает совесть.
  62. Если для защиты своих прав мне надо применять физическую силу, я применяю ее.
  63. Иногда я выражаю свой гнев тем, что стучу по столу кулаком.
  64. Я бываю, грубоват по отношению к людям, которые мне не нравятся.
  65. У меня нет врагов, которые хотели бы мне навредить.
  66. Я не умею поставить человека на место, даже если он того заслуживает.
  67. Я часто думаю, что жил неправильно.
  68. Я знаю людей, которые способны довести меня до драки.
  69. Я не раздражаюсь из-за мелочей.
  70. Мне редко приходит в голову, что люди пытаются разозлить или оскорбить меня.
  71. Я часто просто угрожаю людям, хотя и не собираюсь приводить угрозы в исполнение.
  72. В последнее время я стал занудой.
  73. В споре я часто повышаю голос.
  74. Обычно я стараюсь скрывать плохое отношение к людям.
  75. Я лучше соглашусь с чем-либо, чем стану спорить.


Ключ для обработки результатов

Физическая агрессия:                 «да» — № 1, 25, 33, 48, 55, 62, 68
«нет» —№9, 17,41

Косвенная агрессия:                   «да» — № 2, 18, 34, 42, 56, 63
«нет» —№10, 26, 49

Раздражение:                               «да» — № 3, 19, 27, 43, 50, 57, 64, 72
«нет» —№11,35, 69

Негативизм:                                «да» — № 4, 12, 20, 23, 36

Обида:                                          «да» — № 5, 13, 21, 29, 37, 51, 58
«нет» — № 44

Подозрительность:                     «да» — № 6, 14, 22, 30, 38, 45, 52, 59
«нет» — № 65, 70

Вербальная агрессия:                 «да» — № 7, 15, 23, 31, 46, 53, 60, 71, 73
«нет» — № 39, 66, 74, 75

Угрызения совести,
чувство вины:                             «да» — № 8, 16, 24, 32, 40, 47, 54, 61, 67



Предварительный просмотр:

Тест «если хочешь быть здоров…»

Обведите ваш вариант ответа на приведенные ниже вопросы.

1. Насколько вы активны? Как часто занимаетесь физическими упражнениями?

А) четыре раза в неделю;

Б) два-три раза в неделю;

В) раз в неделю;

Г) менее одного раза в неделю.

 

2. Какое расстояние вы проходите пешком в течение дня?

А) более четырех километров;

Б) около трех-четырех километров;

В) менее полутора километров;

Г) менее700метров.

 

3. Отправляясь в училище или по магазинам, вы:

А) как правило, идете пешком;

Б)часть пути идете пешком;

В) иногда идете пешком, а иногда едете на транспорте;

Г) всегда добираетесь на транспорте.

 

4. Если перед вами стоит выбор: идти по лестнице или ехать на лифте, вы:

А) всегда поднимаетесь по лестнице?

Б) поднимаетесь по лестнице, за исключением тех случаев, когда у вас в руках тяжести?

В) иногда поднимаетесь по лестнице?

Г) всегда пользуетесь лифтом?

 

5. По выходным вы:

А) по несколько часов можете работать по дому, или в саду?

Б) как правило, целый день проводите в движении, но в течение дня не занимаетесь никаким физическим трудом?

В) совершаете несколько коротких прогулок?

Г) большую часть выходных читаете, или смотрите телевизор?

 

Подсчитайте очки за ответы из расчета: А) 4 очка, Б) 3 очка, В) 2 очка, Г)1 очко.

 

Интерпретация результатов:

18 очков и больше: Вы очень активны и вполне здоровы физически.

12-18 очков: Вы в достаточной степени активны и придерживаетесь разумного подхода к вопросам сохранения физической формы.

8 очков и меньше. Вы ленивы и пассивны, физические упражнения вам просто необходимы.



Предварительный просмотр:

Тест «Подверженность стрессу»

1. Легко ли Вы раздражаетесь даже из-за мелочей?
2. Нервничаете ли, если приходится чего-либо ждать?
3. Краснеете ли, когда испытываете неловкость?
4. Можете ли в раздражении обидеть кого-нибудь?
5. Спокойно ли Вы воспринимаете критику?
6. Если Вас толкнут в трамвае, постараетесь ли Вы ответить обидчику тем же или скажете что-нибудь обидное?
7. Всегда ли Ваше время заполнено какой-либо деятельностью?
8. Свойственна ли Вам пунктуальность?
9. Умеете ли Вы выслушивать других?
10. Страдаете ли отсутствием аппетита?
11. Часто ли Вы испытываете беспричинное беспокойство?
12. Кружится ли у Вас по утрам голова?
13. Испытываете ли Вы усталость после продолжительного сна?
14. Легко ли Вы засыпаете?
15. Уверены ли Вы, что у Вас все в порядке с сердцем?
16. Страдаете ли Вы от болей в области спины и шеи?
17. Часто ли Вы барабаните пальцами по столу, а сидя - покачиваете ногой?
18. Мечтаете ли Вы о признании, хотите ли, чтобы Вас хвалили за то, что Вы делаете?
19. Считаете ли Вы себя лучше многих других (хотя этого никто не замечает)?
20. Находитесь ли Вы на диете?

Ответ

Оценка, балл

Почти никогда

1

Редко

2

Часто

3

Почти всегда

4

Просуммируйте баллы и оцените Ваше состояние.

 

До 30 баллов. Вы живете спокойно и разумно, справляетесь с проблемами, которые Вам преподносит жизнь, не страдаете ни ложной скромностью, ни излишним честолюбием. Однако рекомендуем проверить свои ответы вместе с хорошо знающим Вас человеком: люди, имеющие такую сумму баллов, часто видят себя в розовом свете.
От 31 до 45 баллов. Для Вашей жизни характерны деятельность инапряжение. Вы подвержены стрессу как в положительном смысле слова (стремитесь добиться чего-либо), так и в отрицательном (хватает проблем и забот). По всей видимости, Вы и впредь будете жить так же, постарайтесь не обращать внимание на пустяки и выделите немного времени для себя.
От 45 до 60 баллов. Ваша жизнь - непрекращающаяся борьба. Вы честолюбивы и мечтаете о карьере. Вы довольно зависимы от чужих оценок, что постоянно держит Вас в состоянии стресса. Подобный образ жизни, может быть, приведет Вас к успеху на личном фронте или в профессиональном отношении, но вряд ли это доставит Вам радость. Все утечет, как вода сквозь пальцы. Избегайте ненужных споров, подавляйте гнев, вызванный мелочами, не пытайтесь всегда добиться максимума, время от времени отказывайтесь от того или иного плана.
Более 60 баллов. Вы напоминаете шофера, который одновременно жмет и на "газ", и на "тормоз". Испытываемый стресс угрожает и Вашему здоровью, и Вашему будущему. Проверьте кровяное давление и содержание холестерина в крови. Поменяйте жизненный уклад. Если перемена образа жизни представляется Вам невозможной, постарайтесь, хотя бы минимально отреагировать на эту рекомендацию.



Предварительный просмотр:

Данная анкета может использоваться как метод исследования уровня комфортности для учащихся в школе.

1.Хочется ли тебе идти в школу?

Да-2балла

Не всегда-1балл.

Нет-0 баллов

2.В классе тебе комфортно?

Да-2б

Не всегда-1б

Нет-0б

3.Является ли класс для тебя местом, где можно получить дружескую помощь и поддержку?

Да-2б

Не всегда-1б

Нет--0б.

4.Если бы тебе пришлось выбирать, хотел бы ты продолжить свое обучение в своём классе?

Да-2б

Не всегда-1б

Нет--0б.

Обработка результатов;

0-3- низкий уровень комфртности в школе.

4-6-средний уровень

7-8-высокий уровень.

Схема оценивания деятельности педагогического коллектива ОУ:

Низкий уровень деятельности пед-го коллектива по формированию благоприятного психологического климата ОУ, если с низким уровнем данного показателя 50-100% обучающихся, 11-39%-со средним. Ур.;  0-10%- с высоким уровнем.

Средний уровень- деятельности пед-го коллектива, если с низким уровнем 0-20% обуч-ся, 60-100%-со средним ур., 0-20% с высоким ур…

Высокий уровень деятельности  пед-го коллектива , если 0-10%, обучающихся с низким ур., 11-39%-со средним; 40-100% с высоким уровнем данного показателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая рекомендация «Изучение с детьми особенностей явлений природы» (для классных руководителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей детских садов)

Непрерывная работа по экологическому образованию и воспитанию детей ведётся в МОУДОД Центре развития творчества детей и юношества «Советский» на протяжении многих лет. Одним из направлений изуче...

Приказ о подготовке к инструктивно - методическому семинару по теме "Персональный сайт как инструмент саморазвития педагога и формирования индивидуальной образовательной траектории студента колледжа"

Инструктиво - методический семинар по теме "Персональный сайт как инструмент саморазвития педагога и формирования индивидуальной образовательной траектории студента колледжа"...

МОТИВАЦИЯ КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ И САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПЕДАГОГА

Сегодня в связи с переходом на новые образовательные стандарты перед педагогом стоят следующие задачи:приобретать новые знаниявладеть современными педагогическими технологиями и методикамиизменять сти...

Обучение и саморазвитие педагогов - как фактор современного профессионального образования

Процесс обучения можно определить как сложную, многогранную, ценностную организацию против глобальной общественной необразованности. Непрерывность обучения преподавателей, которое оказывается основопо...

Программа саморазвития педагога дополнительного образования

Тема программы саморазвития педагога: «Влияние инновационной деятельности на повышение профессиональной компетенции педагога». Сроки реализации: 2018 – 2021 гг. Цель: повыс...

Организация эффективного управления адаптацией начинающих педагогов посредством конструирования индивидуальных траекторий их профессионально-личностного саморазвития.

В статье рассматриваются вопросы эффективного взаимодействия с начинающими педагогами организации СПО с целью повышения их профессиональной адаптации...