Дискуссионная площадка по формированию позитивного самоотношения и субъектности подростков на базе общеобразовательного учреждения.
методическая разработка
Методическая разработка по вопросу воспитания нового поколения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diskussionnaya_ploshchadka.docx | 17.37 КБ |
Предварительный просмотр:
ДИСКУССИОННАЯ ПЛОЩАДКА «ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗИТИВНОГО САМООТНОШЕНИЯ И СУБЪЕКТНОСТИ ПОДРОСТКОВ НА БАЗЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»
Материал составлен Баландиной М.Н. на основе статьи К.В. Сапегина «Гостиные Школы семейных ценностей как форма идентичности и субъектности подростка»
Цель - обсуждение актуальных проблем современности в плане воспитания и поиск нестандартных способов решения нравственных проблем современности, по средствам привлечения активных, заинтересованных людей нашего региона к вопросу воспитания нового поколения.
Основой формирования способности к самостоятельному решению жизненных задач могут служить специальные занятия. Такие формы работы позволяют включить детей в осмысление своего местожительства (идентичность, субъектность), в освоение способов работы с текстами разного уровня (литературные и научные источники, видеоматериалы, схемы и т.п.), дать основы самопрезентации, проектирования событий для себя, сверстников, семьи.
Главной задачей является – не сделать подобные мероприятия в шаблонные и формальные, а сделать активный уклад жизни естественным для своей семьи и окружающих.
Нормально, когда субботний день связывается с общими поездками на природу, в воскресенье проходит «час тишины» за книгой, а вечером – общее чаепитие. А ещё место жительства должно стать не просто «спальным районом», вынужденным пространством существования. Присвоение «места» предполагает конкретную деятельность вокруг дома, в подъезде, во дворе. Дом, подъезд, улица – сколько свободного времени там проводят наши дети! Значит, эти места должны стать территорией безопасности. Необходимо целенаправленно и последовательно «увязывать» себя с данным пространством, сближаясь с людьми (участвуя, в том числе, деятельно), с которыми довелось жить рядом. Сближение не произойдет быстро. Мы очень разобщены. Однако есть формы работы, позволяющие сделать так, чтобы лёд соседских отношений начал таять. Важно прощупать идеи: «как управлять собой в условиях изменений», «как вести себя в другой, альтернативной среде», «как быть с другими людьми», «как быть успешным», «как построить будущее».
Одной из таких инициатив может выступать организация проведения праздника «Наша любимая улица». Здесь роль найдется всем, детям и взрослым. Почему мы любим нашу улицу? Чем она известна? Кто на ней жил и живет сейчас? Каких национальностей эти люди? Какую кухню предпочитают? Эти и другие вопросы запускают серию небольших социальных проектов, расширяющих круг тех, кто готовит «праздник», и его участников.
Подростку предлагается ситуация «пробы», когда у значимого взрослого есть готовое решение («скрытый ход дальше»), которое он не выдаёт, но побуждает человека «изобрести велосипед», предложить варианты, занять рефлексивную позицию. Как открыть диалоговое пространство поколений, которое позволит вести подростку и взрослому серьёзный разговор на равных? Оно открывается через демонстрацию образцов позитивного жизнестроительства и рефлексивное отношение каждого подростка к этому «чужому опыту», примеривание на себя «вызовов и решений».
Одними из тем дискуссионной площадки с подростками могут выступать следующие темы.
Тема 1. Народная педагогика о нравственном облике человека. Мифы, сказки, легенды, народные игры, пословицы, поговорки в раскрытии нравственных качеств личности человека. Пословица как мысль-эпизод, мысль-ситуация, мысль-событие.
Тема 2. Идеал женщины. Мать, материнство. Культ матери. Мать — хранительница семейного очага. Материнская мудрость. Мать-святыня. Мать как символ любви к человечеству. Ум и красота, очарование и целомудрие, терпимость и трудолюбие чувашек. Легендарная преданность чувашки семье, роду.
Тема 3. Отец. Отцовство. Идеал мужчины. Нравственное кредо чувашского мужчины. Девять доблестей мужчины: согласие, дружба, богатырство, мастерство, мужество, мудрость, непоколебимость, меткость, самоотверженность.
Тема 4. Правда и ложь, их проявление в деятельности исторических личностей.
Тема 5. Совесть как регулятор поведения и движущий механизм нравственности человека.
Тема 6. Достоинство и честь. Традиционное и современное представление
о девичьей чести и мужском достоинстве.
Таким образом, для воспитания устойчивых положительных привычек поведения у подростков педагоги должны стремиться к тому, чтобы весь коллектив (ученический и учительский) боролся за выполнение установленных в школе правил поведения. Во всех классах должны быть разработаны правила коллективной жизни, система временных, длительных, постоянных общественных поручений, которые помогали бы учащимся упражняться в выполнении разнообразной деятельности на пользу общества и тем самым приобретать опыт социального поведения.
В реальном педагогическом процессе для воспитания устойчивых нравственных качеств, таких как ответственность, долг, стойкость, надежность, настойчивость в достижении цели, важно широко использовать приёмы вербальной (теоретической) ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме: "Формирование позитивной мотивации обучающихся колледжа к изучению экономических дисциплин через использование интерактивных методов обучения".
В настоящее время происходит реформирование системы профессионального образования. Эти изменения необходимы и в преподавании дисциплин экономического цикла. Но большинство преподавателей в своей работ...
Открытая дискуссионная площадка как форма сотрудничества педагогического колледжа и ДОУ
Возможности использования в сотрудничестве педагогического колледжа с ДОУ такой формы работы, как открытая дискуссионная площадка....
Протокол заседания дискуссионной площадки от 09.12.2016
В протоколе представлены результаты Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Современные летательные аппараты: технологии производства, материалы, обслуживание», прошедешей 09....
Интеграция как средство формирования позитивной мотивации в обучении младших школьников
В последние годы в России отмечается рост осознанного интереса к повышению качества образования. Именно поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка учебной мотивации на осно...
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ профильного образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11» на период с 2017 по 2021 годы. «Призвание - Медицина»
Программа развития профильного образованиямуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 11»на период с 2017 по 2021 годы «Призвание -...
Дискуссионная площадка "Системное профессиональное развитие педагогических кадров в условиях модернизации СПО"
Деловая программа IV Регионального чемпионтата "Молодые профессионалы" (Worldskills Russia) Курской области в ГОУ ВПО "Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко", ди...
Программа формирования социальной компетентности обучающихся «Развитие социальной компетентности несовершеннолетних в условиях общеобразовательного учреждения»
Программа построена с учетом особенностей личности школьника, структуры его интересов и потребностей, возникающих на определенном возрастном этапе. Именно подростки оказываются наиболее заинтересованн...