Интеграция как средство формирования позитивной мотивации в обучении младших школьников
статья по теме
В последние годы в России отмечается рост осознанного интереса к повышению качества образования. Именно поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка учебной мотивации на основе познавательного интереса. Школьнику должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна. Именно поэтому важно найти те средства, которые бы позволили повысить интерес у обучающихся к учебной деятельности
Скачать:
Предварительный просмотр:
Смирнова Валерия Валерьевна, учитель начальных классов
Гусейнова марина Фахраддиновна, преподаватель колледжа
ИНТЕГРАЦИЯ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОЙ МОТИВАЦИИ В ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В последние годы в России отмечается рост осознанного интереса к повышению качества образования. Именно поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка учебной мотивации на основе познавательного интереса. Школьнику должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна. Именно поэтому важно найти те средства, которые бы позволили повысить интерес у обучающихся к учебной деятельности. Исследования мотивации учения показывают, что основным мотивом учебной деятельности у большинства школьников является страх перед родителями и учителями, опасение получить плохие отметки, оказаться несостоятельными в глазах более успешных одноклассников. Собственно, познавательные мотивы, основанные на получении удовлетворения от самого процесса познания и определяющие эффективность учебного процесса и развития личности в целом, занимают очень небольшое место. Тем не менее, психолого-педагогический мониторинг современной школы вынуждает констатировать увеличение количества учащихся, которые не справляются с темпом обучения, не успевают усваивать программный материал за отведенное время. Это объясняется в первую очередь тем, что ежегодно растет объем информации, которую должны освоить школьники.
Младший школьный возраст — это начало становления мотивации учения. В обучении младших школьников, необходимо использовать такие задания, которые будут стимулировать развитие психических процессов, вооружат способами самостоятельного приобретения знаний, научат творчески и с интересом решать возникающие проблемы.
В соответствии с модернизацией отечественного образования активно обсуждаются вопросы содержания школьного образования, переоценки учебного процесса, внедрения стандартов второго поколения, соответствия учебных программ уровню ФГОС, а также изменения, касающиеся воплощения вышеперечисленного посредствам применения новых технологий, методов и типов уроков.
В повышении результативности обучения в начальных классах, воспитательной значимости предметов наряду с другими методическими вопросами большое значение имеет использование межпредметных связей, которые ярко проявляются на интегрированных уроках.
Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов.
В рамках реализации ФГОС отмечена важность требований к метапредметному образовательному результату обучения.
Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них. Метапредмет – это то, что стоит за предметом или за несколькими предметами, находится в их основе и одновременно в корневой связи с ними. Метапредметность не может быть оторвана от предметности.
При организации интегрированного обучения появляется возможность показать мир во всем его многообразии с привлечением знаний из разных областей: литературы, музыки, живописи, что способствует эмоциональному развитию личности ребенка и формированию его творческого мышления. Методика интегрированного урока обеспечивает деятельность учителя и ученика на уровне субъектных отношений, в результате которых возникают возможности для совместного творчества и саморазвития участников образовательного процесса. Учитель начальных классов может и должен включать в образовательный процесс интегрированные уроки, что будет способствовать увеличению познавательной мотивации на уроках в начальной школе.
Смысл учения, его значимость лежат в основании мотивационной сферы школьника, наполняет содержанием мотивы.
Мотивы учения – это направленность ученика на различные стороны учебной деятельности, а познавательная мотивация – это путь к успеху, к достижению предметных и метапредметных результатов.
Именно они являются смыслообразующим началом деятельности ученика. Базируются мотивы на внутренних побуждениях, которые являются результатом связей и отношений школьника с предметной средой, возникающих в учебной деятельности.
Многочисленные исследования в области учебной мотивации доказывают, что в основе учения школьника лежит не один, а несколько мотивов. В структуре мотивации один из них играет доминирующую роль, а другой – второстепенную, подкрепляющую. Таким образом, значимые мотивы определяют значимость учения для самого ученика, определяют уровень его познания в конкретной области знаний.
Принято считать, что мотивы делятся на внутренние и внешние. Если для личности деятельность имеет значимость сама по себе (например, удовлетворяется познавательная потребность в процессе учения), то говорят о внутренней мотивации. Если же значимость имеет другие потребности (социального престижа и т. д.), то говорят о внешних мотивах.
Из данных по детской и возрастной психологии известно, что ребенок приходит в школу, имея определенную внутреннюю готовность к обучению. Однако складывающаяся у ребенка к концу дошкольного периода психологическая готовность к школе не снимает полностью для него тревожности, напряжения переходного периода.
Школьная ситуация развития выступает для него как качественно новая, она требует значительной внутренней перестройки, требует от ребенка особой деятельности – учебной. Когда ребенок приходит в школу, учебной деятельности как таковой еще нет, и она должна быть сформирована. Именно это, по мнению большинства исследователей, и является специфической задачей младшего школьного возраста. Главное затруднение, которое встречается на этом пути, - то, что мотив, с которым ребенок поступает в школу, не связан с содержанием той деятельности, которую он должен выполнять в школе. Как отмечают многие исследователи, ребенок желает выполнять социально значимую и социально оцениваемую деятельность, а в школе необходима познавательная мотивация. Устойчивое позитивное отношение младших школьников к познанию и учению во многом определяется успешной динамикой и качеством содержания самой учебной деятельности, отвечающей логике перехода от познавательной потребности к развитию познавательных интересов. Эти интересы, по мнению многих авторов, выражаются в стремлении преодолевать трудности в процессе познания, проявлять интеллектуальную активность. Развитие мотивов этой группы зависит от уровня познавательной потребности, с которой ребенок приходит в школу, с одной стороны, и уровня содержания и организации учебного процесса - с другой. Необходимо отметить, что в большинстве исследований учебная мотивация рассматривается как образование, возникающее, прежде всего, на основе совокупности сформированных познавательных интересов ребёнка.
В педагогической терминологии, понятие интеграция – это объединение в целое каких-либо элементов. Применительно к системе обучения интеграция предполагает создание у школьника целостного представления об окружающем мире
Всякая интеграция в учебном процессе предполагает межпредметные связи.
Понятие «межпредметные связи» в литературе характеризуется по-разному. В «Педагогической энциклопедии» оно определяется как взаимная согласованность учебных программ по различным предметам
Межпредметные связи взаимно учитывают общее между предметами, как в содержании, так и в учебно-воспитательном процессе. При их систематическом и целенаправленном осуществлении перестраивается весь процесс обучения, то есть они выступают как современные принципы, которые ведут к интеграции (объединению, слиянию в известных пределах в одном учебном предмете обобщенных знаний той или иной области). Под интеграцией понимается сближение и связи наук, составление отдельных системы в единое целое. Частным случаем проблемы интеграции выступают интегрированные уроки, призванные обеспечить единый подход учителей данных учебных предметов к решению общих учебно-воспитательных задач на основе обобщения.
Это позволяет решать существующие в предметной системе противоречия между разрозненным усвоением по предметам, знаниями учащихся и необходимостью их комплексного применения в практике, трудовой деятельности и в жизни человека.
Идея интеграции образования все настойчивее заявляет о себе и заставляет педагогов искать эффективные пути ее реализации. На сегодня обозначился ряд различных подходов и направлений в данной области:
- интеграция через поиск межпредметных связей;
- тематическое планирование по принципу одновременного прохождения сходных тем в разных учебных дисциплинах;
- разработка новых учебных курсов, соединяющих в себе информацию из разных предметов.
Все это свидетельствует о необычной актуальности самой проблемы интеграции
Проблема интеграции по-прежнему остается актуальной в наше время в процессе обучения. Системный подход является основой интеграции знаний. Понятия «система» и «интеграция» близки. Системный подход в педагогике обеспечивает рассмотрение школьного образования как открытой системы, функционирующей по законам систем. Интеграция знаний может выступить одним из путей мобильности и вариативности содержания образования
Перестройка процесса обучения на основе осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.
Таким образом, актуальность проблемы интеграции социально обусловлена и вызывает необходимость изменений в обучении подрастающего поколения, повышения качества знаний, практических умений, уровня воспитанности, познавательной потребности.
Список литературы
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. М., 2003.
- Коджаспирова, Г. М. Педагогика[Электронный ресурс] : учебник для СПО / Г. М. Коджаспирова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : Издательство Юрайт, 2016. - 719 с
- Раицкая Г.В. Анализ урока на основе системно-деятельностного подхода // Особенности современного урока в условиях реализации требований ФГОС НОО: Сб. науч. метод. ст. / Под ред. Г.В. Раицкой. Красноярск, 2013
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Средства логопедической ритмики для снятия умственного напряжения в процессе обучения младших школьников
Упражнения на развитие общей моторики. Детям младшего школьного возраста в силу психофизиологических особенностей с трудом удается удерживать достаточно высокий уровень умственного напряжен...
Тема опыта: «Здоровьеформирующий подход как средство формирования культуры здорового образа жизни младших школьников в процессе обучения»
Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровь...
Методическая разработка по теме: "Формирование позитивной мотивации обучающихся колледжа к изучению экономических дисциплин через использование интерактивных методов обучения".
В настоящее время происходит реформирование системы профессионального образования. Эти изменения необходимы и в преподавании дисциплин экономического цикла. Но большинство преподавателей в своей работ...
Интеграция исторических и математических знаний при обучении младших школьников
В пособии раскрыты возможности использования исторического материала при обучении младших школьниковна уроках математики. Представлен содержательный материал и организационно-методическое обеспечение,...
Проблемное обучение как средство формирования положительной мотивации на уроках математики
Правильное понимание мотивации служит необходимой предпосылкой продуктивной работы преподавателя и студентов. Исследования доказывают, что традиционные методы обучения приводят к формированию преимущ...
Интерактивная доска как средство повышения мотивации познавательной деятельности младших школьников
Материал полезен при разработке воспитательных мероприятий и внеурочных занятий...
Курсовая работа на тему: "Особенности развития мотивации учения у младших школьников"
Курсовая работа на тему: "Особенности развития мотивации учения младших школьников"...