Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с правилами ФГОС.
статья
Понятие "Инклюзивное образование", особенности детей с ОВЗ, четыре варианта образования детей, которые ориентированына детей с разными видами нарушений развития.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ЭССЕ
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с правилами ФГОС
Дорш Ирина Петровна
Педагог - психолог
МОУ СОШ № 54
Г. Рязань
Введение
Каждый ребёнок имеет право на получение образования, отвечающего его потребностям вне зависимости от места жительства, пола, национальности, языка, социального статуса, степени выражения ограничений здоровья, психофизиологических и других особенностей; и полноценно использовать возможности своего развития.
Понятие «инклюзивное образование» было введено в российское образовательное пространство Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» 29 декабря 2012 г. А условия реализации инклюзивного образования сформулированы в новых Федеральных образовательных стандартах (ФГОС). В них предусмотрено создание специальных условий для обучения и воспитания детей с ОВЗ, их комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение, и главное, создание индивидуального учебного плана для детей с ВОЗ.
Особенности детей с ОВЗ
Проблеме особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья посвящали свои труды многие ученые, как в России, так и за рубежом. Этим вопросом занимались С. Рубинштейн, Л. Выготский, Т. Егорова, В. Лебединский, и мн. др.
В основе педагогической классификации таких нарушений лежит характер особых образовательных потребностей детей с нарушениями в развитии и степень нарушения.
Различают следующие категории детей с нарушениями в развитии:
1 – 2 дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
3 – 4 дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
5 дети с нарушениями речи;
6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);
7 дети с задержкой психического развития (ЗПР);
8 дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети); расстройство аутического спектра.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.
Образование детей с ОВЗ
Каждый ребенок должен ходить в школу, изучать русский язык, математику, музыку, общаться со сверстниками. Это относится и к детям с ограниченными возможностями здоровья. Для этого необходимо создавать определенные условия, которые и были разработаны Федеральным Государственным Стандартом.
ФГОС предлагает четыре варианта образования, которые ориентированы на детей с разными видами нарушений развития. Необходимо отметить, что даже четвертый вариант, разработанный для детей с самыми тяжелыми нарушениями, предусматривает возможность инклюзивного образования, что позволяет детям, даже имеющим множественные нарушения развития, довольно свободно ориентироваться в социуме.
Определение подходящего варианта для ребенка с ОВЗ происходит по рекомендациям психолого-медико-педагогической комиссии. Возможен переход от одного варианта к другому по мере развития ребенка.
Особенностью инклюзивного образования является то, что педагог учитывает особенности, возможности, интересы каждого ребенка в классе или группы детей по интересам. В связи с этим может менять формы, методы и технологии работы. Вести учет индивидуальных особенностей.
Педагог может использовать как индивидуальную, групповую и парную работу на уроках, так и фронтальное обучение.
Организационное обеспечение создания специальных условий образования для детей с ОВЗ прежде всего базируется на нормативно-правовой базе.
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» представляет собой совокупность обязательных требований при реализации адаптированных основных образовательных программ начального общего образования (АООП НОО) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Адаптированная образовательная программа (АОП) (Приказ от 19.12.2014 № 1598) – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
АОП разрабатывается самостоятельно образовательной организацией с учетом федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ.
Сроки усвоения АООП НОО от четырех до шести лет. Возможна гибкая смена образовательного маршрута, программ и условий получения начального общего образования на основе комплексной оценки личностных, метапредметных и 4 предметных результатов освоения АООП НОО, заключения психолого-медикопедагогической комиссии (ПМПК) и мнения родителей (законных представителей).
При таком подходе любые формы, методы, технологии должны рассматриваться в контексте одной из основных задач образования – обеспечения максимально благоприятных условий для самореализации любого учащегося с учетом его индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, в том числе и учащегося с особыми возможностями здоровья.
Заключение
Я считаю, что данный образовательного стандарт, в Российской системе образования, дает новые возможности педагогу использовать свой научно-педагогический потенциал в работе с детьми, побуждает глубже изучать психологию ребенка, изыскивая новые формы и методы общения на занятиях. Стандарт способствует установке новых форм организации занятий, что дает возможность ребенку формировать в себе те качества, которые ожидает от него государство и общество. Все это в совокупности поднимает Российскую систему образования на новый, более высокий уровень, соответствующий мировым стандартам.
Список использованной литературы:
- Алёхина С.В. Инклюзивное образование: От образовательной политики к образовательной практике // Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография /
- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
- Статья 79 часть 4 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ).
- Концепция Федерального Государственного Образовательного Стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, 2013.
- Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова – Балашов: Николаев, 2002.
- Лебединский, В.В. Нарушение психического развития. – М.: Педагогика. – 2004.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дистанционное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в городе Ростове-на-Дону
Во всех странах и любой группе общества есть дети-инвалиды, они составляют значительную часть нашего общества, их число продолжает увеличиваться. Ребено...
Проект учебного занятия в рамках реализации интегрированного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (нарушением слуха) по дисциплине: Теоретические и методические основы музыкального образования детей в ДОУ .
Проект занятия предназначен для группы 2 курса специальности СПО 050130 "Музыкальное образование". Проект выполнен в рамках повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе: "О...
Статья: «Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
Статья:«Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»Воспитатель Антонова И.А.Практ...
Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья V вида в условиях Центра для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Сопровождение ребенка с ОВЗ, можно рассматривать как комплексную технологию поддержки всех участников воспитательно-образовательного процесса и помощь ребёнку и педагогам в решении задач развити...
ИНТЕГРАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СРЕДУ ЗДОРОВЫХ СВЕРСТНИКОВ
СТАТЬЯ О НЕОБХОДИМОСТИ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СРЕДУ ЗДОРОВЫХ СВЕРСТНИКОВ...
Доклад "Инклюзивное образование в ДШИ для детей с ограниченными возможностями здоровья" ( 2020г.)
Доклад "Инклюзивное образование в ДШИ для детей с ограниченными возможностями здоровья" ( 2020г.)...
Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с правилами ФГОС
Современные требования, которые предъявляются к теории и практике образования, актуализируют проблему поиска наиболее эффективных методов и приемов коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ, путе...