Формирование гражданской позиции на уроках обществознания
статья по теме

Жилякова Лариса Васильевна

Гражданская позиция - это гражданские действия. Гражданское действие– добровольное действие, приводящее к личным потерям, ради блага общества

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 0004c631-866c8e2a.docx25.95 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование гражданской позиции у студентов

на уроках обществознания

Меняющиеся исторические условия, потребности современного общества, новые образовательные стандарты обуславливают необходимость глубокого изучения проблемы становления гражданской позиции. Современное образование, обладая высоким воспитательным потенциалом, должно оказывать высокое содействие обществу в вопросах воспитания гражданина, личности с гражданской позицией.

Важным ядром гражданского образования признаётся курс обществознания, который позволяет учащимся овладеть знаниями, умениями, системой жизненных ценностей, социальными нормами, способами деятельности, которые необходимы любому гражданину. Этот курс способствует воспитанию гражданственности, которая характеризуется зрелым политическим сознанием, развитым чувством патриотизма, осознанием себя полноправным гражданином своей страны.

Вот как определяет нам Госстандарт, что такое гражданская позиция

Она предполагает, что человек у нас должен быть активным и ответственным членом российского общества, осознавать свои конституционные права и обязанности, уважать закон и правопорядок, иметь чувство собственного достоинства и принимать ряд общечеловеческих и демократических ценностей.

Так как мы говорим о гражданской позиции, то надо понимать, что позиция выражается только через действия человека. Человек может числиться на бумаге активным экологическим позиционером, но при этом ничего не делать. Это означает, что его экологическая позиция отсутствует. Также и с гражданской позицией, если человек не совершает никаких действий, то чтобы там не происходило, гражданской позиции у него точно нет.

Даём определение гражданскому действию – добровольное действие, приводящее к личным потерям, ради блага общества. Это определение указывает на основные элементы, давайте  рассмотрим их подробнее.

1) это добровольное действие, если человек делает это под принуждением или потому, что так записано в законе, и он обязан его выполнять, то это обязанность, а не гражданское действие.

2) второй пункт самый сложный - это факт личных потерь, ну, например, считается, что человек помогает людям, совершая какие-то общественно полезные действия, то это факт гражданской позиции, а если ему за это платят, например, за уборку улиц, то он не совершает гражданского действия, он выполняет свою работу и получает деньги. А если человек принимает участие в субботнике, несёт личные потери ресурса временного, физического, эмоционального, но при этом это добровольно и на благо общества, хотя он имеет право не выходить и заниматься своими делами, то это уже гражданское действие.

3) влияние на общество, если он что-то делает и обществу от этого не холодно не жарко, то это личные дела. Например, человек видит в супермаркете просроченные товары и просто их не покупает, а если он подаёт жалобу, то он это делает добровольно, несёт личные потери, влияет на то, чтобы такие продукты не продавали, это уже гражданское действие и на благо общества.

Формирование способностей обучающихся к  активной                   самостоятельной  деятельности   и     творческому мышлению

Данную задачу решаю через использование интерактивных методов обучения: проблемное обучение, эвристическая беседа, проектная деятельность, работа в малых группах, творческие задания, обучающие игры, способствующие активизации учебной деятельности учащихся.

Существенным фактором гражданского воспитания подрастающего поколения россиян является его активная социализация. Общепризнано, что активную гражданскую позицию молодого человека легче сформировать через деятельностное освоение явлений социально-экономического спектра, когда он участвует в проектах моделирования социальных явлений, получает навыки ведения дискуссий и отстаивает свою точку зрения.

Метод социального проектирования представляет собой незаменимую         сферу применения гражданских компетентностей. Основная цель метода состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. В рамках проекта я отвожу себе роль разработчика темы проекта, координатора, эксперта, консультанта. Тематика проектов разнообразна: «Какую воду мы пьём?», « Не погибнет ли человечество от разума?», «Заменит ли машина человека?», «Должны ли учёные нести ответственность за последствия своих открытий?», «Права человека и проблема их реализации в современном российском обществе» и др. Таким образом, проектная работа способна наполнить смыслом жизнь и деятельность учащихся в ходе выполнения проекта, поскольку задача образования – не только подготовить подростка к жизни, но и обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас, дать почувствовать себя полноправным членом общества, выстраивать свою гражданскую позицию.

Важной составляющей гражданского образования считается правовое образование, частью которого являются правовая культура и правовое сознание. Мы не только знакомимся со статьями Конституции РФ, посвященным правам и свободам, но и учимся дискутировать. Дискуссии на уроках обществознания помогают учащимся определиться в своих взглядах, развивают критическое мышление. Противоречия рождают умение думать, делать выводы и соотносить  их с  современной общественной ситуацией, правильно и самостоятельно ее анализировать. Ученики задумываются, размышляют над событиями, продумывают свою позицию, аргументируют выводы. Повышается активность учеников, растет гражданская ответственность, повышается сознательность.

Так как большинство моих уроков построено в форме беседы я с первых уроков знакомлю учащихся с использованием приёма при устном опросе, при организации дискуссии, который называется ПОПС-формулой.  У учителей гуманитарных предметов проблема с устными ответами существует всегда. Кого мы приглашаем обычно к таким ответам? Чаще всего спрашиваем «сильных учеников», так как боимся, что сбивчивый, тягостный, с большими паузами, ответ «слабого» повлияет на темп урока. Ответ по ПОПС-формуле – это лаконичный и ёмкий ответ по законам риторики.

Я  предлагаю ученикам своеобразный каркас для устного ответа. Причём  сразу нацеливая ученика не на вызубренный ответ, а на высказывание собственной позиции:

П – позиция  «Я считаю, что…» или «Мне кажется, что…», «Я думаю, что…» и т.д.

О – обоснование своей позиции «Потому, что…», «Во-первых …, во-вторых…»

П – пример «Например…»

С – следствие «В связи с этим…»

Этот приём легко усваивается и даёт свои результаты, даже слабые ученики способны построить лаконичный  ответ и почувствовать свой успех.

Деловая игра

 Работа  в  команде – это  одна  из  самых  популярных  стратегий,  так  как  она  дает  всем  учащимся  возможность  участвовать  в  работе,  практиковать  навыки  сотрудничества,  межличностного  общения.  

  •  При организации и проведении уроков в форме деловой игры я эффективно решаю задачу формирования опыта применения полученных знаний и умений для решения задач в практической деятельности и повседневной жизни учащихся. Примером служит деловая игра «Избежать катастрофы», «Экологический баланс», а также разработанная мною игра «Голосуй за меня!». Эти уроки позволяют моделировать реальную ситуацию и дают возможность её корректировать, чего порой в жизни не удаётся. Учащиеся активно включаются в работу, проявляя инициативу «вживаются» в роль. Такие уроки вызывают живой интерес даже у самых пассивных учеников. Учащиеся приходят не только к осознанию существующих проблем, но и отстаивают своё убеждение в активном поиске и собственном участии решения экологических проблем. В ходе игры «Избежать катастрофы» призывают участников к бережному отношению к природе, а не гонке зарабатывания денег. Высокий уровень политического сознания обучающихся и уровень их практического участия в политической жизни общества обнаруживаются при проведении деловой игры «Голосуй за меня». Участники начинают осознавать всю опасность последствий  такой социально-политической проблемы как абсентеизм (уклонение избирателей от участия в голосовании на выборах).

Уроки-практикумы 

Уроки-практикумы формируют навыки   работы  с юридической литературой, умение анализировать ее, ориентироваться в основных юридических источниках, помогают решать юридические и экономические казусы, опираясь на знание закона, кодексы РФ. Они играют огромную  роль по формированию умений необходимых для решения задач в практической деятельности и повседневной жизни. Такие уроки  позволяют научить детей  творчески мыслить, формируют  активную жизненную позицию.  Во время этих уроков используются кодексы (Трудовой, Семейный, Уголовный, Об административных правонарушениях) и другие нормативно-правовые акты, источники права;  моя роль сводится лишь к объяснению, каким образом в них можно найти необходимую информацию во время самостоятельной работы по решению юридических задач.

Проблемное обучение    

    Одним из требований жизни является максимальное развитие у учащихся самостоятельности, инициативы, активности, смекалки. Эти черты личности могут развиваться только при определённых условиях. Одним из таких условий является перестройка организации познавательной деятельности учащихся в направлении подготовки к творческому преобразованию окружающей действительности. Этому способствует использование  проблемного изложения знаний, дающего возможность показать учащимся проблемы общества, самой науки и пути их решения. Проблемные ситуации можно создавать на всех этапах процесса обучения: при объяснении, закреплении, контроле.

Основа проблемного обучения:

  • Проблематизация учебного материала
  • Активность учащихся
  • Связь обучения с жизнью
  • Приёмы, используемые в проблемном обучении, побуждают учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты.

Например:

Тема урока: «Свобода в деятельности человека»

Вопрос:

  1. Есть ли в содержании понятия «свобода» какое-либо противоречие?
  2. Сформулируйте своё понимание понятия «свобода личности».
  3. Что значит быть свободным?
  4. Существует ли абсолютная свобода?
  5. Каковы  границы свободы, чем они определяются?
  6. Откуда же идут принуждение или необходимость?

При всех спорах вокруг смыслов и сути понятия “свобода” очевидно, что “чистой” (абсолютной) свободы не существует. Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него. Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет. Споры и разногласия вызывает вопрос об источнике этой упорядоченности, а, следовательно, и стратегии поведения личности.

Использование инновационных технологий на уроках обществознания помогают учащимся определиться в своих взглядах, развивают критическое мышление, рождают умение думать, делать выводы и соотносить  их с  современной общественной ситуацией, правильно и самостоятельно ее анализировать. Ученики задумываются, размышляют над событиями, продумывают свою позицию, аргументируют выводы. Повышается активность учеников, растет гражданская ответственность, повышается сознательность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном семинаре учителей истории и обществознания «Воспитательный потенциал уроков истории» на тему: «Формирование гражданско-патриотического сознания учащихся во внеурочной деятельности»

«Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине. Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несч...

Доклад на ЦМК 2015-2016 Становление гражданской позиции учащейся молодёжи в учебно-воспитательном процессе

Доклад на ЦМК 2015-2016 Становление гражданской позиции учащейся молодёжи в учебно-воспитательном процессе...

2016 Доклад на ЦМК "Становление гражданской позиции учащейся молодёжи в учебно-воспитательном процессе"

2016 Доклад на ЦМК "Становление гражданской позиции учащейся молодёжи в учебно-воспитательном процессе"...

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОЙ ПОЗИЦИИ СТУДЕНТОВ

В статье описывается опыт работы по организации и реализации социального проекта «Мы за счастливое детство!» Определяется значение проектной деятельности, выявляются причины, которые мешаю...

Волонтерское движение как средство формирования активной гражданской позиции в условиях деятельности детской общественной организации «Бригантина»

В статье рассматривается необходимость развития института волонтерства среди молодежи как формы проявления гражданского общества. Идея добровольческой деятельности может стать не только образом выраже...

Выступление на методическом объединении воспитателей "Особенности формирования патриотической позиции ученика-подростка школы 8-го вида"

Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родин...