Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения учебной дисциплины ОГСЭ.03 «История» для специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образование
учебно-методический материал

 Методические рекомендации  по организации самостоятельной работы студентов  в процессе изучения учебной дисциплины ОГСЭ.03 «История» предназанчены для специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образование.

Методические рекомендации включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных в ФГОС СПО третьего поколения, задачи, обеспеченность занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практического занятия, инструкцию по подготовке к семинарским занятиям, список литературы и критерии оценивания ответов студентов.

По учебной дисциплине ОГСЭ.03 История используются следующие виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы:

- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, дополнительной литературы), работа со словарями и справочниками, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета;

- для закрепления и систематизации знаний: повторная работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей), составление плана и тезисов ответа, составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на контрольные вопросы, подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции, подготовка рефератов, докладов; тематических кроссвордов;

- для формирования умений: выполнение схем, анализ таблиц.

Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_sr_ogse.03_istoriya.docx46.33 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

«СТАРООСКОЛЬСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ОГАПОУ СПК)

Методические рекомендации

по организации самостоятельной работы студентов

в процессе изучения учебной дисциплины

ОГСЭ.03 «История»

Специальность: Специальное дошкольное образование

Старый Оскол, 2024

Методические рекомендации составлены в соответствии с рабочей программой ФГОС СПО по учебной дисциплине ОГСЭ.03 «История» для специальности Специальное дошкольное образование.

Разработчик:

Циммерман Е.И., преподаватель ОГАПОУ СПК

СОДЕРЖАНИЕ

Тема

Введение

Критерии оценивания

Самостоятельная работа №1

Переход человечества к постиндустриальной цивилизации на рубеже XX - XXI веков

Самостоятельная работа №2

Россия на рубеже XX-XXI веков

Самостоятельная работа №3

Основные направления и особенности развития стран Азии, Африки и Латинской Америки

Самостоятельная работа №4

Европейская интеграция в конце XX-начале XXI века: достижения и проблемы

Самостоятельная работа №5

Глобализация в конце XX-начале XXI века

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы

ВВЕДЕНИЕ

Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ предназначены для студентов специальности Специальное дошкольное образование.

Методические рекомендации включают в себя учебную цель, перечень образовательных результатов, заявленных в ФГОС СПО третьего поколения, задачи, обеспеченность занятия, краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме, вопросы для закрепления теоретического материала, задания для практического занятия, инструкцию по подготовке к семинарским занятиям, список литературы и критерии оценивания ответов студентов.

Самостоятельная внеаудиторная работа по учебной дисциплине ОГСЭ.03 История проводится с целью:

- систематизации и закрепления полученных теоретических знаний студентов;

- углубления и расширения теоретических знаний;

- развития познавательных способностей и активности студентов, самостоятельности, ответственности и организованности;

- формирования самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации.

Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется студентом по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

По учебной дисциплине ОГСЭ.03 История используются следующие виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы:

- для овладения знаниями: чтение текста (учебника, дополнительной литературы), работа со словарями и справочниками, учебно-исследовательская работа, использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета;

- для закрепления и систематизации знаний: повторная работа над учебным материалом (учебника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей), составление плана и тезисов ответа, составление таблиц для систематизации учебного материала, ответы на контрольные вопросы, подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции, подготовка рефератов, докладов; тематических кроссвордов;

- для формирования умений: выполнение схем, анализ таблиц.

Перед выполнением студентами внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает студентов о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.

В пособии представлены как индивидуальные, так и групповые задания в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности. В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы студентов используются семинарские занятия, зачеты, тестирование, самоотчеты, контрольные работы.

Критерии оценивания:

Оценка "отлично" предполагает глубокое знание всего курса истории, умение грамотно оперировать научными категориями. Ответ студента должен быть развернутым, содержать достаточно четкие формулировки фактическими примерами.

Оценка "хорошо" ставится студенту за правильные ответы на вопросы задания, знание основных характеристик раскрываемых категорий в рамках рекомендованного учебника, понимание взаимосвязей между явлениями и процессами, знание основных понятий.

Оценка "удовлетворительно" приводимые в ответе формулировки являются недостаточно четкими, в ответе допускаются неточности. Положительная оценка может быть поставлена при условии понимания студентом сущности основных понятий по вопросам.

Оценка "неудовлетворительно" предполагает, что студент не разобрался с основными вопросами задания, не понимает сущности исторических процессов, не может ответить на вопросы задания.

Самостоятельная работа №1

Тема. Переход человечества к постиндустриальной цивилизации на рубеже XX - XXI веков

Задание: изучив тему: «Формирование основ постиндустриальной цивилизации», составить тезисы, раскрыв два основных аспекта:

- кризисы и противоречия переходного периода,

- новые тенденции в социальных и национальных отношениях.

Задание 2. Американский социолог А.Тоффлер рассматривает историю производства в виде трех технологических «волн». Как вы объясните особое внимание ученого к особенностям образования на каждом этапе? Как связаны НТР и изменения в характере труда и в образовании?

«Первая волна»

«Вторая волна»

«Третья волна»

Возникновение аграрного общества: использование примитивных технологий, ручного труда. Виды производственной деятельности — земледелие, скотоводство, ремесло. Образование означает передачу опыта и навыков

Становление индустриального общества: промышленность становится определяющей отраслью. Развивается массовое стандартное производство. Человек воспринимается как придаток машины, его труд требует точности, он однообразен и монотонен. Образование служит формированию соответствующих деловых качеств и квалификации

Создание информационного общества. Стандартные монотонные операции выполняет автомат или компьютерная техника. Главными в организации производства становятся информация и творчество. Образование должно быть фундаментальным, дифференцированным, индивидуальным и непрерывным

Задание3.Прокомментируйте высказывание. Сопоставьте мнение автора с точкой зрения А. Тоффлера. Объясните, почему постиндустриальное общество называют также информационным обществом. Подсказка: «лимитирующий фактор» — это ограничивающий фактор.

«В аграрной экономике хозяйственная деятельность была связана преимущественно с производством достаточного количества продуктов питания, а лимитирующим фактором обычно была доступность хорошей земли. В индустриальной экономике хозяйственная деятельность была по преимуществу производством товаров, а лимитирующим фактором — чаще всего капитал. В информационной экономике хозяйственная деятельность — это главным образом производство и применение информации с целью сделать все другие формы производства более эффективными и тем самым создать больше материального богатства. Лимитирующий фактор здесь знание» (Стоуньер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики // Новая технократическая волна на Западе. — М., 2021. — С. 397).

ЛИТЕРАТУРА:

#1040;ртёмов В.В., Лубченков Ю.Ю. История (для профессий и специальностей технического, естественно - научного, социально-экономического профилей) в 2-х частях. М.: Академия, 2021.

#1057;амыгин П.С, История (Среднее профессиональное образование), -20-е изд. перераб. и доп.- Ростов-н /Д : Феникс, 2021-474 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1 Дубин Б. Группы, институты и массы: культурная репродукция и культурная динамика в сегодняшней России / Б.Дубин // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. - 2021. - № 4. -С.22-32.

2. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр., и доп. - М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2016. - 114 с.

3. Звоновский В., Луцева С. Досуговые предпочтения молодежи / В. Звоновский, С. Луцева // Мониторинг общественного мнения. - 2019. - №5. - С.62.

4. Зорская Н. Тенденции в чтении россиян в 90-е годы: На материале опросов ВЦИОМ 199201997 гг. / Н.Зорская //Мониторинг общественного мнения. - 2021. - №3. - С.44-49.

5. Кондаков И.В. Культура России. Ч.1. Русская культура: краткий очерк истории и теории: Учеб. пособие. _ 2-е изд., испр.- М.: Университет, 2019.

Самостоятельная работа №2

Тема. Россия на рубеже XX-XXI веков

Задание:

- Подготовить выступление по теме: «Международный терроризм. Проблемы борьбы с экстремизмом и терроризмом в современной России».

- Подготовить презентации по основным позициям:

- переход к рыночной экономике: реформы и их последствия;

- политическая система современной России: перспективы становления и развития гражданского общества в современной России;

- проблемы интеграции России в мировое сообщество.

- Подготовить сообщения и презентации по темам:

- Концепция внешней политики РФ;

-Приоритеты РФ в решении глобальных проблем;

- Основные направления внешней политики РФ в начале XXI века (по регионам).

Методические рекомендации к выполнению задания

Подготовка сообщения — это вид самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии.

Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.

Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером — сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами.

Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).

Регламент времени на озвучивание сообщения — до 5 мин.

Для подготовки сообщения необходимо:

- собрать и изучить литературу по теме;

- составить план или графическую структуру сообщения;

- выделить основные понятия;

- ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;

- оформить текст письменно;

- сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.

Критерии оценки:

• аргументированное обоснование актуальности темы;

• соответствие содержания теме;

• глубина проработки материала;

• грамотность и полнота использования источников.

Методические рекомендации по созданию презентаций

Логическая последовательность создания презентации:

  1. структуризация учебного материала,
  2. составление сценария презентации,
  3. разработка дизайна мультимедийного пособия,
  4. подготовка медиафрагментов (аудио, видео, анимация, текст),
  5. проверка на работоспособность всех элементов презентации.

В качестве рекомендаций по применению мультимедийных презентаций можно использовать методические рекомендации Д.В. Гудова, включающие следующие положения:

  1. Слайды презентации должны содержать только основные моменты (основные определения, схемы, анимационные и видеофрагменты, отражающие сущность изучаемых явлений),
  2. общее количество слайдов не должно превышать 20 – 25,
  3. не стоит перегружать слайды различными спецэффектами,
  4. на уровень восприятия материала большое влияние оказывает цветовая гамма слайда, поэтому необходимо позаботиться о правильной расцветке презентации.

Основные правила подготовки учебной презентации:

При создании мультимедийного пособия не следует увлекаться и злоупотреблять внешней стороной презентации, так как это может снизить эффективность презентации в целом. Необходимо найти правильный баланс между подаваемым материалом и сопровождающими его мультимедийными элементами.

Тексты презентации не должны быть большими. Выгоднее использовать сжатый, информационный стиль изложения материала. Нужно будет суметь вместить максимум информации в минимум слов. Просто скопировать информацию с других носителей и разместить её в презентации уже недостаточно. После того как будет найдена «изюминка», можно приступать к разработке структуры презентации, строить навигационную схему, подбирать инструменты, которые в большей степени соответствуют замыслам темы.

Задание 1.Соотнесите исторический факт, доктрину, идею или политический курс и связанного с ними исторического деятеля:

Доктрина, идея или курс

Политический деятель

1

Политика «новых рубежей»

1

М. Тэтчер

2

Новая восточная политика

2

Г. Трумэн

3

Голлизм

3

М.-Л. Кинг

4

«Справедливый курс»

4

В. Брандт

5

Рейганомика

5

Дж. Макартур

6

«Охота на ведьм»

6

Дж. Кеннеди

7

«Уотергейтский скандал»

7

Ш. де Голль

8

«Особые отношения» с США

8

Дж. Маккарти

9

Ограничение власти императора Японии

9

Р. Рейган

10

Ненасильственное движение против расовой сегрегации

10

Р. Никсон

Задание 2. Выберите «лишний элемент», объясните выбор:

1) а) Ф.-Д. Рузвельт; б) Г. Трумэн; в) Дж. Кеннеди; г) Р. Рейган; д) Б. Клинтон;

2) а) Великобритания; б) Япония; в) Германия; г) Италия;

3) а) Р. Рейган; б) Ф. Миттеран; в) Ж. Ширак; г) М. Тэтчер;

4) а) А. де Гаспери; б) А. Моро; в) С. Берлускони; г) Дж. Макартур;

5) а) «Локхид»; б) «Уотергейт»; в) Карибский кризис.

Задание 3. По историческим фактам определите страну:

1. Движение Сопротивления, референдум о судьбе монархии, «экономическое чудо», «еврокоммунизм», проблема Севера и Юга. (Италия.)

2. Атомная монополия, «холодная война», движение за гражданские права, рейганомика. (США.)

3. Монархия, кризис колониальной империи, борьба за вступление в ЕЭС, проблема Ольстера. (Великобритания.)

ЛИТЕРАТУРА:

#1040;ртёмов В.В., Лубченков Ю.Ю. История (для профессий и специальностей технического, естественно - научного, социально-экономического профилей) в 2-х частях. М.: Академия, 2021.

#1057;амыгин П.С, История (Среднее профессиональное образование), -20-е изд. перераб. и доп.- Ростов-н /Д : Феникс, 2021-474 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1 Дубин Б. Группы, институты и массы: культурная репродукция и культурная динамика в сегодняшней России / Б.Дубин // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. - 2021. - № 4. -С.22-32.

2. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр., и доп. - М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2016. - 114 с.

3. Звоновский В., Луцева С. Досуговые предпочтения молодежи / В. Звоновский, С. Луцева // Мониторинг общественного мнения. - 2019. - №5. - С.62.

4. Зорская Н. Тенденции в чтении россиян в 90-е годы: На материале опросов ВЦИОМ 199201997 гг. / Н.Зорская //Мониторинг общественного мнения. - 2021. - №3. - С.44-49.

5. Кондаков И.В. Культура России. Ч.1. Русская культура: краткий очерк истории и теории: Учеб. пособие. _ 2-е изд., испр.- М.: Университет, 2019.

Самостоятельная работа №3

Тема. Основные направления и особенности развития стран Азии, Африки и Латинской Америки

Задание: используя материалы Интернет-ресурсов, подготовить подробную характеристику страны на выбор Латиноамериканского или Восточноазиатского регионов.

Методические рекомендации по составлению характеристики страны

#1043;еографическое положение, границы. Оценка географического положение страны.

#1054;собенности рельефа, климата, внутренних вод и природных зон страны. Оценка их с позиций жизни населения.

3. Природные богатства страны и их оценка для развития хозяйства.

#1053;ароды, населяющие страну, их язык, элементы духовной культуры, особенности быта.

#1042;иды хозяйственной деятельности населения (важнейшие отрасли промышленности и сельского хозяйства ).

#1054;собенности политического развития.

7. Столица и крупные города.

8. Интересные факты.

ЛИТЕРАТУРА:

#1040;ртёмов В.В., Лубченков Ю.Ю. История (для профессий и специальностей технического, естественно - научного, социально-экономического профилей) в 2-х частях. М.: Академия, 2021.

#1057;амыгин П.С, История (Среднее профессиональное образование), -20-е изд. перераб. и доп.- Ростов-н /Д : Феникс, 2021-474 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1 Дубин Б. Группы, институты и массы: культурная репродукция и культурная динамика в сегодняшней России / Б.Дубин // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. - 2021. - № 4. -С.22-32.

2. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр., и доп. - М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2016. - 114 с.

3. Звоновский В., Луцева С. Досуговые предпочтения молодежи / В. Звоновский, С. Луцева // Мониторинг общественного мнения. - 2019. - №5. - С.62.

4. Зорская Н. Тенденции в чтении россиян в 90-е годы: На материале опросов ВЦИОМ 199201997 гг. / Н.Зорская //Мониторинг общественного мнения. - 2021. - №3. - С.44-49.

5. Кондаков И.В. Культура России. Ч.1. Русская культура: краткий очерк истории и теории: Учеб. пособие. _ 2-е изд., испр.- М.: Университет, 2019.

Самостоятельная работа №4

Тема. Европейская интеграция в конце XX-начале XXI века: достижения и проблемы

Задание: изучив темы: “Экономическая и политическая интеграция в Европе”, “Интеграция России в европейскую экономику: успехи и трудности”, подготовить презентацию по одной из тем.

Алгоритм подготовки презентации

1. Подготовительный этап, сбор информации

  • Перед началом работы необходимо определить тему вашего доклада, т.е. про что рассказывать и определить аудиторию – для кого предназначена презентация, кто Ваш потенциальный слушатель.
  • Написать план текста и основные тезисы.
  • Разбить тезисы на отдельные параграфы, по которым можно сделать раскадровку.
  • Когда текст написан, разбит на кадры можно приступать к созданию самой презентации. Если что-то забыли – не страшно, всегда можно добавить/убрать кадр.

Заданная презентация должна содержать:

- информацию об исторической личности; его изображение

- даты основных вех его правления

- оценки, данные исторической личности в истории в виде цитат, высказываний;

2. Составление презентации

Основная задача презентации – перевести Вашу информацию в визуальные образы, которые воспринимаются и запоминаются гораздо лучше, чем обычный текст.

1. Презентация выполняется в программе РowerРoint. Программа предложит вам выбрать структуру страниц, как будет размещен текст, иллюстрации, графики т.д.

2. Не пишите текст доклада целиком на кадре.

3. На слайдах размещают схемы, таблицы, диаграммы, графики с краткими комментариями, а уж подробно об этих объектах Вы расскажете в процессе доклада.

4. Когда все элементы размещены по своим местам, созданы все слайды, приступаем к созданию анимацию. Ее можно использовать как для отдельных элементов слайда, так и применить к смене слайдов. Анимация позволяет акцентировать внимание на главном, привлекает внимание аудитории, нарушает монотонность речи т.д.

ЛИТЕРАТУРА:

#1040;ртёмов В.В., Лубченков Ю.Ю. История (для профессий и специальностей технического, естественно - научного, социально-экономического профилей) в 2-х частях. М.: Академия, 2022.

#1057;амыгин П.С, История (Среднее профессиональное образование), -20-е изд. перераб. и доп.- Ростов-н /Д : Феникс, 2021-474 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1 Дубин Б. Группы, институты и массы: культурная репродукция и культурная динамика в сегодняшней России / Б.Дубин // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. - 2021. - № 4. -С.22-32.

2. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр., и доп. - М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2016. - 114 с.

3. Звоновский В., Луцева С. Досуговые предпочтения молодежи / В. Звоновский, С. Луцева // Мониторинг общественного мнения. - 2019. - №5. - С.62.

4. Зорская Н. Тенденции в чтении россиян в 90-е годы: На материале опросов ВЦИОМ 199201997 гг. / Н.Зорская //Мониторинг общественного мнения. - 2021. - №3. - С.44-49.

5. Кондаков И.В. Культура России. Ч.1. Русская культура: краткий очерк истории и теории: Учеб. пособие. _ 2-е изд., испр.- М.: Университет, 2019.

Самостоятельная работа №5

Тема. Глобализация в конце XX-начале XXI века

Задание: изучив тему подготовить сообщение по следующим аспектам темы:

  1. формирование поликультурного пространства: взаимопроникновение и взаимодействие культур;
  2. миграционная политика;
  3. управление миграционными процессами;
  4. особенности миграционных процессов в современной России.

Методические рекомендации к выполнению задания

Подготовка сообщения — это вид самостоятельной работы по подготовке небольшого по объему устного сообщения для озвучивания на семинаре, практическом занятии.

Сообщаемая информация носит характер уточнения или обобщения, несет новизну, отражает современный взгляд по определенным проблемам.

Сообщение отличается от докладов и рефератов не только объемом информации, но и ее характером — сообщения дополняют изучаемый вопрос фактическими или статистическими материалами.

Оформляется задание письменно, оно может включать элементы наглядности (иллюстрации, демонстрацию).

Регламент времени на озвучивание сообщения — до 5 мин.

Для подготовки сообщения необходимо:

- собрать и изучить литературу по теме;

- составить план или графическую структуру сообщения;

- выделить основные понятия;

- ввести в текст дополнительные данные, характеризующие объект изучения;

- оформить текст письменно;

- сдать на контроль преподавателю и озвучить в установленный срок.

Критерии оценки:

• аргументированное обоснование актуальности темы;

• соответствие содержания теме;

• глубина проработки материала;

• грамотность и полнота использования источников.

ЛИТЕРАТУРА:

#1040;ртёмов В.В., Лубченков Ю.Ю. История (для профессий и специальностей технического, естественно - научного, социально-экономического профилей) в 2-х частях. М.: Академия, 2022.

#1057;амыгин П.С, История (Среднее профессиональное образование), -20-е изд. перераб. и доп.- Ростов-н /Д : Феникс, 2021-474 с.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1 Дубин Б. Группы, институты и массы: культурная репродукция и культурная динамика в сегодняшней России / Б.Дубин // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. - 2021. - № 4. -С.22-32.

2. Ерасов Б.С. Социальная культурология: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр., и доп. - М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2016. - 114 с.

3. Звоновский В., Луцева С. Досуговые предпочтения молодежи / В. Звоновский, С. Луцева // Мониторинг общественного мнения. - 2019. - №5. - С.62.

4. Зорская Н. Тенденции в чтении россиян в 90-е годы: На материале опросов ВЦИОМ 199201997 гг. / Н.Зорская //Мониторинг общественного мнения. - 2021. - №3. - С.44-49.

5. Кондаков И.В. Культура России. Ч.1. Русская культура: краткий очерк истории и теории: Учеб. пособие. _ 2-е изд., испр.- М.: Университет, 2019.

Методические рекомендации по организации самостоятельных работ

  1. Рекомендации по подготовке презентации:

Подготовка презентации

  1. Необходимо изучить тему, использовав рекомендованную литературу и Интернет. При этом необходимо выделить основное и записать содержательную часть, включая определения, формулы и таблицы. Затем выделить ту часть, которую считаете необходимой представить на слайдах. Отдельно приготовьте то текст, который Вы собираетесь проговорить, объясняя решение проблемы. Если Вы чувствуете себя хоть немного неуверенно перед аудиторией, запишите и выучите свою речь наизусть. Запись выступления на 7 минут занимает примерно полторы страницы текста (формат А4, шрифт 12pt).
  2. Необходимы титульная страница и выводы. Титульная страница необходима, чтобы представить аудитории тему Вашего доклада, а выводы позволяют коротко повторить смысл вашего решения (исследования).
  3. Оптимальное число строк на слайде — от 6 до 11. Перегруженность и мелкий шрифт тяжелы для восприятия. Недогруженность оставляет впечатление, что выступление поверхностно и плохо подготовлено.
  4. Пункты перечней должны быть короткими фразами; максимум — две строки на фразу, оптимально — одна строка.
  5. Имеет смысл быть аккуратным. Неряшливо сделанные слайды (разнобой в шрифтах и отступах, опечатки, типографические ошибки в формулах) вызывают подозрение, что и к содержательным вопросам докладчик подошёл спустя рукава.
  1. Рекомендации к выступлению:
  1. Распространённая ошибка — читать слайд дословно. Лучше всего, если на слайде будет написана подробная информация (определения, теоремы, формулы), а словами будет рассказываться их содержательный смысл. Информация на слайде может быть более формальной и строго изложенной, чем в речи.
  2. Чтение длинной фразы отвлекает внимание от речи. Короткая фраза легче запоминается визуально.
  3. Не проговаривайте формулы словами — это долго и безумно скучно. Это делается только во время лекций или семинаров, когда слушатели одновременно записывают конспект. На защите или на конференции это неуместно.
  4. Оптимальная скорость переключения — один слайд за 1–2 минуты. Для кратких выступлений допустимо два слайда в минуту, но не быстрее. Слушатели должны успеть воспринять информацию и со слайда, и на слух.
  5. На слайдах с ключевыми определениями можно задержаться подольше. Если они не будут поняты, то не будет понято ничего.
  6. Слайды с графиками результатов, наоборот, легко проскакивать в ускоренном темпе. Объяснение графика в типичном случае: «По горизонтальной оси отложено …, по вертикальной оси — …, видно, что…».
  7. При объяснении таблиц необходимо говорить, чему соответствуют строки, а чему — столбцы.

  1. Рекомендации по написанию аннотации:

Аннотация – краткая характеристика документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей (ГОСТ , п.).

Общие требования к аннотациям

1. Язык аннотации должен быть прост и доходчив. Следует избегать лишних вводных фраз. Например: «Автор статьи рассматривает…», «В статье представлены…». Рекомендуется употреблять синтаксические конструкции, свойственные языку научных и технических документов, избегать сложных предложений, включающих несколько придаточных.

Аннотацию желательно строить из коротких фраз, не употреблять в тексте разновременные глаголы, например: «Описаны» и «Описываются», т.е. соблюдать единство времени во всех предложениях аннотации.

3. Фразы следует строить комплексно. Например, аннотацию:

Исторический очерк завода, разработанный на основе архивных документов

можно сократить вдвое, используя другую синтаксическую конструкцию, но сохранив при этом полностью содержание: История завода по архивным данным

4. Необходимо избавлять текст аннотации от лишних деталей.

5. В тексте аннотации следует применять стандартизированную терминологию, не употреблять малораспространенные термины, или разъяснять их при первом упоминании в тексте, соблюдать единство терминологии в пределах аннотации.

6. Сокращения и условные обозначения, кроме общеупотребительных, применяют в исключительных случаях или дают их определения при первом употреблении.

7. Имена собственные приводятся в виде, в котором они даны в тексте статьи.

8. Географические названия приводятся в виде, в котором они даны в тексте статьи.

9. Аннотации на статьи, за исключением художественной литературы, включают в себя характеристику темы, проблемы, цели работы и ее основные результаты и/или выводы.

10. Аннотации на художественные произведения не являются обязательными. Они приводятся по усмотрению библиографа, если он считает необходимым дать пояснение к статье.

12. В конце последнего предложения аннотации обязательно ставится точка.

Аннотация не должна:

  1. Копировать сведения, содержащиеся в библиографическом описании, в частности, заглавие статьи. Аннотация не может в точности повторять заглавие статьи
  2. Содержать сложные синтаксические построения.
  3. Содержать оценочные характеристики библиографа – автора аннотации.
  4. Содержать используемые в статье малоупотребительные сокращения без их расшифровки при первом упоминании.
  5. Употреблять в тексты разновременные глаголы.

  1. Рекомендации по построению логической схемы:

Логическая схема

Схема — иллюстрация, которая с помощью условных графических обозначений передает суть строения предмета или системы, показывает характер процесса, движения, структуру и т. д.

Требования, предъявляемые к структурно-логической схеме:

#1055;олнота СЛС должна отражать главное в тексте, все содержание вопроса

#1057;ЛС должна быть краткой и четко структурированной

#1057;ЛС характеризуется логической последовательностью изложения

материала

#1057;ЛС должна быть аккуратно оформлена

Алгоритм составления СЛС

#1042;нимательно прочитать текст. Подобрать дополнительный материал по теме, используя для этого справочники, энциклопедии и т.д.

#1042;ыделить главную идею темы, ключевое ядро.

#1052;ысленно разделить текст на логически законченные смысловые пункты.

#1042;ыделить главное в каждом пункте.

#1054;пределить основные элементы, раскрывающие суть темы (опорные слова, знаки, символы, рисунки и т.п.)

#1059;становить связи между элементами.

#1055;родумать и зафиксировать расположение элемент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ « Детская литература страны изучаемого языка» (Специальность 050144.52 Дошкольное образование)

Печатается по рекомендации ПЦК социально-гуманитарного цикла.Методические рекомендации призваны помочь преподавателям в планировании видов самостоятельной работы студентов, организации различных...

Система организации самостоятельных работ обучающихся при изучении экономических дисциплин

Учение не может быть по-настоящему активным, если у обучающихся нет системы в знаниях. Прочные системные знания составляют основу для формирования научной картины мира и идейных убеждений обучающихся....

1. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения учебной дисциплины. ОГСЭ. 07 Основы православной культуры

Настоящие методические указания для выполнения  самостоятельной  работы по дисциплине «Основы православной культуры»    представляют собой структурно-технологическ...

2. Методические рекомендации по организации практической работы студентов в процессе изучения учебной дисциплины ОГСЭ. 07 Основы православной культуры

Методические указания представляют собой структурно-технологическую карту, план и программу работы каждого студента очной формы обуче...

Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения учебной дисциплины ОУД.12 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Специальность: 49.02.02 Адаптивная физическая культура

Методические указания по организации самостоятельной работы студентов составлены в соответствии с рабочей программой ФГОС СПО по учебной дисциплине ОУД.12 Обществознание для специальности СПО: 49.02.0...