Урок чтения "К. Г.Паустовский "Стальное колечко"
план-конспект урока

Лагутина Марина Владимировна

Урок предназначен для обучающихся 6 класса. Применялись активные методы обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stalnoe_kolechko.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок чтения и развития речи

6а класс

Тема урока: К. Паустовский «Стальное колечко»

Цель: продолжить работу по совершенствованию навыка осмысленного выразительного чтения произведения К. Паустовского «Стальное колечко»; показать, что человек становится по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира.

Задачи:

Образовательные:

 

  1. Отрабатывать навык правильного, беглого, выразительного чтения,

 чтения по ролям;

  1.  Совершенствовать умение анализировать произведение;

Развивающие:

  1. Развитие  творческого мышления через анализ художественного произведения;  

- внимания к авторскому слову, умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному;  

- творческого воображения;

Воспитательные:

  1. Воспитывать чувство бережного отношения к природе; умение видеть в обычном необычное, замечать красоту природы, любить свою Родину.

Коррекционные:

  1. Развивать произвольное внимание;
  2. Корригировать слуховое внимание и восприятие обучающихся.

Оборудование:

  1. Мультимедийный проектор,
  2. Презентация
  3. Учебник «Чтение», 6 класс, авторы И.М.Бгажнокова, Е.С.Погостина (для специальных (коррекционных) школ VIII вида)
  4. Видеозапись фрагмента фильма «Стальное колечко»
  5. Видеозапись «Весна» на музыку Антонио Вивальди
  6. Карточки, иллюстрации к рассказу
  7. Портрет писателя.

Ход урока

  1. Организационный момент

- Приветствие учителем  обучающихся:

«Поговорим? – О чем?

О всяком и о прочем.

О том, что хорошо и хорошо не очень.

Чего-то знаю я, а что-то вам известно.

Поговорим?- Поговорим!

Нам будет интересно!»

     II. Актуализация имеющихся знаний

  1. – Какое произведение мы читали последнее время?

         («Стальное колечко») (слайд 1)

     - Кто автор этого произведения?

        (К. Паустовский) (слайд 2)

    - Какие произведения К.Паустовского мы уже читали в этом году? («Заячьи лапы», «Кот – ворюга»)

      - Какой жанр у этого произведения? (сказка, рассказ, стихотворение) (слайд 3)

       

  1. Формулирование темы урока. Постановка целей урока.

– Для начала разгадаем кроссворд, в нем использованы, слова, обозначающие предметы, понятия, имеющиеся в сказке «Стальное колечко»

      (слайд 4 )

  1. Курительный табак низкого качества (махорка)
  2. Площадка для посадки пассажиров, погрузки багажа (платформа)
  3. Большой топор для рубки дров (колун)
  4. Форменное  пальто для военных из сукна (шинель)
  5. Как боец называл Варюшу «Анютины глазки с …» (косичками)

Что за художественный приём использовал автор в этом прозвище? (Метафора – сравнение)

  1. Свернутая из бумаги  трубочка с табаком, самодельная папироса (цигарка)
  2. Как звали воробья в сказке  (Сидор)

             - Какое из этих слов лишнее (Сидор) Почему? (обозначает имя собственное)

             - Прочтите слово, выделенное цветом (колечко)

             - О каком колечке говорится в сказке? (о стальном)

             - Какова тема нашего урока? ( К. Г. Паустовский «Стальное колечко»)

             - Обладало ли оно волшебными свойствами?

- Вот об этих волшебных свойствах колечка, о Варюше мы и поговорим на уроке, т.е. обобщим все то, что мы узнали на прошлых уроках.

             - Как вы думаете, какие можно поставить цели на сегодняшнем уроке?

  • Продолжить работу…..
  • Дать характеристику….

        III. Проверка домашнего задания

              -  Чтобы осуществить эти цели, надо  хорошо знать произведение, быть внимательным, вдумчивым читателем.

             Дома вы были в роли читателей. Кто из вас был внимательным? Проверим. 1.  Выполним   блиц-опрос:   (устно)

            - Я быстро читаю вопрос, вы из трех ответов выбираете верный и показываете цифру 1,2,3. Читаю вопросы поочередно, сначала читаю вопрос для мальчиков, затем для девочек.

  1. Как звали главную героиню сказки?

                                            Валюша

                                            Варюша

                                            Надюша

  1. Где жила Варюша с дедом?

Село Моховое

Село Лесовое

Село  Полевое

  1. Как звали деда?

                                  Илья

                                  Кузьма

                                  Сидор

  1. Зачем пошла Валя в соседнее село?

                          За солью

                          За спичками

                          За махоркой

  1. С кем Варюша встретилась на станции?

                                        С бойцами

                                        С друзьями

                                        С соседями

6. Как боец называл Варюшу?

                                        Цветок-лепесток в валенках

                                        Варюха-горюха

                                         Анютины глазки с косичками

  1. Какой подарок она получила?

                                       Медную монетку

                                       Стальное колечко

                                       Солдатскую звездочку

  1. Кто такой Сидор?

                                         Дедушка

                                         Воробей

                                         Кот

  1. Каким временем года начинается произведение?

                                            Весна

                                            Лето

                                            Зима

  1. Каким временем года произведение заканчивается?

                                             Осень

                                             Весна

                                             Зима

- Молодцы, вы были очень внимательны, заметили каждую мелочь.

2.   Выборочное  чтение:   

        а) – Назовите главную героиню сказки? (слайд – с изображением девочки)

            - Прочтите, где и с кем жила Варюша?

            - Как вы думаете, почему Варюша жила с дедом Кузьмой? Что мы можем предположить? (Возможно, родители на фронте или погибли, она сирота. Рассказ написан в 1945 г., в военное время  накануне окончания войны)

        б) – Что заставило девочку пойти в соседнее село средь суровой зимы. О каких качествах характера говорит этот поступок? (слайд № 14 – картинка зимней деревни)

           - Среди предложенных качеств выберите те, которые характеризуют Варюшу: (карточки на доске – убрать лишнее)

  • Добрая  - Почему? (отсыпала махорки бойцам, а могла продать)
  • Заботливая – Почему? (пошла деду за махоркой, чтобы ему стало легче. Завернула Сидора в платочек.)
  • Безразличная
  • Милосердная
  • Грубая
  • Ласковая
  • Ленивая
  • Отзывчивая
  • Вредная
  • Бессердечная
  • Сообразительная (воткнула в снег ветку, где потеряла колечко)
  1. Чтение по ролям  

- Куда пошла Варюша, после того, как купила махорку? (на станцию, посмотреть поезда)

     - Почему Варюша пошла посмотреть на поезд? Как это ее характеризует? (девочке интересно, она любознательна)

- С кем она встретилась на станции? («Встреча с бойцами  на станции» (слайд 15) 

  - Чтение по ролям (работа в четвёрках) : какие герои нам нужны?

  • Варюша
  • Боец
  • Другой боец
  • Автор

(обучающиеся  разбиваются на четвёрки и читают по ролям  отрывок стр. 164-165)

 - Почему Варюша угостила бойца махоркой? (Тяжелое было время - голод, разруха, бойцы возвращались с фронта домой. Каждый как мог помогал друг другу, старались отблагодарить бойцов.)

  - А почему она поверила бойцу, рассказавшему ей о волшебном колечке? (она доверчивая, верит в чудеса, хочет видеть деда здоровым)

 4.  Обзор сюжетных картинок:

                      - Что же произошло в рассказе дальше?

           - Составьте сюжетную линию сказки после встречи с бойцами. Расставьте рисунки по порядку:

  • Встреча с бойцами
  • Пропало колечко
  • Найдется колечко
  • Весна пришла
  • Колечко нашлось
  • Дед Кузьма поправился
  • Большущая радость. Красива родная земля.

- Получился план рассказа (слайд 16)

 5. Физминутка: Встали.   Посмотрите на правую ладонь.

Повторите название пальцев на руке.

Работа по слайдам   (слайды – 17, 18, 19)

           - Работаем дальше, как же действует колечко? На каждый палец надеваем колечко су-джок

                 Средний палец – здоровье себе и своим близким

                 Безымянный палец – радость большущая

                 Указательный палец  -  увидеть весь мир

Я, как Варюша буду надевать на палец колечко. А вы внимательно следите за моими движениями. Если надену на указательный палец – вы приседаете. Если на средний – делаете наклоны влево-вправо. Если на безымянный – ходьба на месте.

6. Просмотр отрывка «Пропало колечко» из фильма «Стальное колечко»

                 (стр. 165-166, фрагмент фильма «Стальное колечко», 1973г.) слайд 20

- Какие чувства испытывала Варя от потери колечка? (сожаление, грусть, жалость, безвыходность, трагедию)

- О чем больше всего жалела Варя? (о здоровье деда)

- Что она придумала, чтобы найти место пропажи колечка?

 7. Выборочное чтение    (слайд 21)   стр. 166

                  - Прочтите, что посоветовал дед Кузьма девочке?

                  - Кто такой Сидор? Какой у него характер? (чувствовал себя хозяином в доме, устраивал драки)

                  - Прочтите, как Варюша с Сидором искали колечко? Нашел ли Сидор колечко?

8. Выборочное чтение.  Картинки наступающей весны. (Слайд 22)

         - Как Варюша узнала, что пришла весна?

         - Найдите в тексте описания, передающие оживающую природу. Прочтите.

         - Куда побежала Варюша с приходом весны?

         - Где Варюша нашла колечко?

         - На какой палец одела Варюша колечко, когда нашла его? (слайд 23)

         - Произошло ли чудо? (слайд 24)

         - На какой палец девочка одела потом, когда легла спать?

         - С каким чудом встретилась девочка на следующее утро? (девочка встретилась с весной) стр. 168-169

10. Прослушивание музыки А.Вивальди «Времена года. Весна»

         - чтение обучающимся отрывка «Описание весны» 

         - картинки с весенней природой ( текст описания весны стр. 168-169)

- Какой художественный приём использовал здесь автор? (олицетворение. Весна показана как живая)

- Увидев такую красоту, захотела ли Варюша надеть колечко на указательный палец? Почему? (Варюша любила свою Родину, свои родные места) (слайд 26)

«Варюша – настоящий человек, преданный своей Родине. Хотя она и маленькая, но она уже умеет выбирать ценности в жизни. Ей от природы дана жизненная мудрость. Она умеет дарить тепло и любовь другим людям, умеет ценить все то, что у нее есть, умеет чувствовать прекрасное…»

IV. Рефлексия.

       - Скажите, так прав ли был писатель, что назвал свое произведение сказкой? Было ли волшебство в сказке, победило ли добро (весна) зло (зиму)? Счастлива ли наша героиня?

      - Итак, посмотрите на доску. Вот те качества, которыми должен обладать настоящий, а значит и счастливый человек. Я дарю вам на память эти слова, чтобы каждый из вас вырос добрым и счастливым человеком.

      - Я предлагаю Вам еще одно задание:

-   Среди множества знаков и букв подчеркните только заглавные буквы и сложите из них слова, из слов сложим предложение:

1 вариант:

 раиСыепТоаАждРсиАраавЯстиСЬ   О   стнСтссЧАттСбоорбТЬуеЕ

ммвДттрРчсмУюлГитьрИьббХ,   МЫ   чмсмНббпАхщоХлооОДюИвпМ

бтСчмВюбОЁ   биСбюбОчыБюнарСТраеВороЕдоННлооаОпспЕ  

рппвСлщдоЧдждАшргСТщрЬЕ

2 вариант:        

раиСыепТоаАждРсиАраавЯстиСЬ   О   стнСтссЧАттСбоорбТЬуеЕ 

ммвДттрРчсмУюлГитьрИьббХ,   МЫ   чмсмНббпАхщоХлооОДюИвпМ

бтСчмВюбОЁ   биСбюбОчыБюнарСТраеВороЕдоННлооаОпспЕ 

рппвСлщдоЧдждАшргСТщрЬЕ

« Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье» (слайд 27) (Платон – древнегреческий философ)

- Эти слова станут главным итогом нашего урока.

V. Оценка обучающихся.

           - Поставьте оценку уроку. Выдаётся рисунок руки, обведённой на листе.

Каждый палец – это какая-то позиция обучающегося. Рисуем колечки на пальцах.

Большой палец – для меня всё на уроке было интересно

Указательный – мне было интересно, но трудно

Средний палец – для меня было недостаточно

Безымянный палец – у меня есть предложение

Мизинец – мне не понравилось

VI. Домашнее задание.  

   1 группа  - В сказке боец забыл сказать Варюше, что будет, если колечко надеть на мизинец. Я предлагаю сделать это вам. Продолжите сказку.

   2 группа –  пересказ  отрывка произведения по опорным словам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Конспект урока. Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для студентов 1 курса с использованием ИКТ.

КОНСПЕКТурока по физической культуре на 1 курсе НПО и СПО.    Преподаватель физ. воспитания: Ефимов Е.В.Раздел программы: футбол....

Разноцветные колечки

Учить правильно держать карандаш передавать в рисунке определенную форму, отрабатывать кругообразные движения рук; учить использовать карандаши разных цветов, закреплять знания о цвете....

Технологическая карта урока - плавание. урок актуализации знаний и умений (урок повторения)

Данная технологическая карта помогает педагогу вобеспечении мотивацией и принятием обучающимися целей учебно-познавательной деятельности, актуализации опорных знаний и умений на уроке плавания в рамка...

Современный урок: развитие навыков контроля, оценки и коррекции действий учащихся на уроках развивающего контроля. Урок развивающего контроля по ФГОС: особенности, этапы и структура.

Урок развивающего контроля – один из типов уроков, предложенных в рамках ФГОС. В данной статье  подробно рассматривается, как строятся такие уроки, в чём их принципиальное отличие, как прав...

Открытый урок по дисциплине: «Технология изготовления обуви» Тема урока: «Швы, виды швов. Технологические нормативы» Тип урока: «Урок изучения технологических нормативов»

Открытый урок по дисциплине: «Технология изготовления обуви»Тема урока: «Швы, виды швов. Технологические нормативы»Тип урока: «Урок изучения технологических норматив...