Урок чтения "К. Г.Паустовский "Стальное колечко"
план-конспект урока
Урок предназначен для обучающихся 6 класса. Применялись активные методы обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stalnoe_kolechko.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок чтения и развития речи
6а класс
Тема урока: К. Паустовский «Стальное колечко»
Цель: продолжить работу по совершенствованию навыка осмысленного выразительного чтения произведения К. Паустовского «Стальное колечко»; показать, что человек становится по-настоящему счастлив, лишь открывая вокруг себя красоту окружающего мира.
Задачи:
Образовательные:
- Отрабатывать навык правильного, беглого, выразительного чтения,
чтения по ролям;
- Совершенствовать умение анализировать произведение;
Развивающие:
- Развитие творческого мышления через анализ художественного произведения;
- внимания к авторскому слову, умения выражать свои чувства по отношению к прочитанному;
- творческого воображения;
Воспитательные:
- Воспитывать чувство бережного отношения к природе; умение видеть в обычном необычное, замечать красоту природы, любить свою Родину.
Коррекционные:
- Развивать произвольное внимание;
- Корригировать слуховое внимание и восприятие обучающихся.
Оборудование:
- Мультимедийный проектор,
- Презентация
- Учебник «Чтение», 6 класс, авторы И.М.Бгажнокова, Е.С.Погостина (для специальных (коррекционных) школ VIII вида)
- Видеозапись фрагмента фильма «Стальное колечко»
- Видеозапись «Весна» на музыку Антонио Вивальди
- Карточки, иллюстрации к рассказу
- Портрет писателя.
Ход урока
- Организационный момент
- Приветствие учителем обучающихся:
«Поговорим? – О чем?
О всяком и о прочем.
О том, что хорошо и хорошо не очень.
Чего-то знаю я, а что-то вам известно.
Поговорим?- Поговорим!
Нам будет интересно!»
II. Актуализация имеющихся знаний
- – Какое произведение мы читали последнее время?
(«Стальное колечко») (слайд 1)
- Кто автор этого произведения?
(К. Паустовский) (слайд 2)
- Какие произведения К.Паустовского мы уже читали в этом году? («Заячьи лапы», «Кот – ворюга»)
- Какой жанр у этого произведения? (сказка, рассказ, стихотворение) (слайд 3)
- Формулирование темы урока. Постановка целей урока.
– Для начала разгадаем кроссворд, в нем использованы, слова, обозначающие предметы, понятия, имеющиеся в сказке «Стальное колечко»
(слайд 4 )
- Курительный табак низкого качества (махорка)
- Площадка для посадки пассажиров, погрузки багажа (платформа)
- Большой топор для рубки дров (колун)
- Форменное пальто для военных из сукна (шинель)
- Как боец называл Варюшу «Анютины глазки с …» (косичками)
Что за художественный приём использовал автор в этом прозвище? (Метафора – сравнение)
- Свернутая из бумаги трубочка с табаком, самодельная папироса (цигарка)
- Как звали воробья в сказке (Сидор)
- Какое из этих слов лишнее (Сидор) Почему? (обозначает имя собственное)
- Прочтите слово, выделенное цветом (колечко)
- О каком колечке говорится в сказке? (о стальном)
- Какова тема нашего урока? ( К. Г. Паустовский «Стальное колечко»)
- Обладало ли оно волшебными свойствами?
- Вот об этих волшебных свойствах колечка, о Варюше мы и поговорим на уроке, т.е. обобщим все то, что мы узнали на прошлых уроках.
- Как вы думаете, какие можно поставить цели на сегодняшнем уроке?
- Продолжить работу…..
- Дать характеристику….
III. Проверка домашнего задания
- Чтобы осуществить эти цели, надо хорошо знать произведение, быть внимательным, вдумчивым читателем.
Дома вы были в роли читателей. Кто из вас был внимательным? Проверим. 1. Выполним блиц-опрос: (устно)
- Я быстро читаю вопрос, вы из трех ответов выбираете верный и показываете цифру 1,2,3. Читаю вопросы поочередно, сначала читаю вопрос для мальчиков, затем для девочек.
- Как звали главную героиню сказки?
Валюша
Варюша
Надюша
- Где жила Варюша с дедом?
Село Моховое
Село Лесовое
Село Полевое
- Как звали деда?
Илья
Кузьма
Сидор
- Зачем пошла Валя в соседнее село?
За солью
За спичками
За махоркой
- С кем Варюша встретилась на станции?
С бойцами
С друзьями
С соседями
6. Как боец называл Варюшу?
Цветок-лепесток в валенках
Варюха-горюха
Анютины глазки с косичками
- Какой подарок она получила?
Медную монетку
Стальное колечко
Солдатскую звездочку
- Кто такой Сидор?
Дедушка
Воробей
Кот
- Каким временем года начинается произведение?
Весна
Лето
Зима
- Каким временем года произведение заканчивается?
Осень
Весна
Зима
- Молодцы, вы были очень внимательны, заметили каждую мелочь.
2. Выборочное чтение:
а) – Назовите главную героиню сказки? (слайд – с изображением девочки)
- Прочтите, где и с кем жила Варюша?
- Как вы думаете, почему Варюша жила с дедом Кузьмой? Что мы можем предположить? (Возможно, родители на фронте или погибли, она сирота. Рассказ написан в 1945 г., в военное время накануне окончания войны)
б) – Что заставило девочку пойти в соседнее село средь суровой зимы. О каких качествах характера говорит этот поступок? (слайд № 14 – картинка зимней деревни)
- Среди предложенных качеств выберите те, которые характеризуют Варюшу: (карточки на доске – убрать лишнее)
- Добрая - Почему? (отсыпала махорки бойцам, а могла продать)
- Заботливая – Почему? (пошла деду за махоркой, чтобы ему стало легче. Завернула Сидора в платочек.)
- Безразличная
- Милосердная
- Грубая
- Ласковая
- Ленивая
- Отзывчивая
- Вредная
- Бессердечная
- Сообразительная (воткнула в снег ветку, где потеряла колечко)
- Чтение по ролям
- Куда пошла Варюша, после того, как купила махорку? (на станцию, посмотреть поезда)
- Почему Варюша пошла посмотреть на поезд? Как это ее характеризует? (девочке интересно, она любознательна)
- С кем она встретилась на станции? («Встреча с бойцами на станции» (слайд 15)
- Чтение по ролям (работа в четвёрках) : какие герои нам нужны?
- Варюша
- Боец
- Другой боец
- Автор
(обучающиеся разбиваются на четвёрки и читают по ролям отрывок стр. 164-165)
- Почему Варюша угостила бойца махоркой? (Тяжелое было время - голод, разруха, бойцы возвращались с фронта домой. Каждый как мог помогал друг другу, старались отблагодарить бойцов.)
- А почему она поверила бойцу, рассказавшему ей о волшебном колечке? (она доверчивая, верит в чудеса, хочет видеть деда здоровым)
4. Обзор сюжетных картинок:
- Что же произошло в рассказе дальше?
- Составьте сюжетную линию сказки после встречи с бойцами. Расставьте рисунки по порядку:
- Встреча с бойцами
- Пропало колечко
- Найдется колечко
- Весна пришла
- Колечко нашлось
- Дед Кузьма поправился
- Большущая радость. Красива родная земля.
- Получился план рассказа (слайд 16)
5. Физминутка: Встали. Посмотрите на правую ладонь.
Повторите название пальцев на руке.
Работа по слайдам (слайды – 17, 18, 19)
- Работаем дальше, как же действует колечко? На каждый палец надеваем колечко су-джок
Средний палец – здоровье себе и своим близким
Безымянный палец – радость большущая
Указательный палец - увидеть весь мир
Я, как Варюша буду надевать на палец колечко. А вы внимательно следите за моими движениями. Если надену на указательный палец – вы приседаете. Если на средний – делаете наклоны влево-вправо. Если на безымянный – ходьба на месте.
6. Просмотр отрывка «Пропало колечко» из фильма «Стальное колечко»
(стр. 165-166, фрагмент фильма «Стальное колечко», 1973г.) слайд 20
- Какие чувства испытывала Варя от потери колечка? (сожаление, грусть, жалость, безвыходность, трагедию)
- О чем больше всего жалела Варя? (о здоровье деда)
- Что она придумала, чтобы найти место пропажи колечка?
7. Выборочное чтение (слайд 21) стр. 166
- Прочтите, что посоветовал дед Кузьма девочке?
- Кто такой Сидор? Какой у него характер? (чувствовал себя хозяином в доме, устраивал драки)
- Прочтите, как Варюша с Сидором искали колечко? Нашел ли Сидор колечко?
8. Выборочное чтение. Картинки наступающей весны. (Слайд 22)
- Как Варюша узнала, что пришла весна?
- Найдите в тексте описания, передающие оживающую природу. Прочтите.
- Куда побежала Варюша с приходом весны?
- Где Варюша нашла колечко?
- На какой палец одела Варюша колечко, когда нашла его? (слайд 23)
- Произошло ли чудо? (слайд 24)
- На какой палец девочка одела потом, когда легла спать?
- С каким чудом встретилась девочка на следующее утро? (девочка встретилась с весной) стр. 168-169
10. Прослушивание музыки А.Вивальди «Времена года. Весна»
- чтение обучающимся отрывка «Описание весны»
- картинки с весенней природой ( текст описания весны стр. 168-169)
- Какой художественный приём использовал здесь автор? (олицетворение. Весна показана как живая)
- Увидев такую красоту, захотела ли Варюша надеть колечко на указательный палец? Почему? (Варюша любила свою Родину, свои родные места) (слайд 26)
«Варюша – настоящий человек, преданный своей Родине. Хотя она и маленькая, но она уже умеет выбирать ценности в жизни. Ей от природы дана жизненная мудрость. Она умеет дарить тепло и любовь другим людям, умеет ценить все то, что у нее есть, умеет чувствовать прекрасное…»
IV. Рефлексия.
- Скажите, так прав ли был писатель, что назвал свое произведение сказкой? Было ли волшебство в сказке, победило ли добро (весна) зло (зиму)? Счастлива ли наша героиня?
- Итак, посмотрите на доску. Вот те качества, которыми должен обладать настоящий, а значит и счастливый человек. Я дарю вам на память эти слова, чтобы каждый из вас вырос добрым и счастливым человеком.
- Я предлагаю Вам еще одно задание:
- Среди множества знаков и букв подчеркните только заглавные буквы и сложите из них слова, из слов сложим предложение:
1 вариант:
раиСыепТоаАждРсиАраавЯстиСЬ О стнСтссЧАттСбоорбТЬуеЕ
ммвДттрРчсмУюлГитьрИьббХ, МЫ чмсмНббпАхщоХлооОДюИвпМ
бтСчмВюбОЁ биСбюбОчыБюнарСТраеВороЕдоННлооаОпспЕ
рппвСлщдоЧдждАшргСТщрЬЕ
2 вариант:
раиСыепТоаАждРсиАраавЯстиСЬ О стнСтссЧАттСбоорбТЬуеЕ
ммвДттрРчсмУюлГитьрИьббХ, МЫ чмсмНббпАхщоХлооОДюИвпМ
бтСчмВюбОЁ биСбюбОчыБюнарСТраеВороЕдоННлооаОпспЕ
рппвСлщдоЧдждАшргСТщрЬЕ
« Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье» (слайд 27) (Платон – древнегреческий философ)
- Эти слова станут главным итогом нашего урока.
V. Оценка обучающихся.
- Поставьте оценку уроку. Выдаётся рисунок руки, обведённой на листе.
Каждый палец – это какая-то позиция обучающегося. Рисуем колечки на пальцах.
Большой палец – для меня всё на уроке было интересно
Указательный – мне было интересно, но трудно
Средний палец – для меня было недостаточно
Безымянный палец – у меня есть предложение
Мизинец – мне не понравилось
VI. Домашнее задание.
1 группа - В сказке боец забыл сказать Варюше, что будет, если колечко надеть на мизинец. Я предлагаю сделать это вам. Продолжите сказку.
2 группа – пересказ отрывка произведения по опорным словам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Конспект урока. Вводный урок по физической культуре из цикла уроков по теме "Футбол" для студентов 1 курса с использованием ИКТ.
КОНСПЕКТурока по физической культуре на 1 курсе НПО и СПО. Преподаватель физ. воспитания: Ефимов Е.В.Раздел программы: футбол....
Урок в 4 классе Тема: Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода. Упражнение в определении падежа. Учебник: Русский язык. 4 класс. А.В.Полякова Тип урока: Урок закрепления и обобщения знаний.
урок - исследование, материалом для него послужили совосочитания из прочитанными детьми произведений...
Разноцветные колечки
Учить правильно держать карандаш передавать в рисунке определенную форму, отрабатывать кругообразные движения рук; учить использовать карандаши разных цветов, закреплять знания о цвете....
Технологическая карта урока - плавание. урок актуализации знаний и умений (урок повторения)
Данная технологическая карта помогает педагогу вобеспечении мотивацией и принятием обучающимися целей учебно-познавательной деятельности, актуализации опорных знаний и умений на уроке плавания в рамка...
Современный урок: развитие навыков контроля, оценки и коррекции действий учащихся на уроках развивающего контроля. Урок развивающего контроля по ФГОС: особенности, этапы и структура.
Урок развивающего контроля – один из типов уроков, предложенных в рамках ФГОС. В данной статье подробно рассматривается, как строятся такие уроки, в чём их принципиальное отличие, как прав...
Методическая разработка открытого урока по учебной практике Тема урока: «Прикрепление деталей низа обуви (туфли домашние)» Тип урока: «Урок изучения и применения технологических опера-ций при прикреплении деталей низа обуви туфель домашних»
Пояснительная записка Открытый урок практического обучения по теме: «Прикрепление деталей низа обуви (туфли домашние)»....
Открытый урок по дисциплине: «Технология изготовления обуви» Тема урока: «Швы, виды швов. Технологические нормативы» Тип урока: «Урок изучения технологических нормативов»
Открытый урок по дисциплине: «Технология изготовления обуви»Тема урока: «Швы, виды швов. Технологические нормативы»Тип урока: «Урок изучения технологических норматив...