«Значение нравственных знаний в воспитании культуры поведения»
статья
Доклад о культуре поведения, нравственности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад о культуре поведения, нравственности | 17.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
«Значение нравственных знаний в воспитании культуры поведения»
Воспитатель: Балдандоржиева Т.Н.
2017 г
Культура поведения тесно связана с моралью, с общим развитием человека, его знаниями и мировоззрением, со всем, что составляет внутреннюю сущность человека. Многие правила культуры поведения, характеризующие отношение человека к другим людям и самому себе, вытекают непосредственно из норм морали. Это правило вежливости, внимательности, такта, обязательности, точности. Другие правила связаны с эстетикой быта, гигиеной. Правила иногда строго регламентированы, иногда условны, нередко связаны со сложившимися традициями и обычаями. К ним относятся правила приличия, хорошие манеры, этикет.
От внутренней культуры в значительной мере зависит культура внешняя. Но и внешняя сторона поведения влияет на внутреннюю культуру – заставляет человека быть выдержанным, внутренне собранным, уметь владеть собой. Внешняя небрежность в отношениях с людьми, грубость, невнимательность постепенно формируют соответствующие качества личности. Поэтому нельзя пренебрегать внешней формой поведения, считать ее несущественной, неважной.
Систематическая работа по воспитанию культуры поведения проводится в школе, где опытные педагоги осуществляют определенную воспитательную программу: она предусматривает воспитание культуры поведения в системе нравственного формирования личности. Эта работа далеко не исчерпывает всего процесса нравственного воспитания. Одновременно педагог формирует у детей любовь к своей стране, бережное отношение к общественной собственности, дружбу и товарищество, честность и правдивость. Эти качества формируются в процессе работы по воспитанию культуры поведения. Проводя занятия, раскрывающие, как надо вести себя в школе, дома, общественных местах, педагог воспитывает у детей ответственность за то, что происходит в коллективе, умение ценить труд взрослых и товарищей, воспитывает заботливое и внимательное отношение к окружающим. В беседе о добросовестном отношении к учению и труду, надо дать понять и осознать детям, что «учеба-главный труд каждого школьника», «любая вещь-результат труда многих людей». И чтобы сделать самую простую вещь, надо много знать и уметь. В процессе беседы я старалась, чтобы дети уяснили и осознали значение труда, какую пользу приносит труд разных профессий. Обращала внимание детей на коллективный характер труда, что друг другу надо помогать, и что работа одного зависит от качества работы другого.
Эту часть беседы можно закончить чтением стихотворения:
Стол, за которым ты сидишь…
Кровать, в которой ты уснешь…
Придет пора, настанет час –
И мы трудиться будем.
Перед чтением стихотворения поставила вопрос: как вы понимаете последние строки? Ответы детей помогли перейти к следующей части беседы - об отношении к учению – главному труду школьников. Воспитание культуры поведения не может ограничиваться теми элементарными знаниями и привычками, которые дает начальная школа. В старших классах педагоги продолжают начатую работу, углубляя, расширяя и уточняя знания, навыки, привычки, свойственные культурному школьнику.… Далее воспитатель должен знать, какие правила усвоили в младших классах, что они знают и умеют выполнять, какие у них существуют проблемы в умении вести себя культурно.
И в связи с этим планируется дальнейшая воспитательная работа. Возможно, что возникает необходимость повторить и отработать те правила, которые были даны раньше.
В воспитании культуры поведения важное место занимает выработка навыков и привычек. У многих школьников заметно отставание в знании соответствующих правил. Поэтому в работе с учащимися во всех классах надо обращать внимание, прежде всего, на выработку навыков и привычек культуры поведения. Достигается это систематическим приучением школьников к выполнению правил. Для этого необходима такая организация в жизни школы, чтобы учащиеся постоянно накапливали опыт правильных нравственных отношений. В работе с младшими школьниками возможно проведение специальных упражнений для планомерной выработки отдельных навыков культуры поведения, ролевых игр, инсценировок, обсуждение различных ситуаций.
У себя в группе при проведении беседы по правилам поведения учащихся включила инсценирование, где дети с большим удовольствием исполняли свои роли. Здесь все наглядно увидели, как надо вести себя в той или иной ситуации. Дети почти все без исключения работали активно, отвечали с большим азартом. Хочется надеяться, что мои дети в таких ситуациях поведут себя так, как положено культурному человеку. Именно в младших классах ведется систематическая работа по воспитанию аккуратности, опрятности, вежливости, точности, прививаются хорошие манеры умения культурно вести себя в школе, дома, на улице и общественных местах. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты с ранних лет, то позднее приходится выполнять этот пробел и нередко проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки. Отсутствие элементарных привычек культуры поведения у детей затрудняет работу в воспитании у них более тонких и сложных проявлений культуры: такта, деликатности, непринуждённости.
На конкретных примерах из жизни класса, группы стараемся извлечь полезное, нужное, сделать соответствующие выводы и дать полный анализ тем или иным
поступкам, при этом даем возможность друг другу разобраться в той или иной ситуации и выбрать самое оптимальное решение и выход. Проводим индивидуальные беседы.
Изучение уровня воспитанности детей, их опыта общественного поведения, общего и индивидуального в их поведении помогает выявлять первоочередные воспитательные задачи. Например, некоторые дети, входя в класс, группу или при встрече с взрослыми, не привыкли здороваться. Работа с ними опирается на опыт, пример большинства детей, которые усвоили этот навык.
Если дети не знают, как надо себя вести в конкретной ситуации, воспитатель показывает правильное поведение, разъясняет, почему так надо себя вести, организует упражнения, контролирует поведение детей. Если заметили, что дети нарушают норму поведения, он указывает на ошибку, требует правильного поступка, используя различные способы педагогического воздействия. Организуя деятельность школьников, воспитатель попутно указывает на необходимость соблюдения тех или иных правил поведения по отношению к взрослым, друг другу в труде, игре, в учении, во время экскурсии, в театре и кино. Вся эта работа нужна и дает, конечно, определенные результаты. Мы должны непрерывно накоплять знания о нормах нравственного поведения школьников – это имеет большое значение, потому что жизненный опыт невелик. Подчас для того чтобы школьник поступил нравственно, правильно сделал выбор поступка, действия, ему не хватает нравственных знаний. В ответ на упреки взрослых о неправильном поступке, ребенок нередко оправдывается своим незнанием того, как нужно было бы поступить в возникшей ситуации. Взрослые не всегда принимают подобные оправдания детей и не верят в них. А ведь, действительно, жизнь ставит человека в такие сложные ситуации, что порой и взрослому нелегко сделать правильный выбор поступка. Еще труднее приходится детям.
Таким образом, нравственные знания приобретают важное значение в процессе сознательного выбора поступка, действия или линии поведения в соответствии с существующими и утвердившимися нормами и требованиями морали.
Использованная литература:
- Быданова О.С., Калинина О.Д. «Содержание и методика этических бесед».
- Быданова О.С., Каиров И.А. «Азбука нравственного воспитания».
- «Воспитание школьников».
- Дефектология.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Культура поведения и формирование навыков поведения за столом воспитанников
ВОСПИТАНИЕ У ДЕТЕЙ КУЛЬТУРЫ И НАВЫКОВ ПОВЕДЕНИЯ ЗА СТОЛОМЧтобы воспитать культуру поведения и формировать навыки поведения за столом у дошкольника мы рекомендуем родителям воспитанников, обратить вним...
Консультация для родителей «ВОСПИТАНИЕ НАВЫКОВ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ И ОБЩЕНИЯ».
В детском саду маленькому ребёнку прививают навыки, которые связаны с выполнением режима, с самообслуживанием и гигиеническими требованиями. Он должен освоить необходимый порядок действий и их характе...
Приемы нравственного воспитания студентов Формирование навыков культуры поведения и здорового образа жизни
Творчество предполагает самостоятельность в освоении и созидании ценностей образования, основанное на индивидуальности и оригинальности личности.По мнению В.А. Сластенина, организация образовательного...
«Совершенствование форм внеклассной работы по воспитанию культуры поведения обучающихся»
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ...
Статья «Духовно-нравственное воспитание молодежи в ПОО СПО. Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности обучающегося СПО»
Аннотация в данной статье раскрывается вопрос о возможностях образовательной организации среднего профессионального образования помогающих обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание обуча...
Культура поведения младших школьников и методы её воспитания
Целенаправленная, систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Группы продлённого дня имеют большие возможности для проведен...
Отчет о самообразовании учителя начальных классов на тему: "воспитание культуры поведения и нравственных норм у первоклассников."
Отчет о самообразовании учителя начальных классов на тему: "воспитание культуры поведения и нравственных норм у первоклассников."...