Приемы нравственного воспитания студентов Формирование навыков культуры поведения и здорового образа жизни
статья на тему
Творчество предполагает самостоятельность в освоении и созидании ценностей образования, основанное на индивидуальности и оригинальности личности.
По мнению В.А. Сластенина, организация образовательного процесса с доминирующими в них установками на рефлексию, креативность и саморазвитие, формирует самоорганизующуюся личность, субъекта, наделенного следующими характеристиками: направленностью на реализацию «самости» (самовоспитания, самообразования, самооценки, самоанализа, самореализации и др.); способностью самостоятельно вносить коррективы в свою деятельность, обстоятельства, ей сопутствующие, с учетом поставленной цели; внутренней независимостью от внешних влияний, связанной с устойчивостью взглядов, убеждений, смыслов; творческим потенциалом, уникальностью, неповторимостью как основы для плодотворных межсубъектных отношений, взаимодействия, сотрудничества, общения.
Студент становится активным субъектом, реализующим в избранной профессии свой способ жизнедеятельности, готовым доопределить задачи, принимающим на себя ответственность за их решение, раздвигающим рамки своей деятельности
Студенческий этап в жизни человека связан с поиском и осмыслением своего места в мире, своей самобытности и уникальности, выработкой мировоззрения, собственного взгляда на жизнь. В этот период возникает потребность в самоутверждении, определении для себя жизненных смыслов, морально- нравственных основ и т.д.
Отсюда особый интерес к этическим проблемам, самопознанию, самовоспитанию. Общественные идеалы, нормы и ценности проверяются собственным опытом деятельности и общения и включаются в структуру самосознания личности, формируя ее представление о себе. В студенческом возрасте происходит становление и стабилизация общей направленности личности, ее характера, подготовка к выполнению комплекса гражданских, профессиональных, трудовых, семейных и др. социальных функций взрослого человека. По словам Е.Л. Рудневой, в студенческом возрасте идет интенсивная переоценка ценностей, строится собственная шкала ценностных ориентиров. Студенческая пора, отмечает А.П. Поварницын, В.А. Плешаков и др., важнейший период поиска смысла и ценностей жизни, профессионального пути, самоопределения вектора деятельности и жизненных стратегий, когда человек, опираясь на свои ценностные представления и ориентиры, восприятие реальности, самосознание и психофизиологические ресурсы, строит жизненные планы, определяет уровень притязаний в своих жизненных целях.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Приемы нравственного воспитания студентов
Формирование навыков культуры поведения и здорового образа жизни
И.И. Шевцова
Целью гуманитаризации образования является культурный человек, не только знающий, но и социально зрелый, стремящийся к максимальной реализации и самоактуализации своих возможностей, открытый для восприятия нового опыта, способный на эффективное и ответственное принятие решений в разнообразных жизненных ситуациях.
Принцип субъектности создает предпосылки для самоопределения личности в физической культуре - главной цели учебно-воспитательного процесса. Профессионально-личностное развитие студентов приобретает оптимальный характер в том случае, когда они выступают субъектами обучения. В.А. Сластенин отмечает, что говорить о технологиях воздействия на личность можно лишь с определенной степенью условности, подразумевая, что личность всегда выступает действующим лицом, соучастником, а то и инициатором процесса своего образования.
Субъектное обучение востребует личностный потенциал студентов, влияет на их самосознание и локус контроля, способности к сознательному выбору жизненного стиля в соответствии со своими целями, мотивами, интересами, индивидуальными особенностями саморазвития.
Творчество предполагает самостоятельность в освоении и созидании ценностей образования, основанное на индивидуальности и оригинальности личности.
По мнению В.А. Сластенина, организация образовательного процесса с доминирующими в них установками на рефлексию, креативность и саморазвитие, формирует самоорганизующуюся личность, субъекта, наделенного следующими характеристиками: направленностью на реализацию «самости» (самовоспитания, самообразования, самооценки, самоанализа, самореализации и др.); способностью самостоятельно вносить коррективы в свою деятельность, обстоятельства, ей сопутствующие, с учетом поставленной цели; внутренней независимостью от внешних влияний, связанной с устойчивостью взглядов, убеждений, смыслов; творческим потенциалом, уникальностью, неповторимостью как основы для плодотворных межсубъектных отношений, взаимодействия, сотрудничества, общения.
Студент становится активным субъектом, реализующим в избранной профессии свой способ жизнедеятельности, готовым доопределить задачи, принимающим на себя ответственность за их решение, раздвигающим рамки своей деятельности
Студенческий этап в жизни человека связан с поиском и осмыслением своего места в мире, своей самобытности и уникальности, выработкой мировоззрения, собственного взгляда на жизнь. В этот период возникает потребность в самоутверждении, определении для себя жизненных смыслов, морально- нравственных основ и т.д.
Отсюда особый интерес к этическим проблемам, самопознанию, самовоспитанию. Общественные идеалы, нормы и ценности проверяются собственным опытом деятельности и общения и включаются в структуру самосознания личности, формируя ее представление о себе. В студенческом возрасте происходит становление и стабилизация общей направленности личности, ее характера, подготовка к выполнению комплекса гражданских, профессиональных, трудовых, семейных и др. социальных функций взрослого человека. По словам Е.Л. Рудневой, в студенческом возрасте идет интенсивная переоценка ценностей, строится собственная шкала ценностных ориентиров. Студенческая пора, отмечает А.П. Поварницын, В.А. Плешаков и др., важнейший период поиска смысла и ценностей жизни, профессионального пути, самоопределения вектора деятельности и жизненных стратегий, когда человек, опираясь на свои ценностные представления и ориентиры, восприятие реальности, самосознание и психофизиологические ресурсы, строит жизненные планы, определяет уровень притязаний в своих жизненных целях.
Сущность образования личности в том, чтобы заложить в ней готовность к «самопроектированию», «самотворению», «самовосхождению», непрестанному поиску путей для самоактуализации. Важно помочь студенту «почувствовать» себя личностью, заложить в нем потребность в дальнейшем личностном росте, саморазвитии. Создание условий для саморазвития студентов в образовательной деятельности является одной из важнейших педагогических задач. Движущей силой саморазвития студента выступают внутренние противоречия между осознанным или неосознанным стремлением осуществить свое социальное предназначение (профессиональное, ролевое, личностное и др.) и наличными возможностями, между желаемыми качествами в себе, нужными в данных условиях, и реальными.
У каждого в жизни случаются стрессы. "Стресс — это ответная реакция организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или просто на монотонную суету. Во время стресса, организм человека вырабатывает гормон адреналин, который заставляет искать выход. Стресс в небольших количествах нужен всем, так как он заставляет думать, искать выход из проблемы, без стресса вообще жизнь была бы скучной. Но с другой стороны, если стрессов становится слишком много, организм слабеет, теряет силы и способность решать проблемы."
К внутренним причинам стресса относят жизненные ценности и убеждения. Сюда же входит и личная самооценка человека. Стрессам и депрессиям могут быть подвержены и женщины, и мужчины примерно в равной степени. Однако каждый организм имеет свои характерные особенности. Говорят, что «все болезни от нервов». Клинические наблюдения показали, что незначительные стрессы не вредны организму, а даже полезны. Они стимулируют человека к поиску выхода из сложившегося затруднительного положения.
Чтобы депрессия не перешла в более тяжелое, затянувшееся состояние, каждый человек должен заниматься самовоспитанием, развитием силы воли.
Развитию как физических, так и волевых качеств студента, учитывая наличие девяти волевых качеств только в воспроизведения и уточнения в воображении мышечных реакций.
Во время визуализации происходит активизация клеток коры головного мозга, вызывающая большой приток крови капиллярам, способствующий более качественной обработке информации и координации действий, а так же восстановлению работоспособности нервных центров.
Прокрутив в воображении в течение нескольких секунд акробатическую комбинацию перед ее выполнением, студент, практически без ошибочно реализует ее в действии.
Педагогический такт - доброжелательность, чуткость, отзывчивость и
искренность; терпеливое отношение к студенту; естественность и простота в
общении, без фамильярности; доверие без попустительства; серьезность тона, без
натянутости, ирония и юмор без насмешливости; требовательность и деловой toн
без раздражительности; своевременность воспитательного воздействия без
поспешности, принципиальность и сдержанность без упрямства, отдача
распоряжений без упрашивания, обучение без подчеркивания своего превосходства в знаниях и умениях; выслушивание без выражения безразличия
вот основные слагаемые успеха в деле подготовки физически здоровых,
эмоционально-устойчивых, толерантных и объективно оценивающих свои достижения студентов.
Б.Е. Фишман отмечает, что процессы саморазвития, подталкиваемые внешне различными обстоятельствами, детерминируются изнутри личностной нуждой в них и духовной устремленностью личности с ее уникальной историей. Именно эти процессы с их напряженным внутренним поиском, преодолением собственной ограниченности, интуитивными озарениями, духовным творчеством позволят выпускнику активно изменять обстоятельства своей жизни, находить решения сложных жизненных и профессиональных проблем.
Процесс самосовершенствования студента глубоко интимный, личностный, зависящий от индивидуальных особенностей, жизненных обстоятельств, образовательной среды, складывающихся в ней отношений и других факторов. Чтобы успешно им управлять, необходимо, во-первых, создавать гуманитарную среду вуза, во- вторых, целенаправленно воспитывать у студентов соответствующие потребности и мотивы через содержательно-процессуальную организацию учебной деятельности [468]. Сложный многоступенчатый процесс развития и саморазвития студента ведет его к самоопределению (личностному, социальному, профессиональному, в культуре и др.), когда определяются нравственные идеалы, социальные ценности, 214 профессиональные и личностные приоритеты, смыслы своего существования. Появление потребности в самоопределении, свидетельствует о достижении будущим специалистом довольно высокого уровня развития, для которого характерна собственная, достаточно независимая, компетентная позиция относительно явлений окружающей действительности.
Репродуктивное здоровье отражает интегральную характеристику функционального состояния организма человека по физическим и психическим показателям способного к рождению и воспитанию здорового потомства. Понятие «репродуктивное здоровье» включает в себя и сексуальное здоровье - регулярное оптимальное функционирование репродуктивной системы, позволяющее человеку в полной мере испытывать и реализовывать половое влечение, получая при этом удовлетворение. Оно предполагает позитивное и уважительное отношение к половому партнеру, отсутствие принуждения. Составляющие системы знаний и умений физической культуры, представленные на соматическом, физическом, психическом и нравственном уровнях здоровья личности, ведут к укреплению и сохранению ее социального, профессионального, репродуктивного и сексуального здоровья.
Что такое Личность?
Личностный рост
«Сильная личность, яркая личность, зрелая личность или просто — Личность» - говорим мы о некоторых людях, и конечно, хочется, чтобы так же говорили про нас. Также сейчас распространено такое словосочетание, как «личностный рост».
Но что же такое Личность? Если задуматься, то мы обнаружим, что представления о личности у нас более чем смутные. Даже те, кто ведет тренинги по личностному росту. как правило, обходят этот вопрос стороной — считается, что он и так ясен. Но как же мы можем быть или стать личностью, или заниматься личностным ростом, если даже не знаем, что такое личность?
Индивид и индивидуальность — не личность
Первый вопрос, который здесь возникает, это рождаются личностью или становятся? Очевидно, что в юридическом смысле — как лицо, обладающее какими-то правами, мы личностями рождаемся, или становимся ими после оформления документов, «удостоверяющих личность». В этом случает от нас ничего в сущности не требуется — мы «личности» как граждане своей страны, единицы или индивиды. Ни о каком личностном росте здесь речи быть не может.
Есть трактовка личности, как успешно социализированного человека, который разделяет все нормы общества и состоит в различных социальных отношениях. Психология рассматривает личность как индивидуальность в совокупности отношений. Учебник обществознания учит:
Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации.
Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями…
Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.
Социализацию, так или иначе, проходят все. Но согласитесь, такую успешную социальную единицу трудно назвать яркой личностью или сильной личностью? Она как раз-таки обезличена, всегда заменима — ведь социальную роль по «образцу» может сыграть и другой актер, будь то роль служащего фирмы или роль супруга. Так — как набор масок, личность понималась еще в античности.
Очень часто под личностью понимается индивидуальность. Ведь действительно, каждый человек индивидуален — он обладает неповторимыми чертами как внешне, так и внутренне. Если качества характера и психологические черты и можно как-то типизировать, то их сочетание в каждом человеке будет индивидуально.
Но является ли индивидуальность личностью? Индивидуальные черты, собственно, довольно случайны в человеке: одни врожденны, другие приобретаются при воспитании, или как реакция на какие-то обстоятельства жизни… Часто «индивидуальным» бывает букет болезней — как физических, так и психических.
Индивидуальность совершенно не зависит от человека, и заботиться о развитии индивидуальности бессмысленно. Даже если какие-то наши реакции и будут совпадать с реакциями какой-то группы — все равно найдутся те, что не будут. Да и непонятно, собственно, как это делать?
Человек, демонстративно выпячивающий свою «непохожесть», старающийся изо всех сил быть «не как все», выглядит смешно, и его вряд ли можно назвать сильной личностью — это скорее проявление инфантильности. А если говорить на языке вышеупомянутого учебника — он еще не дорос до социализации или подвергся десоциализации, что справедливо считается деградацией.
Личность — это внутренняя свобода и самобытность.
Личность есть избавление от законов необходимости, неподвластность господству природы, возможность свободно себя определять. Человек в большинстве случаев действует по естественным импульсам; он обусловлен своим темпераментом, своим характером, своей наследственностью, космической или социально-психической средой, даже собственной своей «историчностью».
Но истинность человека пребывает вне всякой обусловленности, а его достоинство – в возможности освободиться от своей природы: не для того, чтобы ее уничтожить или предоставить самой себе подобно античному или восточному мудрецу, а для того, чтобы преобразить ее.
(Н.О. Лосский)
Этот взгляд на личность, на сущность человека возник в 4 веке в христианском богословии и так или иначе присутствовал в сознании как европейских народов, так и у нас. Присутствует он и теперь. Наш менталитет необратимо христианизирован — независимо от нашего отношения к этой религии. Согласитесь, что наши смутные представления о личности соответствуют этому описанию?
Можно с уверенностью сказать, что в восточных философских системах — в Индии, Китае, Тибете, Японии представления о человеке совсем другие. Там «Я» — это то, от чего нужно избавиться, а истинная сущность человека безлична и должна раствориться в Абсолюте. Нас всегда поражает в китайских фильмах, например, то, насколько там отсутствует ценность личности, уважение ее самой и ее свободы — диковато для нашего взгляда…
Христианская (и постхристианская) философия утверждает богоподобность личности, безусловную ценность личности каждого человека и ее уникальности. Основные черты личности — свобода и самоопределение, присущие человеку после того, как он вырвется из оков природной и социальной условности.
Когда же мы говорим о Личности, мы также имеем в виду человека, который сумел сказать свое слово или сделать дело, превышающее то, что доступно каждому в естественном порядке вещей. Это не просто индивидуальность, а реализованная самобытность, подарившая человечеству нечто новое. В этом ключе мы говорим о безусловной ценности каждой неповторимой личности. Таких людей А. Маслоу назвал самоактуализированными личностями.
Основные черты личности
Самостоятельность и независимость. Самостоятельность и независимость — непременная черта зрелой личности во всех смыслах этих слов. В первую очередь самостоятельность психологическая, во-вторую — самостоятельность мышления. Взгляды и действия такого человека определяются только им самим, если он и следует принятым нормам, то делает это сознательно для достижения своих целей, а не является рабом норм. Иными словами — личность внутренне свободна. Она спокойно переносит одиночество и даже временами стремится к нему.
Способность к творчеству. Творчество — это создание чего-то принципиально нового. Творчество может реализовываться в самых разных областях жизни — совсем не обязательно в искусстве.
Активность, целеустремленность. Зрелая Личность точно знает, чего она хочет и добивается этого. Такой человек — хозяин своей жизни, обладающий сильным характером и развитой волей. Он не разменивается на бессмысленные и праздные занятия
Адекватность, чувство юмора. Мудрое отношение к жизни не позволяет личности предаваться излишним эмоциям по ничтожным поводам и «делать из мухи слона». Личность не зациклена на себе, ее внимание направлено во вне — на дело, других людей или познание. А здоровое чувство юмора помогает спокойно справляться с житейскими неприятностями.
Стремление к развитию. Личность всегда учится, понимая, что «нет предела совершенству». Такая черта, как открытость к новому нам хорошо знакома по детям, но, к сожалению, взрослея, человек часто застывает в узеньких рамках наспех сформированной картины мира. Личность не может быть «застывшей» — она динамична и никогда не успокаивается на достигнутом.
Четкая система ценностей и нравственные ориентиры. Личность легко делает выборы на основании своей системы ценностей и благодаря этому быстро движется вперед. Различение добра и зла, правильного и неправильного, справедливого и несправедливого — обязательные черты личности. Даже если она и заблуждается в отдельных моментах этого понимании, основное направление движения будет все равно положительно нравственным. «Злую» личность представить трудно. Зло происходит от ущербности и слабости.
Личная миссия, выходящая за рамки эгоистических интересов. Ее цели не ограничиваются личными, а включают в себя заботу о других, выполнение некоей миссии посредством своих талантов. Можно даже сказать о ее любви к людям и о том, что только зрелая личность способна на настоящую любовь.
Ответственность за себя и свою жизнь. Личность не ищет причины того, что с ней происходит, вне себя. Жизненная позиция личности всегда активна — что не отменяет разумный учет обстоятельств.
Смелость и верность. Личность может постоять за себя, отстоять свои убеждения и позиции, пойти против отдельных людей и даже общества, если понадобится. Да, в отдельных случаях она может проиграть, но никогда — сдаться. Это не слепое упрямство или эгоизм, а верность себе и тому, что человек считает «правым делом»
Достоинство и самоуважение. Уважение себя и, как следствие, уважение других — неотъемлемое качество личности. Зрелый человек обладает достоинством, которое не имеет ничего общего с гордыней.
Согласно теории самоактуализующейся личности А. Маслоу, мы имеем в виду людей, которым удалось оставить свой след — в истории или в душах других людей, тех, кто запомнился, кого приводят в пример. Может, их и критикуют — но они не оставляют равнодушным.
Личность — это не просто наличие индивидуальности, но неповторимый вклад человека, и вклад не только каким-то-то открытием, произведением или делом. Не всех тех, кому выпало участвовать в истории помнят лично, помня их дела — но Личность помнят именно саму. И не важно, был это великий государственный деятель, ученый или художник — или это была прабабушка соседки, которая обладала такой мудростью, что вся округа ходила к ней за советом, и ее помнят и после смерти.
Личностью может стать каждый. Именно жизнь личности можно назвать состоявшейся жизнью. Но становятся личностями единицы. Почему сейчас в такой моде обезличивающие духовные практики и философия Востока?
Личностью может стать абсолютно каждый, потенциально мы все — личности. Нет никаких врожденных или приобретенных качеств и обстоятельств, которые бы всерьез могли помешать или помочь нам в становлении личности. Секрет тут только в одном — с нашей свободной воле. Именно в свободе самоопределения секрет личности. Невозможно научить быть личностью, привить или воспитать эти качества. Они зависят только от выбора самого человека. И мешает ему тоже его же воля, склоняющаяся к «легкому пути».
Личностью стать трудно. Когда выбор в сторону развития личности сделан — кое-чему научиться можно, а в первую очередь нужна долгая работа по построения мировоззрения, становлению активной позиции, разрушению тех мысленных и волевых моделей, которые тянут в небытие, на безличный легкий путь. Это потребует времени и труда, нельзя однажды проснуться личностью, или решить — и тут же ей стать.
Более того, даже после «созревания» личности, процесс ее развития продолжается — ведь человек удивителен, в нем — бесконечность, и эта уникальная бесконечность может бесконечно разворачиваться и реализовываться в творчестве жизни.
А. Маслоу считает, что потребность в самоактуализации присуща каждому и является высшей потребностью человека, и в то же время только 0,5-1 % людей встают на этот путь, а остальные увлеченно занимаются бесконечным удовлетворением более низших потребностей, оставаясь в конце жизни «у разбитого корыта».
Физкультура и спорт влияют на процесс самопознания и самосовершенствования, формирование воли, нравственно - этическое воспитание, вырабатывание уверенности в себе и своих силах.
Год от года спорт становится сложнее и интереснее, активный интерес к спорту проявляется всё большее число людей. Доля влияния физической культуры и спорта на становление личности человека постоянно растет.
Современный спорт олицетворяет нашу жизнь, вбирает в себя её сложный характер, являясь её символом, образом, специфическим носителем её неоднозначных проявлений и проблем.
В спорте точнее, чем в любом другом виде деятельности можно понять, кто есть кто. Не только и не на столько через дифференцированную систему оценок и спортивной квалификации, а в большей степени , оценив то, что может сделать сам спортсмен для своего развития и самосовершенствования. Спортсмен, тренируя своё тело, прямо- пропорционально развивает физическое и волевое качество. Он учится планировать деятельность для достижения следующей цели, может заглянуть дальше. Контролировать движение, оценивать свою деятельность по срокам выполнения промежуточных задач и степени приближения перспективной цели. Это положительно влияет на формирование качеств характера и особенностей личности, уверенности в себе и своих силах, развития возможностей достижения намеченной цели.
Из опыта работы преподавателя физической выяснилось следующее:
На занятиях физической культуре, тренировках, особенно в условиях соревновательной деятельности учащиеся переносят больше моральный и физические нагрузки: быстро меняющаяся обстановка, преодоления сопротивления соперника; зависимости результата соревнований от усилий каждого члена команды; умение подчинить свои интересы интересам коллектива, неукоснительное выполнение определенных правил соревнований , уважительное отношение к сопернику – содействуют формированию и развитию волевых качеств: целеустремленности, самообладание, исполнительности, самостоятельности, энергичности, инициативности, внимая, настойчивости и усидчивости.
Студенты приобретают знания о рациональных способах выполнения двигательных действий; развивают наблюдательность, внимание, восприятие; повышают уровень устойчивости умственной работоспособности. При правильной организации занятия и использовании позитивного мышления, физическая культура может стать важным средством в предупреждение переутомления, нервных срывов и неврозов при подготовке к экзаменам и в других жизненных обстоятельствах, связанным с утверждением человека в социуме. Так же, как и разрушить ранее приобретенный авторитет и снизить планку самооценки студентов, при грубом и непродуманном подходе преподавателя к использованию методов неадекватной оценки и нагрузки занимающихся.
Поднимая постепенно уровень подготовленности, студенты изменяют свое отношение к самому себе и окружающим путем использования положительного персонала сначала малых, а за тем все более высоких достижений на спортивной площадке. Меняется отношение к нему у товарищей по учебе и преподавателей, способных по достоинству оценивать приложенные усилия студента. Приобретая навыки преодоления трудностей, учащиеся тренируют способность брать на себя ответственность за выполнение более сложных заданий, становятся надежными друзьями и членами коллектива, раскрываются, стремясь продемонстрировать свои лучшие стороны, становятся более коммуникабельными.
Психологической предпосылкой формирования двигательного навыка является сознательное отношение к занятиям, активное участие в них. С первых попыток воспроизведения движения начинается процесс образования двигательного навыка, производящий отражение в сложных физиологических процессах, происходящих в организме. Для более быстрого образования двигательного навыка необходима определённая степень физической подготовленности организма, сознательное (волевое ) отношение к предстоящей работе, правильное предоставление о данном движении (идеомоторная тренировка).
Доступность (лёгкость и трудность), наглядность (показ и инструкция) и систематичность объединения в начале обучения, углубляясь, расширяясь и дифференцируясь при дальнейших занятиях.
Физиологическое усиление внимания повышает возбудимость коры больших полушарий. Правильное предоставление представление движения. Мысленное восприятие картинки и координации с мышечными ощущения качественного выполнения упражнения устанавливает новые связи между сенсорными областями коры больших полушарий, премоторной и двигательной областями мозга.
Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в учебе, труде, общении с людьми. Физическая культура и спорт вносят свой вклад в формирование всесторонне развитой личности.
Двигательная активность человека, физические упражнения, навыки гигиены и здорового образа жизни являются незаменимыми средствами профилактики заболеваний; важными факторами совершенствования физических качеств человека, укрепление здоровья; поддержание работоспособности.
Роль физической культуры в укрепление и поддержания здоровья очень велика. Систематическое выполнение физических упражнений способствует укреплению мускулатуры, развитию подвижности суставов и прочности связок; коррекции фигуры, повышению минутного выброса крови сердцем и увеличения дыхательных объёма лёгких; стимуляция обмена веществ; благотворно действует на органы пищеварения; уравновешивая нервную систему, повышая сопротивляемость простудным заболеваниям.
Физические упражнения являются единственным средством расширения резервных возможностей всех органов и систем человеческого организма; способствует совершенствованию органов чувств, мышечно- двигательной чувствительности, зрительного и слухового восприятия, развитию памяти, собственно зрительно- двигательной (кинетической).
Продолжительность, интенсивность и координационная стоимость к различным видам спорта способствуют развитию специальной и общей выносливости, силы, ловкости, координации и гибкости.
Для проявления общей выносливости нужны: хорошее сердце, здоровые лёгкие, достаточное количество гемоглобина в крови, обильное кровоснабжение работающих мышц и т. д. Под влиянием рациональной и систематичной тренировки физиологические процессы в организме повышают свои функциональные характеристики, обеспечивают длительную продуктивную работу сравнительно не высокой мощности не только в спортивной деятельности, но и в течение достаточно продолжительного рабочего дня на производстве. Это связано с повышением устойчивости организма к утомлению в результате расширения возможностей функциональных систем организма.
В процессе систематических занятий студенты незаметно для себя и окружающих преображаются, меняют потребности и ценности личности, составляющие их внутренний мир, определяющие динамику эмоций и переживаний, структурирующих и трансформирующих картину их мира и её ядро- мировоззрение. Человек обретает смысл жизни.
В наше время потери чувства смысла жизни, кажущейся бессмысленности своего существования, прямым следствием которого является рост самоубийств, наркомания, насилия и психологических заболеваний, в том числе и ноогенных неврозов- неврозов смысло- утраты, физическая культура, как предмет естесственно реальный, дает возможность ощутить реальность окружающего пространства. Показывая достигаемые результаты, открывая понимание, что возможен рост и эта возможность есть, студент обретает уверенность в себе и своих силах, постепенно становится полноценным членом коллектива, способным принести реальную пользу друзьям и преподавателям, понимает необходимость своего существования. Студент перестает паразитировать , у него появляется желание жить настоящей жизнью, слившись с жизнью общества, приносить людям радость.
Сформулировав смысл жизни, оценив её целиком, человек становится полноценным членом общества, объективно имеет недостойный, мелкий или, более того, аморальный смысл. Осознание этого ставит под угрозу самоуважение человека, что ведет к внутреннему бессознательному отречению от истинного смысла реальной жизни и заявлению, что жизнь этого человека лишена смысла вообще, ибо не имеет достойного смысла.
Физическая культура в руках грамотных преподавателей способна сломать сложившиеся стереотипы мышления, подобрать запутавшемуся студенту мотивацию для утверждения в коллективе. Группа студентов, направляемая рукой опытного преподавателя способна на чудеса преображения, поддержав эмоционально заблудившегося в своих исканиях и разочарованиях товарища.
Позитивное мышление, на фоне эмоционального подъема, разрушает сложившиеся негативные стереотипы, закладывая реальные основы для движениярукой опытного преподавателя способна на чудеса преображения, поддержав эмоционально заблудившегося в своих исканиях и разочарованиях товарища.
Позитивное мышление, на фоне эмоционального подъема разрушает сложившиеся негативные стереотипы, закладывая реальные основы для движения вперед и духовного роста учащихся, формируя навыки коллективного взаимодействия, поддержки, чувства плеча товарища, способного поддержать и подбодрить в трудную минуту.
Студенты нашего колледжа с удовольствием занимаются физической
культурой, принимают участие в разнообразных соревнованиях и других
мероприятиях, проводимых в колледже и за его пределами. Они добросовестно
работают на уроках, в спортивных секциях и участвуют в соревнованиях по баскетболу, футболу, волейболу, легкой атлетике, настольному теннису, атлетической гимнастике, пулевой стрельбе и т.д., уже несколько лет занимая призовые места и выигрывая городские, областные, а в некоторых видах спорта и, международные соревнования.
Ведущие спортсмены нашего колледжа успешно учатся и сдают экзамены получая профессиональные навыки, становятся грамотными специалистами, полноценными членами общества.
Военно-патриотическому воспитанию и связи поколений способствуют
проводимые регулярно мероприятия: военно-спортивный праздник посвященный Дню Защитника Отечества, эколого-туристический слет и легкоатлетический пробег, посвященный Дню Победы над немецко-фашистскими захватчиками.
На военно-спортивный праздник приглашаются Ветераны Великой
Отечественной Войны, афганцы и офицеры запаса, которые с удовольствием
наблюдают за ходом соревнований, выступают с обращением перед студентами и
принимают поздравления с праздником.
На воображение студентов эти соревнования и праздники производят
неизгладимое впечатление. Появляется желание участвовать в подобных мероприятиях снова и снова, тренироваться, улучшать результаты, полностью
выложиться в соревнованиях, чтобы помочь своей команде выиграть. Желание
заниматься физической культурой в результате подобных мероприятий становится еще больше. Студенты обучаются организации своего досуга,
получения положительных эмоций, укрепления своего физического и
нравственного здоровья.
Возрастает значение внедрения физической культуры и спорта в повседневную жизнь человека путём укрепления здоровья населения, гармоничного развития личности, подготовки молодёжи к труду и защите Родины. Физкультурник с детства заботится о своём физическом и духовном совершенствовании, овладевает знаниями в области самогигиены и медицинской помощи, ведёт здоровый образ жизни.
Проведение занятий на высоком эмоциональном уровне, акцент на разнообразии средств и методов проведения занятий, использование игрового и соревновательного методов обучения, рациональное распределение режима нагрузки и отдыха, стимулирует познавательный рефлекс обучающихся и усвоение теоретической информации по здоровому образу жизни, рациональной организации режима дня во время учебного процесса и активного отдыха.
Правильная постановка задач урока и адекватная оценка умений и навыков студентов способствуют сохранению активности при освоении новых достаточно сложных технических приемов и упражнений.
Устранение длительных пауз при обучении новым элементам упражнений,
комплексам и техническим приемам позволяет сократить мобилизационную готовность студентов к выполнению упражнений, сохраняя интенсивность и эмоциональный фон занятий. Главной целью в таком случае становится для обучающихся получение удовольствия от совершаемой ими двигательной активности. Обучение имеет характер не целенаправленного, а попутного, что способствует хорошему запоминанию выполняемых действий и сохранению в остаточной памяти для повторного восприятия через длительное время.
Источники:
http://cdo.mpgu.edu/wp-content/uploads/2014/04/MASALOVA-DOKTORSKAYA.pdf
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы работы с родителями по формированию у дошкольников навыков здорового образа жизни.
Современное развитие России связано с модернизацией в сфере образования, которая в первую очередь затрагивает проблемы формирования подрастающего поколения, интегрированного в современное общество....
Родительский ликбез:"Роль родителей в формировании у детей установок на здоровый образ жизни"
Данное мероприятие было реализованно на базе МБОУ СОШ №3 с целью оказания помощи родителям в вопросах приобщения детей к здоровому образу жизни. А главное акцентировать внимание родителей на проблему ...
Доклад на семинаре классных руководителей: «Формирование у студентов устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности в здоровом образе жизни»
Доклад классного руководителя...
Формирование у студентов ценностей здоровья и здорового образа жизни.
Цель: формирование у студентов ценностного отношения к управлению собственным организмом и обеспечение физического, психического и нравственного здоровья.Задачи: - развитие духовных и физических ...
Подведены итоги Всероссийских конкурсных мероприятий, направленных на расширение практического опыта образовательных организаций по формированию у обучающейся молодежи навыков и компетенций здорового образа жизни
Более 2-х месяцев педагогические работники образовательных организаций разных уровней и лидеры Всероссийского молодежного движения ЗАЗОЖ принимали участие в дистанционных конкурсных мероприятиях.Всеро...
Формирование у обучающихся устойчивых нравственных идеалов через воспитание потребности в здоровом образе жизни
Современные условия жизни ставят перед нами задачу – формировать у студентов убежденность в необходимости ведения здорового образа жизни и неслучайно в последнее время повышается роль образ...
Рациональное питание студентов проживающих в общежитии, как фактор здорового образа жизни
Статья посвящена изучению особенностей питания студентов как одного из главных условий, обеспечивающих нормальное развитие и функционирование организма, особенно в период роста и развития. Часто возни...