ТРИЗ
статья
ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. Она возникла ля решения технических задач. Авторство её принадлежит известному отечественному изобретателю и писателю-фантасту Генриху Сауловичу Альтшуллеру. «Решение изобретательских задач – вместо поисков вслепую – строится на системе логических операций», - писал Г.С. Альтшуллер.
Используя ТРИЗ, можно обучить творческому мышлению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
triz.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
ТРИЗ - технология в образовательном процессе
Технология обучения – это методы и средства обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации.
В современной дидактике представлены самые разнообразные технологии, способствующие реализации принципа инновационности в образовательном процессе. ТРИЗ-технология – одна из них.
ТРИЗ-технология.
ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач. Она возникла ля решения технических задач. Авторство её принадлежит известному отечественному изобретателю и писателю-фантасту Генриху Сауловичу Альтшуллеру. «Решение изобретательских задач – вместо поисков вслепую – строится на системе логических операций», - писал Г.С. Альтшуллер.
Используя ТРИЗ, можно обучить творческому мышлению.
Инновационность ТРИЗ – управление процессом воображения.
Функции – решение задач разного типа, уровня и структуры, поиск необычных идей, прогнозирование и управление развитием, тренировка и грамотное использование способностей каждого школьника, развитие творческого мышления, создание слаженного работающего коллектива.
ТРИЗ-педагогика предполагает решение на уроках локально проблемных творческих задач, то есть задач, решение которых известно человечеству, но неизвестно ученикам. Это курс мероприятий, предназначенный для преодоления стереотипов мышления и формирования креативного мышления. Учитель так организует процесс, чтобы все действия учеников были выстроены в определенной последовательности, выполняя которые дети достигнут прогнозируемого результата.
Цель применения ТРИЗ-технологии – формирование творческой личности, подготовленной к решению сложных задач в различных областях, не теряющей уверенности при возникновении проблемной ситуации.
Практическое использование.
Система развития творческого воображения представляет собой набор приёмов и методов, которые конструируются по выбору преподавателя для достижения наилучшего результата. Данные методы стимулируют интерес к изучаемому предмету, способствуют формированию единой картины мира.
Методы:
- метод ассоциаций,
- метод маленьких человечков,
- ступенчатое конструирование,
- метод тенденций, - взгляд со стороны,
- метод мозгового штурма,
- метод противоречий,
- метод фокальных объектов,
- метод вепольного анализа,
- метод морфологического анализа,
- дихотомия линейная «ДА-НЕТ».
Существует ряд приёмов, которые принадлежат другим технологиям, но максимально используются в ТРИЗ:
- инсерт,
- Круги Луллия,
- синквейн,
- синектика,
-лжезагадки и др.
Рассмортим некоторые из данных методов подробнее.
1. Синквейн.
Синквейн – это способ, позволяющий пересказать какой-либо материал парой фраз. Это своеобразное стихотворение (в нем отсутствует рифма), содержащее пять строчек. В них заключены сокращенные сведения, взятые из пройденной темы.
Это маленькое стихотворение позволяет передать самую главную информацию из изученного материала, и поэтому учителя часто прибегают к данному приему.
Задача этого метода - помочь школьникам лучше понять материал.
Такое стихотворение должно писаться с соблюдением некоторых правил:
Строчка № 1 – название синквейна - содержит одно слово (как правило, местоимение либо существительное). Оно должно обозначать предмет (или вещь), о котором и будет рассказано.
Строчка № 2 – пара слов (как правило, причастий либо прилагательных). Они должны описывать качества или приметы предмета, положенного в название синквейна.
Строчка № 3 – содержит три деепричастия или глагола. Они рассказывают о типичных действиях предмета. У детей, пытающихся понять, как составить синквейн, затруднения часто возникают именно на этом этапе.
Строчка № 4 – какое-либо словосочетание. Оно должно включать в себя личное мнение создателя синквейна о вещи или предмете, положенном в название данного стихотворения.
Строчка № 5 – слово, с помощью которого следует подвести итог либо расширить содержание темы. Как правило, это существительное, посредством которого ученик высказывает свои ассоциации и чувства.
Синквейн является произведением, требующим передачи материала и сведений лаконичными фразами, таким образом, ребенок может что-либо кратко описать или повторить.
Пример синквейна, составленного учеником 6 класса по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»:
Доктор.
Мягкий, внимательный, чудесный.
Приходит, рекомендует, даёт.
Неравнодушный к чужому горю.
Пирогов.
2. Метод мозгового штурма.
Метод коллективного поиска решений. Все идеи записываем, даже самые нереальные. Высказываем «за» и «против». Отсекаем лишнее (вычеркиваем). Остаётся «сгусток» чистых практических предложений по вопросу.
3. Дихотомия линейная «Да-НЕТ».
Развивает умение выделять различные признаки объектов, группировать что-либо по выявленным характеристикам, классифицировать в зависимомти от цели и конкретной ситуации. Формирует умение связывать разрозненные факты в единую «картину», систематизировать.
Педагог загадывает нечто (например, часть речи или литературного героя). Обучающиеся задают вопросы, на которые учитель можен ответить только «ДА» и «НЕТ». Таким образом сужается поле поиска и происходит самостоятельное раскрытие (открытие).
4. Метод фокальных объектов.
Метод поиска новых качеств или идей путём присоединения к исходному объекту свойств и признаков других случайных объектов. Цель – совершенствование объекта за счёт получения новых модификаций с неожиданными свойствами.
План действий:
выделяем объекты;
выписываем характерные признаки для каждого объекта;
полученные признаки переносим на протопит (фокальный объект) и получаем новые словосочетания, характеристики;
фиксируем новые идеи.
Например,
Задание к картинке «Зимний пейзаж». Работа ученика:
Объект: снег.
Дополнительные объекты: солнце, дерево, птица.
Подбираем прилагательные, причастия:
Солнце - яркое, слепящее.
Дерево - черно-белое, крепкое.
Птица – парящая, пушистая.
Каждое прилагательное сочетаем со словом «снег».
Получаем новые сочетания: снег яркий, снег слепящий, снег чёрно-белый, крепкий снег, парящий снег, пушистый снег.
Таким образом формируется нестандартное мышление, генерирование новых идей, развивается воображение и творческое мышление.
Итак, ТРИЗ вдохновляет учеников на открытие новых знаний, на поиск вопросов и решений, пробуждает желание действовать, творить.
Список литературы:
Альтшуллер Г.С., Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. – Петрозаводск, «Скандинавия», 2003.
Альтшуллер Г.С.,Краски для фантазии в Сб.:Шанс на приключение/ Сост. А.Б.Селютский. - Петрозаводск, «Карелия», 1991.
Гин С. Триз-педагогика и формирование креативности школьников/ С.Гин// Школьные технологии. – 2008. - №2.
Гомжина З.А. Использование элементов ТРИЗ-педагогики на уроках родного языка/ З.А.Гомжина// Начальная школа. – 2008.- №5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка совместной образовательной деятельности по теме:"Пожарная безопасность" с использованием технологий ТРИЗ и мнемотехники"
Ознакомление детей с правилами поведения во время пожара и со средствами его тушения....
Конспект занятия с использованием ТРИЗ для детей старшей группы на тему: «Транспорт. Автомобиль»
Конспект занятия с использованием ТРИЗ для детей старшей группы на тему: «Транспорт. Автомобиль»Программное содержание. 1. Задачи на развитие познавательных способностей: расширять знания детей ...
План – схема конспекта интегрированного занятия с использованием ТРИЗ-технологии с детьми старшего дошкольного возраста «В гости к сказке»
План – схема конспекта интегрированного занятия с использованием ТРИЗ-технологии с детьми старшего дошкольного возраста «В гости к сказке»...
ТРИЗ при формировании математических понятий
Развивающая технология ТРИЗ используется на многих предметах. Овладев ею, ребенок иначе мыслит....
Самообразование воспитателя "Формирование элементарных математических предстовлений через ТРИЗ и РВТ технологии"
"Формирование математических представлений через ТРИЗ и РВТ технологии" с детьми 5-6 лет....
Основы ТРИЗ с элементами дизайна или "Чтобы не изобретать «двери Нормана»
С каждым днем всё более возрастает интерес к такому предмету как ТРИЗ. Попытки преподавать ТРИЗ в дополнительном образовании и школе начались еще в 1992 году. Причем, в школе и дополнительном об...
Конспект совместной деятельности с детьми с ОНР с использованием элементов ТРИЗ.
Конспект совместной деятельности учителя-логопеда с детьми предшкольного возраста с ОНР. Игра-викторина "Такие разные животные" (с использованием элементов ТРИЗ)....