«Ролевая игра как один из интерактивных методов в обучении»
статья
Интерактивные формы обучения обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность.
Ролевая игра – это разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rolevaya_igra_kak_odin_iz_interaktivnyh_metodov_obucheniya.docx | 20.44 КБ |
Предварительный просмотр:
«Ролевая игра как один из интерактивных методов обучения»
Интерактивные формы обучения обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность.
Ролевая игра – это комплексный методический прием обучения.
Дидактическая цель ролевой игры заключается, прежде всего, в способствовании развития компетенции действия, показывая и обосновывая возможности альтернативный действий.
Методическая цель ролевой игры заключается в проигрывании и опытной проверке стратегий решения проблем в конфликтных случаях, а также в осознании и анализе собственного или чужого действия, при необходимости в изменениях точки зрения и поведения.
Ролевая игра – это разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций. Разыгрывание ролей – представляет собой определенный вид деятельности, направленный на активизацию личности. Это образное обучение, каждый участник является носителем определенного образа-роли, который он демонстрирует перед другими участниками.
В основе разыгрывания ролей лежит заранее подготовленная ситуация, по которой необходимо не только представить ситуацию, но и разыграть ее в лицах. Этот метод близок к методу анализа конкретных ситуаций и методу деловой игры. При организации этого метода необходимо: четко обозначать регламент, продумывать систему оценивания.
Цель: формирование профессиональных компетенций в условиях имитации реальных условий, различных ситуаций, людей и их взаимодействие в этих ситуациях.
Задачи:
- активизация внимания, восприятия, памяти, воображения
- реализация познавательного, эмоционального и поведенческого аспекта имитируемой ситуации.
Этапы ролевой игры:
Подготовительный этап.
Разрабатывается «сценарий», в котором определяются цели, содержательная сторона, роли участников, организация проведения (если нужно, то готовится реквизит и пр.). Важным является момент распределения ролей, поскольку эффективность использования метода во многом определяется актерскими способностями участников, их умением перевоплощаться, совместимостью.
Проигрывание ролей
Осуществляется собственно проигрывание ролей. Описание ситуации при таком методе проведения занятий включает информацию для всей группы и информацию для каждого из участников инсценировки. Обучающимся обычно дается общая информация, после чего распределяются роли между участниками инсценировки, выдается информация, в которой ситуация излагается с точки зрения тех лиц, чьи роли им предстоит исполнить. Эта информация является в известной мере и инструкцией для исполнителей.
Необходимо дать им время для ее уяснения, «вживания» в роли. При необходимости слушатели могут обратиться за пояснениями к преподавателю, но в целом основная линия поведения каждого участника должна быть ясна ему из выданной информации. С основным содержанием ситуации, как и с информацией, выданной исполнителям, знакомят и всю остальную группу, естественно, при отсутствии непосредственных участников.
К началу инсценировки обучающиеся, выступающие в роли зрителей — арбитров, наблюдателей (а это большая часть группы), оказываются наиболее информированными людьми: они знают и общую информацию, и ту, что выдана каждому из участников; им остается оценить, как последние поведут себя во время разыгрывания ролей, как используют выданную информацию, какие примут решения. При этом группе может быть разъяснено, на что нужно обратить внимание, что следует оценивать (например, содержание беседы между участниками, использование ими аргументов и контраргументов, манеру держаться, тон разговора и т. д.).
Инсценировка может быть проведена с разными составами исполнителей, но при одних и тех же зрителях. Слушатели могут сравнить, кто «сыграл» лучше, какие недостатки оказались общими. Во время инсценировки зрители не должны мешать исполнителям советами, выражением одобрения или неодобрения. Чтобы инсценировка шла в соответствии с замыслом, необходимо хорошо продумать всю информацию, выдаваемую участникам, проверить подготовку каждого из них.
Заключительный этап.
По окончании инсценировки проводится ее обсуждение. Начинать его целесообразно с вопросов к исполнителям: как они сами оценивают исполнение ролей? Стали бы они действовать подобным же образом в реальной практике или нет? Исполнители тем самым получают возможность критически оценить свои действия.
После этого «зрители-наблюдатели» высказывают свои замечания и оценки увиденного и услышанного. Мнения исполнителей и наблюдателей систематизируются преподавателем.
Затем проблема обсуждается по существу, итоги дискуссии подводит преподаватель.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры, как один из способов создания мотивации в процессе обучения
В данной статье речь идет о педагогической игре с четко поставленной целью обучения и учебно-познавательной направленностью. Здесь описываются в качестве примеров из моего опыта работы, некоторы...
Ролевые игры. Занятие в виде ролевой игры "Заседание КИДа по теме "Любите книгу-источник знаний"
Ролевые игры. Примерный материал занятия в виде ролевой игры "Заседание КИДа по теме"Любите книгу-источник знаний" (форма-устный журнал). Роли участников игры и их обязанности. Роль книги в жизни чело...
Ролевая игра как интерактивный метод обучения и средство формирования ключевых компетенций у студентов в рамках изучения курса методики развития детского изобразительного творчества
Статья из опыта работы....
Ролевой тренинг как интерактивный метод инновационных технологий обучения
Поиск путей совершенствования профессиональной подготовки специалиста постоянно обращает внимание исследователей на разработку и реализацию технологий обучения, обеспечивающих наиболее эффективный обр...
Школа педагогического мастерства, доклад на тему: «Ролевая игра как инновационная форма обучения студентов по ПМ»
Выступление с докладом на Школе педагогического мастерства: «Ролевая игра как инновационная форма обучения студентов по ПМ»...
Кейс-метод, как интерактивный метод обучения в профессиональной подготовке парикмахеров
В статье представлен опыт работы с кейс-ситуациями...
Консультация для педагогов. На тему«сюжетно-ролевые игры в обучении детей раннего возраста».
laquo;сюжетно-ролевые игры в обучении детей раннего возраста»Игровая деятельность имеет исключительно важное значение в развитии ребенка. Она оказывает влияние на все стороны его психического р...