Игры, как один из способов создания мотивации в процессе обучения
статья по теме

Тугушева Раиса Федоровна

В данной статье речь идет о педагогической игре с четко поставленной целью обучения и учебно-познавательной направленностью. Здесь описываются в качестве примеров из моего опыта  работы, некоторые игровые моменты для успешной активизации лексических единиц,для совершенствования грамматических навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tugusheva_r.f._2.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

“Игра как метод обучения

и один из способов создания

мотивации в процессе обучения”

Подготовила

                                                      Учитель французского языка высшей категории

Тугушева Раиса Федоровна

Санкт-Петербург 2013г.

Игра наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека. Значение игры невозможно исчерпать. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом она способна перерасти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.

Игровые технологии как метод обучения и воспитания, передачи опыта от старших поколений младшим, люди использовали с древности.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью.

Понятие игровые педагогические технологии включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В методике выделяют следующие виды педагогических игр:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • коммуникативные, диагностические, профориентационные и т. д.

 По характеру игровой методики выделяют: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры драматизации.

При планировании игры дидактическая цель превращается в игровую задачу , учебная деятельность подчиняется правилам игры, учебный материал используется как средство для игры, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую, а успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и учебно-речевых ситуаций: они стимулируют общение, мотивируют высказывания учащихся и позволяют активизировать языковой материал. Они эффективны для формирования и совершенствования грамматических и лексических навыков, развития умений аудирования и говорения не только на начальном и среднем, но и на продвинутом этапе обучения.

При решении игровых задач речевая активность сочетается с мыслительной и эмоциональной: в игре необходимо быстро принять решение, проявить находчивость, смекалку, фантазию, сыграть роль…

Во время игры дети находятся в постоянной речевой готовности, внимательно слушают учителя и друг друга; они могут многократно повторять речевые образцы и изучаемые слова без утомления и скуки.

В этих условиях непроизвольное внимание и запоминание обеспечивают хорошее усвоение лексического и грамматического материала.

Игровые ситуации ценны не только тем что мотивируют употребление конкретного языкового материала на каждом данном уроке, но и тем, что создают благоприятный психологический климат, атмосферу заинтересованного общения, а значит, поддерживают высокую мотивацию изучения французского языка в целом.

Так, например, для успешной активизации лексических единиц можно порекомендовать следующие упражнения:

  1. Игра по принципу “Снежного кома”. Учитель или ученик произносит первую фразу, например: “J'ai été au zoo et j'ai vu un éléphant. Участники поочередно производят фразу, добавляя каждый раз новые слова: “J'ai été au zoo et j'ai vu un éléphant et une girafe”. Выигрывает тот, кто последним скажет фразу, точно все воспроизведя и добавив еще одно слово.
  2. Игра “Эрудит”. По команде учителя все пишут в течении определенного времени известные им слова по заданной теме (допустим “домашние животные”). Затем откладывают ручки и начинают читать вслух свои слова, причем те, которые встречаются у других нужно зачеркнуть. Выигрывает тот, у кого осталось большее количество слов. Вариант: задается ситуация, например “Идем в поход, пишем списки необходимых вещей”, (“Мы были на книжной ярмарке и купили много книг разных жанров”).

 Существует очень много игровых приемов для совершенствования грамматических навыков. Например: “Разрешите представиться”. Участники игры должны как можно больше рассказать о себе. Выигрывает тот, чей рассказ будет длиннее (конечно, при условии правильности высказываний). Вот примерный рассказ: “Je suis un garçon. Je suis un écolier. Je suis un élève de cinquième. Je suis le fils de mes parents, je suis le frère de ma soeur Hélène. Je suis l'ami de Pierre. Je suis sportif :je pratique le football”. 

Для организации речевых игр с лексической направленностью можно использовать аутентичные документы, такие как статистические таблицы и результаты опросов общественного мнения.

Часто статистическая таблица или анкета представляет собой довольно полный тематический словарь. С помощью таких материалов можно систематизировать лексические единицы по определенной тематике и закреплять их в речевых заданиях.

Речевые игры на основе социологических опросов позволяют активизировать в диалогической речи слова и выражения по многим темам (“Repas”, “Loisirs”, “Voyages”, “Lecture”, “Etudes”, etc.)

В качестве одного из заданий я предложила учащимся 7 класса провести социологический опрос среди своих друзей, задавая им вопрос типа: “Quels

sont les genres de livres que tu prefères?”. Затем подвели итоги и сравнили с данными французов. Вот эта таблица:

Le sondage

N

Les jeunes Français et la lecture

Les jeunes Russes et la lecture (%)

(les élèves des 7 cl. de notre école)

1

Les livres sur les animaux, la nature

25,4

13

2

Les contes et les légendes

18,8

12

3

Les livres d'aventure

15

26

4

Les livres-jeux

12,5

8

5

La science-fiction

12,5

10

6

L'histoire, la géographie

4

5

7

Les romans policiers

4

9

8

Les livres sur le sport

4

6

9

Les livres de science et de technique

2,8

5

10

Les auteurs classiques

2,4

6

Таким образом , игровые технологии помогают учителю делать уроки нестандартными, более интересными, разнообразными, эффективными, создавать атмосферу творчества, поддерживать благоприятный психологический климат и высокую мотивацию обучению французскому языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональная ориентация как один из факторов формирования мотивации в обучении иностранным языкам

Мотивация играет значительную роль в обучении иностранным языкам в профессиональной школе. Особая роль отводится внутренней и внешней мотивации в обучении. Она повышает роль иностранного языка в форми...

Профессиональная ориентация как один из факторов формирования мотивации в обучении иностранным языкам

Иностранный язык играет важную роль в формировании конкурентоспособной личности на рывнке труда. Мотивация выступает как один из факторов в обучении иностранным языкам....

Профессиональная ориентация как один из факторов формирования мотивации в обучении иностранным языкам

Иностранный язык играет важную роль в формировании конкурентоспособной личности на рывнке труда. Мотивация выступает как один из факторов в обучении иностранным языкам....

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКА КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ИНТЕРЕСА К ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКА КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОБУЧЕНИЯ И ИНТЕРЕСА К ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ...

Учебный организатор как один из способов рефлексивного управления обучением.

В статье описывается технология модульного обучения.Одним из подходов для перехода на модульное обучения является использования на занятиях учебного организатора....

Тема: «Модульное обучение как один из способов повышения качества подготовки специалиста»

Тема: «Модульное обучение как один из способов повышения качества подготовки специалиста»...