Сетевая платформа воспитателей по теме: "Формы диагностики социально-психологической стороны личности и развития воспитанников"
материал
Предварительный просмотр:
Эффективное воспитание, формирующее социально активную, культурную, высоконравственную, творческую и социализированную личность, немыслимо без знания индивидуальных особенностей каждого воспитанника и постоянного отслеживания его личностного развития, оценки уровня его готовности к самостоятельной жизни. Мониторинг уровня развития воспитанников позволяет не только оперативно отслеживать процесс и динамику образовательно-воспитательной деятельности по основным ориентирам воспитания, но и создать условия для самореализации ребёнка во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах развития.
Существуют различные технологии, позволяющие оценить качество работы, современная педагогика и психология, находясь в поиске, пока не предложила технологий отслеживания, охватывающих все стороны развития ребёнка.
Базируясь на исследованиях Г.А. Абрамовой, И.С. Кона, И.Ю. Кулагиной, В.С. Мухиной, Е.Ф. Рыбалко и других учёных в области возрастной психологии и педагогики, определили особенности развития детей- и на их основе разработали личностную модель воспитанника с учётом возрастной классификации: дошкольный возраст - от 3 до 6 лет; младший школьный возраст: от 7 до 10 лет; подростковый возраст: от 11 до 14 лет; ранний юношеский возраст: от 15 до 18 лет (приложение № 1).
При подборе критериев, показателей и методик изучения уровня развития воспитанников, использовался системный подход, позволяющий установить взаимосвязь с целями, содержанием и способами воспитательного воздействия (приложение № 2). Так как целевые ориентиры и деятельность воспитательной системы интерната” направлены, прежде всего, на формирование у воспитанников готовности к самостоятельному выбору здорового образа жизни, образования, профессионализма, самореализации, то нами были избраны следующие критерии: физическая готовность, педагогическая готовность, социальная готовность, профессионально-трудовая готовность, морально-волевая готовность.
Мониторинг развития воспитанников является частью общепедагогического мониторинга, служит оптимизации педагогической деятельности, содействует научно-обоснованному определению условий совершенствования образовательно-воспитательного процесса.
Программа мониторинга особенно актуальна так она позволяет не только оперативно отслеживать процесс и динамику образовательно-воспитательного процесса, но и создать необходимые условия для оказания психолого-педагогической помощи детям, имеющим проблемы в развитии, воспитании и обучении.
Цели и задачи мониторинга
Цель: определить эффективность деятельности педагогического коллектива по конкретным результатам развития личности детей, на основе выявленных тенденций построить систему работы по эффективному медико-социально-психолого-педагогическому сопровождению.
Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:
- проследить динамику развития личности воспитанников в соответствии с критериями уровня готовности;
- сформировать информационную базу уровня развития личности каждого воспитанника;
- выявить возможные отрицательные тенденции в развитии и наметить пути их предупреждения и преодоления;
- определить благоприятные психолого-педагогические условия для развития личности воспитанников, зоны ближайшего развития, наметить пути их реализации.
Принципы диагностической деятельности
Деятельность по реализации программы мониторинга развития личности воспитанников подчиняется основным законам диагностического исследования. Психика ребёнка находится в процессе становления, поэтому при её изучении необходимо руководствоваться следующими принципами, каждый из которых имеет своё назначение и цель.
1.Принцип гуманизма и педагогического оптимизма нацеливает на осознание того, что любое исследование должно способствовать развитию ребёнка, а не тормозить его. Диагноз – это не только установление существующего уровня развития, но и выявление его резервов. При этом следует руководствоваться основным и важным требованием: “Не навреди!”
2. Принцип объективности и научности предполагает, что его психическое развитие должно быть раскрыто в его собственных закономерностях, объяснено в понятиях возрастной психологии, а не по аналогии с психическими особенностями взрослого.
3. Принцип развития психики в деятельности требует осознания того, что все психические особенности находятся в становлении и основным условием их развития служит та или иная деятельность. Деятельность – это не только одно из условий развития психики, но и один из аспектов её изучения.
4.Принцип индивидуального и личностного подхода означает, что общие законы психического развития проявляются у каждого ребёнка своеобразно и неповторимо.
5. Принцип системности и систематичности предполагает целостное рассмотрение объекта диагностики, комплексное и последовательное его изучение. Необходимо исследовать не только отдельно взятые параметры – должны прослеживаться все стороны развития ребёнка, включая и прогнозирование его хода. Важно определить место каждого свойства в общей структуре психики, его взаимосвязи со всеми остальными сторонами психического развития.
Технология мониторинга
Психолого-педагогическая диагностика – область деятельности педагога-психолога, социального педагога, учителя-логопеда, воспитателей, в содержание которой входит целенаправленное изучение особенностей и возможностей детей. С целью оптимального решения педагогических задач. Организуемая педагогическими работниками психодиагностика имеет системный и непрерывный процесс, который осуществляется в форме мониторинга. Взаимодействие педагогических работников в процессе диагностики – это то средство, с помощью которого решаются задачи психолого-педагогического сопровождения в образовательно-воспитательном процессе. Успех достигается за счёт того, что устанавливаются определённые связи между деятельностью специалистов разного профиля, ориентированные на одного и того же ребёнка.
Отслеживание уровня развития ребёнка осуществляется в соответствии с личностной моделью воспитанника каждой возрастной ступени.
Программа отслеживания состоит из пяти блоков:
1.Физическая готовность.
2. Педагогическая готовность.
3. Социальная готовность.
4. Профессионально-трудовая готовность.
5. Морально-волевая готовность.
Готовность воспитанников к самостоятельной жизни оценивается с помощью критериев готовности выпускников (приложение № 3). Критерий подразумевает совокупность качественных показателей, определяющих позитивную социализацию воспитанников, т.е. тех характеристик личностного развития, которые необходимо освоить подростку на выходе из интерната для успешной интеграции в современное общество.
В мониторинговом изучении выделяется шесть этапов:
1. Определение целей и задач исследования.
2. Подготовка диагностического инструментария.
3. Исследование испытуемых.
4. Обработка и интерпретация результатов исследования.
5. Анализ, оценка и обсуждение полученных результатов.
6. Разработка индивидуальной программы сопровождения воспитанника.
Системоинтегрирующим элементом технологии мониторинга является диагностическая карта (приложение № 4), при заполнении которой необходимо соблюдать следующую инструкцию.
1. Диагностическая карта заполняется педагогами три раза в год (сентябрь, январь, май).
2. После обработки и занесения результатов мониторинга в диагностическую карту администрация МОУ Школа с. Аксарка совместно с воспитателями, социальным педагогов, психологом и медицинским работником проводит реабилитационный совет, на котором анализируются и оцениваются полученные данные, вырабатываются рекомендации по осуществлению коррекционно-развивающей работы с воспитанниками.
3. Диагностическая карта является составной частью реабилитационной карты и хранится у педагога-психолога.
4. При переходе воспитанников на следующую возрастную ступень результаты исследования обобщаются и на их основе составляются рекомендации по организации дальнейшей психолого-педагогической работы.
В процессе организации мониторинга необходимо учитывать тот факт, что диагностическая работа педагогов оказывает психологическое воздействие на детей. И оттого, насколько компетентно оно будет осуществляться, зависит эффективность всей педагогической деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Социально-психологический портрет личности.
Тема: «Социально-психологический портрет личности». Цель: изучить свои доминирующие черты характера, типологических особенностей личности и наличие профессиональных особенностей...
Социально - психологическое сопровождение учащихся, способствующее их социальной адаптации на рынке труда
Выбор будущей профессии - одна из самых серьезных проблем, которая встает перед учащимися старших классов. И сделать этот выбор с каждым годом становится все сложнее....
Индивидуальное развитие воспитанника детского центра
Пояснительная записка Ученик не сосуд,который нужно наполнить,а факел, который нужно зажечь. Программа индивидуального развития воспитанника – это фиксация его шагов на пути реализаци...
Социально-психологическая характеристика личности
Факторы развития личности, социально-психологические типы, типы ВНД, виды людей по инстинкту дрминирования....
«Полезный опыт взаимодействия воспитателя и педагога – психолога учебного курса в процессе формирования УУД у воспитанников НВМУ»
Ключевой задачей ФГОС является формирование универсальных учебных действий (УУД)В широком понимании термин УУД означает умение учиться, то есть способность к саморазвитию самосовершенствованию п...
Модифицированный вариант методики: «Диагностика уровня экологической культуры личности» по С.С. Кашлеву, С.Н. Глазычеву Инструкция: прочитайте вопросы и выберите один вариант ответа.
Модифицированный вариант методики: «Диагностика уровняэкологической культуры личности» по С.С. Кашлеву, С.Н. ГлазычевуИнструкция: прочитайте вопросы и выберите один вариант ответа.I. ЭКОЛО...