Беседа с родителями "Искусство воспитания"
консультация

Коваль Анна Сергеевна

Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Что остав­лять в сердцах сыновей и дочерей наших, чтобы они выросли настоящими людьми? Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их». Эти и другие вопросы мы решали с родителями в ходе беседы "Искусство воспитания"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беседа с родителями с элементами тренинга

«Искусство воспитания»

Воспитатель: Коваль А.С.

Цель: Показать различные модели воспитания ребёнка.

Задачи:

  1. Сформировать у родителей представление о различных стилях воспитания ребёнка.
  2. Показать детерминированность стиля воспитания от приоритетных для родителя актуальных способностей.
  3. Способствовать развитию аналитической и рефлексивной способности родителей.

Ход мероприятия.

  1. Знакомство.

Упражнение «Радужный самолётик».

-Здравствуйте, уважаемые родители! Мы встретились обсудить вопрос воспитания, каким оно бывает и от чего зависит. Для начала давайте познакомимся! Кому в руки попадает радужный самолётик представиться и расскажет о своих ожиданиях от нашей встречи.

Выполнение упражнения.

  1.  Основная часть.

- Уважаемы родители, сегодня, мы поговорим о то что, что такое воспитание и какие  модели воспитания  наиболее типичны во многих семьях. Для начала, предлагаю Вам ответить на вопросы анкеты, чтобы примерно представить, какой стиль воспитания характерен  Вашей семье.

Анкета «Искусство воспитания».

 Итак, давайте рассмотрим, что же такое воспитание и от чего оно зависит.

Конечно же, это организованный и  целенаправленный процесс, целью которого является сформировать личность ребёнка.

 По словам великого русского учёного  Амонашвили воспитание - это в ось питание, т.е. питание  стержня ребёнка. И поскольку родители являются первыми лицами в жизни ребёнка, каким способом и чем «питать» личностное начало в ребёнке.

 В концепции метода позитивной психотерапии воспитание рассматривается как процесс выяснения разногласий между родителями и детьми.  Носсрат Пезешкиан предлагал рассматривать воспитание детей как одну из форм партнёрских отношений  (наравне с супружескими, деловыми и другими   формами  межличностных отношений) Почему?

Партнёрские отношения характеризуются единством целей, общими событиями, эмоциями, Стойким интересом друг к другу. Это всё свойственно о детско-родительским отношениями. Во всех формах взаимного влияния людей друг на друга, а также в процессе формирования установок, ожиданий и устранения конфликтов  обнаруживаются основные принципы воспитания: не только родители воспитывают детей, но и формы поведения детей оказывают воспитательное воздействие в противоположном направлении.

Воспитание в большей степени учит ребёнка тем нормам и правилам, которые характерны для его времени,  эпохи и общества  и общества для безконфликтного общения. Если во время Древней Античности, например в Спарте делался акцент на развитие в ребёнке его физической силы, выносливости, качествах хорошего воина, то в современное время, больше уделяется внимания развитию интеллектуальных способностей, формируется образ успешного лидера, предпринимателя.

Если говорить о стиле воспитания в семье, то как правило, с ребёнком обращаются так, как с самими родителями обращались в детстве: «Мой ребёнок должен жить так же хорошо, как я». Бывает, что родители критикуют то воспитание, которое получили в детстве и говорят: «Моему ребёнку должно быть лучше, чем мне». В обоих случаях, как правило, не учитываются и не берутся во внимание потребности и интересы самого ребёнка. Такие родители принимают во внимание только свои желания и конфликты.

Давайте подробнее рассмотрим различные типы родительской любви.

Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Что оставлять в сердцах сыновей и дочерей наших, чтобы они выросли настоящими людьми? Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил: «Там, где нет мудрости родительского воспитания, любовь матери и отца к детям уродует их». Есть много разновидностей этой уродливой любви, главные из них: любовь умиления, любовь деспотическая, любовь откупа.

Любовь умиления

Любовь умиления - это самое печальное, что можно себе представить в отношениях родителей и детей. Это инстинктивная, неразумная, напрашиваются слова - куриная (слепая) любовь. Мать и отец радуются каждому шагу ребенка, не задумываясь над тем, какой это шаг и к чему он может привести.

Любовь умиления развращает душу ребенка, прежде всего тем, что он не знает удержу своим желаниям, принципом его жизни становится девиз дикаря, подлеца, хулигана; все, что я делаю, мне разрешается, ни до кого мне нет дела, главное - мое желание.

Ребенок, воспитанный в духе умиления, не знает, что в человеческом общежитии есть понятия «можно», «нельзя», «надо». Ему кажется, что ему все можно. Он вырастает капризным, нередко болезненным существом, для которого малейшее требование жизни становится непосильной тяжестью. Воспитанный в духе умиления - эгоист, как говорится, до мозга и костей. Он не знает своего долга перед родителями, не умеет и не хочет трудиться, потому что не видит людей и не чувствует сердцем, не понимает, что у тех, кто его окружает, есть свои желания, свои потребности, свой духовный мир. У него складывается твердое убеждение в том, что он приносит счастье и радость родителям уже тем, что он живет на свете, существует.

Дети - радость нашей жизни, мы живем и трудимся во имя счастья детей. Все это - бесспорные истины. Но говорить об этом детям, устраивать инсценировки, подчеркивающие эту мысль, - это значит развращать детей.

Любовь деспотическая

Есть еще одна разновидность неразумной, инстинктивной родительской любви. Это любовь деспотическая.

«Рабочая газета» опубликовала письмо 16-летнего юноши - девятиклассника одной из школ города Кривой Рог Толи Н. Это письмо продиктовано отчаянием. Юноша учится на «4» и «5», делает дома все, что надо делать для помощи родителям: моет полы, посуду, чистит одежду, обувь всей семье. «Родители и одевают меня хорошо и заботятся, чтобы я ел хорошо, - пишет Толя, - но купят какую-нибудь обновку и без конца попрекают».

Постоянные упреки создают обстановку настоящего ада. И все это родители делают, как они говорят, только потому, что любят сына, желают ему добра, учат жить - чтобы умнее был и родителей уважал.

Гнусный деспотизм невежественных родителей - это одна из причин того, что у ребенка с малых лет извращается представление о добром начале в человеке, он перестает верить в человека и человечность. В обстановке деспотичного самодурства, мелочных придирок, постоянных упреков маленький человек ожесточается.

Был сын маленьким мальчиком - был добрым, сговорчивым, послушным; стал подростком - стал грубым, своенравным. Почему так происходит?

Причина этого явления - в неумении пользоваться своей властью над ребенком, в превращении родителей в злую силу, подавляющую волю сына или дочери. Родительская власть должна поощрять, одухотворять внутренние силы ребенка, и с тончайшим инструментом - родительской властью - надо подойти к ребенку так, чтобы не сломать этого, еще нетвердого, хрупкого душевного порыва. Если же вы превратили умную, мудрую власть в деспотическое насилие - неокрепшее желание быть хорошим лопнет, и произойдет самое тревожное, что может произойти в душе ребенка.

Уважайте детское желание быть хорошим, берегите его как самое тонкое движение человеческой души, не злоупотребляйте своей властью, не превращайте мудрость родительской власти в деспотичное самодурство, не сломайте человеческого желания вашего ребенка быть хорошим.

Помните, что ваш сын, ваша дочь - такой же человек, как и вы, его душа явно протестует, когда кто-то пытается сделать его игрушкой своего произвола.

Любовь откупа

Третья разновидность неразумной родительской любви - любовь откупа.

Есть отцы, искренне убежденные в том, что, обеспечивая материальные потребности детей, они выполняют свой родительский долг. Ребенок одет, обут, сыт, здоров, у него есть все учебники и наглядные пособия - что же вам еще надо? Материальными затратами, считают такие отцы, можно измерить родительскую любовь, на худой конец откупиться. Мы имеем дело с небольшим количеством отцов - людьми, страдающими неизлечимым пороком, -

нравственно-эмоциональной толстокожестью. По существу, они не знают, что такое родительская любовь.

Почему речь идет, прежде всего, об отцах? Потому что среди матерей, связанных с детьми узами духовной общности, таких людей почти нет. Нравственно-эмоциональная толстокожесть, бездумное отношение к своим детям - далеко не всегда результат низкого уровня образования отца. Это результат порочного взгляда на воспитание детей, как на что-то совершенно обособленное, отделенное забором от общественных обязанностей. Если в такой семье и мать не уделяет достаточного внимания детям, если она не стала центром духовной жизни детей - их окружает атмосфера духовной пустоты, убожества. Они живут среди людей и не знают людей - вот что наиболее опасно в таких семьях: их сердцам совершенно незнакомы и недоступны тонкие человеческие чувства, прежде всего ласка, участливость, сострадание, милосердие. Они могут вырасти эмоционально невежественными людьми.

Да, родительская любовь - прекрасное чувство, она воспитывает у человека высшие нравственные качества. Но здесь тоже должна быть мера.

Во многих семьях дети освобождаются от обязанностей по дому, даже от самообслуживания, от любой нагрузки. Понимая роль образования, желая успеха в учебе, родители ограждают детей от всего: лишь бы учился хорошо, оценки были хорошие. Но такое отношение не дает хороших результатов. Такие дети, как в жизни, так и в учебе ничего самостоятельно сделать не могут без подсказок, без напоминания о главном. Родители тем самым подавляют самостоятельность детей, так как эти дети знают, что им все подадут, за них приберут, их оденут, напомнят об уроках, помогут выполнить задание. То есть они понимают, что их постоянно выручают, у таких детей не вырабатывается чувство ответственности за свои поступки. И дети привыкают к такому положению, что все делается для них, а от него них не требуется взамен.

Обычно родители в таких семьях оправдывают и нарушение дисциплины, и невыполнение задания, объясняя это объективными причинами. Родители видят в детях только достоинства и не замечают недостатков. Мнение родителей должно быть объективным и учитывать как достоинства, так и недостатки детей.

Избалованный ребенок всегда будет уверен, что родители выполнят все его прихоти, капризы и не будут долго сердиться на грубость, дерзость, непослушание. Такие дети привыкают только брать, не отдавая ничего взамен, и начинают с пренебрежением относиться к родителям, а потом свое отношение будут переносить на учителей (позволяя себе насмешливые и критические замечания) и на других людей. Помните об этом и не ограждайте детей от обязанностей, будьте объективны к своим детям, требуйте от них самостоятельности и серьезного выполнения любого дела.

Какой же должна быть родительская любовь?

Родительская любовь должна быть такой, чтобы у ребенка пробуждалась чуткость сердца к окружающему миру, ко всему, что создает человек, что служит человеку, и, конечно, прежде всего к самому человеку.

Учить ребенка видеть и понимать людей - это, пожалуй, самое трудное в деле воспитания человека. Любовь родителей к детям должна быть основана на уважении личности ребенка, знании его интересов, стремлений, умении вовремя оказать ему помощь, дать дружеский совет. Высокая требовательность должна сочетаться с любовью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с родителями на тему "Дети и тактика семейного воспитания"

Материал специально подготовлен для разговора с родителями учеников. Описывает важность эмоциональных проявлений в семейных отношениях. Включает в себя  советы известных педагогов, пожелания псих...

Беседы по правовому воспитанию с родителями детей группы риска

Данный материал поможет социальным педагогам и классным руководителям,в чьих группах есть обучающиеся склонные к правонарушениям....

Беседы по патриотическому воспитанию

Беседы по патриотическому воспитанию (старший дошкольный возраст) 1. «Планета Земля в опасност...

Цикл этических бесед о воспитании "Стать человеком"

Цикл бесед с обучающимися на тмы: память, правда, свобода, совесть...

Беседа "Стили семейного воспитания"

Цель: просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности молодого человека.Задачи: - познакомить родителей со стилями и типами семейного воспитания, не...

Беседа по патриотическому воспитанию «История Дня защитника Отечества»

23 февраля наша страна отмечает День защитника Отечества. Главархив рассказывает, как возник и менялся праздник, а также какие названия носил раньше....

Уроки ОРКСЭ в 4 классе «Беседа о посте и праздниках православных и мусульман с целью воспитания терпимости и уважения к людям других культур»

Опыт работы, как  учителя по предмету ОРКСЭ и педагога воскресной школы. Сравнение направлений работы на Урале и в Воронежской области.История взаимоотношений православных детей и мусульман, объя...