Беседы по правовому воспитанию с родителями детей группы риска
консультация по теме
Данный материал поможет социальным педагогам и классным руководителям,в чьих группах есть обучающиеся склонные к правонарушениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gruppa_riska.docx | 43.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Беседы по правовому воспитанию с родителями детей группы риска
Тема: "Правонарушение и наказание. Причина правонарушений"
Есть такая поговорка "От сумы и тюрьмы не зарекайся". Она пришла к нам из далёкого прошлого и напомитнает о неблагоприятных поворотах судьбы. Ведь за решётку из вас никто не стремиться, но однако ежегодно тысячи несовершеннолетних пополняют спецучреждения и колонии.
Поэтому главная задача беседы с вами-это предупредить об опасностях в играх с законом.
Правонарушение и преступление.
Правонарушение- это антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и караемое по закону.К правонарушению относятся аморальный поступок и аморальное поведение.
Аморальный поступок-это действие, нарушающее общепринятые моральные нормы( примеры аморальных поступков: грубить, курить, сорить в общественных местах, распивать спиртные напитки, сплетничать, жадничать и т.д.).
За аморальный поступок такого вида применяется административное наказание.
Преступление-это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещённое уголовным законом под угрозой наказания.(Примеры: кража, угон автосредств, вымогательство денег, кража личного имущества и др.)
Отличие правонарушения от преступления:
1. Преступление - это деяние, отличающееся особой опасностью для общества.
2. Преступление - это деяние совершенное виновно.
Словарная работа (новые слова):
спецшкола-учебное заведение закрытого типа, где находятся малолетние преступники.
СИЗО-следственный изолятор- место, где находится подследственный в период следствия.
Следствие- выяснение причин,нахождение свидетелей преступления или правонарушения.
Адвокат - лицо, которое защищает интересы подсудимого в суде.
ВТК- воспитательно-трудовая колиния-место, где отбывают наказание н/летние преступники.
Дискуссия. Разобрать с учащимися ситуации и выяснить к чему могут привести такие "шалости":
1. завёл чужую машину, чтобы покататься(велосипед);
2. положил в карман нож и пошёл на дискотеку.
3. метнул камень в убегающего обидчика.
Виновность.
Вина-это отношение лица к своему противоправному действию (поведению) и его последствиям.
Как только следственные органы доказали вину, наступает ответственность, далее наказание за совершенное действие. Суд признаёт человека виновным- это означает, что подсудимый понимал недопустимость своего поступка и к чему он приведёт.
Смягчение вины подсудимого-совершение преступления в состоянии крайней необходимости (самооборона, чистосердечное признание, по неосторожности, из-за преступной небрежности- не предвидел опасных последствий) преступной самонадеенности- знал, что совершает плохой поступок, но надеялся избежать наказания.
Вопрос к учащимся: "Объясните, что такое умысел и умышленное преступление?"
Мысли великих людей:"Первое условие исправления человека-осознание и признание своей вины" Сенека-римский политический деятель, философ.
Что такое ответственность?
Юридическая ответственность- это государственное принуждение к исполнению требований права, когда лицо, нарушавшее закон, обязано отвечать за свои поступки перед государством, обществом.
Виды ответственности:
- дисциплинарная;
- гражданско-правовая;
- административная;
- уголовная.
Самый строгий вид ответственности- это уголовная, она наступает с 14 лет.
Когда наступает уголовная ответственность:
- совершение преступного деяния;
- приготовление к преступному деянию;
- покушение на преступление( когда преступление сорвалось, но готовилось);
- соучастие в преступлении( ответственность у того, кто находится вместе с теми, кто совершает преступление).
Уголовная ответственность с 14 лет наступает за следующие преступления:
- убийство;
- умышленное причинение вреда здоровью;
- похищение человека;
- изнасилование;
- кража, грабёж, разбой;
- вымогательство;
- угон транспортного средства;
- умышленное уничтожение или повреждение имущества;
- терроризм;
- захват заложника;
- заведомо ложное сообщение об акте терроризма;
-хулиганство;
- вандализм;
- хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств;
- хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ;
- приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.
Какова ответственность тех, кому ещё не исполнилось 14 лет?
Их не судят. К ним применяют принудительные меры: отправляют в спецшколу.
Работа с учащимися. Вопрос: "Что такое соучастие в преступлении. Как вы это понимаете?. Можно провести тест "Ваше чувство ответственности".
Взыскания и наказания.
За совершение административных нарушений применяются следующие взыскания:
- предупреждение;
- штраф;
- конфискация орудия, с помощью которого совершено административное правонарушение;
- лишение специального права( управление автомобилем, охоты и т.д.);
- административный арест (15 суток).
Цель административного взыскания - предупреждение лица от совершения новых правонарушений.
Виды наказания, предусмотренные уголовным кодексом РФ:
- штраф;
- обязательные работы;
- исправительные работы;
- конфискация имущества;
- ограничение свободы;
- арест;
- лишение свободы на определенный срок;
- пожизненное лишение свободы;
- смертная казнь.
Цель уголовного наказания- это восстановление справедливости, исправление осужденного; предупреждение совершения новых преступлений.
Словарная работа:
Явка с повинной- добровольное личное обращение лица, совершившего преступление, с заявлением о нем , с намерением передать себя в руки правосудия( считается смягчающим обстоятельством).
Аморализм.
Аморализм- аморальное поведение, пренебрежение к моральным нормам.
По статистики правонарушений среди н/летних, как правило, во время учёбы в школе отличались следующими аморальными поступками:
- плохо учились, бросали школу;
- курили и выпивали;
- потребляли наркотики;
- грубили сверстникам и взрослым;
- унижали маленьких и слабых;
- лгали даже без причин;
- доказывали свою правоту с помощью силы;
- играли в карты;
- разрисовывали стены;
- портили школьное имущество;
- совершали много других аморальных поступков.
Воспитательные трудовые колонии.
Существуют мужские ВТК и женские ВТК для несовершеннолетних, где воспитываются и трудятся малолетние правонарушители.
Тот, кто с лёгкостью нарушает моральные нормы, легко нарушает и закон.
Почему люди так ведут себя?(Можно задать этот вопрос учащимся для обсуждения.)
Потому, что всё это помогает получать "кайф". Но наступает момент, когда и этого становится мало, нужны новые ощущения. Путь к новым ощущениям обычно лежит через чужую квартиру, склад, киоск и т.д.
Самым опасным нарушением норм морали является употребление н/летними алкоголя. В пьяном дурмане совершается большинство правонарушений и преступлений. "Редкий вор и убийца совершает своё дело трезвым. Л.Н.Толстой"
Вопрос к учащимся: Как потребление алкоголя влияет на совершение преступления?
Бездуховность.
Большинство людей обладает духовностью. Под духовностью подразумевается наличие в человеке богатого внутреннего мира, души, умения её слушать.
Вопрос к учащимся: Как вы понимаете духовность и бездуховность человека?
Почему бездуховность человека принято считать одной из причин правонарушений?
Безудховный человек примитивен (очень прост) в своих желаниях. Это- поесть, поспать, выпить, затуманить мозги какой-нибудь гадостью, ощутить свою власть и силу над другими и т.д., чтобы дни катились без напряжения и труда.
Каковы же источники бездуховности:
- пренебрежительное отношение к учёбе, занятиям;
- стремление к примитивному времяпрепровождению( просмотр видеофильмов: ужасы, боевики, порнография, мультики, фантастика и т.д., слушание песен с непристойным содержанием;
- преобладание материальных потребностей, "вещизм"( от слова "вещь", главная цель в жизни- приобретение различных вещей и материальных ценностей).
Вопросы к учащимся: Какие вы знаете материальные ценности?
Словарь.
порнография- грубое, циничное изображение интимной жизни( для справка: ст.242 УК РФ- за незаконное распоространение порнографии штраф в размере от 700 до 1000 минимальных окладов и лишение свободы до 2 лет).
Игра «Правовой турнир».
Цель: формирование и закрепление правовой культуры подростков, прав и обязанностей учащихся.
Ход мероприятия.
Класс делится на две команды (можно сформировать команды из двух старших классов). Конкурсные задания оцениваются : правильный ответ – 5 баллов, ответ с ошибкой, поправкой – 3 балла. Командам даются названия «Правовые ребята», «Умники и умницы».
Итак, турнир начинается!
Конкурс 1. Разминка. Командам раздаются карточки с вопросами по правовой тематике, каждой команде по 3 вопроса. Время на обдумывание 10 минут( можно раздать бумагу и карандаш).
Вопросы6
- Назовите основной закон государства? (Конституция).
- Что такое преступление? (Общественно опасное действие).
- Что такое алиби? (В уголовном процессе-обстоятельство, оправдывающее обвиняемого).
- Назовите основные государственные символы. (Герб, флаг, гимн).
- Что такое превышение необходимой обороны? (Превышение имеет место в том случае, когда обороняющийся прибегает к такому средству защиты, которое, как правило, кончается гибелью или тяжелым ранением).
- С какого возраста граждане привлекаются к уголовной ответственности? (Уголовной ответственности подлежат все граждане, которым до совершения преступления исполнилось 16 лет, за особо тяжкие преступления закон предусматривает уголовную ответственность с 14 лет).
- Какие общественные места вы знаете? Назови пять?
- Какие виды тяжких преступлений вы знаете? Назови пять?
Конкурс 2. «Из практики следователя». Представьте, что вы-следователь и вам необходимо рассмотреть ситуации и назначить наказание.
Ситуация 1. Несовершеннолетние Максим (10 лет), Игорь (14 лет) и Роман (16 лет) совершили открытое хищение чужого имущества (грабёж) у гражданина, отобрав у него деньги (50 руб.) и часы. Кто из подростков будет сидеть на скамье подсудимых в суде? Кто из подростков будет рассматриваться на комиссии по делам несовершеннолетних? (Ответ: на скамье подсудимых будет сидеть Роман и Игорь, а Максим будет рассматриваться в комиссии по делам несовершеннолетних).
Блиц-вопрос: Будет ли наказаны подростки, если они употребляют токсические и наркотические вещества? Какое наказание их ожидает? Выберите правильный ответ: предупреждение, штраф, рассмотрение на комиссии по делам несовершеннолетних, направление на лечение в наркологический диспансер, направление в спецшколу, тюрьма.( правильные ответы подчёркнуты).
Ситуация 2. Трое подростков: Дима (10 лет), Саша (14 лет) и Ваня (16 лет) распивали вино в лесопарковой зоне и были задержаны сотрудниками милиции. Кто из ребят понесёт наказание, если административная ответственность наступает с 16 лет? ( Ответ: наказание понесёт Ваня, Саша будет строго предупреждён).
Блиц-вопрос: Будет ли наказаны подростки, если они употребляют токсические и наркотические вещества? Какое наказание их ожидает? Выберите правильный ответ: предупреждение, штраф, рассмотрение на комиссии по делам несовершеннолетних, направление на лечение в наркологический диспансер, направление в спецшколу, тюрьма.
( Правильные ответы подчёркнуты).
Конкурс 3. Права человека. Командам раздаются карточки с заданиями.
Задание 1. Напишите, какие вы знаете права и обязанности человека? (По пять того и другого).
Задание 2. Закончите фразы, касающиеся сказочных героев, необходимо определить, какое право сказочных героев нарушено и закончить фразу.
1.Полицейский из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушил его право на….(неприкосновенность жилища).
2. Балда из сказки А.С.Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на… (труд).
3. Иван- царевич из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на… (владение имуществом).
4. В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на…. (жизнь).
Конкурс 4. Узнай меня! Команды с помощью подсказок должны определить о ком идёт речь ( известные герои фильмов и сказок). На обдумывание даётся 3 минуты. Педагог зачитывает задание.
- Он очень отважный милиционер. Его партнёр по работе- человек. Он-породистый пёс (Мухтар).
- Он- фантастический герой, защитник будущего. Он- необычный персонаж, который владеет восточными единоборствами. Он-мутант. (Черепашки-ниндзя).
- Он круглобокий. Его очень любят дети. Он ушёл от бабушки и от дедушки. (Колобок).
Итог мероприятия.
Подсчитывается общее количество баллов команд. Команда, которая выиграла, получает Правовой диплом, другая команда Поощрительную грамоту.
1 Карточка с заданием к конкурсу 1.
1.Назовите основной закон государства?
2.Что такое преступление?
3.Что такое превышение необходимой обороны?
4. Какие общественные места вы знаете ? Назови пять?
2 Карточка с заданием к конкурсу 1.
1.Что такое алиби?
2.Назовите основные государственные символы.
3.С какого возраста граждане привлекаются к уголовной ответственности?
4.Какие виды тяжких преступлений вы знаете? Назови пять?
Ситуация к конкурсу 2.
Несовершеннолетние Максим (10 лет), Игорь (14 лет) и Роман (16 лет) совершили открытое хищение чужого имущества (грабёж) у гражданина, отобрав у него деньги (50 руб.) и часы. Кто из подростков будет сидеть на скамье подсудимых в суде? Кто из подростков будет рассматриваться на комиссии по делам несовершеннолетних?
Блиц-вопрос: Будет ли наказаны подростки, если они употребляют токсические и наркотические вещества? Какое наказание их ожидает? Выберите правильный ответ: предупреждение, штраф, рассмотрение на комиссии по делам несовершеннолетних, направление на лечение в наркологический диспансер, направление в спецшколу, тюрьма.
Ситуация к конкурсу 2.
Трое подростков: Дима (10 лет), Саша (14 лет) и Ваня (16 лет) распивали вино в лесопарковой зоне и были задержаны сотрудниками милиции. Кто из ребят понесёт наказание, если административная ответственность наступает с 16 лет?
Блиц-вопрос: Будет ли наказаны подростки, если они употребляют токсические и наркотические вещества? Какое наказание их ожидает? Выберите правильный ответ: предупреждение, штраф, рассмотрение на комиссии по делам несовершеннолетних, направление на лечение в наркологический диспансер, направление в спецшколу, тюрьму.
Здание к конкурсу 3.
Задание 1. Напишите, какие вы знаете права и обязанности человека?
Обязанность________________________ Право на_______________________
Обязанность________________________ Право на_______________________
Обязанность________________________ Право на_______________________
Обязанность________________________ Право на_______________________
Обязанность________________________ Право на_______________________
Задание 2. Закончите фразы, касающиеся сказочных героев, необходимо определить, какое право сказочных героев нарушено и закончить фразу.
1.Полицейский из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушил его право на….________________
2. Балда из сказки А.С.Пушкина «Сказка о попе и его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на…______________
Здание к конкурсу 3.
Задание 1. Напишите, какие вы знаете права и обязанности человека? (По пять того и другого).
Обязанность________________________ Право на_______________________
Обязанность________________________ Право на_______________________
Обязанность________________________ Право на_______________________
Обязанность________________________ Право на_______________________
Обязанность________________________ Право на_______________________
Задание 2. Закончите фразы, касающиеся сказочных героев, необходимо определить, какое право сказочных героев нарушено и закончить фразу.
1. Иван- царевич из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на… (владение имуществом).
2. В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на…. (жизнь).
Занятие для старшеклассников из цикла «Мой жизненный ориентир»
Круглый стол «От безответственности до преступления один шаг»
Цели:
1. Показать, какую ответственность люди несут друг перед другом.
2. Развивать и корригировать навыки умения вести дискуссию, высказывать своё мнение.
3. Воспитывать чувство ответственности за свои поступки, формировать стойкую нравственную позицию.
Оборудование: на доске вывешены тема занятия и мысли великих людей по теме занятия: Монтель « Жизнь сама по себе-ни благо, ни зло: она вместилище и блага, и зла, смотря по тому, во что вы сами её превратили», Сенека «Сильнее всех-владеющий собой», А.С.Макаренко «Никакое дело нельзя хорошо сделать, если неизвестно, чего хотят достигнуть».
Форма занятия: круглый стол.
Словарная работа: достоинство, порядочность, безответственность, приспособленчество, вместилище, блага, смятенье, наперекор.
Подготовка к круглому столу:
1. Проведение анонимного анкетирования.
Что из ниже перечисленного вы считаете допустимым, а что недопустимым?(отметь крестиком один вариант ответа в каждой строке)
Допустимо(можно) | Недопустимо(нельзя) | |
1.Употребление алкоголя | ||
2. Употребление наркотиков | ||
3. Курение табака | ||
3. Занятие проституцией | ||
4.Бродяжничество | ||
5. Попрошайничество | ||
6. Воровство |
Ход мероприятия.
Ведущий. Добрый день, дорогие друзья! Сегодня мы собрались за нашим круглым столом для того, чтобы поговорить об ответственности и безответственности, а также о последствиях ответственности. ( Ведущий зачитывает мысли великих людей). Тема нашего разговора: «От безответственности до преступление один шаг» выбрана не случайно. Поэт Андрей Дементьев писал: «Сначала выполнять обязанности надо, а уж после предъявлять права». Об этом можно долго говорить и даже спорить. Поэтому мы приглашаем вас к диалогу. И, прежде всего мы хотим представить наших гостей, участников круглого стола.
Представление гостей. Итак, у нас в гостях врач-нарколог, начальник детской комнаты милиции и социальный педагог.
(Ведущий представляет участников круглого стола: врача нарколога, социального педагога, начальника детской комнаты милиции - роли исполняют учащиеся, у каждого на груди бейджик с наименованием должности и Ф.И.О.)
Ведущий.
Ребята, давайте рассмотрим ситуацию.( Выходят два учащихся, разыгрывают сценку):
«Сергей пришёл к другу Игорю с синяком под глазом.
- Откуда?- спросил Игорь.
- Представляешь, иду мимо нашей больницы, вижу-два парня тянут телефонный кабель, ничем не брезгуют, лишь бы цветной металл сдать. Я, конечно, не выдержал и вмешался. Результат на лице.
-Ну, ты даёшь. Куда лез? Тебя это не касается! Я никогда и ни за что в такие дела не полезу.
-Но ведь это же приспособленчество!
- Нет- спокойно ответил Игорь- это умение жить».
Ведущий. Вот такая обычная ситуация. Лет 15 тому назад все дружно стали осуждать Игоря за равнодушие, безответственность. Но сейчас, когда бы мы рассказали эту ситуацию вашим родителям и спросили их о том, какой бы вы дали совет лично своему ребёнку-то большинство из них сказали бы- ни в коем случае не связываться с хулиганами, занять позицию невмешательства. А как вы, ребята, смотрите на это? ( Учащиеся высказывают своё мнение).
Ведущий. А теперь, ребята, давайте послушаем мнение наших гостей.
Врач нарколог. Я считаю поступок Сергея достаточно смелым, хотя он был сопряжён с риском для его жизни. Это характеризует его как храброго, не равнодушного человека, который в будущем станет очень ответственным. Но я думаю, что вступать в борьбу со злом надо не одному.
Начальник детской комнаты милиции. Это хорошо, что мальчик отделался только синяком. Могло быть и хуже. Но проходить мимо воровства и других криминальных явлений, это неправильно. Если нет возможности предотвратить самому факт хищения или другого противоправного действия, то необходимо позвонить в милицию по телефону 01, объяснить ситуацию, назвать адрес и вызвать наряд.
Социальный педагог. В этой ситуации надо было позвать кого-то из взрослых, которые могли бы пресечь факт воровства. Жаль, что Игорь не разделил точку зрения Сергея, он ведь его друг и мог бы помочь ему. Но у Игоря политика «невмешательства» по принципу: «Моя хата с краю». Это безответственная позиция. И если мы будем равнодушно проходить мимо зла и несправедливости, в нашем мире наступит хаос и беспредел.
Ведущий. Спасибо! Мы начали наш разговор с мыслей великих людей. И, продолжая его, хочется процитировать французского писателя, лётчика ВОВ Сент-Экзюпери «Ничего нет в мире драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком». Итак, что значит быть ответственным перед другом, коллективом, близкими и любимыми? ( Учащиеся высказывают своё мнение). Да, ребята! Значит надо поступать по совести, помогать людям,отдавать им своё тепло и участие, бороться с несправедливостью.
Ведущий. А может ли безответственность привести к преступлению? Давайте сначала послушаем мнение гостей.
Врач нарколог. В моей практике часто встречаются ситуации, где из-за безответственности и равнодушия, ломались судьбы и погибали люди. Особенно это касается подростков, которые из-за желания быстрее стать взрослыми и самостоятельными, стараясь уйти от проблем, начинают употреблять наркотические вещества, надеясь на то, что смогут это когда-то бросить. И почти всегда в наркотическом дурмане они совершают много необдуманных поступков и преступлений, о которых впоследствии сожалеют.
Начальник детской комнаты милиции. А в моей работе практически всегда приходится бороться с безответственностью подростков, которая в прямом смысле слова приводит к преступлениям: хулиганству, распитию спиртных напитков в общественных местах, употреблению и распространению наркотиков, угон частного транспорта и т.д. Ради минутного удовольствия, они совершают необдуманные и безответственные поступки, перечеркивая свою молодую жизнь и жизнь своих близких.
Социальный педагог. Я полностью согласна со своими коллегами. Все безответственные поступки и решения, как правило, всегда приводят к неприятным последствиям или ещё хуже к преступлениям. Поэтому каждый подросток должен сначала подумать, чем может обернуться тот или иной поступок и сможет ли он ответить за совершённые действия.
Ведущий. Ребята, а какое ваше мнение по этому вопросу ( учащиеся по желанию высказываются).
И в завершении беседы об ответственности человека перед человеком, послушайте советы великого педагога В.А.Сухомлинского.(Учащиеся зачитывают советы).
1 ученик. В16 лет ты должен уже сознательно поставить вопрос, для чего я живу на свете? И дать на него ответ гражданина. Ведь человек поднялся над миром живого, прежде всего потому, что горе другого стало его горем. Умей чувствовать рядом с тобой человека, умей читать его душу, увидеть в его глазах духовный мир-радость, беду, ненастье, горе.
2 ученик. Береги, щади неприкосновенность, ранимость другого человека, не причиняй людям зла, обиды, боли, тревоги, беспокойства. Важнейшая школа воспитания эмоциональной чуткости -твоё отношение к матери, к девушке, к женщине. Отношение к женщине-тончайший измеритель чести, совести, порядочности.
3 ученик. Умей быть снисходительным к человеческим слабостям стариков. Умей не замечать отдельные слабости людей. Нельзя смешивать человеческие слабости и зло. Против зла надо бороться. Зло нетерпимо. Примириться со злом-значит самому стать безнравственным человеком.
4 ученик. Будь мужчиной в учении , юноша! Твое достоинство-учиться в полную меру своих сил. Достоинство мужчины- не быть паразитом, нахлебником. Презирай лень мысли.
5 ученик. Девушка, будь мудра и требовательна в любви. Любовь- горячее чувство, но властелином над ним должен быть разум, рассудок. Там, где есть строгость женщины, девушки, юноша становится настоящим мужчиной.
Ведущий. Да, ребята! Человек продолжает себя в человеке. В этом человеческое бессмертие. И вновь мудрая мысль-здоровье всего дороже, здоровье дороже блага. А какие вредные пристрастия, привычки больше всего влияют на наше здоровье? Давайте, проведём анализ вашего анонимного анкетирования. Посмотрим, какого же ваше мнение. ( На доске выписываются вредные пристрастия, напротив указывается % ответов что допустимо, что не допустимо)
Можно | Нельзя | |
1. Употребление алкоголя | ||
2. Употребление наркотиков | ||
3. Курение табака | ||
3. Занятие проституцией | ||
4.Бродяжничество | ||
5. Попрошайничество | ||
6. Воровство |
Очень хорошо, что большинство из вас понимают и не допускают к себе, те вредные пристрастия, которые были вам предложены. Это значит, что вы ответственно подходите к такой ситуации, можете правильно сделать свой выбор. А какова же наша ответственность перед собственным здоровьем? Что мы должны делать, чтобы быть здоровыми? (Учащиеся отвечают). Правильно, ребята! Надо бороться с вредными привычками, вести здоровый образ жизни и поступать, как велит вам ваша совесть.
Итог мероприятия.
Ведущий. И заканчивая наш разговор, хочется пожелать вам добра, счастья и умения быть ответственными, понять своё благородное человеческое предназначение в своей самостоятельной дальнейшей жизни. А сейчас послушайте отрывок из стихотворения
Р.Киплинга«Заповедь»
Владей собой среди толпы смятенной,
Тебя клянущей за смятенье всех,
Верь сам себе наперекор Вселенной
И маловерным отпусти их грех.
Пусть час не пробил, жди не уставая,
Пусть лгут лжецы-не снисходи до них.
Умей прощать и не кажись, прощая,
Великодушней и мудрей других.
Останься прост, беседуя с царями
Останься честен, говоря с толпой.
Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,
Пусть все в свой час считаются с тобой.
Наполни смыслом каждое мгновенье
Часов и дней неумолимый бег.
Тогда весь мир ты примешь как владенье,
Тогда, мой сын, ты будешь Человек.
До новых встреч, дорогие друзья и гости ! Спасибо всем за участие в нашем разговоре.
Разработала социальный педагог И.В.Исаева
Занятие из цикла «На пороге самостоятельной жизни».
Форма: психологическая ролевая игра «Поверь в себя».
Цели:
1. Закрепление позитивного отношения к жизни и здоровью.
2. Формирование и закрепление навыка противостояния вредным привычкам.
3. Воспитание коллективизма, обучение навыкам совместной работы.
Ход мероприятия.
1. Подготовка к игре.
Формируется команда из старшеклассников. Команде вручаются маршрутные листы, участникам представляют педагогов, которые их встретят на каждой станции. После этого команда отправляется по маршруту. Продолжительность пребывания на каждой станции 15 минут.
Здравствуйте, дорогие ребята! Ну, вот и закончилась ваша учебная пора. Завтра вы отправляетесь в самостоятельную жизнь. Какой она будет для вас, покажет время. А сегодня мы с вами проверим себя, как мы готовы к самостоятельному выбору. И так, отправляемся в путь.
1-станция. «Я в будущем».
Н этой станции вам предлагается вообразить себя через 10 лет. Вам будут предложены 3 варианта карточек, где будет описан тот или иной образ вашего будущего. Вы должны выбрать, какой для вас наиболее подходит, и ответить на вопросы:
1. Что самое приятное в твоей жизни?
2. Какова цель в жизни?
3. Что ты можешь сделать уже сейчас для того, что бы жить так уже через 10 лет?
2- станция «Жизненные ценности».
На этой станции вам предлагается определить основные ваши жизненные ценности. Вам предлагается список жизненных ценностей, вы должны выбрать из 10 основных ваших жизненных ценностей - 5 самых важных.
Затем ответьте на вопросы:
1.Что вы делаете для того, чтобы эти ценности были в вашей жизни?
2.Что может быть препятствием на вашем пути?
3. Что важного вы хотите сделать в вашей жизни?
3-станция «Сказать «нет»!»
На этой станции вам предлагаются ролевые игры, целью которых является выработка навыков противостояния чужому негативному влиянию. Учащиеся разбиваются на пары и каждой паре – ситуация. На столе – карточки-отказы:
Вариант 1. отказ-конфликт-крайний вариант отказа, агрессивный по форме, может содержать оскорбление или угрозы: «Я скажу нет, потому что мне не нравится и я ухожу».
Вариант 2. Отказ –отрицание- человек даёт понять, что не согласиться с предложением ни при каких обстоятельствах: «Я не соглашусь с тобой ни при каких обстоятельствах»
Вариант 3. Отказ-альтернатива –человек предлагает какую либо альтернативу (другой способ, вариант): «Я говорю «нет», но предлагаю другой способ или вариант».
Вариант 4. Отказ –обещание- человек в принципе согласен, но в данный момент не может принять предложение:. «Я не против, но в данный момент этого сделать не смогу»,
Вариант 5. Отказ-соглашение- человек в принципе согласен с предложением, но по каким-то причинам не решается сразу дать согласие.. «Может быть этого делать не надо, но раз ты просишь, то надо подумать».
Ситуации1. Ты пришёл в школу с новой причёской. Одноклассникам она не понравилась и тебе предлагают постричься налысо.
Ситуация 2.Твой класс решил прогулять урок литературы. Ты уважаешь учителя, но и не хочешь подводить товарищей, попробуй сказать нет одноклассникам.
Ситуация 3. Ты заходишь в магазин самообслуживания с другом. Он предлагает тебе украсть шоколадку. Он убеждает тебя, что никто не увидит. Как ты откажешь другу?
4- станция. «Закон и порядок»
На этой станции подросткам предлагаются белые и черные карточки с текстом вопросов и ответов. Учащиеся должны выбрать в каждой карточке с вопросом карточку с ответом.
Подведение итогов.
У учащихся отмечаются положительные стороны, выделяют самых активных участников.
Дидактический материал к занятию из цикла «На пороге самостоятельной жизни»
«Я в будущем»
Вариант 1. Я вижу себя дома одного. В комнате практически нет мебели, зачем она мне, хватает только стола и кровати. У меня нет работы, зачем работать на кого-то, я не хочу. У меня нет друзей и любимых, зачем они, ведь все они могут предать. Мои друзья на сегодняшний день бутылки с горячительными напитками и случайные знакомые, с которыми можно поговорить и выпить. От них становится приятно и не хочется думать больше ни о чём.
Вариант 2. Я вижу себя в кругу семьи. У меня есть дети и любимые люди. У меня есть работа, за которую платят немного, но стабильно, на жизнь хватает. Я счастлив от того, что нужен своим близким и обществу.
Вариант 3. Я вижу себя в поезде, который едет далеко. Там мне предложили работать на стройке. Там, наверняка, у меня будут новые друзья и подруги, с которыми мне будет интересно. А если мне не понравится работа или место, то я с лёгким сердцем, уеду в другое какое-нибудь место. Мне всё равно, потому что я люблю колесить по свету, искать приключения и новые встречи.
«Жизненные ценности»
- Материальное благосостояние;
- Здоровье свое и близких;
- Хорошие отношения в семье;
- Возможность любить и быть любимым;
- Разнообразные удовольствия;
- Удовлетворение от хорошо выполненной работы, интерес к ней;
- Радость познания, возможность приобщиться к духовным ценностям;
- Профессиональная карьера;
- Хорошая обстановка в стране и обществе;
- Жизнь в среде единомышленников, удовлетворение от коллективного решения проблем;
«Закон и порядок»
Карточки с вопросами:.
1.Трое подростков договорились совершить кражу коммерческого киоска( продуктового магазина). Двое начали взламывать дверь, а третий, осознавая всю отвратительность этих действий, решил отказаться от своего преступного замысла, незаметно отошёл в сторону и убежал. Будет ли отвечать за кражу тот, кто убежал?
2.С каких лет может человек нести уголовную ответственность?
3. Имеет ли право подросток 13-15 лет совершать торговые сделки?
4. Кто несёт ответственность за вред, причинённый подростком в возрасте от 15 до 18 лет?
5. Кто несёт ответственность за вред, причинённый ребёнком или подростком до 15 лет?
Карточки с ответами:
- Родители или лица, их заменяющие.
- Нет, так как он добровольно отказался от совершения кражи и юридически ответственности не несёт.
- Несовершеннолетние в возрасте от 15 до 18 лет сами несут ответственность. Вред должен быть замещён родителями и ответственность возлагается на родителей, а не на школу и какое-либо другое учреждение.
- Нет, в законе прямо указывается, что сделка, совершённая ребёнком, не достигшим 15 лет, является недействительной. Её участники обязаны возвратить друг другу всё, полученное при сделке. Суд может признать недействительной сделку, заключённую подростками в возрасте 15-18 лет.
- С 16 лет человек отвечает за совершение любого преступления, предусмотренного Уголовным кодексом. С 14 лет- за убийство, умышленное нанесение телесных повреждений, изнасилование, разбой, грабёж, кражу, злостное хулиганство, умышленное уничтожение или нанесение имуществу граждан, за хищение огнестрельного оружия, боевых припасов или взрывчатых веществ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дети " группы риска". Работа с детьми "группы риска" и их семьями.
Деятельность социального работника с детьми «группы риска» включает в себя множество различных направлений. Это и индивидуальная работа с ребёнком, это и работа с его окружением – друзьями, школьными ...
Дети группы риска
Здесь представлена презентация о детях, попавших в трудную жизненную ситуацию...
Дети «группы риска». Работа с детьми «группы риска» и их семьями.
В работе с детьми «группы риска» и их семьями большая роль отводится индивидуальному подходу, где работа направлена на социальную реабилитацию семьи и социализацию гибкости подростка через...
Пятая учебная четверть для позитивной группы детей и детей группы риска
По инициативе отряда "ЮИД" в нашей школе разработана программа для профильного лагеря "Юных наставников дорожной азбуки", где дети на протяжении 10 лет в составе 20 человек проходя...
ДЕТИ ГРУППЫ РИСКА – ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОСТИ
В данной статье рассматривается категория дети группы риска, факторы и причины возникновения данной категории в обществе....
Дети Группы риска
Каждый ребенок – это алмаз, который шлифуется в школе и именно от учителя зависит, станет ли алмаз бриллиантом и сколькими гранями засверкает, радуя окружающих. Ни один ребенок не приходит...