Рабочая программа
рабочая программа
Дополнительная общеобразовательная программа "Краски радуги"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kraski_radugi.docx | 52.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения «Центр социальной реабилитации инвалидов и детей-инвалидов Московского района Санкт-Петербурга»
«РАЗРАБОТАНО» «УТВЕРЖДАЮ»
(наименование отделения) директор Центра
_______________К.К. Лежнев
Приказ №__от_____ 20 года
«ОДОБРЕНО»
Педагогическим советом Центра
Протокол №__ от 20 года
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА
« Краски радуги»
Категория и возраст обучающихся: 7-18 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель: Балаева Кристина Сергеевна, педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2018
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Аппликация (от лат. «прикладывание») — интересный вид художественной деятельности — это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, высушенные листья, а также Специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства, наиболее эмоциональная сфера деятельности детей и самая продуктивная. Работа с различными материалами, изучение различных технологических приёмов, применение их на практике развивают общую и мелкую моторику пальцев рук, световосприятие, эмоциональную сферу внутреннего состояния, воображение, творческие способности, позволяет увидеть мир в ярких красках. А также психологически определить своё место в окружающем мире.
Приобретая теоретические и практические навыки работы с различными материалами, дети с ограниченными возможностями здоровья не только создают своими руками продукт творческой деятельности, но и познают радость творчества. Творческий подход к работе, воспитанный в процессе занятий, дети перенесут в дальнейшем во все виды своей деятельности дома.
Распоряжением комитета по образованию 01.03.2017№617-р «Об утверждении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях, находящихся в ведении комитета по образованию Санкт-Петерюбурга».
Программа составлена для детей с ограниченными возможностями, на основе изучения таких авторских программ, как «Цветные ладошки» И.А Лыковой; пр. «Радуга», «Детство», а также программы Кожохина С.К и Г.Г. Григорьева. Данная литература была изучена и переработана в рамки программы «Краски радуги» с изменениями на основании разных диагнозов детей с ограниченными возможностями здоровья, их способностями и развитием.
Программа «Краски радуги» в объеме 36 учебных часов в год (1 час в неделю, 1 год реализации). Расчитан на возраст от 6 до 21 года. Основу программы составляют комбинированные и практические часы. Формы организаций занятий – групповая и индивидуальная. Программа относится к художественной направленности. Режим занятий по программе – 1 раз в неделю по 1 часу.
Программа развивает мелкую моторику рук, усидчивость, внимательность, трудолюбие, эстетический вкус, что благотворно влияет на развитие и становление личности ребенка. Также она воспитывает упорство, наблюдательность, воображение, внимание. Это и подчеркивает педагогическую целесообразность программы.
Новизна программы заключается в том, что она включает в себя не только обучение аппликации, но и создание индивидуальных и коллективных сюжетно-тематических композиций.
Положением о проектировании, принятии, утверждении и реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы, утвержденным Приказом №01/154 от 04.07.2018 по СПб ГБУ СОН «ЦСРИДИ Московского района».
Цель программы:
Коррекция и развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья посредством изготовления поделок по технике аппликация.
Объект коррекционно – развивающего обучения:
Дети с ограниченными возможностями. Диагнозы, при которых данная программа может быть рекомендована: ДЦП, последствия перенесённой нейроинфекции, последствия перенесённого менингоэнцефалта, резидуальная энцефалопатия, синдром Дауна, дети с мышечной патологией, прогрессирующая мышечная дистрофия с аномалией мозга, гидроцефалией, а также для развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Обучение строится с учётом специфики развития каждого ребёнка, а также в соответствии с типологическими особенностями развития детей с тяжёлыми и множественными нарушениями.
Дети имеют тяжёлые опорно-двигательные нарушения неврологического генеза (сложные формы ДЦП, спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.) и, как следствие, полная или почти полная зависимость от посторонней помощи в передвижении, самообслуживании и предметной деятельности. У большинства детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что позволяет обучать детей пользоваться невербальными средствами коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.); наличие отдельных двигательных действий (захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи и др.), создаёт предпосылки для обучения детей выполнению доступных операций самообслуживания и предметно-практической деятельности.
Срок реализации программы рассчитан на курс реабилитации клиента (6-10 занятий по возрасту). Занятия проходят индивидуально с каждым ребёнком, групповые 2-3 ребёнка на повторной реабилитации. После каждого занятия родители получают консультацию и домашнее задание на отработку определённых приёмов и способов изображения.
Учебный материал в разделах программы располагается по принципу концентров т.е. каждый этап обучения является базовым для следующего, а для предыдущего – расширенным и усложнённым смысловым продолжением.
Результативность программы «Краски радуги» определяется диагностическими исследованиями, которые проходят в два этапа.
- Начальная диагностика – проводится в начале обучения, при поступлении ребёнка на реабилитацию. Её результаты позволяют определить уровень развития практических навыков. Это деление обеспечивает личностно – ориентированный подход в процессе учебного занятия.
- Итоговая диагностика – проводится в конце обучения. По её результатам определяется уровень динамики, которого достигли дети за время обучения.
Актуальность программы: Образовательное и воспитательное значение работы с бумагой огромно, особенно в плане умственного и эстетического развития ребенка. Конструирование развивает его кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни.
Занятие по созданию изделий из бумаги воспитывает художественный вкус ребенка. Умение наблюдать, выделять главное, характерное, учит не только смотреть, но и видеть сюжеты будущих работ. Важно не только научить детей вырезать из бумаги, но использовать их во время праздников, украшать свой дом, дарить друзьям. Дети должны получать радость от творчества, делиться с нею окружающими и использовать полученные знания в жизни.
Обязательным требованием культуры труда является соблюдение чистоты рабочего места, удобное расположение инструментов, использование отходов.
Данная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа соотносится с тенденциями развития дополнительного образования и согласно Концепции развития дополнительного образования способствует:
- созданию необходимых условий для личностного развития обучающихся, позитивной социализации и профессионального самоопределения;
- формированию и развитию творческих способностей обучающихся, выявлению, развитию и поддержке талантов.
2.ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Образовательные:
- Дать учащимся сведения о технологии изготовления аппликаций из бумаги и других материалов.
- Научить учащихся различным техникам аппликации, экономно расходуя материал.
Развивающие:
1. Развить у учащихся внимание, память, усидчивость и мелкую моторику рук.
2. Способствовать развитию у учащихся творческих способностей по изготовлению аппликации.
3. Развить у учащихся способность к самостоятельному выбору цветовых сочетаний, эстетического вкуса при создании работ.
4. Способствовать развитию художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.
Воспитательные:
- Воспитывать у учащихся усидчивость, трудолюбие, аккуратность, настойчивость в достижении поставленной цели.
- Воспитывать наблюдательность, воображение и художественный вкус.
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
Прогнозируемые результаты освоения программы:
К концу учебного года учащиеся
должны знать:
- технологию изготовления аппликации;
- основные приемы и техники;
- технологический процесс изготовления аппликаций;
должны уметь:
- соблюдать правила безопасного труда;
- переводить шаблоны на бумагу;
- изготавливать и оформлять поделки;
- осуществлять декоративную работу изделия;
- самостоятельно изготавливать поделки;
- самостоятельно контролировать качество готовности поделки.
приобретут навыки:
- наложения шаблона на бумагу, вырезание ножницами;
- изготовления поделки по собственному эскизу;
- самостоятельного изготовления шаблонов.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
выставки, конкурс, самостоятельная работа, коллективный анализ творческих работ, портфолио учащихся.
Срок реализации программы: один год.
Формы организаций занятий:
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- индивидуальные;
Для проведения учебных занятий используются различные группы методов и приёмов обучения:
Структура учебного занятия варьируется в зависимости от цели и задач, однако, обязательными элементами каждого занятия являются:
- Эмоциональный настрой.
- Упражнения на развитие мелкой моторики рук.
- Элементы зрительной гимнастики на снятие напряжения и укрепления зрительно – двигательных мышц.
- Релаксационные минутки, направленные на сохранение психического здоровья детей и установление положительного эмоционального настроя.
3.КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной программе определяется календарным учебном графиком и соответствует нормам, утвержденным «СанПин к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» № 41 от 04.07.2014 (СанПин 2.4.43172 -14, пункт 8.3, приложение №3)
Год обучения | Количество учебных недель | Количество учебных часов в год | Режим занятий |
1 | 50 | 72 | Один раз в неделю по 1 академическому часу. |
4.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование тем | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
Вводное занятие. | 1 | 1 | 2 | |
Работа с шаблонами. Аппликация из бумаги. | 2 | 3 | 5 | |
Аппликация из «ладошек». | 2 | 3 | 5 | |
Объемная аппликация и аппликация с элементами оригами. | 2 | 3 | 5 | |
Аппликация из природных материалов, карандашной стружки, ваты, салфеток, туалетной бумаги. | 2 | 3 | 5 | |
Аппликация из ткани. | 2 | 3 | 5 | |
Аппликация из крупы и песка «Посыпушки». | 2 | 3 | 5 | |
Обрывная аппликация. | 2 | 3 | 5 | |
Аппликация по технике «Мозаика». | 2 | 3 | 5 | |
Аппликация из пластилина (Пластилинография и обратная аппликация). | 2 | 3 | 5 | |
Аппликация по технике «Квилинг». | 2 | 3 | 5 | |
Комбинированная аппликация: изготовление открыток, картин, панно. | 2 | 3 | 5 | |
Сказкатерапия | 2 | 3 | 5 | |
Основы мягкой игрушки | 2 | 3 | 5 | |
Основы бисероплетения | 2 | 3 | 5 | |
ИТОГО: | 29 | 43 | 72 |
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.
- Вводное занятие.
Теория: Введение в программу. Что такое аппликация? Инструменты нужные для работы и правила их, безопасного использования. Правила поведения на занятиях.
Практика: Изготовление аппликации из простых фигур: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник и т.д.
- Работа с шаблонами. Аппликация из бумаги.
Теория: Организация рабочего места. Работа с шаблонами.
Практика: Изготовление аппликации из бумаги, с помощью шаблонов.
- Аппликация из «ладошек».
Теория: Отпечатки ладоней. Разнообразие работ из «ладошек».
Практика: Изготовление работ из шаблонов в форме «ладошек». Изготовление коллективной композиции.
- Объемная аппликация и аппликация с элементами оригами.
Теория: Что такое объем? Оригами, простейшие элементы.
Практика: Самостоятельное изготовление открыток с элементами оригами, и в технике «Объемная аппликация».
- Аппликация из природных материалов, карандашной стружки, ваты, салфеток, туалетной бумаги.
Теория: Возможность использования различных материалов для изготовления аппликации.
Практика: Изготовление аппликации с использованием различных материалов.
- Аппликация из ткани.
Теория: Виды тканей.
Практика: Наложение шаблона на ткань, вырезание деталей аппликации. Самостоятельное изготовление аппликации из ткани.
- Аппликация из крупы и песка «Посыпушки».
Теория: Виды круп. Последовательность изготовления аппликации из крупы.
Практика: Изготовление аппликации из крупы и песка.
- Обрывная аппликация.
Теория: Последовательность изготовления аппликации в технике обрывная аппликация.
Практика: Самостоятельное изготовление работы
- Аппликация по технике «Мозаика».
Теория: Мозаика. Возможности использования мозаики.
Практика: Самостоятельное изготовление мозаики. Изготовление коллективной композиции.
- Аппликация из пластилина (Пластилинография и обратная аппликация).
Теория: Пластилинография - что это?
Практика: Самостоятельное изготовление обратной аппликации из пластилина.
- Аппликация по технике «Квилинг».
Теория: Что такое «Квилинг»? Техника выполнения квилинга.
Практика: Самостоятельное изготовление аппликации по технике «Квилинг».
- Комбинированная аппликация: изготовление открыток, картин, панно.
Теория: Совмещение различных техник в одну аппликацию.
Практика: Самостоятельное изготовление комбинированной аппликации.
- Сказкатерапия.
Теория: Что такое сказкатерапия? История сказок. Значимость сказов в мире.
Практика: Вход в сказку. Коллективное упражнение. Познавательная беседа. Тренинг. Продуктивная игра.
- Основы мягкой игрушки.
Теория: Правила техники безопасности. Ручные швы. Изучение игольницы. Изучение сметочных швов.
Практика: Выкройки. Способы переноса выкройки на ткань. Изготовление объёмных игрушек. Изготовление плоских игрушек.
- Основы бисероплетения.
Теория: История бисера. Организация рабочего места.
Практика: Изготовление плоских изделий на проволоке. Технология выполнения изделия на проволоке с помощью скручивания. Самостоятельное изготовление изделий по схемам. Французское плетение.
- ОЦЕНОЧНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Для диагностики и оценки уровня развития ребёнка используется «Индивидуальная карта ребенка» ( приложение № 1). Карта заводится индивидуально на каждого ребёнка, в неё вносятся исследуемые навыки. Карта заполняется на каждого ребенка по ходу проведения занятий, в ней же педагог пишет свое заключение и направления работы. Так же по завершении курса занятий в сетке индивидуальных посещений и занятий (Посещение реабилитационных мероприятий ОСП), педагог пишет о результатах проведённой работы и отмечает динамику или её отсутствие за прошедший период работы ( приложение № 2).
Методическое обеспечение дополнительной
образовательной программы.
- МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ
Методическое обеспечение программы
Данная программ может быть реализована при взаимодействии следующих составляющих ее обеспечения:
- Общие требования к обстановке в кабинете:
- оформление кабинета должно соответствовать содержанию программы,
- чистота, освещенность, проветриваемость помещения кабинета;
- фузкультпаузы.
- Организационное обеспечение:
- кабинет, содержащий ученические столы;
- стол педагога;
- доска;
- выставочный комплекс;
- уголок по охране труда.
- Кадровое обеспечение.
Педагог, реализующий данную программу, должен обладать следующими личностными и профессиональными качествами:
- умение вызвать интерес к себе и преподаваемому предмету;
- умение создавать комфортные условия для успешного развития личности воспитанников;
- умение увидеть и раскрыть творческие способности воспитанников;
- постоянное самосовершенствование педагогического мастерства и повышение уровня квалификации по специальности.
- Методическое обеспечение программы:
- методические разработки и планы-конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям, инструкционные и технологические карты;
- развивающие и диагностические процедуры: тесты, дидактические и психологические игры, кроссворды;
- дидактические материалы;
- зрительный ряд: видеофильмы, фотоальбомы, репродукции, журналы, буклеты, альбомы, слайды;
- литературный ряд: стихи, легенды, высказывания;
- музыкальный ряд: аудиокассеты и диски с подбором мелодии соответствующих темам занятий и способствующих созданию и поддержанию спокойной творческой атмосферы.
Материально-техническое обеспечение
Для занятий в кружке необходимы следующие материалы:
Перечень оборудования, инструментов и материалов в расчете на группу (15 чел)
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение №1
Индивидуальная карта развития ребёнка
Ф.И. ребёнка:
Дата рождения:
Диагноз:
Курс реабилитации:
Ф.И.О. законного представителя:
Контактный телефон:
№ | Критерии | «+» - если у ребенка не имеется нарушений и владеет этим; «-» - если ребенок не владеет этим и есть нарушения |
1. | Социальная адаптации ребёнка в обществе, с окружающими людьми (родители, родственники, знакомые и незнакомые люди, дети, педагог, новая обстановка) | |
2. | Понимание обращённой речи, смысла высказываний и выполнении действий по словесной (вербальной) инструкции и по показу (демонстрации) действий, то есть по невербальной инструкции | |
3. | Способность самостоятельно передвигаться | |
4. | ||
5. | Развитие и формирование творческой фантазии | |
6. | Развитие и формирование творческого мышления | |
7. | Развитие и формирование мелкой моторики рук | |
8. | Развитие и формирование клипового мышления | |
9. | Развитие и формирование представлений о цвете предмета | |
10. | Развитие и формирование представлений о форме предмета | |
11. | Развитие и формирование представлений о размере (высота, длина) предмета |
Приложение №2
Посещение реабилитационных мероприятий ОСП
Театральная студия / аппликации (Балаева К.С.)
Ф.И.О.:
Дата рождения:
Диагноз:
ИПСО №:
Ф.И.О. законного представителя:
Контактный телефон:
№ | Дата проведения занятия | Оказанные услуги | Кол-во занятий | Подпись законного представителя |
1 | ||||
2 | ||||
3 | ||||
4 | ||||
5 | ||||
6 | ||||
7 | ||||
8 | ||||
9 | ||||
10 | ||||
11 | ||||
12 | ||||
13 | ||||
14 | ||||
15 |
Рекомендации:________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Ответственный: __________________________ (_____________________________)
Дата: ______________
- ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:
- К. Мититело "Чудо - Аппликация". Эксмо:, 2008 г.
- Митителло К. Аппликация: техника и искусство. «Эксмо»: Москва, 2005.
- Просова Н. А. Оригами для малышей от 2 до 5. Складываем фигурки из бумаги, « Эксмо»:Москва. 2008 г.
- Наталия В.Д.; Большая книга аппликаций из природных материалов; «Сова»: 2008.
- Тойбнер А. Аппликация: Цветы для любимой мамочки: Из цветного картона; «Астрель Академия развития»: 2008.
- Шахова Н.В. Художественная аппликация и узоры из бумаги. «БАО-Пресс»: 2006.
- Оригами и аппликация. Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. "Издательство Кристалл": Санкт-Петербург, 1998.
Литература для учащихся:
- К. Мититело "Чудо - Аппликация". Эксмо:, 2008 г.
- Тойбнер А. Аппликация: Цветы для любимой мамочки: Из цветного картона; «Астрель Академия развития»: 2008.
- Оригами и аппликация. Афонькин С.Ю., Лежнева Л.В., Пудова В.П. "Издательство Кристалл": Санкт-Петербург, 1998
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Физика по программе подготовки квалифицированных рабочих и служащих
Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по физике для профессий начальн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Программное управление металлорежущими станками программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии: 15.01.25. станочник (металлообработка)
Программа профессионального модуля является частью основной профессиональной образовательной программы ГАПОУ СО «Саратовский политехнический колледж» в соответствии с ФГОС по профессии СПО...
рабочая программа по УП ПП 02.01 рабочая программа по УП ПП 03.01
рабочая программа по УП ПП 02.01рабочая программа по УП ПП 03.01...
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир, РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ 38.01.02 Продавец, контролер – кассир
Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии 38.01.02 Продавец, контролер – кассир....
Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"
Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования
Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...