Выступление на педсовете
консультация

Кравченко Наталья Вячеславовна

Русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete_kultura_rechi.docx26.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Рябинка»

 

Конспект выступления на педсовете

воспитателя

Кравченко Натальи Вячеславовны

на тему: «Развитие культуры речи

посредством русского фольклора».

                                                                                 Подготовила:

        Кравченко Н.В.

                                                                                 

                                                                                                   

г. Гагарин

2019

 «Достоинство речи – быть

яркой и не быть низкой».

Аристотель

Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализовывает себя как личность.

Культура речевого общения дошкольника – выполнение ребёнком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанными на уважении, доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращений, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

На особенность познания дошкольниками окружающего мира через родное слово обращали внимания и русские педагоги XIX столетия. Одним из первых данную проблему стал изучать К.Д. Ушинский. Он характеризует язык и живую речь как основной способ приобщения ребенка к культуре, духовно-нравственному богатству народа, познанию мира. «Язык, созданный народом, развивает в ребенке способность, которая создает в человеке слово и которая отличает человека от животного: развивает дух».

Язык и речь представляют собой своеобразный «узел”, в который "сплетаются” различные линии психического развития – развитие мышления, воображения, памяти, эмоций.

Сегодня мы постоянно слышим о кризисе семьи и культуры. Вульгарная речь, табуированные когда-то выражения, жаргонизмы, сленг стали обыденным явлением. На таком языке говорят и родители, и дети. Культура речи детей напрямую зависит от культуры речи окружающих его взрослых.

Формирование детской речи происходит путем подражания речи взрослых. Подражая взрослым, ребенок перенимает «не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства, и ошибки, которые встречаются в их речи».

Поэтому одной из главных задач воспитания и обучения детей является развитие культуры речи, речевого общения. Неоценимую роль может здесь оказать русский народный фольклор. (слайд №2)

    Наши предки, незнакомые с письменностью и книгой, не были оторваны от предшествующих поколений. Все накопленное передавалось устно от человека к человеку, становилось достоянием многих. Так народ создавал свое искусство, свою поэзию. И теперь язык фольклорных произведений поражает своей простотой, точностью и красотой. Простые на первый взгляд слова и сочетания слов в текстах сказки или песни оказываются необычными, вызывают в нашем сознании зримые картины, вещи получают особую окраску и значение.

Русский народный фольклор является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и в развитии речи в частности.

С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.

Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. Одна из движущих сил развития ребёнка – сила примера. Книга сознательно и целеустремлённо направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию, совершенствует и облагораживает ум и сердце ребёнка, развивает речь.

Важнейшим источником развития культуры детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые формы фольклора (загадки, потешки, считалки, колыбельные, сказки, стихи).

Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи. М. Горький говорил: «… Начало искусства слова – в фольклоре».

Фольклорные произведения отвечают требованиям художественности, доступности, соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей, удобны для первоначального знакомства с литературными понятиями, позволяют развивать творческие способности детей.

Важными условиями ознакомления с малыми формами фольклора, способствующими освоению произведений фольклора как художественных произведений, являются:

отбор произведений фольклора с учетом возрастных особенностей;

формирование представлений о жанровых особенностях фольклора;

использование наглядного материала, способствующего освоению содержание произведений устного народного творчества (предметы быта, народные игрушки);

создание условий для активного использования детьми произведений фольклора в самостоятельной деятельности (театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, изобразительная деятельность).

Весьма важно, чтобы фольклорные произведения произносились выразительно, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, размышлением, утверждением и т.п.), а также сопровождались жестами, мимикой.

Проблема развития культуры речи – актуальная проблема сегодняшнего дня. Сказки, песни, пословицы, считалки, потешки, скороговорки, всегда были неразрывно связаны с опытом народной педагогики.

Правильно поставленная речь является одним из залогов успешности человека в современном мире. Грамотная, эмоционально насыщенная речь позволит быстро и легко находить общий язык с любыми людьми, органично вписаться в любой коллектив. Это, в свою очередь, приводит к формированию адекватной самооценки, к уверенности в себе.

Совершенствование культуры речи невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей, можно использовать различные игровые приемы.

«ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

Это кукла, Акулька,

У нее кроватка - … (люлька).

В печку слазить очень рад,

А зовут его … (ухват).

У нее доска и палка –

Это бабушкина … (прялка).

Кашу варит всем дружок,

Круглобокий … (чугунок).

«ЦЕПОЧКА СЛОВ».

Подчеркиваем историческую преемственность с современными аналогами:

Лучина – свечка – лампа – электрическая лампочка.

Деревянная миска – глиняная – эмалированная.

Скамья – лавка – диван.

Ухват – прихватка.

     Расширять словарь детей через русский народный фольклор, нельзя не отметить познавательное значение таких словосочетаний из русских народных сказок, по которым можно учить детей ориентировке в пространстве, давать понятие о временных представлениях, величине. Вот только некоторые из них:

Направо пойдешь –

Клад найдешь,

Налево пойдешь –

Коня потеряешь,

Прямо пойдешь –

Сам пропадешь.

Утро вечера мудренее.

Не по дням, а по часам.

От мала до велика.

Следующей задачей развития речевой культуры является воспитание звуковой культуры речи. И её можно решить, используя различные виды русского фольклора. Учитывая, что звуковая культура речи это не только правильное звукопроизношение, но и умение регулировать темп, громкость, дыхание, можно обратиться к такому виду фольклора, как заклички, колыбельные, скороговорки.

Само слово «заклички» побуждает говорить громко – закликать. Да разве можно сказать тихо такой текст, в содержании которого изначально заложена просьба, желание видеть солнце!

«Солнышко, появись! Красное, нарядись!

Чтобы год от года,

Была у нас хорошая погода!»

Опыт показывает, что восклицательную интонацию продуктивнее отрабатывать на закличках, так как в них присутствует восклицание: «Солнышко! Ведрышко! Выйди поскорей! Будь к нам подобрей!». (слайд №3)

Противоположным свойством обладают пестушки. Их хочется проговаривать напевно, ласково, поэтому само содержание побуждает детей произносить их тихо, спокойно. (слайд № 4)

«Тише, куры, не шумите,

Мово Ваню не будите,

А мой Ваня будет спать,

Буде глазки закрывать».

Ещё одним инструментом для совершенствования произношения, изменения темпа речи, развития артикуляционного аппарата являются скороговорки. Ещё в старину люди поняли всю их педагогическую ценность и использовали для воспитания у детей чувства ритма, для преодоления косноязычия.

Велика ценность фольклора в формировании у детей слухового внимания, фонематического слуха и правильного произношения, так как сама звуковая ориентация фольклорного стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий. (слайд № 5)

Пошел медведь к броду – бултых в воду!

Уж он мок, мок, мок,

Уж он кис, кис, кис.

Вымок, выкис, вылез, высох,

Встал на колоду –

Бултых в воду!

Чтобы сформировать речь ребенка, необходимо научить его пользоваться различными звуковыми средствами. Это и интонация, и логическое ударение, подбор наиболее подходящих слов, метафор, синонимов. Основой связанной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика. Все это мы находим в фольклорных диалогических текстах. Заучивание и обыгрывание лишь одного диалогического фольклорного текста поможет освоить вопросительную интонацию.

- Яму копал? – Копал.

- В яму упал? – Упал.

- В яме сидишь? – Сижу.

- Яма сыра? – Сыра.

- Как голова, цела? – Цела.

- Значит, живой? – Живой.

- Ну, я пошел домой.

Конкретность сформулированных вопросов вызывает четкий и простой ответ. Неполное предложение помогает сохранить интонацию вопроса, услышать ее в тексте.

Выполнение детьми разнообразных творческих заданий позволяет развивать у детей мыслительные процессы, инициативу, самостоятельность и творческие способности. (слайд № 6)

Например, показать на бубне, как идет медведь, как прыгает зайчик. (слайд № 7)

Полезными оказываются речевые упражнения: подобрать слова, характеризующие персонажа, – какой он? Выполнить задание на подбор сравнений, воспроизвести диалоги персонажей – поупражняться в интонационной выразительности и др. (слайд № 8)

Использование музыкальных произведений и музыкальных инструментов помогает создать настроение, вводит в атмосферу фольклорных произведений (слайд № 9). С песнями детям легче перевоплощаться, двигаться. Можно использовать звук колокола (колокольчика)- он влечет, созывает, завораживает, помогает привлечь внимание детей, переключить их с одного вида деятельности на другой, успокоить. С помощью колокольчика можно настроить детей на то, чтобы они смотрели на человека, который его держит.

Игры – драматизации очень важны в развитии культуры речи. Ребенок вживается в роль персонажа, передаёт его эмоциональное состояние, вступает во взаимодействие с партнёрами (Вышла курочка гулять) (слайд №10).

 Для всестороннего развития детей особое значение отводится играм – забавам с использованием фольклора. Я стараюсь вводить в игры хорошо известные детям потешки, чтобы дать возможность проявить речевую активность (Большие ноги).

Русские народные сказки - эффективный фактор развития культуры речи.

Малыши с удовольствием слушают сказки: «Репка», «Курочка ряба», «Теремок», «Волк и семеро козлят» и другие. Сказки стараюсь не читать, а рассказывать. Когда воспитатель не смотрит в книгу, а на детей, он как бы разговаривает с каждым ребенком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Дети быстро запоминают такие образы, как петушок - золотой гребешок, козлятушки - ребятушки, коза - дереза и другие. (слайд №11)

Знакомя детей со сказками в любой возрастной группе, необходимо вести словарную работу: объяснять непонятные слова, выражения. Эту работу так же необходимо проводить и при рассматривании иллюстраций к сказкам и потешкам. По иллюстрациям дети знакомятся не только с героями сказок, но и с природой, окружающей их, с предметами быта.

Рассказывание сказок целесообразно завершать одной из традиционных для русского фольклора концовок, например: «Так они живут, пряники жуют, медом запивают, нас в гости поджидают» и другие.

Одним их эффективных приемов развития культуры речи детей считаю театрализацию сказок. Дети из слушателей превращаются в героев с разными характерами, речевыми интонациями, движениями.

В театральной игре ребенок воспроизводит знакомые сюжеты сказок, это активизирует его мышление, тренирует память и художественно - образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. (слайд № 12)

Развивает культуру речи детей, их творчество и кукольный театр. Как много значит он для детского сердца, с каким нетерпением ждут дети встречи с ним! Уже в раннем возрасте мы знакомим детей с куклами, даем с ними играть, спрашиваем, из какой они сказки. Разыгрываем хорошо знакомые сказки: «Колобок», «Репка», «Курочка ряба». (слайд №13)

Использование малых форм фольклора:

а) Загадки- это важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка.

Загадка – форма образного словесного творчества. Загадки всегда опираются на большой жизненный опыт, на знание вещей, явлений, их качеств, признаков. Поэтому детям могут быть предложены для отгадывания только такие загадки, смысл которых близок их опыту и выражен в загадке довольно ясно. Народные загадки раскрывают особенности родного языка и его образов, приучают к острой и живой мысли. Загадка показывает такие стороны явлений, которые часто остаются без внимания.

Знание загадок не только развивает память, но воспитывает поэтическое чувство, подготавливает ребенка к восприятию классической литературы.

Для детей младшего дошкольного возраста используются загадки с точно названными признаками.

Всю ночь летает,

Мышей добывает,

А станет светло,

Спать ляжет в дупло. (Сова)

б) Поговорки и пословицы - это краткие изречения, заключающие в себе вывод из наблюдений об окружающем, понятные детям. Обращенные к детям, пословица, поговорка могут открыть им некоторые правила поведения, моральные нормы. Правильнее употреблять их в тот момент, когда налицо есть иллюстрирующие факты, обстоятельства; скрытый в пословице или поговорке смысл становится тогда ясен для ребенка.

Например, о дружбе, чтобы дети ценили дружбу между собой: Друг за друга держаться - ничего не бояться.

в) Пестушки используются, чтобы вызвать у ребёнка радость, двигательное возбуждение (Сидели два медведя).

г) Колыбельные песенки и потешки помогают воспитывать положительное отношение детей к режимным моментам.

д) Приговорки – это своеобразные просьбы к природе о соучастии, о доброй помощи (Дождик, дождик).

е) Фольклорные прибаутки – небольшие стихотворения из двух-четырех, редко восьми строчек. Для прибауток характерно уважительное отношение ко всему живому, ласковые слова, добрые прозвища: котя - коток, курочка –рябушка.

Прибаутка предлагает детям увидеть смешное в жизни и научиться передавать это смешное в слове. Это лучший способ развития как координации движения, так и общей, и мелкой моторики. Ребенок учится согласовывать свои движения с ритмом прибаутки (Мишка косолапый).

В потешке всегда действуют один или два персонажа. Кроме того, потешка - художественное произведение, рассчитанное на образное восприятие героев - и лисы, и зайца, и волка, и медведя. Потешка раскрывает характер героя: лиса - хитрая, волк - сердитый, медведь - сильный, белка - хлопотунья и т. д. Какие потешки мы с детьми заучивали? Это: «Тень - тень - потетень», «Огуречик - огуречик», «Водичка - водичка» и много других.

Приобщение к устному народному творчеству (фольклору), способствует развитию связной речи детей, обогащению активного словарного запаса, развитию грамматического строя речи, правильного звукопроизношения, развитию творческих способностей детей, формированию любви к прекрасному, к своему народу, его обычаям, традициям, богатству языка.

Фольклорные произведения являются богатейшим источником познавательного, нравственного развития детей, имеют исключительно большие возможности для развития культуры речи детей. (слайд № 14)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Одаренный ученик - это проблема или награда для учителя?» (выступление на Педсовете)

Любому обществу нужны одаренные люди, ведь именно они двигатель прогресса. Мне кажется, что одаренные дети - будущая элита страны, от которой зависит ее дальнейшее развитие. Главная задача учителя ...

Альтернативные технологии (выступление на педсовете 30 декабря 2009г.).

В "Альтернативных технологиях" расссматриваются альтернативные образовательные системы,  одна из них - Вальдорфская система. А так же рассматривается вопрос: "Возможна ли в России Вальдорфская си...

Выступление на педсовете

Общие компетенции, как условия  социализации учащихся.   Современное российское общество, переживающее период социально-экономических трансформаций, требует изменений в условиях жизни и...

Саморазвитие. Выступление на педсовете

Выступление на педсовете. Развитие самопознания у младших школьников....

Выступление на педсовете.

Данное выступление направлено на инновационные методы работы...

Формирование общих компетенций на занятиях естественно-научного цикла (выступление на педсовете).

Общие компетенции означают совокупность социально – личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне.Основное назначение ОК ...