Рабочая программа кружка по математики 6 класс
рабочая программа
Программа расчитана на 35 учебных недель по 1 часу в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malaya_akademiya_2018_1.docx | 35.56 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ БРЯНСКОГО РАЙОНА БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИЦЕЙ №1 БРЯНСКОГО РАЙОНА»
РАССМОТРЕНА | СОГЛАСОВАНА | УТВЕРЖДЕНА |
на заседании методического объединения классных руководителей от «___» _________20 __ г Протокол № ___ | Заместитель директора по ВР МБОУ «Лицей № 1 Брянского района» ____________Л.В. Никитенко «_____»_________20___ г. | приказом МБОУ «Лицей № 1 Брянского района» «_____»_________20___ г. |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественно-научной направленности
Малая академия наук «Лицеист». Секция «Юный математик»
Модифицированная программа
продвинутый уровень
Возраст обучающихся: 11 -12 лет
Срок реализации программы: 2019-2020 учебный год
Автор-составитель:
Кочергина Алла Николаевна
д. Добрунь, 2019-2020 г.
Пояснительная записка
Актуальность программы определена тем, что требования, предъявляемые программой по математике, школьными учебниками и сложившейся методикой обучения, рассчитаны на так называемого «среднего» ученика. Однако уже с первых классов начинается расслоение коллектива учащихся на тех, кто легко и с интересом усваивают программный материал по математике, на тех, кто добивается при усвоении материала лишь удовлетворительных результатов, и тех, кому успешное изучение математики даётся с большим трудом. Это приводит к необходимости индивидуализации в системе урочных и внеклассных занятий.
Кроме того, одной из основных причин сравнительно низкой успеваемости по математике является слабый интерес многих учащихся к предмету. Немало школьников считают математику скучной, сухой наукой. Интерес учащихся к предмету зависит, прежде всего, от качественной подготовки учебной работы на уроке. В то же время, с помощью продуманной системы внеурочных занятий можно значительно повысить интерес школьников к математике.
Стоит отметить, что учащимся, увлекающимся предметом математики, мало тех знаний, которые они получают на уроке. Они хотели бы больше узнать о любимом предмете, узнать, как он применяется в жизни, решать интересные и более трудные задачи, чем предусмотренные школьной программой по предмету. Разнообразные формы внеурочных занятий открывают большие возможности в этом направлении. Внеурочные занятия приносят пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно расширять свои познания в математике, следить за новостями математической науки. Это благоприятно сказывается и на качестве уроков.
Главное, что представляется важным подчеркнуть – тесная связь, в которой находятся кружковые и обычные занятия. На занятиях кружка целесообразно проводить разбор задач повышенной трудности, отмеченных в учебнике математики звёздочкой, а так же проводить разбор и анализ олимпиад и математических конкурсов.
Программа рассчитана на учащихся 6-х классов, склонных к занятиям математикой и желающих повысить свой математический уровень
Организация учебных занятий
Заниматься развитием творческих способностей учащихся необходимо систематически и целенаправленно через систему занятий, которые должны строиться на междисциплинарной интегративной основе, способствующей развитию психических свойств личности – памяти, внимания, воображения, мышления. Задачи на занятиях подбираются с учётом рациональной последовательности их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию знаний, к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщёнными приёмами познавательной деятельности. Система занятий должна вести к формированию следующих характеристик творческих способностей: беглость мысли, гибкость ума. Оригинальность, любознательность, умение выдвигать и разрабатывать гипотезы.
Цель:развитие личности ученика,его математических способностей,внимания,мышления,памяти,воображения;мотивации к дальнейшемуизучению математики;
Задачи:
- Повысить общий уровень культуры мыслительной деятельности учащихся: способствовать развитию умения анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировано проводить рассуждения и доказательства и т.д.
- Сформировать умение замечать математические ошибки в устной и письменной речи, показать правильные пути опровержения этих ошибок.
- Осуществить переход от индуктивного умения оперировать суждениями и понятиями, терминами и высказываниями к сознательному применению правил и законов.
- Выработать практические навыки последовательного и доказательного мышления.
Программа содержит материал дополняющий программу 6 класса (углубленное изучение математики) и материал, расширяющий программу общеобразовательной школы по математике. Большое внимание в программе уделяется решению тренировочных типовых, а также экзаменационных задач; выполнению самостоятельных заданий творческого характера ( упрощение выражений, доказательство тождеств, неравенств с использованием изученных математических свойств),выполнению лабораторно-практических работ. Уделяется внимание рассмотрению геометрического материала, развитию пространственного воображения.
Предполагаемые результаты.
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
- усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
- помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
- формировать творческое мышление;
- способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах
- играх, конкурсах.
Формы и методы работы:
Ведущими методами обучения предмету являются: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный,
исследовательский, проблемное обучение. Формы проведения занятий: традиционные уроки, лекции, семинары, интеллектуальные турниры и дидактические игры. Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальные, групповые.
Структура программы
Программа предназначена для учащихся 6а и 6б классов МБОУ «Лицей №1 Брянского района»,
содержит 35 часов, занятия рекомендуется проводить 1 раз в неделю.
Итогом реализации программы являются: успешные выступления кружковцев на физико – математической заочной олимпиаде «Авангард» , Международном математическом конкурсе «Ребус», Международной математической игре-конкурсе «Кенгуру», а также успешном овладением программного материала.
Изучение курса дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
- умение логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки, ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи;
- умение использовать различные языки математики, свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства, интегрирования в личный опыт новой, в том числе самостоятельно полученной, информации;
- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятельность, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) несложных практических ситуаций;
- умение использовать при необходимости справочники и вычислительные устройства.
- умение работать в группах;
- в процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма, национального самосознания.
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся
У учащихся могут быть сформированы личностные результаты:
- ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанный выбор и построение дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
- умение контролировать процесс и результат математической деятельности;
- первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
- коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- критичность мышления, умение распознавать логически некорректные
высказывания, отличать гипотезу от факта;
Метапредметные(учащиеся получат возможность научиться):
- регулятивные
- составлять план и последовательность действий;
- определять последовательность промежуточных целей и
- соответствующих им действий с учётом конечного результата;
- предвидеть возможность получения конкретного результата при осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия;
- адекватно оценивать правильность и ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения.
- познавательные
- устанавливать причинно-следственные связи; строить логические
- рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
- видеть математическую задачу в других дисциплинах, окружающей жизни;
- выдвигать гипотезу при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
- планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
- выбирать наиболее эффективные и рациональные способы решения задач;
- оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности).
- коммуникативные
- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели,
- распределять функции и роли участников; взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе; находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать
- отстаивать своё мнение;
- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии различных точек зрения;
- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
Предметные
учащиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения различной сложности, практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
- пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочников для нахождения информации;
- грамотно применять математическую символику, использовать различные математические языки;
- уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
- выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных предметах;
- применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач из различных реальных ситуаций, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
- использовать геометрический язык для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
- использовать основные способы представления и анализа статистических данных; применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
Тематическое планирование
№ | Тема | Всего часов | Теория | Практика |
1. | Задачи на разрезание | 6 | 2 | 4 |
2. | Логические задачи | 12 | 3 | 9 |
3. | Дележи в затруднительных обстоятельствах | 2 | 1 | 1 |
4. | Занимательные задачи на дроби | 2 | 1 | 1 |
5. | Олимпиадные задачи | 11 | 2 | 9 |
6 | Числовые множества | 2 | - | 2 |
Итого | 35 | 10 | 25 |
Календарно-тематическое планирование
№ занятия | Дата проведения | Количество часов | Тема занятия | Форма проведения занятия |
Занимательная арифметика- 6ч | ||||
1 | Запись цифр и чисел у других народов | Лекция | ||
1 | Числа - великаны и числа- малютки | Лекция | ||
1 | Решение задач с большими и малыми числами | Лабораторно-практическая работа | ||
1 | Приемы быстрого счета. | Лабораторно-практическая работа | ||
1 | Решение задач с применением быстрого счета | Лабораторно-практическая работа | ||
1 | Решение задач с применением быстрого счета | Исследование | ||
Логические задачи-12ч | ||||
1 | Высказывания. Истинные и ложные. | Лекция | ||
1 | Отрицание высказываний | Игра | ||
1 | Двойное отрицание. | Лекция | ||
1 | Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными. | Математический турнир | ||
1 | Загадки- смекалки. | Проектная деятельность | ||
1 | Решение логических задач с помощью отрицания высказываний. | Лекция | ||
1 | Решение логических задач с помощью отрицания высказываний | Практикум | ||
1 | Задачи, решаемые с конца. | Исследование | ||
1 | Задачи, решаемые с конца. | Практикум | ||
1 | «Газета любознательных». | Проектная деятельность | ||
1 | Задачи со спичками. | Проектная деятельность | ||
1 | Задачи со спичками. | Эксперимент | ||
Геометрические задачи 2ч | ||||
1 | Задачи на разрезание | Исследование | ||
1 | Геометрические головоломки | Исследование | ||
Занимательные задачи на дроби-2ч | ||||
1 | Типы олимпиадных задач | Лекция | ||
1 | Способы решения олимпиадных задач | Практикум | ||
Олимпиадные задачи-11ч | ||||
1 | Решение задач из Всероссийского «Молодежного математического чемпионата» | Практикум | ||
1 | Решение олимпиадных задач | Практикум | ||
1 | Решение олимпиадных задач математической школы «Авангард» | Практикум | ||
1 | Решение олимпиадных задач математической школы «Авангард» | Практикум | ||
1 | Решение олимпиадных задач математической школы «Авангард» | Практикум | ||
1 | Решение нестандартных задач. | Игра | ||
1 | Знакомьтесь: Пифагор! | Математический турник | ||
1 | Числовые выражения | Лекция | ||
1 | Задачи на доказательство | Лабораторно-практическая деятельность | ||
1 | Решение олимпиадных задач | Тренинг | ||
1 | Решение задач из Всероссийского «Молодежного математического чемпионата» | Математический турнир | ||
Числовые множества-2ч | ||||
1 | Угадать число. | Практикум | ||
1 | Волшебная таблица. | Творческая работа |
Содержание учебного плана | |||||
№ | Наименование раздела /темы | ||||
1. | Занимательная арифметика (6ч) | ||||
Как люди научились считать. Старинные системы записи чисел. Цифры у разных народов. Римская нумерация Открытие нуля. Мы живём в мире больших чисел. Числа-великаны. Названия больших чисел. Числа – малютки. Решение задач с большими и малыми числами. Некоторые приёмы быстрого счёта. Умножение двухзначных чисел на 11,22,33, . . . , 99. Умножение на число, оканчивающееся на 5. Умножение и деление на 25,75,50,125. Умножение и деление на 111,1111 и т.д. Умножение двузначных чисел, у которых цифры десятков одинаковые, а сумма цифр единиц составляет 10. Умножение двузначных чисел, у которых сумма цифр равна 10, а цифры единиц одинаковые. Умножение чисел, близких к 100. Умножение на число, близкое к 1000. Умножение на 101,1001 и т.д. | |||||
2. | Логические задачи (12ч). Высказывания. Истинные и ложные высказывания. | ||||
Отрицание высказываний. Составление отрицаний высказываний. Двойное отрицание. Решение логических задач с помощью отрицания высказываний. Задачи, решаемые с конца. Задачи на переливания, и взвешивание. | |||||
3. | Геометрические задачи (2ч). Геометрия вокруг нас. Геометрия на клетчатой бумаге. Игра «Пентамино». «Танграм». | ||||
4. | Занимательные задачи на дроби (2ч). | ||||
Старинные задачи на дроби. Задачи на совместную работу. | |||||
5. | Олимпиадные задачи (11ч.) Решение олимпиадных задач разных типов. | ||||
6. | Числовые множества (2 ч.) Задачи, решаемые без карандаша и бумаги | ||||
Всего | 35 часов | ||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа кружка "Художественная композиция"
Программа кружка «Художественная композиция» предназначена для учреждений среднего профессионального образования.Основная цель данной программы – обеспечение условий для творческой активности и саморе...
Рабочая программа кружка "Строитель"
программа...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ЖИВАЯ СТАЛЬ»
Программа кружка может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: слеса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «ЖИВАЯ СТАЛЬ»
Программа кружка может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: слеса...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КРУЖКА «WorldSkills. Графический дизайн. Работа в графических редакторах»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа кружка «WorldSkills. Графический дизайн. Работа в графических редакторах»Программа кружка является частью примерной основной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО....
Программа кружка «Занимательная математика»
программа кружка...
Рабочая программа кружка английского языка в 5 классе "Занимательный английский"
Программа кружка имеет интеллектуальную направленность.Программа расчитана на 1 год из расчета 1 академический час в неделю (всего 24 часа) и представляет собой вариант программы организации внеурочно...