Как организовать посещение музея с ребенком дошкольного возраста.
статья
Статья посвящена особенностям организации посещения музеев с детьми дошкольного возраста и отвечает на вопросы: в каком возрасте начинать походы в музей? как выбрать подходящий музей? Как подготовиться к такому походу и сделать его интересным?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Как организовать посещение музея с ребенком дошкольного возраста.
В современном мире уделяется много внимания интеллектуальному развитию ребенка, формированию различных практических навыков, развитию самостоятельной активной личности. Но в результате мы нередко получаем высокоинтеллектуальных амбициозных успешных людей, у которых не складываются личностные отношения с окружающими, которые малоэмоциональны, страдают отсутствием эмпатии. Одним из способов решения данной проблемы нам видится увеличение внимания к воспитанию эстетических чувств, ведь обращение к шедеврам мирового искусства развивает душу ребенка. И лучше всего это общение ребенка с произведением искусства происходит при непосредственном контакте – в музее.
Итак, все в музей!
Когда не рано?
Во-первых, в каком возрасте лучше начинать знакомство с музеями? Если говорить о среднем ребёнке, мы бы рекомендовали посещать музеи не ранее трёх лет. Однако, все дети разные, и далеко не каждому трёхлетке может быть интересно в музее. Если малыш ещё не способен удержать внимание на каком-либо объекте хотя бы на 5-10 минут, если он бурно переживает кризис трёх лет (в частности, не слушается взрослого, стремится делать всё наоборот), да и если кроха просто говорит: «Мама, я не хочу туда идти!» – отложите свой поход в музей. Поверьте, если малышу неинтересно, никаких положительных результатов такое мероприятие не принесёт – ещё никто не привил любовь к искусству из-под палки.
Если же ребёнок любит рассматривать картинки и предметы, может некоторое время спокойно слушать взрослого и способен придерживаться самых простых правил поведения (не убегать, не трогать всё подряд руками, не кричать) – он уже вполне готов к посещению такого публичного места, как музей.
В какой музей пойти?
При выборе музея ориентируйтесь на интересы ребёнка. Например, если малыш интересуется транспортом – отведите его в музей такой тематики, они имеются во многих городах России, например: Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации (Санкт-Петербург), Музей истории железнодорожного транспорта (Москва), Челябинский железнодорожный музей (Челябинск), Музей речного транспорта Волжской государственной академии водного транспорта (Нижний Новгород) и т.д.
Девочкам будут интересны музеи и выставки, на которых представлены куклы, одежда, украшения; мальчикам – военная тематика. Большинство детей обоих полов интересуются животными, многие не откажутся сходить на выставку динозавров или в Зоологический музей. Музеи игрушек тоже понравятся каждому ребёнку.
Что касается общих рекомендаций, то лучше не начинать знакомство с музеями с живописи, графики, скульптуры – конечно, это не касается тех детей, которые явно проявляют интерес к произведениям искусства. Всем остальным лучше сначала посетить музеи, в которых собраны предметы быта, посуда, игрушки, а потом уже переходить к более сложным экспонатам.
Во многих музеях проводят специальные экскурсии для малышей. Впрочем, в самый первый раз лучше обойтись своими силами, ниже мы объясним, почему.
Следует также учитывать, что во многих музеях поддерживается определённый температурный режим и определённый уровень влажности воздуха, необходимый для сохранности экспонатов. В помещении малышу может стать некомфортно (жарко, душно), поэтому лучше выбрать такой музей, чтобы Вы всегда могли выйти на воздух. Также не стоит сразу идти в крупный музей по причине того, что ребёнок может устать, пока Вы дойдёте до того экспоната, который хотите посмотреть.
Определившись с выбором музея, начнём подготовку к походу.
Как подготовиться к посещению музея.
Итак, тщательная подготовка – залог удачного похода в музей.
- Сначала необходимо вызвать у ребёнка желание посетить музей. Расскажите ему, что такое музей, как там интересно. Если Вы сами посещаете музеи, и у Вас сохранились старые билеты, буклеты, фотографии из музея – будет замечательно показать их малышу.
- Почитайте с крохой тематическую литературу – стихи и рассказы о животных, сказки, исторические рассказы – в зависимости от тематики выбранного музея. Тогда малыш увидит в музее знакомые вещи, и ему будет проще и интереснее, кроме того, его наверняка обрадует то, что он «узнаёт» предметы экспозиции.
- Если вы всё-таки решили первым посетить музей или выставку, посвящённую живописи, продумайте, какие картины вы будете рассматривать, лучше, если картин будет немного – 2-3, чтобы не утомить ребёнка. Заранее рассмотрите с малышом репродукции – пусть он сначала познакомится с ними в спокойной домашней обстановке, обратите внимание ребёнка на детали, расскажите немного о художнике, об истории создания выбранных картин.
- Обязательно обговорите с крохой правила поведения в музее. Правил не должно быть много и они должны быть хорошо понятны ребёнку. Объясните малышу, что в музее нельзя бегать, прыгать, кричать, и даже громко разговаривать, чтобы не мешать другим людям, что нельзя трогать руками экспонаты, чтобы не повредить их. Не забудьте обсудить с ним, что делать в ситуации, когда малышу захотелось пить, или понадобился туалет. Для того чтобы ребёнку было легче усвоить правила поведения, проведите «репетицию» в игровой форме – пусть в музее побывают любимые игрушки, а малыш подскажет им, что делать в разных ситуациях.
В конце нашей статьи мы хотим предложить составленные нами рекомендации для родителей, которые помогут превратить поход в музей в интересное, надолго запоминающееся мероприятие.
Рекомендации для родителей о посещении музея.
- Запланируйте свой первый поход в музей так, чтобы он длился не слишком долго – малыш ещё не способен на длительное сосредоточение внимания, он быстро устаёт, и через короткое время перестаёт воспринимать окружающее, начинает капризничать, у него может даже заболеть голова от переутомления. Если кроха идёт через залы музея через силу, у него устали ножки, ему уже не хочется ни на что смотреть, а Ваша экскурсия всё не заканчивается – ребёнку вряд ли захочется ещё раз посетить этот или другой музей. Лучше, чтобы первый визит в музей длился 20-30 минут. За это время вы должны успеть дойти до намеченных экспонатов, рассмотреть их и вернуться. Но никто не знает Вашего малыша лучше Вас – возможно, ему будет интересно и более длительное время. На всякий случай продумайте программу-минимум (Например, посмотреть определённую экспозицию), и программу-максимум (то, что вы можете посмотреть дополнительно, если у вас останутся время и силы).
- Перед походом в музей запланируйте, какие конкретно экспонаты вы будете рассматривать. Не торопитесь показать малышу всё сразу. В первый раз достаточно будет 1-2 зала с предметами, или 2-3 картин. Выбрав, что конкретно Вы хотите показать ребёнку, Вы сможете дома подготовиться – как предлагалось выше, рассмотреть картинки, прочитать рассказ по теме посещения и т.п.
- Продумайте, что Вы расскажете ребёнку про осмотренные экспонаты. Лучше не тратить время и не устраивать в музее лекцию, а лишь вспомнить, что вы обсуждали дома, перед поездкой. Обязательно подготовьте вопросы, которые Вы зададите малышу.
- При первых посещениях музея не стоит идти на специально организованную экскурсию. Конечно, во многих музеях представлены разнообразные программы, рассчитанные на детей дошкольного возраста. Но в самый первый раз лучше обойтись своими силами. Посмотрите, как Ваш малыш будет себя вести, будет ли ему интересно. Можете подойти к экскурсии и понаблюдать, станет ли кроха слушать экскурсовода. Вполне возможно, что ребёнку будет сложно слушать рассказ взрослого, а может быть, ваше посещение музея закончится быстрее, чем планировалось из-за усталости малыша. В таком случае экскурсия будет напрасной тратой времени и денег.
- Постарайтесь, чтобы у ребёнка остались положительные впечатления от посещения музея. Например, после осмотра экспозиции, можете зайти в кафе и угостить ребёнка мороженым, купить ему памятный сувенир. Только не увлекайтесь, важно, чтобы крохе запомнился музей, а не сладости или покупки. Поэтому впечатления о «приятном дополнении» не должны перевешивать впечатления о музее, а лучше, чтобы это «дополнение» продолжало тему вашего похода – например, сувенир, купленный в музее, может имитировать какой-либо экспонат.
- Хорошо также купить в музее буклет, посвящённый выставке, которую вы посетили, или набор открыток с видами зал, или, если разрешена фотосъёмка, сделать фотографии ребёнка на фоне экспозиции. Тогда дома Вы сможете ещё раз (а может, и не один) обсудить с малышом свой поход, рассмотреть памятные открытки, вспомнить, какие интересные вещи он увидел, что ему понравилось. Покажите свои фотографии папе или бабушке, пусть ребёнок расскажет им, где он был и что там видел. Только учтите, что сразу после возвращения домой крохе будет сложно ответить на Ваши вопросы, лучше подождать 2-3 дня, пока улягутся эмоции, после этого Ваш малыш сможет вспомнить больше из увиденного.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план повышения профессионального уровня музыкального руководителя «Роль музыкально-игровой деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста»
«Роль музыкально-игровой деятельности в развитии ребенка дошкольного возраста»...
Консультация по развитию речи в старшем дошкольном возрасте на тему: "Моделирование, как средство совершенствования связной речи у детей старшего дошкольного возраста".
Моделирование - одно из наиболее эффективных приемов для совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста....
Анатомо-физиологические особенности ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием
План1. Краткая характеристика этапов возрастного развития.2. АФО ребенка дошкольного возраста.3. Готовность ребенка к школе.1. Краткая характеристика этапов возрастного развития.Среди многочисленных к...
Статья "Посещение музея школьниками".
Статья посвящена необходимости культурно-просветительской работы с разновозрастными школьниками на базе школьного музея ГБОУ СОШ № 125 Красногвардейского района Санкт-Петербурга....
Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников для полноценного развития ребенка дошкольного возраста
Статья раскрывает сущность взаимодействия педагогов и родителей в тесном сотрудничестве между семьей и дошкольным учреждением. Только опираясь на семью, можно достигнуть главной цели - воспитать насто...
Как организовать здоровый, полноценный сон ребенка.
Продолжительность сна ребенка:К пяти-шести месяцам жизни он спит 16-18 часов; в дальнейшем продолжительность сна сокращается:- в период от двух до пяти лет ребенок спит 13-14 часов;- в восемь лет ребе...