Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников для полноценного развития ребенка дошкольного возраста
статья

Нестерова Светлана Юрьевна

Статья раскрывает сущность взаимодействия педагогов и родителей в тесном сотрудничестве между семьей и дошкольным учреждением. Только опираясь на семью, можно достигнуть главной цели - воспитать настоящего человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabota_s_semey.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нестерова С.Ю., старший воспитатель

ГБДОУ детский сад № 113 Невского района

Санкт-Петербурга

Статья на тему: «Взаимодействие ДОУ с семьями воспитанников для  полноценного развития ребенка дошкольного возраста»

     Всем нам необходима родительская любовь, а маленьким детям в особенности. Семья оказывает огромное влияние на ребенка. Маленькие дети чрезвычайно зависимы от своей семьи, поскольку она обеспечивает:

- их физическое благополучие, включая еду, жилье, одежду, заботу о здоровье;

- их эмоциональное благополучие, включая любовь, поддержку, понимание;

- условия их развития.

     Первыми педагогами ребенка являются его родители. Они желают ему самого лучшего и хотят, чтобы он вырос преуспевающим и полезным гражданином. Очень важно, чтобы персонал детского сада признавал главенствующую роль семьи как первого воспитателя ребенка. Ко времени, когда ребенок начинает посещать дошкольное учреждение, семья уже успевает преподать ребенку множество вещей – от способов пользования чашкой до игры в мяч. Дошкольное образование надстраивается над этими первичными отношениями ребенка и семьи, предоставляя родителям возможности участия во всех аспектах жизни ребенка.

     Родители могут и должны играть важную роль в учебно-воспитательном процессе. Поэтому «Сообщество» приглашает все семьи к участию в программе. Наша программа основывается на убеждении, что вовлечение семей чрезвычайно важно для обогащения познавательной деятельности детей в детском саду и развития интересов ребенка дома. Идея такой взаимной поддержки двух образовательных сред – дома и детского сада – находит свое отражение в поддержке программой взаимного уважения и взаимодействия.

     Семьи бывают разные. Среди семей нашего детского сада есть большие и маленькие семьи, полные и неполные, благополучные и неблагополучные. Помимо родителей дети имеют тесные отношения со многими другими значимыми для них взрослыми: тетями, дядями, бабушками, дедушками, близкими друзьями семьи. Поэтому, мы считаем, следует не ограничиваться контактами с родителями, а сотрудничать со всеми, кто оказывает реальное влияние на жизнь ребенка.

     Хотя семьи играют первостепенную роль в жизни своих детей, они зависят от поддержки и возможностей общества. Многие родители хотят правильно и хорошо воспитывать своих детей, но не знают, как это сделать.

     Для того, чтобы наша работа была эффективной, мы должны знать о первостепенных задачах, интересах и проблемах детей, которых воспитываем, иметь представления об их семьях и ближайшем окружении.

     Мы провели анкетирование, касающееся семейной культуры, и вот какие данные получили:

Родители располагали понятия в порядке их важности в собственной культуре:

1 место – физическое здоровье,

2 место – образование,

3 место – интеллект,

4 место – семейная жизнь,

5 место – вежливость, настойчивость,

6 место – соблюдение принятых норм, смелость,

7 место – материальное благополучие,

8 место – забота о тех, кому меньше повезло,

9 место – общественная жизнь,

10 место – развлечения,

11 место – мнение окружающих,

12 место – духовная/религиозная деятельность

13 место – способность использовать других людей в своих целях.

По итогам анкетирования главной задачей родителей считается:

Вырастить настоящего человека, полноценную личность – 44%,

Забота о детях, уважение к ним – 26%,

Образование – 20%,

Быть честными, порядочными, понимать ребенка – 10%.

     (Привести примеры разных анкет, сказать, когда и для чего используются)

     Для успешной работы необходимо также настроить педагогов и всех специалистов ДОУ на совместную работу и взаимодействие с семьей. Не все педагоги могут свободно  общаться с родителями, а тем более взаимодействовать. И воспитатели и члены семей обычно имеют богатый собственный опыт посещения детского сада, и этот опыт влияет на их отношение к факту тесной кооперации воспитателей и родителей. Родители оставляют ребенка в детском саду и очень мало знают о том, что происходит с ребенком в их отсутствие. Воспитатели привыкают отвечать за ребенка во время его пребывания в саду, и при этом не ждут взаимодействия с семьей. Присутствие родителей может провоцировать у воспитателей ощущение, что над ними нависла угроза, что они являются объектом пристального наблюдения. У них может возникнуть чувство, что они обязаны быть «идеальными», проявится беспокойство по поводу возможных ошибок или неудачного стечения обстоятельств. Мы проводили анкетирование среди педагогов, с целью выявить насколько успешными они считают себя в работе с родителями. И выявили вот такие результаты:

Только 36% воспитателей не испытывают трудностей в работе с родителями (в основном это оказались педагоги, работающие в группах раннего возраста), а 64% сталкиваются с теми или иными трудностями.

     Педагоги считают, что им более всего удается работа с родителями в эмоциональном плане: они поддерживают родителей, учитывают индивидуальные особенности ребенка и семьи, готовы поделится информацией о содержании воспитания и обучения детей, стараются с пониманием относиться к заблуждениям и ошибкам родителей в воспитании ребенка. Так же учитывают мнения и просьбы родителей по различным вопросам организации жизни детей в группе, объединяют родителей для помощи в решении различных вопросов и используют наглядно-текстовые средства.

     Наибольшие затруднения у педагогов вызывают теоретические аспекты, такие как: владение методами изучения опыта семейного воспитания, знания о семье (71% воспитателей). А так же непосредственная активизация родителей: умение вовлечь в активное обсуждение проблем (50% опрошенных), использование различных способов активизации потребности родителей наблюдать ребенка (43%), развитие активного интереса к воспитанию своего ребенка и анализ родителями собственных затруднений в общении с ребенком (21% воспитателей).

     Эти данные мы стараемся учитывать при планировании работы на год. Также, проводя различные опросы, мы видим, что часто встречающимся затруднением в своей работе педагоги называют именно работу с родителями.

     Таким образом, мы пришли к выводу, что для успешного построения взаимодействия детского сада и семьи, необходимо вести работу не только с родителями, но и с педагогами, специалистами, а так же с детьми.

     В нашем детском саду действует следующая схема по работе с семьей:

     А сейчас хотелось бы подробнее рассказать об участии семьи в нашей работе.

     Вовлечение родителей в деятельность детского сада приносит пользу и детям, и родителям, и детскому саду:

Эмоциональная вовлеченность позволяет чувствовать себя:

Физическая вовлеченность позволяет:

  • Хорошим,
  • Продуктивным,
  • Энергичным,
  • Обновленным и готовым к новым жизненным задачам,
  • Счастливым и жизнерадостным,
  • Помогающим другим,
  • Причастным к группе.
  • Сформировать новые умения,
  • Забыть о беспокойствах,
  • Повеселиться и посмеяться,
  • Расслабиться,
  • Познакомиться с другими людьми,
  • Справиться со стрессами.

     Членам семей предоставляется много различных возможностей участвовать в деятельности детского сада. Родители могут посещать группу в любое время, чтобы увидеть, как их дети там трудятся и играют. Их приглашают позаниматься вместе с детьми в группе. Но часто родители много работают и имеют недостаточно времени для постоянного участия в ежедневной жизни группы. В этом случае воспитатели информируют родителей с помощью записок.

     Так же воспитатели неформально общаются с родителями в начале или в конце дня, но для этого родители должны привести ребенка вовремя, а не тогда, когда вовсю идут режимные моменты. Нельзя в это время обсуждать и какие-либо проблемы ребенка. Для более серьезных разговоров в группах запланировано специальное время, когда родители могут пообщаться с воспитателями. В группах вы увидите объявления о таких встречах.

     Посещения групп очень полезно для родителей, они:

  • Ощущают личную причастность к программе,
  • Видят, как их ребенок общается с другими,
  • Начинают больше понимать в детском развитии, получают представление о работе воспитателей и начинают испытывать большее уважение к ним,
  •  Обучаются видам деятельности, которыми можно с удовольствием заниматься с детьми дома,
  • знакомятся с друзьями своих детей, о которых те рассказывали.

     При участии родителей в жизни группы воспитатели могут:

  • проводить больше времени с отдельными детьми и работать с малыми группами,
  • понять, как родители мотивируют своих детей,
  • увидеть, как родители помогают своим детям решать задачи,
  • получить пользу от того, что родители наблюдают своих детей во взаимодействии с другими.

     Но несмотря на все приглашения, родители побаиваются приходить в группу по разным мотивам:

  • из-за неуверенности в том, что педагоги действительно хотят их помощи,
  • из боязни совершить ошибку,
  • от незнания того, что надо делать,
  • из-за неуверенности в том, что они могут что-то предложить воспитателю в качестве помощи.

     Мы помогаем родителям преодолеть их страхи. Разговариваем с ними, объясняем, что ждем их в любое время. Некоторые воспитатели вывешивают специальные листы, на которых родители отмечают время, когда они планируют прийти в детский сад. В группах имеются информационные листки для добровольных помощников (показать). В центрах активности содержится информация для родителей, чем там можно позаниматься. Непосредственно перед приходом в группу, воспитатель беседует с родителем и объясняет, чем тот будет заниматься и каких правил придерживаться. После посещения педагог еще раз разговаривает с помощником, интересуется, как тот чувствовал себя в группе, благодарит и приглашает приходить еще.

    Не все родители могут или хотят приходить в группу, мы пытаемся вовлечь их в совместную деятельность разными способами. Это конечно информирование родителей. В раздевалках оформлены доски объявлений, кармашки для записок родителям (в них короткие сообщения о достижениях ребенка, благодарности родителям), доски достижений детей, демонстрационные портфели с детскими работами, фотографии о жизни группы. Так же мы приглашаем участвовать родителей в совместных праздниках, чаепитиях в группах, экскурсиях. Проводим различные выставки рисунков «Мы любим спорт», «Мир глазами детей», «Наш город», поделок «Осенние мотивы», «Новогодние игрушки», «Лучший кулинарный рецепт». Родители помогают нам в создании развивающей среды: мастерят пособия, рисуют, оснащают центры, проводят совместные субботники. Проводятся также традиционные родительские собрания, круглые столы, консультации для родителей.

     Конечно, существует еще очень много интересных возможностей взаимодействия с семьей и привлечения родителей к совместной работе. В этом году мы начали заниматься с детьми раннего возраста не посещающими детский сад. Мы создали клуб «Крошечка» (рассказать). В дальнейшем мы планируем создать библиотеку художественной литературы для детей, выпускать газету для родителей, проводить больше совместных тематических дней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как организовать посещение музея с ребенком дошкольного возраста.

Статья посвящена особенностям организации посещения музеев с детьми дошкольного возраста и отвечает на вопросы: в каком возрасте начинать походы в музей? как выбрать подходящий музей? Как подготовитьс...

Анатомо-физиологические особенности ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием

План1. Краткая характеристика этапов возрастного развития.2. АФО ребенка дошкольного возраста.3. Готовность ребенка к школе.1. Краткая характеристика этапов возрастного развития.Среди многочисленных к...

КУРСОВАЯ РАБОТА по специальности 44.02.01 «Дошкольное образование» на тему «Возможности и пути использования дидактического материала «логические блоки Дьенеша» в познавательном развитии детей дошкольного возраста»

Актуальность  работы заключается в том, что  в настоящее время с появлением Федеральных Государственных Образовательных Стандартов Дошкольного Образования , наиболее остро встает проблема по...