Анатомо-физиологические особенности ребенка дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием
методическая разработка

План

1. Краткая характеристика этапов возрастного развития.

2. АФО ребенка дошкольного возраста.

3. Готовность ребенка к школе.

1. Краткая характеристика этапов возрастного развития.

Среди многочисленных классификаций онтогенетического развития человека в педиатрии наиболее распространенной и проверенной временем является модифицированная классификация Н.П. Гундобина. В ее основе лежат анатомо-физиологические особенности организма (сроки прорезывания зубов, окостенения отдельных частей скелета, особенности роста, психического развития и др).

А. Внутриутробный этап:

а) фаза эмбрионального развития (2-3 мес);

б) фаза плацентарного развития (с 3 мес до рождения).

Б. Внеутробный этап:

а) период новорожденности (до 1 мес жизни);

б) грудной возраст (до 1 года);

в) преддошкольный (старший ясельный) период - от 1 года до 3 лет;

г) дошкольный период (от 3 до 6 лет);

д) школьный возраст: младший (от 7 до 10 лет), средний (от 11 до 14 лет), старший — подростковый (от 14 до 18 лет).

Дошкольные образовательные учреждения организуются для детей в возрасте от 2 мес. до 7 лет; группы комплектуются с учетом возраста детей.

Распределение детей по группам в зависимости от возраста

1. Ясельные:

первая группа раннего возраста От 2 мес до 1 года

вторая группа раннего возраста От 1 года до 2 лет

2. Дошкольные:

первая младшая группа От 2 до 3 лет

вторая младшая группа От З до 4 лет

средняя группа От 4 до 5 лет

старшая группа От 5 до 6 лет

подготовительная к школе группа до 7 лет

Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) отличается от предыдущего больше количественными, чем качественными, признаками. Наблюдается более медленный темп роста ребенка. За 1 год рост увеличивается в среднем на 5-8 см, масса тела - примерно на 2 кг. Пропорции тела заметно меняются. К 6-7 годам голова составляет лишь 1/6 длины тела. В результате неравномерного роста головы, туловища и конечностей происходит перемещение средней точки длины тела. У доношенного новорожденного эта точка находится почти на пупке, у ребенка 6 лет - на середине между пупком и симфизом (лобком), у взрослого - на лобке.

Благодаря дальнейшему развитию мышечной ткани и формированию иннервационного аппарата мышц дети способны выполнять разнообразные физические упражнения, требующие хорошей координации движений; они овладевают умением быстро бегать и прыгать, свободно ходить по ступеням, играть на музыкальных инструментах, рисовать, лепить, вырезать из бумаги различные, довольно сложные орнаменты.

В этом возрасте повышается способность нервных клеток находиться в деятельном состоянии, процессы отрицательной индукции в коре головного мозга несколько усиливаются, поэтому дети могут более продолжительное время сосредоточенно заниматься какой-либо деятельностью.

На третьем году жизни количество слов, используемых детьми в речи, значительно возрастает; речевые сигналы начинают играть основную роль в организации поведения ребенка. Развитию речи способствуют игры и занятия, разучивание стихов и песен, общение детей со взрослыми. Недостаток внимания со стороны взрослых, острые и хронические заболевания могут вызвать замедление развития речи у ребенка.

Дети 3-5 лет еще слабо владеют речевой моторикой, поэтому им свойственны физиологические недостатки звукопроизношения (неправильное произношение шипящих, свистящих звуков, а также звуков р и л). При правильном обучении звуковой культуре речи эти нарушения с возрастом обычно проходят.

Среди острых заболеваний первое место занимают заболевания органов дыхания, особенно острые респираторные вирусные инфекции и грипп, которые составляют почти 70 % в структуре заболеваний детей этого возраста. Пневмония чаще отмечается в первые 2 года жизни, частота ее снижается к 7 годам. В связи с большей устойчивостью ферментативных процессов заболевания желудочно-кишечного тракта отступают на второй план. Благодаря высокой эффективности прививок и профилактических мероприятий число детских инфекционных заболеваний постепенно снижается, однако у детей старше 2-3 лет они все же занимают второе место в структуре острых заболеваний. К 6 годам постепенно увеличивается число аллергических болезней и реакций. В возрасте 6-7 лет начинают чаще регистрироваться случаи травматизма.

В распространении хронических заболеваний у дошкольников имеются определенные особенности. С возрастом учащаются заболевания органов пищеварения, в первую очередь за счет кариеса зубов, который занимает первое место в структуре заболеваемости детей 5-7 лет; на втором - болезни нервной системы и органов чувств (невротические реакции, энурез, отит); на третьем месте - болезни органов дыхания, в основном хронические заболевания глотки и носоглотки; на четвертом - болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (плоскостопие, нарушение осанки); на пятом - заболевание кожи (атопический дерматит).

Особого внимания требует своевременное выявление нарушений опорно-двигательного аппарата. Следует учитывать, что в возрасте от 4 до 7 лет количество детей с нарушением осанки возрастает, а с плоскостопием уменьшается, что связано с процессом формирования стопы в этом возрасте. Распространенность заболеваний глаз также увеличивается. Прежде всего это относится к миопии7, которая у детей в возрасте 7 лет встречается в 2 раза чаще, чем у 3-летних. С возрастом число детей с атопическим дерматитом (экссудативный диатез) значительно уменьшается.

Непосредственным отражением функционального состояния центральной нервной системы (ЦИС) является поведение ребенка, определяемое многими параметрами. Большинство детей дошкольного возраста (77-84 %) не имеет отклонений в поведении. Возникающие отклонения: нарушение дневного или ночного сна, недостаточная двигательная активность, снижение аппетита вплоть до анорексии8, появление неадекватных реакций (плаксивость, повышенная раздражительность, драчливость), быстрая утомляемость и большая отвлекаемость во время занятий, неустойчивое, часто пониженное, подавленное настроение - свидетельствуют о функциональных нарушениях ЦНС.

Такие явления могут наблюдаться во время адаптации к дошкольному учреждению, в период реконвалесценции после острых заболеваний. Отклонения в поведении нередко сочетаются и с другими функциональными нарушениями в состоянии организма, такими, как частые острые заболевания, аллергическая предрасположенность, начальная стадия рахита, снижение уровня гемоглобина до нижней границы нормы, гипотрофия, ожирение, аномалии рефракции и др. Скарлатина, ангина, катары верхних дыхательных путей создают предпосылку к возникновению у детей ревматоидных заболеваний.

В настоящее время по эмпирическим формулам, можно определить длину тела (рост) у детей дошкольного возраста. Так, длину тела (L) у детей старше 1 года рассчитывают по формуле: L = L1 + (5 х n), где L1 - длина тела годовалого ребенка, равная 75 см; 5 см - среднегодовая прибавка длины тела; n - число лет жизни. Некоторые авторы9 предлагают принимать L1 = 77 см, а среднегодовое увеличение длины тела - 6 см.

Массу тела детей от 1 года до 6 лет можно определить и другим способом: М= n х 2 + 8, где n - число лет жизни.

Следует отметить, что приведенные формулы позволяют лишь ориентировочно рассчитать некоторые параметры физического развития. При оценке соответствия биологического возраста паспортному важное значение имеют сроки прорезывания молочных и постоянных зубов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebenka_doshkolnogo.docx134.65 КБ

Предварительный просмотр:

                            Государственное профессиональное образовательное учреждениеОписание: Описание: Описание: Описание: логотип НПК1

             Ямало-Ненецкого автономного округа

                   «НАДЫМСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»

C:\Users\ФСО\Desktop\003.jpg

 

 

           РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО

      ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ                            ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

    И С СОХРАННЫМ РАЗВИТИЕМ

г. Надым 2021

План

1. Краткая характеристика этапов возрастного развития.

2. АФО ребенка дошкольного возраста.

3. Готовность ребенка к школе.

1. Краткая характеристика этапов возрастного развития.

Среди многочисленных классификаций онтогенетического развития человека в педиатрии наиболее распространенной и проверенной временем является модифицированная классификация Н.П. Гундобина. В ее основе лежат анатомо-физиологические особенности организма (сроки прорезывания зубов, окостенения отдельных частей скелета, особенности роста, психического развития и др).

А. Внутриутробный этап:

а) фаза эмбрионального развития (2-3 мес);

б) фаза плацентарного развития (с 3 мес до рождения).

Б. Внеутробный этап:

а) период новорожденности (до 1 мес жизни);

б) грудной возраст (до 1 года);

в) преддошкольный (старший ясельный) период - от 1 года до 3 лет;

г) дошкольный период (от 3 до 6 лет);

д) школьный возраст: младший (от 7 до 10 лет), средний (от 11 до 14 лет), старший — подростковый (от 14 до 18 лет).

Дошкольные образовательные учреждения организуются для детей в возрасте от 2 мес. до 7 лет; группы комплектуются с учетом возраста детей.

Распределение детей по группам в зависимости от возраста

1. Ясельные:

первая группа раннего возраста От 2 мес до 1 года

вторая группа раннего возраста От 1 года до 2 лет

2. Дошкольные:

первая младшая группа От 2 до 3 лет

вторая младшая группа От З до 4 лет

средняя группа От 4 до 5 лет

старшая группа От 5 до 6 лет

подготовительная к школе группа до 7 лет

Дошкольный возраст (от 3 до 7 лет) отличается от предыдущего больше количественными, чем качественными, признаками. Наблюдается более медленный темп роста ребенка. За 1 год рост увеличивается в среднем на 5-8 см, масса тела - примерно на 2 кг. Пропорции тела заметно меняются. К 6-7 годам голова составляет лишь 1/6 длины тела. В результате неравномерного роста головы, туловища и конечностей происходит перемещение средней точки длины тела. У доношенного новорожденного эта точка находится почти на пупке, у ребенка 6 лет - на середине между пупком и симфизом (лобком), у взрослого - на лобке.

Благодаря дальнейшему развитию мышечной ткани и формированию иннервационного аппарата мышц дети способны выполнять разнообразные физические упражнения, требующие хорошей координации движений; они овладевают умением быстро бегать и прыгать, свободно ходить по ступеням, играть на музыкальных инструментах, рисовать, лепить, вырезать из бумаги различные, довольно сложные орнаменты.

В этом возрасте повышается способность нервных клеток находиться в деятельном состоянии, процессы отрицательной индукции в коре головного мозга несколько усиливаются, поэтому дети могут более продолжительное время сосредоточенно заниматься какой-либо деятельностью.

На третьем году жизни количество слов, используемых детьми в речи, значительно возрастает; речевые сигналы начинают играть основную роль в организации поведения ребенка. Развитию речи способствуют игры и занятия, разучивание стихов и песен, общение детей со взрослыми. Недостаток внимания со стороны взрослых, острые и хронические заболевания могут вызвать замедление развития речи у ребенка.

Дети 3-5 лет еще слабо владеют речевой моторикой, поэтому им свойственны физиологические недостатки звукопроизношения (неправильное произношение шипящих, свистящих звуков, а также звуков р и л). При правильном обучении звуковой культуре речи эти нарушения с возрастом обычно проходят.

Среди острых заболеваний первое место занимают заболевания органов дыхания, особенно острые респираторные вирусные инфекции и грипп, которые составляют почти 70 % в структуре заболеваний детей этого возраста. Пневмония чаще отмечается в первые 2 года жизни, частота ее снижается к 7 годам. В связи с большей устойчивостью ферментативных процессов заболевания желудочно-кишечного тракта отступают на второй план. Благодаря высокой эффективности прививок и профилактических мероприятий число детских инфекционных заболеваний постепенно снижается, однако у детей старше 2-3 лет они все же занимают второе место в структуре острых заболеваний. К 6 годам постепенно увеличивается число аллергических болезней и реакций. В возрасте 6-7 лет начинают чаще регистрироваться случаи травматизма.

В распространении хронических заболеваний у дошкольников имеются определенные особенности. С возрастом учащаются заболевания органов пищеварения, в первую очередь за счет кариеса зубов, который занимает первое место в структуре заболеваемости детей 5-7 лет; на втором - болезни нервной системы и органов чувств (невротические реакции, энурез, отит); на третьем месте - болезни органов дыхания, в основном хронические заболевания глотки и носоглотки; на четвертом - болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (плоскостопие, нарушение осанки); на пятом - заболевание кожи (атопический дерматит).

Особого внимания требует своевременное выявление нарушений опорно-двигательного аппарата. Следует учитывать, что в возрасте от 4 до 7 лет количество детей с нарушением осанки возрастает, а с плоскостопием уменьшается, что связано с процессом формирования стопы в этом возрасте. Распространенность заболеваний глаз также увеличивается. Прежде всего это относится к миопии7, которая у детей в возрасте 7 лет встречается в 2 раза чаще, чем у 3-летних. С возрастом число детей с атопическим дерматитом (экссудативный диатез) значительно уменьшается.

Непосредственным отражением функционального состояния центральной нервной системы (ЦИС) является поведение ребенка, определяемое многими параметрами. Большинство детей дошкольного возраста (77-84 %) не имеет отклонений в поведении. Возникающие отклонения: нарушение дневного или ночного сна, недостаточная двигательная активность, снижение аппетита вплоть до анорексии8, появление неадекватных реакций (плаксивость, повышенная раздражительность, драчливость), быстрая утомляемость и большая отвлекаемость во время занятий, неустойчивое, часто пониженное, подавленное настроение - свидетельствуют о функциональных нарушениях ЦНС.

Такие явления могут наблюдаться во время адаптации к дошкольному учреждению, в период реконвалесценции после острых заболеваний. Отклонения в поведении нередко сочетаются и с другими функциональными нарушениями в состоянии организма, такими, как частые острые заболевания, аллергическая предрасположенность, начальная стадия рахита, снижение уровня гемоглобина до нижней границы нормы, гипотрофия, ожирение, аномалии рефракции и др. Скарлатина, ангина, катары верхних дыхательных путей создают предпосылку к возникновению у детей ревматоидных заболеваний.

В настоящее время по эмпирическим формулам, можно определить длину тела (рост) у детей дошкольного возраста. Так, длину тела (L) у детей старше 1 года рассчитывают по формуле: L = L1 + (5 х n), где L1 - длина тела годовалого ребенка, равная 75 см; 5 см - среднегодовая прибавка длины тела; n - число лет жизни. Некоторые авторы9 предлагают принимать L1 = 77 см, а среднегодовое увеличение длины тела - 6 см.

Массу тела детей от 1 года до 6 лет можно определить и другим способом: М= n х 2 + 8, где n - число лет жизни.

Следует отметить, что приведенные формулы позволяют лишь ориентировочно рассчитать некоторые параметры физического развития. При оценке соответствия биологического возраста паспортному важное значение имеют сроки прорезывания молочных и постоянных зубов.

При меньшем количестве прорезавшихся постоянных зубов делают заключение об отставании, а при большем количестве - опережении биологического возраста по отношению к существующим стандартам физического развития.

2. АФО ребенка дошкольного возраста

На третьем году жизни темпы физического развития еще более замедлены, за целый год в среднем прибавка в весе составляет 2-2,5 кг, в длине — 7-8 см. Это естественно, так как значительная часть энергии идет на обеспечение двигательной активности, на совершенствование внутренних органов и систем.      Центральная нервная система становится заметно выносливее. Периоды торможения сокращаются, увеличиваются промежутки активного бодрствования ребенка. Он умеет сосредоточиваться на одном занятии довольно длительное время — до 10-15 мин. Совершенствуются функции коры головного мозга, развивается память на события, произошедшие несколько месяцев назад. Стремительно улучшается речь, накапливается все больший словарный запас. Заметно стабилизируется деятельность сердечно-сосудистой системы. Она функционирует с меньшим напряжением. Частота сердцебиений снижается до 86-90, что уже приближается к показаниям нормы для взрослого человека. Совершенствуется опорно-двигательный аппарат. Идет интенсивное окостенение мягкой костной ткани, хрящей. И хотя этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока человек растет (иногда до 20-25 лет), скелет ребенка на втором году жизни уже обеспечивает довольно хорошую вертикальную устойчивость всего тела. Продолжается укрепление мышечно-связочного аппарата. Движения становятся более уверенными, разнообразными. Но физическое утомление все еще наступает быстро, ребенок часто меняет позу, после значительных усилий долго отдыхает. Возрастные изменения происходят и в желудочно-кишечном тракте. Развивается мышечный слой стенки желудка, повышается кишечный тонус, усиливается перистальтика, совершенствуется нервная регуляция механизма прохождения пищи по кишечнику. Мочевыделительная система функционирует гораздо совершеннее, чем в грудном возрасте. При относительно небольшом возрастном росте почек объем мочевого пузыря к концу 3 года жизни увеличивается почти в 4 раза. Соответственно увеличивается количество однократно выделяемой мочи, хотя число мочеиспусканий в сутки снижается до 10 раз. В ясельном возрасте рецепторы мочевого пузыря и спинной мозг все еще недостаточно развиты, поэтому позыв к мочеиспусканию слабый. Навык опрятности формируется к 3 годам, когда дети своевременно реагируют на переполнение мочевого пузыря.  Период дошкольного возраста — период активных контактов с окружающим миром. Дети этого возраста подвижны, любознательны; при общении со взрослыми и более старшими детьми у них совершенствуется речь, вырабатываются психические реакции, адекватные обстановке. Системы пищеварения и дыхания у детей до 3 лет еще не заканчивают своего развития, поэтому необходимы некоторые ограничения в питании (при наличии факторов риска в анамнезе), а также различные мероприятия по профилактике простудных заболеваний в ответ на неблагоприятную метеорологическую обстановку. Острые расстройства пищеварения, пневмонии, рахит, диатезы, алиментарные анемии в это время встречаются еще довольно часто, но протекают в большинстве случаев легче, чем у детей первого года жизни. Для детей характерна эмоциональная лабильность — быстрые переходы от одного эмоционального состояния к другому: согласия — в капризы, радости — в обиду. У ребенка четко выявляются индивидуальные черты характера. Дошкольный возраст отличается быстрым развитием двигательной активности, но контроль за адекватностью движений у детей низкий, что часто ведет к травмам. Мышечная система в этом возрасте заметно укрепляется, нарастает масса крупных мышц. Быстро развивается лимфоидная ткань лимфатических узлов, миндалин, аденоидов. На фоне этих процессов часто развиваются воспалительные процессы — аденоидит, тонзиллит, лимфаденит. У детей данного возраста очень часто встречается такая патология, как увеличение периферических лимфоузлов («шейная цепочка», заушные железы, частые насморки, частые ОРВИ). В связи с тем что контакты с другими детьми и взрослыми расширяются, а собственный приобретенный иммунитет еще не достиг должного напряжения, наиболее частой патологией являются острые детские инфекции (скарлатина, дифтерия, эпидпаротит, корь и др.). Важнейшие профилактические мероприятия в связи с этим — активная и пассивная иммунизация (прививки), ограждение здоровых от заболевших и своевременная изоляция больных (очень важна правильная организация утреннего фильтра). Дошкольный возраст — период формирования (при недостаточном внимании к здоровью) хронических заболеваний (туберкулез, гепатит), отсюда — особое внимание к обязательной вакцинации (прививки), гигиеническим и прочим процедурам. По мнению ученых, дошкольный возраст относится к так называемым критическим периодам в жизни ребенка. Причин для этого много. На протяжении всего дошкольного детства происходит нарастание силы и подвижности нервных процессов, формирование высшей нервной деятельности. Нервные процессы отличаются быстрой истощаемостью. Эмоциональное перенапряжение связано с ростом частоты пограничных состояний и невротических реакций. Не случайно именно в этом возрасте родители и педагоги часто сталкиваются с такими проявлениями в поведении детей, как смена настроения, повышенная раздражительность, психомоторная возбудимость, плаксивость, быстрая утомляемость, невнимательность при выполнении заданий. У детей могут наблюдаться следующие реакции: они грызут ногти, крутят волосы, длительное время не засыпают, совершают беспорядочные движения (покачивания, подпрыгивания и т. д.). В дошкольном детстве изменяется формула белой крови (кровь ребенка становится похожа на кровь взрослого), развивается высокая активность различных веществ, «отвечающих» за аллергические реакции. У многих детей наблюдается ускорение роста («первое вытяжение»). Поэтому они в этот период могут подрасти на 10-12 см (скачкообразно), и тогда мышцы нуждаются в дополнительном питании, не успевают за ростом костей и начинают «кричать от боли». Ребенок может просыпаться по ночам и жаловаться на боли в икроножных мышцах, а родители не всегда знают, как помочь. С периодом вытяжения иногда связывают различные функциональные изменения в сердечной мышце, которая тоже не успевает за бурным ростом ребенка. В период дошкольного детства происходят «глубинные» перестройки в обмене веществ, которые связаны с максимальной частотой детских инфекций и представляют серьезную опасность для здоровья ребенка. Кроме того, данный возрастной период — это возможность формирования и проявления всевозможных аллергических реакций и хронических соматических заболеваний, в основном у часто болеющих и предрасположенных к тем или иным хроническим заболеваниям детей.  Но даже здоровый дошкольник нуждается в тщательной заботе и участии со стороны окружающих его взрослых. Это связано с тем, что здоровье ребенка формируется на протяжении всей его жизни.

3. Готовность детей к школе

Подготовка детей к школе - один из самых ответственных моментов в воспитании детей, в котором принимают участие родители, врачи, психологи, педагогический коллектив дошкольных учреждений и школ. Многочисленные исследования показали, что применение активного метода образования в целом соответствует возрастным возможностям 6-7-летнего ребенка. В то же время некоторые дети плохо адаптируются к различным видам школьных программ и типам школьных учреждений. В настоящее время актуальными остаются проблемы школьной зрелости и методов ее определения.

Школьная зрелость - это уровень биологического развития и его соответствия паспортному возрасту, состояние здоровья ребенка, психофизиологическое развитие. Как показали специальные исследования, от 10 до 20 % учащихся подготовительных групп или первоклассников при совершенно нормальном интеллекте не обладают достаточной функциональной готовностью к школе. К неготовым к школьному обучению могут быть отнесены дети, у которых биологический возраст отстает от паспортного, а также дошкольники с хроническими заболеваниями в стадии суб- и декомпенсации, с дефектами в звукопроизношении. «Негодными» к школе считаются, прежде всего, дети с отставанием биологического возраста, некоторыми заболеваниями или функциональными отклонениями, а также с недостаточным развитием отдельных психофизиологических функций, наиболее тесно связанных с учебной деятельностью.

Все перечисленное снижает готовность детей к систематическому обучению в школе. У таких детей уровень работоспособности ниже, динамика ее хуже, чем у функционально готовых сверстников. Часть таких детей формирует ряды отстающих, а другая выполняет школьные требования, но это достигается ценой чрезмерного напряжения, приводящего к переутомлению и в ряде случаев к ухудшению состояния здоровья. Они из-за болезни чаще пропускают учебные занятия, хуже успевают. Отставание в учебе сохраняется у многих на протяжении ряда лет и является причиной повышенной утомляемости под влиянием учебной нагрузки. Своевременное выявление таких детей позволяет провести все необходимые мероприятия, препятствующие развитию в дальнейшем школьной дезадаптации и нарушениям состояния здоровья.

К детям ослабленным, часто болеющим, отстающим в своем биологическом развитии с целью подготовки их к обучению в школе следует в течение всего их пребывания в детском саду осуществлять строго индивидуальный подход, снижать нагрузки не только на занятиях, но и в процессе остальной их деятельности, проводить необходимые медицинские мероприятия. Только по мере улучшения их здоровья и функциональных возможностей объем заданий можно осторожно повышать и доводить до уровня, требуемого при поступлении в школу.

Это диктует необходимость тщательного и своевременного определения степени готовности каждого ребенка к поступлению в школу. Оно базируется на результатах разностороннего медицинского обследования и специальных исследований, определяющих уровень развития «школьно-необходимых» функций.

В соответствии с рекомендациями, подготовленными научными центрами, все дети в сентябре, октябре года, предшествующего их поступлению в школу, должны пройти тщательное разностороннее медицинское обследование. В результате такого обследования выявляют «группу риска» — детей с неготовностью к школьному обучению по состоянию здоровья:

  1. дети с отставанием биологического развития (несоответствие биологического возраста паспортному). Биологический возраст в том случае соответствует паспортному, если длина тела не ниже средней величины этого показателя на одно сигмальное отклонение, погодовая прибавка роста не меньше 4 см и количество постоянных зубов в 6 лет не меньше одного, в 7 лет — не меньше 4 у мальчиков и не меньше 5 у девочек. Биологический возраст считается отстающим от «паспортного», если два из перечисленных показателя меньше указанных величин;
  2. дети с функциональными отклонениями, невротическими реакциями, логоневрозом, гипертрофией миндалин, небольшими аномалиями рефракции (до ±3.0 D), патологической осанкой, тенденцией к сосудистым дистониям, снижению содержания гемоглобина в крови и др., со сниженной резистентностью организма, в том числе часто (4 раза и более в году) и длительно (25 дней и более одной болезни на протяжении предыдущего года) болеющие;

З) дети с хроническими заболеваниями любой формы (компенсированные, субкомпенсированные, декомпенсированные).

Всем нуждающимся в оздоровлении детям назначают необходимые лечебные и оздоровительные мероприятия. Для проверки эффективности этих мероприятий детей, которым они были назначены, повторно обследуют в феврале-марте года поступления в школу. В эти же сроки обязательно проводится психофизиологическое обследование. Оно включает в себя использование наиболее широко известного теста Керна в модификации Я. Иерасика. В дополнение к данному тесту определяют чистоту фонематического восприятия звуков, относящихся к группам сонорных (р тв., р мягк., л тв., л мягк.), свистящих (с тв., с мягк., з тв., з мягк., ц) и шипящих: жшчщ.

Заключение о степени готовности ребенка к поступлению в школу дается по совокупности всех полученных данных. В последнее время наряду с методами ориентировочной оценки школьной зрелости (степень психосоциальной зрелости, уровень школьной зрелости по тесту Керна-Иерасика, чистота фонематического восприятия) предложены новые методики углубленного изучения психофизиологических предпосылок к учебной деятельности (определение моторной асимметрии, умственной работоспособности, изучение краткосрочной механической памяти, общения и характера межличностных отношений)

Контрольное задание:

Охарактеризуйте специфику строения и функционирования организма дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности образовательной среды учреждения, как условие профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ГАПОУ СО «СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ»

Решение проблемы внутренней доступности образовательного пространства комплекса-интерната для лиц со специальными образовательными потребностями достигается специальной формой организации учебного про...

Психологическое сопровождение семьи, воспитывающей ребёнка раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы)

Основные тезисы: необходимость оказания психологической поддержки семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ, или риском появления отклонений в развитии; понятие и сущность психологического сопровождения; сп...

Модель межведомственной комплексной помощи детям раннего, дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях сопровождения на базе реабилитационного центра Кронштадтского района

Статья. Модель межведомственной комплексной помощи  детям раннего, дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях сопровождения на базе реабилитационн...

Дневник учебной практики УП.01 по профессиональному модулю ПМ. 01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья и физическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья и с сохранным развитием

Дневник разработан для студентов специальности 44.02.04 Специальное дошкольное образование, является отчетным документном по учебной практике УП 01. В результате выполнения заданий и заполнения рабоче...

ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ БИОЛОГИИ ДЕТЕЙ ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (из опыта работы)

Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья  является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации. В Конституции РФ и Законе «Об образ...

Особенности профориентационной работы в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья (задержка психического развития) в рамках межведомственного взаимодействия 18 апреля 2023

Выбор профессии - один из главных жизненных выборов, совершаемых человеком в подростковом возрасте, так как выбирая профессию, он выбирает и образ жизни.  Количество профессий в наши дни изм...

"Социализация и адаптация к социуму ребенка с ограниченными возможностями здоровья"

Развитие ребенка с ограниченными возможностями здоровья ставит перед родителями и педагогами  все новые и новые проблемы, которые должны грамотно и заинтересованно решаться. Одной из таких наибол...