Общие развивающие упражнения на месте
учебно-методический материал
Терминалогия описания общих развивающих упражнений на месте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
oru_gimnastika.docx | 215.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Практическая терминология общеразвивающих упражнений.
Мы получаем большое количество методических разработок от учителей физкультуры. Среди них планыконспекты уроков, тематическое планирование, авторские программы, сценарии спортивных праздников и внеклассных мероприятий. К сожалению, некоторые из них бывает очень сложно понять. Причина кроется в несоблюдении правил терминологии физических упражнений. Поэтому публикация профессора Евгения Земскова является весьма своевременной и полезной.
В предлагаемом материале представлена практическая терминология основных положений и движений головой, руками, туловищем, ногами и их сочетаний при проведении общеразвивающих упражнений, с которыми учителя физкультуры сталкиваются практически на каждом уроке. В ближайшее время мы планируем опубликовать практическую терминологию основных гимнастических упражнений, входящих в школьную программу по физическому воспитанию.
Основными терминами для описания ОРУ являются: стойки, положения рук и ног и основные движения ими; наклоны, повороты туловища, присед, полуприсед, выпад, упор, сед. При помощи основных терминов может быть описано множество физических упражнений с общеразвивающей направленностью, используемых в повседневной профессиональной спортивной деятельности.
В настоящее время специалисты по физической культуре не соблюдают или нарушают правила гимнастической терминологии. При проведении общеразвивающих упражнений можно слышать: «Руки перед собой…», «В обход по залу…», «вращения», «захлестывая ноги…»; слова, словосочетания (термины), не соответствующие смысловому понятию реальных движений.
В текстах государственных и авторских программ, научных и методических статьях, в конспектах уроков, представленных на конкурс «Учитель года», допускаются терминологические погрешности в записи общеразвивающих упражнений, произнесении строевых команд и др.
Настоящие факты свидетельствуют о недостаточной прочности знаний терминологии и умений применять ее учителями в практической деятельности.
В учебном процессе терминология – это физкультурная лексика, которая охватывает систему, составляющую совокупность терминов. Терминология способствует краткому, точному названию и доступному описанию ограниченной формы физического упражнения (телодвижения), повышению моторной плотности урока, управлению деятельностью учеников, достижению образовательного, воспитательного воздействия; делает учебный процесс более целенаправленным. В широком смысле терминология является профессиональным языком общения специалистов в педагогических системах «учитель – учитель», «учитель – ученик», «ученик – учитель», «ученик – ученик – учитель» для написания конспектов, научнометодических материалов.
Название движения состоит из главного слова (термина), которое характеризует сущность движения, и из дополнительных слов, которые либо предшествуют главному, либо стоят после него.
Каждое движение выполняется из определенного исходного положения, которое имеет свое название; затем следует само движение, которое завершается конечным положением.
Основные термины исходных положений (сокращенно – и.п.).
Стойка (стойки) – вертикальное положение тела вверх или вниз головой и с опорой ногами или руками.
Основная стойка (сокращенно – о.с.) соответствует выполнению команды «Смирно!», ноги вместе, но в тексте это не пишется и не произносится |
Стойки выполняются с различным положением ног. К терминам «стойка» относятся:
Стойка ноги врозь. При этом ноги расставляются на ширину плеч. По правилу сокращения «ноги на ширине плеч» не пишется и не произносится | |
Широкая стойка (ноги разведены значительно шире плеч, тяжесть тела равномерно распределяется на обе ноги) | |
Стойка ноги врозь, правая (левая) спереди | |
Стойка ноги врозь скрестно, правая (левая) спереди | |
Стойка на коленях (туловище и бедро составляют прямую линию) | |
Стойка на правом (левом) колене (другая нога, согнутая в суставе на 90°, выставлена вперед, но это в тексте не указывается) |
Стойки выполняются с различным положением рук. В этом случае описание видов стоек осуществляется по правилу «снизу вверх». Вначале указывается положение ног, затем – рук.
Стойка ноги врозь, руки в стороны | |
Стойка ноги врозь, руки вперед | |
Стойка ноги врозь, руки вверх | |
Стойка руки назад | |
Руки в стороны | |
Стойка ноги врозь, руки в стороны |
В положении руки в стороны ладони обращены вниз, но при описании направление ладоней вниз не указывается и не пишется. Если при описании положений руки в стороны положение кистей иное, то направление ладоней обязательно должно быть указано: например, «стойка ноги врозь, руки в стороны ладонями вперед, или назад, или вверх, или правая ладонь вперед, левая ладонь назад» и т.д. Те же требования предъявляются при описании положения руки вверх.
Руки вверх | Стойка ноги врозь, руки вверх |
В положении руки вверх ладони обращены внутрь, но в тексте это не указывается.
Стойка ноги врозь предполагает разведение ног на ширину плеч, о чем в тексте не пишется.
Широкая стойка, руки на пояс (ноги разведены значительно шире плеч), тяжесть тела равномерно распределяется на ноги |
Другие положения рук:
Руки за голову | Руки перед грудью | Руки вверхнаружу | Руки вверх скрестно |
Вышеуказанные положения рук являются симметричными.
Ниже приведены асимметричные положения:
Левая (правая) рука в сторону (другая рука вниз, но ее положение не указывается) | Левая рука вверх | Правая рука вверх, левая рука в сторону | Левая рука внизнаружу, правая рука вверхнаружу |
Симметричные положения согнутых рук:
Руки на пояс | Руки за голову | Руки к плечам | Руки перед грудью |
Руки в стороны, согнуты вниз | Руки вниз, согнуты вперед | Руки вперед, согнуты к плечам | Руки назад, согнуты |
Асимметричные положения рук:
Правая рука на пояс, левая рука за голову | Правая рука согнута вверх, левая рука согнута вниз |
Движения руками выполняются с малой, средней и большой амплитудой.
Малая амплитуда характеризуется перемещением руки в пространстве не более чем на 90°. В этом случае при терминологической записи указываются только положения рук.
Например:
И.п. – о.с. | |
1 – руки назад. | |
2 – руки в стороны. | |
3 – руки вперед. | |
4 – и.п. |
Средняя амплитуда обозначается термином «дуга» (дугами, дугой).
Амплитуда перемещения рук (руки) составляет более 90° и менее 360°.
Большая амплитуда обозначает, что перемещение руки соответствует 360°, т.е. по кругу. Поэтому здесь используются термины «круг», «круговые движения».
Например:
И.п. – стойка руки в стороны. | |
1 – дугами книзу, руки вверх. | |
2 – круг руками внутрь | |
3 – дугами наружу, руки вниз | |
4 – и.п. |
Направление движений руками по дуге и по кругу определяется начальным перемещением рук из различных положений.
| Из положений | ||
кверху | |||
| Руки в стороны | Руки вперед | Руки назад |
Движения руками дугой (дугами) и круг (круги) руками выполняются кверху – книзу. Например:
– дугой книзу, руки вверх;
– дугой кверху, руки вниз;
– круг руками книзу;
– круг руками кверху.
Движения дугой (дугами), круг (круги) выполняются также вперед – назад, наружу – внутрь.
О.с. | Руки вверх | Руки в стороны | Руки вперед |
Например:
Круг руками вперед. | Круг руками наружу | Дугами внутрь, руки вниз |
Положения и движения головой: вертикальное положение головы, наклон головы вперед, наклон головы влево, наклон головы вправо; поворот головы налево, поворот головы направо.
С учетом исходных положений движения головы выполняются дугой, по кругу (круг головой влево, круг головой вправо). При терминологической записи всегда пишется слово «голова».
Движения туловищем:
Наклон вперед | Наклон вперед прогнувшись | Наклон назад | Поворот туловища налево (направо) |
По терминологической записи при выполнении наклонов слово «туловище» не пишется и не произносится – только при скручивании (повороте) позвоночника, например: «наклон прогнувшись, руки на пояс»; «наклон назад», но не «наклон назад прогнувшись», так как наклон назад согнувшись выполнить невозможно; «поворот туловища направо (налево)».
Положения ног. Согласно правилам сокращения слово «нога» не пишется и не называется, заменяется на «правая» или «левая».
Правая (левая) вперед на носок | |
Левая (правая) в сторону на носок, руки в стороны | |
Правая (левая) согнута вперед, руки на пояс | |
Правая (левая) вперед, руки за голову |
Движения ногами выполняются махом, подъемом, выставлением.
К группе положений и движений ногами относят термины «выпад» (выпады), «полуприсед» и «присед»:
Выпад правой (левой) вперед, руки в стороны | |
Выпад влево (вправо), руки вверх | |
Полушпагат правой (левой), руки на пояс | |
Полуприсед, руки на пояс. | |
Присед, руки в стороны |
Термин «упор» предполагает выполнение упражнения, когда опора приходится на руки и ноги. При этом мышцы туловища испытывают значительное напряжение.
К упорам относят:
Упор присев | |
Упор лежа | |
Упор лежа на согнутых руках | |
Упор лежа сзади | |
Упор лежа сзади, согнув ноги | |
Упор лежа правым (левым) боком | |
Упор присев на левой (правой), правая (левая) в сторону на носок |
Термин «сед» используют при описании упражнений, выполняемых в партере:
Сед | |
Сед согнув ноги | |
Сед углом | |
Сед в группировке | |
Сед на пятках, руки на пояс | |
Сед ноги врозь | |
Сед углом, руки в стороны |
К данной группе могут быть отнесены положения лежа: на животе, на спине, на боку.
Названия положений рук определяются по отношению к туловищу:
Лежа на спине, руки вперед (а не вверх) | |
Лежа на животе, руки вверх |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно- развивающая программа"Мир глазами детей" арт - терапия в общей системе психокоррекционной работы с воспитанниками социально- реабилитационного центра.
Программа «Мир глазами детей» разработана для изучения чувств, идей, событий, для развития межличностных навыков и отношений, коррекции эмоционального состояния, формирования адекватной самооценки и у...
СООБЩЕНИЕ: «Систематизация коррекционно-развивающих упражнений по ЭМП»
СООБЩЕНИЕ:«Систематизация коррекционно-развивающих упражнений по ЭМП»...
Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине Техническое оснащение и организация рабочего места основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии НПО Повар, кондитер На базе среднего (полного) и общего образова
Общие положения…………………......................................................................41. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке……...41.1. Профессиональные и общие компетенц...
Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине Техническое оснащение и организация рабочего места основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии НПО Повар, кондитер На базе основного общего образования Норматив
Общие положения…………………......................................................................41. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке……...41.1. Профессиональные и общие компетенц...
Презентация" Методика коррекционно- развивающих занятий с использованием логоритмических упражнений для детей с недостатками речевого развития"
В презентации представлена методика коррекционно - развивающих занятий с использованием логоритмических упражнений....
Значение развивающих упражнений и игр на занятиях в театральной студии
Упражнения на развитие воображения и фантазии...
Аудирование на основе коммуникативного подхода и его место в развивающем обучении
Аудирование на начальном этапе обучения, является одной из самых актуальных тем в современной методике обучения английскому языку, так как без аудирования невозможно речевое общение.Именно на начально...