«Шесть шляп мышления»
план-конспект занятия
Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» легко может быть использован на уроке любой предметной области. Использование данного метода уроке развивает у обучающихся способность структурировать информацию, в «Шести шляпах мышления» автор представляет простой, но эффективный метод, позволяющий стать лучшим мыслителем. Он разделяет мышление на шесть отличных друг от друга режимов, обозначенных шляпами разного цвета. «Надевание» шляпы фокусирует мышление, «смена» шляпы изменяет его направление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
po_metodu_edvarda_de_bono.docx | 16.56 КБ |
Предварительный просмотр:
по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления»
Пояснительная записка.
Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп мышления» легко может быть использован на уроке любой предметной области. Использование данного метода уроке развивает у обучающихся способность структурировать информацию, в «Шести шляпах мышления» автор представляет простой, но эффективный метод, позволяющий стать лучшим мыслителем. Он разделяет мышление на шесть отличных друг от друга режимов, обозначенных шляпами разного цвета. «Надевание» шляпы фокусирует мышление, «смена» шляпы изменяет его направление.
СКАЗКА
В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.
Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шестью шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зелёной, жёлтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.
Первый говорит: «Возьму белую шляпу, так как белый – благородный цвет». «Возьму чёрную,- говорит второй,- строгий стиль меня всегда привлекал». Третий взял красную шляпу для привлечения внимания к себе. Четвёртый захотел сиять, как солнышко, излучать тепло и взял жёлтую шляпу. Пятый брат очень любил природу, ему нравилось наблюдать за тем, как всё меняется, он взял себе зелёную шляпу. А шестой хотел познать всё неизведанное – он выбрал синюю шляпу.
Братья разъехались. Через несколько лет они вновь встретились в доме отца.
Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всём происходящем, анализировать факты и события.
Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, кому-то – нет.
Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось.
Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел всё в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые называли его наивным.
Всё, к чему прикасался пятый брат, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже и не подозревал.
Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше.
Ведущий. Предлагаю вам представить себя на месте братьев и «примерить» одну из шляп. Вопросом обсуждения будет:
Зачем нужны заимствованые слова?
Участники в белой шляпе будут искать в этом методе только факты. Никаких эмоций и чувств, только факты.
В красной шляпе – проанализируют метод с позиции чувств, расскажут нам, что почувствовали, какие испытали чувства при изучении.
Участники в чёрной шляпе попытаются предостеречь нас, найти возможные риски и опасности.
Участники в жёлтой шляпе будут искать только всё самое хорошее, будут смотреть на содержание метода с позиции оптимиста.
Участники в зелёной шляпе попытаются уйти от стереотипов и стандартного мышления и предложить нам креативные идеи.
Ну а братом в синей шляпе и дирижёром оркестра буду я.
На выполнение работы даётся 5 минут.
Ведущий. Пока идёт работа в группах, мне нужен доброволец из зала. Погладьте, пожалуйста, себя по голове, теперь по животику, а теперь и начертите глазами восьмёрку. Очень хорошо. А теперь сделайте это всё одновременно. Легко?
Очень часто в нашей голове происходит то же самое. Мы одновременно пытаемся удержать информацию, пытаясь при этом следовать логике. Наши эмоции также постоянно участвуют в игре. Кроме того, мы должны быть конструктивны. Иногда мы даже можем пытаться подходить к делу творчески и искать новые идеи. В результате всё это мешает прийти к конструктивному решению. Эдвард де Боно разделяет мышление на шесть типов: белая шляпа, красная, чёрная, жёлтая, зелёная, синяя). В основе его метода лежит идея параллельного мышления. Параллельное мышление — это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют. Почему шляпы? Шляпу легко надеть и снять, кроме того, шляпы указывают на роль. «Примеряя» на себя шляпу определённого цветы, мы учимся думать в заданном направлении. Смена шляп приучает видеть один и тот же предмет с разных позиций, в результате чего складывается наиболее полная картина. Это универсальный метод, применить его может каждый учитель-предметник.
Этот метод позволяет сделать урок красочным и увлекательным. Цветные шляпы — это хорошо запоминающаяся метафора, которой легко научить и которую легко применять. Этот метод можно использовать на любом уровне сложности. Шляпы тоже необязательно использовать всех цветов. Метод признаёт значимость всех компонентов- эмоций, фактов, критики, новых идей – и включает их в работу в нужный момент.
Выступление коллег от каждой группы. 1-2 минуты на каждую группу.
Ведущий. А теперь послушайте окончание притчи.
Обсудив изменения, произошедшие в их жизни, братья пришли к выводу, что это и есть наследство отца, и решили…
-Как вы думаете, что решили сделать братья?
Братья решили поменяться шляпами для того, чтобы взглянуть на мир, с другой стороны. Смена шляп – ключевая идея метода де Боно. Меняйте шляпы, коллеги)))
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ток-шоу для старшеклассников «Небо, снимите шляпу!»
· Мероприятие представляет собой ток-шоу. Ведущий сообщает информацию о профессиональной и государственной деятельности первой в мире женщины – ко...
Презентация по русскому языку "Живая шляпа"
Презентация к уроку по русскому языку на тему "Живая шляпа". УМК "Начальная школа XXI века"...
Методическая разработка по МДК 03.01 "Осуществление защиты прав и свобод граждан" с применением интерактивных технологий по методу "6 мыслительных шляп Де Боно" (презентация)
Современные требования к реализации ФГОС СПО третьего поколения трубуют от педагога применения инновационных образовательных технологий. Методическая разработка выполнена в форме презентации и посвяще...
Прыжки в высоту с шестом
Прыжок с шестомПрыжок с шестом — дисциплина, относящаяся к вертикальным прыжкам технических видов легкоатлетической программы. Требует от спортсменов прыгучести, спринтерских качеств, координации движ...
Классный час Шестое чувство
Для классных руководителей...
3 Прием "Шесть шляп мышления"
Метод «Шесть шляп мышления»,разработан доктором медицины и психологии Оксфордского университета Эдвардом де Боне, крупнейшим специалистом с мировым именем в области творческого...
"Все дело в шляпе"
СЦЕНАРИЙ ДОСУГА 1-ГО АПРЕЛЯ в старшей группе...