Методическая разработка "Древнее зодчество"
методическая разработка

Трубникова Надежда Ивановна

Предмет обществознание предполагает знакомство обучающиеся с историей мировых религий. Подвести к пониманию важности религии в современном обществе, как одного из источников нравственного развития человека и общества в целом, было бы не достаточно. В рамках данной темы, необходимо подробно остановиться на православной вере, показать ее духовную красоту и величие через внутреннее устройство православного храма. К содержанию урока составлена подробная презентация, но будет идеально, если урок пройдет в форме экскурсии.

 

 

 

Тема урока: «Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма»

 

Цель урока: познакомиться с отражением основных догматов христианства в памятниках зодчества, раскрыть смысл внешнего и внутреннего устройства православного храма.

 

         Тип урока: формирование новых знаний

Форма проведения: рассказ – беседа с сопровождением музыкаль-демонстрационного материала

 

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, музыкальный центр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon drevnee_zodchestvo.doc54.5 КБ
Office presentation icon fotoalbom.ppt938.5 КБ
Office presentation icon pril.ppt2.98 МБ

Предварительный просмотр:

        Предмет обществознание предполагает знакомство обучающиеся с историей мировых религий. Подвести к пониманию важности религии в современном обществе, как одного из источников нравственного развития человека и общества в целом, было бы не достаточно. В рамках данной темы, необходимо подробно остановиться на православной вере, показать ее духовную красоту и величие через внутреннее устройство православного храма. К содержанию урока составлена подробная презентация, но будет идеально, если урок пройдет в форме экскурсии.

Тема урока: «Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма»

Цель урока: познакомиться с отражением основных догматов христианства в памятниках зодчества, раскрыть смысл внешнего и внутреннего устройства православного храма.

        Тип урока: формирование новых знаний

Форма проведения: рассказ – беседа с сопровождением музыкаль-демонстрационного материала

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, музыкальный центр.

        

         

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Объявление темы и цели урока

(Презентация. Слайд )

III. Изучение нового материала.

        Архитектурные памятники христианской православной культуры привлекают к себе внимание не только внешней красотой форм. Они позволяют узнать о красоте духовного мира мастеров, их создавших.

Если вести разговор о символике христианского искусства, то говоря о православном храме, о его архитектуре, мы найдем много символичного, такого, что расскажет нам о христианстве.

 (Презентация. Слайд )

 Среди дубравы

 Блестит крестами

 Храм пятиглавый

 С колоколами.

 К себе он тянет

 Неодолимо,

 Зовет и манит

 Он в край родимый.

 И сердце радостно

 Дрожит и тает,

 Пока звон благостный

 Не замирает.

 (А.К. Толстой)

(Презентация. Слайд)

        Одна маленькая девочка на вопрос: «Что такое храм?» ответила: «Это такой большой дом, где живет бог».

 Вот уж действительно, «устами младенца глаголет истина».

 Сам Господь сказал о храме так: «Дом Мой домом молитвы наречется»…

«Когда мы входим в храм, кладем крест на себя, мы должны остановиться и сказать: «Господи, будь милостив ко мне, грешному! Я пришел туда, где Твоя сила меня может обновить, где Твоя любовь меня может обнять, где Тыможешь научить меня Своим словом, очистить Своим действием».

 (Антоний Сурожский)

Храм – дом Бога на земле.

 (Презентация. Слайд)

        Христиане приходят в него для того, чтобы молиться (обращаться к Богу). В христианском понимании, храм соединяет в себе мир земной (людей) и Небесный. Как здание священное, храм отличается от обыкновенных зданий и внешним видом. Каждая деталь имеет глубокий смысл и значение. (Презентация. Слайд)

        Храм строится в виде:

        креста – символ Бога

        круга – символ вечности

        восьмиугольника – символ путеводной звезды

        Крест – связь небесного и земного пространства. Купол – символ неба, пламя горящей свечи.

        Посмотрите на Презентация. Презентация. Слайд, вы видите части православного храма (Презентация. Слайд).

        Барабан – верхняя часть здания, которая увенчивается куполом.

        Закомара – полукруглая часть верхней стены под куполом.

        Кокошники – похожие на закомары декоративные украшения.

(Презентация. Слайд)

        Апсида – полукруглая часть храма, где размещается алтарь.

(зарисовывают в тетрадях по шаблону и подписывают название частей храма).

        Христианские зодчие строили храмы с основанием, похожим на базилику (корабль), (Презентация. Слайд) крест или ротонду (круг). Вместо обычной крыши храм венчают золотые купола, а над ними сияют на солнце кресты (Презентация. Слайд). Купола было принято строить в виде «луковицы» или «шлема», покрытые золотом, они горят как гигантские свечи, устремленные в небеса, а свеча – символизирует христианскую молитву.

        Самостоятельная работа. А теперь посмотрим, как вы запомнили внешние части православного храма (у обучающихся на столе православный храм и название частей храма, необходимо разложить их в соответствии).

(Презентация. Слайд). Здания храмов завершаются куполом, который символизирует небо, куда должны обращаться все мысли и чаяния верующих.

        Купол православного храма заканчивается главою, на которую ставится восьмиконечный православный крест.

        Особенностью храмостроения на Руси является многоглавие. Количество куполов на храмах символично, от одного до семидесяти.    Например, 1 – символизирует Единого Бога, 3 – Святую Троицу, 4 – хевангелистов, 5 – Спаситель и четыре евангелиста, 7 – семь таинств Церкви, 9 – по числу ангельских чинов, тринадцать – Христос и двенадцать апостолов. Число глав может доходить до тридцати трех – по числу лет земной жизни Спасителя.

(Презентация. Слайд) Крест играет важное значение в жизни христиан, вознесенный на куполах храмов, является христианским символом Божественного искупления, Крестной Жертвы, принесенной за человека, символизируя радостную весть, что через Крестную Жертву Иисуса Христа всем людям открыта дверь на Небо.

Задание:

        Какого числа празднуется праздник Воздвижения Креста? (14 сентября)

        Что значит слово «Воздвижение»? (поднятие)

        Какие храмы Курской области вы знаете?

        А теперь мы совершим с вами путешествие в храм. Давайте посмотрим на схему внутреннего устройства храма (Презентация. Слайд ). 

Храм состоит из трех частей:

        притвор,

        средняя часть,

        алтарь.

(Презентация. Слайд) Поднявшись по ступеням храма, мы попадаем в притвор. Здесь в древние времена стояли некрещеные люди (не христиане), которые готовились еще к принятию Крещения. Часто над притвором расположена колокольня...

        (Презентация. Слайд) Посмотрите какая необычайная красота и тишина встречает нас при входе в храм, всюду нас окружают изображения ангелов и святых, которые смотрят на нас с фресок – изображение на стенах. Теплым золотистым сиянием свечей и разноцветными огоньками лампад (масляных светильников) освещаются иконы с образами.

        Проходим дальше и попадаем в среднюю часть храма (Презентация. Слайд). Средняя часть – чувственный мир. В ней стоят верные, которые при восприятии божественной Благодати – изливаемой в Таинствах – становятся освященными, причастниками Царства Божия.

        Солея – возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом в христианском храме. Кроме того сам алтарь находится на возвышении и таким образом солея является как бы продолжением алтаря наружу. Со стороны средней части храма солея обычно ограждена невысокой решёткой.

        В Русской Православной Церкви выдающаяся часть солеи перед Царскими вратами называется амвоном. На концах солеи располагаются клиросы. Солея служит как бы просцениумом для богослужения.

        Храм Божий – небесный островок на грешной земле (Презентация. Слайд). В алтаре помещается божественное начало. В средней части храма – начало человеческое, входящее в теснейшее общение с Богом. Алтарь получил значение верховного неба, "Неба Небесе", где пребывает только Бог с небесными чинами. Средняя часть храма означает частицу обновленного мира, новое небо и новую землю. Обе эти части друг с другом взаимодействуют: алтарь просвещает и руководит второй. При таком их соотношении восстанавливается нарушенный грехом порядок Вселенной.

        Самое большое количество икон можно увидеть в иконостасе (Презентация. Слайд). 

        Иконостас – перегородка, которая отделяет алтарь от средней части храма.

        Иконостас не просто стена (перегородка), на которой размещаются иконы, он символически (незримо) соединяет земной мир и Царство Небесное. Если мы приблизимся к иконостасу, то нам приоткроется мир Небесный. Иконы Иисуса Христа, Матери Божией, святых апостолов, пророков, христианских праздников расположены в иконостасе рядами.

(Презентация. Слайд) Иконостас показывает становление и жизнь Церкви во времени. Иконостас состоит из нескольких рядов икон, расположенных в определенном порядке.

        Праотеческий ряд (Презентация. Слайд) Располагается под крестом, в самом верху. Это образ Церкви ветхозаветной, еще не получившей Закон. Здесь изображены праотцы от Адама до Моисея. В центре этого ряда икона «Троица Ветхозаветная» – символ предвечного совета

        Святой Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление грехопадения человеческого.

        Пророческий ряд (Презентация.Слайд) В нем помещены иконы ветхозаветных пророков со свитками в руках, где написаны цитаты их пророчеств. Здесь изображаются не только авторы пророческих книг, но и цари Давид, Соломон, Илья пророк и другие люди, связанные с предвестием рождения Христа. Это Церковь, уже получившая Закон и через пророков возвещающая о Богородице, от которой воплотится Христос. Именно поэтому в центре этого ряда находится икона «Знамение», изображающая Божию Матерь с воздетыми в молении руками и с Богомладенцем в лоне.

        Праздничный ряд (Презентация.Слайд) Третий ряд повествует о событиях времени новозаветного: от Рождества Богородицы до Крестовоздвижения.

        Деисусный ряд (Презентация. Слайд) Четвертый, деисусный (или по-другому деисисный)

        чин – это моление всей Церкви ко Христу; моление, которое происходит сейчас и которое завершится на Страшном суде. В центре – икона «Спас в силах», представляющая Христа, как грозного судию всего мироздания; слева и справа – изображения Пресвятой Богородицы, святого Иоанна Предтечи, архангелов, апостолов и святых.

        Местный ряд (Презентация. Слайд) Нижний ярус или ряд называется местным, потому что в нем помещается местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого освящен храм. В центре этого ряда Царские ворота, слева – икона Богородицы, справа – икона Спасителя.

        За иконостасом расположен алтарь – главная часть храма (Презентация.Слайд), являет собой образ Рая, духовного мира, божественную сторону во Вселенной.

В нем находится Горнее место и Святой Престол. Престол – стол, находящийся посередине алтаря, на котором совершается таинство Святого Причащения.

Для христиан – это места особого присутствия Божиего. За престолом – запрестольный крест и семисвечник.

Алтарь символизирует собой Царство Небесное. Также в алтаре стоит жертвенник. На нем находятся предметы, необходимые для совершения церковной службы.

(Презентация. Слайд) Самое главное богослужение Православной Церкви называется Литургия, во время которого совершается Таинство Причащения (на греческом языке оно называется «Евхаристия» – благодарение), установленное Иисусом Христом во время Тайной Вечери.

        Службу совершают священнослужители. Священники входят в алтарь через специальные двери, устроенные в иконостасе (Презентация. Слайд). Иконостас имеет трое врат. Центральные, самые большие, называются Царскими Вратами. Они называются так потому, что через них невидимо выходит к нам Сам Царь Славы, Господь Иисус Христос, в чаше со Святыми Дарами. В Царские врата никому, кроме священнослужителей, входить не разрешается. Царские Врата обычно пышно украшаются резьбой росписью: иконами четырех Евангелистов и Благовещения Пресвятой Богородицы. Над ними помещаются изображения Тайной вечери.

(Презентация. Слайд) Завершается иконостас крестом или иконой Распятия (так же в форме креста).

        Иконостас отделяет алтарь от четверика (Презентация. Слайд). Четверик – это место, где собираются молящиеся люди. Он знаменует собой земной мир.

        Храмы украшаются росписями и расписываются по определенным правилам (канонам). В куполе храма – Христос вседержитель (Презентация. Слайд), над алтарем – Богородица, (Презентация. Слайд) в верхней части храма – святые и пророки, в средней – сюжеты Евангелия, рассказывающие о земной жизни Спасителя, (Презентация. Слайд) внизу – мученики, святители, цари и святые Церкви. А над горним местом размещается икона Спасителя. (Презентация. Слайд)

        В православном храме звучат молитвенные песнопения. При богослужении в православном храме используется колокольный звон как выражение молитв христиан, в которых они каются, радуются и прославляют Бога. Колокола размещаются на колокольне (или звоннице). Звонить на колокольне в колокола может только звонарь.

(Презентация. Слайд) Песня колокола России.

IV. Итог урока

        Подводятся итоги по достижению целей урока; выставляются оценки наиболее активным обучающимся.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Древнерусское зодчество: внешний вид и духовный смысл православного храма урок-презентация

Слайд 3

План Проверка знаний. Объяснение нового материала. Работа с понятиями. Закрепление.

Слайд 4

Цель: познакомиться с отражением основных догматов христианства в памятниках зодчества, раскрыть смысл внешнего и внутреннего устройства православного храма.

Слайд 5

Основные понятия: Базилика. Крест. Ротонда. Купол. Свеча. Крестная Жертва. Притвор. Фреска. Икона. Иконостас. Лампада. Алтарь. Горнее место. Святой Престол. Жертвенник. Литургия. Таинство Причащения. Священнослужитель. Царские врата. Клирос. Колокольный звон. Колокольня. Звонарь.

Слайд 6

Проверка домашнего задания (по вопросам с.69., учебник Духовное краеведение Подмосковья, автор Л. Н. Антонова)

Слайд 7

Повторение. Крестная Жертва, спасение, искупление человека Богом, Воскресение.

Слайд 8

Среди дубравы Блестит крестами Храм пятиглавый С колоколами. К себе он тянет Неодолимо, Зовет и манит Он в край родимый. И сердце радостно Дрожит и тает, Пока звон благостный Не замирает. (А. К. Толстой) Никольский храм Зарайского кремля

Слайд 9

Одна маленькая девочка на вопрос: «Что такое храм ?» ответила : « Это такой большой дом, где живет бог». Вот уж действительно, «устами младенца глаголет истина». Сам Господь сказал о храме так: «Дом Мой домом молитвы наречется»… «Когда мы входим в храм, кладем крест на себя, мы должны остановиться и … сказать: «Господи, будь милостив ко мне, грешному! Я пришел туда, где Твоя сила меня может обновить, где Твоя любовь меня может обнять, где Ты можешь научить меня Своим словом, очистить Своим действием». ( Антоний Сурожский )

Слайд 10

Благовещенская церковь г. Зарайск

Слайд 11

Храм – дом Бога на земле. Каждая деталь храма имеет глубокий смысл и значение. Храм строится в виде: - креста – символ Бога, - круга – символ вечности, - восьмиугольника –символ путеводной звезды. Крест – связь небесного и земного пространства Купол – символ неба, пламя горящей свечи.

Слайд 12

Барабан Закомара Барабан – верхняя часть здания, которая увенчивается куполом. Закомара – полукруглая часть верхней стены под куполом. Кокошники – похожие на закомары декоративные украшения.

Слайд 13

Благовещенская церковь г. Зарайск Апсида Апсида – полукруглая часть храма, где размещается алтарь.

Слайд 16

Здания храмов завершаются куполом, который символизирует небо, куда должны обращаться все мысли и чаяния верующих. Купол православного храма заканчивается главою, на которую ставится восьмиконечный православный крест. Особенностью храмостроения на Руси является многоглавие. Количество куполов на храмах символично, от одного до семидесяти. Например 1 - символизирует Единого Бога, 3 - Святую Троицу, 4 – евангелистов, 5 - Спаситель и четыре евангелиста, 7 - семь таинств Церкви, 9 - по числу ангельских чинов, тринадцать — Христос и двенадцать апостолов. Число глав может доходить до тридцати трех — по числу лет земной жизни Спасителя.

Слайд 18

Алтарь Средняя часть Притвор Храм имеет 3 части: -притвор -средняя часть -алтарь Внутреннее устройство храма

Слайд 19

Притвор Притвор – Раньше здесь стояли те, кто готовился стать христианами. Часто над притвором расположена колокольня... Притвор колокольня

Слайд 21

Средняя часть храма Солея — возвышение пола перед алтарной преградой или иконостасом в христианском храме. Кроме того сам алтарь находится на возвышении и таким образом солея является как бы продолжением алтаря наружу. Со стороны средней части храма солея обычно ограждена невысокой решёткой. В Русской Православной Церкви выдающаяся часть солеи перед Царскими вратами называется амвоном . На концах солеи располагаются клиросы . Солея служит как бы просцениумом для богослужения . Алтарь Иконостас Клирос Клирос Средняя часть Притвор Паперть Солея Амвон Средняя часть - чувственный мир. В ней стоят верные, которые при восприятии божественной Благодати - изливаемой в Таинствах - становятся освященными, причастниками Царства Божия.

Слайд 22

Храм Божий – небесный островок на грешной земле В алтаре помещается божественное начало. В средней части храма – начало человеческое, входящее в теснейшее общение с Богом. Алтарь получил значение верховного неба, "Неба Небесе", где пребывает только Бог с небесными чинами. Средняя часть храма означает частицу обновленного мира, новое небо и новую землю. Обе эти части друг с другом взаимодействуют: алтарь просвещает и руководит второй. При таком их соотношении восстанавливается нарушенный грехом порядок Вселенной.

Слайд 23

Иконостас Иконостас - перегородка, которая отделяет алтарь от средней части храма. Иконостас не просто стена (перегородка), на которой размещаются иконы, он символически (незримо) соединяет земной мир и Царство Небесное. Если мы приблизимся к иконостасу, то нам приоткроется Мир Небесный. Иконы Иисуса Христа, Матери Божией, Святых апостолов, пророков, христианских праздников расположены в Иконостасе рядами.

Слайд 24

Иконостас Иконостас показывает становление и жизнь Церкви во времени. Иконостас состоит из нескольких рядов икон, расположенных в определенном порядке.

Слайд 25

Праотеческий ряд Располагается под крестом, в самом верху. Это образ Церкви ветхозаветной, еще не получившей Закон. Здесь изображены праотцы от Адама до Моисея. В центре этого ряда икона «Троица Ветхозаветная» – символ предвечного совета Святой Троицы о самопожертвовании Бога Слова во искупление грехопадения человеческого.

Слайд 26

Пророческий ряд В нем помещены иконы ветхозаветных пророков со свитками в руках, где написаны цитаты их пророчеств. Здесь изображаются не только авторы пророческих книг, но и цари Давид, Соломон, Илья пророк и другие люди, связанные с предвестием рождения Христа. Это Церковь, уже получившая Закон и через пророков возвещающая о Богородице, от которой воплотится Христос. Именно поэтому в центре этого ряда находится икона «Знамение», изображающая Божию Матерь с воздетыми в молении руками и с Богомладенцем в лоне.

Слайд 27

Праздничный ряд Третий ряд повествует о событиях времени новозаветного: от Рождества Богородицы до Крестовоздвижения

Слайд 28

Деисусный ряд Четвертый, деисусный (или по-другому деисисный) чин – это моление Всей Церкви ко Христу; моление, которое происходит сейчас и которое завершится на Страшном суде. В центре – икона «Спас в силах», представляющая Христа, как грозного судию всего мироздания; слева и справа – изображения Пресвятой Богородицы, святого Иоанна Предтечи, архангелов, апостолов и святых.

Слайд 29

Местный ряд Нижний ярус или ряд называется местным , потому что в нем помещается местная икона, то есть икона праздника или святого, в честь которого освящен храм. В центре этого ряда Царские ворота, слева – икона Богородицы, справа – икона Спасителя.

Слайд 30

Алтарь Алтарь - главная часть храма , являет собой образ Рая, духовного мира, божественную сторону во Вселенной. В нем находится Горнее место и Святой Престол. Престол – стол, находящийся посередине алтаря, на котором совершается таинство Святого Причащения. Для христиан – это места особого Присутствия Божиего. За престолом –запрестольный крест и семисвечник. Алтарь символизирует собой Царство Небесное. Также в алтаре стоит жертвенник. На нем находятся предметы, необходимые для совершения церковной службы.

Слайд 31

Литургия. Таинство Причащения. Самое главное богослужение Православной Церкви называется Литургия , во время которого совершается Таинство Причащения (на греческом языке оно называется «Евхаристия» - благодарение), установленное Иисусом Христом во время Тайной Вечери.

Слайд 32

Царские врата Иконостас имеет трое врат. Центральные, самые большие, называются Царскими Вратами . Они называются так потому, что через них невидимо выходит к нам Сам Царь Славы, Господь Иисус Христос, в чаше со Святым Дарами. В Царские врата никому, кроме священнослужителей, входить не разрешается. Царские Врата обычно пышно украшаются резьбой росписью: иконами четырех Евангелистов и Благовещения Пресвятой Богородицы. Над ними помещаются изображения Тайной вечери.

Слайд 33

Завершение Завершается иконостас крестом или иконой Распятия (так же в форме креста).

Слайд 34

Четверик Иконостас отделяет алтарь от четверика. Четверик – это место, где собираются молящиеся люди. Он знаменует собой земной мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Основные конструктивные элементы памятников деревянного зодчества"

Работу выполнил обучающийся 2 курса по профессии "Реставратор строительный". Работа содержит характеристику основных конструктивных элементов памятников деревянного зодчества....

Программа учебной дисциплины "Архитектурные стили в зодчестве северной столицы" для слушателей курсов «ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Архитектура  неразрывно связана с историей, политикой и экономикой. Стиль в архитектуре – это реальное воплощение потребностей, идей и вкусов архитекторов, заказчиков и общества в це...

Символика цвета в храмовом зодчестве Воронежа.

Студенческая научно-исследовательская работа....

Зодчество 14-15вв.

Работа содержит архитектурные изделия данного периода времени, которые развивались в России...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС МДК.04.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы учителя начальных классов ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 04 Методическое обеспечение образовательного процесса по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных кла

Составлен в соответствиис Федеральным государственным образовательным стандартомдля специальности «Преподавание в начальных классах»,программой  МДК.04.01. Теоретические и прикладные ...

Методическая разработка по обобщению педагогического опыта преподавателя Елизаровой Н.Н. на тему: "Русское зодчество, от землянки до палат. Деревянное кружево Руси".

Русская культура является главным носителем традиций, нрвственных и духовных ценностей, сформировавших русский народ, как единую общность. Она занимает совершенно особое место в истории мировой культу...