Программа учебной дисциплины "Архитектурные стили в зодчестве северной столицы" для слушателей курсов «ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
рабочая программа по теме
Архитектура неразрывно связана с историей, политикой и экономикой. Стиль в архитектуре – это реальное воплощение потребностей, идей и вкусов архитекторов, заказчиков и общества в целом. Развитие и смена архитектурных стилей в Санкт-Петербурге ярко иллюстрирует реализацию потребностей заказчиков и вкусов архитекторов с учётом меняющейся общественной моды на стиль.
Учебный курс выстроен по хронологическому принципу с использованием традиционной классификации стилей. Программа курса позволяет преподавателю делать свой выбор при освещении вопросов, считающихся спорными в научных кругах, без ущерба для слушателей, знакомя их с фактической стороной излагаемого материала.
Принцип построения учебной программы таков, что преподаватель сначала знакомит слушателей с краткой исторической характеристикой времени, в котором появился новый стиль, а затем приводит характерные особенности стиля, чтобы именно на них слушатели обращали особое внимание при дальнейшем знакомстве с конкретными образцами. После этого программа предусматривает рассказ о сооружениях, в которых данный стиль проявляется наиболее ярко. Эти примеры обычно объединяются по видам архитектурных сооружений («Дворцы, особняки и дачи», «Церкви, часовни и монастыри» и т. п. ). Самые выдающиеся сооружения выделены в отдельные разделы.
Данный курс адресован слушателям курсов по подготовке экскурсоводов в системе дополнительного профессионального образования, изучающим архитектуру Санкт-Петербурга.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
arkhitekturnye_stili_-_2.docx | 12.01 КБ |
Предварительный просмотр:
АНО ДПО «БАЛТИЙСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР»
ПРОГРАММА
Учебной дисциплины
АРХИТЕКТУРНЫЕ СТИЛИ В ЗОДЧЕСТВЕ СЕВЕРНОЙ СТОЛИЦЫ
ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ КУРСОВ «ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Составил
ФЕДОРЕНКО СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ,
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
АНО ДПО «БАЛТИЙСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР»
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2013 / 2014
Содержание:
1. Пояснительная записка
2. Учебно-тематический план курса «Архитектурные стили в зодчестве северной столицы»
3. Программа курса «Архитектурные стили в зодчестве северной столицы»
4. Список литературы
5. Вопросы к зачёту
- Пояснительная записка
Архитектура неразрывно связана с историей, политикой и экономикой. Стиль в архитектуре – это реальное воплощение потребностей, идей и вкусов архитекторов, заказчиков и общества в целом. Развитие и смена архитектурных стилей в Санкт-Петербурге ярко иллюстрирует реализацию потребностей заказчиков и вкусов архитекторов с учётом меняющейся общественной моды на стиль.
Учебный курс выстроен по хронологическому принципу с использованием традиционной классификации стилей. Программа курса позволяет преподавателю делать свой выбор при освещении вопросов, считающихся спорными в научных кругах, без ущерба для слушателей, знакомя их с фактической стороной излагаемого материала. Например, ряд исследователей выделяет особо аннинское барокко, а другие учёные склоняются к взгляду на то, что существенных изменений в архитектуре петровского барокко не произошло и выделять особо барокко времён правления Анны Иоанновны не стоит. Нет у искусствоведов и единого взгляда на ампир. Одни считают его самостоятельным архитектурным стилем, рождённым в наполеоновской Франции и пришедшей на русскую почву, когда Российская Империи переживала «дней Александровых прекрасное начало». Другие видят в ампире лишь затухающий этап позднего классицизма. Нечто похожее применимо и к архитектурным сооружениям. Не всегда возможно некоторые постройки приписать к какому-то определённому архитектурному стилю. Это связано часто с тем, что строительство затягивалось на десятилетия, за это время успевали поменяться как заказчики и архитекторы, так и архитектурные вкусы общества в целом. Например, Крестовоздвиженский собор на Лиговке был выстроен в стиле барокко, но после возведения прекрасной колокольни в стиле классицизма сам подвергся перестройке, не до конца лишившей его барочных признаков.
Принцип построения учебной программы таков, что преподаватель сначала знакомит слушателей с краткой исторической характеристикой времени, в котором появился новый стиль, а затем приводит характерные особенности стиля, чтобы именно на них слушатели обращали особое внимание при дальнейшем знакомстве с конкретными образцами. После этого программа предусматривает рассказ о сооружениях, в которых данный стиль проявляется наиболее ярко. Эти примеры обычно объединяются по видам архитектурных сооружений («Дворцы, особняки и дачи», «Церкви, часовни и монастыри» и т. п. ). Самые выдающиеся сооружения выделены в отдельные разделы.
Рассматриваемая тема весьма обширна, многое остаётся за рамками учебного курса, но само изучение его, потребности дальнейшего профессионального самосовершенствования, стимулируют у сегодняшних слушателей поиск недостающего материала посредством предлагаемого списка литературы.
- Учебно-тематический план и поурочное планирование курса «Архитектурные стили в зодчестве северной столицы»
№ | Раздел | Тема урока | Основное содержание излагаемого материала | Тип занятия | Кол-во часов в разделе |
1 | Введение: архитектура и стиль | Архитектура и стиль |
(художественная) сторона архитектуры.
| Рассказ-показ | 1 |
2 | Архитектура первой половины XVIII века | Истоки петербургской архитектуры |
| Лекция с элементами практической работы | 10 |
3 | Архитектура первой половины XVIII века | Первые зодчие Санкт-Петербурга |
| лекция | |
4 | Архитектура первой половины XVIII века | Петровское барокко |
| Лекция с элементами практической работы | |
5 | Архитектура первой половины XVIII века | Памятники архитектуры петровского барокко |
| Лекция с элементами практической работы | |
6 | Архитектура первой половины XVIII века | Анненское барокко (барокко переходного периода) |
| Рассказ-беседа | |
7 | Архитектура первой половины XVIII века | Памятники анненского барокко в Петербурге |
| Лекция с элементами практической работы | |
8 | Архитектура первой половины XVIII века | Особенности стиля елизаветинского (русского) барокко |
| ||
9 | Архитектура первой половины XVIII века | Памятники архитектуры елизаветинского барокко: дворцы |
| ||
10 | Архитектура первой половины XVIII века | Памятники архитектуры елизаветинского барокко: петербургские дома | |||
11 | Архитектура первой половины XVIII века | Памятники архитектуры елизаветинского барокко: церкви и монастыри | |||
12 | Архитектура Санкт-Петербурга второй половины XVIII века | ||||
13 | Архитектура Санкт-Петербурга второй половины XVIII века | ||||
14 | Архитектура Санкт-Петербурга второй половины XVIII века | ||||
15 | Архитектура Санкт-Петербурга второй половины XVIII века | ||||
16 | Архитектура Санкт-Петербурга второй половины XVIII века | ||||
17 | Архитектура Санкт-Петербурга второй половины XVIII века | ||||
18 | |||||
19 | |||||
20 | |||||
21 | |||||
22 | |||||
23 | |||||
24 | |||||
25 | |||||
26 | |||||
27 | |||||
28 | |||||
29 | |||||
30 | |||||
31 | |||||
32 | |||||
33 | |||||
34 | |||||
35 | |||||
36 |
3. Программа курса «Архитектурные стили в зодчестве северной столицы»
- Список литературы
Александрова, Л.Б. Луиджи Руска./Л.Б.Александрова. -1-е изд. - Л.: Лениздат, 1990.
Бартенев, И.А. Современная архитектура Ленинграда./И.А. Бартенев. - 1-е изд. - Л.: Лениздат,1966.
Бастарева, Л.И., Сидорова В.И. Петропавловская крепость. - 2-е изд. - Л.: Лениздат,1989.
Богданов, И.А. Гостиный двор./И.А. Богданов. -1-е изд. - Л.: Лениздат,1988.
Бунин, М.С. Архитектурный ансамбль стрелки Васильевского острова и Университетской набережной. - Л.: Художник РСФСР, 1973.
Бутиков, Г.П. Исаакиевский собор. /Г.П. Бутиков. - 1-е изд. - Л.: Художник РСФСР, 1973.
Дмитриева, Е.В. Санкт-Петербург. Век ХХ: Пособие по истории города./Е.В. Дмитриева. - 2-е изд. - СПб.: КОРОНА принт, 2001.
Дмитриева, Е.В. Санкт-Петербург. Культура и быт: Пособие по истории города../Е.В. Дмитриева. - 2-е изд. - СПб.: КОРОНА принт, 2001.
Дмитриева, Е.В. Санкт-Петербург. Пособие по истории города../Е.В. Дмитриева. - 2-е изд. - СПб.: КОРОНА принт, 2000.
Дмитриева, Е.В. Санкт-Петербург: архитектурные стили. Пособие по истории города../Е.В. Дмитриева. - 2-е изд. - СПб.: КОРОНА принт, 2008.
Заварихин, С.П. Явление Санктъ-Питеръ-Бурха: Архитектурные портреты.С.П. Заварихин.-1-е изд. - СПб.: Стройиздат СПб, 1996.
Зодчие Санкт-Петербурга. ХХ век. - СПб.: Лениздат, 2000.
Исаченко, В.Г. Архитектура Санкт-Петербурга. Справочник-путеводитель. /В.Г. Исаченко. - 2-е изд.- СПб.: Паритет, 2002.
Канн, П.Я. Стрелка Васильевского острова./П.Я. Канн -1-е изд. - Л.: Лениздат, 1973.
Кириков, Б.М. Архитектура петербургского модерна. Особняки и доходные дома. - СПб.: Журнал «Нева», 2003.
Кий А.И. ,Русский музей.А.И. Кий - 1-е изд. - Л.: Лениздат, 1982.
Козьмян, Г.К. Чарлз Камерон. /П.Я. Канн - 1-е изд. - Л.: Лениздат, 1987.
Коршунова, М.Ф. Юрий Фельтен./М.Ф. Коршунова - 1-е изд. - Л.: Лениздат, 1988.
Костылев, Р.П., Пересторонина Г.Ф. Петербургские архитектурные стили XVIII-начала ХХ вв. - СПб.: Паритет, 2003.
Кючарианц, Д.А. Антонио Ринальди./Д.А. Кючарианц -1-е изд. - Л.: Лениздат, 1976.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Основы создания стиля покупателя"
Рабочая программа учебной дисциплины "Основы создания стиля покупателя"...
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД 02 Психология «Профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.01. Лечебное дело углубленная подготовка
Разработчик: Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Походяева Т.Н., методист ГБОУ СПО НО «НМБК» Ветлужский филиалСодержательная экспертиза: Слюзина...
Рабочая программа учебной дисциплины «История стилей в костюме» специальность 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий
Учебная дисциплина является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 29.02.04 Конструирование, моделирование и технология швейных изделий....
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального
Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык. Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05 Агрономия.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык .Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 26.02.01 Ветеринария, 35.02.15 Кинология.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...