Символика цвета в храмовом зодчестве Воронежа.
статья на тему
Студенческая научно-исследовательская работа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Тезисы для студенческой конференции | 72.5 КБ |
simvolika_tsveta_v_hramovom_zodchestve_voronezha.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Символика цвета в храмовом зодчестве Воронежа.
Студентка группы 431
Алехина Виктория
Руководитель Остролуцкая О.А.
Если посмотреть на карту Воронежа, то видно как много храмов построено и продолжает строиться на городских территориях. Именно купола и колокольни церквей и соборов образуют силуэт, особенно бровки правобережья, активно участвуют в формировании цветовой среды города. Эти красивейшие сооружения способствуют сохранению и приумножению историко-культурного наследия нашего города.
Православные храмы в Воронеже строились в течение XVI—XXI веков, сохранившиеся каменные здания лишь на столетие моложе самого города. К созданию религиозных комплексов и отдельных зданий привлекались крупные российские зодчие Д. Кваренги, А. Мельников, местные архитекторы И. Блицын, В. Гайн, И. Волков, М. Клейнер, А. Кюи.
В прежнем Воронеже с населением в 100 тысяч человек имелось 17 приходских, 3 кладбищенских и 5 монастырских храмов. Ещё 5 приходов состояли в пригородных слободах Чижовке, Монастырщенке, Придаче, селе Отрожка, вошедших с тех пор в городскую черту. В общественных учреждениях, учебных заведениях, больницах, детских приютах, казармах и тюрьмах было обустроено более 20 домовых церквей.
На сегодняшний день на территории Воронежа находятся 23 действующих приходских православных храма, из них 11 новопостроенных в конце ХХ – начале ХХI в.в; 10 больничных, воинских, тюремных и домовых церквей. Ведётся строительство ещё 19 храмов и часовен.
Успе́нский (Адмиралте́йский) хра́м и Алексеевская церковь (1674) на территории Алексеево-Акатова женского монастыря (первоначально мужской) — это старейшие каменные постройки Воронежского края. Главным храмом города является Благовещенский кафедральный собор, строительство которого закончено в начале ХХI.
Целью нашего исследования было изучение традиций использования символики цвета в православном зодчестве города Воронежа с ХVI по XXI века.
Цвет является важным символическим значением. В храмовой архитектуре использовали такие цвета, как белый, красный, голубой, зеленый, желтый или золото. В оформлении церквей на Руси применялись следующие цвета: для стен белый, красный, голубой, синий, зеленый; купола часто имели зеленую, синюю окраску, либо покрывались золотом. Каждый из цветов несет свое значение и энергетику.
Цвет в храме это не просто средство выражения художественного замысла, он несет в себе глубокий смысл, духовное значение празднуемых святых и священных событий. Для того, чтобы правильно определить основной цвет оформления, необходимо знать какой цвет присвоен тому или иному празднику.
В процессе исследования традиций православной культуры и храмового зодчества, нами были выделены пять групп православных праздников, в которые входят праздники и события, в честь которых давали названия храмам. На основании полученных данных нами была выполнена сводная таблица, в которой видно соответствие основных групп православных праздников и соответствующих им цветов.
Таблица 1.
№ п/п | Группа праздников | Цвет облачения духовенства | Цвет купола | Цвет фасада | Основной цвет | Символика цвета |
I. | Двунадесятые: Рождество Богородицы, Воздвижение, Введение во храм, Крещение, Сретение, Благовещение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Троица; Преображение, Успение. Группа праздников пророков, апостолов и святителей. | Золотой (желтый), всех оттенков. | Золотой | Желтый Белый | Желтый | Образ божественного, непронизаемого света, радостный, солнечный, весенний цвет. |
Золотой | Чистота девства: целомудрие, телесная и духовная целостность | |||||
Белый | «Светлый», «ясный», «прозрачный», «непорочный», «безгрешный», символ чистоты и отрешенности | |||||
II. | Группа праздников и дней памяти Пресвятой Богородицы, бесплотных сил, дев и девственников. | голубой и белый. | Синий со звёздами | Голубой | ||
Голубой | «Небесный», божественный, трансцендентный цвет. | |||||
III. | Группа праздников и дней памяти о Кресте Господнем. | фиолетовый или темно-красный. | - | красный | красный | Символ жизни, радости праздника, знаком царской власти, символ мученичества, символом «огня и меча», цвет благодарности и дарования вечной жизни. |
IV. | Группа праздников и дней памяти мучеников. | красный. | ||||
V. | Группа праздников и дней памяти преподобных, подвижников, юродивых. День Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим, день Святого Духа | Зеленые облачения всех оттенков. | Зелёный, серебряный | Белый, зелёный | Зелёный | Юность, цветение. Иногда являлся символом неба с наполняющими его силами.. Белый с зеленым – рождение новой чистой, непорочной жизни. |
И хотя, надо заметить, что всё это не догма, а лишь традиция, не везде и всегда соблюдаемая. Тем не менее, проведя анализ цветовых решений церквей, расположенных на территории Воронежа, нами было выявлено соответствие и преемственность традиций на протяжении 6 веков.
Так, например, в соответствии с традициями русского православного зодчества стены главного храма Воронежа – Благовещенского собора окрашены в белый цвет, который означает «непорочный», «безгрешный», к тому же это храм посвящённый одному из двунадесятых православных праздников. Так же в белый цвет, являющийся символом чистоты и отрешенности, окрашены стены Тихвино-Онуфриевского и Спасского храмов, церкви Андрея Первозванного, храм во имя Блаженной Ксении Петербургской, которые посвящены пресвятой Богородице, пророкам, апостолам и святителям,
Церковь, посвящённая Успению пресвятой Богородицы на левом берегу увенчана синими куполами с золотыми звёздами, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии, а фасады окрашены в голубой цвет – «небесный», божественный, посвящённый Богородице. Казанская церковь так же имеет синие со звёздами купола, так как посвящёна Казанской иконе Божьей матери.
Жёлтый фасад Успенской Адмиралтейской церкви, посвящённой празднику Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии создают образ божественного, «непронизаемого» света. Фасад жёлтого цвета имеют церковь апостола Андрея Первозванного и храм Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Золотые купола, символизирующие образ божественного – у храмов, посвящённых Христу и двунадесятым праздникам (12 важнейшим праздникам после Пасхи: Рождество, Благовещение и т.д.): Воскресенский храм, Введенская церковь, Покровский собор, Богоявленская церковь.
Стены Ильинской церкви, церкви Пантелеймона Целителя у больницы «Электроника», храма Всех Святых в земле Российской просиявших, церковь святого великомученика Георгия Победоносца окрашены в красные цвета, что соответствует символам мученичества, благодарности и дарования вечной жизни.
Зелёные и серебряные купола делают в храмах, посвящённых святым, купола этих цветов можно увидеть на церкви Сергия Радонежского, Татьяны мученицы, серебряные купола венчают также церковь Бориса и Глеба при институте МВД, храм Александра Невского, Архангельскую церковь в Репном.
В разных оттенках зёлёного цвета выполнены купола и фасад Троицкой церкви, именно зелёный цвет является основным цветом летнего праздника Святой Троицы. Стены храма святителя Митрофана Воронежского на источнике окрашены в зелёный цвет, а купола в золотой, это означает, что данный храм освящён в честь почитаемого святого.
Формы материальной культуры со временем могут изменяться, но символы продолжают очень тщательно воспроизводится из поколения в поколение. С помощью символов люди искали способы сообщить друг другу нечто такое, что превосходит пределы и возможности языка. В одной и той же фигуре, форме, цвете смысл может быть и скрытый и явный. В этом и заключается особая притягательность символического языка.
Предварительный просмотр:
Символика цвета в храмовом зодчестве Воронежа.
Студентка группы 431
Алехина Виктория
Руководитель Остролуцкая О.А.
Если посмотреть на карту Воронежа, то видно как много храмов построено и продолжает строиться на городских территориях. Именно купола и колокольни церквей и соборов образуют силуэт, особенно бровки правобережья, активно участвуют в формировании цветовой среды города. Эти красивейшие сооружения способствуют сохранению и приумножению историко-культурного наследия нашего города.
Православные храмы в Воронеже строились в течение XVI—XXI веков, сохранившиеся каменные здания лишь на столетие моложе самого города. К созданию религиозных комплексов и отдельных зданий привлекались крупные российские зодчие Д. Кваренги, А. Мельников, местные архитекторы И. Блицын, В. Гайн, И. Волков, М. Клейнер, А. Кюи.
В прежнем Воронеже с населением в 100 тысяч человек имелось 17 приходских, 3 кладбищенских и 5 монастырских храмов. Ещё 5 приходов состояли в пригородных слободах Чижовке, Монастырщенке, Придаче, селе Отрожка, вошедших с тех пор в городскую черту. В общественных учреждениях, учебных заведениях, больницах, детских приютах, казармах и тюрьмах было обустроено более 20 домовых церквей.
На сегодняшний день на территории Воронежа находятся 23 действующих приходских православных храма, из них 11 новопостроенных в конце ХХ – начале ХХI в.в; 10 больничных, воинских, тюремных и домовых церквей. Ведётся строительство ещё 19 храмов и часовен.
Успе́нский (Адмиралте́йский) хра́м и Алексеевская церковь (1674) на территории Алексеево-Акатова женского монастыря (первоначально мужской) — это старейшие каменные постройки Воронежского края. Главным храмом города является Благовещенский кафедральный собор, строительство которого закончено в начале ХХI.
Целью нашего исследования было изучение традиций использования символики цвета в православном зодчестве города Воронежа с ХVI по XXI века.
Цвет является важным символическим значением. В храмовой архитектуре использовали такие цвета, как белый, красный, голубой, зеленый, желтый или золото. В оформлении церквей на Руси применялись следующие цвета: для стен белый, красный, голубой, синий, зеленый; купола часто имели зеленую, синюю окраску, либо покрывались золотом. Каждый из цветов несет свое значение и энергетику.
Цвет в храме это не просто средство выражения художественного замысла, он несет в себе глубокий смысл, духовное значение празднуемых святых и священных событий. Для того, чтобы правильно определить основной цвет оформления, необходимо знать какой цвет присвоен тому или иному празднику.
В процессе исследования традиций православной культуры и храмового зодчества, нами были выделены пять групп православных праздников, в которые входят праздники и события, в честь которых давали названия храмам. На основании полученных данных нами была выполнена сводная таблица, в которой видно соответствие основных групп православных праздников и соответствующих им цветов.
Таблица 1.
№ п/п | Группа праздников | Цвет облачения духовенства | Цвет купола | Цвет фасада | Основной цвет | Символика цвета |
I. | Двунадесятые: Рождество Богородицы, Воздвижение, Введение во храм, Крещение, Сретение, Благовещение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение Господне, Троица; Преображение, Успение. Группа праздников пророков, апостолов и святителей. | Золотой (желтый), всех оттенков. | Золотой | Желтый Белый | Желтый | Образ божественного, непронизаемого света, радостный, солнечный, весенний цвет. |
Золотой | Чистота девства: целомудрие, телесная и духовная целостность | |||||
Белый | «Светлый», «ясный», «прозрачный», «непорочный», «безгрешный», символ чистоты и отрешенности | |||||
II. | Группа праздников и дней памяти Пресвятой Богородицы, бесплотных сил, дев и девственников. | голубой и белый. | Синий со звёздами | Голубой | ||
Голубой | «Небесный», божественный, трансцендентный цвет. | |||||
III. | Группа праздников и дней памяти о Кресте Господнем. | фиолетовый или темно-красный. | - | красный | красный | Символ жизни, радости праздника, знаком царской власти, символ мученичества, символом «огня и меча», цвет благодарности и дарования вечной жизни. |
IV. | Группа праздников и дней памяти мучеников. | красный. | ||||
V. | Группа праздников и дней памяти преподобных, подвижников, юродивых. День Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим, день Святого Духа | Зеленые облачения всех оттенков. | Зелёный, серебряный | Белый, зелёный | Зелёный | Юность, цветение. Иногда являлся символом неба с наполняющими его силами.. Белый с зеленым – рождение новой чистой, непорочной жизни. |
И хотя, надо заметить, что всё это не догма, а лишь традиция, не везде и всегда соблюдаемая. Тем не менее, проведя анализ цветовых решений церквей, расположенных на территории Воронежа, нами было выявлено соответствие и преемственность традиций на протяжении 6 веков.
Так, например, в соответствии с традициями русского православного зодчества стены главного храма Воронежа – Благовещенского собора окрашены в белый цвет, который означает «непорочный», «безгрешный», к тому же это храм посвящённый одному из двунадесятых православных праздников. Так же в белый цвет, являющийся символом чистоты и отрешенности, окрашены стены Тихвино-Онуфриевского и Спасского храмов, церкви Андрея Первозванного, храм во имя Блаженной Ксении Петербургской, которые посвящены пресвятой Богородице, пророкам, апостолам и святителям,
Церковь, посвящённая Успению пресвятой Богородицы на левом берегу увенчана синими куполами с золотыми звёздами, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии, а фасады окрашены в голубой цвет – «небесный», божественный, посвящённый Богородице. Казанская церковь так же имеет синие со звёздами купола, так как посвящёна Казанской иконе Божьей матери.
Жёлтый фасад Успенской Адмиралтейской церкви, посвящённой празднику Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии создают образ божественного, «непронизаемого» света. Фасад жёлтого цвета имеют церковь апостола Андрея Первозванного и храм Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Золотые купола, символизирующие образ божественного – у храмов, посвящённых Христу и двунадесятым праздникам (12 важнейшим праздникам после Пасхи: Рождество, Благовещение и т.д.): Воскресенский храм, Введенская церковь, Покровский собор, Богоявленская церковь.
Стены Ильинской церкви, церкви Пантелеймона Целителя у больницы «Электроника», храма Всех Святых в земле Российской просиявших, церковь святого великомученика Георгия Победоносца окрашены в красные цвета, что соответствует символам мученичества, благодарности и дарования вечной жизни.
Зелёные и серебряные купола делают в храмах, посвящённых святым, купола этих цветов можно увидеть на церкви Сергия Радонежского, Татьяны мученицы, серебряные купола венчают также церковь Бориса и Глеба при институте МВД, храм Александра Невского, Архангельскую церковь в Репном.
В разных оттенках зёлёного цвета выполнены купола и фасад Троицкой церкви, именно зелёный цвет является основным цветом летнего праздника Святой Троицы. Стены храма святителя Митрофана Воронежского на источнике окрашены в зелёный цвет, а купола в золотой, это означает, что данный храм освящён в честь почитаемого святого.
Формы материальной культуры со временем могут изменяться, но символы продолжают очень тщательно воспроизводится из поколения в поколение. С помощью символов люди искали способы сообщить друг другу нечто такое, что превосходит пределы и возможности языка. В одной и той же фигуре, форме, цвете смысл может быть и скрытый и явный. В этом и заключается особая притягательность символического языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему: "Основные конструктивные элементы памятников деревянного зодчества"
Работу выполнил обучающийся 2 курса по профессии "Реставратор строительный". Работа содержит характеристику основных конструктивных элементов памятников деревянного зодчества....
Урок изоискусства в 5 классе на тему «Древние образы в народном искусстве. Символика цвета и формы»
Конспект урока на деятельностной основе...
Программа учебной дисциплины "Архитектурные стили в зодчестве северной столицы" для слушателей курсов «ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Архитектура неразрывно связана с историей, политикой и экономикой. Стиль в архитектуре – это реальное воплощение потребностей, идей и вкусов архитекторов, заказчиков и общества в це...
презентация к уроку по Цветоведению "Символика и психоэмоциональное восприятие цвета"
quot;Психоэмоциональное восприятие цвета" Цветоведение....
4. Сборник презентаций – «Храмовая архитектура»
Сборник презентаций знакомит обучающихся с историческими особенностями храмового строительства, с оригинальностью конструкций храмов. Кроме этого сборник презентаций поможет об...
Образование. Воспитание. Практическая подготовка / Сборник статей X Межрегиональной научно — практической конференции преподавателей среднего профессионального образования. – Воронеж: Филиал РГУПС в г. Воронеж, 2021
Завьялова С.В. Система moodle как один из способов дистанционного обучения С. 29-32...
Храмовая архитектура
Программные задачи:1. Закрепить знания детей о храмовой архитектуре, активизировать историко-культурный словарь.2. Уточнить понятия архитектура, архитектор.3. Прививать детям интерес...