Символика цвета в храмовом зодчестве Воронежа.
статья на тему

Остролуцкая Ольга Александровна

Студенческая научно-исследовательская работа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Символика цвета в храмовом зодчестве Воронежа.

                                                                          Студентка группы 431

Алехина Виктория

Руководитель Остролуцкая О.А.  

 Если посмотреть на карту Воронежа, то видно как много храмов построено и продолжает строиться на городских территориях. Именно купола и колокольни церквей и соборов образуют силуэт, особенно бровки правобережья, активно участвуют в формировании цветовой среды города. Эти красивейшие сооружения способствуют сохранению и приумножению историко-культурного наследия нашего города.

Православные храмы в Воронеже строились в течение XVI—XXI веков, сохранившиеся каменные здания лишь на столетие моложе самого города. К созданию религиозных комплексов и отдельных зданий привлекались крупные российские зодчие Д. Кваренги, А. Мельников, местные архитекторы И. Блицын, В. Гайн, И. Волков, М. Клейнер, А. Кюи.

В прежнем Воронеже с населением в 100 тысяч человек имелось 17 приходских, 3 кладбищенских и 5 монастырских храмов. Ещё 5 приходов состояли в пригородных слободах Чижовке, Монастырщенке, Придаче, селе Отрожка,  вошедших с тех пор в городскую черту. В общественных учреждениях, учебных заведениях, больницах, детских приютах, казармах и тюрьмах было обустроено более 20 домовых церквей.

     На сегодняшний день на территории Воронежа находятся 23 действующих приходских православных храма, из них 11 новопостроенных в конце ХХ – начале ХХI в.в; 10 больничных, воинских, тюремных и домовых церквей. Ведётся строительство ещё 19 храмов и часовен.

  Успе́нский (Адмиралте́йский) хра́м  и Алексеевская церковь (1674) на территории Алексеево-Акатова женского монастыря (первоначально мужской) — это старейшие каменные постройки Воронежского края. Главным храмом города является Благовещенский кафедральный собор, строительство которого закончено в начале ХХI.

Целью нашего исследования было изучение традиций использования символики цвета в православном зодчестве города Воронежа с ХVI по XXI века.  

Цвет является важным символическим значением. В храмовой архитектуре использовали такие цвета,  как белый, красный, голубой, зеленый, желтый или золото. В оформлении церквей на Руси применялись следующие цвета: для стен белый, красный, голубой, синий, зеленый; купола часто имели зеленую, синюю окраску, либо покрывались золотом. Каждый из цветов несет свое значение и энергетику.

Цвет в храме это не просто средство выражения художественного замысла, он несет в себе глубокий смысл, духовное значение празднуемых святых и священных событий. Для того, чтобы правильно определить основной цвет оформления, необходимо знать какой цвет присвоен тому или иному празднику.

В процессе исследования традиций православной  культуры и храмового зодчества, нами были выделены пять групп православных праздников,  в которые  входят праздники и события, в честь которых давали названия храмам. На основании полученных данных нами была выполнена сводная таблица, в которой видно соответствие основных групп православных праздников и соответствующих им цветов.

Таблица 1.

п/п

Группа праздников

Цвет облачения духовенства

Цвет купола

Цвет фасада

Основной цвет

Символика цвета

I.

Двунадесятые: Рождество Богородицы,

Воздвижение,  

Введение во храм,  

Рождество Христово,

Крещение,

Сретение,

Благовещение,  Вход Господень в Иерусалим,  Вознесение Господне,

 Троица;

Преображение,

Успение.

Группа праздников пророков, апостолов и святителей.

Золотой (желтый), всех оттенков.

Золотой

Желтый

Белый

Желтый

Образ божественного, непронизаемого света, радостный, солнечный, весенний цвет.

Золотой

Чистота девства: целомудрие, телесная и духовная целостность

Белый

«Светлый», «ясный», «прозрачный», «непорочный», «безгрешный», символ чистоты и отрешенности

II.

Группа праздников и дней памяти Пресвятой Богородицы, бесплотных сил, дев и девственников.

голубой и белый.

Синий со звёздами

Голубой

Голубой

«Небесный», божественный, трансцендентный цвет.

III.

Группа праздников и дней памяти о Кресте Господнем.

фиолетовый или темно-красный.

      -

красный

красный

Символ жизни, радости праздника, знаком царской власти, символ мученичества, символом «огня и меча», цвет благодарности и дарования вечной жизни.

IV.

Группа праздников и дней памяти мучеников.

красный.

V.

Группа праздников и дней памяти преподобных, подвижников, юродивых. День Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим, день Святого Духа

Зеленые облачения всех оттенков.

Зелёный, серебряный

Белый,

зелёный

Зелёный

Юность, цветение. Иногда являлся символом неба с наполняющими его силами.. Белый с зеленым – рождение новой чистой, непорочной жизни.

И хотя, надо заметить, что всё это не догма, а лишь традиция, не везде и всегда соблюдаемая. Тем не менее, проведя анализ цветовых решений церквей, расположенных на территории Воронежа, нами было выявлено соответствие и преемственность традиций на протяжении 6 веков.

Так, например, в соответствии с традициями русского православного зодчества стены главного храма Воронежа – Благовещенского собора окрашены в белый цвет, который означает «непорочный», «безгрешный», к тому же это храм посвящённый одному из двунадесятых православных праздников.  Так же в белый цвет, являющийся символом  чистоты и отрешенности,   окрашены стены Тихвино-Онуфриевского и Спасского храмов, церкви Андрея Первозванного, храм во имя Блаженной Ксении Петербургской, которые посвящены пресвятой Богородице, пророкам, апостолам и святителям,

  Церковь, посвящённая Успению пресвятой Богородицы на левом берегу увенчана синими куполами с золотыми звёздами,   потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии, а фасады окрашены в голубой цвет – «небесный», божественный, посвящённый Богородице. Казанская церковь так же имеет синие со звёздами купола, так как посвящёна Казанской иконе Божьей матери.

Жёлтый фасад Успенской Адмиралтейской церкви, посвящённой празднику Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии  создают образ божественного, «непронизаемого» света. Фасад жёлтого цвета имеют  церковь апостола Андрея Первозванного и храм Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Золотые купола, символизирующие  образ божественного – у храмов, посвящённых Христу и двунадесятым праздникам (12 важнейшим праздникам после Пасхи: Рождество, Благовещение и т.д.): Воскресенский храм, Введенская церковь, Покровский собор, Богоявленская церковь.

Стены Ильинской церкви, церкви Пантелеймона Целителя у больницы «Электроника»,  храма Всех Святых в земле Российской просиявших, церковь святого великомученика Георгия Победоносца окрашены в красные цвета, что соответствует символам мученичества, благодарности и дарования вечной жизни.

Зелёные и серебряные купола делают в храмах, посвящённых святым, купола этих цветов можно увидеть на церкви Сергия Радонежского, Татьяны мученицы, серебряные купола венчают также церковь Бориса и Глеба при институте МВД,  храм Александра Невского, Архангельскую церковь в Репном.

 В разных оттенках зёлёного цвета выполнены купола и фасад Троицкой церкви, именно зелёный цвет является основным цветом летнего праздника Святой Троицы. Стены храма  святителя Митрофана Воронежского на источнике окрашены в зелёный цвет, а купола в золотой, это означает, что данный храм освящён в честь почитаемого святого.

Формы материальной культуры со временем могут изменяться, но символы продолжают очень тщательно воспроизводится  из поколения в поколение. С помощью символов люди искали способы сообщить друг другу нечто такое, что превосходит пределы и возможности языка. В одной и той же фигуре, форме, цвете смысл может быть и скрытый и явный. В этом и заключается особая притягательность символического языка. 



Предварительный просмотр:

Символика цвета в храмовом зодчестве Воронежа.

                                                                          Студентка группы 431

Алехина Виктория

Руководитель Остролуцкая О.А.  

 Если посмотреть на карту Воронежа, то видно как много храмов построено и продолжает строиться на городских территориях. Именно купола и колокольни церквей и соборов образуют силуэт, особенно бровки правобережья, активно участвуют в формировании цветовой среды города. Эти красивейшие сооружения способствуют сохранению и приумножению историко-культурного наследия нашего города.

Православные храмы в Воронеже строились в течение XVI—XXI веков, сохранившиеся каменные здания лишь на столетие моложе самого города. К созданию религиозных комплексов и отдельных зданий привлекались крупные российские зодчие Д. Кваренги, А. Мельников, местные архитекторы И. Блицын, В. Гайн, И. Волков, М. Клейнер, А. Кюи.

В прежнем Воронеже с населением в 100 тысяч человек имелось 17 приходских, 3 кладбищенских и 5 монастырских храмов. Ещё 5 приходов состояли в пригородных слободах Чижовке, Монастырщенке, Придаче, селе Отрожка,  вошедших с тех пор в городскую черту. В общественных учреждениях, учебных заведениях, больницах, детских приютах, казармах и тюрьмах было обустроено более 20 домовых церквей.

     На сегодняшний день на территории Воронежа находятся 23 действующих приходских православных храма, из них 11 новопостроенных в конце ХХ – начале ХХI в.в; 10 больничных, воинских, тюремных и домовых церквей. Ведётся строительство ещё 19 храмов и часовен.

  Успе́нский (Адмиралте́йский) хра́м  и Алексеевская церковь (1674) на территории Алексеево-Акатова женского монастыря (первоначально мужской) — это старейшие каменные постройки Воронежского края. Главным храмом города является Благовещенский кафедральный собор, строительство которого закончено в начале ХХI.

Целью нашего исследования было изучение традиций использования символики цвета в православном зодчестве города Воронежа с ХVI по XXI века.  

Цвет является важным символическим значением. В храмовой архитектуре использовали такие цвета,  как белый, красный, голубой, зеленый, желтый или золото. В оформлении церквей на Руси применялись следующие цвета: для стен белый, красный, голубой, синий, зеленый; купола часто имели зеленую, синюю окраску, либо покрывались золотом. Каждый из цветов несет свое значение и энергетику.

Цвет в храме это не просто средство выражения художественного замысла, он несет в себе глубокий смысл, духовное значение празднуемых святых и священных событий. Для того, чтобы правильно определить основной цвет оформления, необходимо знать какой цвет присвоен тому или иному празднику.

В процессе исследования традиций православной  культуры и храмового зодчества, нами были выделены пять групп православных праздников,  в которые  входят праздники и события, в честь которых давали названия храмам. На основании полученных данных нами была выполнена сводная таблица, в которой видно соответствие основных групп православных праздников и соответствующих им цветов.

Таблица 1.

п/п

Группа праздников

Цвет облачения духовенства

Цвет купола

Цвет фасада

Основной цвет

Символика цвета

I.

Двунадесятые: Рождество Богородицы,

Воздвижение,  

Введение во храм,  

Рождество Христово,

Крещение,

Сретение,

Благовещение,  Вход Господень в Иерусалим,  Вознесение Господне,

 Троица;

Преображение,

Успение.

Группа праздников пророков, апостолов и святителей.

Золотой (желтый), всех оттенков.

Золотой

Желтый

Белый

Желтый

Образ божественного, непронизаемого света, радостный, солнечный, весенний цвет.

Золотой

Чистота девства: целомудрие, телесная и духовная целостность

Белый

«Светлый», «ясный», «прозрачный», «непорочный», «безгрешный», символ чистоты и отрешенности

II.

Группа праздников и дней памяти Пресвятой Богородицы, бесплотных сил, дев и девственников.

голубой и белый.

Синий со звёздами

Голубой

Голубой

«Небесный», божественный, трансцендентный цвет.

III.

Группа праздников и дней памяти о Кресте Господнем.

фиолетовый или темно-красный.

      -

красный

красный

Символ жизни, радости праздника, знаком царской власти, символ мученичества, символом «огня и меча», цвет благодарности и дарования вечной жизни.

IV.

Группа праздников и дней памяти мучеников.

красный.

V.

Группа праздников и дней памяти преподобных, подвижников, юродивых. День Святой Троицы, Вход Господень в Иерусалим, день Святого Духа

Зеленые облачения всех оттенков.

Зелёный, серебряный

Белый,

зелёный

Зелёный

Юность, цветение. Иногда являлся символом неба с наполняющими его силами.. Белый с зеленым – рождение новой чистой, непорочной жизни.

И хотя, надо заметить, что всё это не догма, а лишь традиция, не везде и всегда соблюдаемая. Тем не менее, проведя анализ цветовых решений церквей, расположенных на территории Воронежа, нами было выявлено соответствие и преемственность традиций на протяжении 6 веков.

Так, например, в соответствии с традициями русского православного зодчества стены главного храма Воронежа – Благовещенского собора окрашены в белый цвет, который означает «непорочный», «безгрешный», к тому же это храм посвящённый одному из двунадесятых православных праздников.  Так же в белый цвет, являющийся символом  чистоты и отрешенности,   окрашены стены Тихвино-Онуфриевского и Спасского храмов, церкви Андрея Первозванного, храм во имя Блаженной Ксении Петербургской, которые посвящены пресвятой Богородице, пророкам, апостолам и святителям,

  Церковь, посвящённая Успению пресвятой Богородицы на левом берегу увенчана синими куполами с золотыми звёздами,   потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии, а фасады окрашены в голубой цвет – «небесный», божественный, посвящённый Богородице. Казанская церковь так же имеет синие со звёздами купола, так как посвящёна Казанской иконе Божьей матери.

Жёлтый фасад Успенской Адмиралтейской церкви, посвящённой празднику Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии  создают образ божественного, «непронизаемого» света. Фасад жёлтого цвета имеют  церковь апостола Андрея Первозванного и храм Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Золотые купола, символизирующие  образ божественного – у храмов, посвящённых Христу и двунадесятым праздникам (12 важнейшим праздникам после Пасхи: Рождество, Благовещение и т.д.): Воскресенский храм, Введенская церковь, Покровский собор, Богоявленская церковь.

Стены Ильинской церкви, церкви Пантелеймона Целителя у больницы «Электроника»,  храма Всех Святых в земле Российской просиявших, церковь святого великомученика Георгия Победоносца окрашены в красные цвета, что соответствует символам мученичества, благодарности и дарования вечной жизни.

Зелёные и серебряные купола делают в храмах, посвящённых святым, купола этих цветов можно увидеть на церкви Сергия Радонежского, Татьяны мученицы, серебряные купола венчают также церковь Бориса и Глеба при институте МВД,  храм Александра Невского, Архангельскую церковь в Репном.

 В разных оттенках зёлёного цвета выполнены купола и фасад Троицкой церкви, именно зелёный цвет является основным цветом летнего праздника Святой Троицы. Стены храма  святителя Митрофана Воронежского на источнике окрашены в зелёный цвет, а купола в золотой, это означает, что данный храм освящён в честь почитаемого святого.

Формы материальной культуры со временем могут изменяться, но символы продолжают очень тщательно воспроизводится  из поколения в поколение. С помощью символов люди искали способы сообщить друг другу нечто такое, что превосходит пределы и возможности языка. В одной и той же фигуре, форме, цвете смысл может быть и скрытый и явный. В этом и заключается особая притягательность символического языка. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Основные конструктивные элементы памятников деревянного зодчества"

Работу выполнил обучающийся 2 курса по профессии "Реставратор строительный". Работа содержит характеристику основных конструктивных элементов памятников деревянного зодчества....

Программа учебной дисциплины "Архитектурные стили в зодчестве северной столицы" для слушателей курсов «ЭКСКУРСИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

Архитектура  неразрывно связана с историей, политикой и экономикой. Стиль в архитектуре – это реальное воплощение потребностей, идей и вкусов архитекторов, заказчиков и общества в це...

4. Сборник презентаций – «Храмовая архитектура»

Сборник презентаций знакомит обучающихся  с историческими особенностями храмового строительства,  с оригинальностью конструкций храмов.  Кроме этого сборник презентаций  поможет об...

Храмовая архитектура

Программные задачи:1.  Закрепить знания детей о храмовой архитектуре, активизировать историко-культурный словарь.2.  Уточнить понятия архитектура, архитектор.3.  Прививать детям интерес...