Проект "Профессиональное образование без границ"
проект
Проект , направленный на развитие инклюзивной среды в образовательном учреждении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_professionalnoe_obrazovanie_bez_granits.docx | 281.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования Московской области
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЛУХОВИЦКИЙ АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
ПРОЕКТ
«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ БЕЗ ГРАНИЦ»
Авторы проекта:
Иванова И.Н., заместитель директора по УВР Кобылкина О.П., социальный педагог Литвиненко Е.А., педагог-психолог |
2019
Содержание
Введение
- Целеполагание и проблематика проекта
- Нормативно-правовые аспекты проекта
- Ресурсный компонент проекта:
3.1. материально-техническое обеспечение проекта;
3.2. кадровое обеспечение проекта;
3.3. методическое сопровождение проекта.
- Содержание и механизм реализации проекта:
- проведение мониторинга проблем в осуществлении модели инклюзивной среды в ОУ;
- разработка нормативно-правовой базы по инклюзивному образованию в ОУ;
- развитие комфортной доступной среды в ОУ;
- подготовка кадрового состава;
- психолого-педагогическое и социальное сопровождение проекта, включение обучающихся с ОВЗ в социальную практику;
- организация обучения, методическое и техническое сопровождение проекта;
- профессиональная ориентация инклюзивной среды в ОУ;
- трудоустройство и социальные партнеры по инклюзивному образованию в ОУ;
- модель «Инклюзивная среда».
- Ожидаемые результаты и риски проекта
- Вывод и дальнейшее развитие проекта
- Литература
Введение
Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей. Внедрение инклюзии обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.
Инклюзивное (совместное) образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
В рамках инклюзивного образования осуществляется такой процесс обучения и воспитания, при котором все дети и подростки, молодые люди, в не зависимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками без инвалидности, в одних и тех же общеобразовательных и профессиональных учреждениях, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающихся в получении профессионального образования, в самообразовании и дополнительном образовании.
Особая роль принадлежит профессиональному образованию, которое реально способствует включению людей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в социальную практику, пониманию собственной полезности для себя и для общества. Таким образом, перед нами стоит задача осознанного принятия в образовательную среду людей с ОВЗ. Сегодня мы призваны осуществлять образовательную деятельность с учётом индивидуальных особенностей здоровья таких обучающихся.
Главная проблема состоит в том, что дети обозначенной категории имеют особые образовательные потребности и для них необходимо создавать специальные образовательные условия. Лица с инвалидностью и ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания – удовлетворения как общих с людьми, чье развитие проходит без особенностей, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их физического или психического развития.
- Целеполагание и проблематика проекта
Принимая во внимание государственную задачу по созданию инклюзивной среды в профессиональных образовательных организациях, целью данного проекта является:
Разработка модели по реализации создания инклюзивной среды в ГБПОУ МО «Луховицкий аграрно-промышленный техникум».
Для реализации поставленной цели необходимо решить круг задач:
- проведение мониторинга проблем по внедрению инклюзивного образования в техникуме;
- создание толерантной среды в образовательном учреждении;
- разработка нормативно-правовой базы по инклюзивному образованию в образовательном учреждении (далее ОУ);
- создание доступной (безбарьерной) среды в техникуме;
- подготовка кадрового состава по сопровождению обучающихся с ОВЗ;
- организация системы эффективного психолого-педагогического, социального, методического и информационного сопровождения обучающихся с ОВЗ;
- активизация потенциала семьи в процессе обучения, воспитания, коррекции и реабилитации обучающихся с ОВЗ;
- организация профессиональной ориентации и трудоустройства лиц с ОВЗ;
- разработка схемы управления инклюзивной средой в ОУ.
Участники проекта: обучающиеся из категории инвалидов и ОВЗ, волонтеры из числа студентов техникума, педагогический коллектив, социальные партнеры.
Объект исследования: инклюзивная образовательная среда в ГБПОУ МО «Луховицкий аграрно-промышленный техникум».
Предмет исследования: условия для получения доступного профессионального образования и социализации обучающихся из категории инвалидов и ОВЗ.
Гипотеза: дальнейшее развитие инклюзивной образовательной среды в техникуме с целью обеспечения возможности получения доступного профессионального образования и социализации обучающихся из категории инвалидов и ОВЗ.
Методы: педагогическое наблюдение, диагностика, коррекционный мониторинг, включение в социальную практику, организация методического, технического, информационного и кадрового сопровождения.
Необходимость разработки проекта связана, прежде всего, с государственной политикой, направленной на организацию и внедрение инклюзивного образовательного пространства в области образования (в том числе, в условиях СПО). Данная проблематика закреплена Указом Президента РФ № 599 от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
Состояние проблемы в Луховицком аграрно-промышленном техникуме заключается в отсутствии системы работы в направлении развития инклюзивного образования, не полная нормативно-правовая база, дефицит квалифицированных педагогических кадров для работы с обучающимися с ОВЗ, необходимость дальнейшего развития методического обеспечения, доступной среды внешней и внутренней инфраструктуры зданий и помещений во всех структурных подразделениях техникума.
Актуальность разработки проекта продиктована прежде всего тем, что на сегодняшний день в техникуме обучается 35 студентов из числа инвалидов и 125 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, с каждым годом в образовательном учреждении увеличивается количество детей с ОВЗ. Усиливает проблему тот факт, что наибольшая часть из этого количества студентов, являются детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Основной контингент обучающихся в структурном подразделении № 1 (г.о. Луховицы) и значительный контингент обучающихся структурного подразделения № 3 (г. Зарайск) составляют обучающиеся с нарушением интеллекта, имеющие диагноз «лёгкая умственная отсталость», в т.ч. со значительными нарушениями поведения, эмоционально-волевой сферы, с такими диагнозами, как шизофрения, расстройство личности, ишемия мозга, детский церебральный паралич.
Очевидно, что обучающиеся, обозначенной категории, требуют постоянного, пристального и профессионального внимания, как в аспекте организации профессионального обучения, так и в сфере общей социальной адаптации. На данный момент мы видим, что недостаточен опыт в выстраивании продуктивного диалога с родителями (законными представителями) обучающихся с ОВЗ, привлечения их к активному сотрудничеству.
Включение обучающихся из числа инвалидов и лиц ОВЗ в социальную практику, профессиональную деятельность, внеклассную работу, творческое и спортивное развитие, укрепление здоровья является важнейшей задачей образовательного учреждения. Ведь инклюзивное образование должно, в конечном счете, вылиться для обучающихся с ОВЗ в техникуме в:
- полноценное образование;
- уверенность в себе;
- разностороннее общение со сверстниками;
- принятие образовательной средой техникума и обществом проблем инвалидности;
- адаптация и интеграция студентов с ОВЗ в общество.
Таким образом, инклюзия в техникуме видится как процесс развития предельно доступного образования для каждого в кабинетах, образовательных аудиториях, лабораториях и мастерских по учебной практике, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей для всех студентов, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого студента и максимального раскрытия потенциала возможностей.
2. Нормативно-правовые аспекты проекта
Инклюзивное обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Положения об инклюзивном образовании закреплены в различных международных и Российских государственных документах:
- Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года
- Саламанкской декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями (Саламанка, Испания, 1994 г.)
- Всемирная программа действий в отношении инвалидов, принятой резолюцией Генеральной ассамблеи 3 декабря 1982 г.; -Декларация и правах умственно отсталых лиц, принятой резолюцией Генеральной ассамблеи 20 декабря 1971 г. Генеральная ассамблея, -Статья 43 Конституции Российской Федерации гласит, что «Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Механизм реализации этой конституционной нормы содержится в трех Федеральных законах:
- «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (с изменениями на 29.12.2015 г.);
- «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
- «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» от 01.12.2014г. №419-ФЗ.
Проблема социализации инвалидов всегда волновала государство. Тому подтверждение:
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».
Что же касается нашего региона – Московской области:
Профессиональное образование без границ – равные возможности для лиц с инвалидностью и ОВЗ – региональный приоритетный проект. Это подтверждено:
Приказы и инструктивные письма Министерства образования и науки РФ об обеспечении условий доступности объектов и услуг в сфере образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- Приказ №464 от 14.06.2013 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования (в редакции приказов Минобрнауки России от 22.01.2014 №31, от 15.12. 2014 №1580, часть III приложения к приказу, п.п. 39-44);
- Приказ №291 от 18.04.2013 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования»;
- Приказ №1309 от 09.11.2015 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».
Инструктивные письма Министерства образования и науки РФ об обеспечении условий доступности объектов и услуг в сфере образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- Письмо № 06-281 от 18.03.2014 «Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса»;
- Письмо № 06-442 от 22.04.2015 «Методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования»;
- Письмо № 06-858 от 04.08.2016 «О «дорожных картах»;
- Письмо № 06-916 от 12.08.2016 «О перечне оборудования»
Распоряжения и приказы Министерства образования Московской области:
- Приказ № 5375 от 12.10.2015 «Об организации работы в сфере профессионального образования по вопросам создания и реализации специальных условий для предоставления образовательных услуг инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях и организациях высшего образования, подведомственных Министерству образования Московской области»;
- Приказ № 2427 от 01.07.2016 «О реализации плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие системы профессиональной ориентации детей – инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Московской области на 2016-2020 г.г.»
- Распоряжение № 13 от 05.08.2016 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;
- Распоряжение № 17 от 30.11.2016 «Об утверждении Стандарта доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов государственных профессиональных образовательных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования Московской области, подведомственных Министерству образования Московской области»
- Приказ №775 от 06.03.2017 «Об организации работы по реализации приоритетного проекта управления профессионального образования «Внедрение инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях высшего образования Московской области».
- Ресурсный компонент проекта
- Материально-техническое обеспечение проекта:
- Входная группа (вход на прилегающую территорию)
- Внешняя и внутренняя инфраструктура (пандусы, гусеничный подъемник, тактильная плитка)
- Зона целевого назначения (специальный кабинет с учебным оборудованием для образовательных услуг)
- Санитарно-техническая зона (специально оборудованные туалеты, умывальные комнаты)
- Специализированное оборудование (уличный информационный стенд, бегущая строка, информационный терминал, мнемосхема, система вызова помощника, тактильные знаки)
- Учебное оборудование (столы для лиц с ОВЗ на колясках, система звукоусиления, аппаратно-программный комплекс: рабочее место с программным обеспечением, джойстик управления с выносными кнопками, клавиатура с увеличенным размером клавиш)
- мультимедийное оборудование.
- Кадровое обеспечение проекта:
- Директор и администрация ОУ (заместители директора (7 чел.), заведующие структурными подразделениями (3 чел.), старший мастер)
- Специалисты сопровождения ОУ (педагоги-психологи (4 чел.), социальные педагоги 4 чел.), тьютор, методист, педагог-организатор, программист)
- Мастера производственного обучения (43 чел.)
- Преподаватели (26 чел.)
- Педагоги дополнительного образования (16 чел.).
- Методическое сопровождение проекта:
- Адаптированные программы профессионального обучения для лиц с ОВЗ по профессиям: «Плотник», «Маляр», «Швея», «Штукатур», «Садовник»
- Адаптированные программы для лиц с ОВЗ, получающих профессии и специальности по подготовке квалифицированных рабочих и служащих: «Оператор швейного оборудования», «Мастер по обработке цифровой информации», «Информационные системы и программирование», «Овощевод защищенного грунта», «Мастер отделочных строительных и декоративных работ», «Повар, кондитер», «Парикмахер», «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»
- Дидактические материалы к адаптированным программам по каждой профессии/специальности
- Комплекты контрольно-оценочных средств и материалов к адаптированным программам по каждой профессии/специальности
- Содержание и механизм реализации проекта
Содержание проекта «Профессиональное образование без границ» представляет собой комплекс мероприятий, направленных на разработку модели по реализации создания инклюзивной среды в ГБПОУ МО «Луховицкий аграрно-промышленный техникум». Механизмы реализации проекта заключаются в комплексном взаимодействии всех участников образовательного процесса (в том числе родителей/законных представителей, заинтересованных социальных партнеров) по внедрению модели инклюзивного образования в техникуме.
Содержательный компонент проекта раскрывает наименование мероприятий, сроки их реализации, ответственных исполнителей, пояснения и дополнения по реализуемым мероприятиям.
№ п/п | Мероприятия | Сроки | Ответственные | Примечание |
1. | Проведение мониторинга проблем в осуществлении модели инклюзивной среды в ОУ | |||
1.1. | Исследование контингента обучающихся, выделение группы обучающихся из категории инвалидов и ОВЗ | Май 2019 | Зам. директора по УВР | Общий контингент -833 чел. Инвалиды – 35 чел. ОВЗ – 125 чел. |
1.2. | Анализ уровня толерантности образовательной среды в техникуме | Май 2019 | Социальный педагог | Средний уровень |
1.3. | Исследование качества доступной среды внешней и внутренней инфраструктуры территории, зданий и помещений техникума | Май 2019 | Зам. директора по безопасности | Оборудования доступной среды недостаточно в структурных подразделениях |
1.4. | Анализ кадрового состава по сопровождению лиц с ОВЗ | Май 2019 | Тютор | Не хватает специалистов сопровождения |
1.5. | Анализ организации обучения студентов из категории инвалидов и ОВЗ | Июнь 2019 | Зам. директора по УР, зам. директора по УМР | Недостаточное методическое сопровождение, не по всем профессиям разработаны адаптированные программы, не хватает специального оборудования |
1.6. | Анализ уровня психолого-педагогического сопровождения и социальной поддержки обучающихся с ОВЗ | Июнь 2019 | Зам. директора по УВР | Не хватает специалистов для осуществления предметной индивидуальной работы |
1.7. | Анализ профориетационной деятельности ОУ по созданию инклюзивной среды | Июнь 2019 | Зам. директора по УВР | Требует совершенствования |
1.8. | Анализ трудоустройства выпускников из категории инвалидов и ОВЗ | Июнь 2019 | Зам. директора по УПР | Более 50% не трудоустроены |
2. | Разработка нормативно-правовой базы по инклюзивному образованию в ОУ | |||
2.1. | Положение об условиях обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в ГБПОУ МО «Луховицкий аграрно-промышленный техникум» | 2016 2019 | Зам. директора по УВР | Осуществлена редакция 2 в 2019 г. |
2.2. | Дорожная карта по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг ОУ | 2015 2019 | Зам. директора по УВР Зам. директора по безопасности | Осуществлена редакция 2 в 2019 г. |
2.3. | Паспорта доступности учебных корпусов и общежитий техникума | 2016 2019 | Зам. директора по безопасности | Осуществлена редакция 2 в 2019 г. |
2.4. | Методические рекомендации по организации доступной среды для маломобильных групп | 2018 | Зам. директора по УМР Методист | Требуют корректировки (2019) |
2.5. | Методические рекомендации по организации профессионального обучения водителей транспортных средств отдельных категорий из числа лиц с ОВЗ и инвалидов | 2018 | Зам. директора по УМР Зам. директора по УПР | Требуют корректировки (2019) |
2.6. | Методические рекомендации по разработке адаптированных программ | Сентябрь 2019 | Зам. директора по УМР Методист | Необходимы для дальнейшей разработки программ |
3. | Развитие комфортной доступной среды в ОУ | |||
3.1. | Приобретение и размещение оборудования входной группы | 2017 2018 | Директор Зам. директора по экономике и развитию (далее ЭР) Зам. директора по безопас-ти | Вход на прилегающую территорию |
3.2. | Организация внешней и внутренней инфраструктуры | 2017 2018 | Директор Зам. директора по ЭР Зам. директора по безопас-ти | Пандусы Гусеничный подъемник Тактильная плитка |
3.3. | Организация ремонта зоны целевого назначения | 2018 | Зам. директора по АХЧ | Специальный кабинет для образовательных услуг |
3.4. | Закупка и установка специализированного оборудования на территории и в учебных зданиях | 2018 | Директор Зам. директора по ЭР Зам. директора по АХЧ | Уличный информационный стенд Бегущая строка Информационный терминал Мнемосхема Система вызова помощника Тактильные знаки |
3.5. | Закупка и установка учебного оборудования в специальный кабинет для образовательных услуг | 2018 | Директор Зам. директора по ЭР Зам. директора по безопас-ти Зам. директора по АХЧ | Учебные столы для лиц с ОВЗ на колясках Аппаратно-программный комплекс Джойстик управления с выносными кнопками Клавиатура с увеличенным размером клавиш Воздушно-пузырьковая стойка для релаксации |
3.6. | Закупка и установка оборудования по звуковой индикации для слабослышащих | 2019 | Директор Зам. директора по ЭР Зам. директора по безопас-ти Зам. директора по АХЧ | Для передвижения по ОУ |
3.7. | Закупка специализированной учебной литературы с тактильным устройством для слабовидящих | 2020 | Директор Зам. директора по ЭР Зав. библиотекой | Для использования в читальном зале |
3.8. | Обустройство дополнительными пандусами во всех СП техникума | 2021 | Директор Зам. директора по ЭР Зам. директора по безопас-ти Зам. директора по АХЧ | Для беспрепятственного передвижения между учебными корпусами и общежитиями ОУ |
3.9. | Закупка и установка звуковой мнемосхемы территории и зданий объекта | 2019 | Директор Зам. директора по ЭР Зам. директора по безопас-ти Зам. директора по АХЧ | Для передвижения по ОУ слабослышащих |
3.10. | Создание специальных учебных кабинетов в СП | 2020 - 2022 | Директор Зам. директора по ЭР Зам. директора по безопас-ти Зам. директора по АХЧ | С целью организации обучения лиц с ОВЗ в СП |
3.11 | Создание санитарно-гигиенической зоны в СП | 2020 - 2022 | Директор Зам. директора по ЭР Зам. директора по безопас-ти Зам. директора по АХЧ | С целью организации обучения и социализации лиц с ОВЗ в СП |
3.12 | Создание комнаты отдыха и релаксации для лиц с ОВЗ | 2022 - 2023 | Директор Зам. директора по ЭР Зам. директора по безопас-ти Зам. директора по АХЧ | С целью организации обучения и социализации лиц с ОВЗ в СП |
4. | Подготовка кадрового состава | |||
4.1. | Участие в областных вебинарах, семинарах, круглых столах по вопросам инклюзивного образования в СПО | Систематически по плану Министерства образования МО | Зам. директора по УВР | Охвачены все специалисты сопровождения |
4.2. | Курсовая подготовка специалистов сопровождения по проблемам сопровождения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ | 2017 2018 2019 | Зам. директора по УМР | Охвачены: 2 социальных педагога, 3 педагога-психолога, 1 тьютор |
4.3. | Курсовая подготовка ИМБИ РУДН по программе «Организация инклюзивного образовательного процесса в учебно-методических центрах и профессиональных образовательных организациях СПО» | Июнь-сентябрь 2019 | Зам. директора по УВР Зам. директора по УМР | Охвачены: 1 заместитель директора, 1 социальный педагог, 1 педагог-психолог |
4.4. | Перспективная курсовая подготовка специалистов сопровождения по проблемам сопровождения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ | 2019 - 2020 | Зам. директора по УВР Зам. директора по УМР | Планируется охват методиста, социальных педагогов и педагогов-психологов в СП |
4.5. | Перспективная курсовая подготовка административного персонала по вопросам инклюзивного образования в СПО | 2020- 2021 | Зам. директора по УМР | Планируется охват заведующих СП |
4.6. | Перспективная курсовая подготовка мастеров п/о и преподавателей | 2020 - 2025 | Зам. директора по УМР | Планируется максимальный охват преподавателей и мастеров п/о из каждого СП |
4.7. | Введение в штатное расписание дополнительных специалистов сопровождения лиц с ОВЗ | 2019 | Директор | - Педагог-организатор - Тьютор |
5. | Психолого-педагогическое и социальное сопровождение проекта, включение обучающихся с ОВЗ в социальную практику | |||
5.1. | Диагностика особенностей и интересов обучающихся из категории инвалидов и ОВЗ (включая эмоционально-аффективную сферу) | Сентябрь (каждый учебный год) | Педагоги-психологи Тьютор | Формы: тестирование, наблюдение, собеседование. Разработка рекомендаций для обучающихся, педагогов, родителей/законных представителей |
5.2. | Реализация программы по психокоррекции (индивидуальной и групповой) | По плану, в течение учебного года | Педагоги-психологи Тьютор | Формы: профилактические беседы, консультирование, тренинги, сеансы психологической релаксации Задачи: развитие рефлексии, произвольности, «Я-концепции», социальных навыков, преодоление эгоцентризма, установка на совместную деятельность |
5.3. | Просветительская работа с обучающимися из категории инвалидов и лиц с ОВЗ | Систематически По запросу | Администрация Педагоги-психологи Тьютор Социальные педагоги | Беседы Правовое консультирование |
5.4. | Реализация профилактической программы «Твое здоровье» | В течение учебного года | Педагоги-психологи Тьютор Социальные педагоги Воспитатели | Групповые занятия во внеурочное время с привлечением специалистов-медиков. Включает: требования гигиены, уровень физических нагрузок, рациональное питание, режим дня, отсутствие вредных привычек |
5.5. | Реализация профилактической программы «Мой выбор» | В течение учебного года | Зам. директора по УВР Педагоги-психологи Тьютор Социальные педагоги Воспитатели Педагоги доп. образования Преподаватели Классные руководители Рук. физ. воспитания | Через классные часы, уроки обществознания, уроки здоровья, кружковую работу, дни профилактики, включение во внеклассные мероприятия. Включает: формирование навыков самостоятельного обоснованного выбора, способности к социальной адаптации, ответственности за принятые решения |
5.6. | Включение обучающихся с ОВЗ в спортивно-оздоровительные мероприятия | По плану, в течение учебного года | Рук. физ. воспитания Тьютор Классные руководители | Дни здоровья Спортивные соревнования Акции «Здоровье – твое богатство» Сдача норм ГТО |
5.7. | Включение обучающихся с ОВЗ в экскурсионную деятельность | По плану, в течение учебного года | Зам. директора по УВР Социальные педагоги Тьютор Воспитатели | Посещение музеев и исторических комплексов г.о. Луховицы, г.о. Зарайск, г.о. Коломна |
5.8. | Включение обучающихся с ОВЗ во внеклассные культурно-массовые мероприятия | По плану, в течение учебного года | Зам. директора по УВР Социальные педагоги Тьютор Воспитатели Педагоги доп. образования | Все массовые мероприятия духовно-нравственной и гражданско-патриотической направленности. Раскрытие индивидуальных талантов. Участие в областном фестивале творчества для лиц с ОВЗ «Сияние надежды» |
5.9. | Включение обучающихся с ОВЗ в волонтерскую практику | По запросу, в течение учебного года | Зам. директора по УВР Социальные педагоги Тьютор Воспитатели | Экологические акции Патриотические акции Акции духовно-нравственной направленности Благотворительный фестиваль «Подари надежду» |
6. | Организация обучения, методическое и техническое сопровождение проекта | |||
6.1. | Реализация адаптированных программ профессиональной подготовки для лиц с ОВЗ | В течение учебного года | Мастера производственного обучения | Профессии: плотник, маляр, швея, штукатур, садовник |
6.2. | Разработка дополнительных адаптированных программ по профессиям и специальностям для лиц с ОВЗ | Сентябрь, октябрь 2019 | Зам. директора по УМР Мастера производственного обучения | Профессии: повар, сборщик обуви, художник по костюму Специальность: туризм |
6.3. | Реализация адаптированных программ для лиц с ОВЗ, получающих профессии и специальности по подготовке квалифицированных рабочих и служащих | В течение учебного года | Мастера производственного обучения | Профессии: оператор швейного оборудования, мастер по обработке цифровой информации, повар-кондитер, парикмахер, мастер отделочных строительных и декоративных работ, мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, овощевод защищенного грунта |
6.4. | Разработка и совершенствование дидактических материалов к адаптированным программам | В течение учебного года | Зам. директора по УМР Мастера производственного обучения | По всем реализуемым профессиям и специальностям |
6.5. | Доработка комплектов контрольно-оценочных средств и материалов к адаптированным программам | Сентябрь – декабрь 2019 | Зам. директора по УМР Мастера производственного обучения | По всем реализуемым профессиям и специальностям |
6.6. | Организация участия обучающихся с ОВЗ в конкурсах профессионального мастерства | Ежегодно по графику конкурсов | Зам. директора по УПР Мастера производственного обучения | По всем реализуемым профессиям и специальностям с участием лиц с ОВЗ |
6.7. | Организация участия в Московском Чемпионате для лиц с инвалидностью и ОВЗ «Абилимпикс» | По графику проведения Чемпионата | Зам. директора по УПР Мастера производственного обучения | Участие по компетенциям: малярное дело, сухое строительство и штукатурные работы, ландшафтный дизайн, портной. Добавить компетенции по профессиям: плотник, повар |
6.8. | Создание учебных кабинетов для лиц с инвалидностью и ОВЗ в СП | 2020-2022 | Директор Зам. директора по ЭР Зам. директора по АХЧ | С целью организации обучения лиц с ОВЗ в СП |
6.9. | Организация закупки не достающего оборудования в мастерских и лабораториях для обучения лиц с ОВЗ | 2019 - 2023 | Директор Зам. директора по ЭР Зам. директора по АХЧ | С целью организации обучения лиц с ОВЗ |
6.10 | Закупка специализированной учебной литературы с тактильным устройством для слабовидящих | 2020 | Директор Зам. директора по ЭР Зав. библиотекой | Для использования в читальном зале |
7. | Профессиональная ориентация инклюзивной среды в ОУ | |||
7.1. | Информационное сопровождение через официальный сайт ОУ, раздел «Доступная среда» | Системати- чески | Инженер-программист Зам. директора по УМР Зам. директора по УВР Зам. директора по безопас-ти | Информация для абитуриентов из числа ОВЗ об организации обучения и трудоустройства |
7.2. | Информационные объявления через социальные сети | Ежегодно март – август | Зам. директора по УВР Педагог-психолог | Группа техникума в социальных сетях ВКонтакте Инстаграмм |
7.3. | Информационные объявления в газетах региона | Ежегодно Июнь-август | Зам. директора по УВР Зам. директора по ЭР | Газеты «Луховицкие вести», «За новую жизнь» (г.о. Зарайск), «Ять» (г.о. Коломна) |
7.4. | Создание на официальном сайте ОУ( в разделе «Доступная среда») ссылки на портал «Мой ориентир» | 2016 | Инженер-программист | С целью профессиональной ориентации |
7.5. | Посещение родительских собраний в школах и интернатах региона | В течение учебного года | Зам. директора по УВР Тьютор Социальные педагоги | С сопровождающими рекламными буклетами |
7.6. | Выезды в школы и учреждения для особенных детей в регионе | По графику в течение учебного года | Зам. директора по УВР Тьютор Социальные педагоги Мастера п/о | Выявление детей с особенностями, проведение уроков профориентации |
7.7. | Дни открытых дверей для школьников с ОВЗ | Ежегодно Апрель | Зам. директора по УВР Заведующие СП | Встреча с администрацией Экскурсии Мастер-классы по профессиям |
7.8. | Разработка рекламных буклетов по профессиям для лиц с ОВЗ | Ежегодно сентябрь – ноябрь | Инженер-программист Заведующие СП | Использование буклетов во время всех мероприятий |
7.9. | Разработка Дорожной карты по профориентации лиц с ОВЗ | 2016 | Зам. директора по УВР | Коррекция в 2019 |
8. | Трудоустройство и социальные партнеры по инклюзивному образованию в ОУ | |||
8.1. | Содействие трудоустройству выпускников с инвалидностью и ОВЗ | Ежегодно | Администрация Социальные педагоги Тьютор Мастера п/о | Совместно с Центрами занятости населения |
8.2. | Взаимодействие с социальными партнерами по выявлению лиц с ОВЗ с целью получения профессионального образования | Системати- чески | Администрация Социальные педагоги Тьютор | Общеобразовательные школы, школы-интернаты, центры развития ребенка, детские сады (юго-восточный регион МО) |
4.9. Модель «Инклюзивная среда»
- Ожидаемые результаты и риски проекта
№ п/п | Ожидаемые результаты | Измерители, показатели |
1. | Создание в техникуме толерантной среды | Анкетирование участников образовательного процесса, мониторинг результатов работы по формированию толерантности в образовательной среде |
2. | Создание нормативно-правовой базы по инклюзивному образованию в техникуме | Мониторинг нормативно-правовой документации, разработанной в техникуме по инклюзивному образованию |
3. | Создание безбарьерной доступной среды в техникуме | Мониторинг материально-технической базы по обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ |
4. | Повышение мотивации, качества успеваемости и профессиональной подготовки обучающихся с ОВЗ | Мониторинг учебных и профессиональных достижений обучающихся с ОВЗ, стабилизация или рост образовательных результатов |
5. | Развитие научно-методического обеспечения учебного процесса для обучающихся с ОВЗ | Научно-методические разработки, электронная база методических рекомендаций по сопровождению обучающихся с ОВЗ, работа творческой группы |
6. | Включенность обучающихся с ОВЗ в социальную практику | Проектная деятельность, участие во внеклассных мероприятиях, творческих и спортивных конкурсах |
7. | Устойчивый рост профессиональной компетентности педагогов по комплексному сопровождению обучающихся с ОВЗ | Курсовая подготовка, открытые уроки, мастер-классы, тренинги, семинары, круглые столы, конференции, обобщение опыта работы, методические портфолио |
8. | Повышение информационной компетентности лиц с ОВЗ, их родителей (законных представителей) | Работа родительского лектория в ОУ, психологические тренинги, анкетирование родителей (законных представителей) |
9. | Создание профориентационной среды, способствующей осознанному выбору и освоению профессии, трудоустройству | Проведение дней открытых дверей для лиц с ОВЗ, мастер-классов и экскурсий по профессиям, взаимодействие с социальными партнерами и работодателями |
10. | Умение педагогического коллектива работать в команде | Мониторинг эффективности работы |
В ходе осуществления проекта разработки модели по реализации создания инклюзивной среды в ГБПОУ МО «Луховицкий аграрно-промышленный техникум» возможны следующие риски:
- Инклюзивное образование не может быть эффективным без специального технического оснащения, которое требует больших материальных затрат.
- Инклюзивное образование не может быть эффективным без кадрового обеспечения специалистами сопровождения, которые не всегда вписываются в кадровые возможности образовательного учреждения.
- Включение ребенка в инклюзивное образование не возможно без согласования со специалистами ПМПК, т.к. родители (законные представители) не всегда могут оценить возможность получения инклюзивного образования.
- Существует вероятность неполного освоения обучающимися адаптированных образовательных программ, т.к. нужны индивидуальные учебные планы для обучающихся с особенностями.
- Отсутствие гибкой системы оценивания достижений обучающихся с ОВЗ, заложенной в образовательных стандартах.
- Вывод и дальнейшее развитие проекта
Реализация проекта «Профессиональное образование без границ» в Луховицком аграрно-промышленном техникуме позволяют достаточно продуктивно работать в направлении реализации права получения инклюзивного образования для ребят с особенностями здоровья. Данный проект ориентирован на повышение качества профессионального образования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, включения их в социальную практику, в единое образовательное пространство техникума на равноправной основе. Таким образом, важнейшим результатом является формирование толерантного отношения педагогического сообщества, студенческого коллектива и социума, человеческий фактор, осознание общественной миссии, преодоление психологического барьера в вопросах совместного обучения детей с особенностями и обычных детей, устранение дискриминации на основе равенства возможностей на получение образования. Принимая во внимание, что основная масса обучающихся техникума с ОВЗ имеют статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, одним из наиболее важных результатов является помощь в социализации данных детей, получение ими профессии, привлечение законных представителей в решение развивающих и коррекционных задач. Включение обучающихся с ОВЗ в профессиональную, творческую и спортивно-оздоровительную деятельность обеспечивает в техникуме возможность реализации адаптированных образовательных программ, развитие социально значимых качеств личности, компенсации нарушений познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ. Значимо и то, что педагоги учатся дифференцировать свое внимание и методы обучения, опираясь на полученные знания и свой опыт в работе со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья.
С целью дальнейшего развития проекта необходимо:
1. Образовательная деятельность в рамках правового поля.
2. Продолжение совершенствования материальной базы по доступной среде внутренней и внешней инфраструктуры зданий и помещений (во всех структурных подразделениях техникума).
3. Закупка специального оборудования для учебных кабинетов.
4. Расширение методического обеспечения инклюзивного образования: разработка адаптированных учебных программ и методических комплексов профессионального обучения и программ для подготовки квалифицированных рабочих и служащих.
5. Информатизация образовательной среды и социума.
6. Подготовка кадрового состава, введение в штат дополнительных специалистов сопровождения лиц с ОВЗ.
7. Работа в команде единомышленников, принимающих философию инклюзии.
8. Активизация профориентационной работы, взаимодействие с социальными партнерами.
9. Продуктивная помощь выпускникам с ОВЗ в трудоустройстве, взаимодействие с работодателями;
10. Грамотное управление инклюзивным образованием в ГБПОУ МО «Луховицкий аграрно-промышленный техникум».
- Литература
- Айсмонтас, Б. Б. Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий / Б. Б. Айсмонтас [и др.] ; под ред. Б. Б. Айсмон- таса. - М.: Изд-во МГППУ, 2015.
- Волкова, В. В. Исследование педагогических условий реализации инклюзивного образования в вузах / В. В. Волкова, Е. В. Михальчи // Педагогическая наука и образование. — 2015. — № 2. — С. 5—16.
- Волкова, В. В. Классификация педагогических условий реализации инклюзивного образования в вузе / В. В. Волкова, Е. В. Михальчи // Журнал министерства народного просвещения. — 2015. — Вып. 3. URL: http:// ejournall8.com/en/archive.html?number=2015-03-31-13:03:45&journal=3.
- Воробьева, Е. Е. Лица с инвалидностью в ракурсе истории / Е. Е. Воробьева, Е. В. Михальчи // Психология и педагогика: прошлое, настоящее, будущее : сб. статей Международной научно-практической конференции. — Челябинск, 2015. — С. 45—50.
- Кантор, 3. В. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы подготовки кадров / 3. В. Кантор, И. П. Волкова, А. А. Богданова // Здоровьесберегающее образование. — 2014. - № 4. - С. 20-23.
- Михальчи, Е. В. Моделирование социокультурной среды вуза для студентов с ОВЗ и инвалидностью / Е. В. Михальчи // Социально-гуманитарные знания. — 2015. — Вын. 1. — С. 354—360.
- Михальчи, Е. В. Педагогическая коррекция виктимизации у студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью / Е. В. Михальчи // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы — М. : Изд-во РУДН, 2014. - С. 613-620.
- Тюрин, А. В. История появления и развития инклюзивного образования / А. В. Тюрин // Точки над Е. — 2015. — № 1 — С. 94—134.
- Хитрюк, В. В. Инклюзивное образование: педагогическая технология формирования готовности будущих педагогов / В. В. Хитрюк // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. — 2015. - № 1. - С. 100-112.
- Монография. Сковородкина, И.З., Герасимов, С.А. Воспитание толерантности у обучающихся образовательных организаций профессионального образования, 2018.
- Учебное пособие. Сковородкина, И.З., Герасимов, С.А. Воспитание толерантного мышления у обучающихся образовательных организаций профессионального образования, 2018.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурс "У клятвы Гиппократа нет границ"
Это методическое пособие предназначенное для проведения конкурса "У клятвы Гиппократа нет границ". Это междисциплинарный конкурс объединяет в себе 3 дисциплины: основы сестринского дела, се...
Исследовательская работа на конференцию профессия без границ
Применение инверторных синергетических источников...
Презентация группового тура олимпиады Психология без границ
В данной презентации содержится творческая работа команды "ЛУЧ" средней возрастной группы. В презентации отражена совместная работа обучающихся над заданиями группового тура олимпиады. Выполняя совмес...
Граница как один из участков художественного пространства в повести В.Распутина «Прощание с Матерой»
Граница как один из участков художественного пространства в повести В.Распутина «Прощание с Матерой» Автор: Иутинская Галина Ивановна Цели:- расширить представление учащихся о символик...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ КУРС «АНГЛИЙСКИЙ БЕЗ ГРАНИЦ»
Рабочая программа дополнительного образования лингвистического клуба «Английский без границ» составлена в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федера...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ КУРС «АНГЛИЙСКИЙ БЕЗ ГРАНИЦ»
Программа рекомендована для учащихся, которые хотят расширить и систематизировать свои знания по английскому языку, овладеть иноязычной грамотностью для формирования достойного образ...