Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно - научной направленности « Друзья природы»
рабочая программа на тему

Тамара Викторовна Байбара

 

Принято  Советом   педагогов                                      Утверждаю:

МБДОУ «Детский сад №32»                                        Заведующий МБДОУ

Протокол №                                                                   «Детский сад №32»

                                                                                          Приказ №__ от____                                                                                                                                                                                            _________Н.Ю. Махиня

                                                                                                                      

 

 

 

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

естественно - научной направленности

 

« Друзья природы»

 

Для детей 3-4 лет

на 2017-2018 учебный год.

 

 

 

 

 

 

 

Воспитатель: Байбара Т.В

 

г. Троицк

2017 год

Оглавление.

 

Наименование разделов

стр

1.

Пояснительная записка

2-3

2.

Актуальность данной программы

3

3.

Новизна данной программы

4

4.

Цель, задачи, методы программы

4-5

5.

Перспективный план работы кружка

5-12

6.

Ожидаемые результаты освоения программы

13

7.

Диагностика

14-15

8.

Литература

15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Пояснительная записка

Разработка Программы осуществлена в соответствии с:

  1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г№ 273-ФЗ;
  2. Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155);
  3. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» - СанПиН 2.4.1.3049-13 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26);
  4. Профессиональным стандартом педагога. Педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н);
  5. Приказом Минобрнауки Российской Федерации от 30.08.2013 N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России 26.09.2013 N 30038);
  6. Примерной основной образовательной программой дошкольного образования,        одобренной решением федерального учебно- методического объединения по общему  образованию  (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15);
  7. Основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад №32»;

 

 Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Становление первоначальных основ экологической культуры - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности. В возрасте 3-4 лет дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства - форму цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.

 

2.Актуальность

 

Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей  - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

 

3.Новизна

 

Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе. 

Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой.

Расписание кружка: 1 раз в неделю,  во вторую половину дня в соответствии с утвержденной сеткой организованной образовательной деятельности.

 

4.Цель и задачи программы

 

Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Работа кружка призвана решать следующие задачи:

  1. Подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
  2. Воспитание желания бережно относиться к своему здоровью;
  3. Показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;
  4. Воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам;
  5. Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;
  6. Воспитание правильного поведения в природе.

Для работы по формированию нравственно-экологического воспитания дошкольников был разработан перспективный план работы с детьми

  • Наглядные методы:
  • экскурсии, целевые прогулки;
  • наблюдения;
  • показа сказок (педагогом, детьми);
  • рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
  • проведение дидактических игр;
  • Словесные методы:
  • чтение литературных произведений;
  • беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
  • Игровые методы:
  • проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
  • загадывание загадок;
  • Практические методы
  • организация продуктивной деятельности детей;
  • оформление гербария растений, плодов;
  • постановка сказок, отрывков литературных произведений;
  • изготовление с детьми наглядных пособий.

При построении системы работы нашего кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления.:

  • Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
  • Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).
  • Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов).

В качестве подведения итогов проводятся открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, выставки, фотовыставка.

5.Перспективный план работы кружка 2017-2018 учебный год

Дата

тема

задачи

содержание

Сентябрь


1 неделя

«Цветы на участке осенью»

 Закрепить знания детей о осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь

Загадывание загадок, игра «Угадай по описанию», экспериментирование: «Растениям легче дышится, если почву полить и порыхлить» Сбор и засушивание осенних листьев «Осенняя палитра

2 неделя

 «Осень-припасиха»

Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие.

Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, беседа «Что растет на грядке?»Заучиваниефизминутки»  Мы капусту рубим..»
Дид.игра «Узнай на вкус»

3неделя.

Что нас лечит от простуды

Уточнить знания детей лекарственных травах, пользе лука и чеснока Развить познавательную активность.

 Рассматривание лекарственных растений,загадывание загадок, наблюдение.

4неделя

«Доброе, хорошее солнце»

Уточнить знания детей о солнце осенью. Формировать умения определять погоду по приметам.

Экспериментирование: «Ладошки»
Наст. Игра «Круглый год»

Октябрь


1 неделя

«Расскажи Хрюшке о комнатных растениях»

Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок

Игра «Найди растение»,  физкультминутка «цветы», дидактическая игра «За каким растением спрятался Хрюша?»; экспериментирование: «Что нужно растениям для роста».

2 неделя

«Осеннее дерево»

Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях.

Нетрадиционная техника рисования: кляксография.
Дид.игра «.Найди листок какой покажу»

3неделя

«Домашние животные»

Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни.

 Беседа, дид.игра »Кто что любит», настольная игра «Зверята»

4неделя

«Дождик, дождик..

Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя.

пальчиковая игра «Дождик»

Ноябрь


1 неделя

«Воробьишка»

Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами.

Подвижная игра «Кто в домике живет?»
Пальчиковая гимнастика «Грачи»;
Речевая игра «Кто же это?»

2 неделя

«Синичкин праздник – 12 ноября»

Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Учить организовывать самостоятельно подкормку птиц регулярно.

Беседа «Угадай, какая птица», наблюдение, использование художественного слова, подв. игра «Лиса и птицы»

3 неделя

«Дикие звери зимой»

Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей.

Чтение стихотворений, подв. игра «Зайцы и волк», беседа, «Найди маму»-дид.игра.

4 неделя.

«Снежинка»

Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы.

Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов, экспериментирование: «Знакомство со свойствами снега»

Декабрь


1 неделя

Ёлочка-зелёная иголочка

Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку.  а.

Наблюдение, беседа, игра  «Найди по описанию», «Укрась ёлочку»

2неделя

«Плыли по небу тучки»

Расширять представления детей о явлениях неживой природы: рассказать детям, какие бываю облака. Развитие наблюдательности. 

Беседа «Какие бывают облака», наблюдение, использование художественного слова; экспериментирование: «Ветер дует, лодочка плывёт»

3 неделя

«Снежный хоровод»

Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира.

Наблюдение, рассматривание картины «Зима», рисование «Снежинки»

4 неделя

«Зимняя красавица - ель»

Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели,

Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о ели с опорой на планигра - имитация «Собери шишки, 

Январь


1неделя

«Наблюдение за снегом и льдом»

Формировать реалистическое понимание неживой при роды; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).

Экспериментирование «Вода может литься и брызгать», использование художественного слова. Чтение  рассказа Николаевой « Путешествие капельки»

2 неделя

«Жизнь птиц зимой»

Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями.

Беседа, игра «Накорми птицу», дид. игра «Улетают – не улетают», прослушивание голосов птиц

3 неделя

«Мороз – удивительный художник»

Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество.

Загадывание загадок, наблюдения на прогулке, использование художественного слова,
практическая работа

Февраль


1 неделя

 

«Выращиваем лук на окошке»

Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта

Беседа с элементами труда, экспериментирование

2 неделя

«Дикие животные в лесу зимой»

Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей.

Беседа о белке, еже, зайце, лисе, медведе,игра «Мы маленькие зайчики», игра «Чья тень»

3 неделя

«Лаборатория добрых дел»

Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей

Опыты с водой, воздухом, игры с мыльными пузырями беседы о добре и зле.

4 неделя

«Наблюдение за сезонными изменениями»

формировать представления об изменениях в природе;
 учить различать характерные приметы конца зимы (первая капель);
закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.

Использование художественного слова; Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Круглый год»-настольная игра

Март


1 неделя

 «К нам весна шагает быстрыми шагами»

Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление.

Чтение стихотворения “Март”,«Весна идёт», д/и «Найди настроение, покажи настроение», экспериментирование: «Взаимодействие воды и снега»

2 неделя

«Наши четвероногие друзья – собака»

Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах.

Наблюдение, подвижные игры  
 «Семья»-настольная игра, сравнение кошки и собаки

3 неделя

«Забота о здоровье»

Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце;

Игра «Порадуйся солнышку», «Что полезно для здоровья, что вредно», беседа о витаминной пище.

4 неделя

«Первые цветы в природе»

Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения.

Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение стихов, «Собери цветок из частей»

Апрель


1 неделя

«Божья коровка»

Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к природным явлениям, уточнить представления о внешних особенностях жучка.

Наблюдение за божьей коровкой, аппликация.

2 неделя

«Жучки»

 Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес  ко всему живому и бережное отношение к природе.

Загадывание загадок, «Угадай что за насекомое», лепка «зелёная гусеница»

3 неделя

«Пернатые гости»

Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др.; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах.

Беседа, изготовление скворечников, наблюдение за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т. д.),»Узнай по голосу какя птичка»-игра. Аппликация «Птицы на кормушке»

4 неделя

«Волшебница весна»

Закрепить представления детей о весне, о характерных особенностях данного времени года. Обратить внимание детей на первые признаки весныРазвивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

Беседа, художественное слово, аппликация из ткани «Полянка цветов»

Май


1 неделя

«Солнышко на травке»

Уточнить знания детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия, формировать у детей интерес к работе с краской. Продолжать вызывать у детей интерес к живым цветам.

Чтение стихов, продуктивная деятельность-ромашка экспериментирование «Тепло – холодно».

2 неделя

«Что такое облака, дождь, гроза?»

Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.

Наблюдение,
рассматривание иллюстраций,
чтение.

3 неделя

«Песочные фантазии»

Расширять кругозор детей: . Закрепить знания о свойствах песка. Развивать образное и логическое мышление. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Обогащать эмоциональную сферу детей

Пальчиковая гимнастика , игры с песком,.экспериментирование: «почему песок сыплется».

4 неделя

 Экологическая тропа

Развивать умение наблюдать,

Экскурсия, рассматривание обитателей тропы, чтение стиха «Берегите природу».подв.игра»Раз.два,три к дереву беги»

 

 

Программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 4-5 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, экскурсий, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, рассматривания и сравнения.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Исходя из календарного года (с              1сентября по 31 мая) Занятия проводятся в соответствии с Приложением 3 к СанПин 2.4.4.1251-03,  проветривание помещения проводится перед занятием. Продолжительность занятий 10-15 минут

 

6.Ожидаемые  результаты освоения программ

Воспитанник должен

 

ЗНАТЬ

Правила поведения в природе.
Растения и их характерные признаки. 
Основные признаки диких и домашних животных.
Виды птиц своей местности.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.

О перелётных птицах.
О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
Об охране природы.
О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.
О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.

УМЕТЬ

Выполнять правила поведения на природе.
Обеспечивать уход за растениями уголка природы..Обеспечивать уход за растениями цветников 
  Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке,    уборка мусора, изготовление природных знаков).
Изготовление поделок и панно из собранного природного материала..

 

 

Ф.И.О

Дата рождения

1

Банных Карина Александровна

01.05.2013

2

Бримжанова Элина Рифатовна

04.05.2013

3

Бутенко Карина Алексеевна

15.03.2013

4

Горбунов Максим  Николаевич

09.12.2013

5

Дощанова Зарина Жанатовна

17.12.2012

6

Дубков Никита Егорович

29.11.2013

7

Дусейкеев Ильяс Муратбекович

23.10.2013

8

Жукова Вероника Евгеньевна

30.03.2013

9

Захаров Яков Дмитриевич

29.01.2013

10

Капицин Кирилл Антонович

28.11.2013

11

КенжаеваСевараМамурджоновна

17.10.2013

12

Кударов Дамир Серикович

23.07.2013

13

Лазовская Мария николаевна

25.05.2013

14

Лашкомова Дарья Сергеевна

01.11.2013

15

Никитина Ксения Михайловна

09.04.2013

 

7.Диагностика  по экологическому воспитанию.

1.Имеет представления о растительном мире, называет несколько видов растений
2.Имеет представления о животном мире, называет представителей животного мира.

3.Имеет представления о лекарственных растениях, называть 2-3 лекарственных растения,

4.Имеет представления о формах и видах воды, ее свойствах, называет обитателей водоемов

5.Имеет представления о правилах поведения в природе.
6.Имеет представления о явлениях природы, о их свойствах, значении.
7.Имеет представления и навыки ухода за комнатными растениями.

Оценка уровня развития:

1 балл – не  называет  или называет 1 признак, вид

2 балла –  называет  самостоятельно или с помощью взрослого 1 или 2 вида,

признака, свойства

3 балла называет  самостоятельно2-3 вида или явления, свойства

От 21 до 15-высокий уровень

От15 до 7-средний уровень

От7 до 0-низкий уровень

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список детей

Имеет представления о предметах ближайшего окружения, их назначении

 

 

 

 

н/г               к/г

Различает и называет растение, животных, особенности внешнего вида, условий существования, поведения

 

н/г                 к/г

Устанавливает элементарные причинно – следственные зависмости между явлениями живой и неживой природы    

н/г                 к/г

Соблюдают элементарные взаимодействия  с растениями и животными

 

 

 

н/г                  к/г

Уровень


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

     
         

8.Список литературы:

  • Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
  • Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.
  • Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999
  • Н.Г.Калегина «Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников»Книжный дом Казань-1994
  • «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992 Артемова Л. Н.
  • «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995 Николаева С. Н.
  • «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва 1991 Богусловская З. М., Смирнова Е. О. 
  • Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota_baybara_tv.docx53.74 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 32»

Принято  Советом   педагогов                                      Утверждаю:

МБДОУ «Детский сад №32»                                        Заведующий МБДОУ

Протокол №                                                                   «Детский сад №32»

                                                                                          Приказ №__ от____                                                                                                                                                                                            _________Н.Ю. Махиня

                                                                                                                      

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

естественно - научной направленности

« Друзья природы»

Для детей 3-4 лет

на 2017-2018 учебный год.

 

Воспитатель: Байбара Т.В

г. Троицк

2017 год

Оглавление.

Наименование разделов

стр

1.

Пояснительная записка

2-3

2.

Актуальность данной программы

3

3.

Новизна данной программы

4

4.

Цель, задачи, методы программы

4-5

5.

Перспективный план работы кружка

5-12

6.

Ожидаемые результаты освоения программы

13

7.

Диагностика

14-15

8.

Литература

15

  1. Пояснительная записка

Разработка Программы осуществлена в соответствии с:

  1. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г№ 273-ФЗ;
  2. Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155);
  3. Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» - СанПиН 2.4.1.3049-13 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26);
  4. Профессиональным стандартом педагога. Педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н);
  5. Приказом Минобрнауки Российской Федерации от 30.08.2013 N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России 26.09.2013 N 30038);
  6. Примерной основной образовательной программой дошкольного образования,        одобренной решением федерального учебно- методического объединения по общему  образованию  (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15);
  7. Основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад №32»;

 Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Становление первоначальных основ экологической культуры - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности. В возрасте 3-4 лет дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства - форму цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.

2.Актуальность

Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей  - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.

Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

3.Новизна

Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе. 

Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой.

Расписание кружка: 1 раз в неделю,  во вторую половину дня в соответствии с утвержденной сеткой организованной образовательной деятельности.

4.Цель и задачи программы

Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Работа кружка призвана решать следующие задачи:

  1. Подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
  2. Воспитание желания бережно относиться к своему здоровью;
  3. Показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;
  4. Воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам;
  5. Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;
  6. Воспитание правильного поведения в природе.

Для работы по формированию нравственно-экологического воспитания дошкольников был разработан перспективный план работы с детьми

  • Наглядные методы:
  • экскурсии, целевые прогулки;
  • наблюдения;
  • показа сказок (педагогом, детьми);
  • рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
  • проведение дидактических игр;
  • Словесные методы:
  • чтение литературных произведений;
  • беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
  • Игровые методы:
  • проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
  • загадывание загадок;
  • Практические методы
  • организация продуктивной деятельности детей;
  • оформление гербария растений, плодов;
  • постановка сказок, отрывков литературных произведений;
  • изготовление с детьми наглядных пособий.

При построении системы работы нашего кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления.:

  • Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
  • Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).
  • Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов).

В качестве подведения итогов проводятся открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, выставки, фотовыставка.

5.Перспективный план работы кружка 2017-2018 учебный год

Дата

тема

задачи

содержание

Сентябрь


1 неделя

«Цветы на участке осенью»

 Закрепить знания детей о осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь

Загадывание загадок, игра «Угадай по описанию», экспериментирование: «Растениям легче дышится, если почву полить и порыхлить» Сбор и засушивание осенних листьев «Осенняя палитра

2 неделя

 «Осень-припасиха»

Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие.

Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, беседа «Что растет на грядке?»Заучиваниефизминутки»  Мы капусту рубим..»
Дид.игра «Узнай на вкус»

3неделя.

Что нас лечит от простуды

Уточнить знания детей лекарственных травах, пользе лука и чеснока Развить познавательную активность.

 Рассматривание лекарственных растений,загадывание загадок, наблюдение.

4неделя

«Доброе, хорошее солнце»

Уточнить знания детей о солнце осенью. Формировать умения определять погоду по приметам.

Экспериментирование: «Ладошки»
Наст. Игра «Круглый год»

Октябрь


1 неделя

«Расскажи Хрюшке о комнатных растениях»

Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок

Игра «Найди растение»,  физкультминутка «цветы», дидактическая игра «За каким растением спрятался Хрюша?»; экспериментирование: «Что нужно растениям для роста».

2 неделя

«Осеннее дерево»

Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях.

Нетрадиционная техника рисования: кляксография.
Дид.игра «.Найди листок какой покажу»

3неделя

«Домашние животные»

Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни.

 Беседа, дид.игра »Кто что любит», настольная игра «Зверята»

4неделя

«Дождик, дождик..

Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя.

пальчиковая игра «Дождик»

Ноябрь


1 неделя

«Воробьишка»

Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами.

Подвижная игра «Кто в домике живет?»
Пальчиковая гимнастика «Грачи»;
Речевая игра «Кто же это?»

2 неделя

«Синичкин праздник – 12 ноября»

Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Учить организовывать самостоятельно подкормку птиц регулярно.

Беседа «Угадай, какая птица», наблюдение, использование художественного слова, подв. игра «Лиса и птицы»

3 неделя

«Дикие звери зимой»

Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей.

Чтение стихотворений, подв. игра «Зайцы и волк», беседа, «Найди маму»-дид.игра.

4 неделя.

«Снежинка»

Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы.

Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов, экспериментирование: «Знакомство со свойствами снега»

Декабрь


1 неделя

Ёлочка-зелёная иголочка

Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку.  а.

Наблюдение, беседа, игра  «Найди по описанию», «Укрась ёлочку»

2неделя

«Плыли по небу тучки»

Расширять представления детей о явлениях неживой природы: рассказать детям, какие бываю облака. Развитие наблюдательности. 

Беседа «Какие бывают облака», наблюдение, использование художественного слова; экспериментирование: «Ветер дует, лодочка плывёт»

3 неделя

«Снежный хоровод»

Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира.

Наблюдение, рассматривание картины «Зима», рисование «Снежинки»

4 неделя

«Зимняя красавица - ель»

Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели,

Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о ели с опорой на планигра - имитация «Собери шишки, 

Январь


1неделя

«Наблюдение за снегом и льдом»

Формировать реалистическое понимание неживой при роды; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед).

Экспериментирование «Вода может литься и брызгать», использование художественного слова. Чтение  рассказа Николаевой « Путешествие капельки»

2 неделя

«Жизнь птиц зимой»

Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями.

Беседа, игра «Накорми птицу», дид. игра «Улетают – не улетают», прослушивание голосов птиц

3 неделя

«Мороз – удивительный художник»

Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество.

Загадывание загадок, наблюдения на прогулке, использование художественного слова,
практическая работа

Февраль


1 неделя

 

«Выращиваем лук на окошке»

Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта

Беседа с элементами труда, экспериментирование

2 неделя

«Дикие животные в лесу зимой»

Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей.

Беседа о белке, еже, зайце, лисе, медведе,игра «Мы маленькие зайчики», игра «Чья тень»

3 неделя

«Лаборатория добрых дел»

Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей

Опыты с водой, воздухом, игры с мыльными пузырями беседы о добре и зле.

4 неделя

«Наблюдение за сезонными изменениями»

формировать представления об изменениях в природе;
 учить различать характерные приметы конца зимы (первая капель);
закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы.

Использование художественного слова; Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Круглый год»-настольная игра

Март


1 неделя

 «К нам весна шагает быстрыми шагами»

Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление.

Чтение стихотворения “Март”,«Весна идёт», д/и «Найди настроение, покажи настроение», экспериментирование: «Взаимодействие воды и снега»

2 неделя

«Наши четвероногие друзья – собака»

Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах.

Наблюдение, подвижные игры  
 «Семья»-настольная игра, сравнение кошки и собаки

3 неделя

«Забота о здоровье»

Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце;

Игра «Порадуйся солнышку», «Что полезно для здоровья, что вредно», беседа о витаминной пище.

4 неделя

«Первые цветы в природе»

Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения.

Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение стихов, «Собери цветок из частей»

Апрель


1 неделя

«Божья коровка»

Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к природным явлениям, уточнить представления о внешних особенностях жучка.

Наблюдение за божьей коровкой, аппликация.

2 неделя

«Жучки»

 Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес  ко всему живому и бережное отношение к природе.

Загадывание загадок, «Угадай что за насекомое», лепка «зелёная гусеница»

3 неделя

«Пернатые гости»

Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др.; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах.

Беседа, изготовление скворечников, наблюдение за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т. д.),»Узнай по голосу какя птичка»-игра. Аппликация «Птицы на кормушке»

4 неделя

«Волшебница весна»

Закрепить представления детей о весне, о характерных особенностях данного времени года. Обратить внимание детей на первые признаки весныРазвивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость.

Беседа, художественное слово, аппликация из ткани «Полянка цветов»

Май


1 неделя

«Солнышко на травке»

Уточнить знания детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия, формировать у детей интерес к работе с краской. Продолжать вызывать у детей интерес к живым цветам.

Чтение стихов, продуктивная деятельность-ромашка экспериментирование «Тепло – холодно».

2 неделя

«Что такое облака, дождь, гроза?»

Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.

Наблюдение,
рассматривание иллюстраций,
чтение.

3 неделя

«Песочные фантазии»

Расширять кругозор детей: . Закрепить знания о свойствах песка. Развивать образное и логическое мышление. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Обогащать эмоциональную сферу детей

Пальчиковая гимнастика , игры с песком,.экспериментирование: «почему песок сыплется».

4 неделя

 Экологическая тропа

Развивать умение наблюдать,

Экскурсия, рассматривание обитателей тропы, чтение стиха «Берегите природу».подв.игра»Раз.два,три к дереву беги»

Программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 4-5 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, экскурсий, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, рассматривания и сравнения.

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Исходя из календарного года (с              1сентября по 31 мая) Занятия проводятся в соответствии с Приложением 3 к СанПин 2.4.4.1251-03,  проветривание помещения проводится перед занятием. Продолжительность занятий 10-15 минут

6.Ожидаемые  результаты освоения программ

Воспитанник должен

 

ЗНАТЬ

Правила поведения в природе.
Растения и их характерные признаки. 
Основные признаки диких и домашних животных.
Виды птиц своей местности.

ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.

О перелётных птицах.
О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
Об охране природы.
О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.
О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.

УМЕТЬ

Выполнять правила поведения на природе.
Обеспечивать уход за растениями уголка природы..Обеспечивать уход за растениями цветников 
  Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке,    уборка мусора, изготовление природных знаков).
Изготовление поделок и панно из собранного природного материала..

Ф.И.О

Дата рождения

1

Банных Карина Александровна

01.05.2013

2

Бримжанова Элина Рифатовна

04.05.2013

3

Бутенко Карина Алексеевна

15.03.2013

4

Горбунов Максим  Николаевич

09.12.2013

5

Дощанова Зарина Жанатовна

17.12.2012

6

Дубков Никита Егорович

29.11.2013

7

Дусейкеев Ильяс Муратбекович

23.10.2013

8

Жукова Вероника Евгеньевна

30.03.2013

9

Захаров Яков Дмитриевич

29.01.2013

10

Капицин Кирилл Антонович

28.11.2013

11

КенжаеваСевараМамурджоновна

17.10.2013

12

Кударов Дамир Серикович

23.07.2013

13

Лазовская Мария николаевна

25.05.2013

14

Лашкомова Дарья Сергеевна

01.11.2013

15

Никитина Ксения Михайловна

09.04.2013

7.Диагностика  по экологическому воспитанию.

1.Имеет представления о растительном мире, называет несколько видов растений
2.Имеет представления о животном мире, называет представителей животного мира.

3.Имеет представления о лекарственных растениях, называть 2-3 лекарственных растения,

4.Имеет представления о формах и видах воды, ее свойствах, называет обитателей водоемов

5.Имеет представления о правилах поведения в природе.
6.Имеет представления о явлениях природы, о их свойствах, значении.
7.Имеет представления и навыки ухода за комнатными растениями.

Оценка уровня развития:

1 балл – не  называет  или называет 1 признак, вид

2 балла –  называет  самостоятельно или с помощью взрослого 1 или 2 вида,

признака, свойства

3 балла называет  самостоятельно2-3 вида или явления, свойства

От 21 до 15-высокий уровень

От15 до 7-средний уровень

От7 до 0-низкий уровень

 

Список детей

Имеет представления о предметах ближайшего окружения, их назначении

н/г               к/г

Различает и называет растение, животных, особенности внешнего вида, условий существования, поведения

н/г                 к/г

Устанавливает элементарные причинно – следственные зависмости между явлениями живой и неживой природы    

н/г                 к/г

Соблюдают элементарные взаимодействия  с растениями и животными

н/г                  к/г

Уровень

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

8.Список литературы:

  • Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
  • Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.
  • Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999
  • Н.Г.Калегина «Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников»Книжный дом Казань-1994
  • «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992 Артемова Л. Н.
  • «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995 Николаева С. Н.
  • «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва 1991 Богусловская З. М., Смирнова Е. О. 
  • Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Практическое вождение транспортных средств» (первый год обучения)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программатехнической направленности «Практическое вождение транспортных средств»(первый год обучения)...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно - научной направленности « Друзья природы» для детей 3-4 лет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 32»   Принято Советом педагогов...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Солнечные грани"

Данная программа художественной направленности составлена для детей от 6,6 лет до 9 лет, срок реализации - 3 года. Создана на основе: примерная программа по учебному предмету «Основы изобразител...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности “Транспортная логистика”

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности“Транспортная логистика”. Программа реализуется в рамках проекта по Дополнительному образованию учащи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Батик" (разноуровневая)

В период занятий по данной программе проводятся теоретические и практические занятия по композиции, цветоведению, истории возникновения и развития художественной росписи ткани, современному состоянию ...

Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы естественнонаучной направленности

Особенностью предложенного материала программ является то, что все объекты природы представлены в ней как ценность, а гуманное отношение к живому - принцип поведения каждого воспитанного человека....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа профилактической направленности «Тренинг командообразования»

В современном мире главным ресурсом эффективного взаимодействия является слаженная работа коллектива. Одним из наиболее востребованных личных качеств является способность человека действовать в команд...