Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно - научной направленности « Друзья природы»
рабочая программа на тему
Принято Советом педагогов Утверждаю:
МБДОУ «Детский сад №32» Заведующий МБДОУ
Протокол № «Детский сад №32»
Приказ №__ от____ _________Н.Ю. Махиня
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественно - научной направленности
« Друзья природы»
Для детей 3-4 лет
на 2017-2018 учебный год.
Воспитатель: Байбара Т.В
г. Троицк
2017 год
Оглавление.
№ | Наименование разделов | стр |
1. | Пояснительная записка | 2-3 |
2. | Актуальность данной программы | 3 |
3. | Новизна данной программы | 4 |
4. | Цель, задачи, методы программы | 4-5 |
5. | Перспективный план работы кружка | 5-12 |
6. | Ожидаемые результаты освоения программы | 13 |
7. | Диагностика | 14-15 |
8. | Литература | 15 |
- Пояснительная записка
Разработка Программы осуществлена в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г№ 273-ФЗ;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155);
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» - СанПиН 2.4.1.3049-13 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26);
- Профессиональным стандартом педагога. Педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н);
- Приказом Минобрнауки Российской Федерации от 30.08.2013 N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России 26.09.2013 N 30038);
- Примерной основной образовательной программой дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15);
- Основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад №32»;
Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Становление первоначальных основ экологической культуры - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности. В возрасте 3-4 лет дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства - форму цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.
2.Актуальность
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
3.Новизна
Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой.
Расписание кружка: 1 раз в неделю, во вторую половину дня в соответствии с утвержденной сеткой организованной образовательной деятельности.
4.Цель и задачи программы
Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Работа кружка призвана решать следующие задачи:
- Подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
- Воспитание желания бережно относиться к своему здоровью;
- Показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;
- Воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам;
- Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;
- Воспитание правильного поведения в природе.
Для работы по формированию нравственно-экологического воспитания дошкольников был разработан перспективный план работы с детьми
- Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
- Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
- Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- Практические методы
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, плодов;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
При построении системы работы нашего кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления.:
- Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
- Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).
- Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов).
В качестве подведения итогов проводятся открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, выставки, фотовыставка.
5.Перспективный план работы кружка 2017-2018 учебный год
Дата | тема | задачи | содержание |
Сентябрь | |||
| «Цветы на участке осенью» | Закрепить знания детей о осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь | Загадывание загадок, игра «Угадай по описанию», экспериментирование: «Растениям легче дышится, если почву полить и порыхлить» Сбор и засушивание осенних листьев «Осенняя палитра |
2 неделя | «Осень-припасиха» | Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. | Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, беседа «Что растет на грядке?»Заучиваниефизминутки» Мы капусту рубим..» |
3неделя. | Что нас лечит от простуды | Уточнить знания детей лекарственных травах, пользе лука и чеснока Развить познавательную активность. | Рассматривание лекарственных растений,загадывание загадок, наблюдение. |
4неделя | «Доброе, хорошее солнце» | Уточнить знания детей о солнце осенью. Формировать умения определять погоду по приметам. | Экспериментирование: «Ладошки» |
Октябрь | |||
| «Расскажи Хрюшке о комнатных растениях» | Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок | Игра «Найди растение», физкультминутка «цветы», дидактическая игра «За каким растением спрятался Хрюша?»; экспериментирование: «Что нужно растениям для роста». |
2 неделя | «Осеннее дерево» | Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях. | Нетрадиционная техника рисования: кляксография. |
3неделя | «Домашние животные» | Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни. | Беседа, дид.игра »Кто что любит», настольная игра «Зверята» |
4неделя | «Дождик, дождик.. | Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя. | пальчиковая игра «Дождик» |
Ноябрь | |||
| «Воробьишка» | Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами. | Подвижная игра «Кто в домике живет?» |
2 неделя | «Синичкин праздник – 12 ноября» | Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Учить организовывать самостоятельно подкормку птиц регулярно. | Беседа «Угадай, какая птица», наблюдение, использование художественного слова, подв. игра «Лиса и птицы» |
3 неделя | «Дикие звери зимой» | Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей. | Чтение стихотворений, подв. игра «Зайцы и волк», беседа, «Найди маму»-дид.игра. |
4 неделя. | «Снежинка» | Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы. | Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов, экспериментирование: «Знакомство со свойствами снега» |
Декабрь | |||
| Ёлочка-зелёная иголочка | Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку. а. | Наблюдение, беседа, игра «Найди по описанию», «Укрась ёлочку» |
2неделя | «Плыли по небу тучки» | Расширять представления детей о явлениях неживой природы: рассказать детям, какие бываю облака. Развитие наблюдательности. | Беседа «Какие бывают облака», наблюдение, использование художественного слова; экспериментирование: «Ветер дует, лодочка плывёт» |
3 неделя | «Снежный хоровод» | Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира. | Наблюдение, рассматривание картины «Зима», рисование «Снежинки» |
4 неделя | «Зимняя красавица - ель» | Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, | Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о ели с опорой на план, игра - имитация «Собери шишки, |
Январь | |||
| «Наблюдение за снегом и льдом» | Формировать реалистическое понимание неживой при роды; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед). | Экспериментирование «Вода может литься и брызгать», использование художественного слова. Чтение рассказа Николаевой « Путешествие капельки» |
2 неделя | «Жизнь птиц зимой» | Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями. | Беседа, игра «Накорми птицу», дид. игра «Улетают – не улетают», прослушивание голосов птиц |
3 неделя | «Мороз – удивительный художник» | Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество. | Загадывание загадок, наблюдения на прогулке, использование художественного слова, |
Февраль | |||
| «Выращиваем лук на окошке» | Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта | Беседа с элементами труда, экспериментирование |
2 неделя | «Дикие животные в лесу зимой» | Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей. | Беседа о белке, еже, зайце, лисе, медведе,игра «Мы маленькие зайчики», игра «Чья тень» |
3 неделя | «Лаборатория добрых дел» | Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей | Опыты с водой, воздухом, игры с мыльными пузырями беседы о добре и зле. |
4 неделя | «Наблюдение за сезонными изменениями» | формировать представления об изменениях в природе; | Использование художественного слова; Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Круглый год»-настольная игра |
Март | |||
| «К нам весна шагает быстрыми шагами» | Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление. | Чтение стихотворения “Март”,«Весна идёт», д/и «Найди настроение, покажи настроение», экспериментирование: «Взаимодействие воды и снега» |
2 неделя | «Наши четвероногие друзья – собака» | Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах. | Наблюдение, подвижные игры |
3 неделя | «Забота о здоровье» | Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце; | Игра «Порадуйся солнышку», «Что полезно для здоровья, что вредно», беседа о витаминной пище. |
4 неделя | «Первые цветы в природе» | Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения. | Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение стихов, «Собери цветок из частей» |
Апрель | |||
| «Божья коровка» | Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к природным явлениям, уточнить представления о внешних особенностях жучка. | Наблюдение за божьей коровкой, аппликация. |
2 неделя | «Жучки» | Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес ко всему живому и бережное отношение к природе. | Загадывание загадок, «Угадай что за насекомое», лепка «зелёная гусеница» |
3 неделя | «Пернатые гости» | Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др.; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах. | Беседа, изготовление скворечников, наблюдение за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т. д.),»Узнай по голосу какя птичка»-игра. Аппликация «Птицы на кормушке» |
4 неделя | «Волшебница весна» | Закрепить представления детей о весне, о характерных особенностях данного времени года. Обратить внимание детей на первые признаки весны. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость. | Беседа, художественное слово, аппликация из ткани «Полянка цветов» |
Май | |||
| «Солнышко на травке» | Уточнить знания детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия, формировать у детей интерес к работе с краской. Продолжать вызывать у детей интерес к живым цветам. | Чтение стихов, продуктивная деятельность-ромашка экспериментирование «Тепло – холодно». |
2 неделя | «Что такое облака, дождь, гроза?» | Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. | Наблюдение, |
3 неделя | «Песочные фантазии» | Расширять кругозор детей: . Закрепить знания о свойствах песка. Развивать образное и логическое мышление. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Обогащать эмоциональную сферу детей | Пальчиковая гимнастика , игры с песком,.экспериментирование: «почему песок сыплется». |
4 неделя | Экологическая тропа | Развивать умение наблюдать, | Экскурсия, рассматривание обитателей тропы, чтение стиха «Берегите природу».подв.игра»Раз.два,три к дереву беги» |
Программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 4-5 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, экскурсий, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, рассматривания и сравнения.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Исходя из календарного года (с 1сентября по 31 мая) Занятия проводятся в соответствии с Приложением 3 к СанПин 2.4.4.1251-03, проветривание помещения проводится перед занятием. Продолжительность занятий 10-15 минут
6.Ожидаемые результаты освоения программ
Воспитанник должен |
|
ЗНАТЬ | Правила поведения в природе. |
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. | О перелётных птицах. |
УМЕТЬ | Выполнять правила поведения на природе. |
№ | Ф.И.О | Дата рождения |
1 | Банных Карина Александровна | 01.05.2013 |
2 | Бримжанова Элина Рифатовна | 04.05.2013 |
3 | Бутенко Карина Алексеевна | 15.03.2013 |
4 | Горбунов Максим Николаевич | 09.12.2013 |
5 | Дощанова Зарина Жанатовна | 17.12.2012 |
6 | Дубков Никита Егорович | 29.11.2013 |
7 | Дусейкеев Ильяс Муратбекович | 23.10.2013 |
8 | Жукова Вероника Евгеньевна | 30.03.2013 |
9 | Захаров Яков Дмитриевич | 29.01.2013 |
10 | Капицин Кирилл Антонович | 28.11.2013 |
11 | КенжаеваСевараМамурджоновна | 17.10.2013 |
12 | Кударов Дамир Серикович | 23.07.2013 |
13 | Лазовская Мария николаевна | 25.05.2013 |
14 | Лашкомова Дарья Сергеевна | 01.11.2013 |
15 | Никитина Ксения Михайловна | 09.04.2013 |
7.Диагностика по экологическому воспитанию.
1.Имеет представления о растительном мире, называет несколько видов растений
2.Имеет представления о животном мире, называет представителей животного мира.
3.Имеет представления о лекарственных растениях, называть 2-3 лекарственных растения,
4.Имеет представления о формах и видах воды, ее свойствах, называет обитателей водоемов
5.Имеет представления о правилах поведения в природе.
6.Имеет представления о явлениях природы, о их свойствах, значении.
7.Имеет представления и навыки ухода за комнатными растениями.
Оценка уровня развития:
1 балл – не называет или называет 1 признак, вид
2 балла – называет самостоятельно или с помощью взрослого 1 или 2 вида,
признака, свойства
3 балла называет самостоятельно2-3 вида или явления, свойства
От 21 до 15-высокий уровень
От15 до 7-средний уровень
От7 до 0-низкий уровень
Список детей | Имеет представления о предметах ближайшего окружения, их назначении
н/г к/г | Различает и называет растение, животных, особенности внешнего вида, условий существования, поведения
н/г к/г | Устанавливает элементарные причинно – следственные зависмости между явлениями живой и неживой природы н/г к/г | Соблюдают элементарные взаимодействия с растениями и животными
н/г к/г | Уровень | |||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 | ||||||||
8.Список литературы:
- Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
- Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999
- Н.Г.Калегина «Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников»Книжный дом Казань-1994
- «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992 Артемова Л. Н.
- «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995 Николаева С. Н.
- «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва 1991 Богусловская З. М., Смирнова Е. О.
- Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhkovaya_rabota_baybara_tv.docx | 53.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 32»
Принято Советом педагогов Утверждаю:
МБДОУ «Детский сад №32» Заведующий МБДОУ
Протокол № «Детский сад №32»
Приказ №__ от____ _________Н.Ю. Махиня
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
естественно - научной направленности
« Друзья природы»
Для детей 3-4 лет
на 2017-2018 учебный год.
Воспитатель: Байбара Т.В
г. Троицк
2017 год
Оглавление.
№ | Наименование разделов | стр |
1. | Пояснительная записка | 2-3 |
2. | Актуальность данной программы | 3 |
3. | Новизна данной программы | 4 |
4. | Цель, задачи, методы программы | 4-5 |
5. | Перспективный план работы кружка | 5-12 |
6. | Ожидаемые результаты освоения программы | 13 |
7. | Диагностика | 14-15 |
8. | Литература | 15 |
- Пояснительная записка
Разработка Программы осуществлена в соответствии с:
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г№ 273-ФЗ;
- Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. № 1155);
- Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» - СанПиН 2.4.1.3049-13 (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26);
- Профессиональным стандартом педагога. Педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н);
- Приказом Минобрнауки Российской Федерации от 30.08.2013 N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России 26.09.2013 N 30038);
- Примерной основной образовательной программой дошкольного образования, одобренной решением федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. № 2/15);
- Основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад №32»;
Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Становление первоначальных основ экологической культуры - это накапливание конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности. В возрасте 3-4 лет дети должны научиться различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства - форму цвет, величину, степень твердости или мягкости, характер поверхности, а также познать видимые составные части предметов и объектов; кроме того, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.
2.Актуальность
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
3.Новизна
Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой.
Расписание кружка: 1 раз в неделю, во вторую половину дня в соответствии с утвержденной сеткой организованной образовательной деятельности.
4.Цель и задачи программы
Основная цель работы кружка - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Работа кружка призвана решать следующие задачи:
- Подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
- Воспитание желания бережно относиться к своему здоровью;
- Показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;
- Воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам;
- Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;
- Воспитание правильного поведения в природе.
Для работы по формированию нравственно-экологического воспитания дошкольников был разработан перспективный план работы с детьми
- Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
- Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
- Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
- Практические методы
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление гербария растений, плодов;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
При построении системы работы нашего кружка мы обратили особое внимание на следующие основные направления.:
- Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
- Практическое направление - изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).
- Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов).
В качестве подведения итогов проводятся открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, выставки, фотовыставка.
5.Перспективный план работы кружка 2017-2018 учебный год
Дата | тема | задачи | содержание |
Сентябрь | |||
| «Цветы на участке осенью» | Закрепить знания детей о осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь | Загадывание загадок, игра «Угадай по описанию», экспериментирование: «Растениям легче дышится, если почву полить и порыхлить» Сбор и засушивание осенних листьев «Осенняя палитра |
2 неделя | «Осень-припасиха» | Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. | Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, беседа «Что растет на грядке?»Заучиваниефизминутки» Мы капусту рубим..» |
3неделя. | Что нас лечит от простуды | Уточнить знания детей лекарственных травах, пользе лука и чеснока Развить познавательную активность. | Рассматривание лекарственных растений,загадывание загадок, наблюдение. |
4неделя | «Доброе, хорошее солнце» | Уточнить знания детей о солнце осенью. Формировать умения определять погоду по приметам. | Экспериментирование: «Ладошки» |
Октябрь | |||
| «Расскажи Хрюшке о комнатных растениях» | Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок | Игра «Найди растение», физкультминутка «цветы», дидактическая игра «За каким растением спрятался Хрюша?»; экспериментирование: «Что нужно растениям для роста». |
2 неделя | «Осеннее дерево» | Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях. | Нетрадиционная техника рисования: кляксография. |
3неделя | «Домашние животные» | Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни. | Беседа, дид.игра »Кто что любит», настольная игра «Зверята» |
4неделя | «Дождик, дождик.. | Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя. | пальчиковая игра «Дождик» |
Ноябрь | |||
| «Воробьишка» | Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами. | Подвижная игра «Кто в домике живет?» |
2 неделя | «Синичкин праздник – 12 ноября» | Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Учить организовывать самостоятельно подкормку птиц регулярно. | Беседа «Угадай, какая птица», наблюдение, использование художественного слова, подв. игра «Лиса и птицы» |
3 неделя | «Дикие звери зимой» | Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей. | Чтение стихотворений, подв. игра «Зайцы и волк», беседа, «Найди маму»-дид.игра. |
4 неделя. | «Снежинка» | Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы. | Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов, экспериментирование: «Знакомство со свойствами снега» |
Декабрь | |||
| Ёлочка-зелёная иголочка | Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку. а. | Наблюдение, беседа, игра «Найди по описанию», «Укрась ёлочку» |
2неделя | «Плыли по небу тучки» | Расширять представления детей о явлениях неживой природы: рассказать детям, какие бываю облака. Развитие наблюдательности. | Беседа «Какие бывают облака», наблюдение, использование художественного слова; экспериментирование: «Ветер дует, лодочка плывёт» |
3 неделя | «Снежный хоровод» | Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира. | Наблюдение, рассматривание картины «Зима», рисование «Снежинки» |
4 неделя | «Зимняя красавица - ель» | Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, | Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о ели с опорой на план, игра - имитация «Собери шишки, |
Январь | |||
| «Наблюдение за снегом и льдом» | Формировать реалистическое понимание неживой при роды; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед). | Экспериментирование «Вода может литься и брызгать», использование художественного слова. Чтение рассказа Николаевой « Путешествие капельки» |
2 неделя | «Жизнь птиц зимой» | Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями. | Беседа, игра «Накорми птицу», дид. игра «Улетают – не улетают», прослушивание голосов птиц |
3 неделя | «Мороз – удивительный художник» | Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество. | Загадывание загадок, наблюдения на прогулке, использование художественного слова, |
Февраль | |||
| «Выращиваем лук на окошке» | Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта | Беседа с элементами труда, экспериментирование |
2 неделя | «Дикие животные в лесу зимой» | Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей. | Беседа о белке, еже, зайце, лисе, медведе,игра «Мы маленькие зайчики», игра «Чья тень» |
3 неделя | «Лаборатория добрых дел» | Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей | Опыты с водой, воздухом, игры с мыльными пузырями беседы о добре и зле. |
4 неделя | «Наблюдение за сезонными изменениями» | формировать представления об изменениях в природе; | Использование художественного слова; Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Круглый год»-настольная игра |
Март | |||
| «К нам весна шагает быстрыми шагами» | Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление. | Чтение стихотворения “Март”,«Весна идёт», д/и «Найди настроение, покажи настроение», экспериментирование: «Взаимодействие воды и снега» |
2 неделя | «Наши четвероногие друзья – собака» | Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах. | Наблюдение, подвижные игры |
3 неделя | «Забота о здоровье» | Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце; | Игра «Порадуйся солнышку», «Что полезно для здоровья, что вредно», беседа о витаминной пище. |
4 неделя | «Первые цветы в природе» | Побуждать детей радоваться первым весенним цветам, продолжать знакомить их с названиями, с особенностями строения. | Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение стихов, «Собери цветок из частей» |
Апрель | |||
| «Божья коровка» | Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к природным явлениям, уточнить представления о внешних особенностях жучка. | Наблюдение за божьей коровкой, аппликация. |
2 неделя | «Жучки» | Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес ко всему живому и бережное отношение к природе. | Загадывание загадок, «Угадай что за насекомое», лепка «зелёная гусеница» |
3 неделя | «Пернатые гости» | Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др.; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах. | Беседа, изготовление скворечников, наблюдение за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т. д.),»Узнай по голосу какя птичка»-игра. Аппликация «Птицы на кормушке» |
4 неделя | «Волшебница весна» | Закрепить представления детей о весне, о характерных особенностях данного времени года. Обратить внимание детей на первые признаки весны. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость. | Беседа, художественное слово, аппликация из ткани «Полянка цветов» |
Май | |||
| «Солнышко на травке» | Уточнить знания детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия, формировать у детей интерес к работе с краской. Продолжать вызывать у детей интерес к живым цветам. | Чтение стихов, продуктивная деятельность-ромашка экспериментирование «Тепло – холодно». |
2 неделя | «Что такое облака, дождь, гроза?» | Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. | Наблюдение, |
3 неделя | «Песочные фантазии» | Расширять кругозор детей: . Закрепить знания о свойствах песка. Развивать образное и логическое мышление. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Обогащать эмоциональную сферу детей | Пальчиковая гимнастика , игры с песком,.экспериментирование: «почему песок сыплется». |
4 неделя | Экологическая тропа | Развивать умение наблюдать, | Экскурсия, рассматривание обитателей тропы, чтение стиха «Берегите природу».подв.игра»Раз.два,три к дереву беги» |
Программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 4-5 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, экскурсий, целевых прогулок, слушания музыки и звуков природы, рассматривания и сравнения.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Исходя из календарного года (с 1сентября по 31 мая) Занятия проводятся в соответствии с Приложением 3 к СанПин 2.4.4.1251-03, проветривание помещения проводится перед занятием. Продолжительность занятий 10-15 минут
6.Ожидаемые результаты освоения программ
Воспитанник должен |
|
ЗНАТЬ | Правила поведения в природе. |
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. | О перелётных птицах. |
УМЕТЬ | Выполнять правила поведения на природе. |
№ | Ф.И.О | Дата рождения |
1 | Банных Карина Александровна | 01.05.2013 |
2 | Бримжанова Элина Рифатовна | 04.05.2013 |
3 | Бутенко Карина Алексеевна | 15.03.2013 |
4 | Горбунов Максим Николаевич | 09.12.2013 |
5 | Дощанова Зарина Жанатовна | 17.12.2012 |
6 | Дубков Никита Егорович | 29.11.2013 |
7 | Дусейкеев Ильяс Муратбекович | 23.10.2013 |
8 | Жукова Вероника Евгеньевна | 30.03.2013 |
9 | Захаров Яков Дмитриевич | 29.01.2013 |
10 | Капицин Кирилл Антонович | 28.11.2013 |
11 | КенжаеваСевараМамурджоновна | 17.10.2013 |
12 | Кударов Дамир Серикович | 23.07.2013 |
13 | Лазовская Мария николаевна | 25.05.2013 |
14 | Лашкомова Дарья Сергеевна | 01.11.2013 |
15 | Никитина Ксения Михайловна | 09.04.2013 |
7.Диагностика по экологическому воспитанию.
1.Имеет представления о растительном мире, называет несколько видов растений
2.Имеет представления о животном мире, называет представителей животного мира.
3.Имеет представления о лекарственных растениях, называть 2-3 лекарственных растения,
4.Имеет представления о формах и видах воды, ее свойствах, называет обитателей водоемов
5.Имеет представления о правилах поведения в природе.
6.Имеет представления о явлениях природы, о их свойствах, значении.
7.Имеет представления и навыки ухода за комнатными растениями.
Оценка уровня развития:
1 балл – не называет или называет 1 признак, вид
2 балла – называет самостоятельно или с помощью взрослого 1 или 2 вида,
признака, свойства
3 балла называет самостоятельно2-3 вида или явления, свойства
От 21 до 15-высокий уровень
От15 до 7-средний уровень
От7 до 0-низкий уровень
Список детей | Имеет представления о предметах ближайшего окружения, их назначении н/г к/г | Различает и называет растение, животных, особенности внешнего вида, условий существования, поведения н/г к/г | Устанавливает элементарные причинно – следственные зависмости между явлениями живой и неживой природы н/г к/г | Соблюдают элементарные взаимодействия с растениями и животными н/г к/г | Уровень | |||
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 |
8.Список литературы:
- Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002.
- Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998.
- Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми средних и старших групп детского сада: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева.- М.: Просвещение – 1999
- Н.Г.Калегина «Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников»Книжный дом Казань-1994
- «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992 Артемова Л. Н.
- «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995 Николаева С. Н.
- «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва 1991 Богусловская З. М., Смирнова Е. О.
- Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности «Практическое вождение транспортных средств» (первый год обучения)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программатехнической направленности «Практическое вождение транспортных средств»(первый год обучения)...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно - научной направленности « Друзья природы» для детей 3-4 лет
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 32» Принято Советом педагогов...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Солнечные грани"
Данная программа художественной направленности составлена для детей от 6,6 лет до 9 лет, срок реализации - 3 года. Создана на основе: примерная программа по учебному предмету «Основы изобразител...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности “Транспортная логистика”
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа технической направленности“Транспортная логистика”. Программа реализуется в рамках проекта по Дополнительному образованию учащи...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Батик" (разноуровневая)
В период занятий по данной программе проводятся теоретические и практические занятия по композиции, цветоведению, истории возникновения и развития художественной росписи ткани, современному состоянию ...
Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы естественнонаучной направленности
Особенностью предложенного материала программ является то, что все объекты природы представлены в ней как ценность, а гуманное отношение к живому - принцип поведения каждого воспитанного человека....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа профилактической направленности «Тренинг командообразования»
В современном мире главным ресурсом эффективного взаимодействия является слаженная работа коллектива. Одним из наиболее востребованных личных качеств является способность человека действовать в команд...