РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД 02 Литература
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД 02 Литература для специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования разработана на основе примерной рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины Литература для профессиональных организаций рекомендованной ФГАУ ФИРО протокол №3 от 21.07.2015г, регистрационный номер рецензии 382.
Разработчик: Эвергетова В.С.,ГБПОУ МО «Луховицкий аграрно-промышленный техникум»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_po_literature_901.docx | 108.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«ЛУХОВИЦКИЙ АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»
ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД 02 Литература
Красная Пойма
2019 год
Рабочая программа рассмотрена и одобрена методической комиссией общеобразовательных дисциплин Председатель методической комиссии: Куркина Т.В. Протокол № 1 от « »______________2019 г. | УТВЕРЖДАЮ Заместитель директора по УМР ГБПОУ МО «Луховицкий аграрно-промышленный техникум» И.П. Дорофеев «____» _____________ 20___ г. |
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД 02 Литература для специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования разработана на основе примерной рабочей программы общеобразовательной учебной дисциплины Литература для профессиональных организаций рекомендованной ФГАУ ФИРО протокол №3 от 21.07.2015г, регистрационный номер рецензии 382.
Разработчик: Эвергетова В.С.,ГБПОУ МО «Луховицкий аграрно-промышленный техникум»
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 14
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ 19
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД 02 Литература
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД 02 Литература является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 35.02.16 Эксплуатация и ремонт сельскохозяйственной техники и оборудования входящей в укрупненную группу специальностей 35.00.00 СЕЛЬСКОЕ, ЛЕСНОЕ И РЫБНОЕ ХОЗЯЙСТВО.
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:
Учебная дисциплина входит в состав предметов общеобразовательного цикла.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
-образную природу словесного искусства;
-содержание изученных литературных произведений;
-основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.;
-основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
основные теоретико-литературные понятия.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
-воспроизводить содержание литературного произведения;
-анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос ,система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
-соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
-определять род и жанр произведения;
-сопоставлять литературные произведения;
-выявлять авторскую позицию;
-выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
-аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
-писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
-участия в диалоге или дискуссии;
-самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
-определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
-определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
объем образовательной программы117 часов;
суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем113часов;
в том числе:
самостоятельная работа обучающегося 4часа.
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Виды учебной работы | Объем часов |
Объем образовательной программы | 117 |
Суммарная учебная нагрузка во взаимодействии с преподавателем | 113 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | - |
практические занятия | - |
Контрольные работы | 10 |
курсовая работа (проект) | - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 4 |
в том числе: | |
самостоятельное изучение обзорных тем, составление планов сочинений, работа с хронологическими таблицами, подготовка сообщений, докладов,рефератов. | 4 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОУД 02 Литература | |||
Наименование | Содержание учебного материала | Объем часов | Уровень |
1 | 2 | 3 | 4 |
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XIX ВЕКА | |||
Введение. | Самобытность русского литературы. | 1 | 2 |
Раздел №1 | РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА И КУЛЬТУРА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА | 9 | |
Тема 1.1 | Историко-культурный процесс рубежаIVIII- XIXвв. Обзор культуры. Литературная борьба. Романтизм - ведущее направление русской литературы 1-й половины XIX века. | 1 | 2 |
Тема 1.2 | Зарубежная литература. | 2 | 2 |
О.Бальзак «Гобсек». Зарубежная литература (обзор с чтением фрагментов по выбору преподавателя). Дж. Г. Байрон «Хочу я быть ребенком вольным…», «К времени», «К NN», «Тьма», «Прометей», «Стансы кАвгусте», «В день, когда мне исполнилось тридцать шесть лет». Э. Т. А. Гофман «Крошка Цахес по прозванию Циннобер», «Песочный человек», «Щелкунчик и Мышиный король». И. В. Гёте «Фауст». О. Бальзак «Гобсек». Изображение губительной власти денег. | |||
Тема 1.3 | Александр Сергеевич Пушкин. | 2 | 3 |
Личность писателя. Жизненный и творческий путь. Стихотворения: «Погасло дневное светило», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» («И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...», «К морю», «Редеет облаков летучая гряда», «Вольность», «Деревня», «Пророк», «Из Пиндемонти», «Поэту», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Сожженное письмо», «Я Вас любил», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Безумных лет угасшее веселье», «Зима. Что делать мне в деревне?», «Все в жертву памяти твоей...», «Желание славы», «Друзья мои, прекрасен наш союз!», «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы», «Осень», «Бесы», «Когда по улицам задумчив я брожу…». | |||
Тема 1.4 | Михаил Юрьевич Лермонтов. | 1 | 2 |
Личность и творческий путь. Стихотворения: «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Дума», «Как часто пестрою толпою…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…», «Сон» («В полдневный час, в долине Дагестана…»), «Родина», «Пророк», «Она не гордой красотой», «К портрету», «Силуэт», «Мой Демон», «Я не унижусь пред тобой..», «Нет, я не Байрон, я другой…», «Памяти А. И. Одоевского», «Желание». | |||
Тема 1.5
| Николай Васильевич Гоголь. «Петербургские повести» | 2 | 3 |
Творчество Гоголя, личность, судьба. «Петербургские повести». «Невский проспект». Композиция. Сюжет. Герои. Идейный замысел. Мотивы личного и социального разочарования. Приемы комического в повести. Авторская позиция.Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе.Критика о Гоголе (В. Белинский, А. Григорьев). | |||
Контрольная работа №1 Классное сочинение по литературе первой половины XIX века | 1 | 3 | |
Раздел №2 | РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА | 37 | |
Тема 2.1 | Феномен русской литературы. | 1 | 2 |
Русская литературно-критическая и философская мысль середины XIX века, отражение его в литературном процессе. Феномен русской литературы. Взаимодействие разных стилей и направлений. Жизнеутверждающий и критический реализм. Нравственные поиски героев. | |||
Тема 2.2
| Иван Александрович Гончаров. Роман «Обломов». | 2 | 2 |
Очерк жизни и творчества. Роман «Обломов» -классическое произведение. Сон Ильи Ильича как художественно- философский центр романа. Обломов. Противоречивость характера. Штольц и Обломов. Прошлое и будущее России. Решение автором проблемы любви в романе. Любовь как лад человеческих отношений. (Ольга Ильинская - Агафья Пшеницына). Постижение авторского идеала человека, живущего в переходную эпоху.Роман «Обломов» в оценке критиков (Н. Добролюбова, Д. Писарева, И. Анненского и др.).Теория литературы: социально-психологический роман. | |||
Контрольная работа №2 Устное обучающее изложение | 1 | 3 | |
Тема 2.3 | Александр Николаевич Островский. Драма «Гроза». | 2 | 2 |
Жизнь и творчество А.Н. Островского. Драма «Гроза». Самобытность замысла, оригинальность основного характера, сила трагической развязки в судьбе героев драмы. | |||
Тема 2.4 | Иван Сергеевич Тургенев. Роман «Отцы и дети». | 2 | 2 |
Очерк жизни и творчества. Роман «Отцы и дети». Временной и всечеловеческий смысл названия и основной конфликт романа. Особенности композиции романа. Базаров в системе образов. Нигилизм Базарова и пародия на нигилизм в романе (Ситников и Кукшина). Нравственная проблематика романа и ее общечеловеческое значение. Тема любви в романе. Образ Базарова. Особенности поэтики Тургенева. Роль пейзажа в раскрытии идейно-художественного замысла писателя. | |||
Контрольная работа №3 Письменный анализ эпизода по роману «Отцы и дети». | 1 | 3 | |
Тема 2.5 | Николай Гаврилович Чернышевский. Роман "Что делать?" Сведения из биографии. Обзор романа "Что делать?". Образ "особенного человека" Рахметова. | 1 | 2 |
Тема 2.6 | Поэзия второй половины Х1Х века | 1 | 2 |
Жизненный и творческий путь Ф.И. Тютчева, А.А. Фета,А.К. Толстого. Художественные особенности лирики. Стихотворения Ф.И. Тютчева: «С поляны коршун поднялся…», «Полдень», «Silentium», «Видение», «Тени сизые смесились…», «Не то, что мните вы, природа…», «29-е января 1837», «Я лютеран люблю богослуженье», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь», «Я очи знал, – о, эти очи». СтихотворенияА.А.Фета: «Облаком волнистым…», «Осень», «Прости - и все забудь», «Шепот, робкое дыханье…», «Какое счастье – ночь, и мы одни...», «Сияла ночь. Луной был полон сад...», «Еще майская ночь...», «Одним толчком согнать ладью живую…», «На заре ты ее не буди...», «Это утро, радость эта…», «Еще одно забывчивое слово», «Вечер». СтихотворенияА.К.Толстого: «Меня во мраке и в пыли…», «Двух станов не боец, но только гость случайный...», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Против течения», «Не верь мне, друг. | |||
Тема 2.7 | Николай Алексеевич Некрасов. Лирика. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» | 3 | 2 |
Жизненный и творческий путь Н.А. Некрасова. Своеобразие тем, мотивов и образов. Стихотворения: «Родина», «Памяти Добролюбова», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «Вчерашний день, часу в шестом…», «В дороге», «Мы с тобой бестолковые люди», «Тройка», «Поэт и гражданин», «Плач детей», «О Муза, я у двери гроба..», « Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…». Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Новаторское изображение крестьянской жизни.Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Многообразие крестьянских типов. Проблема счастья. Сатирическое изображение «хозяев» жизни. Образ женщины в поэме. Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция. Образ «народного заступника» Гриши Добросклонова в раскрытии идейного замысла поэмы. | |||
Контрольная работа №4 Письменный анализ стихотворений поэта. | 1 | 3 | |
Тема 2.8 | Николай Семенович Лесков.Повесть «Очарованный странник». | 2 | 2 |
Художественный мир писателя. Праведники Лескова. Повесть «Очарованный странник». Особенности композиции.Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Концепция народного характера. Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности повествовательной манеры Н.С. Лескова. | |||
Тема 2.9 | Михаил ЕвграфовичСалтыков-Щедрин. Сведения из биографии. «История одного города» (обзор). | 2 | 2 |
Жизненный и творческий путь сатирика. Жанровое своеобразие сказок. Приемы сатирической фантастики в повести «История одного города» (обзор). Своеобразие типизации Салтыкова-Щедрина. Объекты сатиры и сатирические приемы. Гипербола и гротеск как способы изображения действительности. Своеобразие писательской манеры. Роль Салтыкова-Щедрина в истории русской литературы.Теория литературы: развитие понятия сатиры, понятия об условности в искусстве (гротеск, «эзопов язык»). | |||
Тема 2.10 | Лев Николаевич Толстой. Роман «Война и мир». | 10 | 2 |
Жизненный путь и творческая биография. Роман-эпопея «Война и мир». Жанровое своеобразие романа. Особенности композиционной структуры романа. Художественные принципы Толстого в изображении русской действительности: следование правде, психологизм, «диалектика души». Соединение в романе идеи личного и всеобщего. Символическое значение «войны» и «мира». Война 1805-1807 годов.Аустерлицкое сражение. Правдивое изображение войны 1812 года.Патриотизм в понимании писателя. Кутузов и Наполеон. Изображение судеб отдельных героев. Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Светское общество в изображении Толстого. Осуждение его бездуховности и лжепатриотизма. | |||
Контрольная работа №5 Домашнее сочинение по темам: «Путь жизненных исканий Андрея Болконского», «Путь жизненных исканий Пьера Безухова», «Патриотизм русского народа в Отечественной войне 1812 года», «Наташа Ростова – любимая героиня автора». | 3 | ||
Тема 2.11 | Федор Михайлович Достоевский. Роман «Преступление и наказание». | 5 | 2 |
Сведения из биографии. Автор крупнейших произведений. Роман «Преступление и наказание»-социально-психологический роман. Своеобразие жанра. Отображение русской действительности в романе. Социальная и нравственно-философская проблематика романа. Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе. Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин и нравственных ценностей. Судьба «маленького человека». Семья Мармеладовых. Теория Родиона Раскольникова. Причины возникновения. Смысл теории. Крушение идеи. Правда Сони и правда Раскольникова.Сны Раскольникова в раскрытии его характера и в общей композиции романа. Своеобразие воплощения авторской позиции в романе. Теория литературы: проблемы противоречий в мировоззрении и творчестве писателя. Полифонизм романов Ф.М. Достоевского. | |||
Контрольная работа №6 Домашнее сочинение по темам: Петербург Достоевского; Индивидуалистический бунт Раскольникова; Трагедия «маленького человека» в романе. | 3 | ||
Тема 2.12 | Антон Павлович Чехов. Рассказ «Ионыч». Пьеса «Вишневый сад». | 4 | 2 |
Сведения из биографии. Художественное совершенство рассказов А. П. Чехова. Новаторство Чехова. Рассказ «Ионыч». История превращения доктора Старцева в Ионыча. Пьеса «Вишневый сад». История создания, жанр, персонажи. Разрушение дворянских гнезд. Жизненная беспомощность героев пьесы.Теория литературы: развитие понятия о драматургии (внутреннее и внешнее действие; подтекст; роль авторских ремарок; пауз, переклички реплик и т.д.). Своеобразие Чехова-драматурга. Домашнее сочинение по темам: | |||
Раздел №3 | РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА | 70 | |
Тема 3.1 | Особенности развития литературы в начале XX века. | 1 | 2 |
Общая характеристика культурно-исторического процесса рубежа XIX и XX веков и его отражение в литературе. Серебряный век. Неповторимость развития русской культуры. Живопись. Музыка. Театр. Хореография. Феномен русского меценатства. Традиции русской классической литературы XIX века и их развитие в литературе XX века. Общечеловеческие проблемы начала XX века в прозе и поэзии. Новаторство литературы начала XX века. Многообразие литературных течений (символизм, акмеизм, футуризм), отражение в них идейно-политической борьбы первых послереволюционных лет. | |||
Раздел №4 | РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ | ||
Тема 4.1 | Иван Алексеевич Бунин. | 2 | 2 |
Сведения из биографии. Своеобразие поэтического мира Бунина. Проза Бунина. Тема любви. Реалистическое и символическое в прозе. Слово, подробность, деталь в поэзии и прозе. | |||
Тема 4.2 | Александр Иванович Куприн. | 2 | 2 |
Сведения из биографии. Тема бескорыстной любви в повестях. «Олеся», «Поединок», «Гранатовый браслет». Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения. Символическое и реалистическое в творчестве Куприна. | |||
Раздел №5 | Поэзия начала ХХ века. | ||
Тема 5.1 | Обзор русской поэзии начала XX века. Серебряный век. | 4 | 2 |
Символизм. Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Валерий Яковлевич Брюсов Сведения из биографии. Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова. Для чтения и изучения. Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» (возможен выбор трех других стихотворений). Константин Дмитриевич Бальмонт Сведения из биографии. Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкаль-ность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей. Для чтения и изучения. Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени…», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце…» (возможен выбор трех других стихотворений). Акмеизм Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева «Наследие символизма и акмеизм». Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к «прекрасной ясности», создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта- ремесленника. Николай Степанович Гумилев Сведения из биографии. Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева. Для чтения и изучения. Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений). Статья«Наследие символизма и акмеизма». Футуризм Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер “нового искусства”. Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация “самовитого” слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов. Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), «Центрифуга» (Б. Л. Пастернак). Для чтения и обсуждения. Декларация-манифест футуристов «Пощечина общественному вкусу». Игорь Северянин Сведения из биографии. Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзииСеверянина, оригинальность его словотворчества. Для чтения и изучения. Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин…»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор трех других стихотворений). Хлебников Велимир Владимирович Сведения из биографии. Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ. Для чтения и изучения. Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы…», «Еще раз, еще раз…» (возможен выбор трех других стихотворений). Новокрестьянская поэзия Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX века в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина. Николай Алексеевич Клюев Сведения из биографии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы. Для чтения и обсуждения. Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья…», «Из подвалов, из темных углов…» (возможен выбор трех других стихотворений). Наизусть. Два-три стихотворения поэтов рубежа веков (по выбору). | |||
Тема 5.2 | Максим Горький. Ранние рассказы. Пьеса «На дне». | 4 | 2 |
Сведения из биографии. Правда жизни в рассказах. Ранние рассказы: «Челкаш», «Коновалов», «Страсти-мордасти». «Старуха Изергиль».. Поэтизация гордых и сильных людей. «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл. Герои пьесы. Спор о назначении человека. Лука и Сатин. Авторская позиция и способы ее выражения.Теория литературы: развитие понятия о драме. | |||
Контрольная работа №7 Домашнее сочинениепо прозе начала века. | 3 | ||
Тема 5.3 | Александр Александрович Блок. Стихотворения, поэма «Двенадцать». | 2 | 2 |
Сведения из биографии. Тема родины в лирике поэта.Стихотворения: «Вхожу я в темные храмы», «Незнакомка», «Коршун», «Россия», «В ресторане», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «На железной дороге», «Река раскинулась. Течет…», «О, я хочу безумно жить Поэма «Двенадцать»: Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа. | |||
Раздел №6 | Особенности развития литературы 20-х годов (обзор) | ||
Тема 6.1 | Противоречивость развития культуры в 20-е годы. | 1 | 2 |
Противоречивость развития культуры в 20-е годы. Литературный процесс 20-х годов. Литературные группировки и журналы (РАПП, Перевал, Конструктивизм; «На посту», «Красная новь», «Новый мир» и др.). Политика партии в области литературы в 20-е годы. Крестьянская поэзия 20-х годов. Беспокойство за судьбу родной земли человека, живущего на ней, в творчестве С. Есенина, Н. Клюева, С. Клычкова, П. Васильева. | |||
Тема 6.2 | Владимир Владимирович Маяковский. Стихотворения и поэмы. | 2 | 2 |
Сведения из биографии.Поэтическая новизна ранней лирики.Стихотворения: «А вы могли бы?», «Нате!», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно…», «Разговор с фининспектором о поэзии», «Юбилейное», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Прозаседавшиеся», поэма «Во весь голос», «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Лиличка!», «Люблю», «Письмо Татьяне Яковлевой», «Про это». Пьесы «Клоп», «Баня». Сатира Маяковского. Борьба с мещанством и бюрократизмом. Теория литературы: традиции и новаторство в литературе. Новая система стихосложения. Тоническое стихосложение. | |||
Тема 6.3 | Сергей Александрович Есенин. Лирика. | 1 | 2 |
Жизнь, творческий путь, личность. Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!», «Русь», «Письмо матери», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый дом…», «Неуютная, жидкая лунность…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Сорокоуст», «Русь Советская», «Шаганэ, ты моя, Шаганэ…». Поэтизация русской природы, русской деревни, развитие темы родины как выражение любви к России. Художественное своеобразие творчества Есенина: глубокий лиризм, необычайная образность, зрительность впечатлений, цветопись, принцип пейзажной живописи, народно-песенная основа стихов. | |||
Тема 6.4 | Александр Александрович Фадеев.Роман «Разгром». | 1 | 2 |
Сведения из биографии (с обобщением ранее изученного).Роман «Разгром». Гуманистическая направленность романа. Долг и преданность идее. Проблема человека и революции. Новаторский характер романа. Психологическая глубина изображения характеров. Революционная романтика. Полемика вокруг романа. Для чтения и обсуждения. Роман «Разгром». Теория литературы. Проблема положительного героя в литературе. | |||
Раздел №7 | Литература 30 -х - начала 40-х годов (обзор) | ||
Тема 7.1 | Становление новой культуры в 30-е годы. Первый съезд советских писателей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Отражениеиндустриализации и коллективизации; поэтизация социалистического идеала в творчестве Н. Островского, Л. Леонова, В. Катаева, М. Шолохова, Ф. Гладкова, М. Шагинян, Вс. Вишневского, Н. Погодина, Э. Багрицкого, М. Светлова, В. Луговского, Н. Тихонова, П. Васильева и др.Интеллигенция и революция в романах М. Булгакова, А. Толстого. | 1 | 2 |
Тема 7.2 | Сатирическое обличение нового быта в творчестве М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, М. Булгакова. | 1 | 2 |
Тема 7.3 | Марина Ивановна Цветаева. | 1 | 2 |
Жизнь и судьба. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», « Генералам 12 года», «Плач матери по новобранцу…». | |||
Тема 7.4 | Осип ЭмильевичМандельштам. | 1 | 2 |
«Сведения из биографии. Стихотворения: NotreDame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…», «Петербургские строфы», «Концерт на вокзале», «Рим».Противостояние поэта «веку-волкодаву». Поиски духовных опор в искусстве и природе. Петербургские мотивы в поэзии. Теория поэтического слова О. Мандельштама.Теория литературы: развитие понятия о средствах поэтической выразительности. | |||
Тема 7.5 | Андрей Платонович Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Сведения из биографии. Рассказ "В прекрасном и яростном мире". Поиски положительного героя писателем. Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров. Социально-философское содержание творчества А. Платонова, своеобразие художественных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев-правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова). Традиции русской сатиры в творчестве писателя.Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя. | 1 | 2 |
Тема 7.6 | Исаак Эммануилович Бабель. | 1 | 2 |
Сведения из биографии.Рассказы: «Мой первый гусь», «Соль». Проблематика и особенности поэтики прозы Бабеля. Изображение событий гражданской войны в книге рассказов «Конармия». Сочетание трагического и комического, прекрасного и безобразного в рассказах Бабеля.Теория литературы: развитие понятия о рассказе. | |||
Тема 7.7 | Михаил Александрович Булгаков. Роман «Белая гвардия». | 4 | 2 |
Краткий обзор жизни и творчества. Изображение войны и офицеров белой гвардии как обычных людей. Тема Дома как основа миропорядка. Женские образы на страницах романа. | |||
Тема 7.8 | Михаил Александрович Шолохов. Роман "Тихий Дон" (обзор). | 4 | 2 |
Жизненный и творческий путь. Трагический пафос «Донских рассказов». «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столкновение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования. Традиции Л.Н. Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя Рассказ «Судьба человека». Судьба русского человека на войне. Теория литературы: развитие понятия о стиле писателя | |||
Контрольная работа №8 Сочинение по темам: « Судьба донского казачества», «Судьба Андрея Соколова». | 3 | ||
Раздел №8 | Литература периода Великой Отечественной войны ипервых послевоенных лет | 5 | 2 |
Тема 8.1 | Поэзия в годы Великой Отечественной войны. Лирический герой в стихах поэтов – фронтовиков: О.Бергольц, К.Симонов, А.Сурков, Ю.Друнина и др. | 1 | 2 |
Тема 8.2 | Анна Андреевна Ахматова. Стихотворения. | 2 | 2 |
Жизненный и творческий путь. Стихотворения: «Смятение», «Молюсь оконному лучу..», «Пахнут липы сладко…», «Сероглазый король», «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я, кто бросил земли..», «Родная земля», «Мне голос был», «Клятва», «Мужество», «Победителям», «Муза», «Поэма без героя». | |||
Тема 8.3 | Борис Леонидович Пастернак. Тема пути – ведущая в поэзии Пастернака. | 2 | 2 |
Сведения из биографии. Основные мотивы лирики. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать...», «Про эти стихи», «Определение поэзии», «Гамлет», «Быть знаменитым некрасиво», «Во всем мне хочется дойти до самой сути…», «Зимняя ночь». Поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт». Роман «Доктор Живаго» -тема интеллигенции и революции. | |||
Раздел № 9 | Литература 50 - 80-х годов (обзор) | ||
Тема 9.1 | «Оттепель». | 1 | 2 |
Общественно-культурная обстановка в стране во второй половине XX века. «Оттепель». Развитие литературы 1950 - 1980-х годов в контексте культуры. Кризис нормативной эстетики соцреализма. Литература периода «оттепели» Реалистическая литература. Возрождение модернистской и авангардной тенденций в литературе. Многонациональность советской литературы. | |||
Тема 9.2 | Творчество писателей- прозаиков в 1950 - 1980-е годы. | 4 | 2 |
Новое осмысление проблемы человека на войне. Поведение человека в экстремальной ситуации в повести В.Быкова «Сотников». «Деревенская проза». Изображение жизни советской деревнив произведениях В.Шукшина. Судьба деревни в повести В. Распутина «Прощание с Матерой». | |||
Контрольная работа №9 Домашнее сочинение по военной прозе. | 3 | ||
Тема 9.3 | Творчество поэтов 50 - 80-х годов. | 6 | 2 |
Лирика поэтов-фронтовиков. Творчество авторов, развивавших жанр авторской песни. Литературные объединения и направления в поэзии 1950—1980-х годов. Поэзия Н. Рубцова: художественные средства, своеобразие лирического героя. Тема родины в лирике поэта. Гармония человека и природы. Есенинские традиции в лирике Н. Рубцова. Поэзия Р. Гамзатова: функции приема параллелизма, своеобразие лирического героя. Тема родины в поэзии Р. Гамзатова. Поэзия Б. Окуджавы. Тема войны, образы Москвы и Арбата в поэзии Б. Окуджавы. Поэзия А. Вознесенского: художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя. Тематика стихотворений А. Вознесенского. Авторская песня. Владимир Высоцкий. Юрий Визбор. | |||
Тема 9.4 | Драматургия 50-80-х годов. | 1 | 2 |
Особенности драматургии 1950 - 1960-х годов. Жанры и жанровые разновидности драматургии 1950 - 1960-х годов. Интерес к молодому современнику, актуальным проблемам настоящего. Социально-психологические пьесы В. Розова. Внимание драматургов к повседневным проблемам обычных людей. Тема войны в драматургии. Проблемы долга и совести, героизма и предательства, чести и бесчестия. | |||
Тема 9.5 | Александр ТрифоновичТвардовский. | 2 | 2 |
Сведения из биографии А. Т. Твардовского (с обобщением ранее изученного). Обзор творчества А. Т. Твардовского. Особенности поэтического мира.. Поэма «По праву памяти». Произведение лиро-эпического жанра. Драматизм и исповедальность поэмы. Образ отца как композиционный центр поэмы. Поэма «По праву памяти» как «завещание» поэта. Темы раскаяния и личной вины, памяти и забвения, исторического возмездия и «сыновней ответственности. | |||
Тема 9.6 | Александр Исаевич Солженицын. | 2 | 3 |
Обзор жизни и творчества А. И. Солженицына. Рассказ «Матренин двор». Тема праведников. Рассказ «Один день Ивана Денисовича». Лагерный день Ивана Денисовича Шухова. | |||
Тема 9.7 | Шаламов Варлаам. | 1 | 2 |
Лагерная проза. Анализ рассказов «Надгробное слово», «Крест». | |||
Тема 9.8 | Александр Валентинович Вампилов. Обзор жизни и творчества А. Вампилова. Нравственная проблематика пьес А. Вампилова | 1 | 2 |
«Прошлым летом в Чулимске», «Старший сын». Своеобразие драмы «Утиная охота». Композиция драмы. Характер главного героя. Система персонажей, особенности художественного конфликта. Пьеса «Провинциальные анекдоты». Гоголевские традиции в пьесе А. Вампилова «Провинциальные анекдоты». Утверждение добра, любви и милосердия - главный пафос драматургии А. Вампилова. | |||
Раздел№10 | Русское литературное Зарубежье 1920-1990 годов | 3 | 2 |
Тема 10.1 | Первая волна эмиграции русских писателей. Характерные черты литературы русского Зарубежья 1920-1930-х годов. Творчество И. Шмелева, Б. Зайцева, В. Набокова, Г. Газданова, Б. Поплавского. | 1 | 2 |
Тема 10.2 | Вторая волна эмиграции русских писателей. Осмысление опыта сталинских репрессий и Великой Отечественной войны в литературе. Творчество Б. Ширяева, Д. Кленовского, И. Елагина. | 1 | 2 |
Тема 10.3 | Третья волна эмиграции. Возникновение диссидентского движения в СССР. Творчество И. Бродского, А. Синявского, Г. Владимова. | 1 | 2 |
Раздел №11 | Особенности развития литературы конца 1980 –2000-х годов | 10 | 2 |
Тема11.1 | Общественно-культурная ситуация в России конца ХХ - начала ХХI века. Смешение разных идеологических и эстетических ориентиров. Всплеск антитоталитарных настроений на рубеже 1980–1990-х годов. | 1 | 2 |
Тема 11.2 | «Задержанная» и «возвращенная» литература. | 3 | 2 |
Социально-обличительное направление прозы А.И.Солженицына. Антисталинизм в произведении А.Рыбакова «Дети Арбата». Проблема деформации личности на войне романе В.Астафьева «Прокляты и убиты». | 2 | ||
Контрольная работа №10 Контрольное тестирование за курс литературы. | 1 | 3 | |
Самостоятельная работа | 4 | ||
Новые войны в произведении О.Ермакова «Афганские рассказы». Отечественная поэзия последних лет | 2 | ||
Литература народов СССР(обзор) | 1 | ||
Зарубежная литература (обзор) | 1 | ||
Дифференцированный зачет. | 1 | 3 | |
Всего | 117 |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требование к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета русского языка и литературы.
Оборудование учебного кабинета: посадочные места по количеству учащихся, рабочее место преподавателя, рабочая доска, наглядные пособия (учебники, словари разных типов, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, тексты разных типов и стилей речи, художественная литература).
Технические средства обучения: мультимедийный проектор, ноутбук, экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения. Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники для обучающихся:
1. Русская литература 10 кл. под редакцией Т.Ф.Курдюмовой – М., 2015.
2.Русская литература XIX в. (ч. 1, 2). Под редакцией ОбернихинойГ.А. – М., 2015
3.Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Программа под ред. Обернихиной Г.А. – М., 2015.
4.Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература. Практикум: учеб.пособие. /Под ред. Г.А. Обернихиной. – М., 2017.
Дополнительные источники:
Агеносов В.В. «Русская литература XX века. Учебник для общеобразовательных учебных дисциплин в 2-х частях». М.: «Дрофа», 2000 год.
Аристова М.А., Макарова М.А. и др. «Русская литература для школьников. Справочник». М.: «Экзамен», 2008 г.
Белоцкая Г.В. «Литература. Ответы на вопросы. Для абитуриентов и учащихся 11 классов. Экзамен 2002». М.: «Экзамен», 2002 г.
Глинин Г.Г. «Хрестоматия по русской литературе 10-11 классов». Челябинск: «Пластик-информ», 1994 год.
Гурьянова А.С. «Методическое пособие по литературе для учителей и учащихся старших классов». Г. Нижнекамск.
Десницкий А.В. «И.А. Крылов. Биография писателя. Пособие для учащихся». М.: «Просвещение», 1983 г.
Качурин М.Г., Мотольская Д.К. Русская литература. Учебник для 9-го класса средней школы». М.: «Просвещение», 1986 год.
Крутецкая В.А. «Литература в таблицах и схемах. 11 класс». Санкт-Петербург: 2008 год.
Кучина Т.Г. «ЕГЭ. Литература. Тематические тестовые задания. Уровни В, С. 10-11 классы». Ярославль: Академия развития, 2011 г.
Лебедев Ю.В. «Русская литература XIX века. 10 класс. В двух частях». М.: «Дрофа», 2002 год.
Мещерякова М. «Литература в таблицах и схемах». М.: Рольф, 2-е изд., испр., 2001 г.
Торкунова Т.В. «Готовимся к экзамену по литературе». М.: Айрис-пресс, 2007 год.
Миронова Ю.С. «Литература в схемах и таблицах». Санкт-Петербург: «Тритон», 2008 г.
Санкт-Петербург и пригороды. Санкт-Петербург: «П-2», 2011 год.
Современная универсальная российская энциклопедия. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия, 2007 год.
Уроки литературы с применением информационных технологий. Мультимедийное приложение к урокам. М.:. «Планета», 2011 год.
Для преподавателей
История русской литературы XIX в., 1800–1830 гг. / Под ред. В.Н. Аношкиной и С.М. Петрова. – М., 2000.
История русской литературы ХI–XIX вв. / Под ред. В.И. Коровина, Н.И. Якушина. – М., 2001.
История русской литературы ХIХ в. / Под ред. В.Н. Аношкина, Л.Д. Громова. – М., 2001.
Кожинов В. Пророк в своем Отечестве. – М., 2002.
Литературные манифесты от символизма до наших дней. – М., 2000.
Михайлов А. Жизнь В. Маяковского. – М., 2003.
Михайлов О. Жизнь Бунина. – М., 2002.
Мусатов В.В. История русской литературы первой половины ХХ в. – М., 2001.
Набоков В. Лекции по русской литературе. – М., 2001.
Русская литература ХХ в. / Под ред. А.Г. Андреевой. – М., 2002.
Русская литература XIX в. (ч. 1, 2, 3). 10 кл. / Под ред. Ионина Г.Н. – М., 2001.
Смирнова Л.Н. Русская литература конца ХIХ – начала ХХ в. – М., 2001.
Соколов А.Г. История русской литературы XIX–XX века. – М., 2000.
Тимина С.И. Русская проза конца ХХ в. – М., 2001
Перечень художественных произведений:
Литература ХIХ в.
А.С. Пушкин. К другу стихотворцу. Воспоминания в Царском селе. Лицинию. Товарищам. Вольность. К Чаадаеву. Деревня. Погасло дневное светило… Кинжал. Узник. Свободы сеятель пустынный… К морю. Я помню чудное мгновенье… Вакхическая песня. 19 октября. Пророк. Стансы (В надежде славы и добра…). Арион. Анчар. В Сибирь. Поэт. Поэту. 19 октября 1827 г. На холмах Грузии… Дар напрасный, дар случайный… Дорожные жалобы. И.И. Пущину. Я вас любил , Брожу ли я вдоль улиц шумных… Эхо. Мадонна. Бесы. Безумных лет угасшее веселье… Моя родословная. Клеветникам России. Бородинская годовщина. Вновь я посетил…. Когда за городом задумчив я брожу… Памятник. Руслан и Людмила. Кавказский пленник. Цыганы. Полтава. Медный всадник. Борис Годунов. Маленькие трагедии. Арап Петра Великого. Повести Белкина. История села Горюхина. Дубровский. Капитанская дочка. Пиковая дама.
М.Ю. Лермонтов. Нет, я не Байрон… Парус. Предсказание. Два великана. Бородино. Смерть поэта. Когда волнуется желтеющая нива… Поэт. Спор. 1 января. Дума. И скучно и грустно… Родина. Нет, не тебя так пылко я люблю… Выхожу один я на дорогу… Пророк. Боярин Орша. Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова. Мцыри. Демон. Маскарад. Герой нашего времени.
Н.В. Гоголь. Невский проспект. Портрет. Нос. Шинель. Ревизор. Мертвые души.
И.А. Гончаров. Обыкновенная история. Обломов.
Н.А. Некрасов. В дороге. Нравственный человек. Колыбельная песня. Тройка. Когда из мрака заблужденья… Вчерашний день, часу в шестом… Я не люблю иронии твоей… Мы с тобой бестолковые люди… Давно отвергнутый тобой… Школьник. Праздник жизни – молодости годы… Где твое личико смуглое… Внимая ужасам войны… Стихи мои, свидетели живые… В столицах шум, гремят витии… Что ты, сердце мое, расходилося… Поэт и гражданин. Размышления у парадного подъезда. Песня Еремушке. Рыцарь на час. Песни о свободном слове. Газетная. Умру я скоро… Ликует враг, молчит в недоуменье… Зачем меня на части рвете… Зеленый шум. Надрывается сердце от муки… Памяти Добролюбова. Не рыдай так безумно над ним… Пророк. Три элегии. Зине (Ты еще на жизнь имеешь право…). Угомонись, моя муза задорная… Зине (Двести уж дней…). Сеятелям. Музе. Друзьям. Горящие письма. Баюшки-баю. Омуза, я у двери гроба… Коробейники. Железная дорога. Мороз – Красный нос. Дедушка. Русские женщины. Современники. Кому на Руси жить хорошо.
Н.Г. Чернышевский. Что делать?
И.С. Тургенев. Рудин. Дворянское гнездо. Накануне. Отцы и дети. Новь. Стихотворения в прозе (5–6 по выбору).
А.Н. Островский. Свои люди – сочтемся. Бедная невеста. Бедность – не порок. Доходное место. Гроза. На всякого мудреца – довольно простоты. Горячее сердце. Бешеные деньги. Волки и овцы. Бесприданница. Лес. Без вины виноватые.
М.Е. Салтыков-Щедрин. Губернские очерки. История одного города. Господа Головлевы. За рубежом. Сказки (3–4 по выбору).
Н.С. Лесков. Очарованный странник. Левша (Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе).
Ф.И. Тютчев. С поляны коршун поднялся… Весенняя гроза. Не то, что мните вы, природа... Есть в осени первоначальной… Цицерон. Фонтан. Не верь, не верь поэту, дева… Русской женщине. Эти бедные селенья… О, как убийственно мы любим… Последняя любовь. Весь день она лежала в забытьи… Накануне годовщины 4 августа 1864 г. Умом Россию не понять… Нам не дано предугадать… Я встретил вас…
А.А. Фет. На заре ты ее не буди… Поделись живыми снами… Шепот, робкое дыханье… Сияла ночь… Как беден наш язык… Я тебе ничего не скажу… Еще люблю, еще томлюсь…
А.К. Толстой. Колокольчики мои… Коль любить, так без рассудку… Средь шумного бала… Не ветер, вея с высоты… Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре… Осень! Осыпается весь наш бедный сад… Поток-богатырь. Порой веселой мая. Против течения. Василий Шибанов. Сон Попова. История Государства российского… Царь Федор Иоаннович.
Ф.М. Достоевский. Бедные люди. Белые ночи. Преступление и наказание.
Л.Н. Толстой. Детство. Отрочество. Юность. Казаки. Война и мир. Анна Каренина. Смерть Ивана Ильича. Крейцерова соната. Воскресение. После бала. Хаджи-Мурат.
А.П. Чехов. Смерть чиновника. Хамелеон. Унтер Пришибеев. Толстый и тонкий. Злоумышленник. Тоска. Горе. Враги. Степь. Скучная история. Дуэль. Попрыгунья. Душечка. Дом с мезонином. Палата № 6. Случай из практики. Мужики. В овраге. Человек в футляре. Крыжовник. О любви. Дама с собачкой. Ионыч. Невеста. Чайка. Три сестры. Дядя Ваня. Вишневый сад.
Литература конца ХIХ – начала ХХ в.
Л.Н. Андреев. Баргамот и Гараська. Жизнь Василия Фивейского. Красный смех. Иуда Искариот. Рассказ о семи повешенных.
А.А. Ахматова. Сероглазый король. В Царском селе. Сжала руки под темной вуалью… Вижу выцветший флаг над таможней… Песня последней встречи. Прогулка. Все мы бражники здесь, блудницы... Проводила друга до передней… Мне голос был… Тайны ремесла. Есть в близости людей заветная черта... Петроград, 1919. Клятва. Мужество. Реквием.
К.Д. Бальмонт. Я мечтою ловил уходящие тени... Я вольный ветер… Ангелы опальные. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце... Я – изысканность русской медлительной речи... В домах. Я не знаю мудрости... Есть в русской природе усталая нежность...
А. Белый. Мои слова. В полях. Объяснение в любви. Заброшенный дом. Тройка. Отчаянье. Из окна вагона.
А.А. Блок. Возмездие. Соловьиный сад. Двенадцать. Лирика.
В.Я. Брюсов.Юному поэту. Грядущие гунны. Близким. Кинжал. Нам проба. К счастливым. Довольно.Каменщик. Работа. Принцип относительности.
И.А. Бунин. Листопад. Антоновские яблоки. Деревня. Суходол. Господин из Сан-Франциско.
М. Горький. Макар Чудра. Старуха Изергиль. Челкаш. Скуки ради. Песня о Соколе. Двадцать шесть и одна. Фома Гордеев. Песня о Буревестнике. Мещане. На дне. Мать. Городок Окуров. Рассказы из сборника «По Руси». Несвоевременные мысли.
З.Н. Гиппиус. Песня. Надпись на камне. Сонет. Пауки. Швея. Все кругом. 14 декабря. 14 декабря 17 года. Чертова кукла.
Н.С. Гумилев. Капитаны. Рабочий. Слоненок. Телефон. Заблудившийся трамвай. Озеро Чад. Жираф. Телефон. Юг. О тебе. Дагомыс. Слово.
Б.К. Зайцев. Аграфена. Усадьба Ланиных. Голубая звезда.
А.И. Куприн. Молох. Олеся. Поединок. Гамбринус. Белый пудель. Гранатовый браслет. Суламифь.
В.В. Маяковский. Я сам (автобиография). Послушайте! Мама и убитый немцами вечер. Гимн судье. Облако в штанах. Ода революции. Левый марш. О дряни. Прозаседавшиеся. Необычайное приключение… Окна РОСТА.
Д.С. Мережковский. Парки. Дети ночи. Двойная бездна. Молитва о крыльях. Чужбина – родина. Бог. О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы.
Ф. Сологуб. В поле не видно ни зги… Люблю блуждать я над трясиною... Пленные звери. Чертовы качели.
А.Н. Толстой. МишукаНалымов. Приключения Растегина. Хромой барин.
М. Цветаева. Моим стихам, написанным так рано... Змея оправдана звездой... На плече моем на правом... Вот опять окно… Кто создан из камня, кто создан из глины… Белая гвардия, путь твой высок… Маяковскому. Если душа родилась крылатой… Мракобесие. Смерч. Содом. Вскрыла жилы: неостановимо... Уж сколько их упало в эту бездну... Поэма воздуха. Крысолов. Мой Пушкин.
И.С. Шмелев. Человек из ресторана. Пугливая тишина.
Литература ХХ в.
М. Горький. Старуха Изергиль. Челкаш. Фома Гордеев. На дне.
В. Маяковский. Ночь. Из улицы в улицу. А вы могли бы? Несколько слов обо мне самом. Нате. Вам. Послушайте. Кофта фата. Адище города. Скрипка и немножко нервно. Левый марш. Приказ по армии искусства. Хорошее отношение к лошадям. Прозаседавшиеся. Лиличка! Любовь. Письмо товарищу Кострову... Письмо Татьяне Яковлевой. Уже второй должно быть ты легла... Про это. Хорошо! Во весь голос. Клоп. Баня.
С. Есенин. Поет зима – аукает… Выткался на озере алый свет зари... Шел Господь пытать людей в любови... Гой ты, Русь, моя родная... Письмо матери. Отговорила роща золотая... О Русь, взмахни крылами... Корова. Песнь о собаке. Устал я жить в родном краю... Я обманывать себя не стану... Я последний поэт деревни... Нивы сжаты, рощи голы... Да, теперь решено, без возврата... Мне осталась одна забава... Не жалею, не зову, не плачу... Я спросил сегодня у менялы... Шаганэ, ты моя, Шаганэ… Пускай ты выпита другим… Ты меня не любишь, не жалеешь... Собаке Качалова. Я иду долиной, На затылке кепи... Клен ты мой опавший, клен заледенелый... Мы теперь уходим понемногу… До свиданья, друг мой, до свиданья… Русь Советская. Русь уходящая. Письмо к женщине. Анна Снегина.
М. Булгаков. Белая гвардия. Собачье сердце. Мастер и Маргарита.
И. Бабель. Конармия.
А. Фадеев. Разгром. Молодая гвардия.
М. Шолохов. Тихий Дон. Судьба человека.
А. Толстой. Петр Первый.
И. Шмелев. Лето Господне.
А. Платонов. Котлован. Джан. Возвращение.
А. Ахматова. Сероглазый король. Сжала руки под темной вуалью… Как соломинкой, пьешь мою душу... Песня последней встречи. Вечером. В последний раз мы встретились тогда... Проводила друга до передней... Лучше б мне частушки задорно выкликать... Он любил... Я научилась просто, мудро жить... Все мы бражники здесь, блудницы… Смятение. Я пришла к поэту в гости… Думали: нищие мы… Не с теми я, кто бросил землю... Все расхищено, предано, продано... Реквием.
Б. Пастернак. Февраль. Достать чернил и плакать!.. Марбург. Сестра моя – жизнь и сегодня в разливе… Весна. Август. Объяснение. Зимняя ночь. Гамлет. Нобелевская премия. На Страстной. Доктор Живаго.
О. Мандельштам. Воронежские стихи.
В. Набоков. Защита Лужина. Приглашение на казнь.
М. Цветаева. Вы, идущие мимо меня... Моим стихам, написанным так рано... Уж сколько их упало в эту бездну… Никто ничего не отнял... Вчера еще в глаза глядел... Стихи к Блоку. Мне нравится, что вы больны не мною... Поэт. Диалог Гамлета с совестью. Все повторяю первый стих… Знаю, умру на заре...
М. Зощенко. Аристократка. Брак по расчету. Любовь. Счастье. Баня. Нервные люди. Кризис. Административный восторг. Обезьяний язык. Воры. Муж. Сильное средство. Галоша. Прелести культуры. Мещане. Операция. Мелкий случай. Серенада. Свадьба. Голубая книга.
И. Ильф, Е. Петров. Двенадцать стульев (или Золотой теленок).
П. Антокольский. Сын.
А. Сурков. Бьется в тесной печурке огонь…
К. Симонов. Стихи из сб. «Война». С тобой и без тебя… Живые и мертвые (1-я книга).
А. Твардовский. Я убит подо Ржевом... В тот день, когда окончилась война… Василий Теркин. За далью – даль.
М. Исаковский. Враги сожгли родную хату... Летят перелетные птицы... В лесу прифронтовом. Катюша.
В. Некрасов. В окопах Сталинграда.
А. Солженицын. Один день Ивана Денисовича. Матренин двор. Крохотки.
В. Гроссман. Жизнь и судьба.
Ю. Бондарев. Горячий снег.
В. Васильев. А зори здесь тихие.
В. Быков. Сотников. Знак беды.
В. Астафьев. Царь-рыба (рассказы «Капля», «Уха на Боганиде», «Царь-рыба», «Сон о белых горах» и др.). Прокляты и убиты.
В. Шукшин. Чудик. Микроскоп. Сапожки. Забуксовал. Срезал. Крепкий мужик. Ораторский прием. Верую. Мастер. Танцующий Шива. Калина красная.
В. Белов. Привычное дело.
В. Распутин. Прощание с Матерой. Нежданно-негаданно.
Ю. Трифонов. Обмен.
В. Маканин. Полоса обменов. Кавказский пленный.
Л. Петрушевская. Время – ночь. Три девушки в голубом.
Т. Толстая. Рассказы.
Ю. Домбровский. Факультет ненужных вещей.
В. Ерофеев. Москва – Петушки.
С. Довлатов. Чемодан.
Н. Рубцов.Подорожник.
Д. Самойлов. Голоса за холмами.
И. Бродский. Часть речи.
Ю. Кузнецов. После вечного боя.
Г. Айги. Стихи.
Д.А. Пригов. Стихи.
Л. Рубинштейн. Стихи.
А. Арбузов. Жестокие игры.
В. Розов. Гнездо глухаря.
А. Вампилов. Утиная охота. Провинциальные анекдоты.
Перечень электронных ресурсов.
http://slovnik.rusgor.ru Литература. Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала
http://litera.edu.ruСайт «Я иду на урок литературы» и электронная версия газеты «Литература»
http://lit.1september.ru Всероссийская олимпиада школьников по литературе
http://lit.rusolymp.ruМетодика преподавания литературы
http://metlit.nm.ru Методико-литературный сайт «Урок литературы»
http://mlis.fobr.ru Школьная библиотека: произведения, изучаемые в школьном курсе литературы
http://lib.prosv.ru Библиотека русской литературы «Классика.ру»
http://www. klassika.ru Библиотека русской религиозно-философской и художественной литературы «Вехи»
http://www.vehi.net Библиотека художественной литературы E-kniga.ru
http://www e-kniga.ru Журнальный зал в Русском Журнале Электронная библиотека современных литературных журналов
http://magazines.russ.ru Звучащая поэзия: поэтическая аудиобиблиотека
http://www.livepoetry.ru Институт мировой литературы им. А.М. Горького Российской академии наук
http://www.imli.ruИнститут русской литературы (Пушкинский Дом) Российской академии наук
http://www.pushkinskijdom.ru Информационно-справочный портал «Library.ru»
http://www.ayguo.com Лауреаты Нобелевской премии в области литературы
http://www noblit.ru Литературный портал «Точка зрения»: современная литература в Интернете
http://www lito.ru Национальный сервер современной поэзии
http://www.stihi.ru Национальный сервер современной прозы
http://www.proza.ru Портал Philolog.ru
http://www.philolog.ru Поэзия.ру: литературно-поэтический сайт
http://www.poezia.ru Проект «Площадь Д.С. Лихачева»
http://www lihachev. ru Проект «Русская планета»
http://www.russianplanet.ruПроект «Слова»: Поэзия «Серебряного века»
http://slova.org.ru Российская Литературная Сеть
http://www.rulib.net Русская виртуальная библиотека
http://www.rvb.ru Русская литературная критика
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умения: воспроизводить содержание литературного произведения; | - пересказ художественного текста; - анализ отдельных глав литературного текста; домашняя подготовка к семинарам; |
-анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; | - работа со словарями, справочниками, энциклопедиями (сбор и анализ интерпретаций одного из литературоведческих терминов с результирующим выбором и изложением актуального значения); - литературные викторины по изучаемому художественному произведению; - сочинение, эссе, рецензия на изучаемый литературный текст; |
- соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; | творческие работы обучающихся по поставленной проблеме (сочинение, эссе, ответ на поставленный вопрос, конспект критической статьи); - контрольные работы; - тестовые задания; |
- определять род и жанр произведения; | практические работы (анализ художественного текста); - работа по карточкам; |
сопоставлять литературные произведения; | - творческие работы (сочинение); - рубежный контроль по разделам в форме контрольных работ |
- выявлять авторскую позицию; | - рубежный контроль; - исследовательские работы обучающихся; - контрольные работы; -доклады, рефераты обучающихся; |
- выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения | - чтение наизусть лирического произведения, отрывка художественного текста; |
- аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению; | - устный опрос обучающихся; - творческие работы обучающихся (исследовательские работы, эссе, сочинение, ответ на поставленный вопрос); |
писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы; | письменные творческие работы обучающихся; |
Знания: - образную природу словесного искусства; | - тестовые и контрольные работы (владеть литературоведческими понятиями); - работа с литературоведческими словарями; |
- содержание изученных литературных произведений; - основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв.; | - составление конспектов критических статей по художественному произведению, карточек с библиографическим данными писателей и поэтов русской и зарубежной литературы; |
- основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений; | - фронтальный опрос обучающихся; - беседа с обучающимися по прочитанному тексту; исследовательские и творческие работы обучающихся; |
- основные теоретико-литературные понятия. | - тестовые и контрольные работы (владеть литературоведческими понятиями); - работа с литературоведческими словарями. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины ОДп 23 Литература для профессии 46.01.02«Архивариус» (базовая подготовка)
Рабочая программа учебной дисциплины ОДп 23 «Литература» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы среднего (полн...
Рабочая программа учебной дисциплины литература для специальности НПО 034700.02 «Архивариус» (1,2 курс, базовый уровень)
Рабочая программа учебной дисциплины «Литература» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы среднего (полного) об...
Рабочая программа учебной дисциплины ОУД .01 Русский язык и литература (часть 2.Литература)
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ______________________РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА (часть 2.ЛИТЕРАТУРА)____________название дисциплины1.1. Область применения программыРабочая пр...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Русский язык и литература.» предназначена для изучения русского языка в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную про...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ " РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА"
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ РУССКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА. ЛИТЕРАТУРА среднего профессионального образования по профессиям ППКРС...
Рабочая программа учебной дисциплины Литература
Программа...