ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА НА ОСНОВЕ МЕТОДИКИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
материал

Безрукова Татьяна Георгиевна

Данная методическая разработка предназначена классным руководителям, воспитателям общежитий, руководителям молодежных клубов и объединений при проведении внеклассных воспитательных мероприятий. Работа содержит как теоретические, так и практические материалы по организации коллективной творческой деятельности, направленной на формирование коллектива. Цель разработки - раскрыть возможности коллективного творческого воспитания для современной образовательной практики. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktd.docx29.12 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

В Федеральном законе об образовании [гл. 8, ст. 68] говорится, что «Среднее профессиональное образование направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования»

Особую роль в процессе становления личности в процессе обучения играет классный руководитель. Деятельность классного руководителя в колледже заключается в переходе от опеки на первом курсе к организации студенческого самоуправления, проявлению максимальной ответственности за себя и свои поступки, формированию профессиональных компетенций на последующих этапах обучения. Современная педагогика предлагает множество средств формирования личностных качеств и межличностных отношений.  Успешно решает поставленные задачи  методика коллективной  творческой  деятельности.

Деятельность в коллективе, увлечение общим интересным делом содействует развитию взаимопонимания, сотрудничества, формирует у студентов  готовность и привычку к творческой деятельности, желание включаться в самые разные начинания, требующие поиска, выдумки, принятия нестандартных решений. Все это дает растущей и формирующейся личности возможность проявить себя, пережить ситуацию успеха, что является мощным стимулом включения механизма саморазвития

Актуальность применения методики

Введение ФГОС, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, ориентирует образовательный и воспитательный процесс на становление   личностных характеристик выпускника:

активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

социально активный, уважающий закон и правопорядок;

уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

Во многом решению задач, определённых стандартом, способствует использование в воспитательной деятельности такой формы работы как КТД, создающей  оптимальные условия  для реализации требований ФГОС.

Новизна методики

Новизна состоит в заимствовании технологии коллективной творческой деятельности как средства реализации ФГОС, который направлен, кроме всего прочего,  на обеспечение  условий для создания  ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.

Цель применения методики: создать условия для формирования коллектива, активной жизненной позиции студентов, самостоятельности, ответственности через участие в  коллективных творческих делах. Цель определяет необходимость постановки и решения следующих  задач:

создать условия для вовлечения студентов в коллективную деятельность;

организуя работу по подготовке и проведению КТД, создать условия для выявления и реализации потенциала каждого участника деятельности;

обучить студентов способам организации коллектива, управления деятельностью коллектива, эффективной работы в коллективе;

формирование  организаторских, творческих, коммуникативных, ИКТ компетенций как личностно значимых достижений  через участие в подготовке и проведении КТД.

        

  1. Теоретические основы и сущность методики коллективной творческой деятельности

Никакая сила не делает человека великим и мудрым,

как это делает сила труда — коллективного,

дружного, свободного труда.

М.Горький        

        Ни один классный руководитель не откажется от создания в своей группе сплоченного, дружного, организованного коллектива. Есть множество определений понятия «коллектив». Коллектив – это группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социальной ценной совместной деятельности высокого уровня развития. Педагог А.С.Макаренко говорил, что коллектив – это свободная группа трудящихся, объединенных единой целью, единым действием, организованная, снабженная органами дисциплины и ответственности. Что это часть общества, и именно через коллектив, человек входит в общество. Делая вывод из сказанного, можно определить основные признаки коллектива:

  • общая социальная значимость;
  • совместная деятельность, для достижения общей поставленной цели;
  • ответственная зависимость между членами коллектива;

Отличительной особенностью коллектива является сплоченность, которая характеризуется взаимопониманием и помощью друг другу. Именно сплоченность отражает такие понятия, как ответственность, организованность, открытость. Открытость – одна из важнейших характеристик коллектива, которая заключается в готовности пустить человека в свой мир, способности устанавливать и поддерживать хорошие взаимоотношения как внутри коллектива, так и с другими коллективами. Здесь уже можно говорить о коллективизме – принципе организации взаимоотношений, проявляющиеся в подчинении личных интересов общественным, в готовности к взаимодействию, интересе к проблемам и нуждам друг друга.

Как создать такой коллектив? Как его организовать? В этом хорошо помогает   коллективная творческая деятельность. Создатель методики коллективного творческого воспитания -  Игорь Петрович Иванов, профессор Ленинградского пединститута имени Герцена.

В сфере воспитания коллективная деятельность и коллективные творческие дела (КТД) уже на протяжении десятилетий занимают свое особое место. Сейчас коллективная творческая деятельность переживает второе рождение.

Данная методика коллективной  деятельности включает несколько звеньев: коллективное планирование, организаторскую работу, коллективное обсуждение и оценку сделанного. Главными идеями И.П.Иванова являются идеи коллективного творческого дела (КТД)  и идея творческого содружества (сотрудничества) поколений.

Коллективное творческое дело – это не воспитательное мероприятие, это то, что можно назвать частицей полнокровной жизни, общей жизни воспитанников и воспитателей, младших и старших в их общем устремлении – к решению жизненно важных целей.

Оказывается, можно с успехом работать не с массой, а с первичным коллективом. И самая рабочая, самая творческая его единица – это творческая микрогруппа. Именно здесь, в микрогруппе, - центр проектирования любого дела и улучшения окружающей жизни. И оценка отсюда же. Вот это и есть коллективная организаторская деятельность: все думают, что делать и как, все по очереди организуют и все анализируют. По-настоящему работает только микрогруппа, когда все организаторы и все исполнители – нет зрителей. Все активны.

Главное для студентов самоанализ и раскованность в творчестве, чтобы самоутвердиться как гражданину. Это особая, сложно организованная и захватывающая работа. Анализ – это когда в простом открываются сложности, а сложное становится простым.

2. Специфика организации коллективной творческой деятельности

Классному руководителю необходимо помнить, что коллективное творческое дело – это не форма организации деятельности, а способ, технология проведения той или иной формы воспитательной работы.

Прежде всего – это дело, как забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающей жизни. Это сплав действий (практических и организаторских) на общую пользу и радость. Это деятельность, которая имеет познавательную, трудовую, спортивную, эстетическую, организаторскую и другие направленности.

Коллективное потому, что задумывается, обсуждается, планируется, готовится, совершается и оценивается сообща.

Творческое потому, что представляет непрерывный совместный поиск лучших решений жизненно важных задач. Каждый предлагает, коллективно обсуждают все предложенные варианты. Спорят, отвергают, соглашаются, ищут.

КТД требует общего поиска, творчества от каждого участника коллективного творческого дела и всего коллектива, умения оценивать деятельность и видеть перспективу. И это очень важно в развитии самостоятельности и самодеятельности обучающихся.

Так какова же роль педагога?! С. Д. Поляков предлагает диапазон «тактических» ролей педагога, стоящих на позициях коллективного творческого воспитания. Вы:

  • Жесткий, отвечающий за все руководитель (но не директор);
  • Генератор идей (но не навязывающий их насильно);
  • Мудрый старший товарищ (но не демонстрирующий своей мудрости);
  • Координатор идей (но осознающий свою ответственность за происходящее);
  • Тайный советник (но предлагающий свои советы лишь в случаях действительности необходимости);
  • Психолог (но не ведущий «тренер», как в групповой психологической работе);
  • Посторонний (но не равнодушный «чужой», а сознательно принимающий эту роль на каких-то этапах КТД).

В методике коллективного творческого дела очень важным являются следующие моменты:

а) выбирается или придумывается КТД в зависимости от условий окружающей жизни и жизни самого коллектива. Главное, чтобы студенты сами увидели важность, необходимость дела для улучшения окружающей жизни, для  своего коллектива;

б) проводится общий сбор, общее собрание, накотором составляется план общего дела или целого периода жизни коллектива. Общий план составляется в результате коллективного планирования с помощью вопросов-задач: что и для кого сделаем? Зачем? Когда? Где? Кому это нужно? С кем вместе? Кто будет ведущий?

в) организуется текущая работа на период активной подготовки дела.

     г) подводятся итоги проведенного дела. Обсуждение может быть по примерной схеме: что нам удалось? Почему? Что не удалось? По какой причине? Какие уроки извлечем на будущее?

Можно провести анкеты-оценки: что больше всего вам понравилось? Почему? Чему научились? Чему и кого научил сам?

д) формирование гражданственности, самостоятельности, самодеятельности, а главное, воспитание коллективиста, возможно при условии творческого содружества старших и младших, воспитателей и воспитанников.

Сотрудничество возможно тогда, когда есть единый коллектив классного руководителя и студентов. Классный руководитель – заинтересованный, равноправный участник общей организаторской деятельности.

Возвращаясь к методике коллективного творческого дела, следует подчеркнуть, что условием эффективности КТД является единство и последовательность его стадий. Очень часто эти стадии называют правилом 5С. Это значит, что студенты:

ПРИДУМЫВАЮТ

ОРГАНИЗУЮТ

ГОТОВЯТ

ПРОВОДЯТ

АНАЛИЗИРУЮТ

Первая стадия   –  предварительная работа классного руководителя.

Здесь определяется роль коллективной творческой деятельности в жизни коллектива, выдвигаются конкретные воспитательные задачи, которые будут решаться, намечаются различные варианты дела, которые будут предложены для примера и на выбор студентам; начинает строиться перспектива возможного КТД в установочной беседе со студентами.

Эта стадия начинается уже с изучения личных дел студентов при поступлении. В анкете я узнаю предварительные данные о студентах. На уголок группы уже размещаю не список студентов группы, а список коллектива (прил.1). Студенты обращают внимание, что в коллектив входит и классный руководитель.

Используя методику Фишбоун (скелет рыбы), студенты определяют цель своего нахождения в колледже, результат, который необходимо достичь и задачи, которые нужно решить (выполнить), чтобы достичь данного результата. Я, в свою очередь, изучаю, с какой целью поступили студенты на данную специальность, их мотивацию,  каких результатов они хотят достичь и что для этого нужно сделать (прил.2).

На этой стадии мы  избираем актив группы, предварительно студенты заполняют анкету о своих интересах, хобби, поручениях в школе. В анкете они указывают, какое поручение они хотели бы исполнять в колледже. Разбиваем поручения по секторам, в каждый сектор выбираем по несколько человек. Таким образом, половина группы уже задействована с первых дней обучения

Вторая стадия – коллективное планирование.

Коллективное планирование – творческое организаторское дело, определяет участие каждого члена коллектива в раскрытии перспектив, поиске и выборе общих дел на новый период, в разработке конкретного плана этих дел.

На собрании коллектива составляется общий план жизни коллектива на очередной период. Я знакомлю студентов с основными направлениями воспитательной работы в колледже. Совместно продумывая тематику мероприятий, составляем план воспитательной работы на семестр (год). Сюда включаются не только мероприятия внутри группы, но и общеколледжные (прил.3).

Затем, когда план работы составлен, начинаем работать над конкретным мероприятием, делом.

Уже в сентябре в колледже проводится День здоровья. На общем собрании  начинаем  решать примерно такие вопросы-задачи:

  • Кто участвует?
  • Для чего мы участвуем?
  • Как лучше его организовать?
  • Кому участвовать?
  • Кто будет руководить? (капитан команды)
  • Что нужно для этого?

Затем сопоставляем  разные мнения, развиваем наиболее интересные, полезные предложения, в конце приходим к общему мнению.  

Третья стадия – подготовка  КТД.

Самое важное на этом этапе – распределение поручений. На основе добровольности, заинтересованности и желания сформировать группы: оформление, программа, пресса, сюрприз. Не допуская открытого давления, классный руководитель побуждает студентов к целенаправленному, творческому и самостоятельному участию в осуществлении общего замысла.

На этой стадии уточняется план  подготовки и проведения мероприятия. На этой стадии выбираем команду, капитана, готовим название команды, девиз, кричалки, плакаты и другие материалы  (каждое задание  выполняется в отдельных микрогруппах). Организуем выполнение плана, поощряя инициативу каждого участника.

Четвертая стадия – проведение КТД –это итог работы, проделанной при подготовке.

На этой стадии осуществляется конкретный план со всеми коррективами, которые были внесены его участниками при подготовке коллективного творческого дела. Могут быть и отклонения от замысла, возникающие во время проведения КТД из-за непредвиденных обстоятельств, ошибок, допущенных участниками. Главное для классного руководителя – укреплять  уверенность в своих силах, в своей способности нести людям радость, стремление преодолеть любые трудности.

Пятая стадия – коллективное подведение итогов.

Оно осуществляется на общем сборе участников, посвященном результатам данного КТД. Каждый участник  высказывает свое мнение, а потом сообща решаются вопросы:

а) относящиеся к положительным сторонам подготовки и проведения дела.

Что было хорошо?

Что нам удалось из намеченного?

Благодаря чему?

Б) относящиеся к недостаткам, ошибкам.

Что не получилось?

Почему?

В) относящиеся к урокам на будущее.

Что нам предстоит использовать и дальше?

Что превратить в традицию?

Как действовать по-другому?

Могут существовать и другие варианты подготовки и проведения дела. Их смысл должен сводиться к одному: от предложения каждого – к общему мнению, сами планируем, сами готовим, сами проводим, сами анализируем.

Обязательным для каждого из вариантов должен стать анализ проведенного дела. Участники размышляют над удачами и определяют себе уроки на будущее.А разнообразие, и периодичность коллективных творческих дел  позволяет студентам реализовывать свои интересы и потребности, развивать интеллектуальные и творческие способности, социальное творчество. Классный руководитель должен для себя подвести итоги: что получается, над чем еще нужно работать, как участвуют студенты и т.д. Чтобы определить активность студентов в жизни коллектива, их мнение о коллективе, можно использовать различные анкеты.(прил. 4)

3. Планируемые результаты применения методики

       Основными параметрами результативности педагогической деятельности являются:

• устойчивый интерес студентов  к событиям  колледжа;

• положительная динамика уровня инициативности,  социальной активности;

•развитие коммуникативной, социальной, информационной компетентностей студентов;

• качественная динамика уровня достижений, высокая активность и результативность участия  в общественно значимых делах;

• прочные навыки работы в коллективе, самоопределение.

     Одно из наиболее ярких проявлений системы «коллективных  творческих дел» - соуправление и самоуправление. И главное здесь –деятельность, направленная на совершенствование жизни коллектива.

Заключение

КТД – методика, которая во многом способствует решению задач, определённых ФГОС, создает  оптимальные условия  для реализации системно-деятельностного подхода в воспитательной деятельности колледжа.

Изучая данную методику,  кажется, что с ее помощью можно решить все проблемы воспитания сразу. Но применив ее, сталкиваешься с определенными трудностями. Трудно заинтересовать в коллективной деятельности отдельных студентов, необходимо подходить индивидуально к каждому. Возникают проблемы при организации и подготовке КТД и т.д. А главное заключается в личности самого классного руководителя. Он должен сам быть активным, творческим, гибким, способным выслушать и принять мнения каждого из студентов. Здесь необходимо умение сотрудничать, соучаствовать. Нужен педагог, который сумеет, построить воспитательный процесс так, чтобы он строился для радости и развития растущего человека.

        Из всех показателей оценки методики КТД главным следует считать самочувствие в ней человека. Методика хороша, если в ней хорошо каждому участнику и всему коллективу в целом. Хочется закончить словами Л.С. Выготского: «Творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека…».

Список используемых источников

  1. Белобородов Н. В. Воспитательная роль классного коллектива: методическое пособие / Н. В. Белобородов. – М.: АРКТИ, 2007. – 104 с. -  (Школьное образование).
  2. Газман О.С. Социально-педагогические аспекты развития / О.С. Газман // Советская педагогика. – 1988. - №5. – С. 70-75.
  3. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел  / И.П. Иванов.  – М.: Педагогика, 1989. – 208 с.
  4. Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива – М.: Просвещение, 1974.- 232 с.
  5. Куракин А.Т. Школьный ученический коллектив: проблемы управления. / А.Т. Куракин, Л.И Новикова. – М.: Знание, 1982. – 96 с. – (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология», №6).
  6. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив / А.В.  Петровский. – М.: Знание, 1982. – 80 с.
  7. Научно-методический журнал: Классный руководитель – М. 2004 № 2; 2006 № 7, 6, 2007 № 1; 2007 № 4, 8; 2009 № 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий при формировании у детей мотивации и потребности к творческой деятельности в хореографическом коллективе (Методические рекомендации)

Дополнительное образование детей ориентировано на освоение опыта творческой деятельности в интересующей ребенка области практических действий на пути к мастерству. Творческое развитие ребенка – э...

Роль коллективной творческой деятельности в воспитании творческой активности обучающихся

Статья посвящена роли хореографического коллектива во всестороннем развитии личности ребенка...

Реферат на тему " Ученический коллектив и его особенности. Этапы формирования коллектива"

Реферат на тему " Ученический коллектив и его особенности. Этапы формирования коллектива"...

Коллективная творческая деятельность

Творческая деятельность с элементами игровой "Дружная семейка" в средней группе...

Коллективная творческая деятельность и её роль в развитии изобразительных способностей ребёнка.

Коллективная творческая деятельность рассматривается авторами статьи, как одна из технологий развития изобразительных способностей  детей дошкольного возраста..Даётся последовательность и описани...

Методическая разработка "Формирование социально-ответственного профессионального самоопределения на основе коллективного творческого дела (КТД)"

Актуальность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления несоответствия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и...

Коллективное творческое дело, как основное направление досуговой деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на семинар «Формирование социальных позиций с учетом психофизических особенностей у подростков с ОВЗ»...