Методическая разработка "Формирование социально-ответственного профессионального самоопределения на основе коллективного творческого дела (КТД)"
методическая разработка

Комсюк Татьяна Владимировна

Актуальность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления несоответствия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и субъективными профессиональными устремлениями молодежи.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sots.dlya_sayta.docx19.55 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование социально-ответственного профессионального самоопределения на основе коллективного творческого дела (КТД)

Введение

    Серьёзные перемены во всех сферах человеческой жизни, новые модели деятельности вместе с изменившимися социальными условиями ставят перед каждым учебным заведением задачу создания эффективной системы подготовки высококвалифицированных специалистов, свободно владеющих современными информационно-коммуникативными технологиями. Изменение системы образования на основе широкого использования информационных технологий открывает сегодня новые перспективы и поразительные возможности для обучения.

    Образовательные учреждения призваны в сегодняшних условиях формировать умение учиться, добывать информацию, извлекать из нее необходимые знания, правильно ориентироваться в мире профессий, осознанно подходить к выбору своей будущей профессии.

        Ранний выбор школьником своей будущей профессии требует условий, обеспечивающих социально ответственное профессиональное самоопределение, в том числе и информационной поддержки. Ведущую роль в этом процессе призван играть социальный педагог, который содействует формированию профессиональной и социальной компетентности выпускников, оказывает позитивное влияние на развитие личности школьника в сфере профессионального самосознания, организуя определенным образом информационно-образовательное пространство школы.

Актуальность профориентации как общественной проблемы проявляется в необходимости преодоления несоответствия между объективно существующими потребностями общества в сбалансированной структуре кадров и субъективными профессиональными устремлениями молодежи.

В современных условиях, когда у молодежи далеко не всегда складываются четкие жизненные ориентиры, особое значение приобретает воспитательная работа, направленная на развитие личности, формирование у обучающихся прочных нравственных начал. В этом немаловажная роль принадлежит социальным педагогам учебных заведений, где наиболее точно выявляются запросы и интересы обучающихся, проявляется индивидуальность каждого.

Эффективная организации профориентации зависит от включенности всех субъектов образовательного пространства, прежде всего социального педагога общеобразовательных учреждений. Именно они дают возможность в полной мере реализовать связь информационной теории с практикой, наглядно представить неразрывную связь учебы, образования с многообразными источниками информации, включая социальную работу внутри и за пределами учебного заведения. Многие социальные институты обеспечивают систематическую работу по профориентации каждого обучающегося, имеют специально подготовленные кадры.

Методика коллективного творческого дела на примере городского профориентационного мероприятия  

«Социальная адаптация в мире профессий»

Большой популярностью у молодежи пользуются игры, интеллектуально-творческие игровые программы, позволяющие в ненавязчивой форме дать информацию о различных профессиях. Такие программы и игры помогают активизировать процесс самоопределения и расширяют представление о различных сферах труда. Перечень мероприятий данной направленности широк. Практически каждый социальный педагог, работающий по профориентации, подготовил и провел какое- либо мероприятие, игровой конкурс, игру и т.д.

Хочется поделиться опытом проведения профориентационного  мероприятия «Социальная адаптация в мире профессий», которое проходило в рамках месячника «Профессиональный компас» на базе «Академии реставрации и дизайна».

Для проведения мероприятия была выбрана методика коллективного творческого дела (КТД), где очень органично применены ИКТ. Методика КТД – это прежде всего насыщенная учебная жизнь старших и младших, мастеров, педагогов и обучающихся. Мастера и педагоги выступают в роли старших друзей, действующих вместе с ними и впереди них. КТД направлено на воспитание заботы друг о друге, о своём коллективе, об окружающих людях (что очень актуально в наши дни.), о далёких друзьях: о школьниках, которые завтра придут на смену сегодняшним обучающимся АРД. И чем богаче, целеустремлённее, организованнее общая жизнь старших и младших (обучающиеся 1 и 3 курсов), мастеров и педагогов, тем эффективнее тот многосторонний воспитательный процесс, который осуществляется в учебном заведении, внутри больших и малых коллективов.

Цель мероприятия рассказать школьникам в игровой форме, используя ИКТ, о профессиях в «АРД». Ценность данного мероприятия в том, что в подготовку и проведение вовлечён весь коллектив педагогов, мастеров и обучающихся  и решает множество задач:

        приобщение учащихся школ к  художественной культуре;

        развитие творческого потенциала путём вовлечения их в творческую деятельность;

        развитие творческих способностей;

        создание условий для самореализации учащихся, развитие у них творческого мышления;

        ознакомление учащихся школ с многообразием возможностей профессии реставратор

        преемственность поколений (третий курс совместно с первым с привлечением учащихся школ);

        привлечение учащихся  в рамках профориентационной работы для обучения

Подготовка мероприятия начинается с определения педагогической цели КТД, с определения модели мероприятия. Определение основной идеи КТД – рассказать учащимся школ в увлекательной форме о профессии реставратор и дать некоторые элементарные приёмы владения инструментами.

Дело это – коллективное, потому что совершается вместе с обучающимися профессионального учебного заведения, учащимися школ и старшими товарищами-педагогами и мастерами производственного обучения. В каждом КТД раскрывается целый «веер» педагогических задач:

        - развитие коллективизма;

        - самостоятельности;

        - ответственности за дело;

        - инициативы учащихся и обучающихся;

        - самоуправления;

        - активного гражданского отношения к людям и окружающему миру.

КТД позволяет совершенствовать и проявлять лучшие человеческие задатки и способности, расти нравственно и духовно. КТД – это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни. Цель КТД – обогатить знания ребят об окружающем мире, выработать взгляды на труд как основной источник жизни, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение деятельности, работать самостоятельно и творчески.

При проведении мероприятия определяется, в какой форме оно будет проходить: в форме игры-соревнования между творческими объединёнными  маленькими группами  учащихся из разных школ СПб  и Ленинградской области; решается,  кого привлечь к участию (учащихся школ, обучающихся колледжа, мастеров, педагогов).

После того, как приказ по проведению мероприятия подписан и одобрен директором колледжа, рассылаются по школам приглашения об участии школьников  в мероприятии. Проанализировав заявки из школ, набрав нужное количество участников мероприятия,  организаторы проводят стартовую беседу с различными творческими группами. Эта беседа должна  «зажечь» обучающихся интересным и полезным делом: обучающихся и мастер производственного обучения должны подготовить для учащихся школ профессиональное задание в виде мастер-класса, которое необходимо представить в виде презентации. Эта презентация во время мероприятия транслируется на экране в актовом зале для малой творческой группы.  Группа,  состоящая  из 4-х учащихся школ и 2-х обучающихся академии, которая выполняет это задание, затем представляет  его жюри. Это центральное задание конкурса-игры. Но прежде, чем выполнить это главное задание необходимо «сдружить» малую группу.   К этому и привлечены два обучающихся, которые проводят со школьниками время при подготовке к первому, вводному заданию: представить команду и девиз, выбрать капитана, где обучающиеся и учащиеся школы более тесно знакомятся, т.к. их объединяет общее дело: профессия. И завершающим, третьим заданием после сложного профессионального задания учащиеся школы  вместе с обучающимися колледжа выполняют юмористическое задание «Живая картина». Таким образом, для проведения мероприятия необходимы следующие творческие  группы:

1 Сводные  команды, состоящие из учащихся школы и обучающихся

2 Сопровождающие команд болельщиков, т.е. класс школьников

3 Обучающие, которые проводят мастер-класс

4 Экскурсоводы (обучающиеся), которые поводят экскурсию в мастерских колледжа

Теперь о каждом этапе мероприятия подробно. Как  было сказано выше , целью КТД является осуществление профориентационной  работы с использованием ИКТ, поэтому, участниками КТД являются учащиеся школ города и области. В начале мероприятия  учащихся каждой школы делим на две неравные части:

Первая группа состоит из 4-х человек и будет выполнять конкурсные задания «по ходу мероприятия». Совместно с учащимися школ в эту творческую группу входят 2 обучающихся Академии, которые курируют эту малую группу. Условно мы называем их «артисты». Всего 6 человек.

Вторая группа – учащиеся школы (большая по численности) - это «болельщики». Они тоже выполняют некоторые задания «по ходу» КТД, приобретая баллы для своей школы, к ним представлены  обучающиеся, которые проводят экскурсию для «болельщиков».  В эту группу входит 12 человек,

Третья группа, состоит только из обучающихся. В их задачу входит:

1.        Подготовить презентацию профессии в форме мастер-класса;

2.        Провести мастер-класс;

3.        Оказать помощь (если необходимо) участникам конкурса;

4.        Продемонстрировать задание;

5.        Защитить в конкурсной программе свое творческое задание.

В эту группу входит 12 человек, по два человека в каждой мастерской:

1.        Мастерская реставрации декоративно-художественных покрасок;

2.        Штукатурная мастерская;

3.        Мастерская росписи по ткани;

4.        Столярная мастерская;

5.        Лепная мастерская;

6.        Мастерская художников-оформителей.

Каждая малая группа тренируется выполнять свою часть работы. Проводят тренировочные экскурсии, проходят по маршруту экскурсий, готовят лозунги для болельщиков, рисуют атрибуты для «живой картины», репетируют конкурсное творческое задание «Узнай героя», для того, чтобы слаженно провести само мероприятие, встретить учащихся школ и в интересной игре-соревновании  познакомить с профессией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий коллективного творческого дела "Посиделки хороши, от души и для души"

Сценарий КТД можно использовать  при проведении классных, общешкольных воспитательных дел....

Методическая разработка коллективного творческого дела посвящения в студенты «Гордись, первокурсник! Теперь ты студент АМК!»

Цели данной методической разработки:1. Сохранять и укреплять лучшие традиции колледжа, направленные на привитие любви, уважения к избранной профессии, гордости за свое учебное заведение.2. Помочь студ...

Коллективное творческое дело: «Создание сайта образовательного учреждения»

Научиться включать каждого воспитанника в совместные действия на общую радость и пользу: в поиск дел, нужных людям; в выбор и открытие лучших средств решения жизненно важных задач; в практическое испо...

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОЛЛЕКТИВА НА ОСНОВЕ МЕТОДИКИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Данная методическая разработка предназначена классным руководителям, воспитателям общежитий, руководителям молодежных клубов и объединений при проведении внеклассных воспитательных мероприятий. Работа...

Содержание и организация коллективного творческого дела с детьми и подростками.

В презентации "Содержание и организация коллективного творческого дела с детьми и подростками" вы ознакомитесь с понятием КТД, его структурой, формой и примером КТД....

Коллективное творческое дело, как основное направление досуговой деятельности с детьми с ограниченными возможностями здоровья

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на семинар «Формирование социальных позиций с учетом психофизических особенностей у подростков с ОВЗ»...