КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ
статья

Месяц Марина Викторовна

Как повысить эффективность восприятия материала студентами? Как сделать процесс усвоения материала интересным и продуктивным? Одной из таких технологий может стать кейс-технология.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ

Как повысить эффективность восприятия материала студентами? Как сделать процесс усвоения материала интересным и продуктивным?

Учение только тогда становится радостным и привлекательным, когда студенты сами учатся: проектируют, конструируют, исследуют, открывают, т.е. познают мир в полном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных, возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных технологий обучения. Необходимы технологии обучения, которые позволили бы подготовить обучающихся к успешной жизни, задействовать коммуникативные и творческие способности студентов, научить их самостоятельно добывать знания.

Одной из таких технологий может стать кейс-технология. Она ориентирована на самостоятельную индивидуальную и групповую деятельность студентов и обучающихся. При решении общей проблемы на занятиях полезным оказывается сотрудничество, которое позволяет всем обучающимся полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное – научиться работать и в команде, и самостоятельно.

Процесс обучения с использованием кейс–метода представляет собой имитацию реального события, сочетающую в себе достаточно адекватное отражение реальной действительности, небольшие материальные и временные затраты и вариативность обучения.

В переводе с английского Case означает:

  1. Портфель, чемодан, сумка, папка (в нашем варианте – пакет документов для работы студентов).
  2. Ситуация, случай, казус, в ряде случаев – их сочетание (в нашем варианте – набор практических ситуаций, которые должны решаться студентами).

Сущность данного метода состоит в том, что учебный материал подается студентам в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельной постановки цели, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов.

            Цели кейс–метода заключаются в развитии общих и профессиональных компетенций (отработке умений работы с информацией, повышении мотивации к учебному процессу).

           Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности студентов по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. В обучении с применением кейс–метода зона ближайшего развития студентов расширяется до области проблемных ситуаций – области, при которой переход от незнания к знанию перестает быть для студентов основным, он становится естественным звеном, зоной его активного развития.

           Главным условием использования кейс–метода в обучении той или иной дисциплине является наличие противоречий, на основе которых формируются и формулируются проблемные ситуации, задачи, практические задания для обсуждения и нахождения оптимального способа решения студентами.

действия (задача на сравнение, аналогию).      

Конкретный способ создания проблемной ситуации и организация самостоятельной работы зависит от ряда факторов: степени сложности учебного материала,  учебного времени, особенности конкретного контингента студентов и др.

Первый этап заключается в подготовке к занятию преподавателем и студентами.

На этом этапе преподаватель проводит логический отбор учебного материала, формулирует проблемы. В кейсе должна быть обязательна какая-то интрига, позволяющая поддерживать интерес к ситуации. Кроме того, должны быть четко очерчены временные рамки ситуации и дана вся информация для анализа кейса.

При всей простоте второго этапа требуется большое искусство преподавателя, чтобы стимулировать интерес обучающихся к самостоятельной работе, активизировать и интенсифицировать их учебную деятельность.

Работа в микрогруппах занимает центральное место в кейс–методе, так как это самый хороший метод изучения и обмена опытом. После того, как студенты разделены на малые группы, они начинают самостоятельную работу.

В соответствии с требованиями ФГОС важная роль отводится самостоятельной работе. Мы можем ее использовать для подготовки к выполнению кейса и при окончании выполнения практической работы.

           Кейс также должен содержать критерии оценки работы.

Критерии оценок работы по этапам занятия

№ п/п

Наименование критерия

Количество

баллов

1

Профессиональное, грамотное решение проблемы

10

2

Новизна и неординарность решения проблемы

10

3

Краткость и четкость изложения теоретической части решения проблемы

10

4

Качество графической части оформления решения проблемы

10

5

Этика ведения дискуссии

5

6

Активность работы всех членов микрогруппы

5

7

Штрафные баллы (нарушение правил ведения дискуссии, некорректность поведения и т.д.)

-5

Итого:

50 (– 5)

Практические занятия по анализу конкретной ситуации ориентированы на использование и применение знаний, полученных в период теоретической подготовки, а также умений, опирающихся на предыдущий опыт практической деятельности обучающихся. Можно выделить следующие цели и области применения метода анализа конкретной ситуации:

  • закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях теоретического обучения;
  • отработать умения практического использования теоретических знаний для анализа практической ситуации;
  • отработать умения работать в команде по анализу проблем и принятия решений

При технологически выстроенной работе с конкретной ситуацией происходит «погружение» обучающихся в определённые обстоятельства, где он может оценить ситуацию, определить свою роль в решении проблемы и выработать в групповой дискуссии своё решение.

Достоинством кейс-технологий является их гибкость, вариативность, что способствует в том числе развитию креативности  преподавателя и обучающегося.

Конечно, использование кейс-технологий в обучении не решит всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности обучающихся. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные технологии в обучении химии. Кейс-технология.

Методическая разработка урока по дисциплине "Химия" для студентов 1 курса, профессия "Автомеханик" с использованием кейс-технологии....

Применение кейс-технологии на занятиях

Студентам раздается кейс (в котором находится необходимый теоретический материал), изучив теорию, они выполняют задания на ПК. Затем идет защита проектов....

Использование кейс-технологий на уроках менеджмента и маркетинга как средство развития общих и профессиональных компетенций

Тема опыта: Использование кейс-технологий на уроках менеджмента и маркетинга как средство развития общих и профессиональных компетенций.Актуальность опыта:Соответствует  современной государственн...

Кейс-технология как средство реализации компетентностного подхода в обучении иностранному языку студентов педагогического колледжа

В статье раскрыто содержание понятия "кейс-технология", рассматривается технология создания кейсов на занятиях иностранного языка....

Опыт применения кейс-технологии

Краткое описание опыта использования кейс-технологии....

Сценарий урока анатомии и физиологии человека с использованием элементов технологии критического мышления и кейс- технологии.

               Занятие построено как логически законченный целостный процесс, который начинается с обоснования необходимости...