КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ
статья
Как повысить эффективность восприятия материала студентами? Как сделать процесс усвоения материала интересным и продуктивным? Одной из таких технологий может стать кейс-технология.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ
Как повысить эффективность восприятия материала студентами? Как сделать процесс усвоения материала интересным и продуктивным?
Учение только тогда становится радостным и привлекательным, когда студенты сами учатся: проектируют, конструируют, исследуют, открывают, т.е. познают мир в полном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных, возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных технологий обучения. Необходимы технологии обучения, которые позволили бы подготовить обучающихся к успешной жизни, задействовать коммуникативные и творческие способности студентов, научить их самостоятельно добывать знания.
Одной из таких технологий может стать кейс-технология. Она ориентирована на самостоятельную индивидуальную и групповую деятельность студентов и обучающихся. При решении общей проблемы на занятиях полезным оказывается сотрудничество, которое позволяет всем обучающимся полностью осмыслить и усвоить учебный материал, дополнительную информацию, а главное – научиться работать и в команде, и самостоятельно.
Процесс обучения с использованием кейс–метода представляет собой имитацию реального события, сочетающую в себе достаточно адекватное отражение реальной действительности, небольшие материальные и временные затраты и вариативность обучения.
В переводе с английского Case означает:
- Портфель, чемодан, сумка, папка (в нашем варианте – пакет документов для работы студентов).
- Ситуация, случай, казус, в ряде случаев – их сочетание (в нашем варианте – набор практических ситуаций, которые должны решаться студентами).
Сущность данного метода состоит в том, что учебный материал подается студентам в виде проблем (кейсов), а знания приобретаются в результате активной и творческой работы: самостоятельной постановки цели, сбора необходимой информации, ее анализа с разных точек зрения, выдвижения гипотезы, выводов, заключения, самоконтроля процесса получения знаний и его результатов.
Цели кейс–метода заключаются в развитии общих и профессиональных компетенций (отработке умений работы с информацией, повышении мотивации к учебному процессу).
Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности студентов по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей. В обучении с применением кейс–метода зона ближайшего развития студентов расширяется до области проблемных ситуаций – области, при которой переход от незнания к знанию перестает быть для студентов основным, он становится естественным звеном, зоной его активного развития.
Главным условием использования кейс–метода в обучении той или иной дисциплине является наличие противоречий, на основе которых формируются и формулируются проблемные ситуации, задачи, практические задания для обсуждения и нахождения оптимального способа решения студентами.
действия (задача на сравнение, аналогию).
Конкретный способ создания проблемной ситуации и организация самостоятельной работы зависит от ряда факторов: степени сложности учебного материала, учебного времени, особенности конкретного контингента студентов и др.
Первый этап заключается в подготовке к занятию преподавателем и студентами.
На этом этапе преподаватель проводит логический отбор учебного материала, формулирует проблемы. В кейсе должна быть обязательна какая-то интрига, позволяющая поддерживать интерес к ситуации. Кроме того, должны быть четко очерчены временные рамки ситуации и дана вся информация для анализа кейса.
При всей простоте второго этапа требуется большое искусство преподавателя, чтобы стимулировать интерес обучающихся к самостоятельной работе, активизировать и интенсифицировать их учебную деятельность.
Работа в микрогруппах занимает центральное место в кейс–методе, так как это самый хороший метод изучения и обмена опытом. После того, как студенты разделены на малые группы, они начинают самостоятельную работу.
В соответствии с требованиями ФГОС важная роль отводится самостоятельной работе. Мы можем ее использовать для подготовки к выполнению кейса и при окончании выполнения практической работы.
Кейс также должен содержать критерии оценки работы.
Критерии оценок работы по этапам занятия
№ п/п | Наименование критерия | Количество баллов |
1 | Профессиональное, грамотное решение проблемы | 10 |
2 | Новизна и неординарность решения проблемы | 10 |
3 | Краткость и четкость изложения теоретической части решения проблемы | 10 |
4 | Качество графической части оформления решения проблемы | 10 |
5 | Этика ведения дискуссии | 5 |
6 | Активность работы всех членов микрогруппы | 5 |
7 | Штрафные баллы (нарушение правил ведения дискуссии, некорректность поведения и т.д.) | -5 |
Итого: | 50 (– 5) |
Практические занятия по анализу конкретной ситуации ориентированы на использование и применение знаний, полученных в период теоретической подготовки, а также умений, опирающихся на предыдущий опыт практической деятельности обучающихся. Можно выделить следующие цели и области применения метода анализа конкретной ситуации:
- закрепить знания, полученные на предыдущих занятиях теоретического обучения;
- отработать умения практического использования теоретических знаний для анализа практической ситуации;
- отработать умения работать в команде по анализу проблем и принятия решений
При технологически выстроенной работе с конкретной ситуацией происходит «погружение» обучающихся в определённые обстоятельства, где он может оценить ситуацию, определить свою роль в решении проблемы и выработать в групповой дискуссии своё решение.
Достоинством кейс-технологий является их гибкость, вариативность, что способствует в том числе развитию креативности преподавателя и обучающегося.
Конечно, использование кейс-технологий в обучении не решит всех проблем и не должно стать самоцелью. Необходимо учитывать цели и задачи каждого занятия, характер материала, возможности обучающихся. Наибольшего эффекта можно достичь при разумном сочетании традиционных и интерактивных технологий обучения, когда они взаимосвязаны и дополняют друг друга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные технологии в обучении химии. Кейс-технология.
Методическая разработка урока по дисциплине "Химия" для студентов 1 курса, профессия "Автомеханик" с использованием кейс-технологии....
Применение кейс-технологии на занятиях
Студентам раздается кейс (в котором находится необходимый теоретический материал), изучив теорию, они выполняют задания на ПК. Затем идет защита проектов....
Использование кейс-технологий на уроках менеджмента и маркетинга как средство развития общих и профессиональных компетенций
Тема опыта: Использование кейс-технологий на уроках менеджмента и маркетинга как средство развития общих и профессиональных компетенций.Актуальность опыта:Соответствует современной государственн...
Кейс-технология как средство реализации компетентностного подхода в обучении иностранному языку студентов педагогического колледжа
В статье раскрыто содержание понятия "кейс-технология", рассматривается технология создания кейсов на занятиях иностранного языка....
Методическая разработка по теме: «Кейс-технологии, как условие активизации самостоятельной работы студентов колледжа»
Методическая разработка...
Опыт применения кейс-технологии
Краткое описание опыта использования кейс-технологии....
Сценарий урока анатомии и физиологии человека с использованием элементов технологии критического мышления и кейс- технологии.
Занятие построено как логически законченный целостный процесс, который начинается с обоснования необходимости...