Пример проведения словарной работы на уроках русского языка.
методическая разработка

Смагина Надежда Вячеславовна

Пример проведения словарной работы на уроках русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пример проведения словарной работы на уроках русского языка.

Первым шагом является введение или предъявление слов. Здесь я использую:

1) загадки,
2) ребусы (40 а, рас100яние и др.),

  • рассматривание предметных картинок,
  • прослушивание шутливых стихов и т.д.

Следующим этапом является запись слова с пропуском “трудного” места, или запись с “окошком:”. Здесь, важно, чтобы учащиеся сами определили “трудное” место, т.к. в этом случае процесс письма становится для них более осознанным, совершенствуется орфографическая зоркость.

После того, как дети записали слово с “окошком”, они пытаются определить нужную букву. Когда это сделать не удаётся, на помощь приходят авторитетные источники: учитель или словарь.

Учитель либо сам показывает написание слова, либо предъявляет карточку, либо предлагает посмотреть слово в учебнике.

Обращение к словарю способствует, во-1х, накоплению опыта работы со словарем, во-2х, формированию умения не только ставить орфографическую задачу, но и решать ее самостоятельно. На этой стадии работы полезно использовать этимологический анализ (если он помогает объяснить написание слова).

Рассмотрим это на примере слово “малина”. “Некоторые ученые связывают происхождение слова с корнем мал: малиновая ягода состоит из малых ягодок - зернышек”. - Какую же букву нужно написать в первом слоге?

После того, как в “окошко” вставляется буква, слово прочитывается орфографически.

Т.о., на этапе введения нового слова работа над непроверяемым написанием включает в себя: устное предъявление слова, постановку орфографической задачи, выбор способа решения и собственно решение орфографической задачи. Завершающий шаг – запись слова.

Хорошему усвоению правильного написания слова способствует использование эмоционально-образной памяти детей, одним из свойств которой является возможность запоминания объекта по первому предъявлению, без многократного повторения. Для успешной работы необходимо ничего не значащие для ребенка информационные элементы связать с эмоционально значимыми, порождающими эмоции, вызывающими интерес. Любопытство, а ещё лучше — улыбку и смех. Кстати, смех не только активизирует эмоциональную память, но ещё и обеспечивает дополнительный приток кислорода к клеткам мозга, что тоже благоприятно сказывается на усвоении материала.

Ассоциативную связь можно обыграть в шуточном стихотворении, забавной сказке и др. Важно, чтобы ассоциативный образ обязательно: 1) был связан со словарным словом каким–то общим признаком (цветом, формой, действием, местом расположения, материалом и т.д.), 2) имел в своём написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в слове.

Такое слово становится как бы “приёмным родственником” для словарного слова. При этом чем неожиданней, комичней, абсурдней связь между словами в ассоциативной паре, тем выше эффективность запоминания. Рассмотрим это на примере. При знакомстве со словами воробей и ворона можно использовать стихотворение “О двух ворах”.

Как у наших у ворот
Птичий собрался народ.
У кормушки не зевают,
а угощенье налетают,
Друг у друга отнимают.
Ты прислушайся скорей
И услышишь: “Вор, о, бей!”
Я отвечу не спеша:
“Не деритесь! Вор, о, на!”

Стихотворение И. Конькова может помочь при изучении слова петух.

Петуха спросили дети:
- Почему зовут вас Петей?
- Так ответил Петя детям:
- Хорошо умею петь я.

А слово “соловей” можно подкрепить стихотворением:

Слышишь соло меж ветвей?
Трель выводит соловей.

- Соло - это выступление одного исполнителя. Возможно, за то, что соловей любит петь в одиночестве на утренней и вечерней зорьке, его так и назвали.

Примеры словарных слов и ассоциативных образов:

сОловей - сОло, нОты,
гАзета - бумАга,
кАпуста - зАяц,
кОрабль - мОре, вОлны
Одежда - Обувь.

Ещё один приём, влияющий на качество запоминания, - это использование ассонанса (“Как-то в бар зашёл баран, барабаня в барабан”). Этот приём активизирует слуховую память: некоторая часть текста насыщается звуком, который соответствует запоминаемой букве.

При изучении словарных слов можно использовать метод звуковых (фонетических) ассоциаций при удачном созвучии фразы и словарного слова:

На завтрак рак.

Кричи ура. ( Из книги В.Волиной “Весёлая грамматика”)

Костя в костюме, а Павел в пальто.

Или: дед в деревне,

дети дежурные,

завтра на завод.

Ещё один вариант работы со словарными словами - выполнение рисунков на буквах, которые вызывают трудность при написании. Дети с большим удовольствием занимаются этим увлекательным делом.

(Примеры словарных слов с рисунками).

После знакомства со словарным словом начинается следующий этап работы тренировочно-закрепительный. На этом этапе приходится использовать многократное, кратковременное повторение слов с чёткой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, рукодвигательные, слухоартикуляционные ощущения. Значит, и упражнения должны опираться на различные восприятия слов, быть достаточно разнообразными, т.е. обязательно должны способствовать активному запоминанию содержащихся в слове трудностей.

В 1-м классе на этом этапе на уроках обучения грамоте часто использую игры.

Игра 1. Слог потерялся. 
Слова спокойно жили в книжке, 
Но книжку вдруг погрызли мышки. 
От слов начала откусили, 
Из книжки в норку утащили.
...бака (собака)
...радь (тетрадь)
...сква (Москва)

Игра 2. Собери слоги.
нал, пе (пенал)
ро, ка, со (сорока)
че, у, ник (ученик)

Игра 3. Гласные “укатились”.
с ...б ...к ... (собака)
в ...р ...н ... (ворона)
.. .ч .. .т .. .ль (учитель)

Игра 4. Подскажи словечко.
На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков ... (горох).
Прошу вас все слова назвать, 
Где – оро- надо написать.

На уроках письма можно предложить ребятам письмо через кальку по трафаретам, списывание с пропуском букв, перевод напечатанных слов в прописные и т.д.

 В языке все стороны взаимосвязаны, поэтому и процесс обучения школьников целесообразно организовать так, чтобы в определенной взаимосвязи проводилась работа по фонетике, орфографии, словообразованию, морфологии, лексике и синтаксису, чтобы все стороны слова рассматривались в единстве. Таким образом, создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход к слову. В результате этого можно проклассифицировать виды упражнений над словами с непроверяемыми гласными по направлениям, традиционно составляющим систему языка.

1. Фонетические упражнения. Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы дети научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Все это способствует формированию фонематического слуха и речедвигательных навыков. Большая роль в обучении младших школьников отводится зрительному восприятию. Немаловажное значение имеют работа над словами с использованием карточек, картинные словарные диктанты, словарные диктанты.

2. Орфографические упражнения. Предметом особого внимания на уроках русского языка является развитие орфографической зоркости учащихся. В этих целях дети выполняют упражнения по подчеркиванию “опасных” мест в слове, т.е. орфограмм, находят в текстах то, что “спрятал” автор, используют такой вид упражнений, как письмо с “дырками”, т.е. пропускают ту букву, в которой можно допустить ошибку, находят лишнее слово с другой орфограммой. Также учащиеся проводят работу по редактированию материала, который содержит грамматическую ошибку.

3. Словообразовательные упражнения. Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова. В результате повторения морфемного состава слова совершенствуется умение распознавать и подбирать однокоренные слова, углубляется представление у учащихся о словообразовательной роли приставок и суффиксов, формируется умение разбирать слова по составу, развивается умение точно употреблять в письменной речи словарные слова с приставками и суффиксами.

4. Морфологические упражнения. Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя русского языка. При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определенные группы; разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число, для того, чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме.

5. Синтаксические упражнения. Синтаксические упражнения ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц в речи, в общении между людьми, помогают разобраться в структуре несложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений, сознательно составлять словосочетания и предложения.

6. Лексические упражнения. Ребенок, пришедший в школу учиться, уже умеет говорить. Но его речевой арсенал недостаточен для выражения новых мыслей, понятий, чувств, которые он получает в школе с первых дней обучения. Ему не хватает, прежде всего, слов для этого. В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, т.е. дети объясняют значения слов как прямые, так и переносные выясняют многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами, составляют с ними словосочетания и предложения.

Учителем предложены карточки с дифференцированными заданиями по изучению правописания словарных слов во 2-3 классах, работа по которым способствует быстрому и прочному усвоению непроверяемых написаний. Для более удобного запоминания учащимися правописания слов с непроверяемыми написаниями, словарь каждого класса был разделен на тематические блоки. С каждый блоком дети работают в течение 6-10 уроков, выполняя различные упражнения, посредством которых их знания систематизируются и автоматизируются.

Очень важно при работе над словарем развивать у учащихся умение точно употреблять слова в речи. Тут помогают такие упражнения, как замена словосочетания одним словом, например:

Упражнение № 1

Как называется крупный населенный пункт? (Город)

Как одним словом назвать жителей страны? (Народ)

Затем работу можно усложнить: записать слова по вариантам, поставить к ним вопрос “кто?” или “что?”.

I. вариант “кто?” II. вариант “что?”

Тут же даю задание: поставить ударение, найти родственные слова, составить с одним из слов предложение, разобрать его по членам. В результате слово несколько раз повторяется в различных видах упражнений на уроке и хорошо запоминается.

Упражнение № 2

Словарные слова объединяют в тематические группы.

Овощи – картофель, капуста, морковь, огурец, помидор, горох.

Школа – ребята, ученик, учитель, тетрадь, пенал, девочка, мальчик, дежурный.

Подбираю к каждой группе картинки.

Провожу картинно-словарные диктанты. Дети проверяют работу друг друга, по образцу, написанному на доске или плакате.

Упражнение № 3

К словарным словам подбираю загадки, читаю их, дети пишут отгадку – слово. Процесс отгадывания загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучает детей к четкой логике, к рассуждению и доказательствам.

Стоит копна посреди двора,

Спереди вилы, сзади метла. (Корова)

Упражнение № 4

Особенно эффективной является работа, которая вызывает интерес и желание узнать новое. Большую активность проявляют дети на уроках, где используются упражнения с элементами игры. Рассмотрим одно из них.

1.На доске в два столбика пишу слова с пропущенной орфограммой.

М…сяц    В…гон

С…вер        Б…гаж

Постоянные самостоятельно тренировочные упражнения в написании слов с безударными гласными, непроверяемые ударением, обеспечивают хорошее их усвоение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка по теме "Активный и пассивный словарный запас русского языка"

В презентации раскрываются понятия  "активный и пассивный запас",приводятся примеры устаревших слов....

Воспитание доброты и гуманности на примере проведения классных часов с изучением русских сказок, чувашских легенд и восточных притч

Воспитываем доброту, гуманность, толерантное отношение к другим народам. Чувашия - республика, где проживают в мире многие национальности....

«Использование электронных образовательных ресурсов в словарной работе на уроках русского языка в начальной школе»

«Использование электронных образовательных ресурсов в словарной работе на уроках русского языка в начальной школе»...

Методическая разработка "Расширение словарного запаса школьников на уроках русского языка"

Методическая разработка "Расширение словарного запаса школьников на уроках русского языка"...

Урок русского языка: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова...

Методическая система работы учителя русского языка и литературы МОУ гимназии №1 г.о.Люберцы Пронкиной Ирины Борисовны «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос об образовательных технологиях.Передовыми учителями разработано множество результативных методик, способствующих повышению качества обучения русск...

Виды коррекционной работы на уроках русского языка в 4 классе

Обучающийся с нарушением психического развития – это «особый» ребёнок. Но, как и всякие другие ученики, «особые» дети на протяжении всех лет обучения развиваются. Важнейш...