«Использование электронных образовательных ресурсов в словарной работе на уроках русского языка в начальной школе»
учебно-методический материал на тему
«Использование электронных образовательных ресурсов в словарной работе на уроках русского языка в начальной школе»
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование электронных образовательных ресурсов в словарной работе на уроках русского языка в начальной школе»
Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.
В целях повышения речевой культуры видное место должны занимать упражнения, направленные на расширение активного словаря детей, а также на выработку у них умения выбирать из своего словарного запаса для выражения мысли те слова, которые наиболее соответствуют содержанию высказывания и делают его правильным, точным и выразительным.
Словарная работа преследует различные цели и имеет разное содержание.
1. Она может быть направлена на ознакомление учащихся с лексическим значением новых для них слов (словосочетаний), значение которых дети понимают неправильно или неточно.
2. Она может преследовать цели грамматические: усвоение некоторых грамматических форм, образование которых вызывает у детей затруднения (например, родительный падеж существительных множественного числа: носков, но чулок; волос, голов, апельсинов, килограммов).
3.Словарные упражнения могут проводиться с целью обучения детей орфоэпическому произношению слов и, прежде всего, соблюдению нормативного ударения (щавель, позвонит, красивее, километр и др.).
4. Для усвоения правописания слов с непроверяемыми орфограммами необходимо проводить словарно-орфографическую работу.
Эффективность словарной работы зависит от того, проводится ли она планомерно и систематически на протяжении всех лет обучения или носит случайный характер, и насколько целесообразно она построена. Направляя внимание детей на сознательное и прочное усвоение затруднительных, но жизненно необходимых им слов, включённых в тексты учебной и художественной книги, можно легко связать различные виды словарной работы с содержанием занятий.
Словарно – орфографические занятия нельзя сводить только к заучиванию правописания слов с непроверяемыми орфограммами и бесконечной тренировке их написания. Словарно – орфографические упражнения будут эффективными и обеспечат прочное усвоение детьми правописания слов только в том случае, если применять разнообразные приёмы изучения и закрепления их и систематически проверять умение учащихся безошибочно писать изученные ими слова с непроверяемыми орфограммами.
Задания с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными. Используется практически любой материал, нет необходимости готовить к уроку массу энциклопедий, репродукций, аудио-сопровождения — всё это уже заранее готово и содержатся на маленьком компакт-диске. Ученики 1—4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя, кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Федеральный государственный стандарт начального общего образования, задал новые требования к результатам школьного образования, которые не могут быть достигнуты без организации активной учебной, практической, исследовательской, проектной деятельности учеников. Однако нужно понимать, что время, затраченное учениками на самостоятельный (или даже отчасти самостоятельный) поиск нового способа действия, выполнение практического исследования, подготовку и реализацию проекта и т.п., неизмеримо больше, чем время трансляции ученикам готовых алгоритмов в рамках более регламентированной и традиционной учебной работы в классе.
Возникает противоречие:
- с одной стороны, современные ценности образования лежат в сфере самостоятельности и инициативности учеников с другой, предоставление ученикам большей свободы для осуществления учебной и познавательной активности «отнимает» время, в течение которого можно «эффективно» вкладывать в головы учеников новые знания, умения, навыки;
- с одной стороны использование ЭОР позволяет разнообразить урок, с другой стороны подготовка к уроку с использованием ЭОР занимает больше времени.
Проблемы:
- Недостаточная материально-техническая база в отношении использования ЭОР;
- ЭОР позволяет разнообразить занятия, но подготовка к занятию с использованием ЭОР занимает гораздо больше времени.
ЭОР несомненно нужно применять, но здесь главное не переусердствовать. Весь урок необходимо строить только на использовании ЭОР нельзя, но какую-то часть обязательно посвятить им.
Рассмотрим подробнее основные требования к организации урока, которые позволили бы эффективно применять компьютер в начальной школе.
Во-первых, необходимо, чтобы выдерживалась структура каждого тематического раздела, характерная для урока в начальных классах: объяснение нового материала, первоначальное закрепление и отработка навыков, контроль усвоения.
Во-вторых, учитывая приоритетную роль учителя на уроке, не следует перегружать объяснительную часть информацией. Целесообразно придать ей справочную роль. Использовать этот раздел для изучения нового материала в случае пропуска уроков учеником.
В-третьих, компьютерные обучающие системы должны включать наиболее важные, ключевые аспекты изучаемых тем.
В-четвертых, при отборе учебного материала необходимо соблюдение основных дидактических принципов: систематичности и последовательности, доступности, дифференцированного подхода, научности и др.
В-пятых, средства управления компьютерной обучающей системой должны быть максимально простыми и не отвлекать ученика от выполнения заданий.
Таким образом, применение компьютерных обучающих систем в начальной школе представляется перспективным, а предполагаемая эффективность их использования достаточно высокой.
Приведу примеры использования ЭОР в словарной работе на уроках русского языка в начальной школе.
1. Электронное приложение к учебнику.
Электронное приложение является мультимедийным компонентом к учебникам русского языка. Они помогают ответить на такие, всегда актуальные, вопросы:
- как обучать;
- как создать в классе соответствующую новому способу обучения образовательную среду;
- с помощью чего учить;
- как наиболее эффективно реализовать поставленные ФГОС задачи.
В приложении отражены все виды работ, представленные в учебнике, в том числе и работа со словарными словами. Упражнения соответствуют возрастным особенностям детей, оформлены в занимательной игровой форме. Их можно использовать как для фронтальной работы, так и для индивидуальной. Можно включить элемент соревнования, выполняя предложенные задания. В данном случае интерактивная доска – ценный инструмент для обучения. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Действия на доске буквально завораживают малышей, и даже отстающие ученики не отвлекаются на таких уроках. Интерактивная доска помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных.
Однако следует заметить и то, что использование интерактивной доски требует серьезной длительной подготовки, навыков работы с компьютером и, безусловно, большего времени для подготовки учителя к уроку. Но в данном случае потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату.
2. Компьютерные тренажёры
Данный ресурс используется при фронтальной работе с классом с использованием проектора на орфографических пятиминутках, а также для индивидуальной работы и для работы дома.
Цель использования тренажёров – создание условий для отработки навыков по изученной теме. В практике использую готовые тренажёры различных авторов. Конечно, хотелось бы в данном случае, чтобы у каждого на парте присутствовал нетбук.
Целесообразность использования компьютерного тренажера заключается в следующем:
1. быстрая обработка результатов,
2. определение проблемных моментов (материал для дальнейшей коррекции)
3. объективность оценки учащегося.
К урокам русского языка представлена большая подборка тренажеров.
3. Электронные презентации.
Развитие активного словаря учащихся предполагает выяснение лексического значения слова. Непонимание смысла слов и неумение употреблять их в речи самым отрицательным образом сказывается на успешности обучения детей и на их речевом развитии
Методикой разработано немало приёмов объяснения детям значения непонятных слов.
Иногда лексическое значение слов подсказывается контекстом, и в этих случаях дети могут понять смысл слова самостоятельно, без специальных разъяснений.
Для слов с предметным значением лучше предложить наглядное объяснение, показав или сам предмет, или его изображение на рисунке, на слайде, в учебном фильме.
Есть база данных для картинных словарных диктантов.
Обучающиеся пишут самостоятельно словарное слово, опираясь на картинку, а не на речь учителя.
4. Орфоэпический тренажёр.
Уникальный курс Орфоэпический тренажер содержит такие упражнения, при выполнении которых активизируются два типа восприятия. Слушать голос диктора, проговаривая за ним слова, и одновременно видеть их с правильно расставленными ударениями - надежный путь к орфоэпической грамотности. Курс предполагает самопроверку и возможность вновь и вновь возвращаться к трудным для вас случаям.
Ожидаемые результаты:
Словарные занятия на уроках русского языка в начальных классах являются одним из основных звеньев разнообразной работы по развитию речи учащихся. Овладение словарным составом литературного языка является необходимым условием освоения учащимися родного языка: его орфоэпии, орфографии, грамматики, правильного словоупотребления, и, наконец, связной речи вообще.
Анализируя образовательный потенциал использования ЭОР на уроках, можно сделать вывод, что использование ЭОР позволит:
- обеспечить положительную мотивацию обучения;
- проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
- обеспечить высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
- повысить объем выполняемой на уроке работы в 1,5 – 2 раза;
- усовершенствовать контроль знаний;
- рационально организовать учебный процесс, повысить эффективность урока;
- формировать навыки подлинно исследовательской деятельности;
- обеспечить доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам.
Чтобы достичь результатов, надо грамотно использовать ЭОР и тогда можно сделать процесс обучения, интереснее, красочнее, познавательней. При хорошем оснащении класса повтор непонятной темы станет менее проблематичным, а дистанционное обучение, либо самостоятельная работа проще и интересней. Главное не допустить замены цифровыми технологиями простого человеческого тепла, общения и участия. В наше время дети все меньше общаются вживую, и все больше становятся зависимы от соц. сетей, интернета и всего подобного. Мы должны грамотно находить золотую середину!
Интернет ресурсы:
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов - www.eor.edu.ru
- Интернет-журнал "Вопросы Интернет Образования" .http://www.npstoik.ru/vio/index.php
- . http://www. docme. ru/ http://edugalaxy. intel. ru/ http://eorhelp. ru/
Литература
- СамылкинаН. Н. Информатика. Программы для общеобразовательных учреждений. 2-11 классы //БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010
- Уваров А. Информатизация школы. Вчера, сегодня, завтра. //Бином. Лаборатория знаний, 2011 - С. 144-147
- Цветкова М. С. Модели непрерывного информационного образования. // Бином. Лаборатория знаний, 2011
- Цветкова М.С. Методические материалы по начальной школе. // Методический вестник. - 2002. № 10/2. - С. 39-43.
- Шапкин А.С. Компьютерная игра: новая область психологических исследований. // Психологический журнал. - 1999. № 1. - С. 79-82.
- Волина В.В. Русский язык. Учимся играя. – Екатеринбург, 1996.
- Купров В.Д. Словарная работа на уроках русского языка. //Начальная школа. 1990, №3.
- Львов М.Р. Словарик синонимов и антонимов русского языка. – М., 2003.
- Потецкая Т.В. Элементарный словообразовательный анализ на уроке русского языка. //Начальная школа. 1986, №5.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Жило-было причастие". Разработка урока по русскому языку в 6 классе с использованием электронных образовательных ресурсов и ИКТ.
Я применяю ИКТ на уроках, во-первых, для того, чтобы решить социальные практические задачи:- для изучения нового материала, предъявления новой информации;- для закрепления пройденного, отр...
Технологическая карта урока по МДК. 01.02 Русский язык с методикой преподавания Тема Воспитательные возможности урока русского языка в начальной школе
Урок разработан в рамках ПМ. 01 Преподавание по программам начального общего образования. На уроках используется проблемное обучение, разные формы работы способствуют формированию профессиональных ком...
Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка в начальной школе на основе использования современных технологий
ПРЕЗЕНТАЦИЯ К АТТЕСТАЦИИ...
ИНОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО ЧООДУ (ЧАШ-ООЛ) ЕКАТЕРИНА АНДРЕЕВНА (Уфа)
УДК 373.31 ИНОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО. ЧООДУ (ЧАШ...
Пример проведения словарной работы на уроках русского языка.
Пример проведения словарной работы на уроках русского языка....
«Возможности использования электронного образовательного ресурса: «Мобильное электронное образование» и интерактивного оборудования в образовательном пространстве дошкольников»
В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Образ...
Дипломная работа ВКР "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ "
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ...