"Теория и методика экологического образования дошкольника"
методическая разработка по теме

Кузнецова Кристина Александровна

домашняя контрольная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_kontrolnaya.docx63.54 КБ

Предварительный просмотр:

                ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

                ГБОУ СПО ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ №4

Домашняя контрольная работа

По учебной дисциплине «МДК. 03.03. Теория и методика экологического образования дошкольников»

Выполнила студентка

3-го курса 45 группы

Заочного

внебюджетного отделения

специальность

                                       Дошкольное образование

 Кузнецова К.А.

Москва 2013

  1. Значение природы в жизни дошкольника

        Влияние родной природы является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

        Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Окраска, форма и запах цветов и плодов, пение птиц, шелест травы и многое другое позволяет детям почувствовать природу и может служить богатым материалом для развития у детей эстетического чувства, сенсорного воспитания. Их привлекают зелёные луга, яркие цветы, птицы, ручейки и т.п.

        Отсутствие у детей знаний о природе, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Неправильные представления часто служат причиной недоброжелательного отношения детей к животным, уничтожения ими ежей, полезных насекомых и др. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей и ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили важные сведения о природе.

        Для того чтобы дети правильно отображали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы. Без приближения детей к природе и широкого использования её в воспитательно-образовательной работе детского сада, нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников – умственного, эстетического, нравственного и физического.

        Великий педагог К.Д. Ушинский придавал огромное значение осознанному усвоению знаний и считал, что обучение даёт детям полноценные знания только тогда, когда оно отличается ясностью, систематичностью и последовательностью. Доказывая необходимость наглядного обучения, он разработал теорию наглядности. Он подчёркивал, что наблюдения над явлениями природы и их обобщения должны быть основными источниками знаний. Он говорил, что природа является естественной средой, в которой человек развёртывает свою деятельность, используя её в своих целях. Человек постигает законы природы и заставляет её служить себе. «Естественные науки – писал он, во всём их объёме представляют собой эту вечную борьбу человеческого разума со скрытностью природы». «До тех же пор, - указывал К.Д.Ушинский, - покуда мы не знаем своей Родины и пока это знание не распространится в массе народа, мы не будем в состоянии воспользоваться и теми средствами, которые представляют нам природа и население нашей страны, и будем бедны, потому что невежественны».

        Далее он отмечал, что педагог обязан научить детей сначала наблюдать, затем делать умозаключения. Он считал, что непосредственные наблюдения в природе имеют огромное воспитательное значение для развития детей, что с ними трудно соперничать слову педагога.

        Наглядность понималась К.Д. Ушинским не только как непосредственное знакомство детей с природой, но и как использование на уроках картин, карт, глобусов, коллекций и других пособий, помогающих детям создавать в их сознании определённый образ предмета и явления. Он считал, что именно непосредственное наблюдение окружающей природы «составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, т.е. истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов». Далее в этой работе он отмечает, «чтобы совершенствовать мысль и слово ребёнка, необходимо обогащать его душу полными, верными, яркими образами природы, потому что всё «что есть в речи логического проистекает из наблюдений человека над природой…» а сама логика и есть не что иное, как отражение в нашем уме связи предметов и явлений природы».

        Умение наблюдать вырабатываемое в процессе познания природы рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, чёткость и красоту речи – развитие мышления и речи идёт как единый процесс.

        Многие педагоги обращали внимание воспитателя на необходимость открыть ребёнку книгу природы как можно раньше, чтобы она каждый день приносила что-то новое. В книге В.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям» отмечается – «чтобы каждый шаг был путешествием и истоком мышления и речи – к чудесной красоте природы. Каждое знакомство с природой – урок развития детского ума, творчества, чувства. Своей необычностью, новизной, разнообразием природа эмоционально воздействует на ребёнка, вызывает его удивление, желание больше узнать, побуждает к передаче чувств и мыслей в речи».

        Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность её связей и зависимость обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности, что проявляется в развитии логичности, самостоятельности мышления. Ребёнок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, т.е. учится элементарно объяснять наблюдаемое. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Ребёнок учится рассуждать, рассказывать, описывать.

        Природа предоставляет возможности для разнообразной деятельности детей, что способствует активному усвоению и использованию приобретённых знаний. Процесс познания природы во всём её многообразии способствует пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающих анализировать предметы и явления со всех сторон.

        Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что в педагогическом процессе дошкольного учреждения ознакомлению с природой с целью развития мышления и речи детей должно уделяться особое внимание.

        Основная задача в умственном воспитании – образование у детей знаний о неживой и живой природе, доступных чувственному восприятию детей, связях между объектами и явлениями природы. Нужно показать детям природу такой, какая она есть в действительности, воздействуя на их органы чувств.

  1. Программа «Наш дом — природа» Н.А. Рыжова

Цель программы, воспитывать с первых лет жизни гуманную, социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. «Наш дом — природа» — авторская программа, обеспечивающая преемственность в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам «Окружающий мир», «Природоведение». Предназначена для работы с детьми 5 и 6 лет (старшая и подготовительная к школе группы), может быть использована дошкольными учреждениями как общеразвивающего типа, присмотра и оздоровления, так и коррекционного.

Структура программы: Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности ребенка в целом. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе — начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы.

        Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий — эколого-географических, национально-культурных — и ориентирует воспитателя на системный подход в экологическом образовании старших дошкольников. Важное значение в программе придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоционально положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

Программа состоит из ряда блоков, каждый из которых включает комплекс тем.

        В первом блоке «Я и природа» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающей среды.

Последующие блоки дают дополнительную информацию о каждом компоненте («Воздух», «Вода» и др.). Затем они рассматриваются во взаимосвязи.

Завершающий блок «Человек и природа» — обобщающий по отношению к предшествующим.

        В каждом блоке выделены две части: обучающий (первоначальные сведения о природе) и воспитывающий компонент (понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное к ней отношение).

        «Наш дом — природа» — программа, ориентирующая педагога на передачу детям минимума экологических знаний, которые помогут им понять необходимость вести себя в природе экологически грамотно, отмечая важность эмоционального отношения к ней, необходимости разумного сочетания духовного и интеллектуального развития ребенка.

        В программе отражаются первоначальные знания из области трех основных направлений экологии: биоэкологии (или общей экологии), социальной и прикладной экологии. В соответствии с программой дети получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. В программе «Наш дом — природа» нашли отражение следующие вопросы биологической экологии.

        Живая и неживая природа. Особенности живых организмов, их разнообразие, распространение. Связь внешнего вида, строения (для животных — и поведения) живых организмов с особенностями среды обитания, их приспособленность к этой среде. Разнообразие сред обитания (водная, наземно-воздушная, воздушная, почвенная).

        Место обитания животных, растений. Сообщества (экосистемы), их разнообразие, тесная связь компонентов.

        В программу включается ряд вопросов социальной экологии:

люди и окружающая среда; природа вокруг меня; как я использую природные ресурсы;

как я влияю на природу;

мое здоровье и окружающая среда;

моя экологическая безопасность;

что случится со мной, если я буду неграмотно относиться к природе;

что я могу сделать, чтобы улучшить состояние окружающей меня среды.

        Это способствует осознанию ребенком своего места в окружающем мире, выработке навыков экологически грамотного поведения.

        Программой предусмотрено знакомство детей с некоторыми последствиями экологически неграмотных действий людей, с тем, как вести себя экологически грамотно не только в лесу, но и в своем городе, поселке, доме. Дошкольник должен знать, что играть возле дороги нельзя не только из-за возможного наезда автомобиля, но и из-за опасности вдыхания выхлопных газов, что гулять возле свалки опасно для здоровья.

        В программе отражаются следующие вопросы из области прикладной экологии:

  • как нужно вести себя в природе;
  • почему нужно бережно относиться к ней;
  • как экономить природные ресурсы;
  • почему живые организмы и их сообщества нуждаются в нашей охране;
  • почему на Земле должны жить все живые организмы без исключения;
  • что такое заповедники; для чего созданы Красные книги.

Важно, чтобы дети понимали необходимость сохранения на Земле всех живых организмов, независимо от нашего отношения к ним.

        Экологические знания становятся основой экологического воспитания. У ребенка формируется определенная система ценностей, представление о человеке как о части природы, о зависимости своей жизни, здоровья от ее состояния. Экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира (и всего ландшафта, и отдельного цветка, и капли росы, и маленького паучка).

        Большое внимание в программе уделяется совместной со взрослыми практической деятельности детей: проведению наблюдений, опытов, игр и т.д. Экологические знания и навыки дети получают не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных и музыкальных занятий.

Предметно-развивающая среда

        Реализация программы предполагает конструирование педагогом развивающей среды в соответствии с методическими рекомендациями автора.

Учебно-методическое обеспечение

        Программа имеет полное учебно-методическое обеспечение: выпущены методические разработки, представленные в серии книг НА. Рыжовой: «Волшебница-вода», «Невидимые ниточки природы» и др. Программа рекомендована Министерством образования РФ. В тетрадях для детей даны задания, которые они могут выполнять в рамках различных блоков. Эти задания сгруппированы по тематике. В тетрадях также находятся карточки, из которых вместе с детьми изготавливаются дидактические пособия.

  1. Конспекты наблюдений на прогулке II младшая группа
  1. Наблюдение за состоянием погоды

Цель: учить определять время года по характерным признакам.

Ход наблюдения: Предложить детям посмотреть, есть ли на небе солнышко или тучи. Спросить, что сделали тучи(закрыли солнце), отметить какое небо(хмурое), какая погода (хмурая).

Дуют ветры, ветры буйные

Ходят тучи, тучи темные

Обратить внимание детей на верхушки деревьев (раскачиваются), дует ветер, раскачивает деревья. У деревьев расцвеченная листва.

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далекий птицы полетели,

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время осенью зовется.

  1. Наблюдение за птицами

Цель: продолжить наблюдение за птицами на участке, учить различать основные части тела, развивать и воспитывать бережное отношение к птицам.

Ход наблюдения: Осень можно часто увидеть как на телеграфных проводах или кустах сидят и чирикают воробьи. Обратите внимание детей, что птицы собираются к холоду. Предложите детям покормить птиц насыпав им хлебных крошек, и понаблюдайте, как птицы клюют корм.

- Воробей, что ты ждешь?

Крошек хлебных не клюешь.

- Я давно заметил крошки,

Да боюсь сердитой кошки.

Вместе с детьми рассмотреть внешний вид птиц(тело покрыто пухом, перьями, есть крылья, они летают, прыгают, клюют.)

Подвижная игра: «Воробушки и кот»

Цель: учить мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать не задевая друг друга, увертываться от водящего, быстро убегать, находить свое место, приучать быть осторожными, занимая место, не толкая товарища.

  1. Наблюдение за солнцем

Цели: вырабатывать представления о том, что когда светит солнце на улице тепло, поддерживать рдостное настроение

Ход наблюдения: в солнечный день предложите посмотреть детям в окно

Смотрит солнышко в окошко,

Смотрит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладошки,

Очень рады солнышку.

        Выйдя на участок, обратить внимание детей на теплую погоду (сегодня светит солнышко-тепло)

        Солнце огромное, раскаленное. Обогревает всю землю, посылая ей лучи. Вынести на улицу маленькое зеркало и сказать, что солнце послало свой лучик детям, что бы они поиграли с ним. Навести луч на стену.

Солнечные зайчики играют на стене,

Помани их пальчиком - пусть бегут к тебе.

        Вот он светленький кружок, вот ,вот,  левее, левее -  убежал на потолок.

        По команде «Ловите зайчика!» дети пытаются поймать его.

  1. Наблюдение за кошкой

Цель: расширять представления о домашнем животном – кошке;

Воспитывать желание заботься о животных.

Ход наблюдения: беседа на тему: «Кто из животных живет с человеком дома?»

Острые ушки, на лапках – подушки

Усы, как щетинки, дугою спинка.

Днем спит, на солнышке лежит.

Ночью бродит, на охоту ходит.

Молоко пьет, песенки поет.

Тихо в комнату войдет,

Замурлычет, запоет.

        Что есть у кошки и как она ходит? Рассказы детей о кошке и котята. Дополнить: кошка – домашнее животное, живет с человеком, залезет на колени, мурлычет. Человек ее любит, заботится о ней, разговаривает с ней, угощает молоком.

  1. Наблюдение за растительным миром

Цель: формировать об особенностях ели, по которым ее можно выделить среди других деревьев; воспитывать бережное отношение к природе.

Ход наблюдения: На участке воспитатель предлагает найти дерево послушав  стихотворение.

Ее всегда в лису найдешь-

Пойдешь гулять и встретишь.

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем.

        Подвести детей к ели. Обратить внимание на характерные особенности(вместо листьев иголки, всегда зеленая, ветви внизу длинные вверху короткие) Предложить пройти по всей территории детского сада и найти ели. Объяснить, чем выше ель, тем она старше.

  1. Конспект занятия по экологии «Вода – это жизнь» средняя группа

Программное содержание:

         Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Закрепить знания детей о том, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Развивать любознательность, мышление, память, внимательность.

 Материалы и оборудование: инвентарь для опытов: стаканы с водой (по количеству детей), пустые стаканы, соль, сахар, марганцовка, ложечки, тазик, сосуды разной формы, белый лист бумаги, стаканчики с молоком, салфетки, символы, обозначающие свойства воды.

 Ход занятия:

 Дети играют в приемной. Включается аудиозапись «Ручеек».

- Ребята, слышите? Что это? (ответы детей)

- Да, правильно это ручеек. Он зовет нас на занятие. Проходите в группу.

- Вы догадались, о чем будет наше занятие? Отгадайте загадку:

Она и в озере, она и лужице

Она и в чайнике у нас кипит

Она и в реченьке бежит, шуршит.

Что это? (вода)

- О чем мы сегодня будем говорить на занятии?

- Да о воде. – Где можно встретить воду? (ответы детей)

- Зачем нам нужна вода? Кому еще нужна вода? (ответы детей)

      Вы слыхали о воде?

      Говорят, она везде!

      В луже, в море, в океане

      И в водопроводном кране,

      Как сосулька замерзает,

      В лес туманом заползает,

      На плите у нас кипит.

      Паром чайника шипит.

      Без нее нам не умыться,

      Не наесться, не напиться!

      Смею я вам доложить

      Без нее нам не прожить.

- А что такое вода? (ответы детей)

- Мы сегодня попробуем немного узнать о воде.

 Опыт 1. «Вода – жидкость». Подойдите к тазику, возьмите стаканчики с водой и вылейте в тазик. Что вы сделали сейчас с водой? (вылили, перелили) Перельем воду в разные бутылочки.

 Вывод: вода – это жидкость. Она течет. Ее можно наливать, переливать из одного сосуда в другой. Воду можно наливать в сосуд любой формы.

- Чтобы вам, ребята лучше это запомнить я приготовила вот такой символ (прикрепить на доску).

- Садитесь за столы, продолжим наше занятие в лаборатории

- Как вы считаете, какого цвета вода? (ответы детей) Давайте проверим.

 Опыт 2. «Вода бесцветная». На столе у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой. – Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей). Возьмите стакан с молоком и поставьте на картинку. А через воду картинку видно? Какая вода? Почему через стакан с водой картинку видно?

 Вывод: Вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная (перед детьми вывешивается символ этого свойства).

- Ребята, а я знаю, что вода может изменить свой цвет. Хотите убедиться в этом?

 Опыт 3. «Вода может изменить свой цвет». На столе у воспитателя два стакана с водой, зеленка, марганцовка. Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь вы возьмите ватную палочку и помешайте ею в стаканчике с водой. Какая стала вода у вас в стаканчиках?

Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, какое вещество в нее добавили.

Опыт 4. «Вода может принимать любой вкус». Я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая? Соленая? Горькая?

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная. (Вывешивается символ).

 - Давайте проведем с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе. Размешайте. Что стало с водой? Поменяла она свой цвет? А теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (ответы детей) Как вы думаете, что вы добавили в воду? (ответы детей)

 Вывод: Оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в него добавили.

 Опыт 5. «Вода не имеет запаха». Я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

 Вывод: вода ни чем не пахнет, у нее нет запаха (вывешивается символ этого свойства воды).

 - Подойдите, пожалуйста, к доске. О чем мы сегодня говорили на занятии? Расскажите, что вы сегодня узнали о воде?

 - Понравилось вам наше занятие. Какое задание было самое интересное? Какое самое трудное. Мы будем еще много говорить о воде и узнаем еще больше. Наше занятие окончено. Молодцы!

  1. Дидактическая игра

                        «Где, чей детеныш?»

Материалы и оборудование: Карточки с изображением домашних животных.

Дидактические задачи: Закрепить знания о домашних животных, их детенышах, кто как кричит; упражнять в правильном звукопроизношении; вырабатывать умение соотносить изображение детенышей с картинкой большого животного.

Игровые правила: Группировка картинок по признаку «мама и ее детеныш» Сначала детям предлагаются основные картинки с изображением взрослых животных. Затем раскладываются изображения детенышей. Дети находят детеныша и помещают его на соответствующую картинку.

Содержание игры: Звукоподражание. Найти детеныша на картинке, поставить рядом с взрослым животным.

Методика проведения игры: Воспитатель подготавливает для игры набор картинок с изображением животных и их детенышей: корова и теленок, лошадь и жеребенок, коза и козленок, собака и щенок, кошка и котенок (могут быть и другие животные). До начала игры воспитатель с детьми рассматривает картинки, уточняет знание детьми названий животных и их детенышей. Дети упражняются в звукоподражании.

 - Давайте покажем, как мычит корова. А как мяукает котенок? Будем сейчас играть. Посмотрите (полоска зеленой бумаги) – это полянка. Здесь будут ходить животные.

 Я сейчас вам раздам картинки. На лужок будут приходить животные и звать своих детенышей. Вы будете находить того детеныша, чья мама гуляет по лугу и зовет его к себе. Картинку будете ставить после того, как услышите голос животного. Воспитатель ставит картинку , игра начинается. Дети произносят характерные для каждого животного звуки. После того как все мамы найдут своих детенышей, игру заканчивают повторением слов хором и по одному.

  1. Экологическая модель «Времена года»

  • Пособие демонстрируется детям.
  • Детям предлагают задания или задачи по развитию речи (составь рассказ, придумай сказку), по экологическому воспитанию (объясни, сравни, сделай вывод), по формированию эстетического вкуса.
  • Пособие используется не только на занятиях, но и в процессе индивидуальной деятельности в уголке природы.

  1. Экологический досуг

« Мы -  друзья природы»

(В первой младшей группе)

Задачи:

Образовательные:

- учить основам взаимодействия с природой, правилам поведения в лесу;

- повышать уровень экологической культуры родителей;

Развивающие:

- развивать познавательный интерес, двигательную активность, речевое дыхание

Воспитательные:

-воспитывать бережное отношение к природе, отзывчивость.

Ход мероприятия:

Воспитатель: Уважаемые ребята и родители, сегодня я хочу вам предложить отправиться на экскурсию в лес. Хотите?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда садимся в автобус и отправляемся.

Дети и родители встают в круг

Логоритмическое упражнение « Автобус».

Воспитатель: Вот мы и приехали. Садитесь на полянку.

Дети садятся на стульчики, рядом со своими родителями.

Воспитатель: Что- то не слышно, как птички поют и зверей нет. Странно, что- то случилось, наверное.

Появляется Мухомор.

Мухомор: Вы откуда пожаловали и зачем?

Воспитатель: Мы из детского сада. Приехали в лес свежим воздухом подышать, послушать пение птиц, посмотреть, что в лесу растет, кто в лесу живет. Что – то тихо у Вас в лесу, дедушка Мухомор, куда же все подевались?

Мухомор: Приезжали к нам ребята из детского сада, мусор по лесу раскидали, цветы оборвали, птичьи гнезда разрушили, кричали очень громко… Испугались звери и птицы и покинули лес, один я остался.

Воспитатель: Дедушка Мухомор, можем ли мы помочь лесу, чтобы вернуть всех обратно?

Мухомор: Помочь – то можно. Но ваши детки еще маленькие и не справятся одни.

Воспитатель: А нам родители помогут.

Мухомор: Ну, хорошо.  Смотрите, здесь на полянке росли цветы, а над ними летали бабочки и пчелы. Дети оборвали цветы, и бабочки улетели. Чтобы вернуть их обратно, нужно собрать цветы.

Игра «Собери цветы».

3 ребенка должны выбрать лепестки такого же цвета, как серединка и сложить цветок. Родители помогают детям.

Появляются бабочка и пчела

Бабочка: Спасибо, ребята. Теперь мы будем здесь летать, и сладкий нектар с цветов собирать.

Пчела: ЖЖЖЖЖЖЖ. Давайте танцевать.

Танец «Гопачок»

Дети встают в пары с родителями, бабочка с пчелой, воспитатель с мухомором.

Мухомор: Ух и уморили вы меня, старика. Молодцы, весело танцевали.

Воспитатель: Что же нам делать дальше?

Мухомор: Плохие ребята кидали камнями в птичьи гнезда и разрушили их. Теперь птичкам негде  жить.

Воспитатель: Ребята, птички делают свои гнезда для маленьких птенцов. Для этого, они собирают много веточек. Я предлагаю нарисовать гнездо. И мамы нам в этом помогут.

Ребенок с мамой рисуют маркерами внутри контура гнезда линии в разном направлении (веточки). В процессе рисования начинает звучать аудиозапись «Пение птиц».

Воспитатель: Кажется, птицы возвращаются. Теперь у них есть гнездо. Спасибо.

Мухомор: Весело и громко поют птички, радуются. А вы петь умеете?

Воспитатель: Конечно, умеем. Мы знаем песню про птичку, и сейчас ее споем.

Песня « Птичка», муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто.

Мухомор:  Молодцы, ребята, Но вам еще нужно мусор собрать.

Игра «Собери мусор»

Без участия родителей.

Воспитатель: Какой порядок теперь в лесу! Сразу воздух стал свежим и чистым. Давайте подышим этим воздухом.

Дыхательная гимнастика под аудиозапись «Шум леса»

Глубокий вдох носом и медленный выдох через рот.

Появляются заяц, медведь и лиса (дети подготовительной группы)

Заяц:

 Знать должны наши детишки

  Из рассказов и из книжки:

 Мы леса своей страны

Охранять всегда должны!

Лиса:  

Чтобы ели зеленели,

 На цветах шмели звенели,

 В чаще ландыши цвели,

 А в борах грибы росли!

Медведь:

Лес – не только для забавы,

Он – богатство всей страны.

Все деревья в нём и травы

Нам на пользу взращены.

Мухомор:

Берегите, ребята природу

И цветы, и деревья, и луг

И животных и птичек и воду,

Ведь природа – надежный наш друг!

Воспитатель: Мы все поняли и будем правильно вести себя в лесу. До свидания друзья. Нам уже пора домой, по тропинке по лесной.

  1. Конспект экологической беседы

Беседа о лесе

Цели: создать у детей представление об экосистеме (лес), рассказать о грибах, ягодах, растущих в лесах, мерах предосторожности, которые следует соблюдать при сборе грибов и ягод. Научить отличать дикорастущие ягоды от садовых, сравнивать и описывать грибы, выполнять правила поведения в лесу, воспитывать бережное отношение к природе.

        Обогащение словаря: дуб, сосна, подосиновик, опята, мухомор, земляника, черника, малина, клубника, маринованные, грибница.

Оборудование: картинки грибов и ягод, фланелеграф, указка, рисунки на тему «Поведение в лесу».

Ход занятия:

        Дети сидят в группе, входит старичок-лесовичок и говорит: «Здравствуйте, ребята, вы меня узнали? Я — Лесовичок. Пришел к вам из лесу и хочу услышать, что вы знаете о лесе. Что такое лес? Что там растет? Какие животные там обитают?»

Лесовичок слушает, хвалит детей: «Молодцы, ребята, вы много знаете. Сережа, а в каком лесу был ты? Никита, а каких зверей ты еще видел?

        Вы перечислили самых разных обитателей леса. А кто самые главные обитатели леса? Отгадайте-ка загадку:

  • Весной веселит,

        Летом холодит,

        Осенью питает,

        Зимой согревает. (Дерево.)

Отгадали? Правильно, деревья высокие, они служат пищей, укрытием, домом. Деревья бывают разной высоты».

Лесовичок выставляет картинки деревьев, просит назвать их, спрашивает: А что растет в лесу под деревьями? (Мох, ягоды, грибы.)

        Вот о грибах я вам и расскажу. Они растут с лета до ранней осени. Для роста им необходимы тепло и влага. Посмотрите, какие есть грибы. Сейчас я загадаю про них загадки, а вы слушайте внимательно, чтоб их отгадать:

  • Вдоль лесных дорожек

         Много белых ножек.

         В шляпках разноцветных,

         Издали заметных, собирай,

         Не мешкай, — это... (сыроежка).

  • Я в красной шапочке расту

         Среди корней осиновых.

         Меня увидишь за версту,

         Зовусь я... (подосиновик).

  • Нет грибов дружней, чем эти,

         Знают взрослые и дети.

         На пеньках растут в лесу,

         Как веснушки на носу (опята).

  • Возле леса на опушке,

         Украшая темный бор,

         Вырос пестрый, как Петрушка,

         Ядовитый... (мухомор).

        Какие еще ядовитые грибы вы знаете? Можно использовать в пищу ядовитые грибы? (Нет!)

        Люди часто сбивают их ногами, растаптывают, но делать этого нельзя: они служат кормом, а иногда и лекарством для лесных обитателей — зайцев, лосей и украшают лес.

        Вы запомнили, что ядовитые грибы нельзя употреблять в пищу? А вот подосиновики, белые, сыроежки и многие другие грибы кушать можно. А вы любите есть грибы? В каком виде? (Соленые, маринованные, жареные, грибной суп, пироги с грибами.)

        А кто знает, как вести себя в лесу при сборе грибов, чтобы эти вкусные дети леса радовали не только вас, но и других людей через несколько лет? А как долго живет гриб? Не знаете? Тогда слушайте.

        Гриб живет 3—4 дня, а грибница долго — иногда больше 10 лет. А что такое грибница? (Показывает иллюстрацию.) Грибница — это корни, как у дерева есть корни, так и у гриба. Грибы нельзя выдергивать с корнем из земли. Нужно срезать их ножом, осторожно выкручивать, не наносить вред грибнице.

        Машины, автобусы — враги грибов. Они выбрасывают в воздух выхлопные газы и могут загрязнить грибы.

        Как это происходит? Давайте проведем опыт. Возьмем губку и соберем грязную воду из блюдца. Вот так и грибы всасывают загазованный, грязный воздух. И даже съедобные грибы, растущие у дороги, могут быть опасными. Как думаете, можно употреблять в пищу такие грибы?

Лес богат не только грибами, но и ягодами. Ну-ка, посмотрите на эти картинки и отгадайте загадки:

  • На поляне у дорожки

         Красные горошины,

         Кто мимо ни пройдет,

         Всяк в рот к себе кладет... (земляника).

  • Черненькая, маленькая, сладенькая,

         Ребятам миленькая... (черника).

        Какие лесные ягоды вы еще знаете? (Ответы ребят.) Запомните: собирая лесные ягоды, не рвите ветки и кусты, не топчите траву!         Почему этого нельзя делать? (Кусты погибнут, и на их месте не будет больше ягод.) Правильно.

        А теперь давайте закроем глазки и представим, что мы оказались на лесной поляне, где много ягод. Беда в том, что одни — съедобные, другие — нет. Вот две корзины, в одну надо сложить съедобные ягоды, а в другую — несъедобные.

Карточки с изображением ягод разбросаны по ковру. Дети собирают их. Когда все карточки собраны, Лесовичок продолжает свой разговор с детьми:

—  Ребята, давайте проверим, а правильно мы собрали ягоды? Оказывается, что все ягоды собраны правильно: съедобные и несъедобные по отдельности.

Занятие продолжается в групповой комнате. Лесовичок продолжает допытываться:

—  Как вы думаете, ребята, зачем ходят в лес, кроме того, чтобы собирать ягоды и грибы?.. Я запомнил одно стихотворение, послушайте его:

        Если в лес пришел гулять, Свежим воздухом дышать, Бегать, прыгать и играть, Только, чур, не забывать, Что в лесу нельзя шуметь. Даже очень громко петь. Испугаются зверушки, Убегут с лесной опушки. Ветки дуба не ломать — Никогда не забывать. Мусор с травки убирать! Зря цветы не надо рвать! Из рогатки не стрелять!

        Ты пришел не убивать! Бабочки пускай летают, Ну кому они мешают, Здесь не нужно их ловить, Топать, хлопать, палкой бить. Ты в лесу всего лишь гость. Здесь хозяин дуб и лось. Их покой побереги — Ведь они нам не враги.

        Помните, ребята, что я вам сегодня рассказал. А теперь мне пора в лес, там меня ждут мои зверушки.

До свидания!

  1. "Эколого-педагогическое содержание работы с комнатными растениями с детьми разных возрастных групп"

Возрастная группа

Название растения

Знание детей о растениях

Умение и навыки по уходу

В младших группах

бальзамин, фуксия, бегония (вечноцветущая) герань зональная, колеус гибридный, толстянка, гибискус, очиток видный, маранта

В уголок природы младших групп помещают растения, имеющие четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие.

Наблюдение

В средней группе

В дополнение к растениям, названным для уголка природы младших групп, в средней группе помещают герань душистая, крупноцветковая, аспарагус, гавортия, бегония рекс

Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами

поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой - опушенные листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости.

В старшей группе

В дополнение к растениям, названным для уголка природы младших и средних групп помещают алоэ древовидное, традесканция, кливия, фикус (эластика и мелколистный), плющ (обык-новенный и восковой), при-мула, сансевиера, колумнея, плектрантус, адиантум, неф-ролепис, сеткреазия, эониум

В содержание познавательных задач о растениях включают знания о некоторых способах их вегетативного размножения, в частности стеблевыми черенками. Все это требует пополнения уголка природы новыми растениями: с разнообразными стеблями (вьющимися, стелющимися или видоизменениями прямостоячих стеблей), имеющими луковицы, клубнелуковицы и т.д.

Знакомства с новыми растениями, рыхление почвы. Принимают участие в переноски проросших семян в земельный грунт.

В подготовительной к школе группе

Добавляют фиалка узамбарская, драцена, аспидистра, кринум,

камнеломка, хлорофитум, каланхоэ

Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе - формирование элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы: зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света и т.д.), зависимости внешнего строения и образа жизни животного от условий среды обитания.

Дети знакомятся с постоянно повторяющимися закономерными изменениями в жизни растений и животных в разные сезоны, с основными периодами их роста и развития

  1.  Календарный план

Тема

Задачи

Худ. слово

1

Прогулка по участку детского сада. Листопад.

Знакомство с новым временем года – осенью, с сезонными изменениями в природе, с деревьями и кустарниками, растущими на участке детского сада. Рассказать о значении тепла, воды для деревьев. Дать понятие о листопаде. Учить любоваться осенними листьями, различать листья по цвету.

Порхая в танце странном

 Под птичий гам и свист,

 Щенку свалился на нос

 Осенний яркий лист.

 Щенок чихнул, залаял

 И посмотрел наверх.

 Там листья целой стаей

 Вниз падали, как снег.

 Огромные снежинки

 Горели янтарём,

 Раскрасили тропинки,

 Шептались с октябрём.

 Щенок, играя с чудом,

 Был удивлен и рад.

 Вокруг ходили люди,

 Вздыхали: "Листопад".  (Т.Нестерова)

2

Осмотр цветника детского сада

Познакомить детей с цветами, растущими в цветнике, показать, что у цветов есть корень, стебель, листья, цветы. Рассказать детям для чего нужны корень и стебель для цветка.

Ты должен над цветами наклониться

 Не для того, чтоб рвать или срезать,

 А чтоб увидеть добрые их лица

 И доброе лицо им показать.

3

Комнатные растения

Познакомить детей с комнатными растениями. Формировать у детей понимание, что у комнатных растений есть корень, стебель, листья, цветок, что они – живые существа. Рассказать о значении почвы и воды для растений. Воспитывать желание ухаживать за растениями.

В нашей группе на окне,

Во зеленой во стране,

В расписных горшочках

Подросли цветочки.

Вот розан, герань, толстянка,

Колких кактусов семья.

Их польем мы спозаранку.

Я и все мои друзья.

4

Аквариум.

Познакомить детей с мини-водоемом – аквариумом. Дать представление, что аквариум – это дом для рыбок и водных растений. Рыбы – дети. Рыбы – живые существа (они плавают, дышат, едят, растут, размножаются). У рыбок есть плавники. Без воды рыбы не смогут жить.

Это мой аквариум,

маленькие джунгли.

Это рыбки плавают,

алые, как угли!

Голубые!

Синие!

Черные как сажа!

Даже серебристые!

Золотые даже! (В.Орлов)

5

Водичка, водичка...

Познакомить детей с водой, дать понятие, для чего она нужна человеку. Познакомить со свойствами воды (не имеет запаха, прозрачная, течет, растекается, льется; бывает холодная, теплая, горячая). Рассказать о взаимосвязи воды и живых организмов. Воду надо беречь!

Водичка, водичка,

Умой мое личико -

Чтоб глазки блестели,

Чтоб щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок

  1.  Экологическая тропа

Цель:

         Воспитание осознанного отношения ребенка через общение с природой.

         Формирование системы экологических знаний и представлений.

         Развитие эстетических чувств (умение видеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее) .

         Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

 Этапы создания и оформления тропы:

  1. Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
  2. Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов: общая, которая будет находиться в экологической комнате, и схемы в группах с учетом возраста детей.
  3. Выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.
  4. Составление паспорта всех точек тропинки.
  5. Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.
  6. Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.

         Общие рекомендации по работе с детьми

 на экологической тропе детского сада:

  •  Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
  •  Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
  • Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
  • Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
  • Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
  •  Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
  • Проводить на тропе наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

 Оборудование.

 По экологической тропе дети проходят по видовым точкам в виде красивых указателей. В состав экологической тропинки входят видовые точки, такие как:

  1. «Птичий городок»

Цель: познакомить детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам.

(«Птичий столб», поилка для птиц, кормовые растения, домики для птиц – скворечники.)

  1.  Летняя лаборатория. (Песочница)

Цель: развивать любознательность, исследовательские способности, желание познать окружающий мир.

(Ванночки с песком, глиной, водой, природным материалом. Шкафчик для хранения лабораторного инвентаря.)

  1.  «Рябина».

Рябина красная - гордость нашего детского сада!

         Рябина- неприхотливое, красивое во все времена года дерево, очень полезно для зрения ребенка. Пестрота дерева создает расчленённый фон, на котором глаз отдыхает, работает в экономном режиме.          Для каждой возрастной группы определены цели и задачи тематических экскурсий с учетом времени года. Детки исследуют листья и ягоды, выясняют какие животные ими питаются и почему ягоды рябины красные? Рассматривают ягоды обычным способом и через лупу. На примере рябин изучается явление листопада, как меняют цвет листья осенью. Дошкольники сравнивают живые и опавшие листы.

        Рябиновая аллея воспитывает эмоционально-положительное, бережное отношение к природе вокруг нас.

  1. «Береза».

Обращают внимание на то, что береза – лиственное растение. Особое внимание уделяется стволу дерева, его необычной окраске коры, тактильным ощущениям во время прикосновений. Сенсорное восприятие семян – «березовые сережки».

  1. Спортивная площадка - «Тропа здоровья»

Цель: развитие здоровья детей, продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности.

  1.    «Кустарники».

Цель: развивать интерес к родной природе, способность любоваться ею, и бережно к ней относиться.

  1.  «Колонка жизни».(Вода) .

Цель: представление возможности для психологической разгрузки.

Вывод:

         Экологическим образованием и воспитанием человека необходимо заниматься с раннего детства.

 Реализация данного проекта возможна в образовательном учреждении любого типа.

 Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок, родители и педагоги.

 Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.

 В результате реализации проекта:

  • повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста;
  • улучшилось состояние психического здоровья детей: взаимодействие ребенка с природой снизило уровень тревожности и позитивно повлияло на эмоциональное самочувствие детей;
  • повысился уровень профессиональной подготовленности педагогов в вопросах проведения экскурсий по объектам экологической тропы;

  1.  Анализ эколого–развивающей среду в ДОУ.

        Основными элементами эколого-развивающей среды в дошкольных учреждениях принято считать уголок природы и зелёные зоны на участке. Природа с её необычным разнообразием явлений, животных и растений производит на детей сильное впечатление. Непосредственное общение с природой дает ребенку более яркие представления, чем книжки, картинки и рассказы взрослых. Разнообразие растительного и животного мира на участке детского сада, правильная с экологической точки зрения организация зоны природы в помещении дошкольного учреждения составляют развивающую экологическую среду, необходимую для воспитания детей, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.

        На участке детского сада педагог организует ежедневное наблюдение за природой, во время которого дети многое узнают о жизни растений и животных, любуются красотой природы во все времена года. Яркие впечатления, которые получают дети от общения с природой, надолго остаются в памяти, способствуют формированию любви к природе, (естественного) интереса к окружающему миру. Дети узнают, какие условия необходимо создать для нормальной жизни животных и растений, приобретают необходимые навыки и умения, приучаются бережно и заботливо относиться к природе.

        В нашем детском саду есть:

  1. уголок природы - это место постоянного общения малыша с микромиром живой природы, представленной растениями и животными, учебными экологическими пособиями. Это вносит в жизнь ребенка разнообразие, обогащает их знания, и способствует формированию их эмоциональных и духовных сил. В уголке природы дети имеют возможность не только проводить интересные наблюдения за природными объектами , но и заботиться о них. У детей формируются правильные представления о мире природы, воспитывается интерес к природе, наблюдательность, бережное и заботливое отношение к растениям и животным, чувство ответственности за них, ценностное отношение к любому проявлению жизни. При организации работы в уголке природы следует обратить внимание на важность, значимость комплексного использования различных методов и форм работы с детьми.

        В уголке природы размещено: комнатные растения, декоративных животных, календарь природы и погоды, альбомы, гербарии, содержащие материал природоведческого характера, художественную литературу о природе, дидактические игры природоведческого содержания, различные природные материалы, оборудование для организации труда в природе, для организации опытнической деятельности, модели, отображающие предметы и явления природы.

  1. Живой уголок- помещение, в котором есть различные декоративные животные (аквариумные рыбки, попугаи, черепахи).

Список используемой литературы

  1. Дыбина О.Б. занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. М.: Мозаика Синтез, 2005-2010. – 43с.
  2. Мир природы и ребенок. Под ред. Маневцовой Л.М., Саморуковой П.Г. СПб. 1998. – 320с.
  3. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М.: Асадема, 2009. – 236с.
  4. Как знакомить дошкольников с природой /Под ред. П.Г. Саморуковой. М., 1983.
  5. Лаптева Г.В. Развивающие прогулки для детей 3-4 лет. Программа для детского сада и не только. С-Пб.: Речь, 2010. – 175с.
  6. Лучич М.В. Детям о природе. М., 1973.
  7. Мир природы и ребенок /Под ред. Д.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. - СПб., 1998.
  8. Марковская М.М. Уголок природы в детском саду. М., 1989. – 143с.
  9. «Мы» - программа экологического образования дошкольников. /Под ред. Н.Н.Кондратьевой. СПб., 2000.
  10. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. М., /С.Н. Николаева – М.: Асадема, 2009.- 236с.
  11. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. /Н.А. Рыжова – М.: 2001. – 378с.
  12. Смирнова В.А. Тропинка в природу. СПб., 2003.

        

        

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА 03. 03. «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ» ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 44 02 01 «ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения МДК должен:иметь практический опыт:определения целей и за...

Учебно-методические рекомендации к практическим занятиям по МДК 03. 03 Теория и методика экологического образования дошкольников 44.02.01 Дошкольное образование

Учебно-методические рекомендации к практическим занятиям по МДК 03. 03 Теория и методика экологического образования дошкольников 44.02.01 Дошкольное образование...

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования МДК. 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников

ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯПМ 03. Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образованияМДК. 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНОЙ ПОЛЕВОЙ ПРАКТИКИ ПО теории и методике экологического образования дошкольников

В методическом пособии представлены материалы по проведению полевой практики: структура, содержание, тематическое планирование, методические рекомендации по проведению экскурсий....

Методические рекомендации к выполнению практических работ по методике экологического образования дошкольников

Методические рекомендации к выполнению практических работ по методике экологического образования дошкольников...

Методическая разработка учебного занятия Тема: «Технологическая карта учебного занятия по МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников»

В предлагаемой технологической карте учебного занятия использованы разнообразные приемы активизации учебной деятельности студентов с учетом современных требований педагогических технологий и основопол...

Портфолио по Дисциплина МДК. 03.03. Теория и методика экологического образования дошкольников

СОДЕРЖАНИЕ ПОРТФОЛИО: Конспекты наблюдений в природе (5шт.).Конспект  НОД для детей младшей группы по ознакомлению с миром природы  (ОО «Познавательное развитие») по теме: ...