Конкурентоспособность студентов в СПО
статья

Московченко Наталья Анатольевна

Рынок труда ставит жесткие требования перед молодыми специалистами СПО. Сегодня наличие документа о среднем профессиональном образовании не гарантирует получение престижного рабочего места по специальности. В настоящее время потребность в разработке и  обосновании программы формирования конкурентоспособной личности студента в образовательном процессе многократно возрастает. Конкурентоспособность рассматривается как достижение и успех молодого специалиста. Конкурентоспособные личности значительно легче адаптируются к требованиям социальной среды, достигая более высокого уровня профессионального и личностного развития. При развитии конкурентоспособности у студентов повышается мотивация к процессу обучения, возрастают требования к качеству получаемого образования и совершенствуются личностно-профессиональные качества 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya-konkurentosposobnost_studentov.docx24.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурентоспособность студентов в СПО

Московченко Н. А.

                                                      ГБПОУ ВО «Калачеевский аграрный техникум»

Калач

Moskov4enko1@yndex.ru

        Современный рынок труда характеризуется увеличивающимся разрывом между трудовыми потребностями выпускников-специалистов и возможностями их удовлетворения. Обострились проблемы связанные с профессиональной подготовкой, трудоустройством, занятостью молодежи. К сожалению, при выборе своей будущей профессии молодые люди руководствуются желанием «Я хочу стать», а не востребованностью выбранной профессии. В результате выпускники вынуждены работать не по специальности или даже менять её. Следовательно, подготовка современного специалиста должна ориентироваться на формирование его компетентности в профессиональной, социальной и личностной сферах, что обеспечит специалисту-выпускнику конкурентоспособность на рынке труда.

Конкурентоспособная личность должна обладать не только специальными знаниями и умениями в сфере профессиональной деятельности, а прежде всего развитыми личностными качествами, позволяющими эффективно осуществлять процесс деятельности и получать искомые результаты. Личностно-профессиональные качества имеют первостепенное значение в обеспечении конкурентоспособности работников.

Рынок труда ставит жесткие требования перед молодыми специалистами СПО. Сегодня наличие документа о среднем профессиональном образовании не гарантирует получение престижного рабочего места по специальности. В настоящее время потребность в разработке и  обосновании программы формирования конкурентоспособной личности студента в образовательном процессе многократно возрастает. Конкурентоспособность рассматривается как достижение и успех молодого специалиста. Конкурентоспособные личности значительно легче адаптируются к требованиям социальной среды, достигая более высокого уровня профессионального и личностного развития. При развитии конкурентоспособности у студентов повышается мотивация к процессу обучения, возрастают требования к качеству получаемого образования и совершенствуются личностно-профессиональные качества (2).

      Профессиональное и личностное развитие - это два взаимосвязанных, взаимодополняющих друг друга процесса. В развитии конкурентоспособности существенную роль играет то, каким образом осуществляется профессиональное образование.

      При модернизации отечественного среднего профессионального образования основополагающим подходом становится личностно-ориентированный подход. Таким образом, в процессе профессионального обучения, освоения профессии и выполнения профессиональной деятельности основным фактором выступает развитие личности.

       Конкурентоспособность - социально ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха, определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром.

Среди проблем, которые решает отечественное СПО образование в процессе реформирования, проблема подготовки конкурентоспособных выпускников является одной из приоритетных. Однако подходы и средства организации учебно-воспитательного процесса, способствующие формированию конкурентоспособности студентов, недостаточно разработаны. Многие ученые уделяли внимание проблеме развития личности в процессе профессиональной подготовки. Далеко не все существующие модели соответствуют целям формирования именно конкурентоспособности, многие из них включают компоненты развития профессионализма. Нет комплексной эффективной модели развития конкурентоспособности личности студента в образовательном процессе, т.к. известные модели развития конкурентоспособности применяются в основном для развития личности                      конкретизируют свое содержание относительно определенной специальности или профиля.

       Конкурентоспособность личности предполагает не столько высокое качество результатов деятельности, сколько способность выстоять и победить в конкурентной борьбе (4, 1). Развитие конкуренции происходит за счет создания обществом соответствующих условий. Образовательные учреждения должны развивать конкурентоспособность студентов, предоставляя им знания о правилах и алгоритме ведения конкурентной борьбы, о способах ее осуществления.  В связи с этим актуализируется необходимость разработки специальных программ, целью которых является формирование у студентов соответствующих навыков и конкурентных преимуществ их личности.

       При разработке средств, методов и форм решения проблемы формирования конкурентоспособности личности необходимо придерживаться следующей позиции: воспитывать конкурентоспособную личность, которая применяет цивилизованные методы и средства достижения целей. А это возможно только при условии воспитания у студентов высокого уровня нравственной культуры, самосознания, принятия ими цивилизованных норм и правил ведения конкурентной борьбы. В настоящее время возрастает актуальность проблемы формирования у студентов устойчивой ориентации на исключительную значимость духовно-нравственной культуры.

       Методическим кабинетом техникума были разработаны методические рекомендации для преподавателей по созданию условий в образовательном процессе для развития конкурентоспособности личности студента, а также для студентов с целью  саморазвития и повышения уровня собственной конкурентоспособности.

Конкурентоспособный специалист должен обладать компетенциями, которые выходят за рамки преподаваемых дисциплин в учреждении СПО. Одним из ключевых элементов формирования такого специалиста-выпускника является сфера дополнительного профессионального образования.

              Актуальность дополнительного образования в современной социальной и экономической ситуации в стране не вызывает сомнения. Благодаря дополнительному профессиональному образованию специалисты могут повысить квалификацию, пройти профессиональную переподготовку и получить квалификацию, дающую право работать в новой сфере деятельности. Дополнительное профессиональное образование направлено на целенаправленное непрерывное повышение профессиональных знаний граждан в течение всей жизни, в том числе с целью своевременного соответствия требованиям рынка труда; на совершенствование деловой квалификации граждан, подготовку к выполнению новых видов профессиональной деятельности на базе среднего профессионального образования.(1;20)

              При освоении дополнительной профессиональной программы параллельно с получением средне профессионального образования, удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании. Дополнительное профессиональное образование позволяет приобрести навыки, наиболее актуальные и востребованные в настоящий момент на рынке труда, делает специалиста конкурентоспособным, повышает его творческую самореализацию [3: 45].

              Дополнительное образование достигается посредством реализации дополнительных образовательных услуг в целях всестороннего удовлетворение образовательных потребностей граждан, общества, государства. Основной задачей дополнительного образования является непрерывное повышение квалификации рабочего, служащего, специалиста в пределах каждого уровня профессионального образования и в связи с постоянным совершенствованием образовательных стандартов [4:136].

              В.И. Байденко, рассматривая дополнительное образование в контексте образовательной системы, определяет его как образование, предназначающееся для развития мотиваций личности к познанию и творчеству; реализации дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства; обеспечения необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей; формирования общей культуры организации содержательного досуга; адаптации к жизни в обществе [1].

              Система дополнительного образования в реальном масштабе времени обеспечивает поддержание интеллектуального потенциала общества с учетом перспективных и текущих требований к уровню компетенций разных категорий специалистов, в результате обеспечивается систематический рост показателей их профессиональной деятельности.

              Принципами, на которых базируется система повышения квалификации являются: интеграция основного и дополнительного образования; динамичность; доступность; добровольность; вариативность и дифференциация содержания; деятельностный характер содержания образования; адекватность спроса и предложения; единство традиций и инноваций [2].

              Система дополнительного образования в реальном масштабе времени обеспечивает поддержание интеллектуального потенциала общества с учетом перспективных и текущих требований к уровню компетенций разных категорий специалистов, в результате обеспечивается систематический рост показателей их профессиональной деятельности.

Курсы повышения квалификации в современных условиях являются очень актуальными, так как формируют у специалистов системные знания и компетенции, необходимые для профессиональной деятельности.

              Творческий профессиональный подход к организации курсов повышения квалификации, профессионально-ориентированная направленность программ обучения, информационно-технологическое обеспечение учебного процесса позволяют получить не только существенный дополнительный багаж необходимых знаний, но и выработать новый подход к работе, мотивируют к непрерывному самообразованию, повышению своей эрудиции, квалификации, профессионализма.

              Исходя из изложенного выше, я прихожу к выводу, что основной упор при подготовки квалифицированных специалистов необходимо делать на социальное партнерство, которое поможет студенту на протяжении всего времени обучения непосредственно находиться в сфере производственного процесса по выбранному направлению обучения.

              Социальное партнерство в сфере образования – социально-правовое явление, возникшее в нашей стране относительно недавно и требующее теоретического и прикладного изучения, а также нормативно-правового оформления. В профессиональном образовании социальное партнёрство представляет собой систему договорных отношений образовательных организаций с предпринимательскими структурами, службами занятости, общественными организациями, представителями обучающихся, нацеленных на реализацию интересов всех участников этого процесса. Оно ориентировано на реализацию принципов соучредительства и призвано решать задачи совместной взаимовыгодной деятельности, направленной на эффективное развитие и совершенствование профессионального образования.

              Очевидно, что без совместной работы с широким кругом предприятий и организаций, различных организационно-правовых форм, муниципальными, социально-экономическими структурами, службой занятости населения, органами управления организация практического обучения студентов просто невозможна, и что от взаимодействия социальных партнеров во многом зависит решение основной задачи – повышения качества образования, подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов, конкурентоспособных и мобильных на рынке труда.

              Поэтому одним из приоритетов при подготовке студентов является развитие социального партнёрства, нацеленного на максимальное согласование и реализацию интересов всех участников этого процесса. Цель – подготовка квалифицированного работника, соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности.

              Участие представителей предприятия в образовательном процессе выполняет следующие задачи:

  • производственное обучение и производственная практика обучающихся на реальных рабочих местах;
  • участие работодателей в профессиональных конкурсах мастерства.
  • совместное участие в подготовке выставок
  • поддержка выпускников при трудоустройстве.

              Рассматривая постоянную взаимосвязь с работодателями, как одно из важных оснований для обеспечения стабильности и гибкости колледжа, его готовности своевременно и адекватно реагировать на внешние изменения окружающей среды как возможность обеспечения и совершенствования качества профессионального образования. В своей программе по развитию социального партнерства мы предусматриваем наряду с совершенствованием вышеназванных направлений сотрудничества с предприятием и реализацию таких внутренних возможностей, как:

  • привлечение дополнительных материальных и интеллектуальных ресурсов социальных партнеров;
  • расширение возможности трудоустройства выпускников.

              Таким образом, в современном обществе любой специалист может быть уверен в своем будущем только в том случае, если его квалификация соответствует все возрастающим требованиям к уровню его знаний. 

Список  использованной  литературы:                                                                                 

1. Андреев В. И. Конкурентология: учебный курс для творческого развития конкурентоспособности / В. И. Андреев. — Казань: Центр инновац. технологий, 2004. 468                                                                                                                

2. Батышев С. Я. Подготовка рабочих широкого профиля в условиях перехода к рыночной экономике / С. Я. Батышев.-М.:Проф. образование, 1993.-394 с.                                                                                                                                    

3. Гусева А. С. Конкурентоспособность государственного служащего как условие успешной карьеры. Служебная карьера / А. С. Гусева; под ред. Е. В. Охотского. М.: Экономика, 1998. - 304 с.

 4. Берегова И.Л. Развитие коммуникативной культуры студентов-психологов в системе дополнительного образования педагогического вуза: дисс…канд.пед.наук.- Шуя, 2007- 236 с.

      5. Валеева И.А., Берегова И.Л. Компетентностный поход к повышению квалификации учителей в условиях модернизации школьного образования//Дополнительное профессиональное образование в условиях модернизации: материалы третьей всероссийской научно-практической интернет - конференции / под науч. ред. М.В. Новикова. - Ярославль: изд-во ЯГПУ им.К.Д.Ушинского, 2011. - С.41-45
     6. Дарманская И.В. Формирование конкурентоспособности учащихся профессионального средствами дополнительного образования: автор канд.пед.наук: 13.00.01,13.00.08-Вологда, 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающее образование в ГОУ СПО МО "ШМУ" как фактор конкурентоспособности будущих специалистов.

Тест-исследование: "Как вы относитесь к своему здоровью". Самооценка уровня бережного отношения к своему здоровью студентов училища на основе "Тест-исследования".  Определение конкурентоспособнос...

Иностранный язык как фактор повышения конкурентоспособности рабочих кадров на рынке труда

Конкурентоспособность на рынке труда во многом зависит от знания молодым работником иностранного языка. Вхождение России во Всемирную Торговую организацию заставляет молодого специалиста по-другому вз...

КЛАССНЫЙ ЧАС НА ТЕМУ: Общие и профессиональные компетенции - залог успешного конкурентоспособного выпускника.

разработка классного часа для обучающихся 1-2 курсов начального профессионального образования....

Организация научно-исследовательской деятельности студентов СПО как способ становления конкурентоспособного специалиста

Представлена методика организации научно-исследовательской деятельности студентов СПО как способ становления конкурентноспособного специалиста...

Портфолио студента и конкурентоспособность будущего специалиста

Сегодня одной из важнейших задач, стоящих перед учебным заведением, является необходимость формирования конкурентоспособности выпускника и обеспечения его трудоустройства и востребованности на рынке т...