Портфолио студента и конкурентоспособность будущего специалиста
статья на тему

Басангова Марита Улюмджиевна
Сегодня одной из важнейших задач, стоящих перед учебным заведением, является необходимость формирования конкурентоспособности выпускника и обеспечения его трудоустройства и востребованности на рынке труда. Это требование продиктовано современной социокультурной ситуацией. 
Учреждения профессионального образования в своей деятельности используют различные подходы к формированию конкурентоспособности выпускников. Все они направлены на формирование профессиональных, личностных качеств и компетенций (Ю.О. Валитова, А.А. Власова, И.В. Вирина, Ю.А. Дмитриева, Е. В. Мак¬симова, Ю. В. Соловьева, Ж.А. Шуткина).
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_omsk_basangova_m.u.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Портфолио студента и конкурентоспособность будущего специалиста

Басангова Марита Улюмджиевна

Торгово-технологический колледж

Сегодня одной из важнейших задач, стоящих перед учебным заведением, является необходимость формирования конкурентоспособности выпускника и обеспечения его трудоустройства и востребованности на рынке труда. Это требование продиктовано современной социокультурной ситуацией.

Учреждения профессионального образования в своей деятельности используют различные подходы к формированию конкурентоспособности выпускников. Все они направлены на формирование профессиональных, личностных качеств и компетенций (Ю.О. Валитова, А.А. Власова, И.В. Вирина, Ю.А. Дмитриева, Е. В. Максимова, Ю. В. Соловьева, Ж.А. Шуткина).

Задача становления конкурентоспособного специалиста, представляющего собой целостную, компетентную и самостоятельную личность, ставит перед учебным заведением необходимость выработать принципиально новые организационные и методические подходы в своей деятельности, которые бы обеспечивали не только процесс развития компетенций специалиста, но и отслеживание и предъявление результатов и достижений его деятельности будущему работодателю в целостном и структурированном виде, и  способствовали бы успешному трудоустройству будущих специалистов.

Многие исследователи данной проблемы считают именно портфолио одним из современных и действенных форм мониторинга достижений студентов (Т.Г. Новикова, С.И. Никитина, М.А. Пинская, А.С.Тазутдинова).

Портфолио для самого студента – это организатор его учебно-профессиональной, творческой, научно-исследовательской, социальной работы, технология и место сбора материалов, анализа информации, инструмент самооценки, самосовершенствования и рефлексии. Функции,  которые выполняет портфолио, способствуют осознанному когнитивно-профессиональному, индивидуально-личностному и социальному росту студента.

Целенаправленно выстроенное и полное портфолио - это основа для составления резюме выпускника при поиске работы, продолжении образования, оно определяет его конкурентоспособность на рынке труда.

Структура портфолио может включать в себя различные разделы, но есть несколько разделов, которые могут наиболее полно отразить профессиональные, личностные и социальные качества и особенности студента – будущего специалиста.

Одним из самых важных является раздел портфолио, который отражает формирование когнитивно-профессионального компонента конкурентоспособности. В этом разделе представлены достижения и результаты студента в области овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками; развития способностей решать различные профессиональные задачи, освоения профессионального опыта; возможности проектировать свой профессиональный рост. В данном разделе важно отразить достижения в учебно-профессиональной сфере: результаты освоения образовательных программ, наличие стипендий, прохождение учебных и производственных практик и стажировок; наличие дипломов или сертификатов, научно-исследовательская деятельность; участие в учебных или научных семинарах и форумах, публикации, получение премий и грантов за исследования; повышение квалификации, профессиональная переподготовка.

Второй, не менее важный раздел портфолио наглядно представляет индивидуально-личностное становление студентов. Он обеспечивает развитие индивидуально-личностного компонента конкурентоспособности: формирование лидерских и организаторских способностей,  коммуникативных качеств, управленческих умений, умения разрешать конфликтные ситуации, работать в коллективе и коллегиально принимать решения, а также нести ответственность за выполнение принятых решений. Индивидуально-личностный раздел портфолио включает в себя: участие в психологических тренингах по формированию конкурентоспособности специалистов, участие в творческих конкурсах, спортивных соревнованиях, военно-патриотической работе; участие в различных формах студенческого самоуправления, создание и реализация проектов толерантного, религиозного, патриотического, семейного, правового, экологического и других направлений; деятельность в школах лидеров.

Еще один обязательный раздел конкурентоспособного портфолио – это раздел, отражающий социальную активность будущего специалиста. Для достижения этой цели необходимо создать специальную социализирующую среду, в которой студентам предстоит осваивать разные социальные роли. Главным условием является включение в эту среду представителей таких различных социальных групп, как молодые люди с ограниченными возможностями здоровья, воспитанники учреждений интернатного типа, лидеры молодежных движений, представители бизнеса и государственной власти и т.д. Проведение благотворительных акций, концертов, реализация проектов для социально незащищенных групп населения, волонтерская работа, создание различных форм предприятий, участие в проектах маркетинговой деятельности и их разработка, работа над самопрезентацией – все это в итоге обеспечивает формирование социального компонента конкурентоспособности и наполнение третьего раздела портфолио, который показывает, как сформировано у будущего специалиста понятие о его социальной роли в обществе и ответственности.

Таким образом, портфолио студента призвано отражать основные компоненты конкурентоспособности специалиста: когнитивно-профессиональный, индивидуально-личностный и социальный. Для  содержательного наполнения портфолио учебным заведением должны быть определены специальные, обязательные (наряду с произвольно избираемыми каждым студентом в дополнение) способы и формы предъявления результатов.

Библиографический список

1. Юрченко Д.В. (Шестакова Д.В.), Шестаков А.В. Формирование конкурентоспособного специалиста в системе управления качеством образования // Инновации в науке и образовании – 2010 г.: VIII международная научная конференция: труды: в 3 ч. / ФГОУ ВПО «КГТУ». – Калининград: Изд-во КГТУ. – 2010. – Ч. 3.

2. Шестакова Д.В. Актуальные вопросы трудоустройства молодых специалистов // Информационные технологии в образовании, науке, производстве и бизнесе: международная научно-практическая конференция. – Саратов. – 2012.

3. Новикова Т.Г., Прутченков А., Пинская М.А.. Портфолио учащихся в профильном обучении: философия, структура, методика работы.// Нар.образование.2007.-№1.-С.170-179


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающее образование в ГОУ СПО МО "ШМУ" как фактор конкурентоспособности будущих специалистов.

Тест-исследование: "Как вы относитесь к своему здоровью". Самооценка уровня бережного отношения к своему здоровью студентов училища на основе "Тест-исследования".  Определение конкурентоспособнос...

Web-портфолио студентов, как форма промежуточной аттестации по изучению МДК профессионального модуля, учебной практики будущих специалистов рабочей профессии «Оператор ЭВМ» и «Мастер по обработке цифровой информации»

Одним из направлений модернизации контрольно-оценочного процесса, повышения качества обучения студентов, согласно интегративно-компетентностному подходу, стандартизации требований «на входе и выходе» ...

Самостоятельная работа студентов как акмеологический фактор в становлении личности будущего специалиста

Самостоятельная работа требует достаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личной ответственности и является процессом самосовершенствования и самопознания. Такое определе...

Эссе Творческая активность студентов – основа формирования личности будущего специалиста

Творческая активность студентов определяется творческой активностью преподавателя. Широкое использование активных методик преподавания существенно улучшает качество подготовки и формирует личност...

Портфолио как способ оценки индивидуальных достижений будущего специалиста

Переход на новые федеральные государственные образовательные стандарты, основанные на компетентностом подходе и ориентированные на выработку у студентов компетенций – динамического набора знаний...

Классный час «»Мы будущие специалисты – будущее страны»

Классный час «»Мы будущие специалисты – будущее страны»Специальность:  19.02.10 Технология продукции общественного питанияТип урока: классный часФорма урока: -  Комби...

Творческая созидательная деятельность педагогов и ее значение для формирования конкурентоспособности будущего специалиста

Творческая созидательная деятельность педагогов  и  ее значение для формирования  конкурентоспособности будущего специалиста...