Методическая разработка "Рекомендации по выполению внеаудиторной самостоятельной работы учебной дисциплины "Обществознание"
методическая разработка
Данные методические рекомендации разработаны для организации самостоятельной работы студентов, обучающихся по профессии Художник по костюму при изучении учебной дисциплины Обществознание. Помогают овладеть опытом успешного овладения социальных ролей, сознательного взаимодействия с различными социальными институтами, совершенствования собственной познавательной деятельности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Правительство Санкт-Петербурга | |
Комитет по образованию Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж Петербургской моды» |
Утверждаю
Директор
СПБ ГБ ПОУ КПМ
_______________________ А.И. Капанин
«29 » августа 2018 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Учебной дисциплины
ОДБ.05. ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
по профессии
29.01.04. Художник по костюму
Должность | Фамилия, инициалы | Подпись | Дата | |
Разработал | преподаватель | Павлович Е.Б. | 26.08.2018 | |
Утверждено на заседании МС Протокол № 1 от «28» августа 2018 г. | Заместитель директора по УМР | Сереброва Ю.И. | 28.08.2018 |
Санкт-Петербург
2018
Содержание
1. Пояснительная записка ………………………………………………...……...……. 3-4
2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке ……………….….…. 5-6
3. Тематическое планирование внеаудиторной самостоятельной работы ……..….... 7-8
4. Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной
самостоятельной работы ………………………………………..…………..……….…. 8
5. Задания к самостоятельной внеаудиторной работе ……………………….………... 9-35
6. Критерии и шкала оценки выполнения внеаудиторной самостоятельной работы и степени овладения студентами запланированных знаний и умений (освоенных компетенций) ……………………………………………………………….…..….….….. 36
7. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы ……………………………………………………………………..…...…….…37
1. Пояснительная записка
Методические рекомендации по выполнению самостоятельных работ подготовлены по дисциплине ОДБ.05. Обществознание по профессии 29.01.04. Художник по костюму на базе основного общего образования с получением среднего общего образования/среднего общего образования.
Данные методические рекомендации могут быть использованы в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки в рамках укрупненной группы профессий).
Учебная дисциплина ОДБ.05. Обществознание относится к общеобразовательному циклу.
Цель преподавателя
• воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;
• развитие личности на стадии начальной социализации, становление право-
мерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;
• углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;
• умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;
• содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;
• формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;
• применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.
В результате выполнения самостоятельных работ студент должен знать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально-гуманитарного познания;
В результате выполнения самостоятельных работ студент должен уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества)
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы
- оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности
- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике
- применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам
В результате выполнения самостоятельных работ студент должен овладеть практическим опытом:
- успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
- совершенствования собственной познавательной деятельности;
- критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;
- решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
- ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
- предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
- оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
- реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей; осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Самостоятельную работу студенты выполняют вне рамок аудиторных занятий после изучения теории или практикума.
Задания для самостоятельной работы доводятся до сведения обучающихся в конце урока.
2. Результаты освоения дисциплины, подлежащие проверке
№ п/п | Наименование самостоятельной работы | Осваиваемые студентами ЗУО |
1. | Подготовка сообщений: 1. Науки, изучающие человека. 2. Как взаимосвязаны виды деятельности. 3. Многообразие путей познания. 4. Знание и вера. 5. Чувственное и рациональное познание. | Знать: биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений; Уметь: анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями |
2. | 1. Проведение исследования «Я и сферы общества» 2. Написать эссе «Как каждый из нас может способствовать охране природы» 3. Подготовка сообщений «Прогресс технический и нравственный; связь и соотношение», «Существует ли общественный прогресс». 4. Подготовка к практическому занятию № 4 | Знать: тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; Уметь: объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества) |
3. | Заполнение таблицы «Виды культуры» | Знать: особенности социально-гуманитарного познания; Уметь: подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике |
4. | Подготовка сообщений: 1. Наука – это драма идей (на примере деятельности одного из ученых). 2. Личность и наука Подготовка к практическому занятию № 7 | Знать: основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений Уметь: формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам |
5. | Составить схему «Характеристика мировых религий» Подготовка доклада «Добро и зло в системе моральных понятий» Заполнение таблицы «Виды искусства» | Знать: особенности социально-гуманитарного познания; Уметь: осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (таблица,);систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы. |
6. | Подготовка презентаций «Типы экономических систем» | Знать: тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; Уметь: подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике |
7. | Подготовка сообщений 1. Рыночная экономика и социальное государство. 2. Гражданин и собственник. 3. Известные российские предприниматели | Знать: тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; Уметь: подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике |
8. | Подготовка сообщений 1. Рубль как национальная валюта России. 2. Какие налоги вы бы ввели в нашем городе с целью улучшить жизнь | Знать: тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; Уметь: подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике |
9. | Подготовка сообщений: 1. Россия как участница глобального рынка 2. Условия вхождения страны в глобальную экономику | Знать: тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; Уметь: подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике |
10. | Подготовка сообщений: 1. Роль права и морали в предупреждении и урегулировании межэтнических и межнациональных конфликтов. 2. Психология межэтнического конфликта | Знать: тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; Уметь: применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам |
11. | Подготовка сообщений: 1. Этнические факторы социальной мобильности. 2. Этнический состав и стратификация в обществе. 3. Особенности межэтнических браков Эссе на тему «Будущее семьи в обществе» | Знать: тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; Уметь: подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике |
12. | 1. Подготовить словарь с терминами по изученному материалу 2. Подготовиться к практическим занятиям № 24-26. | Знать: тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике Уметь: осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (таблица,);систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы. |
13. | Подготовка сообщений: 1. Политические партии и движения разной идеологической направленности в России в начале XX в., XXI в. 2. КПСС в политической системе СССР. 3. Состав политической элиты в России (СССР) в начале XX в., в 1924, в 1939, в 1970-е гг., в 1990-е гг., в настоящее время. | Знать: особенности социально-гуманитарного познания; Уметь: осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (таблица,);систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы.. |
14. | 1. «Неожиданное завещание» (по произведениям литературы, искусства, кинофильмам) | Знать: необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования Уметь: применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам |
3. Тематическое планирование внеаудиторной самостоятельной работы
Номер темы | Наименование раздела, темы | Наименование темы самостоятельной работы | Кол-во часов |
Тема 1.1. | Природа человека, врожденные и приобретенные качества | Подготовка сообщений: 1. Науки, изучающие человека. 2. Как взаимосвязаны виды деятельности. 3. Многообразие путей познания. 4. Знание и вера. 5. Чувственное и рациональное познание. | 6 |
Тема 1.2. | Общество как сложная система | 1. Проведение исследования «Я и сферы общества» 2. Написать эссе «Как каждый из нас может способствовать охране природы» 3. Подготовка сообщений «Прогресс технический и нравственный; связь и соотношение», «Существует ли общественный прогресс». 4. Подготовка к практическому занятию № 4 | 3 3 3 1 |
Тема 2.1 | Духовная культура личности и общества | Заполнение таблицы «Виды культуры» | 2 |
Тема 2.2. | Наука и образование в современном мире | Подготовка сообщений: 1. Наука – это драма идей (на примере деятельности одного из ученых). 2. Личность и наука Подготовка к практическому занятию № 7 | 3 |
Тема 2.3. | Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры | Составить схему «Характеристика мировых религий» Подготовка доклада «Добро и зло в системе моральных понятий» Заполнение таблицы «Виды искусства» | 9 |
Тема 3.1. | Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи | Подготовка презентаций «Типы экономических систем» | 2 |
Тема 3.2. | Рынок. Фирма. Роль государства в экономике | Подготовка сообщений 1. Рыночная экономика и социальное государство. 2. Гражданин и собственник. 3. Известные российские предприниматели | 6 |
Тема 3.3. | ВВП, его структура и динамика. Рынок труда и безработица. Деньги, банки, инфляция | 1. Рубль как национальная валюта России. 2. Какие налоги вы бы ввели в нашем городе с целью улучшить жизнь | 2 |
Тема 3.4. | Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики | Подготовка сообщений: 1. Россия как участница глобального рынка 2. Условия вхождения страны в глобальную экономику | 4 |
Тема 4.2. | Социальные нормы и конфликты | Подготовка сообщений: 1. Роль права и морали в предупреждении и урегулировании межэтнических и межнациональных конфликтов. 2. Психология межэтнического конфликта | 4 |
Тема 4.3. | Важнейшие социальные общности и группы | Подготовка сообщений: 1. Этнические факторы социальной мобильности. 2. Этнический состав и стратификация в обществе. 3. Особенности межэтнических браков Эссе на тему «Будущее семьи в обществе» | 2 2 2 4 |
Тема 5.1. | Политика и власть. Государство в политической системе | 1. Подготовить словарь с терминами по изученному материалу 2. Подготовиться к практическим занятиям № 24-26. | 4 |
Тема 5.2. | Участники политического процесса | Подготовка сообщений: 1. Политические партии и движения разной идеологической направленности в России в начале XX в., XXI в. 2. КПСС в политической системе СССР. 3. Состав политической элиты в России (СССР) в начале XX в., в 1924, в 1939, в 1970-е гг., в 1990-е гг., в настоящее время. | 9 |
Тема 6.3. | Отрасли российского права | 1. «Неожиданное завещание» (по произведениям литературы, искусства, кинофильмам) | 2 |
4. Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы
- Перед началом самостоятельной работы студентам следует рекомендовать изучить содержание основных видов заданий: их краткую характеристику, ориентировочные затраты времени на их подготовку, алгоритм действий и объём помощи преподавателя.
Все виды заданий, представленных в пособии, могут быть обязательными или
дополнительными.
- Обязательные задания предлагаются преподавателем после изучения каждой темы. Они комментируются преподавателем, который сообщает требования по их выполнению, сроки исполнения, критерии оценки и пр.
- Дополнительные задания являются заданиями по выбору студента. Студентам предоставляется возможность в зависимости от своих индивидуальных особенностей, склонностей по каждой теме выбрать из перечня то или иное задание так, чтобы оно не повторялось по другой теме и не дублировало форму обязательного задания. Студенты должны ознакомиться с образцами выполнения
заданий, критериями их оценки. - Студенты подбирают необходимую литературу, получая
консультации преподавателя. - Студенты выполняют задания самостоятельной работы и сдают выполненные работы преподавателю, при необходимости представляя их результаты на практическом занятии.
- Оценка выполненных заданий проставляется преподавателем в отдельном журнале для самостоятельных работ.
5. Задания к самостоятельной внеаудиторной работе
Самостоятельная работа № 1.
Тема 1.2. Общество как сложная система.
Подготовка сообщений:
1. Науки, изучающие человека.
2. Как взаимосвязаны виды деятельности.
3. Многообразие путей познания.
4. Знание и вера.
5. Чувственное и рациональное познание
Цель работы: актуализировать знания о природе человека, врожденных и приобретенных качествах, развивать умения анализировать, выделять главное, систематизировать учебный материал, углубить знания об уникальности каждого человека.
Задачи:
- усвоить новые понятия по теме, учиться отбирать необходимые источники из предложенных преподавателем, составлять план, тезисы.
Подготовка сообщений:
Сообщение имеет определенную структуру: введение, основная часть, заключение, список используемой литературы.
Во введении дается краткая характеристика темы, ее исторической значимости, актуальности, новизны, формулируются цели и задачи работы.
Основная часть представляет собой развернутый ответ на два-три вопроса, в них раскрывается содержание темы, дается решение поставленных задач. Изложение должно быть грамотным и понятным. Выводы следует подкреплять ссылками на источники и научную литературу.
В заключении делаются выводы по всей работе, анализируются возможные перспективы решения проблемы.
В списке использованной литературы оглашаются прочитанные для подготовки выступления студентом источники.
Устный ответ должен быть не более 5-7 минут. При выступлении студента оценивается:
-достаточность и значимость использованных источников;
-содержание и структура текста;
-ясность изложения и глубина проработки материала;
-самостоятельность в работе над текстом;
-степень владения материалом, изложение без чтения записей;
-речевая культура выступления, грамотность;
-ораторские умения (эмоциональность, выразительность речи и пр.);
-компетентность учащегося в выбранной области, ответы на вопросы.
Основные источники:
- Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей:учебник для начального и сред. проф. образования.- М.: «Академия»,2013.- 384 с.
- Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2010.
- Кравченко А.И. Обществознание. 10-11 кл. – М., 2009
- Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2009.
- Кравченко А.И. Обществознание. 10-11 кл. – М., 2009
Литература, рекомендуемая к дополнительному изучению:
- Ариес Ф. Возрасты жизни. Философия и методология истории. М., 2007.
- Кон И.С. Открытие «Я». М. 2008.
Интернет-ресурсы
Библиотека Гумер [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gumer.info/
www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).
Самостоятельная работа № 2.
Тема 1.2. Общество как сложная система.
1. Проведение исследования «Я и сферы общества».
2. Написать эссе «Как каждый из нас может способствовать охране природы».
3. Подготовка сообщений «Прогресс технический и нравственный; связь и соотношение». «Существует ли общественный прогресс».
4. Подготовка к практическому занятию № 4.
Цель работы: актуализировать знания о тенденциях развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; научиться различать разные точки зрения о взаимодействии сфер общественной жизни, выделять основные критерии общественного прогресса.
Задачи:
- усвоить новые понятия по теме, учиться оформлять доклад и презентацию в соответствии с требованиями.
- Отбирать учебный материал для заполнения таблиц.
- Подбирать иллюстративный материал для оформления коллажа на тему «Процессы глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века»
- Проведение исследования «Я и сферы общества».
Необходимо определить направления исследования, изучить дополнительную литературу в рамках исследуемой темы. Оформить работы. Она включает:
Введение (здесь определяется ключевая проблема, актуальность темы)
Основная часть (собственные мысли высказываются в виде тезисов, которые подтверждаются материалов из первоисточников, цитированием авторов)
Заключение (подводятся итоги проблемы, предлагаются способы ее решения).
Список использованной литературы (приводятся использованные по теме источники).
- Написать эссе «Как каждый из нас может способствовать охране природы».
Правила написания эссе
Из формальных правил написания эссе можно назвать только одно - наличие заголовка.
Внутренняя структура эссе может быть произвольной. Поскольку это малая форма письменной работы, то не требуется обязательное повторение выводов в конце, они могут быть включены в основной текст или в заголовок.
Аргументация может предшествовать формулировке проблемы. Формулировка проблемы может совпадать с окончательным выводом.
В отличие от реферата, который адресован любому читателю, поэтому начинается с "Я хочу рассказать о...", а заканчивается "Я пришел к следующим выводам...", эссе - это реплика, адресованная подготовленному читателю (слушателю). То есть человеку, который в общих чертах уже представляет, о чем пойдет речь. Это позволяет автору эссе сосредоточиться на раскрытии нового и не загромождать изложение служебными деталями.
Клише, которые можно использовать при написании эссе:
1. Введение.
Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что…
Выбор данной темы продиктован следующими соображениями…
Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание…
Для меня эта фраза является ключом к пониманию…
2. Основная часть.
Во-первых,… Во-вторых,… В-третьих,…
Рассмотрим несколько подходов… Например, …
Проиллюстрируем это положение следующим примером…
С одной стороны, … С другой стороны, …
3. Заключение.
Подведем общий итог рассуждениям.
К какому же выводу мы пришли…
Таким образом,…
Итак, ..
3. Подготовка сообщений «Прогресс технический и нравственный; связь и соотношение». «Существует ли общественный прогресс».
Сообщение имеет определенную структуру: введение, основная часть, заключение, список используемой литературы.
Во введении дается краткая характеристика темы, ее исторической значимости, актуальности, новизны, формулируются цели и задачи работы.
Основная часть представляет собой развернутый ответ на два-три вопроса, в них раскрывается содержание темы, дается решение поставленных задач. Изложение должно быть грамотным и понятным. Выводы следует подкреплять ссылками на источники и научную литературу.
В заключении делаются выводы по всей работе, анализируются возможные перспективы решения проблемы.
В списке использованной литературы оглашаются прочитанные для подготовки выступления студентом источники.
Устный ответ должен быть не более 5-7 минут. При выступлении студента оценивается:
-достаточность и значимость использованных источников;
-содержание и структура текста;
-ясность изложения и глубина проработки материала;
-самостоятельность в работе над текстом;
-степень владения материалом, изложение без чтения записей;
-речевая культура выступления, грамотность;
-ораторские умения (эмоциональность, выразительность речи и пр.);
-компетентность учащегося в выбранной области, ответы на вопросы.
4. Подготовка к практическому занятию № 4.
Повторить материал по теме «Общество как сложная система».
Основные источники:
- Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей:учебник для начального и сред. проф. образования.- М.: «Академия»,2013.- 384 с.
- Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2010.
- Кравченко А.И. Обществознание. 10-11 кл. – М., 2009
- Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2009.
- Кравченко А.И. Обществознание. 10-11 кл. – М., 2009
Литература, рекомендуемая к дополнительному изучению:
- Ариес Ф. Возрасты жизни. Философия и методология истории. М., 2007.
- Кон И.С. Открытие «Я». М. 2008.
Интернет-ресурсы
Библиотека Гумер [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gumer.info/
www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).
Самостоятельная работа № 3.
Тема 2.1. Духовная культура личности и общества
Заполнение таблицы «Виды культуры»
Цель работы: актуализировать знания о тенденциях развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов; научиться различать разные точки зрения о взаимодействии сфер общественной жизни, выделять основные критерии общественного прогресса.
Заполнение таблицы «Виды культуры»
Подобрать материал для заполнения таблицы, предложить варианты структурирования материала.
Основные источники:
- Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей:учебник для начального и сред. проф. образования.- М.: «Академия»,2013.- 384 с.
- Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2010.
- Кравченко А.И. Обществознание. 10-11 кл. – М., 2009
- Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2009.
- Кравченко А.И. Обществознание. 10-11 кл. – М., 2009
Литература, рекомендуемая к дополнительному изучению:
- Ариес Ф. Возрасты жизни. Философия и методология истории. М., 2007.
- Кон И.С. Открытие «Я». М. 2008.
Интернет-ресурсы
Библиотека Гумер [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gumer.info/
www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).
Самостоятельная работа № 4.
Подготовка сообщений:
1. Наука – это драма идей (на примере деятельности одного из ученых).
2. Личность и наука
Подготовка к практическому занятию № 7
Цель работы: актуализировать знания о ценности науки, её функциях и признаках, основных положениях этики ученых, их ответственности в мире.
Задачи:
- усвоить новые понятия по теме, учиться анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные проблемы.
- Развивать умения работать с документами, исследовательскую деятельность.
Подготовка сообщений:
1. Наука – это драма идей (на примере деятельности одного из ученых).
2. Личность и наука
Сообщение имеет определенную структуру: введение, основная часть, заключение, список используемой литературы.
Во введении дается краткая характеристика темы, ее исторической значимости, актуальности, новизны, формулируются цели и задачи работы.
Основная часть представляет собой развернутый ответ на два-три вопроса, в них раскрывается содержание темы, дается решение поставленных задач. Изложение должно быть грамотным и понятным. Выводы следует подкреплять ссылками на источники и научную литературу.
В заключении делаются выводы по всей работе, анализируются возможные перспективы решения проблемы.
В списке использованной литературы оглашаются прочитанные для подготовки выступления студентом источники.
Устный ответ должен быть не более 5-7 минут. При выступлении студента оценивается:
-достаточность и значимость использованных источников;
-содержание и структура текста;
-ясность изложения и глубина проработки материала;
-самостоятельность в работе над текстом;
-степень владения материалом, изложение без чтения записей;
-речевая культура выступления, грамотность;
-ораторские умения (эмоциональность, выразительность речи и пр.);
-компетентность учащегося в выбранной области, ответы на вопросы.
4. Подготовка к практическому занятию № 7.
Повторить материал по теме 2.2. Наука и образование в современном мире
Основные источники:
- Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей:учебник для начального и сред. проф. образования.- М.: «Академия»,2013.- 384 с.
- Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2010.
- Кравченко А.И. Обществознание. 10-11 кл. – М., 2009
- Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2009.
- Кравченко А.И. Обществознание. 10-11 кл. – М., 2009
Литература, рекомендуемая к дополнительному изучению:
- Ариес Ф. Возрасты жизни. Философия и методология истории. М., 2007.
- Кон И.С. Открытие «Я». М. 2008.
Интернет-ресурсы
Библиотека Гумер [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gumer.info/
www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).
Самостоятельная работа № 5.
Составить схему «Характеристика мировых религий».
Подготовка доклада «Добро и зло в системе моральных понятий».
Заполнение таблицы «Виды искусства».
Цель работы: актуализировать знания о сущности материальной и духовной культуры, показать способы развития духовной культуры, проблемы, связанные с многообразием культур, актуальность диалога культур.
Задачи:
- усвоить новые понятия по теме, учиться оформлять доклад и эссе в соответствии с требованиями.
- Отбирать учебный материал для заполнения таблиц.
- Развивать умения работать с документами.
Составить схему «Характеристика мировых религий».
Схемы являются краткой иллюстрацией по теме и позволяют подключить образное мышление, лучше усвоить материал. Необходимо подобрать материал для заполнения таблицы, предложить варианты структурирования материала
Подготовка доклада «Добро и зло в системе моральных понятий».
Доклад имеет определенную структуру: введение, основная часть, заключение, список используемой литературы.
Во введении дается краткая характеристика темы, ее исторической значимости, актуальности, новизны, формулируются цели и задачи работы.
Основная часть представляет собой развернутый ответ на два-три вопроса, в них раскрывается содержание темы, дается решение поставленных задач. Изложение должно быть грамотным и понятным. Выводы следует подкреплять ссылками на источники и научную литературу.
В заключении делаются выводы по всей работе, анализируются возможные перспективы решения проблемы.
В списке использованной литературы оглашаются прочитанные для подготовки выступления студентом источники.
Устный ответ должен быть не более 5-7 минут. При выступлении студента оценивается:
-достаточность и значимость использованных источников;
-содержание и структура текста;
-ясность изложения и глубина проработки материала;
-самостоятельность в работе над текстом;
-степень владения материалом, изложение без чтения записей;
-речевая культура выступления, грамотность;
-ораторские умения (эмоциональность, выразительность речи и пр.);
-компетентность учащегося в выбранной области, ответы на вопросы.
Заполнение таблицы «Виды искусства».
Подобрать материал для заполнения таблицы, предложить варианты структурирования материала.
Основные источники:
- Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей:учебник для начального и сред. проф. образования.- М.: «Академия»,2013.- 384 с.
- Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2010.
- Кравченко А.И. Обществознание. 10-11 кл. – М., 2009
- Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2009.
- Кравченко А.И. Обществознание. 10-11 кл. – М., 2009
Литература, рекомендуемая к дополнительному изучению:
- Ариес Ф. Возрасты жизни. Философия и методология истории. М., 2007.
- Кон И.С. Открытие «Я». М. 2008.
Интернет-ресурсы
Библиотека Гумер [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gumer.info/
www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).
Самостоятельная работа № 6.
Подготовка презентаций «Типы экономических систем»
Цели и задачи:
- Формировать представления учащихся об экономике, её основными характеристиками;
- Развивать логическое мышление, интерес к изучаемому материалу.
Общие правила оформления презентаций
Общие требования:
- На слайдах должны быть только тезисы, ключевые фразы и графическая информация (рисунки, графики и т.п.) – они сопровождают подробное изложение мыслей докладчика, но не наоборот;
- Количество слайдов должно быть не более 20;
- При докладе рассчитывайте, что на один слайд должно уходить в среднем 1,5 минуты;
- Не стоит заполнять слайд большим количеством информации. Наиболее важную информацию желательно помещать в центр слайда;
- По желанию можно раздать слушателям бумажные копии презентации.
Примерный порядок слайдов:
- 1 слайд – Титульный (организация, название работы, автор, руководитель, рецензент, дата);
- 2 слайд – Вводная часть (постановка проблемы, актуальность и новизна, на каких материалах базируется работа);
- 3 слайд – Цели и задачи работы;
- 4 слайд – Методы, применяемые в работе;
- 5…n слайд – Основная часть;
- n+1 слайд – Заключение (выводы);
- n+2 слайд – Список основных использованных источников;
- n+3 слайд – Спасибо за внимание! (подпись, возможно выражение благодарности тем, кто руководил, рецензировал и/или помогал в работе).
Правила шрифтового оформления:
- Рекомендуется использовать шрифты с засечками (Georgia, Palatino, Times New Roman);
- Размер шрифта: 24-54 пункта (заголовок), 18-36 пунктов (обычный текст);
- Курсив, подчеркивание, жирный шрифт, прописные буквы используются для смыслового выделения ключевой информации и заголовков;
- Не рекомендуется использовать более 2-3 типов шрифта;
- Основной текст должен быть отформатирован по ширине, на схемах – по центру
Правила выбора цветовой гаммы:
- Цветовая гамма должна состоять не более чем из 2 цветов и выдержана во всей презентации. Основная цель – читаемость презентации;
- Желателен одноцветный фон неярких пастельных тонов (например, светло-зеленый, светло-синий, бежевый, светло-оранжевый и светло-желтый);
- Цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать (текст должен хорошо читаться, белый текст на черном фоне читается плохо);
- Оформление презентации не должно отвлекать внимания от её содержания.
Графическая информация:
- Рисунки, фотографии, диаграммы должны быть наглядными и нести смысловую нагрузку, сопровождаться названиями;
- Изображения (в формате jpg) лучше заранее обработать для уменьшения размера файла;
- Размер одного графического объекта – не более 1/2 размера слайда;
- Соотношение текст-картинки – 2/3 (текста меньше чем картинок).
Критерии оценивания презентации.
Отметка "5" выставляется, если ответ студента правильный и полный на основании изученных теорий, материал изложен в определённой логической последовательности, ответ обучающийся дает самостоятельно.
Отметка "4" выставляется, если ответ студента правильный и полный на основании изученных теорий, материал изложен в определённой логической последовательности, при этом допущены одна – две не существенные ошибки, исправленные по требованию преподавателя.
Отметка "3" выставляется, если ответ не полный, несвязный; при этом допущены существенные ошибки, которые обучающийся может исправить при наводящих вопросах преподавателя.
Отметка "2" выставляется, если при ответе обнаружено непонимание основного содержания учебного материала; при этом допущены существенные ошибки, которые обучающийся не может исправить при наводящих вопросах преподавателя.
Основные источники:
- Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей:учебник для начального и сред. проф. образования.- М.: «Академия»,2013.- 384 с.
- Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2010.
- Кравченко А.И. Обществознание. 10-11 кл. – М., 2009
- Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2009.
- Кравченко А.И. Обществознание. 10-11 кл. – М., 2009
Литература, рекомендуемая к дополнительному изучению:
- Ариес Ф. Возрасты жизни. Философия и методология истории. М., 2007.
- Кон И.С. Открытие «Я». М. 2008.
Интернет-ресурсы
Библиотека Гумер [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gumer.info/
www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).
Самостоятельная работа № 7.
Подготовка сообщений
1. Рыночная экономика и социальное государство.
2. Гражданин и собственник.
3. Известные российские предприниматели
Цели и задачи:
- Формировать представления учащихся об экономике, её основными характеристиками;
- Развивать логическое мышление, интерес к изучаемому материалу.
Доклад имеет определенную структуру: введение, основная часть, заключение, список используемой литературы.
Во введении дается краткая характеристика темы, ее исторической значимости, актуальности, новизны, формулируются цели и задачи работы.
Основная часть представляет собой развернутый ответ на два-три вопроса, в них раскрывается содержание темы, дается решение поставленных задач. Изложение должно быть грамотным и понятным. Выводы следует подкреплять ссылками на источники и научную литературу.
В заключении делаются выводы по всей работе, анализируются возможные перспективы решения проблемы.
В списке использованной литературы оглашаются прочитанные для подготовки выступления студентом источники.
Устный ответ должен быть не более 5-7 минут. При выступлении студента оценивается:
-достаточность и значимость использованных источников;
-содержание и структура текста;
-ясность изложения и глубина проработки материала;
-самостоятельность в работе над текстом;
-степень владения материалом, изложение без чтения записей;
-речевая культура выступления, грамотность;
-ораторские умения (эмоциональность, выразительность речи и пр.);
-компетентность учащегося в выбранной области, ответы на вопросы.
Основные источники:
- Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей:учебник для начального и сред. проф. образования.- М.: «Академия»,2013.- 384 с.
- Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2010.
- Кравченко А.И. Обществознание. 10-11 кл. – М., 2009
- Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2009.
- Кравченко А.И. Обществознание. 10-11 кл. – М., 2009
Литература, рекомендуемая к дополнительному изучению:
- Ариес Ф. Возрасты жизни. Философия и методология истории. М., 2007.
- Кон И.С. Открытие «Я». М. 2008.
Интернет-ресурсы
Библиотека Гумер [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gumer.info/
www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).
Самостоятельная работа № 8.
Подготовка сообщений
Подготовка сообщений
1. Рубль как национальная валюта России.
2. Какие налоги вы бы ввели в нашем городе с целью улучшить жизнь.
Цели и задачи:
- Формировать представления учащихся об экономике, её основными характеристиками;
- Развивать логическое мышление, интерес к изучаемому материалу.
Доклад имеет определенную структуру: введение, основная часть, заключение, список используемой литературы.
Во введении дается краткая характеристика темы, ее исторической значимости, актуальности, новизны, формулируются цели и задачи работы.
Основная часть представляет собой развернутый ответ на два-три вопроса, в них раскрывается содержание темы, дается решение поставленных задач. Изложение должно быть грамотным и понятным. Выводы следует подкреплять ссылками на источники и научную литературу.
В заключении делаются выводы по всей работе, анализируются возможные перспективы решения проблемы.
В списке использованной литературы оглашаются прочитанные для подготовки выступления студентом источники.
Устный ответ должен быть не более 5-7 минут. При выступлении студента оценивается:
-достаточность и значимость использованных источников;
-содержание и структура текста;
-ясность изложения и глубина проработки материала;
-самостоятельность в работе над текстом;
-степень владения материалом, изложение без чтения записей;
-речевая культура выступления, грамотность;
-ораторские умения (эмоциональность, выразительность речи и пр.);
-компетентность учащегося в выбранной области, ответы на вопросы.
Основные источники:
- Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей:учебник для начального и сред. проф. образования.- М.: «Академия»,2013.- 384 с.
- Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2010.
- Кравченко А.И. Обществознание. 10-11 кл. – М., 2009
- Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2009.
- Кравченко А.И. Обществознание. 10-11 кл. – М., 2009
Литература, рекомендуемая к дополнительному изучению:
- Ариес Ф. Возрасты жизни. Философия и методология истории. М., 2007.
- Кон И.С. Открытие «Я». М. 2008.
Интернет-ресурсы
Библиотека Гумер [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gumer.info/
www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).
Самостоятельная работа № 9.
Подготовка сообщений
1. Россия как участница глобального рынка
2. Условия вхождения страны в глобальную экономику.
Цели и задачи:
- Формировать представления учащихся об экономике, её основными характеристиками;
- Развивать логическое мышление, интерес к изучаемому материалу.
Сообщение имеет определенную структуру: введение, основная часть, заключение, список используемой литературы.
Во введении дается краткая характеристика темы, ее исторической значимости, актуальности, новизны, формулируются цели и задачи работы.
Основная часть представляет собой развернутый ответ на два-три вопроса, в них раскрывается содержание темы, дается решение поставленных задач. Изложение должно быть грамотным и понятным. Выводы следует подкреплять ссылками на источники и научную литературу.
В заключении делаются выводы по всей работе, анализируются возможные перспективы решения проблемы.
В списке использованной литературы оглашаются прочитанные для подготовки выступления студентом источники.
Устный ответ должен быть не более 5-7 минут. При выступлении студента оценивается:
-достаточность и значимость использованных источников;
-содержание и структура текста;
-ясность изложения и глубина проработки материала;
-самостоятельность в работе над текстом;
-степень владения материалом, изложение без чтения записей;
-речевая культура выступления, грамотность;
-ораторские умения (эмоциональность, выразительность речи и пр.);
-компетентность учащегося в выбранной области, ответы на вопросы.
Основные источники:
- Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей:учебник для начального и сред. проф. образования.- М.: «Академия»,2013.- 384 с.
- Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2010.
- Кравченко А.И. Обществознание. 10-11 кл. – М., 2009
- Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2009.
- Кравченко А.И. Обществознание. 10-11 кл. – М., 2009
Литература, рекомендуемая к дополнительному изучению:
- Ариес Ф. Возрасты жизни. Философия и методология истории. М., 2007.
- Кон И.С. Открытие «Я». М. 2008.
Интернет-ресурсы
Библиотека Гумер [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gumer.info/
www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).
Самостоятельная работа № 10
Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты
Подготовка сообщений:
1. Роль права и морали в предупреждении и урегулировании межэтнических и межнациональных конфликтов.
2. Психология межэтнического конфликта
Цель работы:
актуализировать знания об основных формах социальных взаимодействий, причинах социальных конфликтов и путях их разрешения
Задачи:
- усвоить новые понятия по теме, учиться анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные проблемы.
- Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме;
- работать с документами, вести исследовательскую деятельность, рационально решать познавательные и проблемные задачи.
Сообщение имеет определенную структуру: введение, основная часть, заключение, список используемой литературы.
Во введении дается краткая характеристика темы, ее исторической значимости, актуальности, новизны, формулируются цели и задачи работы.
Основная часть представляет собой развернутый ответ на два-три вопроса, в них раскрывается содержание темы, дается решение поставленных задач. Изложение должно быть грамотным и понятным. Выводы следует подкреплять ссылками на источники и научную литературу.
В заключении делаются выводы по всей работе, анализируются возможные перспективы решения проблемы.
В списке использованной литературы оглашаются прочитанные для подготовки выступления студентом источники.
Устный ответ должен быть не более 5-7 минут. При выступлении студента оценивается:
-достаточность и значимость использованных источников;
-содержание и структура текста;
-ясность изложения и глубина проработки материала;
-самостоятельность в работе над текстом;
-степень владения материалом, изложение без чтения записей;
-речевая культура выступления, грамотность;
-ораторские умения (эмоциональность, выразительность речи и пр.);
-компетентность учащегося в выбранной области, ответы на вопросы.
Основные источники:
- Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей:учебник для начального и сред. проф. образования.- М.: «Академия»,2013.- 384 с.
- Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2010.
- Кравченко А.И. Обществознание. 10-11 кл. – М., 2009
- Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2009.
- Кравченко А.И. Обществознание. 10-11 кл. – М., 2009
Литература, рекомендуемая к дополнительному изучению:
- Ариес Ф. Возрасты жизни. Философия и методология истории. М., 2007.
- Кон И.С. Открытие «Я». М. 2008.
Интернет-ресурсы
Библиотека Гумер [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gumer.info/
www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).
Самостоятельная работа № 11
Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы
Подготовка сообщений:
1. Этнические факторы социальной мобильности.
2. Этнический состав и стратификация в обществе.
3. Особенности межэтнических браков
Эссе на тему «Будущее семьи в обществе»
Цель работы:
актуализировать знания о видах социальной мобильности, о социальных «лифтах», которые способствуют социальным перемещениям человека, особенностях этнической мобильности и стратификации.
Задачи:
- усвоить новые понятия по теме, учиться анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные проблемы.
- Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме;
- работать с документами, вести исследовательскую деятельность, рационально решать познавательные и проблемные задачи.
Сообщение имеет определенную структуру: введение, основная часть, заключение, список используемой литературы.
Во введении дается краткая характеристика темы, ее исторической значимости, актуальности, новизны, формулируются цели и задачи работы.
Основная часть представляет собой развернутый ответ на два-три вопроса, в них раскрывается содержание темы, дается решение поставленных задач. Изложение должно быть грамотным и понятным. Выводы следует подкреплять ссылками на источники и научную литературу.
В заключении делаются выводы по всей работе, анализируются возможные перспективы решения проблемы.
В списке использованной литературы оглашаются прочитанные для подготовки выступления студентом источники.
Устный ответ должен быть не более 5-7 минут. При выступлении студента оценивается:
-достаточность и значимость использованных источников;
-содержание и структура текста;
-ясность изложения и глубина проработки материала;
-самостоятельность в работе над текстом;
-степень владения материалом, изложение без чтения записей;
-речевая культура выступления, грамотность;
-ораторские умения (эмоциональность, выразительность речи и пр.);
-компетентность учащегося в выбранной области, ответы на вопросы.
Эссе на тему «Будущее семьи в обществе»
Правила написания эссе
Из формальных правил написания эссе можно назвать только одно - наличие заголовка.
Внутренняя структура эссе может быть произвольной. Поскольку это малая форма письменной работы, то не требуется обязательное повторение выводов в конце, они могут быть включены в основной текст или в заголовок.
Аргументация может предшествовать формулировке проблемы. Формулировка проблемы может совпадать с окончательным выводом.
В отличие от реферата, который адресован любому читателю, поэтому начинается с "Я хочу рассказать о...", а заканчивается "Я пришел к следующим выводам...", эссе - это реплика, адресованная подготовленному читателю (слушателю). То есть человеку, который в общих чертах уже представляет, о чем пойдет речь. Это позволяет автору эссе сосредоточиться на раскрытии нового и не загромождать изложение служебными деталями.
Клише, которые можно использовать при написании эссе:
1. Введение.
Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что…
Выбор данной темы продиктован следующими соображениями…
Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание…
Для меня эта фраза является ключом к пониманию…
2. Основная часть.
Во-первых,… Во-вторых,… В-третьих,…
Рассмотрим несколько подходов… Например, …
Проиллюстрируем это положение следующим примером…
С одной стороны, … С другой стороны, …
3. Заключение.
Подведем общий итог рассуждениям.
К какому же выводу мы пришли…
Таким образом,…
Итак, ..
5. Подготовиться к контрольной работе № 2. Повторить материал по теме «Представление о культуре личности и общества».
Литература
Основные источники:
- Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей:учебник для начального и сред. проф. образования.- М.: «Академия»,2013.- 384 с.
- Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2010.
- Кравченко А.И. Обществознание. 10-11 кл. – М., 2009
- Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2009.
- Кравченко А.И. Обществознание. 10-11 кл. – М., 2009
Литература, рекомендуемая к дополнительному изучению:
1. Гуревич П.С., Человек и культура. Темы 10, 14. М., 2007.
Интернет-ресурсы
Библиотека Гумер [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gumer.info/
www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).
Самостоятельная работа № 12
Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе
1. Подготовить словарь с терминами по изученному материалу
2. Подготовиться к практическим занятиям № 24-26.
Цель работы:
актуализировать знания о современной политической системе, о функциях государства.
Задачи:
- усвоить новые понятия по теме, учиться анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные проблемы.
- Развивать умения работать с документами, вести исследовательскую деятельность, рационально решать познавательные и проблемные задачи.
1. Подготовить словарь с терминами по изученному материалу
Словарь терминов позволяет расширить лексический запас и уверенно владеть различными категориями. Новые понятия необходимо записывать вместе с определениями в алфавитном или произвольном порядке.
2. Подготовиться к практическим занятиям № 24-26.
Подобрать материал по темам:
- Формы государства. Политический режим.
- Особенности демократического политического режима в разных странах
- Выборы в демократическом обществе..
Литература
Основные источники:
- Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей:учебник для начального и сред. проф. образования.- М.: «Академия»,2013.- 384 с.
- Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2010.
- Кравченко А.И. Обществознание. 10-11 кл. – М., 2009
- Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2009.
- Кравченко А.И. Обществознание. 10-11 кл. – М., 2009
Литература, рекомендуемая к дополнительному изучению:
1. Мухаев Р.Т. Политология. М. 2008.
Интернет-ресурсы
Библиотека Гумер [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gumer.info/
www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).
Самостоятельная работа № 13
Тема 5.2. Участники политического процесса
Подготовка сообщений:
1. Политические партии и движения разной идеологической направленности в России в начале XX в., XXI в.
2. КПСС в политической системе СССР. 3. Состав политической элиты в России (СССР) в начале XX в., в 1924, в 1939, в 1970-е гг., в 1990-е гг., в настоящее время.
Цель работы:
актуализировать знания о сущности и природе политического процесса, о факторах, влияющих а политический процесс.
Задачи:
- усвоить новые понятия по теме, учиться анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные проблемы.
- Развивать умения работать с документами, вести исследовательскую деятельность, рационально решать познавательные и проблемные задачи.
Сообщение имеет определенную структуру: введение, основная часть, заключение, список используемой литературы.
Во введении дается краткая характеристика темы, ее исторической значимости, актуальности, новизны, формулируются цели и задачи работы.
Основная часть представляет собой развернутый ответ на два-три вопроса, в них раскрывается содержание темы, дается решение поставленных задач. Изложение должно быть грамотным и понятным. Выводы следует подкреплять ссылками на источники и научную литературу.
В заключении делаются выводы по всей работе, анализируются возможные перспективы решения проблемы.
В списке использованной литературы оглашаются прочитанные для подготовки выступления студентом источники.
Устный ответ должен быть не более 5-7 минут. При выступлении студента оценивается:
-достаточность и значимость использованных источников;
-содержание и структура текста;
-ясность изложения и глубина проработки материала;
-самостоятельность в работе над текстом;
-степень владения материалом, изложение без чтения записей;
-речевая культура выступления, грамотность;
-ораторские умения (эмоциональность, выразительность речи и пр.);
-компетентность учащегося в выбранной области, ответы на вопросы.
Литература
Основные источники:
- Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей:учебник для начального и сред. проф. образования.- М.: «Академия»,2013.- 384 с.
- Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2010.
- Кравченко А.И. Обществознание. 10-11 кл. – М., 2009
- Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2009.
- Кравченко А.И. Обществознание. 10-11 кл. – М., 2009
Литература, рекомендуемая к дополнительному изучению:
1. Мухаев Р.Т. Политология. М. 2008.
Интернет-ресурсы
Библиотека Гумер [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gumer.info/
www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).
Самостоятельная работа № 14
Тема 6.3. Отрасли российского права
1. «Неожиданное завещание» (по произведениям литературы, искусства, кинофильмам)
Цель работы:
Актуализировать знания о правовом регулировании общественных отношений..
Задачи:
- усвоить новые понятия по теме, учиться анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные проблемы.
- Развивать умения работать с документами, вести исследовательскую деятельность, рационально решать познавательные и проблемные задачи.
Выполнение творческого задания в рамках внеаудиторной работы дает возможность студенту выполнить задание в домашних условиях, используя в помощь дополнительные источники. Используя произведения литературы, искусства, кинофильмы проанализировать различные юридические ситуации в рамках темы 6.3. Отрасли российского права.
Литература
Основные источники:
- Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2010.
- Кравченко А.И. Обществознание. 10-11 кл. – М., 2009
- Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2009.
- Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2009.
- Конституция РФ
Литература, рекомендуемая к дополнительному изучению:
1. Коваленко А.И. Правоведение. Глава IX. М., 2008.
2. Никитин А.Ф. Основы государства и права. Глава III. М. 2008.
Интернет-ресурсы
Библиотека Гумер [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gumer.info/
www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).
6. Критерии и шкала оценки выполнения внеаудиторной самостоятельной работы и степени овладения студентами запланированных знаний и умений (освоенных компетенций)
Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы студента являются:
- уровень освоения учебного материала;
- умение использовать теоретические знания и умения при выполнении практических задач;
- уровень сформированности общих и профессиональных компетенций.
Оценка знаний студентов производится по пятибалльной системе.
Критерии оценки самостоятельных работ.
Отметка «5» ставится, если:
- - работа выполнена полностью;
- - в логических рассуждениях нет пробелов и ошибок;
- - в решении ситуационных задач (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4»ставится, если:
- работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
- - правильно выполнено более 75% заданий.
Отметка «3» ставится, если:
- допущены более одной существенной ошибки или более двух-трех несущественных ошибок, но обучающийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме;
- при этом правильно выполнено не менее половины работы.
Отметка «2» ставится, если:
- допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.
К категории существенных ошибок следует отнести ошибки, связанные с незнанием, непониманием обучающимися основных положений теории и с неправильным их применением, предусмотренных программой.
К категории несущественных ошибок следует отнести погрешности, связанные с небрежным выполнением записей, рисунков, графиков, чертежей, а также погрешности и недочеты, которые не приводят к искажению смысла задания и его выполнения.
При наличии существенной ошибки задание считается невыполненным.
В начале учебного года (на первом учебном занятии) преподаватель знакомит студентов со структурой построения всего курса учебной дисциплины ОДб.05 Обществознание (включая экономику и право), в которую должна быть органично вписана самостоятельная работа. Каждый студент после такого занятия должен понимать, сколько самостоятельных работ ему предстоит выполнить в период изучения дисциплины и, каким образом он будет отчитываться перед преподавателем. Преподаватель ведет журнал учета самостоятельной работы студентов.
7. Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Баранов П.А. Обществознание: новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. – Москва: Издательство АСТ, 2016
- Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник для сред. проф. образования. 9-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2014 – 432 с.
- Гуревич П.С., Николаева Е.З., Обществознание, 10 класс, учебник для общеобразовательных организаций (базовый уровень). – 6-е изд., испр. и доп. – М.: «Мнемозина», 2014 – 312 с.
- Домашек Е.В. Обществознание в таблицах и схемах / Е.В. Домашек, О.В Вильчинская, А.В. Чагина. – Изд. 6-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2014.
- Кравченко А.И. Обществознание. 10-11 кл. – М., 2009
- Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2009.
- Основы экономической теории : учебник и практикум для СПО / под ред. С. А. Толкачева. — М.: Издательство Юрайт, 2015. – 444 с.
- Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2009.
Литература, рекомендуемая к дополнительному изучению:
- Ариес Ф. Возрасты жизни. Философия и методология истории. М., 2007.
- Кон И.С. Открытие «Я». М. 2008.
- Коваленко А.И. Правоведение. Глава IX. М., 2008.
- Малышевский А.Ф. Введение в философию. М., 2007.
- Мухаев Р.Т. Политология. М. 2008.
- Никитин А.Ф. Основы государства и права. Глава III. М. 2008.
- Райсберг Б.А. Экономика вокруг нас. М. 2008.
Интернет-ресурсы
Библиотека Гумер [Электронный ресурс]. – URL: http://www.gumer.info/
www.openclass.ru (Открытый класс: сетевые образовательные сообщества).
www.school-collection.edu.ru (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
www.festival.1september.ru (Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»).
www.base.garant.ru («ГАРАНТ» — информационно-правовой портал).
http://psihomed.com; https://studfiles.net; http://fb.ru; http://mirznanii.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности»
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работыучебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» основной профессиональной о...
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторных самостоятельных работ по учебной дисциплине "Операционные системы"
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов при изучении учебной дисциплины ОП.01. «Операционные системы» предназначены для студентов специальности 230115 П...
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ОДБ.01 Русский язык основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по профессии СПО: Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Согласно структуре Государственного образовательного стандарта и ...
Учебно-методическое пособие по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы учебной дисциплины Химия, Естествознание (Химия)
Учебно-метдическое пособие содержит:1. Результаты выполнения самостоятельных работ, подлежащие проверке 2. Оценку результатов выполнения внеаудиторной самостоятельной работы студентов 3. М...
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы Учебная дисциплина ОП.01. Экономика организации
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы Учебная дисциплина ОП.01. Экономика организации...
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы Учебная дисциплина ОП.06. Финансы, денежное обращение и кредит Специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет
Методические рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы Учебная дисциплина ОП.06. Финансы, денежное обращение и кредит Специальность 38.02.01 Экономика и бухгалтерский...
Учебно-методическая разработка: Методические рекомендации для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы с использованием контрольно-оценочных средств (кос) для базовой и углубленной подготовки по английскому языку
МетМетодические рекомендации для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы с использованием контрольно-оценочных средств (КОС) для базовой и углубленной подготовки по английскому языку включают ...