Конспект экскурсии «Февральский лес полон сказок и чудес»
план-конспект занятия
Конспект экскурсии «Февральский лес полон сказок и чудес»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_fevral_ekskursiya.docx | 47.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное учреждение
"Социальный приют для детей и подростков "Балкыш" в Нижнекамском муниципальном районе" Республики Татарстан
Конспект
организованной образовательной деятельности
в старшей группе мальчиков
Экскурсия на зимнюю поляну
«Февральский лес полон сказок и чудес»
Составила:
Звегинцева Татьяна Николаевна
Г.Нижнекамск, РТ
Тема: «Февральский лес полон сказок и чудес» (экскурсия)
Возраст обучающихся: дети среднего школьного возраста (8-12лет)
Цель: Систематизировать и обогатить знания детей о природе зимой, природных связях. Познакомить учащихся с особенностями третьего месяца зимы.
Задачи:
- учить детей видеть красоту родной природы в разные времена года и беречь её.
- развивать наблюдательность; умение делать выводы, обобщения.
- прививать любовь к своей Родине.
- воспитывать у учащихся чувство прекрасного.
Форма проведения: Рассказ с элементами беседы с использованием презентации, экскурсия, прогулка.
Ожидаемый результат: Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы; склонен наблюдать.
Предварительная работа: Наблюдение за погодой на прогулке, за птицами на участке, за птичьими следами, наблюдение за деревьями и кустарниками зимой; рассматривание иллюстраций, аппликации на зимнюю тематику, чтение пословиц и стихотворений о зиме.
Структура:
1.Начало экскурсии: (Орг.момент: «Приветствие»).
2.Основная часть: Познавательная экскурсия в зимний парк. Беседа. Обсуждение. Наблюдение за погодой зимой. Наблюдение за неживой и живой природой. Беседа о последнем зимнем месяце. Высказывания детей.
3. Труд в природе – подсыпание корма в кормушки зимующим птицам.
4. Подвижные игры на свежем воздухе.
5. Рефлексия. Подведение итогов. Возвращение в группу.
Ход занятия
- Организационный момент. Создание эмоционального настроя.
Добрый день мои юные друзья! Сегодня у нас необыкновенное занятие. Мы отправляемся в путешествие к очень красивому времени года, а какое это время года вы скажите сами. Отгадайте загадку:
Все кругом белым-бело
Все в тонком нежном кружеве
А лес укрыт пушистым инеем
Уснул до первых вешних дней.
– Догадались? Правильно: сейчас повсюду творит чудеса снежная Зима.
Назовите мне пожалуйста зимние месяцы. Ответы детей.
- Кто знает, какой сейчас месяц? Ответы детей.
- Правильно, февраль.
Февраль-последний месяц зимы. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную позёмку. В старину февраль называли «снеговеем», «ветродуем». В феврале, день становится длиннее, начинает пригревать солнышко, с крыш свисают длинные хрустальные сосульки, иногда звенит первая робкая капель, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают. Люди приметили, что день 2 февраля показывает, какая будет весна. Если в этот день будет солнце, то весна будет тёплой. Если же день пасмурный, готовься к поздним заморозкам. Вот такая примета.
И сегодня мы с вами отправимся на экскурсию в зимний парк и лес.
А теперь подумайте и ответьте, как нужно вести себя в зимнем парке?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. В парке шуметь нельзя, потому что можно нарушить покой и птицы могут разлететься. А еще нельзя сходить с тропы, можно провалиться в глубокий сугроб.
2. Первый привал “Неживая природа зимой” (в парке)
Воспитатель:
Как вы думаете, чем пахнет зима?
Дети:
Снегом, елками, холодом.
Воспитатель:
Какие признаки зимы вам знакомы?
Дети:
Выпал снег, стало холодно, дни стали короче, а ночи длиннее.
Воспитатель:
Скажите, а зима какая? Со снегом, значит - снежная, с морозами - морозная, с холодами - холодная.
Посмотрите вокруг и скажите, что лежит вокруг: на земле, деревьях, кустарниках?
Дети: Все кругом укутал пушистый снег. Красиво кругом – все деревья, как будто обсыпаны серебром.
- Что такое снег? Из чего состоит?
Дети: Снег состоит из снежинок.
- Правильно, снег – это множество легких снежинок. Я знаю одно стихотворение про снежинку. Послушайте:
К. Бальмонт
Светло-пушистая
Снежинка белая,
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогою бурною
Легко проносится,
Не в высь лазурную,
На землю просится…
Лежит, пушистая,
Снежинка смелая.
Какая чистая,
Какая белая!
- Дети, вы, наверное, замечали, что снег, выпавший на землю, вначале пушистый, потому что снежинки ложатся не плотно друг к другу. Можно рассмотреть снежинки под лупой (по возможности).
- Что можно сказать о снежном покрове сегодня?
Дети: рассматривают снег, разгребают его. Отвечают на вопросы.
- Да, дети, снег сегодня плотный. Рассмотреть снежинки трудно, они сломали все свои лучики. А как вы считаете: Где снега больше? На открытой местности или под деревьями? Почему? Какую роль выполняет снег для растений?
Дети: Снег – укрывает корни деревьев, защищает их от морозов.
- Верно, снег – это теплое пушистое одеяло для растений.
М ы уже с вами говорили, что последний месяц зимы – февраль. В феврале зима с весной встречаются. В старину февраль называли ветродуй, вьюговей, бокогрей. Такие непохожие названия. Что бы это значило?
Дети:
Ветродуй – потому что в феврале дуют сильные ветры. Вьюговей – потому что в феврале часто бывают вьюги. А бокогрей – потому что уже близко весна и все теплее пригревает солнышко. А ещё, может быть, потому, что, когда на улице ветер, вьюга, все сидят по домам.
Воспитатель:
Вы обратили внимание, как часто зимой мы говорим: вьюга, метель, пурга. А что это такое? Ветер поднимает с земли снежинки и несёт их, метёт, как метлой. Ветер со снегом назвали метелью. Бывает, что метель называют вьюгой. Прислушайтесь к вою ветра: «Вью-у-у.», как волк воет. Так метель сама себя назвала вьюгой. Иногда ветер поднимает и бросает снег в разные стороны и вверх, крутит, метёт по земле. Это называется пурга. А бывает так. Морозный солнечный день. Ветер несёт снег понизу, по самой земле. Такая метель называется поземка.
Воспитатель:
Давайте с вами поиграем в игру: «Зимние слова»
Хлопните в ладоши, если слышите слово, связанное с зимой.
(Снежинка, мяч, Новый год, санки, лед, солнце, рукавички, роза, снеговик, Дед Мороз, листопад, Снегурочка, яблоки, загорать, снегопад, лыжи).
3. Второй привал “Секреты живого мира”
- А теперь мы с вами будем наблюдать за живой природой. Дети, снег, оказывается, защищает не только растения, но и согревает животных. Лось, например, в глубоком снегу не зарывается полностью, на поверхности всегда остается голова и спина с густой шерстью. А как встречают зиму другие животные?
Дети: Мыши – полевки роют себе норки под снегом и ходы. Лиса и ласка хорошо слышат мышку под снегом.
- Ребята, а насекомые как проводят зиму?
Дети: Ответы детей
Воспитатель предлагает рассказать детям о белке, как она зимует. Отметить, что белка рыжий цвет шкурки зимой меняет на серый.
- А теперь, дети, давайте посмотрим на снежное покрывало. Что вы видите?
Дети: Следы.
- Да, как будто на листе бумаги – на снегу оставили свои следы птицы. А я вам, дети, покажу следы некоторых животных, Вот белка. Почерк ее разобрать просто. Она короткими передними лапками обопрется – длинные задние лапки далеко – вперед вынесет и широко расставит. Лисий следок похож на след маленькой собаки. (Можно показать следы зайца, рыси, косули заранее приготовленные)
Вывод: Зная следы животных без особого труда можно узнать, кто побывал на зимней поляне.
4. Третий привал “Зимующие птицы”
- Особый разговор у нас пойдет о зимующих птицах. Как вы думаете, что для птиц самое страшное зимой?
Дети: Голод страшен птицам зимой.
- Да, нет ничего страшнее голода для птиц. Ведь сытой птице и холод, и мороз не страшен. И птиц греют не перья – их бывает несколько слоев.
- Каких зимующих птиц нашего края вы знаете?
Дети: Ответы детей. (Синицы, вороны, сороки, воробьи, дятлы).
Воспитатель:
Пестрый дятел крикнет громко
Разогнав лесную тишь.
– А какие птицы прилетают с севера?
Дети: Снегири.
Воспитатель: Любители полакомиться рябиной – снегири.
- Дети, и о птичьем почерке нам надо поговорить. Вот след сороки – от трех передних пальцев крестики на снегу, сзади от четвертого – прямая черточка. А здесь и ворона прошлась.
Воспитатель продолжает: Дети, птицы нуждаются в нашей помощи и ждут ее. Как мы можем помочь птицам?
Дети: Положим корма в кормушки.
Воспитатель: Сейчас мы с вами сделаем доброе дело. Вы, по возможности, не забывайте брать с собой корм, и подкармливать птичек. А они обязательно скажут вам свое “Птичье Спасибо!”.
5. Четвертый привал “Игровой”
Подвижные игры по желанию детей ( «Мы – веселые ребята» и др.)
6. Итог прогулки-экскурсии
Воспитатель: Какое у вас настроение, дети? Понравилась ли вам экскурсия? Чем? Что понравилось больше всего?
Ответы детей.
С хорошим настроением дети возвращаются в группу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока литературы в 5 классе по теме «Пролог к поэме А. С. Пушкина “Руслан и Людмила” как собирательная картина народных сказок
В данной работе отражается краткая история создания произведения. Сопоставление экранизации и текста пролога. Даются новые термины по теории литературы,а также повторение темы "Сказки". По ходу работы...
Конспект НОД в подготовительной группе " Путешествие в стране сказок"
Игровая технология....
Чудный лес дремучий лес, полон сказок и чудес!
Внеклассное занятие по правилам безопасного поведения...
Сравнение бытовых, волшебных сказок и сказок о животных.
Таблица сравнения по основным критериям бытовых, волшебных сказок и сказок о животных. Материал полезен студентам педагогических колледжей и ВУЗов....
Конспект экскурсии «Прогулка на осеннюю поляну»
Конспект экскурсии «Прогулка на осеннюю поляну»...
Конспект занятия " В поисках сказок" старшая группа
родителям и логопедам...
Конспект экскурсии "Мы пешеходы"
Цель:-Уточнить знания детьми правил поведения пешеходов при движении по тротуару.- Познакомить детей с понятием «перекресток».- Учить распознавать сигналы светофора, закреплять умение дейс...