Сравнение бытовых, волшебных сказок и сказок о животных.
материал на тему
Таблица сравнения по основным критериям бытовых, волшебных сказок и сказок о животных. Материал полезен студентам педагогических колледжей и ВУЗов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tablitsa_po_skazkam.docx | 21.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Критерий сравнения | Сказки о животных | Волшебные сказки | Бытовые сказки |
1.Основные герои | Животные (петух, заяц, лиса, волк...) | Иван-царевич, Иван-дурак, Иван - крестьянский сын. Василиса Премудрая, Елена Прекрасная, Синеглазка, Царевна-лягушка, Емеля. Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Баба Яга, Лихо. | «простые» бедные люди «бывалый» солдат |
2.Начало сказки | Жили-были … В старые-стародавние времена … Раз на реке … Жил себе старик со старушкой … | “В некотором царстве, в некотором государстве...”, “Жили да были...”. «В некотором царстве, в тридевятом государстве…» В старые годы у одного царя было три сына. Всякое дело в мире творится, про всякое в сказке говорится. | Поехал старик в поле… Жили-были мужик да баба. Старый солдат шёл на побывку. Жил в деревне бедный мужичок. (подчеркивается нищета мужика: ему и его семье нечего есть, не во что одеться.) |
3.Волшебные предметы | Яйцо | Стрела, клубочек, зеркало, золотое блюдечко и наливное яблочко, ковер-самолет, сапоги-скороходы, живая и мертвая вода, молодильные яблочки, меч-саморуб, топор-самосек, ведра, печь, чудесные пяльцы, игла, кольцо, огниво, волоски, шапка-невидимка, гусли, яйцо, сундук. | Гусли, топор, горшок |
4.Особенность | В сказке животные приобретают человеческие черты — думают, говорят, совершают поступки. Нет отчетливого разделения персонажей на положительных и отрицательных. Каждый из них наделен какой-либо одной чертой, присущей ему особенностью характера, которая и обыгрывается в сюжете. Так, традиционно главная черта лисицы — хитрость, волк жаден и глуп. | В основе этого вида сказки лежит чудесный мир. Чудесный мир - это предметный, фантастический, неограниченный мир. Все происходящее в волшебной сказке фантастично и значительно по задаче: ее герой, попадая то в одну, то в другую опасную ситуацию, спасает друзей, уничтожает врагов — борется не на жизнь, а на смерть. | Социально-бытовые сказки отличаются острой идейной направленностью. Одобрение или осуждение всегда подается открыто, четко выражается оценка: что безнравственно, что достойно осмеяния. Каждое действие наполнено значительным смыслом, связано с важными сторонами жизни человека. |
5.Язык сказки | И стали они жить-поживать по-прежнему. … шли, шли по лесу… Делать нечего… С той поры … … и стали себе жить-поживать да добра наживать. | “В некотором царстве, в некотором государстве...”, “Жили да были...”. “Я там был, мед - пиво пил, по усам текло, а в рот не попало”, “Стали они жить - поживать и добра наживать”. Случилось раз - … … и стала она в добре поживать, лиха не знавать. …в чистое поле… Долго ли, коротко ли,… Не горюйте, батюшка и матушка,… отправились в путь-дорогу. | Разнеслась молва и дошла до барина. И стал он жить, ни в чем нужды не знать с тех пор, как барина обдурил. Уговор дороже денег. |
6.Примеры сказок | Бобовое зернышко Война грибов Волк и козлята Журавль и цапля Зайкина избушка Зимовье зверей Кот и Лиса Кот, петух и лиса Лиса и журавль Лиса и козёл Лиса и кувшин Лиса и рак Лиса и тетерев Лиса, заяц и петух Лиса-исповедница Лиса-повитуха Лисичка-сестричка и волк Маша и медведь Мужик, медведь и лиса Нет козы с орехами О щуке зубастой Овца, лиса и волк | Баба-яга Белая уточка Василиса Прекрасная Вещий сон Волшебная дудочка Волшебное кольцо Волшебный конь Гуси-лебеди Дочь и падчерица Заколдованная королевна Иван - коровий сын Иван - крестьянский сын и чудо-юдо Иван-царевич и серый волк Крошечка-Хаврошечка Лихо одноглазое Мальчик с пальчик Морозко Морской царь и Василиса Премудрая Никита Кожемяка Ночные пляски Пёрышко Финиста ясна сокола По щучьему веленью Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что Правда и Кривда Сестрица Алёнушка и братец Иванушка Сивка-бурка Сказка о молодильных яблоках и живой воде Три царства - медное, серебряное и золотое Хрустальная гора Царевна-лягушка Чудесная рубашка | Барин и мужик Барин и собака Барин-кузнец Горшок Добрый поп Докучные сказки Дочь-семилетка Дурак и береза Жена-спорщица Иванушка-дурачок Каша из топора Наговорная водица Не любо - не слушай Про нужду Солдатская шинель Три калача и одна баранка Федул и Меланья Хорошо, да худо Чего на свете не бывает |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина для начальных классов "Тайная жизнь животных. Животные - охотники"
Внеклассное занятие по окружающему миру. Авторский медиапродукт - презентация PowerPoint для закрепления знаний о животных. Викторина создана с целью повышения интереса к урокам окружающего мира через...
Рабочая программа учебной практики. ПМ.02 Выполнение сервисного обслуживания бытовых машин и приборов МДК.02.01. Типовые технологические процессы обслуживания бытовых машин
Программа учебной практики по профессиональному модулю «Выполнение сервисного обслуживания бытовых машин и приборов» разработана на основании Федерального государственног...
Тест по экологии животных 7 класс по главе «Взаимоотношения между животными одного вида»
Тест по экологии животных к учебнику В.Г. Бабенко к главе "Взаимоотношения между животными одного вида" содержит десят вопросов и один вариант ответа на каждый вопрос....
Внеклассное мероприятие по литературному чтению в 5 и 6 классах школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на тему: Волшебный мир сказок Шарля Перро
Внеклассное мероприятие проведено в рамках недели русского языка. Задействованы учащиеся 5 и 6 класса школы-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья. В мероприятии отражены знан...
конспект урока 7 класс биология «Зоология – наука о животных. Животные и окружающая среда»
конспект урока 7 класс биология «Зоология – наука о животных. Животные и окружающая среда»...
Календарно тематический план ПМ.02 Выполнение сервисного обслуживания бытовых машин и приборов, МДК 02.01 Типовые технологические процессы обслуживания бытовых машин и приборов
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Профессиональный модуль ПМ.02 Выполнение сервисного обслуживания бытовых машин и приборов, междисциплинарного курса...
Занятие с детьми старшей группы по развитию речи «Сравнение диких и домашних животных»
Цель: Уточнить и систематизировать представления детей о жизни диких и домашних животных. Учить устанавливать связи между приспособленностью животного к среде и месту обитания, анализировать объекты ж...