Статья "Педагогика и психология при создании образовательной среды при изучении иностранного языка"
статья на тему

Вовченко Наталья Сергеевна

В современном мире всё яснее осознаётся, что образование личности не следует отожествлять с освоением специальных учебных программ под руководством педагогов. Образование- это итог действия широкого спектра разнородных факторов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogika_i_psihologiya.docx23.05 КБ

Предварительный просмотр:

Автор статьи: Вовченко Наталья Сергеевна, учитель английского языка МБОУ СОШ№1 станицы Ленинградской

«Педагогика и психология при создании образовательной среды при изучении иностранного языка»

Происходящие сегодня изменения в общественных отношениях, средства коммуникации (использование новых информационных технологий) требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, совершенствования их филологической подготовки. Всё это повышает статус предмета «иностранный язык» как общеобразовательной учебной дисциплины. В условиях модернизации социума, новых процессов в экономике, расширения границ мирового пространства знание иностранного языка приобретает особую значимость.

В поиске путей эффективного изучения иностранного языка в школе особая роль отводится образовательной среде.

Воздействие среды на развитие человека рассматривалось как в трудах классиков зарубежной педагогики- К.А.Гельвеция, Я.А.Коменского,Р.Оуэна,Ж.Ж.Руссо и другие, так и в работах отечественных педагогов и общественных деятелей П.Ф.Каптерева,О.Б.Крупениной,Л.Н.Толстого,В.П.Шульгина и другие. Большое внимание к разработке вопросов взаимосвязи среды и образовательного процесса уделялось в советской педагогике: Н.Н.Иорданским, Н.К.Крупской, А.В.Луначарским,

С.С.Моложавым, А.П.Пинкевичем, С.Т.Шацким и другие, а также в более поздних работах Е.А.Аркина, Г.С.Костюка, О.П.Околелова.

Специфика образовательной среды и различные аспекты средовой проблематики нашли отражения в трудах Д.Б.Беляевой, В.С.Библера, В.Г.Бочаровой, Ю.С.Бродского и другие.

Образовательная среда как психолого-педагогическая категория.

Проблема оценки образовательной среды школы в настоящее время одной из центральных в педагогике. При этом, хотя само это понятие широко используется авторами его содержательное наполнение далеко не однозначно.

В современном мире всё яснее осознаётся, что образование личности не следует отожествлять с освоением специальных учебных программ под руководством педагогов. Образование- это итог действия широкого спектра разнородных факторов. В наше время образование уже не связывается только с деятельностью специальных социальных институтов: детских садов, школ, колледжей или институтов. Уже само понятие «образовательная среда» подчёркивает факт множественности воздействий на личность и объемлет спектр факторов, определяющих воспитание, обучение и развитие личности.

По мнению А.И.Леонтьева, среда- это, прежде всего то, что создано человеком. «Это человеческое творчество, это культура». Психологическая наука стоит на позиции понимания среды как результата процесса собственного творческого саморазвития личности. В нашем понимании среда выступает не только условием творческого саморазвития личности ребёнка, но и показателем профессионального творчества специалиста, так как конструирование её требует от педагога фантазии и развитие способов её создания.

Под образовательной средой в дидактике понимается совокупность элементов, оказывающих жизненно значимые влияния на школьников в процессе образования (В.В.Давыдов, И.С.Якиманская, В.В.Краевский, Н.В.Кузьмина, Б.С.Гершунский, М.И.Махмутов, В.А.Сластёнин).

Целостное рассмотрение образовательной среды в дидактическом смысле включает в качестве её элементов (значимых для сохранения здоровья младших школьников) организацию процесса обучения и воспитания, методы и формы обучения, психологический фон уроков, двигательный режим учащихся, их питание и оздоровительные процедуры в течение дня.

При обучении иностранному языку в искусственных условиях эффективность окружающей образовательной среды имеет решающее значение для достижения поставленных целей и оказывает непосредственное влияние на результативность обучения.

По определению И.Л.Бим, современная эффективная образовательная среда при обучении иностранному языку- это всё, что окружает учителя и ученика как субъекта процесса обучения и что специально вовлекается в это окружение.

В младшем школьном возрасте окружающая образовательная среда должна быть особенно благоприятной в психическом, физическом и эмоциональном плане, чтобы сохранить интерес младшего школьника к изучению нового языка и вызвать интерес и уважение к другим культурам. Исходя из того, что стратегической целью начального образования является воспитание личности младшего школьника как человека культуры (Е.В.Бондаревская), а целью обучения иностранному языку в начальной школе - формирование языковой личности младшего школьника, способной к межкультурному общению на самом элементарном уровне (Гальского Н.Д., Никитенко З.Н.) доминирующей характеристикой образовательной среды при обучении иностранному языку должна стать её культуросообразность, её воспитывающий и одухотворяющий характер. Данная системообразующая характеристика образовательной среды позволяет называть её культурной средой.

Развивая продуктивные идеи И.Л.Бим под культурной средой при обучении иностранному языку мы понимаем всё то, что окружает учителя и ученика как субъектов процесса обучения и что формирует образ личности ученика как субъекта культуры и субъекта учебной деятельности, и то, что опосредствует при этом его общее развитие и развитие его способности к межкультурному общению на иностранном языке.

При организации культурной среды, необходимо прежде выделить те её характеристики, которые вытекают из данного нами выше определения, и которые обусловливаются особенностями возраста младших школьников. Образовательная среда при обучении иностранному языку в начальной школе включает в себя внешний и внутренний компоненты. Внутренний компонент, который мы называем коммуникативно - деятельностным, связан с воспитательно-учебным процессом, который находит воплощение в уроке иностранного языка. Это и отбор содержания обучения и технология его освоения и формы взаимодействия учителя и учащихся между собой.

Внешние компоненты связаны с тем, что «окружает» данный воспитательно-учебный процесс:

предметное оформление среды - кабинет (или классная комната), в которой проходят занятия иностранного языка;

другие предметы начальной школы, и в первую очередь, родной язык (обучение грамоте на родном языке);

Отношение родителей к иностранному языку и важности его изучения, которое передаётся детям, и условия, которые создаются для успешного изучения нового языка дома. Исходя из целей разрабатываемой нами целостной системы обучения иностранному языку в начальной школе и базируясь на результатах вышеприведённых исследований, мы выделяем следующие основные функции и характеристики образовательной среды как важнейшего компонента этой системы. Очевидно, что все функции должны совпадать с целями образовательного процесса: образовательной, воспитательной и развивающей.

В соответствии с целями начального языкового образования, мы выделяем следующие специфические функции культурной среды в начальной школе:

Ценностная или нравственная - формирование нравственных ценностей у учащихся, необходимых для взаимодействия и взаимопонимания с представителями других культур (патриотизм, осознание себя частью национальной культуры, чувство гордости за свою культуру, уважение к другим культурам, уважение к старшим, трудолюбие, ответственность за процесс и результаты своего труда по овладению иностранным языком (воспитание).

Мотивационная - стимулирование субъектного и творческого характера учебно-познавательной деятельности учащегося по овладению иностранным языком как средством межкультурного общения (развитие и образование).

Социально-интегративная - предполагает помощь маленькому ученику, как субъекту культуры в самоактулизации, культурном сознании себя частью национальной и региональной культуры, а также создание у него «образа мира» за счёт приобщения к культуре других стран и народов; как субъекту учебной деятельности в принятии роли ученика и себя как части коллектива учащихся (воспитание).

Событийная - эффективное взаимодействие субъектов со средой и другими её субъектами в контексте общего дела, события, то есть совместная работа учебная, творческая и досуговая деятельность младших школьников при изучении иностранного языка: при этом важно, чтобы каждый ученик ощущал себя и свою деятельность важным звеном общего дела, частью события (воспитание, развитие, образование).

Эффективная и благоприятная среда при обучении младших школьников иностранным языкам, направленная на воспитание и развитие маленького ученика как субъекта культуры и как субъекта деятельности по изучению иностранного языка, должна обладать, по крайней мере, следующими четырьмя характеристиками. Она должна быть: 1)культурной или культуросообразной, воспитывающей и одухотворяющей; 2)информативной; 3)эстетичной; 4) экологичной.

Доминирующей характеристикой образовательной среды при обучении иностранному является её культуросообразность, её воспитывающий и одухотворяющий характер.

В широком спектре термин «образовательная среда» прочно вошёл в обиход российских психологов в конце XX века под влиянием идей экологической психологии.

Образовательная среда не является элементом психики, но развитие психики человека нельзя рассматривать вне связи с окружающей средой. Это положение отстаивал ещё Л.С.Выготский, отмечавший важную роль окружающей ребёнка социальной среды (термина «образовательная среда» тогда ещё не использовали). По его утверждению, социальная среда является источником возникновения всех специфически человеческих свойств личности, постепенно приобретаемых ребёнком, или источником социального развития ребёнка, которое совершается в процессе реального взаимодействия идеальных и наличных форм. С точки зрения педагогической психологии, изучать образовательную среду чрезвычайно важно, без этого не могут быть адекватно поняты многие принципиальные проблемы развития психики, связанные с приобретением нового опыта.

Наблюдавшийся в начале 90-х годов ХХ века всплеск интереса к образовательной среде как к комплексу факторов, определяющих обучение и развитие личности связан с активной деятельностью ряда российских психологов (С.Д.Дерябо, В.П.Лебедева, В.А.Орлов, В.И.Панов, В.В.Рубцов, В.И.Слободчиков, В.А.Ясвин и др.). Как это обычно бывает, при изучении сложных объектов у разных специалистов нет единой позиции в определении понятия «образовательная среда», в понимании её структуры, функций, в отношении к методам её проектирования и экспертизы. Однако, используя понятие «образовательная среда», большинство современных психологов подчёркивают, что обучение, воспитание и развитие происходят не только под воздействием направленных усилий педагога и зависят не только от индивидуально- психологических особенностей ребёнка. Они существенным образом детерминированы социокультурными условиями, предметно- пространственным окружением, характером межличностного взаимодействия и другими средовыми факторами.

Исходным основанием для понимания смысла термина «образовательная среда» служит представление о том, что психическое развитие человека в ходе его обучения следует рассматривать в контексте «человек - окружающая среда». Согласно такому подходу под образовательной средой понимается система педагогических и психологических условий и влияний, которые создают возможность для раскрытия как уже имеющихся способностей и личностных особенностей учащихся, так и ещё не проявившихся интересов и способностей (Александр Савенков, доктор психологических наук).

В большинстве зарубежных исследований образовательная среда оценивается в терминах «эффективности школы» как социальной системы - эмоционального климата, личностного благополучия, особенностей микрокультуры, качества воспитательно-образовательного процесса. При этом констатируется, что не существует заранее заданного сочетания показателей, которые бы определили «эффективную школу», поскольку каждая школа уникальна и одновременно является «сколком общества». С точки зрения эффективности американских исследователей, более чем значимым фактором школьной эффективности выступает организационный, обеспечивающий солидарность представлений учителей о своём профессиональном долге, их умение увязать личные педагогические философии как друг с другом, так и с учащимися, поддержку автономной инициативы учителей администрацией школы. Наиболее теоретически проработанным в отечественной психологии представляется подход В.И.Слободчикова, который, с одной стороны, вписывает образовательную среду в механизмы развития ребёнка, определяя тем самым её целевое и функциональное назначение, а с другой - выделяет её истоки в предметности культуры общества. Эти два полюса- предметности культуры и внутренний мир, сущностные силы человека - в их взаимополагания в образовательном процессе как раз и задают границы содержания образовательной среды и её состав. В.П.Лебедева, В.А.Орлов и В.И.Панов, также связывая оценку образовательной среды с её развивающим эффектом, фиксируют своё внимание на технологическом уровне её реализации и оценки. При этом в качестве фундаментальных научных предпосылок разработки и оценки развивающих образовательных сред ими используется алгоритм «существенных показателей», выделенных В.В.Давыдовым: каждому возрасту соответствует определённые психологические новообразования; обучение организовано на основе ведущей деятельности; продуманы и реализуются с другими видами деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Методическая разработка для преподавателей иностранных языковДанная  методическая  разработка  содержит материал для  проведения внеклассного мероприятия, олимпиады, ви...

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Методическая разработка для преподавателей иностранных языковДанная  методическая  разработка  содержит материал для  проведения внеклассного мероприятия, олимпиады, ви...

Вебинар как эффективный инструмент при изучении иностранного языка

Статья в соавторстве с коллегой посвящена инновационной технологии проведения Вебинаров по иностранному языку для студентов дистанционных технологий...

Профессиональная компетентность преподавателя в формировании мотивации к изучению иностранного языка

данная научно-иследовательская работа направлена на повышение мотивации к изучению иностранного языка, используя профессиональную компетентность педагога....

Использование технических средств обучения при изучении иностранного языка

Использования технических средств обучения позволяет в минимум времени охватить максимум информации. Более того является инструментом, который организует самостоятельную работу обучаемых и управляет е...

Методический доклад на тему «Самостоятельная работа студентов при изучении иностранного языка как залог успеха их дальнейшего профессионального становления».

Данный доклад освещает актуальность и значимость самостоятельной работы студентов, характеризующуюся как деятельность, связанную с воспитанием мышления будущего профессионала. В данной работе описывае...

создание современной образовательной среды на уроках иностранного( испанского языка) .

данная работа направлена на достижение метапредметных результатов на базе грамматических форм испанских глаголов....