«Организация работы с перспективными учащимися ДМШ»
статья
В СТАТЬЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ в специальных классах дмш
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
как работать с перспективными детьми | 28.49 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Воркутинский филиал ГПОУ РК «Колледж искусств Республики Коми»
«Организация работы с перспективными учащимися ДМШ»
До некоторых пор музыканты, так же, как и ученые, питали национальную гордость российского государства, демонстрируя высокий уровень, в том числе культурного развития, всему миру. Чувство это возникло не на пустом месте. Действительно, традиции были, хотя и вполне интернациональные. Но вот вдруг иссякли. И если по поводу науки государство кинулось принимать решительные меры, то по поводу музыкантов сегодня никто не беспокоится. Наверное, потому что их творчество приносит не такую очевидную пользу. Между тем, Владимир Спиваков недавно сетовал, что уровень подготовки молодых российских исполнителей оставляет желать лучшего.
Эта проблема (проблема качественной подготовки учащихся) напрямую касается педагогов начального образования и среднего звена. Единственным залогом развития и роста учащегося является яркая, высокая и трудная цель, которая определяет направление и интенсивность работы. Этот принцип проводился в жизнь еще Нейгаузом по отношению ко всем ученикам и непосредственно к самому процессу работы. Если говорить об организации занятий с перспективными учащимися, то есть профессионально ориентированными на музыкальное образование, то с моей точки зрения нужно начинать с самого начала, когда ребенок переступил порог музыкальной школы.
Не секрет, что основная масса поступающих детей имеют средние и нижесредних музыкальные способности. Иногда, дети, имеющие хорошие природные данные, обнаруженные на испытательном вступительном прослушивании, в дальнейшем не проявляют до конца своих возможностей, не раскрываются в полной мере. И, наоборот, средние дети интенсивней продвигаются вперед, добиваются хороших результатов. И здесь ответственность в большей степени лежит на педагоге. Самая небольшая часть детей, начавших обучаться, станет музыкантами, и конечно, не только скрипачами. Заранее, на стадии начального обучения, определить музыкальные профессиональные возможности детей – задача, не всегда выполнимая, хотя на практике ее нередко пытаются решать.
Конечно, хороший слух, ритм, внимание, понятливость (качества, которые, заметим попутно, выявляются не столько при первой проверке, сколько в процессе умного обучения) – все это кое о чем говорит; быть может, - о возможных предпосылках для музыкально-профессионального обучения в будущем, но, кстати говоря, вовсе не о музыкальном даровании, которое предполагает кроме всего прочего особый комплекс творческих качеств человеческой личности. Таких как: хороший музыкальный мелодический и гармонический слух, музыкальная память (все виды памяти), ритмическая организованность, эмоциональная отзывчивость, умственные качества, интеллект, способность к самообразованию, самостоятельность в работе, волевая целеустремленность, сосредоточенность внимание, наличие техники, владение основными приемами и навыками, эстрадное самообладание, артистизм, сценичность. творческое отношение к исполняемым произведениям.
Другая часть начавших обучаться, не сделавшись профессионалами, так сроднится с музыкой и со своим инструментом, что станет «просвещенными любителями», дилетантом, в том высоком смысле, в каком этот термин применялся в давние времена. То обстоятельство, что они смогут сами сыграть – пусть и не совершенно, пусть только для себя – музыкальное произведение, сыграть на инструменте, который предоставляет возможность передать музыку во всей ее полноте, позволит им быть может, понять нечто существенное, нередко ускользающее из поля внимания неиграющих: живое познание процесса музыкального развития и целого как результата этого развития. Не самое ли это важное для глубокого проникновения в музыку?
Некоторые дети, очень немного прозанимавшись в музыкальной школе, прекращают занятия; другие проходят весь путь обучения, к концу которого занимаются без увлечения, без интереса. А иногда могут и возненавидеть музыку, которая поначалу их привлекала. Нередко вина тут отчасти в педагоге, который видит свою цель в ремесленном обучении игре на инструменте, а не в широком смысле постижения музыкального искусства, умении любить музыку и музицировать. На начальной стадии обучении ребенка педагог уже может в определенной степени увидеть перспективу индивидуального развития каждого ученика. Кто быстрее, кто медленнее, все должны пройти один путь музыкального развития, овладев «элементарным музыкальным комплексом», который одинаково необходим и профессионалу, и любителю.
Важнейшей задачей, стоящей перед каждым педагогом, является постоянный поиск наиболее результативных путей воспитания и обучения каждого отдельного ученика. Правильная диагностика способностей, оценка сил и возможностей ученика, разнообразие методов воздействия на него – все это определяет стратегию и тактику деятельности преподавателя, логику учебного процесса. Особенность педагогики сегодняшнего дня – ее гуманистическая направленность, усиление коммуникативного начала, «диалогичность». Учащиеся становятся не только объектом педагогического процесса, но и его субъектом. Расширяется и спектр приемов педагогического воздействия: от авторитарных – до демократичных, толерантных, либеральных. Педагогическое воздействие включает несколько составляющих: воспитание, образование, обучение, развитие.
Именно на преподавателей ДМШ, ДШИ, учреждений начального музыкального образования возлагается основная ответственность за профессиональное и нравственное воспитание ребенка. Именно в период обучения в музыкальной школе закладывается тот «фундамент», прочность которого проверится в дальнейшем развитии музыкальных способностей, в дальнейшем профессиональном образовании, в музыкальном колледже, в консерватории. В. Сухомлинский писал: «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте». Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания. Чуткость и восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности».
Нужно помнить педагогический вывод из истории методики музыкального воспитания: ребенок вовсе не любит только то, что ему дается совершенно легко, без всякого труда. Он испытывает как раз большую эстетически обогащенную радость в результате преодоления каких-либо трудностей. Неразрывная связь всех педагогических понятий (воспитание, образование, обучение, развитие) является основой функции музыкальной школы. Преобразования в обществе повлекли за собой преобразования во многих сферах человеческой жизни.
Претерпевает изменение и система образования в области культуры и искусств. Происходит «расслоение» в системе, связанное со своеобразной специализацией. Одно направление – это общее эстетическое воспитание детей, другое – профессиональная ориентация учащихся. Система музыкальных школ в большей степени ориентирована на развитие творческих навыков детей, овладение практическими навыками игры на музыкальных инструментах. Программа по специальному инструменту -скрипка не всегда учитывает разную степень одаренности детей и, как правило, рассчитана на уровень способностей выше среднего. Не секрет, что сейчас в ДМШ отборочного конкурса практически нет, а необходимость реализовывать весь комплекс задач заставляет преподавателей-практиков создавать различные методические пособия, разрабатывать авторские и коллективные программы, использовать разноуровневые программы с дифференцированным подходом к группам детей различной направленности обучения. Существуют программы общего музыкального развития, программы для подготовительного класса, типовые программы, программы для перспективной группы детей, программы для одаренных детей. Каждая программа, выбранная преподавателем в отношении конкретного ученика, не может быть догмой.
Имея опыт работы с детьми, каждый преподаватель уже на первых уроках с маленькими начинающими (в подготовительных классах) довольно точно определяет уровень общих музыкальных способностей ребенка. По окончании начального периода обучения, примерно ко 2-3 классу, педагог уже может в определенной степени прогнозировать профессиональный путь развития учащегося. Именно к этому времени происходит начальное формирование основных исполнительских навыков и данных. Дети, обладающие полным комплексом профессиональных качеств, смогут продолжить обучение в музыкальных училищах и колледжах, ставя перед собой цель поступления в консерваторию. Если какая-то составляющая выпадает, то, например ученик, не обладающий исполнительным комплексом, может быть сориентирован на поступление на другую специальность (Духовые спец-ти , хоровое и т..). Соответственно в программе могут произойти некоторые корректировки за счет перераспределения часов «предмета по выбору».
В новых учебных планах в ДМШ обучение планируется по трем направлениям:
1. Инструментальное музицирование.
2. Традиционное обучение.
3. Обучение повышенного уровня.
Цель обучения – создание наиболее благоприятных условий организации учебного процесса с учетом доминирующих особенностей групп учащихся и решения задач индивидуального подхода к обучению. Весь процесс обучения делится на 2 этапа:
Начальный этап (от 5-и лет до 3-го класса) – общеобразовательное направление (дошкольный 5-7 лет, школьный 1-3 классы).
Задачи начального этапа: выявить и развить индивидуальные природные возможности, музыкальные данные; дать необходимые теоретические знания и отработать элементарные исполнительские навыки; определить интенсивность, цели и задачи следующего этапа обучения. Творческий союз «педагог – ребенок – родители» должен основываться на доверии, доброжелательности, заинтересованности и общности поставленной цели.
2. Основной этап (4-7 класс). С 4-го класса, в соответствии с уже определенными целями и задачами обучения, используются в работе три направления:
1) общеэстетические
2) академическое (классическое)
3) профессиональное. При повышении интереса и потребности самого обучающегося, происходит естественная корректировка в обучении. Восьмой год – дополнительный (возраст до поступления в колледж и закрепление, углубление полученных знаний). Построение образовательного процесса по принципу единообразия и усредненности тормозит развитие учащихся, обезличивает учебный процесс. Очевидна все возрастающая роль развивающих моделей обучения, обеспечивающих активную деятельность в сфере искусства и способствующих воспитанию устойчивого интереса учащихся к обучению.
Поэтому одним из решений задачи музыкального развития учащихся является опора педагогического процесса на музыкально- дидактические принципы Г. М. Цыпина и применение методики развивающего обучения:
Обучение чтению с листа – в процессе чего выявляются основные принципы: 1) увеличение объема музыкального материала.
2) ускорение темпов его прохождения, усвоение максимума информации за минимум времени. «Учить чтению с листа – развивать как музыканта!» – говорил М. Фейгин. Эскизное разучивание - здесь активно работают два предыдущих принципа, а также:
3) возрастает удельный вес теоретических знаний – повышается интеллектуализация занятий (анализ текста, сведения о стиле произведения, жанре, сведения об эпохе композитора, поэтапность работы над произведением).
4) проявление творческой инициативы и самостоятельности учащегося. Сначала надо вооружить знаниями, а потом добиваться самостоятельности. Дидактические принципы развивающего обучения
- обучение на высоком уровне трудностей
- продвижение вперед быстрым темпом
- ведущая роль теоретических знаний
- сознательное участие учащихся в учебном процессе
- систематическая работа над развитием всех учащихся.
Знание элементарных основ современной психологии поможет педагогу разобраться в психических особенностях поведения ученика. Педагог должен уметь гибко приспосабливать методы обучения и воспитания к особенностям нервной деятельности ребенка.
Педагогу важно в совершенстве владеть тремя основными методами, с помощью которых психология изучает черты и особенности деятельности личности:
1) наблюдение – сосредоточение внимания на ребенке, его чувствах, анализ его поведения, нервной деятельности.
2) беседа – контакт ученика и учителя, сила воздействия слова, проверка правильности выводов, полученных наблюдением.
3) эксперимент – активное воздействие на явления, обнаруженные путем наблюдения и уточнение выводов посредством беседы.
Если педагог разбирается в психических особенностях, типах нервной деятельности, ему гораздо легче строить учебно- воспитательный процесс, развивать творческие способности детей.
- Принципы общей педагогики, применяемые в музыкальной педагогике, способствуют лучшему усвоению знаний и умственному развитию учащихся- принцип систематического и последовательного обучения (планирование работы и грамотный выбор репертуара в соответствии с индивидуальностью ученика).
- принцип сознательного усвоения знаний – (в итоге собственный подход к изучению произведения, индивидуальный метод организации работы и, следовательно, самостоятельность мышления и интерпретации).
- принцип прочного усвоения знаний
- принцип доступности обучения (учет возрастных и индивидуальных особенностей)
- принцип наглядности обучения (два вида: показ и объяснение, анализ игровых приемов и указание способов овладения ими).
- принцип индивидуального подхода
- принцип активности (ведущая роль педагога в музыкальном развитии учащегося и активная деятельность учащегося на всех стадиях учебного процесса).
Активность учащегося – это не только многочасовые механические упражнения, но и «напряженная мыслительная деятельность» и эмоциональное отношение к исполнению произведения и к процессу обучения. Принцип активности заключается в том, чтобы добиться максимальных результатов в музыкальном развитии. Он предполагает в качестве методического приема преодоления заданий высокого уровня трудности, как в отношении репертуара, так и выполнения художественных и технических требований педагога.
Все эти методы и принципы работы лежат в основе организации учебного процесса с перспективными детьми в ДМШ. Обучение и воспитание перспективных и одаренных в музыкальном смысле детей требует высокого уровня профессионализма, знания особенностей детской психики, требует большой ответственности педагога за формирование личности будущего музыканта и особенного бережного отношения к хрупкой детской душе.
«Давайте вложим в руки детям, восприимчивым к музыке, тот ключик, при помощи которого они могут вступить в волшебный сад музыки, чтобы приумножить смысл всей их жизни». (Золтан Кодай).
Литература
Т. В. Погожева Вопросы методики обучения игре на скрипке
А Баринская Начальное обучение скрипача.
К. Мострас. Система домашних занятий скрипача. Музгиз, 1956.
В.Ю. Григорьев — Методика обучения игре на скрипке.
3. Л. Баренбойм. О музыкальном воспитании в Венгрии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа организации учебных сборов для учащихся 3-х курсов
Учебные сборы - эффективная форма развития познавательных и двигательных навыков учащихся, будущих защитников Отечества....
Организация воспитательного процесса с учащимися в рамках ФГОС
Представленный материал представляет собой рабочую программу курса, реализуемого в рамках повышения квалификации педагогов....
Учащаяся молодёжь и возможности колледжа в организации работы по повышению правовой культуры молодых и будущих избирателей.
Молодёжь и выборы....
«Организация работы с перспективными учащимися ДМШ»
В статье рассматриваются проблемы , с которыми педагог встречается в классе по специальности при обучении перспективных ребят,готовых продолжить профессиональное образование....
Методические указания по выполнению курсовой работы Профессиональный модуль 03 «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ» МДК 03. 01 Управление структурным подразделением организации и организацией в целом.
Методические указания предназначены для студентов, выполняющих курсовые работы по Профессиональному модулю 03 Организация работ в подразделе...
Статья "Новые ориентиры в организации сопровождения профессионального самоопределения учащихся в образовательной организации"
Стаья освещает основные тенденции и ориентиры в современной профориентации в школе....
Организация работы с одаренными детьми для повышения мотивации учащихся на уроках эвенского языка и литературы как сохранение традиционной культуры народа.
Статья "Организация работы с одаренными детьми для повышения мотивации учащихся на уроках эвенского языка и литературы как сохранение традиционной ...