«Организация работы с перспективными учащимися ДМШ»
статья
В статье рассматриваются проблемы , с которыми педагог встречается в классе по специальности при обучении перспективных ребят,готовых продолжить профессиональное образование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
как работать с перспективными детьми | 21.14 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Организация работы с перспективными учащимися ДМШ»
Яркая, высокая и трудная цель, которая определяет направление и интенсивность работы – единственный залог развития и роста учащегося. Этот принцип проводился Нейгаузом в жизнь по отношению ко всем ученикам и непосредственно к самому процессу работы над произведением. Если говорить об организации занятий с перспективными учащимися, то есть профессионально ориентированными на музыкальное образование, то с моей точки зрения нужно начинать с самого начала, когда ребенок переступил порог музыкальной школы.
Не секрет, что основная масса поступающих детей имеют средние и нижесредних музыкальные способности. Иногда, дети, имеющие хорошие природные данные, обнаруженные на испытательном вступительном прослушивании, в дальнейшем не проявляют до конца своих возможностей,не раскрываются в полной мере. И, наоборот, средние дети интенсивней продвигаются вперед, добиваются хороших результатов. И здесь ответственность в большей степени лежит на педагоге. Самая небольшая часть детей, начавших обучаться, станет музыкантами, и конечно, не только скрипачами. Заранее, на стадии начального обучения, определитьмузыкальные профессиональные возможности детей – задача, не всегда выполнимая, хотя на практике ее нередко пытаются решать.
Конечно, хороший слух, ритм, внимание, понятливость (качества, которые, заметим попутно, выявляются не столько при первой проверке, сколько в процессе умного обучения) – все это кое о чем говорит; быть может, - о возможных предпосылках для музыкально-профессионального обучения в будущем, но, кстати говоря, вовсе не о музыкальном даровании, которое предполагает кроме всего прочего особый комплекс творческих качеств человеческой личности. Таких как: хороший музыкальный мелодический и гармонический слух, музыкальная память (все виды памяти), ритмическая организованность, эмоциональная отзывчивость, умственные качества, интеллект, способность к самообразованию, самостоятельность в работе, волевая целеустремленность, сосредоточенность внимание, наличие техники, владение основными приемами и навыками, эстрадное самообладание, артистизм, сценичность. творческое отношение к исполняемым произведениям.
Другая часть начавших обучаться, не сделавшись профессионалами, так сроднится с музыкой и со своим инструментом, что станет «просвещенными любителями», дилетантом, в том высоком смысле, в каком этот термин
применялся в давние времена. То обстоятельство, что они смогут сами сыграть
– пусть и не совершенно, пусть только для себя – музыкальное произведение, сыграть на инструменте, который предоставляет возможность передать музыку во всей ее полноте, позволит им быть может, понять нечто существенное, нередко ускользающее из поля внимания неиграющих: живое
познание процесса музыкального развития и целого как результата этого развития. Не самое ли это важное для глубокого проникновения в музыку?
Некоторые дети, очень немного прозанимавшись в музыкальной школе,прекращают занятия; другие проходят весь путь обучения, к концу которого занимаются без увлечения, без интереса. А иногда могут и возненавидеть музыку, которая поначалу их привлекала. Нередко вина тут отчасти в педагоге, который видит свою цель в ремесленном обучении игре на инструменте, а не в широком смысле постижения музыкального искусства, умении любить музыку и музицировать. На начальной стадии обучении ребенка педагог уже может в определенной степени увидеть перспективу индивидуального развития каждого ученика. Кто быстрее, кто медленнее, все должны пройти один путь музыкального развития, овладев «элементарным музыкальным комплексом», который одинаково необходим и профессионалу, и любителю.
Важнейшей задачей, стоящей перед каждым педагогом, является постоянный поиск наиболее результативных путей воспитания и обучения каждого отдельного ученика. Правильная диагностика способностей, оценка сил и возможностей ученика, разнообразие методов воздействия на него – все это определяет стратегию и тактику деятельности преподавателя, логику учебного процесса. Особенность педагогики сегодняшнего дня – ее гуманистическая направленность, усиление коммуникативного начала, «диалогичность». Учащиеся становятся не только объектом педагогического процесса, но и его субъектом. Расширяется и спектр приемов педагогического воздействия: от авторитарных – до демократичных, толерантных, либеральных. Педагогическое воздействие включает несколько составляющих: воспитание, образование, обучение, развитие.
Именно на преподавателей ДМШ, ДШИ, учреждений начального музыкального образования возлагается основная ответственность за профессиональное и нравственное воспитание ребенка. Именно в период обучения в музыкальной школе закладывается тот «фундамент», прочность которого проверится в дальнейшем развитии музыкальных способностей, в дальнейшем профессиональном образовании, в музыкальном колледже, в консерватории. В.Сухомлинский писал: «То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте». Это правило касается всех сфер духовной жизни ребенка и особенно эстетического воспитания. Чуткость и восприимчивость к красоте в детские годы несравненно глубже, чем в более поздние периоды развития личности». Нужно помнить педагогический вывод из истории методики музыкального воспитания: ребенок вовсе не любит только то, что ему дается совершенно легко, без всякого труда. Он испытывает как раз большую эстетически обогащенную радость в результате преодоления каких-либо трудностей. Неразрывная связь всех педагогических понятий (воспитание, образование, обучение, развитие) является основой функции музыкальной школы. Преобразования в обществе повлекли за собой преобразования во многих сферах человеческой жизни. Претерпевает изменение и система образования в области культуры и искусств. Происходит «расслоение» в системе, связанное со своеобразной специализацией. Одно направление – это общее эстетическое воспитание детей, другое – профессиональная ориентация учащихся. Система музыкальных школ в большей степени ориентирована на развитие творческих навыков детей, овладение практическими навыками игры на музыкальных инструментах. Программа по специальному инструменту -скрипка не всегда учитывает разную степень одаренности детей и, как правило, рассчитана на уровень способностей выше среднего. Не секрет, что сейчас в ДМШ отборочного конкурса практически нет, а необходимость реализовывать весь комплекс задач заставляет преподавателей-практиков создавать различные методические пособия, разрабатывать авторские и коллективные программы, использовать разноуровневые программы с дифференцированным подходом к группам детей различной направленности обучения. Существуют программы общего музыкального развития, программы для подготовительного класса, типовые программы, программы для перспективной группы детей, программы для одаренных детей. Каждая программа, выбранная преподавателем в отношении конкретного ученика, не может быть догмой. Имея опыт работы с детьми, каждый преподаватель уже на первых уроках с маленькими начинающими (в подготовительных классах) довольно точно определяет уровень общих музыкальных способностей ребенка. По окончании начального периода обучения, примерно ко 2-3 классу, педагог уже может в определенной степени прогнозировать профессиональный путь развития учащегося. Именно к этому времени происходит начальное формирование основных исполнительских навыков и данных. Дети, обладающие полным комплексом профессиональных качеств, смогут продолжить обучение в музыкальных училищах и колледжах, ставя перед собой цель поступления в консерваторию. Если какая-то составляющая выпадает, то, например ученик, не обладающий исполнительным комплексом, может быть сориентирован на поступление на другую специальность (Духовые спе-ти или теоретическое). Соответственно в программе могут произойти некоторые корректировки за счет перераспределения часов «предмета по выбору». В новых учебных планах в ДМШ обучение планируется по трем направлениям:
1. Инструментальное музицирование.
2. Традиционное обучение.
3. Обучение повышенного уровня.
Цель обучения – создание наиболее благоприятных условий организации учебного процесса с учетом доминирующих особенностей групп учащихся и решения задач индивидуального подхода к обучению. Весь процесс обучения делится на 2 этапа:
Начальный этап (от 5-и лет до 3-го класса) – общеобразовательное направление (дошкольный 5-7 лет, школьный 1-3 классы).
Задачи начального этапа: выявить и развить индивидуальные природные возможности, музыкальные данные; дать необходимые теоретические знания и отработать элементарные исполнительские навыки; определить интенсивность, цели и задачи следующего этапа обучения. Творческий союз «педагог – ребенок – родители» должен основываться на доверии, доброжелательности, заинтересованности и общности поставленной цели.
2. Основной этап (4-7 класс). С 4-го класса, в соответствии с уже определенными целями и задачами обучения, используются в работе три направления:
1) общеэстетические
2) академическое (классическое)
3) профессиональное. При повышении интереса и потребности самого обучающегося, происходит естественная корректировка в обучении. Восьмой год – дополнительный (возраст до поступления в колледж и закрепление, углубление полученных знаний). Построение образовательного процесса по принципу единообразия и усредненности тормозит развитие учащихся, обезличивает учебный процесс. Очевидна все возрастающая роль развивающих моделей обучения, обеспечивающих активную деятельность в сфере искусства и способствующих воспитанию устойчивого интереса учащихся к обучению.
Поэтому одним из решений задачи музыкального развития учащихся является опора педагогического процесса на музыкально- дидактические принципы Г. М. Цыпина и применение методики развивающего обучения:
Обучение чтению с листа – в процессе чего выявляются основные принципы: 1) увеличение объема музыкального материала.
2) ускорение темпов его прохождения, усвоение максимума информации за минимум времени. «Учить чтению с листа – развивать как музыканта!» – говорил М. Фейгин. Эскизное разучивание - здесь активно работают два предыдущих принципа, а также:
3) возрастает удельный вес теоретических знаний – повышается интеллектуализация занятий (анализ текста, сведения о стиле произведения, жанре, сведения об эпохе композитора, поэтапность работы над произведением).
4) проявление творческой инициативы и самостоятельности учащегося. Сначала надо вооружить знаниями, а потом добиваться самостоятельности. Дидактические принципы развивающего обучения
- обучение на высоком уровне трудностей
- продвижение вперед быстрым темпом
- ведущая роль теоретических знаний
- сознательное участие учащихся в учебном процессе
- систематическая работа над развитием всех учащихся.
Знание элементарных основ современной психологии поможет педагогу разобраться в психических особенностях поведения ученика. Педагог должен уметь гибко приспосабливать методы обучения и воспитания к особенностям нервной деятельности ребенка.
Педагогу важно в совершенстве владеть тремя основными методами, с помощью которых психология изучает черты и особенности деятельности личности:
1) наблюдение – сосредоточение внимания на ребенке, его чувствах, анализ его поведения, нервной деятельности.
2) беседа – контакт ученика и учителя, сила воздействия слова, проверка правильности выводов, полученных наблюдением.
3) эксперимент – активное воздействие на явления, обнаруженные путем наблюдения и уточнение выводов посредством беседы.
Если педагог разбирается в психических особенностях, типах нервной деятельности, ему гораздо легче строить учебно- воспитательный процесс, развивать творческие способности детей.
- Принципы общей педагогики, применяемые в музыкальной педагогике, способствуют лучшему усвоению знаний и умственному развитию учащихся- принцип систематического и последовательного обучения (планирование работы и грамотный выбор репертуара в соответствии с индивидуальностью ученика).
- принцип сознательного усвоения знаний – (в итоге собственный подход к изучению произведения, индивидуальный метод организации работы и, следовательно, самостоятельность мышления и интерпретации).
- принцип прочного усвоения знаний
- принцип доступности обучения (учет возрастных и индивидуальных особенностей)
- принцип наглядности обучения (два вида: показ и объяснение, анализ игровых приемов и указание способов овладения ими).
- принцип индивидуального подхода
- принцип активности (ведущая роль педагога в музыкальном развитии учащегося и активная деятельность учащегося на всех стадиях учебного процесса).
Активность учащегося – это не только многочасовые механические упражнения, но и «напряженная мыслительная деятельность» и эмоциональное отношение к исполнению произведения и к процессу обучения. Принцип активности заключается в том, чтобы добиться максимальных результатов в музыкальном развитии. Он предполагает в качестве методического приема преодоления заданий высокого уровня трудности, как в отношении репертуара, так и выполнения художественных и технических требований педагога.
Все эти методы и принципы работы лежат в основе организации учебного процесса с перспективными детьми в ДМШ. Обучение и воспитание перспективных и одаренных в музыкальном смысле детей требует высокого уровня профессионализма, знания особенностей детской психики, требует большой ответственности педагога за формирование личности будущего музыканта и особенного бережного отношения к хрупкой детской душе. «Давайте вложим в руки детям, восприимчивым к музыке, тот ключик, при помощи которого они могут вступить в волшебный сад музыки, чтобы приумножить смысл всей их жизни». (Золтан Кодай).
Литература:
1. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1973 г.
2. Теория и методика обучения игре на фортепиано: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. А.Г.Каузовой, А.И.Николаевой. - М., «Владос» 2001 г.
3. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М., 1984 г. Татьяна Карнаухов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа организации учебных сборов для учащихся 3-х курсов
Учебные сборы - эффективная форма развития познавательных и двигательных навыков учащихся, будущих защитников Отечества....
Организация воспитательного процесса с учащимися в рамках ФГОС
Представленный материал представляет собой рабочую программу курса, реализуемого в рамках повышения квалификации педагогов....
Учащаяся молодёжь и возможности колледжа в организации работы по повышению правовой культуры молодых и будущих избирателей.
Молодёжь и выборы....
«Организация работы с перспективными учащимися ДМШ»
В СТАТЬЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ в специальных классах дмш...
Методические указания по выполнению курсовой работы Профессиональный модуль 03 «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТ В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИИ» МДК 03. 01 Управление структурным подразделением организации и организацией в целом.
Методические указания предназначены для студентов, выполняющих курсовые работы по Профессиональному модулю 03 Организация работ в подразделе...
Статья "Новые ориентиры в организации сопровождения профессионального самоопределения учащихся в образовательной организации"
Стаья освещает основные тенденции и ориентиры в современной профориентации в школе....
Организация работы с одаренными детьми для повышения мотивации учащихся на уроках эвенского языка и литературы как сохранение традиционной культуры народа.
Статья "Организация работы с одаренными детьми для повышения мотивации учащихся на уроках эвенского языка и литературы как сохранение традиционной ...