Организация воспитательного процесса с учащимися в рамках ФГОС
рабочая программа на тему
Представленный материал представляет собой рабочую программу курса, реализуемого в рамках повышения квалификации педагогов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_vospitatelnogo_protsessa_108.docx | 77.23 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Дальневосточный федеральный университет»
(ДВФУ)
Школа педагогики
Управление дополнительного профессионального образования
СОГЛАСОВАНО __________________Касинцева М.В. (подпись) __________________2015 г. | УТВЕРЖДАЮ _________________Пишун С.В. (подпись) МП ___________________2015 г. |
Дополнительная профессиональная программа
повышения квалификации
Организация воспитательного процесса с учащимися в рамках ФГОС
Владивосток
2015
1. Цель реализации программы
Целью изучения программы является изменение и преобразование основных профессиональных компетенций, необходимых для организации и осуществления воспитательного процесса с учащимися различных ступеней обучения с учётом требований ФГОС второго поколения.
В ходе реализации программы будут решаться следующие задачи:
- способствовать развитию способности разрабатывать и реализовывать программы воспитания учащихся на различных ступенях обучения;
- способствовать развитию способности решать задачи воспитания и духовно-нравственного развития личности обучающихся;
- способствовать развитию умения применять современные методики и технологии воспитания, методы диагностирования достижений обучающихся;
- развитие способности организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать их активность, инициативность и самостоятельность.
В процессе освоения данной программы формируются следующие компетенции:
- готовность использовать знание современных проблем науки и образования при решении образовательных и профессиональных задач;
- способность осуществлять профессиональное и личностное самообразование, проектировать дальнейший образовательный маршрут и профессиональную карьеру;
- готовность использовать индивидуальные способности для оригинального решения исследовательских задач;
- готовность к разработке и реализации методических моделей, методик, технологий и приемов к анализу результатов процесса их использования в образовательных заведениях различных типов;
- готовность к систематизации, обобщению и распространению методического опыта в профессиональной области;
- способность разрабатывать и реализовывать просветительские программы в целях популяризации научных знаний и культурных традиций;
- способность формировать художественно-культурную среду.
2. Требования к результатам обучения
Планируемые результаты обучения
В результате обучения слушатели приобретают следующие знания, умения и навыки, необходимые для формирования и изменения перечисленных компетенций.
Слушатель должен знать:
- ключевые направления в организации воспитательной работы;
- основные подходы, лежащие в основе воспитания;
- виды и структуру планов воспитательной работы;
- современные методы и технологии воспитания;
- основные нормативные документы, регламентирующие воспитательную деятельность.
Слушатель должен уметь:
- отбирать, планировать и встраивать в структуру воспитательного процесса современные методы и технологии;
- планировать воспитательную работу с учащимися с учетом требований Стандарта;
- составлять необходимые документы для организации воспитательной работы с учащимися;
- подбирать методики диагностики эффективности воспитательной работы;
- выстраивать неконфликтные взаимоотношения с субъектами педагогической деятельности.
Слушатель приобретет навыки:
- работы с нормативными актами, документами публичного доступа, а также текстами при определении существующих проблем воспитания учащихся;
- поиска, обработки и анализа информации, необходимой для осуществления воспитательного процесса с учащимися, а также подготовки предложений по их решению.
3. Содержание программы
Программа включает 3 ключевых раздела: «Общая характеристика ФГОС в аспекте воспитательной деятельности», «Основные аспекты организации воспитательной работы в рамках ФГОС», «Психологическая готовность педагога к реализации воспитательной составляющей Стандарта».
Первый раздел позволяет сформировать общий взгляд на проблемы и тенденции развития системы образования в РФ. Здесь предполагается знакомство с нормативными и законодательными документами. Выделяются основные особенности Стандарта, показывается принципы, приемы и правила его конструирования.
Второй раздел предполагает детальное изучение основных аспектов организации воспитательной работы в образовательном учреждении. Рассматриваются вопросы формирования личностных результатов у учащихся; трудности конструирования программ и планов воспитательной работы; вопросы диагностики и мониторинга результатов воспитательного процесса. В виде практических занятий слушатели знакомятся с основными современными активными и интерактивными методами и технологиями воспитания.
Третий раздел посвящён рассмотрению вопросов психологической готовности педагога к реализации ФГОС. Здесь предполагается знакомство с понятиями «теоретическая и практическая готовность»; дается характеристика основным психологическим качествам личности педагога, необходимым для реализации Стандарта. Со слушателями разбираются причины возникновения конфликтов с учащимися, коллегами, администрацией; предлагаются способы и пути их предотвращения.
Занятия проходят в виде лекционных и практических форм обучения; предполагаются консультации по индивидуальным заданиям слушателей. Программа предоставляет возможность использовать такие активные методы как деловая игра, дискуссия, метод проектов, круглый стол. Итоговая аттестация имеет форму дифференцированного зачёта по результатам выполнения проектных заданий и ответа на один из комплексных вопросов.
Учебный план
программы повышения квалификации
«Организация воспитательного процесса с учащимися в рамках ФГОС»
Категория слушателей – классные руководители общеобразовательных школ, заместители руководителей образовательных учреждений по воспитательной работе.
Срок обучения 3 з.е./108 часов трудоемкость (2 недели)
Форма обучения с отрывом от работы
№ | Наименование раздела | Всего з.е./ трудоемкость, час. | В том числе | ||
лекций, час | практических занятий, лабораторных работ, час | самост. работа, час | |||
1 | Общая характеристика ФГОС в аспекте воспитательной деятельности | 0,5/18 | 4 | 4 | 10 |
2 | Основные аспекты организации воспитательной работы в рамках ФГОС | 2/72 | 12 | 22 | 38 |
3 | Психологическая готовность педагога к реализации воспитательной составляющей Стандарта | 0,5/18 | 6 | 6 | 6 |
Итого | 3/108 | 22 | 32 | 54 | |
Итоговая аттестация | зачёт |
Руководитель программы И.Н. Шабля
Начальник отдела ДПО Школы педагогики М.В. Касинцева
Учебно-тематический план
программы повышения квалификации
«Организация воспитательного процесса с учащимися в рамках ФГОС»
№ | Наименование разделов, дисциплин и тем | Всего, трудоемкость, час. | В том числе | ||
лекций, час | практических занятий, лабораторных работ, час | самост. работа, час | |||
1 | Общая характеристика ФГОС в аспекте воспитательной деятельности | 0,5/18 | 4 | 4 | 10 |
1.1 | Структура и отличительные особенности ФГОС | 9 | 2 | 2 | 5 |
1.2 | Характеристика подходов, лежащих в основе Стандарта | 9 | 2 | 2 | 5 |
2 | Основные аспекты организации воспитательной работы в рамках ФГОС | 2/72 | 12 | 22 | 38 |
2.1 | Особенности воспитательной работы с учащимися в современных условиях | 12 | 2 | 4 | 6 |
2.2 | Общепедагогические аспекты организации воспитательной работы | 12 | 2 | 4 | 6 |
2.3 | Планирование воспитательной работы в образовательном учреждении | 6 | 2 | 4 | |
2.4 | Программа воспитания и социализации учащихся | 12 | 2 | 4 | 6 |
2.5 | Диагностика эффективности организации и осуществления воспитательного процесса | 18 | 2 | 6 | 10 |
2.6 | Использование активных методов и технологий в воспитательном процессе | 12 | 2 | 4 | 6 |
3 | Психологическая готовность педагога к реализации воспитательной составляющей Стандарта | 0,5/18 | 6 | 6 | 6 |
3.1 | Готовность педагога к реализации Стандарта | 8 | 4 | 2 | 2 |
3.2 | Эффективные способы разрешения конфликтных ситуаций | 10 | 2 | 4 | 4 |
Итого | 3/108 | 22 | 32 | 54 | |
Итоговая аттестация | Зачёт |
Учебная программа
повышения квалификации
«Организация воспитательного процесса с учащимися в рамках ФГОС»
Раздел 1. Общая характеристика ФГОС в аспекте воспитательной деятельности (0,5 з.е./18час.)
Тема 1.1 Структура и отличительные особенности ФГОС (9 часов: 2 ч.лек./2 ч.пр./5ч.сам.раб.)
Сравнительная характеристика действующего и вводимого Стандартов (цели, задачи, основные подходы и направления). Дискуссия о необходимости принятия Стандарта. Результаты обучения (личностные, метапредметные, предметные) в структуре Стандарта и их характеристика.
Тема 1.2 Характеристика подходов, лежащих в основе Стандарта (9 часов: 2 ч.лек./2 ч.пр./5ч.сам.раб.)
Компетентностный подход и его характеристика. Ключевые, общепредметные, предметные компетенции. Системно-деятельностный подход и его особенности. Личностно-ориентированное образование. Проблемное обучение и его особенности в рамках Стандарта.
Перечень практических занятий
Номер темы | Наименование практического занятия |
Тема 1.1 | Построение карты планируемых результатов воспитательной работы (2 часа) |
Тема 1.2 | Технология конструирования компетенций (2 часа) |
Самостоятельная работа
Номер темы | Содержание самостоятельной работы |
Тема 1.1 | Самостоятельно соотнесите между собой два документа: ФГОС второго поколения и действующий Стандарт. Найдите принципиальные отличия этих двух нормативных документов (5 часов) |
Тема 1.2 | Проанализируйте, какие из подходов, лежащих в основе Стандарта, могут быть использованы вами в профессиональной деятельности (5 часов) |
Раздел 2. Основные аспекты организации воспитательной работы в рамках ФГОС (2з.е./72час.)
Тема 2.1 Особенности воспитательной работы с учащимися в современных условиях (12 часов: 2 ч.лек./4 ч.пр./6ч.сам.раб.)
Необходимость воспитательной работы. Сложности и трудности организации воспитательного процесса на разных этапах обучения (дошкольное образование, школьное образование, профессиональное образование). Специфика отношений «педагог-воспитатель» на разных этапах обучения. Проблема взаимодействия образовательного учреждения с семьями воспитанников на разных этапах обучения. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как нормативный документ. Программа духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как нормативный документ.
Тема 2.2 Общепедагогические аспекты организации воспитательной работы (12 часов: 2 ч.лек./4 ч.пр./6ч.сам.раб.)
Цель и задачи воспитательного процесса в современных условиях. Основные направления воспитательной работы и их характеристика: гражданско-патриотическое, эстетическое, этическое, экологическое, трудовое, художественно-творческое, спортивно-оздоровительное. Основные формы организации и осуществления воспитательной работы: классный час, беседа, лекция, дискуссия, экскурсия, кружок и др.
Тема 2.3 Планирование воспитательной работы в образовательном учреждении (6 часов: 2 ч.лек./0 ч.пр./4ч.сам.раб.)
Виды и структура планов воспитательной работы. Специфика плана воспитательной работы на разных этапах обучения. Анализ эффективности плана воспитательной работы.
Тема 2.4 Программа воспитания и социализации учащихся (12 часов: 2 ч.лек./4 ч.пр./6ч.сам.раб.)
Структура и составные части Программы как компонента основной образовательной программы образовательного учреждения. Подходы и технологии формирования Программы. Разработка фрагментов Программы воспитания и социализации учащихся. Анализ эффективности Программы воспитания и социализации.
Тема 2.5 Диагностика эффективности организации и осуществления воспитательного процесса (18 часов: 2 ч.лек./6 ч.пр./10ч.сам.раб.)
Основные аспекты диагностики воспитательного процесса. Методики и технологии диагностики воспитательного процесса. Показатели воспитанности учащихся на разных ступенях обучения. Составление карты мониторинга воспитательной работы с учащимися.
Тема 2.6 Использование активных методов и технологий в воспитательном процессе (12 часов: 2 ч.лек./4 ч.пр./6ч.сам.раб.)
Общее представление о традиционных, активных и интерактивных методах и технологиях воспитания. Уровни активности (воспроизведения, интерпретации, творческая). Специфика и особенности активных методов и технологий. Виды активных методов и технологий воспитания и их характеристика. Специфика и отличительные особенности интерактивных методов и технологий. Виды интерактивных методов и технологий: 1) «Мозговой штурм» (атака); 2) Работа в группах; 3) Ролевая игра; 4) Игровые упражнения; 5) Метод проектов; 6) Решение ситуационных задач; 7) Дискуссия группы экспертов; 8) Выступление в роли обучающего. Оценка эффекта от использования активных и интерактивных методов.
Перечень практических занятий
Номер темы | Наименование практического занятия |
Тема 2.1 | Характеристика нормативных документов, определяющих воспитательную работу в образовательных учреждениях (2 часа) |
Тема 2.1 | Характеристика Программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (2 часа) |
Тема 2.2 | Направления воспитательной работы(2 часа) |
Тема 2.2 | Формы воспитательной работы (2 часа) |
Тема 2.4 | Проектирование основных разделов Программы воспитания и социализации (4 часа) |
Тема 2.5 | Личностные результаты и их характеристика (2 часа) |
Тема 2.5 | Диагностика результатов воспитательной работы в рамках требований Стандарта (2 часа) |
Тема 2.5 | Шаблоны и карты мониторинга воспитательной работы (2 часа) |
Тема 2.6 | Методика использования игровых методов в процессе воспитания (2 часа) |
Тема 2.6 | Методика использования дискуссионных методов в ходе воспитательной работы (2 часа) |
Самостоятельная работа
Номер темы | Содержание самостоятельной работы |
Тема 2.1 | 1. Напишите эссе на одну из представленных тем и на его основе подготовьтесь к участию в дискуссии (2 часа) Темы для эссе: «Кто воспитывает ребенка – семья или школа?»; «Взаимодействие школы и семьи – вынужденная необходимость или возможность для развития?»; «Необходимо ли образованию воспитание?». 2. Составьте сравнительные таблицы: «Воспитание в России в истории и современности»; «Воспитание в разных странах сегодня» (2 часа) 3. Проанализируйте основные понятия, представленные в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Сопоставьте их трактовку с ранее известными вам (2 часа) |
Тема 2.2 | 1. Сравните между собой основные направления воспитательной работы (5направлений) и составьте цепочку логических связей между ними (2 часа) 2. Составьте сравнительную таблицу форм воспитательной работы, указав их достоинства и недостатки. Подготовьтесь к выступлению по данному заданию (2 часа) 3. Составьте план воспитательных мероприятий по одному из направлений воспитательной работы (период составления и возраст воспитанников определите самостоятельно). Подготовьтесь к защите данного плана (2 часа) |
Тема 2.3 | 1. Составьте комплексный план воспитательной работы с учащимися (период составления и возраст воспитанников определите самостоятельно). Подготовьтесь к публичной защите составленного вами плана (1 час) 2. Сопоставьте между собой планы воспитательной работы, которые реализуются на разных этапах обучения. В чем их сходства и различия (1 час) 3. Изучите критерии эффективности организации и осуществления воспитательной деятельности. С их помощью проанализируйте собственный план воспитательной работы; план воспитательной работы одного из ваших коллег (2 часа) |
Тема 2.4 | 1. Сравните между собой походы и технологии формирования программы воспитания и социализации учащихся, представленные на страницах методической литературы. Выберите приемлемый для вас вариант и на его основе приступите к разработке фрагментов Программы (3 часа) 2. Работая в группах, составьте фрагменты Программы воспитания и социализации учащихся. Подготовьтесь к публичной защите составленного вами плана (4 часа) 3. Изучите критерии эффективности Программы воспитания и социализации учащихся. С их помощью проанализируйте собственные фрагменты Программы; фрагменты Программы, составленные вашими коллегами (3 часа) |
Тема 2.5 | 1. Изучите методики диагностики воспитательного процесса по одному из направлений воспитательной работы. На их основании составьте анкеты и диагностические задания (4 часа) 2. Сравните между собой показатели воспитанности учащихся на разных ступенях обучения. В чем их принципиальное отличие? Есть ли сходства? (3 часа) 3. Составьте шаблон карты мониторинга воспитательной работы в соответствии с требованиями Стандарта (3 часа) |
Тема 2.6 | 1. Подберите активные методы и технологии, которые с вашей точки зрения возможно использовать в рамках организации и осуществления воспитательной деятельности с учащимися (2 часа) 2. Разработайте фрагменты занятий, с использованием активных методов и технологий (4 часа) |
Раздел 3. Психологическая готовность педагога к реализации воспитательной составляющей Стандарта (0,5з.е/18час.)
Тема 3.1 Готовность педагога к реализации Стандарта (8 часов: 4 ч.лек./2 ч.пр./2ч.сам.раб)
Понятие «готовность» и его характерные особенности. Виды готовности (эмоциональная, психологическая, теоретическая, практическая, комплексная) и их характеристика. Основные черты личности педагога.
Тема 3.2 Эффективные способы разрешения конфликтных ситуаций (10 часов: 2 ч.лек./4 ч.пр./4ч.сам.раб.)
Понятие «конфликтная ситуация». Причины возникновение конфликтов в коллективе. Виды конфликтных ситуаций. Пути разрешения конфликтных ситуаций. Особенности конфликтных ситуаций в системе образования (учитель-ученик, ученик-ученик, учитель-родитель, учитель-учитель, учитель-администрация, ученик-администрация, родитель-администрация).
Перечень практических занятий
Номер темы | Наименование практического занятия |
Тема 3.1 | Диагностика личностных качеств педагога (2 часа) |
Тема 3.2 | Анализ конфликтных ситуаций (2 часа) |
Тема 3.2 | Построение траектории взаимодействия в коллективе (2 часа) |
Самостоятельная работа
Номер темы | Содержание самостоятельной работы |
Тема 3.1 | Проанализируйте черты личности педагога, представленные в профессиональном Стандарте и собственные личностные черты (2 часа) |
Тема 3.2 | Составьте упражнения, которые с вашей точки зрения помогут вам разрешать конфликтные ситуации (4 часа) |
4. Материально-технические условия реализации программы
Наименование специализированных аудиторий, кабинетов, лабораторий | Вид занятий | Наименование оборудования, программного обеспечения |
Лекционная аудитория | Лекции, круглый стол, практические занятия | Видеопроектор, экран, интерактивная доска, компьютер |
5. Учебно-методическое обеспечение программы
Основная литература:
1. Байбородова Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Л.В. Байбородова. – М.: Просвещение, 2014. – 176 с.
2. Вульфсон Б.Л. Нравственное и гражданское воспитание в России и на Западе: Актуальные проблемы: монография / Б.Л. Вульфсон. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. – 336 с.
3. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.
4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010. – 24 с.
5. Кукушин В.С. Теория и методика воспитательной работы: учебное пособие / В.С. Кукушин. – Ростов н/Д.: Издательский центр «МарТ»; «Феникс», 2010. – 352 с.
6. Методика воспитательной работы: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: «Академия», 2009. – 160 с.
7. Новикова Л.И. Педагогика воспитания: избранные педагогические труды / Под ред. Н.Л. Селивановой, А.В. Мудрика. Сост.Е.А. Соколова. – М.: Изд-во «ПЕР СЭ», 2010. – 336 с.
8. Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведения / М.И. Рожков, Л.В. Байбородова. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 384 с.
9. Степанов П.В. Как в соответствии с требованиями ФГОС разработать программу воспитания и социализации учащихся / П.В. Степанов // Управление воспитательным процессом в школе. – 2014. – № 1. – С. 93–100.
10. Степанов П.В. Как в соответствии с требованиями ФГОС разработать программу воспитания и социализации учащихся / П.В. Степанов // Управление воспитательным процессом в школе. – 2014. – № 2. – С. 95–127.
Дополнительная литература:
1. Буданова Г.П. Справочник классного руководителя: пособие для учителя / Г.П. Буданова, Л.Н. Буйлова. – М.: Просвещение, 2011. – 256 с.
2. Головнева Н.Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике / Н.Ф. Головнева // Педагогика. – 2007. – № 10. – С. 38–47.
3. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2011. – 80 с.
4. Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 96 с.
5. Данилюк А.Я. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования / А.Я. Данилюк, А.А. Логинова. – М.: Просвещение, 2012. – 32 с.
6. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. учреждений в 2 ч. / Под ред. А.Я. Данилюка. – М.: Просвещение, 2011. – Ч. 1. – 127 с.
7. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. учреждений в 2 ч. / Под ред. А.Я. Данилюка. – М.: Просвещение, 2011. – Ч. 2. – 142 с.
8. Казачёнок Н.В. Духовно-нравственное воспитание и развитие личности гражданина России. Методические рекомендации. 5–9 классы. Пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н.В. Казачёнок, Н.В. Шмелёва. – М.: Просвещение, 2014. – 238 с.
9. Криволапова Н.А. Внеурочная деятельность. Программа развития познавательных способностей учащихся. 5–8 классы / Н.А. Криволапова. – М.: Просвещение, 2012. – 47 с.
10. Логинова А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Методическое пособие. 1 класс / А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2012. – 79 с.
11. Логинова А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Методическое пособие. 2 класс / А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2012. – 92 с.
12. Логинова А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Методическое пособие. 3 класс / А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2013. – 88 с.
13. Логинова А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Методическое пособие. 4 класс / А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2013. – 101 с.
14. Логинова А.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов. Методическое пособие. 5–7 классы / А.А. Логинова, А.Я. Данилюк. – М.: Просвещение, 2014. – 171 с.
15. Моделируем внеурочную деятельность обучающихся. Методические рекомендации: пособие для учителей общеобразоват. организаций / Ю.Ю. Баранова, А.В. Кисляков, М.И. Солодкова и др. – М.: Просвещение, 2014. – 92 с.
16. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / Под ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2011. – 111 с.
17. Рубина Л.Я. Воспитание и воспитательная работа в школе: взгляд социолога / Л.Я.Рубина // Образование и наука. – 2006. – №3. – С. 97–108.
18. Справочник заместителя директора по воспитательной работе / Сост. Л.В. Голубева, Г.П. Попова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 239 с.
19. Степанов Е.Н. Изучение состояния и эффективности воспитательного процесса в классе // Классный руководитель. – 2007. – № 1. – С. 5 – 12.
20. Степанов П.В. Внеурочная деятельность. Примерный план внеурочной деятельности в основной школе: пособие для учителей общеобразоват. организаций / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев. – М.: Просвещение, 2014. – 127 с.
6. Оценка качества освоения программы
Итоговая аттестация представляет форму комплексного дифференцированного зачёта по всем разделам программы. Для проведения зачета создается комиссия из числа ведущих преподавателей. Для того чтобы получить зачет слушателям необходимо:
1) выполнить и представить комиссии практические задания;
2) ответить на один из вопросов, который носит комплексный характер. Слушатель считается аттестованным, если:
1) он получает положительные отметки (3,4,5) по всем практическим заданиям, выносимым на зачет;
2) его ответ имеет положительную отметку (3,4,5).
Перечень практических заданий для зачёта
1. Дайте характеристику основным документам, определяющим цель, задачи, направления и организацию воспитательной работы в современных условиях.
2. Охарактеризуйте основные понятия, лежащие в структуре Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
3. Перечислите основные направления воспитательной работы со школьниками, которые определены в Концепции.
4. Приведите примеры мероприятий, которые вы как классный руководитель проводите/могли бы проводить со школьниками в рамках каждого из направлений.
5. Перечислите формы взаимодействия с родителями и общественными организациями, определенные в Концепции. Какие из них вы используете в своей работе классного руководителя.
6. Перечислите параметры, по которым оцениваются качество и эффективность воспитательной работы со школьниками.
7. Перечислите параметры, по которым оцениваются качество и эффективность учебной работы со школьниками.
8. Приведите примеры методик, с помощью которых вы могли бы оценить результаты воспитательной работы со школьниками.
9. Перечислите основные качества, которыми должен обладать педагог (в соответствии с новым образовательным Стандартом и Концепцией).
10. Оцените, какими из представленных в нормативных документах качеств личности педагога вы обладаете.
11. Составьте фрагмент плана воспитательной работы с учащимися в рамках требований, представленных в Концепции.
12. Составьте фрагмент Программы воспитания и социализации учащихся.
Вопросы для зачёта
1. Личностно-ориентированное образование: специфика и особенности.
2. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности.
3. Классный руководитель (воспитатель, куратор) и его роль в современном учебно-воспитательном процессе.
4. Классный час как основная форма организации воспитательного процесса.
5. История становления института классного руководства в России.
6.Специфика и содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся (на всех ступенях обучения).
7. Концепция духовно-нравственного воспитания и развития личности.
8. Воспитание гражданственности и патриотизма учащихся (на всех ступенях обучения).
9.Воспитание нравственных чувств и этического сознания учащихся (на всех ступенях обучения).
10. Воспитание трудолюбия и творческого отношения к труду учащихся (на всех ступенях обучения).
11. Экологическое воспитание учащихся (на всех ступенях обучения).
12. Эстетическое воспитание учащихся (на всех ступенях обучения).
7. Составители программы
№ | Ф.И.О. | Звание, должность | Основное место работы | Номер разработанного раздела (дисциплины, модуля), темы по учебно-тематическому плану |
1. | Шабля Иван Николаевич | Старший преподаватель | Школа педагогики, кафедра педагогики | Раздел 1, Раздел 2 |
2. | Калниболанчук Ирина Сергеевна | к.пед.н., доцент | Школа педагогики, кафедра педагогики | Раздел 3 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План организации воспитательного процесса на 2015 - 2016 учебный год
Данный материал представляет собой план организации воспитательного процесса в профессиональном образовательном учреждении в 2015-2016 учебном году...
Обзор литературных источников по проблеме организации воспитательной работы с учащимися в современной школе
В статье представлен анализ учебно-методической литературы по вопросам организации воспитательного процесса в современной школе....
План организации воспитательного процесса на 2016 - 2017 учебный год
Материал представляет собой план организации воспитательного процесса ГБПОУ МО "Луховицкого агрпрно-промышленного техникума " на 2016 - 2017 учебный год...
План организации воспитательного процесса на 2017 - 2018 учебный год
Материал представляет собой план организации воспитательного процесса ГБПОУ МО "Луховицкий аграрно-промышленный техникум" на 2017 - 2018 учебный год...
План организации воспитательного процесса на 2018 - 2019 учебный год
Материал представляет собой план воспитательнолй работы ГБПОУ МО "Луховицкий аграрно-промышленный техникум" на 2018 - 2019 учебный год...
План организации воспитательного процесса на 2019 - 2020 учебный год
Направления организации учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения в 2019 - 2020 учебном году...
План организации воспитательного процесса на 2020-2021 учебный год
План организации воспитательного процесса раскрывает планирование воспитательной работы в образовательной организации СПО...