РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ООД. 03 История программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии: 35.01.27 Мастер сельскохозяйственного производства
рабочая программа
Рабочая программа учебной дисциплины по истории
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3._ood.03_istoriya_mastera_sel.hoz_.doc | 507 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Саратовской области «Ершовский агропромышленный лицей»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ СО «ЕАЛ»
______________ Д.А.Поветкин
Пр. № «____» от «___» _____2023 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ООД. 03 История
программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии: Мастер сельскохозяйственного производства естественно - научного профиля на базе основного общего образования с получением среднего общего образования
г. Ершов -2023г.
Программа общеобразовательной дисциплины ООД.03 «История» разработана всоответствии с ФГОС среднего общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования", с изменениями и дополнениями от: 29декабря 2014г., 31 декабря 2015г., 29 июня 2017г., 24 сентября, 11 декабря 2020г., 12 августа 2022г.), с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии Мастер сельскохозяйственного производства (Приказ Министерства образования и науки РФ от«26»августа 2022г. № 775), примерной основной общеобразовательной программыпо дисциплине ООД.03 «История» для профессиональных общеобразовательных организаций, утвержденной Советом по оценки содержания и качества примерных рабочих программ общеобразовательного и социально-гуманитарного циклов среднегопрофессионального образования Протокол №14 от 30 ноября 2022г., программы воспитания обучающихся по профессии Мастер сельскохозяйственного производства. |
РАССМОТРЕНО на заседании методической комиссии профессий технического профиля Протокол № ___ от «___» _______2023 г. Председатель МК_______/Целик Л.И./ | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УПР _____________/Рахматуллина. О.А. «___» ______________ 2023 г. |
Организация-разработчик: ГБПОУ СО « Ершовский агропомышленный лицей » Разработчик: Осипян Рузанна Львовна, преподаватель истории в ГБПОУ СО «Ершовский агропромышленный лицей»
Рекомендована Экспертной комиссией согласно приказа министерства образования Саратовской области от года № 28 «О подготовке основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального образования»
СОДЕРЖАНИЕ
стр стр | |||
#1054;БЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 3 | ||
#1057;ТРУКТУРАИ СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 18 | ||
#1059;СЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 52 | ||
#1050;ОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МАСТЕРСЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА | 54 | ||
- ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ООД.03 ИСТОРИЯ
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Общеобразовательная дисциплина «История» является частью предметной области «Общественные науки», изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ГБПОУ СО «Ершовского агропромышленного лицея» Мастер сельскохозяйственного производства, с учетом профессиональной направленности ФГОС СПО
- Цели и планируемые результаты:
Цель общеобразовательной дисциплины
Главной целью общего исторического образования является формирование у обучающегося целостной картины российской и мировой истории, учитывающей взаимосвязь всех ее этапов, их значимость для понимания современного места и роли России в мире, важность вклада каждого народа, его культуры в общую историю страны и мировую историю, формирование личностной позиции по основным этапам развития российского государства и общества, а также современного образа России
Планируемые результаты освоения общеобразовательной дисциплины в соответствии с ФГОС СПО и на основе ФГОС СОО
Особое значение дисциплина имеет при формировании ОК и ПК
Код и наименование формируемых компетенций | Результаты освоения дисциплины | |
Общие | Дисциплинарные | |
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам | В части трудового воспитания:
Овладение универсальными учебными познавательными действиями: а)базовые логические действия:
| -уметь критически анализировать для решения познавательной задачи аутентичные исторические источники разных типов (письменные, вещественные, аудиовизуальные) по истории России и зарубежных стран ХХ – начала XXI в., оценивать их полноту и достоверность, соотносить с историческим периодом; выявлять общее и различия; привлекать контекстную информацию при работе с историческими источниками; -владеть комплексом хронологических умений, умение устанавливать причинно-следственные, пространственные связи исторических событий, явлений, процессов с древнейших времен до настоящего времени; -уметь анализировать, характеризовать и сравнивать исторические события, явления, процессы с древнейших времен до настоящего времени |
противоречия в рассматриваемых явлениях;
б) базовые исследовательские действия:
|
Области жизнедеятельности;
| ||
ОК#1048;спользовать | В области ценности научного | -уметь осуществлять с соблюдением правил |
современные средства | познания: | информационной безопасности поиск исторической |
поиска, анализа и | - сформированность мировоззрения, | информации по истории России и зарубежных стран |
интерпретации | соответствующего современному | ХХ–начала XXIв. в справочной литературе, сети |
информации, и | уровню развития науки и | Интернет, средствах массовой информации для |
информационные | общественной практики, основанного | решения познавательных задач; оценивать полноту и |
технологии для | на диалоге культур, способствующего | достоверность информации с точки зрения ее |
выполнения задач | осознанию своего места в | соответствия исторической действительности; |
профессиональной | поликультурном мире; | -уметь объяснять критерии поиска исторических |
деятельности | - совершенствование языковой и | источников и находить их; учитывать при работе |
читательской культуры как средства | специфику современных источников социальной и | |
взаимодействия между людьми и | личной информации; объяснять значимость | |
познания мира; | конкретных источников при изучении событий и | |
- осознание ценности научной | процессов истории России и истории зарубежных | |
деятельности, готовность | стран; приобретение опыта осуществления учебно- | |
осуществлять проектную и | исследовательской деятельности | |
исследовательскую деятельность | ||
индивидуально и в группе; | ||
Овладение универсальными учебными | ||
познавательными действиями: | ||
в)работа с информацией: |
коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
|
безопасности личности | ||
ОК#1069;ффективно | - готовность к саморазвитию, | -приобретать опыт осуществления проектной |
взаимодействовать и | самостоятельности и | деятельности в форме участия в подготовке учебных |
Работать в коллективе и | самоопределению; | проектов по новейшей истории, в том числе–на |
команде | -овладение навыками учебно- | региональном материале (с использованием ресурсов |
исследовательской, проектной и | библиотек, музеев и т. д.); | |
социальной деятельности; | -приобретать опыт взаимодействия с людьми другой | |
Овладение универсальными | культуры, национальной и религиозной | |
коммуникативными действиями: | принадлежности на основе ценностей современного | |
б) совместная деятельность: | российского общества: идеалов гуманизма, | |
- понимать и использовать | демократии, мира и взаимопонимания между | |
преимущества командной и | народами, людьми разных культур; уважения к | |
индивидуальной работы; | историческом у наследию народов России | |
-принимать цели совместной | ||
деятельности, организовывать и | ||
координировать действия по ее | ||
достижению: составлять план | ||
действий, распределять роли с учетом | ||
мнений участников обсуждать | ||
результаты совместной работы; | ||
-координировать и выполнять работу | ||
в условиях реального, виртуального и | ||
комбинированного взаимодействия; | ||
-осуществлять позитивное | ||
стратегическое поведение в различных | ||
ситуациях, проявлять творчество и | ||
воображение, быть инициативным |
Овладение универсальными регулятивными действиями: г)принятие себя и других людей:
| ||
ОК #1054;существлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста | В области эстетического воспитания:
личности; |
отечественной истории |
Овладение универсальными коммуникативными действиями: а)общение:
точку зрения с использованием языковых средств | ||
ОК#1055;роявлять гражданско- патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты анти коррупционного |
В части гражданского воспитания: | - понимать значимость России в мировых политических и социально-экономических процессах ХХ – начала XXI в., знание достижений страны и ее народа; умение характеризовать историческое значение Российской революции, Гражданской войны, нэпа, индустриализации и коллективизации в СССР, решающую роль Советского Союза в победе над нацизмом, значение советских научно- технологических успехов, освоения космоса; понимание причин и следствий распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и других важнейших событий ХХ – начала XXI в.; особенности развития культуры народов СССР |
поведения |
-принятие традиционных национальных, общечеловеческих гуманистических и демократических ценностей;
общеобразовательной организации и детско-юношеских организациях;
патриотического воспитания:
гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему | (России);
-уметь составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории ХХ –начала XXI в. и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с опорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов;
|
народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, свой язык и культуру,прошлое и настоящее многонационального народа России;
освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);
с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении | источники исторической информации, в том числе исторические карты/схемы, по истории Россиии зарубежных стран ХХ – начала XXI в.; сопоставлять информацию, представленную в различных источниках; формализовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм;
-уметь характеризовать вклад российской культуры в мировую культуру;
|
индивидуальной образовательной траектории; - овладение навыками учебно- исследовательской, проектной и социальной деятельности | ||
П.К.1 Выполнение работ | П.К.1 .1. выполнять работы по | -умение составлять описание(реконструкцию)в |
по ремонту и наладке | разборке (сборке) | устной и письменной форме исторических событий, |
сельскохозяйственных | сельскохозяйственных машин и | явлений, процессов истории родного края, истории |
машин и оборудования | оборудования | России и всемирной истории ХХ—начала XXIв.и |
П.К Производить ремонт узлов и | их участников, образа жизни людей и его изменения | |
механизмов сельскохозяйственных | в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать | |
машин и оборудования. | собственную точку зрения( версию, оценку)с опорой | |
П.К. Производить восстановление | на фактический материал, в том числе используя | |
деталей сельскохозяйственных машин | источники разных типов. | |
и оборудования. | ||
П.К Выполнить стендовую обкатку | ||
испытание , регулирование | ||
отремонтированных | ||
сельскохозяйственных машин и | ||
оборудования. | ||
П.К.#1042;ыполнять наладку | ||
сельскохозяйственных машин и | ||
оборудования. | ||
П.К.2Выполнение | П.К. Выполнять основную | -умение составлять описание(реконструкцию)в |
механизированных | обработку и предпосевную подготовку | устной и письменной форме исторических событий, |
работ в | почвы с заданными агротехническими | явлений, процессов истории родного края, истории |
сельскохозяйственном | требования. | России и всемирной истории ХХ—начала XXIв. и |
производстве с | П.К. Вносить удобрения с | их участников, образа жизни людейи его изменения |
поддержанием технического состояния средств механизации. | заданными агротехническими требованиями. П.К.#1042;ыполнятьмеханизированные работы по посеву, посадке и уходу за сельскохозяйственными культурами. П.К.#1042;ыполнять уборочные работы с заданными агротехническими требованиями. П.К. Выполнять погрузочно- разгрузочные, транспортные и стационарные работы на тракторах. П.К. Выполнять мелиоративные работы. П.К. Выполнять механизированные работы по разгрузке и раздаче кормов животным, уборке навоза и отходов животноводства. П.К. Выполнять техническое обслуживание при использовании и при хранении тракторов, комбайнов, сельскохозяйственных машин и оборудования, заправлять тракторы и самоходные машины горюче- смазочными материалами. | в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию,оценку)сопорой на фактический материал, в том числе используя источники разных типов. |
Применение электронного обучения и технологий дистанционного образования
Реализация содержания программы возможна с применением электронного обучения и технологий дистанционного образования, открытых образовательных ресурсов.
Реализация содержания программы для обучающихся с ОВЗ
Реализация содержания образовательной программы и контроль результатов ее освоения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов организуется с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья.
- Структура и содержание общеобразовательной дисциплины
- Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Базовый уровень |
Объем образовательной программы дисциплины | 136 |
Основное содержание | 136 |
вт.ч.: | |
Теоретическое обучение | - |
Практические занятия | 46 |
Промежуточная аттестация(зачет) |
- Тематический план и содержание дисциплины
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, прикладной модуль | Объем часов | Формируемые общие и профессиональные компетенции |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел#1056;оссия в годы Первой мировой войны и Первая мировая война и послевоенный | ОК01, ОК02,ОК | ||
Кризис Великой Российской революции (1914–1922) | 24 | 04, | |
ОК05, ОК06 | |||
Тема | Основное содержание | 8 | |
Россия и мир | Новейшая история как этап развития человечества. Мир в начале ХХ | ||
в годы Первой | в.1Новейшая история: понятие, хронологические рамки, периодизация. | ||
мировой | Развитие индустриального общества. Технический прогресс. Изменение | ||
войны | социальной структуры общества. Политические течения: либерализм, | ||
консерватизм,социал-демократия,анархизм.Рабочееисоциалистическое | |||
движение. Профсоюзы. | |||
Мир империй- наследие XIXв. Империализм и колонии. Национализм. | |||
Старые и новые лидеры индустриального мира. Блок и великих держав: Тройственный союз, Антанта. Региональные конфликты и войны в конце XIX -начале XXв. Россия накануне Первой мировой войны: проблемы внутреннего развития, | 6 | ОК02 ОК05 ОК06 | |
внешняя политика. | |||
Причины и начало и ход Первой мировой войны. Стремление великих | |||
держав к переделу мира. Убийство в Сараево. Нападение Австро -Венгриина | |||
Сербию. Вступление в войну европейских держав. Цели и планы сторон. | |||
Сражение на Марне. Позиционная война. Боевые действия на австро- | |||
германском и Кавказском фронтах, взаимодействие с союзниками по Антанте. | |||
Брусиловский прорыв и его значение. Изменения в составе воюющих блоков | |||
(вступлениеввойнуОсманскойимперии,Италии,Болгарии).Четвернойсоюз. |
Верден. Сомма. Люди на фронтах и в тылу. Националистическая пропаганда. Новые методы ведения войны. Власть и общество в годы войны. Положение населения втылу воюющих стран. Вынужденные переселения, геноцид (трагедия русофилов Галиции, армянского народа и др.). Рост антивоенных настроений. Завершающий этап войны. Объявление США войны Германии. Бои на Западном фронте. Революция в России и выход Советской России из войны. Капитуляция государств Четверного союза. Российское государство и общество в годы Первой мировой войны. Патриотический подъем на начальном этапе Первой мировой войны. Массовый героизм воинов. Людские потери. Политизация и начало морального разложения армии. Власть, экономика и общество в условиях войны. Милитаризация экономики. Формирование военно-промышленных комитетов. Пропаганда патриотизма и восприятие войны обществом. Содействие гражданского населения армии и создание общественных организаций помощи фронту. Введение государством карточной системы снабжения в городе и разверстки в деревне. Нарастание экономического кризиса и смена общественных настроений. Кадровая чехарда в правительстве. Взаимоотношения представительной и исполнительной ветвей власти. Прогрессивный блок и его программа. Распутинщина и десакрализация власти. Политические партии и война: оборонцы, интернационалисты и пораженцы. Влияние большевистской пропаганды. Возрастание роли армии в жизни общества. Итоги Первой мировой войны. Политические, экономические, социальные и культурные последствия Первой мировой войны | |||
Практические занятия | 2 | ||
Итоги Первой мировой войны. Работа с картой | 2 | ||
Тема Основные этапы и | Основное содержание | 6 | ОК02 ОК04 ОК05 |
Причины Великой российской революции и ее начальный этап. Понятие Великой российской революции, продолжавшейся от свержения | 4 |
хронология революционн ых событий 1917 г. Первые революционн ые преобразован ия большевиков | самодержавия до создания Советского Союза. Три основных этапа: Февральская революция, Октябрьская революция, Гражданская война. Российская империя накануне революции. Территория и население. Объективные и субъективные причины обострения экономического и политического кризиса. Война как революционизирующий фактор. Национальные и конфессиональные проблемы. Незавершенность и противоречия модернизации. Основные социальные слои, политические партии и их лидеры накануне революции. Основные этапы и хронология революционных событий 1917 г. Февраль - март: восстание в Петрограде и падение монархии. Конец Российской империи. Отклики внутри страны: Москва, периферия, фронт, национальные регионы. Формирование Временного правительства и программа его деятельности. Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов и его декреты. Весна-лето1917г.:зыбкоеравновесие политических сил приросте влияния большевиков во главе с В.И.Лениным. Июльский кризис и конец двоевластия. Восстановление патриаршества. Выступление Корнилова против Временного правительства. Провозглашение России республикой. Свержение Временного правительства и взятие власти большевиками 25 октября (7 ноября) 1917 г. В. И. Ленин как политический деятель. Первые революционные преобразования большевиков. Первые мероприятия большевиков в политической, экономической и социальной сферах. Борьба за армию. Декрет о мире и заключение Брестского мира. Национализация промышленности. Декрет о земле и принципы наделения крестьян землей. Отделение Церкви от государства. Созыв и разгон Учредительного собрания. Слом старого и создание нового госаппарата. Советы как форма власти. ВЦИК Советов. Совнарком. ВЧК по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Создание Высшего совета народного хозяйства(ВСНХ).Первая Конституция РСФСР 1918г. | ОК06 | |
Практические занятия | 2 | ||
Первые революционные преобразования большевиков. Работа с источниками | 2 |
Тема Гражданская война и ее последствия. Культура Советской России в период Гражданской войны | Основное содержание | 6 | ОК02 ОК04 ОК05 ОК06 |
Причины и этапы Гражданской войны в России. Установление советской власти в центре и на местах осенью 1917 - весной 1918 г. Начало формирования основных очагов сопротивления большевикам. Ситуация на Дону. Позиция Украинской Центральной рады. Восстание чехословацкого корпуса. Гражданская война как общенациональная катастрофа. Человеческиепотери. Причины, этапы и основные события Гражданской войны. Военная интервенция. Палитра антибольшевистских сил: их характеристика и взаимоотношения. Идеология Белого движения. Положение населения на территориях антибольшевистских сил. Будни села: красные продотряды и белые реквизиции. Политика "военного коммунизма". Продразверстка, принудительная трудовая повинность, административное распределение товаров и услуг. Разработка плана ГОЭЛРО. Создание регулярной Красной Армии. Использование военспецов. Выступление левых эсеров. Красный и белый террор, их масштабы. Убийство царской семьи. Ущемление прав Советов в пользу чрезвычайных органов: ЧК, комбедов и ревкомов. Особенности Гражданской войны на Украине, в Закавказье и Средней Азии, в Сибири и на Дальнем Востоке. Польско-советская война. Поражение армии Врангеля в Крыму. Причины победы Красной Армии в Гражданской войне. - вопрос о земле. Национальный фактор в Гражданской войне. Декларация прав народов России и ее значение. Эмиграция и формирование русского зарубежья. Последние отголоски Гражданской войны в регионах в конце 1921-1922 г. Создание Государственной комиссии по просвещению и Пролеткульта. Наглядная агитация и массовая пропаганда коммунистических идей. Национализация театров и кинематографа. Пролетаризация вузов, организация рабфаков. Антирелигиозная пропаганда и секуляризация жизни общества. Ликвидация сословных привилегий. Законодательное закрепление равноправия полов. | 4 |
Повседневная жизнь. Городской быт: бесплатный транспорт, товары по карточкам, субботники и трудовые мобилизации. Комитеты бедноты и рост социальной напряженности в деревне. Проблема массовой детской беспризорности | |||
Практические занятия | 2 | ||
Революция и Гражданская война в России. Общественно – политическая и социокультурная жизнь в РСФСР в годы Гражданской войны. Работа с историческими источниками: агитационные плакаты, исторические революционные и военные песни, отражающие события Гражданской войны | 2 | ||
Профессионально –ориентированное содержание | |||
Выполнение работ по ремонту и наладке сельскохозяйственных машини оборудования | 2 | ОК 01, О.К. , О.К.4,О.К.5О.К.6, П.К , П.К П.К.#1055;.К.4 | |
Раздел #1052;еж военный период(1918–1939).СССР в 1920–1930-егоды | 30 | ОК01, ОК02,ОК 04 ОК05, ОК06 | |
Тема СССРв20-е годы. Новая экономическая политика | Основное содержание | 6 | ОК02 ОК04 ОК05 ОК06 |
Социально-экономический и политический кризис в РСФСР в начале 20-хгг. Катастрофические последствия Первой мировой и Гражданской войн. Демографическая ситуация в начале 1920-х гг. Экономическая разруха. Голод 1921-1922 гг. и его преодоление. Реквизиция церковного имущества, сопротивление верующих и преследование священнослужителей. Крестьянские восстания в Сибири, на Тамбовщине, в Поволжье и другие. Кронштадтское восстание. Отказ большевиков от"военного коммунизма"и переход к новой экономической политике (НЭП). Использование рыночных механизмов и товарно-денежных отношений для улучшения экономической ситуации. | 4 |
Замена продразверстки в деревне единым продналогом. Стимулирование кооперации. Финансовая реформа 1922-1924 гг. Создание Госплана и разработка годовых и пятилетних планов развития народного хозяйства. Учреждение в СССР звания Героя Труда (1927 г., с 1938 г. - Герой Социалистического Труда). Предпосылки и значение образования СССР. Принятие Конституции СССР 1924г.СитуациявЗакавказьеи Средней Азии. Создание новых национальных образований в 1920-е гг. Политика "коренизации" и борьба по вопросу о национальном строительстве. Ликвидация небольшевистских партий и установление в СССР однопартийной политической системы. Смерть В. И. Ленина и борьба за власть. Ситуация в партии и возрастание роли партийного аппарата. Ликвидация оппозиции внутри ВКП(б) к концу 1920-х гг. Социальная политика большевиков. Положение рабочих и крестьян. Эмансипация женщин. Социальные лифты. Становление системы здравоохранения. Охрана материнства и детства. Борьба с беспризорностью и преступностью. Меры по сокращению безработицы. Положение бывших представителей "эксплуататорских классов". Деревенский социум: кулаки, середняки и бедняки. Сельскохозяйственные коммуны, артели и ТОЗы | |||
Практические занятия | 2 | ||
Противоречия политики НЭПа. Однопартийная политическая система и «срастание»партийных и советских органов власти | 2 | ||
Тема Советский Союз в конце 1920-х–1930-е гг. | Основное содержание | 6 | ОК02 ОК04 ОК05 ОК06 |
Индустриализация в СССР. "Великий перелом". Перестройка экономики на основе командного администрирования. Форсированная индустриализация. Создание рабочих и инженерных кадров. Социалистическое соревнование. Ударники и стахановцы. Ликвидация частной торговли и предпринимательства. Кризис снабжения и введение карточной системы. Коллективизация сельского хозяйства и ее трагические последствия. Раскулачивание. Сопротивление крестьян. Становление колхозного строя. | 4 |
Создание МТС. Голод в «зерновых» районах СССР в 1932-1933 гг. как следствие коллективизации. Крупнейшие стройки первых пятилеток в центре и национальных республиках. Строительство Московского метрополитена. Создание новых отраслей промышленности. Форсирование военного производства и освоения новой техники. Ужесточение трудового законодательства. Результаты, цена и издержки модернизации. Превращение СССР в аграрно-индустриальную державу. Ликвидация безработицы. Утверждение культа личности Сталина. Партийные органы как инструмент сталинской политики. Органы госбезопасности и их роль в поддержании диктатуры.Ужесточениецензуры."ИсторияВКП(б).Краткийкурс".Усиление идеологического контроля над обществом. Введение паспортной системы. Массовые политические репрессии 1937-1938 гг. Результаты репрессий на уровне регионов и национальных республик. Репрессии против священнослужителей. ГУЛАГ. Роль принудительного труда в осуществлении индустриализации и в освоении труднодоступных территорий. Советская социальная и национальная политика 1930-х гг. Пропаганда и реальные достижения. Конституция СССР 1936 г. | |||
Практические занятия | 2 | ||
Итоги и цена советской модернизации. Организация дискуссии по методу «мета плана» | 2 | ||
Тема Культурное пространство советского общества в 1920–1930-егг. | Основное содержание | 4 | ОК02 ОК04 ОК05 ОК06 |
Повседневная жизнь и общественные настроения в годы нэпа. Повышение общего уровня жизни. Нэпманы и отношение к ним в обществе. "Коммунистическое чванство". Разрушение традиционной морали. Отношение к семье, браку, воспитанию детей. Советские обряды и праздники. Наступление на религию. Пролеткульт и нэпманская культура. Борьба с безграмотностью. Основные направления в литературе и архитектуре .Достижения в области киноискусства. Советский авангард. Создание национальной письменности и смена алфавитов. Деятельность Нарком проса. Рабфаки. Культура и идеология. | 2 |
Создание "нового человека". Пропаганда коллективистских ценностей. Воспитание интернационализма и советского патриотизма. Общественный энтузиазм периода первых пятилеток. Развитие спорта. Освоение Арктики. Эпопея челюскинцев. Престижность военной профессии и научно- инженерного труда. Учреждение звания Героя Советского Союза (1934) и первые награждения. Культурная революция. От обязательного начального образования к массовой средней школе. Установление жесткого государственного контроля над сферой литературы и искусства. Создание творческих союзов и их роль в пропаганде советской культуры. Социалистический реализм. Литература и кинематограф 1930-х гг. Наука в 1930-е гг. Академия наук СССР. Создание новых научных центров. Выдающиеся ученые и конструкторы гражданской и военной техники. Формирование национальной интеллигенции. Повседневность 1930-х гг. Снижение уровня доходов населения по сравнению с периодом нэпа. Деньги, карточки и очереди. Из деревни в город: последствия вынужденного переселения и миграции населения. Жилищная проблема. Коллективные формы быта. Возвращение к традиционным ценностямвсередине1930-хгг.Досугвгороде.Пионерияикомсомол. Военно-спортивные организации. Материнство и детство в 1930-е гг. Жизнь в деревне | |||
Практические занятия | 2 | ||
Культурная революция и «угар НЭПа». Работа с историческими источниками: агитационные плакаты, анализ произведений художественной литературы (ЗощенкоМ.М., Островский Н.А.,Булгаков М.А. и др.), Исторических песен об «успехах народного хозяйства» | 2 | ||
Тема Революционные события 1918–начала 1920-хгг. | Основное содержание | 6 | ОК02 ОК04 ОК05 ОК06 |
Мир в 1918-1939 гг. : от войны к миру. Распад империй и образование новых национальных государств в Европе.Планыпослевоенногоустройствамира.14 пунктов В. Вильсона. Парижская мирная конференция. Лига Наций. Вашингтонская конференция. Версальско-Вашингтонская система. | 4 |
Версальско - Вашингтонск ая система. Мирв1920-е– 1930-е гг. Нарастание агрессии в мирев1930-х гг. | Революционные события 1918-1919 гг. в Европе. Ноябрьская революция в Германии. Веймарская республика. Образование Коминтерна. Венгерская советская республика. Страны Европы и Северной Америк и в1920-1930-е гг. Рост влияния социалистических партий и профсоюзов. Приход лейбористов к власти в Великобритании. Зарождение фашистского движения в Италии; Б. Муссолини. Приход фашистов к власти и утверждение тоталитарного режима в Италии. Стабилизация 1920-х гг. Эра процветания в США. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и начало Великой депрессии. Проявления и социально- политические последствия кризиса. "Новый курс" Ф.Д. Рузвельта (цель, мероприятия, итоги). Кейнсианство. Государственное регулирование экономики. Альтернативные стратегии выхода из мирового экономического кризиса. Становление нацизма в Германии. НСДАП; А. Гитлер. Приход нацистов к власти. Нацистский режим в Германии (политическая система, экономическая политика, идеология). Нюрнбергские законы. Подготовка Германии к войне. Установление авторитарных режимов в странах Европы в 1920-1930-х гг. Борьба против угрозы фашизма. Тактика единого рабочего фронта и Народного фронта. Приход к власти и политика правительств Народного фронта во Франции, Испании. Франкистский мятеж и гражданская война в Испании (участники, основные сражения). Позиции европейских держав в отношении Испании. Советская помощь Испании. Оборона Мадрида. Поражение Испанской Республики. СтраныАзии,ЛатинскойАмерикив1918-1930-егг. Распад Османской империи. Провозглашение Турецкой Республики. Курс преобразований М. Кемаля Ататюрка. Страны Восточной и Южной Азии. Революция 1925-1927 гг. в Китае. Режим Чан Кайши и гражданская война с коммунистами. "Великий поход" Красной армии Китая. Национально- освободительное движениев Индии в 1919-1939гг.Индийский национальный конгресс.М.К.Ганди. |
Мексиканская революция 1910-1917 гг., ее итоги и значение. Реформы и революционные движения в латиноамериканских странах. Народный фронт в Чили. Международныеотношенияв1920-1930-хгг. Версальская система и реалии 1920-х гг. Планы Дауэса и Юнга. Советское государство в международных отношениях в 1920-х гг. (Генуэзская конференция, соглашение в Рапалло, выход СССР из дипломатической изоляции). Пакт Бриана- Келлога. "Эра пацифизма". Нарастание агрессии в мире в 1930-х гг. Агрессия Японии против Китая (1931-1933). Итало-эфиопская война (1935). Инициативы СССР по созданию системы коллективной безопасности. Агрессивная политика Германии в Европе (оккупация Рейнской зоны, аншлюс Австрии). Судетский кризис. Мюнхенское соглашение и его последствия. Политика "умиротворения" агрессора. Создание оси Берлин - Рим - Токио. Японо-китайская война. Советско-японские конфликты у оз. Хасан и р. Халхин-Гол. Британско- франко-советские переговоры в Москве. Советско-германский договор о ненападении и его последствия. Развитиекультурыв1914-1930-хгг. Научные открытия первых десятилетий XX в. (физика, химия, биология, медицина и другие). Технический прогресс в 1920-1930-х гг. Изменение облика городов. "Потерянное поколение": тема войны в литературе и художественной культуре. Основные направления в искусстве. Модернизм, авангардизм, сюрреализм, абстракционизм, реализм. Ведущие деятели культуры первой третиXXв.Кинематограф1920-1930-хгг.Тоталитаризмикультура.Массовая культура. Олимпийское движение | |||
Практические занятия | 2 | ||
Распространение фашизма в Европе, Антикоминтерновский пакт и нарастание международной напряженности в 30-е гг. Работа с историческими источниками | 2 | ||
Тема | Основное содержание | 6 | ОК02 |
Внешняя политика СССРв1920– 1930-егоды. СССР накануне Великой Отечественно й войны | Внешняя политика СССР в 1920-е гг. Внешняя политика: от курса на мировую революцию к концепции построения социализма в одной стране. Деятельность Коминтерна как инструмента мировой революции. Договор в Рапалло. Выход СССР из международной изоляции. Вступление СССР в Лигу Наций. Возрастание угрозы мировой войны. Попытки организовать систему коллективной безопасности в Европе. Советские добровольцы в Испании и в Китае. Вооруженные конфликты на озере Хасан, реке Халхин-Гол. СССР накануне Великой Отечественной войны. Мюнхенский договор 1938 г. и угроза международной изоляции СССР. Заключение договора о ненападении между СССР и Германией в 1939 г. Зимняя война с Финляндией. Включение в состав СССР Латвии, Литвыи Эстонии; Бессарабии, Северной Буковины, Западной Украины и Западной Белоруссии | 4 | ОК04 ОК05 ОК06 |
Практические занятия | 2 | ||
Противоречия внешней политики СССР: деятельность НКИД и Коминтерна. Результативность внешней политики СССР меж военного периода. Работа с историческими источниками исторической картой | 2 | ||
Профессионально ориентированное содержание | |||
Выполнение работ по ремонту и наладке сельскохозяйственных машин и оборудования | 2 | ОК01,ОК02,ОК 04,ОК05, ОК06 ПК,П,К., П.К.,П.К. | |
Раздел#1042;торая мировая война: причины, состав участников, основные этапы и события, итоги. Великая Отечественная война. 1941–1945 годы | 26 | ОК01, ОК02,ОК 04 ОК05, ОК06 | |
Тема Начало Второй мировой войны. | Основное содержание | 8 | ОК02 ОК04 ОК05 ОК06 |
Начало Второй мировой войны. Причины Второй мировой войны. Нападение Германии на Польшу и начало мировой войны. Стратегические планы главных воюющих сторон. Разгром Польши. Блицкриг."Странная война".Советско-финляндскаявойнаиеемеждународныепоследствия.Захват | 4 |
Начальный период Великой Отечественно й войны (июнь 1941 – осень1942) | Германией Дании и Норвегии. Разгром Франции и ее союзников. Битва за Британию. Агрессия Германии и ее союзников на Балканах. Положение в оккупированных странах. "Новый порядок". Нацистская политика геноцида, холокост. Концентрационные лагеря. Принудительная трудовая миграция и насильственные переселения. Коллаборационизм. Движение Сопротивления. Партизанская война в Югославии. 1941 год. Начало Великой Отечественной войны и войны на Тихом океане. Нападение Германии на СССР. Планы Германии в отношении СССР; план "Барбаросса", план "Ост". Соотношение сил противников на 22 июня 1941 г. Вторжение Германии и ее сателлитов на территорию СССР. Начало Великой Отечественной войны. Ход событий на советско-германском фронте в 1941 г. Брестская крепость. Массовый героизм воинов, представителей всех народов СССР. Причины поражений Красной Армии на начальном этапе войны. Чрезвычайные меры руководства страны, образование Государственного комитета обороны. Роль партии в мобилизации сил на отпор врагу. Создание дивизий народного ополчения. Смоленское сражение. Наступление советских войск под Ельней. Начало блокады Ленинграда. Оборона Одессы и Севастополя. Срыв гитлеровских планов молниеносной войны. Битва за Москву. Наступление гитлеровских войск: Москва на осадном положении. Парад 7 ноября 1941 г. на Красной площади. Переход в контрнаступление и разгром немецкой группировки под Москвой. Наступательные операции Красной Армии зимой - весной 1942 г. Итоги Московской битвы. Блокада Ленинграда. Героизм и трагедия гражданского населения. Эвакуация ленинградцев. Дорога жизни. Перестройка экономики на военный лад. Эвакуация предприятий, населения и ресурсов. Введение норм военной дисциплины на производстве и транспорте. Нацистский оккупационный режим. Генеральный план "Ост". Нацистская пропаганда. Массовые преступления гитлеровцев против советских граждан. Концлагеря и гетто. Холокост .Этнические чистки на оккупированной территории СССР. Нацистский плен. Уничтожение военнопленных и |
медицинские эксперименты над заключенными. Угон советских людей в Германию. Разграбление и уничтожение культурных ценностей. Начало массового сопротивления врагу .Восстания в нацистских лагерях. Развертывание партизанского движения. Нападение японских войск на Перл-Харбор, вступление США в войну. Формирование Антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз | |||
Практические занятия | 4 | ||
Причины и начало Второй мировой войны. Работа с исторической картой и историческими источниками. Причины и начальный период Великой Отечественной войны. Работа с исторической картой и историческими источниками | 2 2 | ||
Тема Коренной перелом в ходевойны (осень1942– 1943 г.) | Основное содержание | 6 | ОК02 ОК04 ОК05 ОК06 |
Коренной перелом в войне. Сталинградская битва. Германское наступление весной - летом 1942 г. Поражение советских войск в Крыму. Битва за Кавказ. Оборона Сталинграда. Приказ № 227 «Ни шагу назад!». Дом Павлова. Героическая борьба армий В.И. Чуйкова и М.С. Шумилова против немецко- фашистских войск. Окружение неприятельской группировки под Сталинградом и разгром гитлеровцев. Н.Ф. Ватутин, А.И. Еременко, К.К. Рокоссовский. Итоги и значение победы Красной армии под Сталинградом. Начало коренного перелома в войне. Прорыв блокады Ленинграда в январе 1943 г. Значение героического сопротивления Ленинграда. Битва на Курской дуге. Соотношение сил. Провал немецкого наступления. Танковые сражения под Прохоровкой и Обоянью. Переход советских войск в наступление. Итоги и значение Курской битвы. Битва за Днепр. Освобождение Левобережной Украины и форсирование Днепра. Освобождение Киева. Итоги наступления Красной Армии летом - осенью 1943 г. За линией фронта. Развертывание массового партизанского движения. Антифашистское подполье в крупных городах. Значение партизанской и подпольной борьбы для победы над врагом. | 4 |
Сотрудничество с врагом (коллаборационизм): формы, причины, масштабы. Создание гитлеровцами воинских формирований из советских военнопленных. Антисоветские национальные военные формирования в составе вермахта. Судебные процессы на территории СССР над военными преступниками и пособниками оккупантов в 1943-1946 гг. СССР и союзники. Война в Северной Африке. Высадка союзнических войск в Италии ипадение режима Муссолини. Перелом в войне на Тихом океане. Тегеранская конференция. "Большая тройка" | |||
Практические занятия | 2 | ||
Работа с исторической картой | 2 | ||
Тема Человек и культура в годы Великой Отечественно й войны | Основное содержание | 4 | ОК02 ОК04 ОК05 ОК06 |
Человек и война: единство фронта и тыла. "Все для фронта, все для победы!". Трудовой подвиг народа. Роль женщин и подростков в промышленном и сельскохозяйственном производстве. Самоотверженный труд ученых. Помощь населения фронту. Повседневность военного времени. Фронтовая повседневность. Боевое братство. Женщины на войне. Письма с фронта и на фронт. Повседневность в советском тылу. Военная дисциплина на производстве. Карточная система и нормы снабжения в городах. Положение в деревне. Стратегии выживания в городе и на селе. Государственные меры и общественные инициативы по спасению детей. Культурное пространство в годы войны. Песня "Священная война" - призыв к сопротивлению врагу. Советские писатели, композиторы, художники, ученые в условиях войны. Песенное творчество и фольклор. Кино военных лет. Государство и Церковь в годы войны. Патриотическое служение представителей религиозных конфессий. Культурные и научные связи с союзниками. Приказ № 227 «Ни шагу назад!». Битва за Кавказ. Оборона Сталинграда. Героическая борьба армий В.И.Чуйкова и М.С.Шумилова против немецко- | 2 |
фашистских войск. Окружение неприятельской группировки под Сталинградом и разгром гитлеровцев. Н.Ф.Ватутин, А.И.Еременко ,К.К. Рокоссовский. Итоги и значение победы Красной армии под Сталинградом. Начало коренного перелома в войне | |||
Практические занятия | 2 | ||
Работа с историческими источниками: анализ исторических плакатов, Военных песен, творчества Твардовского А.Т.,Эринбурга И.Г.,БекаА.А.,Симонова К.М. | 2 | ||
Тема Победа СССР в Великой Отечественно й войне. Завершение Второй мировой войны | Основное содержание | 6 | ОК02 ОК04 ОК05 ОК06 |
Освобождение Правобережной Украины и Крыма. Наступление советских войск в Белоруссии и Прибалтике. Боевые действия в Восточной и Центральной Европе и освободительная миссия Красной Армии. Встреча на Эльбе. Висло-Одерская операция. Битва за Берлин. Капитуляция Германии. Репатриация советских граждан в ходе войны и после ее окончания. Война и общество. Восстановление хозяйства в освобожденных районах. Начало советского атомного проекта. Реэвакуация и нормализация повседневной жизни. Депортации репрессированных народов. Взаимоотношения государства и Церкви. Открытие второго фронта в Европе. Восстания против оккупантов и их пособников в европейских странах. Конференции руководителей ведущих держав Антигитлеровской коалиции; Ялтинская конференция 1945 г.: основные решения. Роль СССР в разгроме нацистской Германии и освобождении народов Европы. Потсдамская конференция. Судьба послевоенной Германии. Политика денацификации, демилитаризации, демонополизации, демократизации (четыре "Д"). Советско-японская война 1945 г. Разгром Квантунской армии. Ядерные бомбардировки японских городов американской авиацией и их последствия. Капитуляция Японии. Нюрнбергский трибунал и Токийский процесс над военными преступниками Германии и Японии. Итоги Второй мировой войны. Создание ООН. Осуждение главных военных преступников. Нюрнбергский и Токийский судебные процессы. | 4 |
Итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. Решающий вклад СССР в победу Антигитлеровской коалиции. Людские и материальные потери. Изменение политической карты мира | |||
Практические занятия | 2 | ||
Завершающий период Великой Отечественной войны. Разгром милитаристской Японии. Работа с исторической картой. Уроки войны. Дискуссия по методу дебатов | 2 | ||
Профессионально ориентированное содержание | |||
Выполнение работ по ремонту и наладке сельскохозяйственных машин и оборудования | 2 | ОК01, ОК02,ОК 04, ОК05,ОК06 ПК,П.К П.К,П.К | |
Раздел#1057;ССРв1945–1991годы. Послевоенный мир | 32 | ОК01, ОК02, ОК 04, ОК05,ОК 06 | |
Тема #1052;ир и международные отношения в годы холодной войны(вторая половина половине ХХ века) | Основное содержание | 10 | ОК02 ОК04 ОК05 ОК06 |
Основные этапы развития международных отношений во второй половине 1940-х - 2020-х гг. От мира к холодной войне. Речь У. Черчилля в Фултоне. Доктрина Трумэна. План Маршалла. Разделенная Европа. Раскол Германии и образование двух германских государств. Совет экономической взаимопомощи. Формирование двух военно-политических блоков (НАТО и ОВД). Международные кризисы и региональные конфликты в годы холодной войны (Берлинские кризисы, Корейская война, войны в Индокитае, Суэцкий кризис, Карибский (Кубинский) кризис). Создание Движения неприсоединения. Гонка вооружений. Война во Вьетнаме. Разрядкамеждународнойнапряженностивконце1960-х-первойполовине 1970-хгг. Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах. Договор о нераспространении ядерного оружия(1968).Пражскаявесна1968г.иввод | 6 |
войск государств - участников ОВД в Чехословакию. Урегулирование германского вопроса (договоры ФРГ с СССР и Польшей, четырехстороннее соглашениепоЗападномуБерлину).Договорыобограничениистратегических вооружений (ОСВ). Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинки, 1975 г.). Ввод советских войск в Афганистан (1979). Возвращение к политике холодной войны. Наращивание стратегических вооружений. Американский проект СОИ. Провозглашение советской концепции нового политического мышления в 1980-х гг. Революции 1989-1991 гг. в странах Центральной и Восточной Европы, их внешнеполитические последствия. Распад СССР и восточного блока. Соединенные Штаты Америки. Послевоенный экономический подъем. Развитие постиндустриального общества. Общество потребления. Демократы и республиканцы у власти: президенты США и повороты политическогокурса. Социальные движения (борьба против расовой сегрегации, за гражданские права, выступления против войны во Вьетнаме). Внешняя политика США во второй половине XX - начале XXI в. Развитие отношений с СССР, Российской Федерацией. Страны Западной Европы. Экономическая и политическая ситуация в первые послевоенные годы. Научно-техническая революция. Становление социально ориентированной рыночной экономики. Германское "экономическое чудо". Установление V республики во Франции. Лейбористы и консерваторы в Великобритании. Начало европейской интеграции (ЕЭС). "Бурные шестидесятые". "Скандинавская -модель" социально-экономического развития. Падение диктатур в Греции, Португалии, Испании. Экономические кризисы 1970-х - начала 1980-х гг. Неоконсерватизм. Европейский союз. Страны Центральной и Восточной Европы во второй половине XX-начале XXIв.Революциивторойполовины1940-хгг.иустановлениережимов «народной демократии». СЭВ и ОВД. Достижения и проблемы социалистического развития в 1950-е гг. Выступления в ГДР (1953), Польше и Венгрии(1956).Югославскаямодельсоциализма.Пражскаявесна1968г.иее |
подавление. Движение "Солидарность" в Польше. Перестройка в СССР и страны восточного блока. Революции 1989-1990 гг. в странах Центральной и Восточной Европы. Распад ОВД, СЭВ. Образование новых государств на постсоветском пространстве. Страны Азии, Африки во второй половине XX в.: проблемы и пути модернизации. Обретение независимости и выбор путей развития странами Азии и Африки. Страны Восточной, Юго-Восточной и Южной Азии. Освободительная борьба и провозглашение национальных государств в регионе. Китай: провозглашение республики; социалистический эксперимент; Мао Цзэдун и маоизм; экономические реформы конца 1970-х - 1980-х гг. и их последствия; современное развитие. Разделение Вьетнама и Кореи на государства с разным общественно-политическимстроем.Индия:провозглашениенезависимости; курс Неру; внутренняя и внешняя политика современного индийского государства. Успехи модернизации. Япония после Второй мировой войны: от поражения к лидерству. Восстановление суверенитета страны. Японское "экономическое чудо". Новые индустриальные страны (Сингапур, Южная Корея). Страны Ближнего Востока и Северной Африки. Турция: политическое развитие, достижения и проблемы модернизации. Иран: реформы 1960-1970-х гг.; исламская революция. Афганистан: смена политических режимов, роль внешних сил. Провозглашение независимых государств на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Палестинская проблема. Создание государства Израиль. Египет: выбор пути развития; внешнеполитический курс. Суэцкий конфликт. Арабо- израильские войны и попытки урегулирования на Ближнем Востоке. Политическое развитие арабских стран в конце XX - начале XXI в. "Арабская весна" и смена политических режимов в начале 2010-х гг. Гражданская война в Сирии. Страны Тропической и Южной Африки. Этапы провозглашения независимости("год Африки",1970-1980-егг.).Выбор путей развития. |
Попытки утверждения демократических режимов и возникновение диктатур. Организация Африканского единства. Система апартеида на юге Африки и ее падение. Сепаратизм. Гражданские войны и этнические конфликты в Африке. Страны Латинской Америки во второй половине XX в. Положение стран Латинской Америки в середине XX в.: проблемы внутреннего развития, влияние США. Аграрные реформы и импортозамещающая индустриализация. Национал реформизм. Революция на Кубе. Диктатуры и демократизацияв странах Латинской Америки. Революции конца1960-х-1970-хгг.(Перу,Чили, Никарагуа) | |||
Практические занятия | 4 | ||
Послевоенное изменение политических границ в Европе. Изменение этнического состава стран Восточной Европы как следствие геноцидов и принудительных переселений. Работа с картой. Причины и этапы«холодной войны».Работа с исторической картой. Политика«разрядки»:успехи и проблемы | 2 2 | ||
Тема СССРв1945– 1953 гг. | Основное содержание | 2 | ОК02 ОК05 ОК06 |
Влияние последствий войны на советскую систему и общество. Разруха. Демобилизация армии. Социальная адаптация фронтовиков. Репатриация. Рост беспризорности и решение проблем послевоенного детства. Рост преступности. Ресурсы и приоритеты восстановления. Демилитаризация экономики и переориентация на выпуск гражданской продукции. Восстановление индустриального потенциала страны. Сельское хозяйство и положение деревни. Репарации, их размеры и значение для экономики. Советский атомный проект, его успехи и значение. Начало гонки вооружений. Положение на послевоенном потребительском рынке. Колхозный рынок. Голод 1946-1947 гг. Денежная реформа и отмена карточной системы (1947). Сталин и его окружение. Ужесточение административно-командной системы .Соперничество в верхних эшелонах власти. Усиление идеологического контроля. Послевоенные репрессии. "Ленинградское дело". Борьба с космополитизмом. "Дело врачей". | 2 |
Сохранение трудового законодательства военного времени на период восстановления разрушенного хозяйства. Союзный центр и национальные регионы: проблемы взаимоотношений. Рост влияния СССР на международной арене. Начало холодной войны. Доктрина Трумэна. План Маршалла. Формирование биполярного мира. Советизация Восточной и Центральной Европы. Взаимоотношения со странами народной демократии. Создание Совета экономической взаимопомощи. Организация Североатлантического договора(НАТО). Создание по инициативе СССР Организации Варшавского договора. Война в Корее | |||
Тема СССР в середине 1950- х – первой половине1960- х гг. | Основное содержание | 6 | ОК02 ОК04 ОК05 ОК06 |
Смена политического курса. Смерть Сталина и настроения в обществе. Борьбазавластьвсоветскомруководстве.Переходполитическоголидерствак Н.С. Хрущеву. Первые признаки наступления оттепели в политике,экономике, культурной сфере. XX съезд партии и разоблачение культа личности Сталина. Реакция на доклад Хрущева в стране и мире. Начало реабилитации жертв массовых политических репрессий и смягчение политической цензуры. Возвращение депортированных народов. Особенности национальной политики. Утверждение единоличной власти Хрущева. Культурное пространство и повседневная жизнь. Изменение общественной атмосферы. Шестидесятники. Литература, кинематограф, театр, живопись: новые тенденции. Образование и наука. Приоткрытие железного занавеса. Всемирный фестиваль молодежи и студентов 1957 г. Популярные формы досуга. Неофициальная культура. Хрущев и интеллигенция. Антирелигиозные кампании. Гонения на Церковь. Диссиденты. Самиздат и тамиздат. Социально-экономическое развитие СССР. "Догнать и перегнать Америку". Попытки решения продовольственной проблемы. Освоение целинных земель. Научно-техническая революция в СССР.Военный и гражданский секторы экономики. Создание ракетно-ядерного щита. Начало освоения космоса. Запуск первого спутника Земли. Исторические полеты Ю.А.Гагаринаи первой в мире женщины-космонавта В.В.Терешковой .Влияние НТР на | 4 |
перемены в повседневной жизни людей. Реформы в промышленности. Переход от отраслевой системы управления к совнархозам. Расширение прав союзных республик. Изменения в социальной и профессиональной структуре советского общества к началу 1960-х гг. Преобладание горожан над сельским населением. Положение и проблемы рабочего класса, колхозного крестьянства и интеллигенции. Востребованность научного и инженерного труда. XXII съезд КПСС и Программа построения коммунизма в СССР. Воспитание "нового человека". Бригады коммунистического труда. Общественные формыуправления. Социальные программы. Реформа системы образования. Пенсионная реформа. Массовое жилищное строительство. Рост доходов населения и дефицит товаров народного потребления. Внешняя политика. СССР и страны Запада. Международные военно- политические кризисы, позиция СССР и стратегия ядерного сдерживания (Суэцкий кризис 1956 г., Берлинский кризис 1961 г., Карибский кризис 1962 г.). СССР и мировая социалистическая система. Распад колониальных системи борьба за влияние в странах третьего мира. Конец оттепели. Нарастание негативных тенденций в обществе. Кризис доверия власти. Новочеркасские события. Смещение Н.С. Хрущева | |||
Практические занятия | 2 | ||
Общественно-политическое развитие СССР в условиях«оттепели».Научно- техническая революциявСССР.Дискуссияпометоду«метаплана» | 2 | ||
Тема Советское общество в середине1960- х – начале 1980-х гг. | Основное содержание | 6 | ОК02 ОК04 ОК05 ОК06 |
Советскоегосударствоиобществовсередине1960-х-начале1980-хгг. Приход к власти Л.И. Брежнева: его окружение и смена политического курса. Десталинизация и ресталинизация. Экономические реформы 1960-х гг. Новые ориентиры аграрной политики. Косыгинская реформа. Конституция СССР 1977 г. Концепция "развитого социализма". Нарастание застойных тенденций в экономике и кризис идеологии. Замедление темпов развития. Новые попытки реформирования экономики. Цена сохранения СССР статуса сверх державы.Рост масштабов и роли ВПК. | 4 |
Трудности развития агропромышленного комплекса. Советские научные и технические приоритеты. Создание топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Повседневность в городе и в деревне. Рост социальной мобильности. Миграция населения в крупные города и проблема неперспективных деревень. Популярные формы досуга населения. Уровень жизни разных социальных слоев. Социальное и экономическое развитие союзных республик. Общественные настроения. Потребительские тенденции в советском обществе. Дефицит и очереди. Развитие физкультуры и спорта в СССР. XXII летние Олимпийские игры 1980 г. в Москве. Литература и искусство: поиски новых путей. Авторское кино. Авангардное искусство. Неформалы (КСП, движение КВН и другие). Диссидентский вызов. Борьба с инакомыслием. Судебные процессы. Цензура и самиздат. Новые вызовы внешнего мира. Между разрядкой и конфронтацией. Возрастание международной напряженности. Холодная война и мировые конфликты. Пражская весна и снижение международного авторитета СССР. Достижение военно-стратегического паритета с США. Политика разрядки. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в Хельсинки. Ввод войск в Афганистан. Подъем антикоммунистических настроений в Восточной Европе. Кризис просоветских режимов. Л.И.Брежнев в оценках современников и историков | |||
Практические занятия | 2 | ||
Общественно-политическая жизнь в СССР в середине 60-х – начале 80-х гг. Внешняя политика СССР всередине60-х– начале 80-хгг.Работа с историческими источниками | 2 | ||
Тема Политика «перестройки ». Распад СССР (1985– | Основное содержание | 6 | ОК02 ОК04 ОК05 ОК06 |
Политика перестройки. Распад СССР(1985-1991). Нарастание кризисных явлений в социально-экономической и идейно- политической сферах. Резкое падение мировых цен на нефть и его негативные последствия для советской экономики. М.С.Горбачев и его окружение: курс | 4 |
1991гг.) | на реформы. Антиалкогольная кампания 1985 г. и ее противоречивые результаты. Чернобыльская трагедия. Реформы в экономике, вполитическойи государственной сферах. Законы о госпредприятии и об индивидуальной трудовой деятельности. Принятие закона о приватизации государственных предприятий. Гласность и плюрализм. Политизация жизни и подъем гражданской активности населения. Либерализация цензуры. Общественные настроения и дискуссии в обществе. Отказ от догматизма в идеологии. Вторая волна десталинизации. История страны как фактор политической жизни. Отношение к войне в Афганистане. Неформальные политические объединения. Новое мышление М.С. Горбачева. Изменения в советской внешней политике. Односторонние уступки Западу. Роспуск СЭВ и Организации Варшавского договора. Объединение Германии. Начало вывода советских войск из Центральной и Восточной Европы. Завершение холодной войны. Демократизация советской политической системы. XIX конференция КПСС и ее решения. Альтернативные выборы народных депутатов. Съездынародных депутатов - высший орган государственной власти. I съезднародных депутатов СССР и его значение. Демократы первой волны, их лидеры и программы. Подъем национальных движений, нагнетание националистических и сепаратистских настроений. Обострение межнационального противостояния: Закавказье, Прибалтика, Украина, Молдавия. Позиции республиканских лидеров и национальных элит. Последний этап перестройки: 1990-1991 гг. Отмена 6-й статьи Конституции СССР о руководящей роли КПСС. Становление многопартийности. Кризис в КПСС и создание Коммунистической партии РСФСР. I съезд народных депутатов РСФСР и его решения. Противостояние союзной и российской власти. Введение поста Президента и избрание М.С. Горбачева Президентом СССР. Избрание Б.Н. Ельцина Президентом РСФСР. Углубление политического кризиса. Усиление центробежных тенденций и угрозы распада СССР. Декларация о |
государственном суверенитете РСФСР. Дискуссии о путях обновления Союза ССР. Ново-Огаревский процесс и попытки подписания нового Союзного договора. "Парад суверенитетов". Референдум о сохранении СССР. Превращение экономического кризиса в стране в ведущий политический фактор. Нарастание разбалансированности в экономике. Введение карточной системы снабжения. Реалии 1991 г.: конфискационная денежная реформа, трехкратное повышение государственных цен, пустые полки магазинов. Разработка союзным и российским руководством программ перехода к рыночной экономике. Радикализация общественных настроений. Забастовочное движение. Новый этап в государственно-конфессиональных отношениях. Попытка государственного переворота в августе 1991 г. Планы ГКЧП и защитники Белого дома. Победа Ельцина. Ослабление союзной власти. Распад структур КПСС. Оформление фактического распада СССР. Беловежские и Алма-Атинские соглашения, создание Содружества Независимых Государств (СНГ). Реакция мирового сообщества на распад СССР. Россия как преемник СССР на международной арене | |||
Практические занятия | 2 | ||
Общественно-политическая жизнь в СССР в годы «перестройки».Внешняя политикаСССРв1985–1991гг.Дебаты«за»и«против» | 2 | ||
Профессионально ориентированное содержание | |||
Выполнение работ по ремонту и наладке сельскохозяйственных машин и оборудования | 2 | ОК01,ОК02,ОК 05, ОК06,ПК,П.К #1055;.К#1055;.К | |
Раздел5. Российская Федерацияв1992–2020гг.Современный мир в условиях глобализации | 26 | ОК01, ОК02,ОК 04, ОК05, ОК06 | |
Тема | Основное содержание | 6 | ОК02 |
Становление новой России (1992–1999гг.) | Б.Н. Ельцин и его окружение. Общественная поддержка курса реформ. Правительство реформаторов во главе с Е.Т. Гайдаром. Начало радикальных экономических преобразований. Либерализация цен. "Шоковая терапия". Ваучерная приватизация. Гиперинфляция, рост цен и падение жизненного уровня населения. Безработица. Черный рынок и криминализация жизни. Рост недовольства граждан первыми результатами экономических реформ. Нарастание политико-конституционного кризиса в условиях ухудшения экономической ситуации. Указ Б.Н. Ельцина № 1400 и его оценка Конституционным судом. Возможность мирного выхода из политического кризиса. Трагические события осени 1993 г. в Москве. Всенародное голосование (плебисцит) по проекту Конституции России 1993 г. Ликвидация Советов и создание новой системы государственного устройства. Принятие Конституции России 1993 г. и ее значение. Становление российского парламентаризма. Разделение властей. Проблемы построения федеративного государства. Утверждение государственной символики. Обострениемежнациональныхимежконфессиональныхотношенийв1990-е гг. Подписание Федеративного договора (1992) и отдельных соглашений центра с республиками. Взаимоотношения центра и субъектов Федерации. Военно-политический кризис в Чеченской Республике. Корректировка курса реформ и попытки стабилизации экономики. Роль иностранных займов. Тенденции деиндустриализации и увеличения зависимости экономики от мировых цен на энергоносители. Ситуация в российском сельском хозяйстве и увеличение зависимости от экспорта продовольствия. Финансовые пирамиды. Дефолт 1998 г. и его последствия. Повседневная жизнь россиян в условиях реформ. Свобода средств массовой информации (далее - СМИ). Свобода предпринимательской деятельности. Возможность выезда за рубеж. Кризис образования и науки. Социальная поляризацияобществаисменаценностныхориентиров.Безработицаидетская беспризорность. Проблемы русскоязычного населения в бывших республиках СССР. Новые приоритеты внешней политики. Россия-правопреемник СССР на | 4 | ОК04 ОК05 ОК06 |
международной арене. Значение сохранения Россией статуса ядерной державы. Взаимоотношения с США и странами Запада. Россия на постсоветском пространстве. СНГ и союз с Белоруссией. Военно- политическое сотрудничество в рамках СНГ. Российская многопартийность и строительство гражданского общества. Основные политические партии и движения 1990-х гг., их лидеры и платформы. Кризис центральной власти. Обострение ситуации на Северном Кавказе.ВторжениетеррористическихгруппировоквДагестан.Добровольная отставка Б.Н.Ельцина | |||
Практические занятия | 2 | ||
Повседневная жизнь россиян в условиях реформ Занятие с использованием музейно-педагогических технологий | 2 | ||
Профессионально ориентированное содержание | |||
Выполнение работ по ремонту и наладке сельскохозяйственных машин и оборудования | 2 | ОК01, ОК02,ОК 05, ОК06,ПК,П.К #1055;.К#1055;.К |
Тема Современный мир. Глобальные проблемы человечества | Основное содержание | 10 | ОК02 ОК04 ОК05 ОК06 |
Современный мир. Глобальные проблемы человечества. Существование и распространениеядерногооружия.Проблемаприродныхресурсовиэкологии. Проблема беженцев. Эпидемии в современном мире. Процессы глобализации и развитие национальных государств. Внешняя политика США конце XX - начале XXI в. Развитие отношений с Российской Федерацией. Европейский союз. Разделение Чехословаки и.Распад Югославии и война на Балканах .Агрессия НАТО против Югославии. Развитие восточноевропейских государств в XXI в. (экономика, политика, внешнеполитическая ориентация, участие в интеграционных процессах). «Оранжевые»революции на пост советском пространстве. Политическое развитие арабских стран в конце XX - начале XXI в. "Арабская весна" и смена политических режимов в начале 2010-х гг. Гражданская война в Сирии. "Левый поворот"в Латинской Америке в конце XXв. Развитие науки и культуры во второй половине XX-начале XXIв. Развитие науки во второй половине XX - начале XXI в. (ядерная физика, химия, биология, медицина). Научно-техническая революция. Использование ядерной энергии в мирных целях .Достижения в области космонавтики (СССР, США). Развитие электротехники и робототехники. Информационная революция. Интернет. Течения и стили в художественной культуре второй половины XX-начала XXI в.: от модернизма к постмодернизму. Литература. Живопись. Архитектура: новые технологии, концепции, художественные решения. Дизайн. Кинематограф. Музыка :развитие традиций и авангардные течения. Джаз. Рок-музыка .Массовая культура. Молодежная культура | 6 | ||
Практические занятия | 4 | ||
«Оранжевые» революции на постсоветском пространстве и в развивающихся странах. Работа с историческими источниками. Человек в стремительно меняющемся мире: культура и научно-технический | 2 2 |
прогресс. Дискуссия по методу«метаплана» | |||
Тема Россия в XXI веке: вызовы времени и задачи модернизации | Основное содержание | 8 | ОК02 ОК04 ОК05 ОК06 |
Россия в XXI в.: вызовы времени и задачи модернизации. Политические и экономические приоритеты. Вступление в должность Президента В.В. Путина и связанные с этим ожидания. Начало преодоления негативных последствий 1990-х гг. Основные направления внутренней и внешней политики. Федерализм и сепаратизм. Создание Федеральных округов. Восстановление единого правового пространства страны. Разграничение властных полномочий центра и регионов. Террористическая угроза и борьба с ней. Урегулирование кризиса в Чеченской Республике. Построение вертикали власти и гражданское общество. Военная реформа. Экономическийподъем1999-2007гг.икризис2008г.Структураэкономики, роль нефтегазового сектора и задачи инновационного развития. Крупнейшие инфраструктурные проекты. Сельское хозяйство. Россия в системе мировой рыночной экономики. Начало (2005) и продолжение (2018) реализации приоритетных национальных проектов. Президент Д.А. Медведев, премьер-министр В.В. Путин. Основные направления внешней и внутренней политики. Проблема стабильности и преемственности власти. Избрание В.В. Путина Президентом Российской Федерации в 2012 г. и переизбрание на новый срок в 2018 г. Вхождение Крыма в состав России и реализация инфраструктурных проектов в Крыму (строительство Крымского моста, трассы "Таврида" и других). Конституционная реформа (2020). Новый облик российского общества после распада СССР. Социальная и профессиональная структура. Занятость и трудовая миграция. Миграционная политика. Основные принципы и направления государственной социальной политики . Реформы здравоохранения. Пенсионные реформы. Реформирование образования, культуры, науки и его результаты. Начало конституционной реформы. Снижение средней продолжительности жизни тенденции депопуляции. Государственные программы демографического возрождения России. Разработка семейной политики и меры по поощрению рождаемости. Пропаганда спорта и здорового образа жизни и их результаты. XXII Олимпийские и XI Паралимпийские зимние игры в Сочи (2014), успехи российских спортсменов, допинговые скандалы и их последствия для российского спорта. Чемпионат мира по футболу и открытие нового образа России миру. Повседневная жизнь. Социальная дифференциация. Качество, уровень жизни и размеры доходов разных слоев населения. Постановка государством вопроса о социальной ответственности бизнеса. Модернизация бытовой сферы. Досуг. Россиянин в глобальном информационном пространстве: СМИ, компьютеризация, Интернет. Массовая автомобилизация. Военно- патриотические движения .Марш"Бессмертный полк". Празднование75-летия Победы в Великой Отечественной войне (2020). Внешняя политика в конце XX - начале XXI в. Утверждение новой Концепции внешней политики Российской Федерации (2000) и ее реализация. Постепенное восстановление лидирующих позиций России в международных отношениях. Современная концепция российской внешней политики. Участие в международной борьбе с терроризмом и в урегулировании локальных конфликтов. Оказание помощи Сирии в борьбе с международным терроризмом и в преодолении внутриполитического кризиса (с 2015 г.). Приближение военной инфраструктуры НАТО к российским границам и ответные меры. Односторонний выход США из международных соглашений по контролю над вооружениями и последствия для России. Создание Россией нового высокоточного оружия и реакция в мире. Центробежные и партнерские тенденции в СНГ. «Оранжевые» революции. Союзное государство России и Беларуси. Россия в СНГ и в Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС). Миротворческие миссии России. Приднестровье. Россия в условиях нападения Грузии на Южную Осетию в 2008 г. (операция по принуждению Грузии к миру). Отношения с США и Евросоюзом. Вступлениев СоветЕвропы. Сотрудничество России со странами ШОС (Шанхайской организации сотрудничества) и БРИКС. Деятельность"Большой двадцатки".Дальневосточное и другие направления | 4 |
политики России. Сланцевая революция в США и борьба за переделмирового нефтегазового рынка. Государственный переворот на Украине 2014 г. и его последствия для русскоязычногонаселенияУкраины,позицияРоссии.ВоссоединениеКрымаи Севастополя с Россией и его международные последствия. Минские соглашения по Донбассу и гуманитарная поддержка Донецкой Народной Республики (ДНР) и Луганской Народной Республики (ЛНР). Специальная военная операция (2022). Референдумы в ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областях и их воссоединение с Россией. Введение США и их союзниками политических и экономических санкций против России и их последствия для мировой торговли. Россия в борьбе с коронавирусной пандемией, оказание помощи зарубежным странам. Мир и процессы глобализации в новых условиях. Антиглобалистские тенденции. Международный нефтяной кризис 2020 г. и его последствия. Россия в современном мире. Религия, наука и культура России в конце XX - начале XXI в. Повышение общественной роли СМИ и Интернета. Коммерциализация культуры. Ведущие тенденции в развитии образования и науки. Модернизация образовательной системы. Основные достижения российских ученых и недостаточная востребованность результатов их научной деятельности. Религиозные конфессии и повышение их роли в жизни страны. Особенности развития современной художественной культуры: литературы, киноискусства, театра, изобразительного искусства. Процессы глобализации и массовая культура | |||
Практические занятия | 4 | ||
Развитие политической системы России в начале XXI в. Внешняя политика РФ в конце XX – начале XXI в. Работа с историческими источниками. Мир и процессы глобализации в новых условиях. Россия в современном мире. Работа с историческими источниками | 2 2 | ||
Профессионально ориентированное содержание |
Выполнение работ по ремонту и наладке сельскохозяйственных машин и оборудования. | 2 | ОК01, ОК02,ОК 05, ОК06,ПК,П.К #1055;.К#1055;.К |
Промежуточная аттестация(.Зачет) | ОК01, ОК02,ОК 04, ОК05, ОК06 | |
Всего: | 136 |
- Условия реализации программы общеобразовательной дисциплины
- Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Для реализации программы дисциплины имеется в наличии учебный кабинет «История».
Оборудование учебного кабинета: наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, исторических карт, плакатов, портретов выдающихся исторических личностей, атласов); информационно-коммуникационные средства; экранно- звуковые пособия; комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности; библиотечный фонд кабинета. (учебники, учебно- методические комплекты (УМК) (в т.ч. и мультимедийные)). Библиотечный фонд кабинета может быть дополнен энциклопедиями, справочниками, научной, научно-популярной и другой литературой по вопросам исторического образования.
Информационное обеспечение реализации программы
- Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендованные для использования в образовательном процессе, не старше пяти лет с момента издания.
- Рекомендуемые издания по реализации общеобразовательной дисциплины:
- Основные печатные издания:
- Сахаров, А. Н. История. Конец 19 - начало 21 века [Текст] : 10-11 класс: базовый и углубленный уровни :В2-хчастях:Ч. 2/ А. Н. Сахаров, Н. В. Загладин, Ю. А. Петров. - 3-е изд. - Москва : Русское слово, 2021. - 445 с.
- Основные электронные издания:
- Учебный онлайн курс. История 10 класс // Мобильное электронное образование: [сайт]. – 2022. - URL: #/bookshelf/books/75 (дата обращения: ). - Режим доступа: для зарегистрир. пользователей
- Учебный онлайн курс. История 11 класс // Мобильное электронное образование: [сайт]. – 2023. - URL: #/bookshelf-guest(дата обращения). -Режим доступа:для зарегистрир. пользователей
- ЭБСЛань.
- Дополнительные источники:
- Артемов, В. В. История [Текст] : учебник : в 2-х ч., . Ч.1 / В. В. Арметов, Ю. Н. Лубченков . - 2-е изд., стер.- М. : Академия, 2019 . - 351 с. : цв. ил.- (Профессиональное образование).
- Артемов, В. В. История [Текст] : учебник : в 2-х ч., . Ч.2 / В. В. Арметов, Ю. Н. Лубченков . - 2-е изд., стер.- М. : Академия, 2019 . - 320 с. : цв. ил.- (Профессиональное образование).
- Электронный учебный курс. История // Дистанционное обучение в ЮУрГТК: [сайт]. – 2023. - URL: (дата обращения: ). – Режим доступа: для зарегистрир. пользователей
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной дисциплины раскрываются через дисциплинарные результаты, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций по разделам и темам содержания учебного материала.
Код и наименование формируемых компетенций | Раздел/Тема | Тип оценочных мероприятий |
ОК#1042;ыбиратьспособы | Р1, | Диагностическая |
Решения задач | Р2, | работа |
профессиональной | Р3, | Контрольная работа |
деятельности | Р4, | Самооценка и |
применительно | Р5, | взаимооценка |
к различным контекстам | Презентация мини- | |
ОК#1048;спользовать | Р1,Тема,,, | проектов |
современные средства | Р2,Темы,,, | Устный и |
поиска, анализа и | ,, | письменный опрос |
интерпретации | Р3,Темы,,, | Результаты |
информации, и | ,П-о/с | выполнения |
информационные | Р4,Темы,,, | учебных заданий |
технологии для | ,, | Разработка |
выполнения задач | Р5, Темы,, , | маршрута |
профессиональной | образовательного | |
деятельности | путешествия | |
Практические | ||
ОК #1069;ффективно | Р1,Тема, , | |
взаимодействовать и | Р2, Темы,, , | работы |
работать в коллективе и | ,, | Промежуточная |
команде | Р3, Темы,, , | аттестация(зачет) |
, | ||
Р4, Темы,, , | ||
, | ||
Р5, Темы,, , | ||
ОК#1054;существлять | Р1,Тема,,1,3 | |
устную и письменную | Р2,Темы,,, | |
коммуникацию на | , | |
государственном языке | Р3,Темы,,, | |
Российской Федерации с | , | |
учетом особенностей | Р4,Темы,,, | |
социального и | , | |
культурного контекста | Р5, Темы,, |
ОК#1055;роявлять гражданско- патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения | Р1,Тема,, Р2,Темы,,, , Р3, Темы,, Р4,Темы,,, ,, Р5, Темы,, , | |
ПК,П.К.,П.К П.К. Выполнение работ по разборке (сборке), монтажу (демантажу, сельскохозяйственных Машин и оборудования. | Тема ,,Тема Тема ,Тема , | |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 "Экономика отрасли и предприятия" по профессии 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.06 "Экономика отрасли и предприятия" Профессия 09.01.03 «Мастер по обработке цифровой информации»...
Рабочая тетрадь для внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине ОУД.02. «Литература» для II курса по профессии 35.01.11 «Мастер сельскохозяйственного производства», 35.01.23. «Хозяйка усадьбы»
Рабочая тетрадь предназначена для внеаудиторной самостоятельной работы, даёт возможность лучше усвоить и закрепить изучаемый материал. В рабочую тетрадь включены задания различного характера: проанали...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 04 Транспортировка грузов и перевозка пассажиров МДК. 04.01 Теоретическая подготовка водителей автомобилей категории «В» и «С» по профессии 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного производства
Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта(далее - ФГОС) по профессии среднего профессиональ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык. Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05 Агрономия.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык .Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 26.02.01 Ветеринария, 35.02.15 Кинология.
Рабочая программа учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Безопасность жизнедеятельности профессия 35.01.11 «Мастер сельскохозяйственного производства»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Безопасность жизнедеятельностипрофессия 35...