Рабочая программа учебной дисциплины Теория и технологии инклюзивного обучения детей
методическая разработка

Шишкина Светлана Владимировна

Рабочая  программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 49.02.01 Физическая культура. 

          Учебная дисциплина Теория и технологии инклюзивного образования относится к группе   общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла ППССЗ углубленной подготовки.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа учебной дисциплины53.35 КБ

Предварительный просмотр:

АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 21 Теория и технологии инклюзивного образования

по специальности 49.02.01 Физическая культура

       (код и наименование специальности)

Максимальное количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины

 58

Аудиторные

 39

Лекции

 39

Практическая подготовка

 10

Практические занятия

  -

Самостоятельная работа студента

 19

Промежуточная аттестация в форме

Дифференцированный зачет

Рабочая  программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности 49.02.01 Физическая культура.  

          Учебная дисциплина Теория и технологии инклюзивного образования относится к группе   общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла ППССЗ углубленной подготовки.  

        В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:  

- использовать методы психолого-педагогической диагностики для решения профессиональных задач;

- применять современные технологии разработки индивидуального образовательного маршрута и программ для обучающихся с особыми образовательными потребностями;

- организовывать интерактивную коррекционно-развивающую среду, отвечающую образовательным потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья;

 - осуществлять коррекционно-педагогическую деятельность в условиях инклюзивного образования;

- осуществлять продуктивное взаимодействие с детьми с особыми образовательными потребностями, их родителями и другими участниками образовательного процесса;

 - консультировать родителей детей с особыми образовательными потребностями.

        В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

            - этапы становления системы инклюзивного образования в России и за рубежом;

            - государственную политику в области специального образования, нормативные акты, регламентирующие инклюзивное образование;

           - психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья;

            - модели, формы, современные технологии организации инклюзивного образования;

           - о специальных образовательных условиях для детей с ограниченными возможностями в системе общего образования.

 Разделы учебной дисциплины:

Раздел 1. Методологические и теоретические аспекты инклюзивного образования.

Раздел 2. Практика инклюзивного образования в России и за рубежом.

Раздел 3. Технологии инклюзивного образования.

 

Текущий контроль освоения дисциплины проводится в форме фронтального и индивидуального опроса, тестирования, решения педагогических задач,  выполнения рефератов и др.  

Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета.

Для проведения дифференцированного зачета   разработаны контрольно-оценочные средства, содержащие задания, показатели и критерии их оценки, правила выставления оценки.

Государственное областное бюджетное

 профессиональное образовательное учреждение

« Усманский многопрофильный колледж»

.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП. 21 Теория и технологии инклюзивного образования

Специальность: 49.02.01 Физическая культура

Уровень подготовки: углубленный

2021 г.

        Рабочая программа учебной дисциплины ОП.21 Теория и технологии инклюзивного образования разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 49.02.01 Физическая культура.

Организация-разработчик: Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  «Усманский многопрофильный колледж»

Разработчик:

Клинкова С.П., преподаватель психолого-педагогических дисциплин высшей квалификационной категории

Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании цикловой методической комиссии педагогики, психологии и частных методик

Протокол № 6 от «28» июня 2021 г.

Председатель цикловой методической комиссии

             _____________________ Минаева О.В.

                                        подпись                                       ФИО





                                                

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ   ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И   СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ   ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

1. ПАСПОРТ   РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.21 Теория и технологии инклюзивного образования

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью  программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальности   49.02.01 Физическая культура.

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании педагогов дополнительного образования.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

          Учебная дисциплина ОП.21 Теория и технологии инклюзивного образования относится к профессиональному учебному циклу программы подготовки специалистов среднего звена по направлению Общепрофессиональные дисциплины.

Дисциплина является практико-ориентированной. В ходе освоения данной учебной дисциплины обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими ряд способностей, а также профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности. Компетентности, сформированные в результате освоения программы, необходимы при изучении профессиональных модулей. Темы, входящие в программу, могут осваиваться в составе МДК для совершенствования практических навыков и дальнейшего формирования общих и профессиональных компетентностей.

                                     

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

         В результате изучения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

 - использовать методы психолого-педагогической диагностики для решения профессиональных задач;

- применять современные технологии разработки индивидуального образовательного маршрута и программ для обучающихся с особыми образовательными потребностями;

- организовывать интерактивную коррекционно-развивающую среду, отвечающую образовательным потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья;

 - осуществлять коррекционно-педагогическую деятельность в условиях инклюзивного образования;

- осуществлять продуктивное взаимодействие с детьми с особыми образовательными потребностями, их родителями и другими участниками образовательного процесса;

 - консультировать родителей детей с особыми образовательными потребностями.

        В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

            - этапы становления системы инклюзивного образования в России и за рубежом;

            - государственную политику в области специального образования, нормативные акты, регламентирующие инклюзивное образование;

           - психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья;

            - модели, формы, современные технологии организации инклюзивного образования;

           - о специальных образовательных условиях для детей с ограниченными возможностями в системе общего образования.

Вышеперечисленные умения и знания направлены на формирование следующих общих и профессиональных компетенций, а также личностных результатов студентов:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать учебные занятия.

ПК 1.4. Анализировать учебные занятия.

ПК 2.1. Определять цели и задачи, планировать внеурочные мероприятия и занятия.

ПК 2.3. Мотивировать обучающихся, родителей (лиц, их заменяющих) к участию в физкультурно-спортивной деятельности.

ПК 2.5. Анализировать внеурочные мероприятия и занятия.

ПК 3.2. Систематизировать      и      оценивать      педагогический      опыт и образовательные технологии в области физической культуры на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ЛР 1. Осознающий себя гражданином и защитником великой страны.

ЛР 6. Проявляющий уважение к людям старшего поколения и готовность к участию в социальной поддержке и волонтерских движениях.

ЛР 7. Осознающий приоритетную ценность личности человека; уважающий собственную и чужую уникальность в различных ситуациях, во всех формах и видах деятельности.

ЛР 12. Принимающий семейные ценности, готовый к созданию семьи и воспитанию детей; демонстрирующий неприятие насилия в семье, ухода от родительской ответственности, отказа от отношений со своими детьми и их финансового содержания.

ЛР 13. Демонстрирующий готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения в профессиональной деятельности.

ЛР 24. Демонстрирующий приверженность принципам честности, порядочности, открытости.

1.4.  Количество часов на освоение программы дисциплины:

         максимальной учебной нагрузки обучающегося 58 часов, в том числе:

         обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 39 часов;

         самостоятельной работы обучающегося - 19 часов.

2. СТРУКТУРА И   СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

58

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

39

в том числе:

практическая подготовка

10

практические занятия

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

19

в том числе:

-  проработка конспектов занятий и учебных пособий;

- подготовка практико-ориентированных заданий:

6

13

1. Подготовить сообщение и презентацию на тему «История становления инклюзивного образования в … (страна на выбор студента). Примерные темы:

  • Миссия Саламанкской декларации (1994).
  • Опыт организации инклюзивного образования в США.
  • Теория и практика инклюзивного образования в Великобритании.
  • Опыт инклюзивной школы в Португалии.
  • Стратегии и технологии инклюзивного образования в Дании.
  • Развитие инклюзивного образования в Австралии.
  • Развитие инклюзивного образования в России.

3

2.  Разработка проекта «Развитие инклюзивного образования» (на примере своего

города или поселка).

5

3. Используя Интернет-источники, представить опыт и технологии

инклюзивного образования.

2

4.  Анализ нормативно-правовых документов разного уровня.

1

5.  Составление психолого-педагогического портрета ребёнка с ОВЗ.

2

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта.

1

2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.21 Теория и технологии инклюзивного образования

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Личностные результаты

(ЛР)

1

2

3

4

Раздел 1. Методологические и теоретические аспекты инклюзивного образования

19

Тема 1.1. Понятие и сущность инклюзивного образования.

Содержание учебного материала

3

ЛР 1, ЛР 6, ЛР

7, ЛР 12, ЛР 13, ЛР 24

1. Этимология понятий интеграция, инклюзия, определение их содержательного поля. 

1

2 . Категория инклюзии в философской, юридической, социологической, психологической и педагогической научной литературе: вариативность подходов и терминов.

1

3.  Инклюзивное образование как предмет психолого-педагогических исследований. 

1

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка практико - ориентированных сообщений.

2

Тема 1.2. Методологические основания педагогики инклюзии.

Содержание учебного материала

5

ЛР 1, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 12, ЛР 13, ЛР 24

1. Системный, аксиологический, антропологический, синергетический,подходы образовательной инклюзии.

2

2. Личностно-ориентированный, деятельностный, компетентностный подходы образовательной инклюзии.

2

3. Междисциплинарный характер методологии построения инклюзивного образования.

1

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся:

 проработка конспектов занятий и учебных пособий.

2

Тема 1.3. Понятие и сущность инклюзивной образовательной среды.

Содержание учебного материала

5

ЛР 1, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 12, ЛР 13, ЛР 24

1. Понятие образовательной среды. 

1

2. Характеристика комплекса условий внедрения инклюзивной модели в систему современного образования. 

1

3. Управление процессом внедрения и реализации инклюзии.

2

4. Цели инклюзивного образования. Определение принципов и критериев инклюзивного образования.

1

Лабораторные работы

-

-

-

Практические занятия

Контрольная работа

Самостоятельная работа обучающихся:

подготовка рефератов, докладов, сообщений по теме занятия.

2

Раздел 2. Практика инклюзивного образования в России и за рубежом

22

Тема 2.1. Нормативно-правовые основы инклюзивного образования.

Содержание учебного материала

5

ЛР 1, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 12, ЛР 13, ЛР 24

1. Международные, федеральные, правительственные, ведомственные, региональные нормативные акты. 

3

2. Сравнение законодательной базы в области инклюзивного образования в России и в зарубежных странах.

      2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся:

анализ нормативно-правовых документов разного уровня.

2

Тема 2.2. Реализация инклюзивной практики в зарубежных странах и в России.

Содержание учебного материала

6

ЛР 1, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 12, ЛР 13, ЛР 24

1. Развитие идей инклюзии и опыта инклюзивного образования за рубежом. 

2

2. Инклюзивное образование как современная Российская инновационная образовательная система.

2

3. Характеристика вариантов инклюзивных образовательных моделей в зарубежных и отечественных образовательных системах.

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольная работа.

-

Самостоятельная работа обучающихся:

подготовить сообщение и презентацию на тему «История становления инклюзивного образования в … (страна на выбор студента).

4

Тема 2.3. Организация педагогического процесса с учетом принципов инклюзии.

Содержание учебного материала

5

ЛР 1, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 12, ЛР 13, ЛР 24

1. Концептуальные положения инклюзивной практики. Модели интегрированного, инклюзивного образования.

2

2. Организационно управленческие аспекты инклюзивного образования. Условия внедрения инклюзивных практик.

2

3. Психолого-педагогическое сопровождение участников образовательного процесса.

1

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся:

-

Раздел 3. Технологии инклюзивного образования

17

Тема 3.1. Моделирование и апробация инклюзивных практик.

Содержание учебного материала

5

ЛР 1, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 12, ЛР 13, ЛР 24

1. Инклюзия в условиях дополнительного образования.

2

2. Технологии психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса.

3

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся:

используя Интернет-источники, представить опыт и технологии инклюзивного образования.

3

Тема 3.2. Оценка результативности инклюзивного образования.

Содержание учебного материала

5

ЛР 1, ЛР 6, ЛР 7, ЛР 12, ЛР 13, ЛР 24

1. Способы и критерии оценки результативности деятельности коллектива, реализующего инклюзивную практику.

2

2. Методики диагностики познавательной сферы личности, социальных умений ребенка и внутригрупповых отношений.

3

Лабораторные работы

-

Практическое занятие

-

Контрольная работа

-

Самостоятельная работа обучающихся:

- составление психолого-педагогического портрета ребёнка с ОВЗ;

-  проработка конспектов занятий и учебных пособий по вопросам раздела 3.

4

Всего:

58

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы учебной дисциплины ОП.21 Теория и технологии инклюзивного образования требует наличия учебного кабинета «Педагогики и психологии», оснащенного посадочными местами по количеству обучающихся, рабочим местом преподавателя.

        Оборудование учебного кабинета: УМК учебной дисциплины (учебники, методические рекомендации по организации и проведению практических занятий, самостоятельной работы студентов,  учебно- наглядные пособия по дисциплине, видеофильмы и т.п.).

        Технические средства обучения: экран, проектор, ноутбук, колонки, образовательная платформа для дистанционного обучения sdo-umpk.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:  

  1. Сунцова А.С. Теории и технологии инклюзивного образования: учебное пособие. Ижевск: Изд-во «Удмуртский университет», 2018. 110 с.
  2. Глухов В. П.  Основы специальной педагогики и специальной психологии. Практикум: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 330 с. 
  3. Специальная педагогика: учебник для среднего профессионального образования / Л. В. Мардахаев [и др.]; под редакцией Е. А. Орловой. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. 
  4. Фуряева, Т. В. Инклюзивные подходы в образовании: учебное пособие для среднего профессионального образования / Т. В. Фуряева. — 2-е изд. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 176 с.

Дополнительные источники:

1. Аксенова, Л. И.  Ранняя помощь детям с ограниченными возможностями здоровья:           учебное пособие для среднего профессионального образования / Л. И. Аксенова. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. 

2. Галасюк, И. Н.  Основы коррекционной педагогики и коррекционной психологии. Кураторство семьи особенного ребенка: учебное пособие для среднего профессионального образования / И. Н. Галасюк, Т. В. Шинина. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 179 с. 

3. Глухов, В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учебник для среднего профессионального образования / В. П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 295 с.

Интернет-ресурсы:

           1.ЭБС «Юрайт», «Знаниум»

     2.ЭБС biblio-online.ru

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.21 Теория и технологии инклюзивного образования

        Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины Теория и технологии инклюзивного образования осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

 Уметь

-использовать методы психолого-педагогической диагностики для решения профессиональных задач;

- применять современные технологии разработки индивидуального образовательного маршрута и программ для обучающихся с особыми образовательными потребностями;

- организовывать интерактивную коррекционно-развивающую среду, отвечающую образовательным потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья;

 - осуществлять коррекционно-педагогическую деятельность в условиях инклюзивного образования;

- осуществлять продуктивное взаимодействие с детьми с особыми образовательными потребностями, их родителями и другими участниками образовательного процесса;

 - консультировать родителей детей с особыми образовательными потребностями.

 Формы контроля обучения:

- устный опрос,

- письменное тестирование;

- контрольные работы;

- домашнее задание творческого характера;

-активность на занятиях (экспертное суждение).

Методы оценки результатов обучения:

- мониторинг роста творческой самостоятельности и навыков получения нового знания каждым обучающимся;

- накопительная система баллов, на основе которой выставляется итоговая отметка;

- традиционная система отметок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая отметка.

Промежуточная аттестация: дифференцированный зачёт.

Знать

- этапы становления системы инклюзивного образования в России и за рубежом;

 - государственную политику в области специального образования, нормативные акты, регламентирующие инклюзивное образование;

 - психолого-педагогические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья;

- модели, формы, современные технологии организации инклюзивного образования;

- о специальных образовательных условиях для детей с ограниченными возможностями в системе общего образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины Теория государства и права

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы СПО (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности 40.02.01 Право и организация социального обе...

Рабочая программа учебной дисциплины УД.01 Технология профессиональной деятельности

Рабочая программа учебной дисциплины УД.01 Технология профессиональной деятельности...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 14 Технология возделывания лекарственных растений для специальности СПО 35.02.05 Агрономия (базовая подготовка)

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.14 Технология возделывания лекарственных растений разработана в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта по специальности СПО 35.02.0...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования

Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Рабочая программа учебной дисциплины «Теория и история физической культуры» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (далее &ndash...